Испанская танцовщица фламенко. История танца фламенко. Где искать аутентичное фламенко

22.06.2019

В начале XV века на территории Андалусии зародилось искусство фламенко. Именно эта южная территория Испании стала местом сосуществования тогдашних изгоев – цыган, евреев и мавров. Эти народности сформировали свой уникальный мир, в котором смешались их культуры, в результате чего и появился «магический кристалл Андалусии» — именно так называют самобытный жанр фламенко.

Музыка и танцы для цыган – это воздух и вода, так не обходимые для жизни. Пластичность, гибкость, выразительность движений и темперамент, которые передаются из поколения в поколение, стали основой сегодняшнего фламенко.

Почему это искусство называется именно «фламенко», историки до сих пор ведут споры. Версий происхождения названия существует множество, например, есть мнение, что словом «фламенкос» обозначались цыгане, которые пришли на земли Испании через Германию, а со временем этим словом стали называться цыгане-исполнители или «певцы фламенко», считавшиеся эталоном музыкальности.

Согласно другой версии, слово «фламенко» произошло от латинского слова «flamma» («огонь», «пламя»), т.к. андалусские танцы и песни еще в те времена отличались огненным характером.

По еще одной гипотезе, название «фламенко» (так на испанском называется птица фламинго) связано именно с этой птицей, т.к. многие хореографические позиции имитируют позы величественного фламинго.

Но, несмотря на множество противоречивых версий, бесспорным фактом является то, что это искусство родилось в результате слияния музыкальных культур нескольких народов, каждый из которых потерял свою родину и утратил веру, но не утратил страсть и пылкости души, а также танец, песню и музыку, как жизненно необходимую часть бытия.

Развитие культуры фламенко

Назвать точную дату формирования фламенко, как вида искусства невозможно. Согласно историческим сведениям, достоверно можно сказать, что до начала XVIII века танец сопровождался только хлопками. XIX же век стал Золотой эпохой фламенко, когда исполнителей стали приглашать в дома знати и популярные таверны. А танец или песня стали сопровождаться виртуозом гитаристом.

Изначально, фламенко не выходило за пределы испанских домов, а вернее, за пределы patio – внутренних двориков, являвшихся традиционными местами общения соседей и членов семьи. Но постепенно, это искусство стало превращаться из закрытой в открытую культуру.

В местах временных цыганских поселений (они обычно располагались за городом) стали устраиваться открытые для всех желающих, фиесты фламенко. Постепенно без фламенко уже не обходилась практически ни одна таверна. Это искусство превратилось для исполнителей в ремесло, которым можно было зарабатывать на жизнь.

Первые café cantante (артистические кафе) с номерами фламенко появились в Севилье в 1842 году. С тех пор это искусство стало доступно для широкой публики. Между исполнителями начала расти конкуренция, способствовавшая развитию разнообразных исполнительских форм, стилей и жанров фламенко.

Однако в средине XIX века артистические кафе начали терять доходность, «выживали» лишь те заведения, в которых клиентам разрешалось самим выбирать репертуар. Таким образом, фламенко перестало быть душевным искусством, а стало простым бизнесом, держащимся на вкусах и предпочтениях тех, кто платит.

Большую популярность фламенко приобрело у богатой молодежи, которую, впрочем, восхищала только эстетическая сторона этого искусства, но никак не драма и боль, которые им движут. Фламенко стало частью развлекательной индустрии, продуктом массового потребления.

В начале ХХ века фламенко вышло на театральные сцены в виде профессиональных постановок, называвшихся ópera flamenco. Классические атрибуты фламенко – это танец и пение в сопровождении гитары, но постепенно гитара утратила свое традиционное значение, т.к. ее стали заменять оркестровым сопровождением. Выходя на более широкую аудиторию, фламенко было вынуждено адаптироваться под любую публику, стараясь ей понравиться.

Однако сохранилось в Испании и немало мест, где исполнители сберегли чистоту стиля и где продолжает звучать истинное «канте хондо».

Фламенко – крик души

Сегодня часто можно встретить объединение понятия «канте хондо» и «канте фламенко». Но исследователи фламенко не пришли к единому мнению о схожести или отличии этих понятий. Термин «Hondo» (андалузцы произносят «Jondo») используется для обозначения глубины (выразительности, эмоциональности) исполнения фламенко.

Чаще всего под пением хондо понимают манеру распевания фламенко различными исполнителями. «Канте фламенко» — это то, что поется, а «канте хондо» – это то, как поется и исполняется. Именно «канте хондо» считается первоисточником духа, трагичности и всеобъемлющего ощущения. Тогда как «канте фламенко» — это уже осовремененное искусство, которое уступает хондо по глубине чувств.

Основные атрибуты фламенко

Танец фламенко передает весь эмоциональный спектр исполнителя. В танце важно не столько мастерство танцора, сколько история, которую рассказывает исполнитель с помощью движений своего тела.

Самой характерной чертой фламенко является сапатеадо – ритмичное отбивание такта каблуками и подошвами ботинок по полу. Изначально сапатеадо исполняли только мужчины, а женское исполнение предполагало плавные движения рук. Сегодня различия между мужским и женским фламенко выражены не настолько ярко, хотя красота движений рук так и осталась женской прерогативой.

Кроме сапатеадо, обязательными элементами фламенко являются хлопки ладонями (пальмас) и щелканье пальцами (питос). Кастаньеты пришли в культуру фламенко позже, и сейчас используются наравне с традиционными приемами.

Костюм танцора фламенко состоит из темных брюк, широкого пояса, белой рубашки и короткой жилетки-болеро. Прообразом платья танцовщицы, называемого bata de cola, является традиционное цыганское платье, обычно длинное, украшенное многочисленными воланами и оборками. Если же женщина исполняет мужской фламенко, она надевает мужской костюм.

По своей сути, фламенко – танец одного исполнителя. Танцор не скован хореографическим сценарием, синхронностью движений и прочими «искусственными» условностями. Он всегда импровизирует, и в этом выражается дуэнде – игра с огнем, непостоянство, страсть, опасность, которые являются основой искусства фламенко.

Испания, Фламенко. Что же это за танцевальный стиль, который известен далеко за пределами своей Родины и не оставляет равнодушным никого… Зародившийся на юге Испании, в Андалусии, совмещая в себе эмоциональный танец, гитару, перкуссию и пение, фламенко завоевал души многих… Подробнее об истории возникновения фламенко читайте в этой статье…

Фламенко представлен множеством разновидностей, это танец, музыкальное сопровождение в виде гитары и перкуссии (кихон, кастаньеты и ритмическое битье в ладоши) и эмоциональное пение. С 2010 года этот танец имеет статус Всемирного Наследия (ЮНЕСКО).

Танцовщицу фламенко называют байлаора (bailaora), а традиционное платье, в котором она танцует- bata de cola (бата де кола), длина которого доходит до пола, с оборками и воланами, что напоминает одеяние цыганок. Подол платья изящно используется во время танца, как и шаль с длинными кистями, которая является важной частью женского танца фламенко. Байлаор (bailaor)-танцор фламенко, одет в белую рубашку с широким поясом и темные брюки.

История фламенко

Корни возникновения фламенко уходят в далекое прошлое- во времена правления мавров и появления цыган в Испании, однако, точную дату возникновения фламенко сказать сложно. Также считается, что на возникновение фламенко в своем классическом виде сыграли еврейская и христианская культуры, цыганская и испанская. Каждая культура привнесла что-то свое этот эмоциональный танец. А в 20 веке, фламенко впитало в себя кубинские мелодии, джазовые мотивы, а в танце появились некоторые элементы классического балета.

Существует две основные категории фламенко:

  1. Cante jondo (Канте хондо)-древнейшая ветвь фламенко. К ней относятся следующие формы фламенко(palos)- Toná, Soleá, Seguiriya, Fandango.
  2. Cante flamenco (Канте фламенко),к которой относятся alegrías, bulerías, farruca.

В той и другой категории присутствуют 3 вида-пение, гитара и танец, однако, в древних видах фламенко практически отсутствует музыкальное сопровождение. В современных же видах танца зачастую можно встретить разнообразие музыкальных инструментов- от скрипки до экзотических инструментов Латинской Америки, таких как Кахон, Дарбука, Бонго.

Фестивали фламенко.

Один раз в 2 года, в Севилье, можно посетить самый значимый фестиваль фламенко- Bienal de Flamenco, который начал проводиться с 1980 года. Однако, и по всей Испании ежегодно проходят и другие фестивали фламенко и гитары. Основные города проведения-это Кадис, Кордова, Херес,

Визитной карточкой Испании является именно фламенко. Тот, кто незнаком с этим искусством, тот не видел Испании.

Наибольшее количество центров, где можно ознакомиться с этим чарующим шоу находится в Барселоне.

Фламенко красочно иллюстрирует горячий темперамент каталонского народа – это страстное, взрывное, эмоциональное и яркое представление.

Стоит заметить, что долгое время фламенко считалось «закрытым искусством» и ознакомиться с ним могли единицы. Всеобщую доступность и славу культура обрела только в 18 веке, после прекращения преследований цыган.

Что такое фламенко?

Фламенко представляет собой гармоничное сочетание танца, музыки и песни. Более древним считается драматический стиль – cante.

Современным видом считается flamencocantechiko , то есть более легкая и простая версия.

В общей сложности существует больше 50 различных жанров фламенко, которые тесно переплетаются друг с другом.

Во фламенко сочетаются народные традиции и спектакль, чувства и эмоции, магия и огонь. Само шоу представляет собой комбинацию нескольких элементов.

Начинается оно с вступления гитары с перкуссией, под аккомпанемент которых кантаор поет чувственную песню. В это же время к артистам присоединяется танцовщица в ярком пышном платье, которая притопывает каблуками и создает заводной ритм.

Отбивание ритма ногой называется таконео

Такт могут задавать не только при помощи таконео (каблуков), но с помощью пальмас (хлопков в ладоши) и питос (щелчков пальцев).

Так как Барселона является своеобразным центром туризма в Испании, именно сюда со всех концов страны съезжаются талантливые артисты – исполнители фламенко.

Здоровая конкуренция благоприятно сказывается на качестве шоу – со временем увеличивается их размах и пафос.

Культура фламенко не стоит на месте, а постоянно развивается вместе с обществом. Это говорит о том, что интерес и истинное удовольствие могут получить не только те, кто сталкиваются с шоу впервые, но и его настоящие поклонники. У многих постоянных посетителей таблао каждое новое выступление продолжает вызывать мурашки по коже.

Стоит заметить, что долгое время фламенко считалось «закрытым искусством» и ознакомиться с ним могли единицы. Всеобщую доступность и славу шоу обрело только в 18 веке, после прекращения преследований цыган.

Где посмотреть фламенко в Барселоне

На протяжении трех столетий фламенко царствует в Барселоне. Здесь его можно увидеть как в специализированных элитных заведениях, так и в обычном ресторане.

Для простого ознакомления с этой древней культурой будет достаточно посещения стандартного кафе, в котором артисты дают представление бесплатно.

В полной мере оценить чувственность исполнителей и окунуться в море страсти можно только в специализированных местах, где выступают выпускники лучших школ фламенко.

Посмотреть фламенко можно в нескольких типах заведений:

1. В ресторане-театре . Здесь спектакль удобно сочетается с сытным ужином или легкими закусками. Зрители сидят за столиками, а на небольшом расстоянии от них располагаются подмостки, на которых разворачивается шоу.

Желательно в такие заведения приходить пораньше, чтобы успеть закончить трапезу до начала представления.

2. В специализированном зале . Обычно здесь проводятся небольшие по длительности выступления, предоставляющие возможность получить общее понятие о культуре фламенко.

3. В концертном зале . Зрители наблюдают за происходящим из зала, все события разворачиваются на сцене.

Действо похоже на поход в театр, но с возможностью вкусно покушать.

Настоящим ценителям искусства лучше отправиться в специализированное заведение, в котором выступают профессионалы. Такие места называются Таблао .

История таблао началась с 1988 года. Желательно за несколько дней записываться на представления по телефону либо заказывать билеты в режиме онлайн, так как к началу шоу в заведении может не оказаться свободных мест.

В некоторых таблао не предусматривается услуга позднего бронирования – владельцы заведения беспокоятся о том, что не успеют качественно обслужить гостя.

Условно заведения, в которых происходят выступления можно разделить на дорогие и бюджетные.

Места где высокие цены на просмотр фламенко

Дворец Фламенко в Барселоне (PalaciodelFlamenco) – это место, где можно познакомиться с этим шоу в его традиционном исполнении.

Билет на представление обойдется в 40 евро. Билет за эту цену позволяется выбрать себе в качестве бонуса стакан любого легкого напитка или сангрии.

На 15 евро дороже стоит билет, в дополнение к которому можно получить неплохой ужин.

Итак, чем дороже будет билет, тем разнообразнее будет предоставленное меню.

Максимальная стоимость билета – 90 евро. При желании можно отдельно заплатить за вход в VIPзону.

Еще один специализированный центр фламенко находится в музее под открытым небом — Испанской деревне . Темпераментные танцоры и музыканты позволят насладиться самым аутентичным представлением в Испании.

Желательно приехать туда за час до начала представления, так как входной билет (стоимость варьируется от 39 до 68 евро в зависимости от состава ужина) предоставляет возможность бесплатно изучить экспозиции музея.

Отдельно от представления билет в музей стоит порядка 15 евро.

Вообще, в Барселоне существует огромное количество специализированных мест – FlamencoCordobes (располагается в центре Барселоны), PatioAndaluzи многие другие. Стоимость входного билета на шоу может варьироваться от 25 до 75 евро.

На представление можно брать с собой ребенка – многие заведения включают в стоимость детского билета специальное сытное меню с напитками и мороженым.

Места где можно посмотреть фламенко и сэкономить

За умеренную стоимость можно насладиться фламенко в любой точке Барселоны. Так, в таблао FlamencoTarantos , расположенном на PlazaReal 17, можно как минимум получить первое впечатление о культуре фламенко.

Игра на гитаре входит в шоу фламенко

За вечер в таблао проводят 3 получасовых выступления. Билет на шоу стоит около 8 евро.

За умеренную плату можно в ресторане Nervion , расположенном по адресу C/Princesa-2.

Если в дополнение к шоу ограничиться одним напитком, стоимость входного билета составить всего 12 евро.

Искусство фламенко никого не оставит равнодушным. У многих туристов шоу оставляет неизгладимое впечатление на всю оставшуюся жизнь.

Если есть желание стать частичкой этой зажигательной андалузской культуры, можно посетить курсы фламенко в Барселоне.

В Барселоне можно взять урок фламенго

Необходимо учитывать, что занятия могут занять продолжительное время – около месяца.

В программу курсов могут входить самые различные варианты, включая групповые и индивидуальные занятия.

Обязательными элементами являются разминка, разучивание техники рук и ног, танцевальных позиций и поворотов. Желающих научат применять в танце кастаньету или веер.

Стоимость занятия может колебаться в пределах 30-40 евро. Тем, кто располагает временем, можно посетить 5-дневные экспресс-курсы стоимостью в 130 евро.

Выбирать место, где можно познакомиться с фламенко, необходимо в зависимости от финансовых возможностей и свободного времени. Как бы ни была распланирована поездка, нужно обязательно уделить внимание этому зажигательному представлению.

Прочитал сам - расскажи друзьям! Поставь like!

На вопрос, что такое фламенко, многие из нас, не задумываясь, сразу же ответят: испанский танец в платье в горошек. И будут правы лишь отчасти. Фламенко – это гораздо больше, чем просто танец. Это крик души, выход эмоциям. А эмоции можно выразить голосом, движением, игрой на музыкальных инструментах и даже взглядом.

Андалусия – плавильный котел, в который на протяжении веков попадали самые разные народы. А фламенко – «жалобная книга», где каждый из них оставил свою запись.
Арабы, изгнанные вон с земли, ставшей для них родиной; евреи, вынужденные принимать чужую веру, чтобы спасти жизнь; цыгане, подвергавшиеся постоянным гонениям... Им пришлось слиться с другой культурой, утратить традиции, приспособиться к новым реалиям. Их музыка стала скрытым протестом против несправедливости, жалобой на судьбу, тоской по утраченному... Так родилось фламенко.

Фольклорный образ жизнерадостной андалусской танцовщицы с ярким цветком в волосах – лишь внешняя, глянцевая сторона. Но послушав, о чем поется во фламенко, мы увидим другую сторону – совсем невеселую и драматичную.

Хотя истоки фламенко лежат еще в мавританской культуре, наибольшее влияние на его формирование оказали цыгане. Добравшись в XV в. до Андалусии, они по-своему переосмыслили местные музыкальные традиции.
Своеобразное пение – канте – живой диалог, общение, импровизация, «стержень» фламенко. Собравшиеся во дворе дома, больше похожего на лачугу, родственники и соседи делились горестями и радостями, пели о судьбе и свободе, тюрьме и смерти, любви и измене. Фламенко началось с канте, танец и гитарный аккомпанемент пришли позднее.

С задворков цыганских районов фламенко постепенно выходит на улицу. К концу XVIII в. оно уже звучит в тавернах и на постоялых дворах андалусских дорог. Появились профессиональные певцы – кантаоры, зарабатывавшие на жизнь душевным исполнением грустных песен. Их приглашают на свадьбы и другие семейные события.

В Севилье в 1842 г. открывается первое кафе, «специализирующееся» на фламенко. Вскоре такие кафе, названные кафе кантанте, уже повсюду и чрезвычайно популярны. Публика оценила страсть, с которой исполнялись песни, музыка нашла отклик в сердцах испанцев.

Кафе кантанте превращаются в своего рода творческие мастерские, где оттачиваются грани искусства фламенко, где оно поднимается на невиданные раньше вершины.
Конкуренция между певцами, танцорами и гитаристами способствовала развитию различных исполнительских стилей, жанров и форм внутри фламенко.
Возросла роль танца: теперь есть песни (атрас), специально предназначенные для танцевального сопровождения.

Эпоха кафе кантанте – золотой век фламенко. Все, что было создано тогда, является эталоном; все то, что было создано позже, уже не считается «чистым» фламенко.

Но к концу XIX в. кафе кантанте начинают приходить в упадок. Наибольший доход приносят те заведения, где клиенты сами диктуют репертуар по принципу «кто платит, тот и музыку заказывает». Ни о каком творческом росте исполнителей и речи быть не могло. Содержание песен опустилось до откровенной пошлости.

Канте перестало быть голосом души. Раньше кантаор был должен только себе и своему сердцу. Теперь его репертуар – «ширпотребная попса». Тексты песен фламенко превращаются в сплошную мелодраму о несчастной любви.
Уходят со сцены резкие и грубые голоса, уступая место более мелодичным и красивым. Этот перелом происходит в последние годы столетия.
Строгих правил в танце фламенко нет: танцовщицы импровизируют, вторя нахлынувшим чувствам.

Контингент слушателей тоже изменился. Родившись как музыка бедняков и вечных скитальцев, фламенко становится все больше популярным среди «золотой молодежи», которая поверхностно воспринимает только его эстетическую сторону, как жанр, не имеющий ни истории, ни драмы. Поселившись в больших городах, фламенко превращается в продукт массового потребления, в развлекательную индустрию.
Трансформация фламенко в зрелищный спектакль не могла не отразиться на его художественном уровне и чистоте стиля. Фламенко искало новую форму выражения и нашло ее на сценах больших театров и импровизированных площадках на аренах для боя быков. В истории фламенко началась новая эпоха – самая критикуемая за все время его существования.
Это направление получило название опера фламенка, было по-своему интересно, но глубина выражения фламенко потерялась, а вместе с ней и духовное содержание.

И на этом мы бы поставили жирную точку... Но уцелели места, где продолжало жить верное традиции канте. Многие исполнители стремились сохранить чистоту стиля. Они не были профессионалами и берегли свое мастерство лишь для себя и узкого круга ценителей.
Настоящее фламенко без случайной публики звучало в каком-нибудь трактирчике, его сила заключалась в способности кантаора самому наслаждаться своим пением и передавать всю его глубину слушателям. Отдавая при этом частичку себя. Благодаря таким кантаорам, канте сохранилось в своей традиционной форме и до наших дней.

Годом второго рождения фламенко можно назвать 1922-ой, когда группа энтузиастов организовала фестиваль канте хондо. Канте хондо – это особенно эмоционально выразительные, драматичные, экспрессивные песни. Фестиваль собрал подлинные напевы канте хондо, открыл новые таланты и возродил интерес к древнему искусству фламенко.
Профессионалов на фестиваль не пустили: истинный дух фламенко предполагает чувство, а не отточенное исполнение.

Романтическая Гранада оказалась идеальным местом для проведения фестиваля. Впервые о фламенко заговорили как о самостоятельном жанре и народном искусстве, а подобные смотр-конкурсы самодеятельности появились и в других городах.
По образу и подобию бывших кафе кантанте были созданы таблао – кафе или небольшие театры со сценой для представлений.
Пение – стержень фламенко. Но не нужно обижать вниманием и танец. Тем более, что именно он во всем мире служит одним из главных брендов Испании. И фламенко ассоциируется в первую очередь как раз с танцем, вернее, с классическим образом танцовщицы фламенко – байлаоры.Фирменная деталь образа байлаоры, известная нам по фильмам и книгам – bata de cola – традиционное платье до пола. Часто из разноцветного материала в горошек (хотя и не обязательно), украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стала одежда цыганок. Изящная игра с подолом – неотъемлемая составляющая представления.
Испанская шаль – важный атрибут женского танца фламенко. Шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, то ниспадает с плеч, рисуя силуэт большой и мятущейся птицы. Ну и, конечно, цветок в волосах.

Традиционная одежда танцора-мужчины – темные брюки, пояс и белая или темная рубашка с широкими рукавами. Короткая жилетка-болеро, называемая «чалеко», иногда надевается поверх рубашки. Если женщина исполняет мужской танец, она надевает мужской костюм.

Сапатеадо – ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу – характерная черта танца фламенко. Раньше сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами, поскольку такая техника требует немалой физической силы. И долго ассоциировалось с мужественностью. Женскому танцу были более свойственны движения рук, запястий и плеч.

Грациозные движения рук выражают чувства, подсознательно очень сильно влияя на общее восприятие танца зрителями. Своего рода гипноз.
Считается, что кастаньеты – обязательный элемент танца фламенко. Однако это не так: кастаньеты позаимствованы из классических испанских танцев. Наиболее чистые формы фламенко избегают использования кастаньет: они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.
Местная поговорка гласит: «Кто говорит о гитаре, говорит об Андалусии».

Магия фламенко – в триединстве гитары, песни и танца. Гитара здесь не просто аккомпаниатор, но творец так необходимой певцу атмосферы вдохновения.
Испания – родина гитары. В Андалусии она стала любимым народным инструментом еще в XIII в., но объединение певца кантаора с гитаристом токаором произошло лишь в начале XIX в.

На вечеринке, на улице или на площади, стоило у кого-нибудь в руках оказаться гитаре, как вокруг тотчас же собирался народ, готовый петь и танцевать. Гуляя по городу, всегда можно было встретить гитариста, окруженного танцующими людьми.

Стендаль писал: «Вот идет старик нищий, садится на лавку перед постоялым двором, настраивает свою гитару и принимается небрежно бренчать по струнам. Проходящая мимо служанка с кувшином на голове, услышав звуки гитары, сперва ступает размеренно в такт напева, затем начинает подпрыгивать, и, наконец, когда она поравнялась со слепым, она уже пляшет вовсю, поставив на землю кувшин с водой.
Погонщик мулов, пересекавший вдали двор, неся вьючное седло, также отложил свою ношу и в свою очередь принялся плясать. Таким образом, меньше чем через полчаса вокруг слепого гитариста танцевало 12 испанцев.
Им было мало дела до окружающих, ни проблеска галантности, каждый танцевал для собственного удовольствия». Такова загадочная испанская душа.

Большинство токаоров фламенко не обладают музыкальной грамотностью и не знают нот. Но благодаря врожденной музыкальности, они создают импровизации, затмевающие заранее отрепетированную игру «классиков».

Почему именно гитара стала главным инструментом во фламенко? А просто представим себе песню канте хондо, исполненную на пианино... На гитаре каждую ноту можно извлечь по-разному, гитарист создает их, следующая нота звучит уже не так, как предыдущая. Гитара в этом близка к человеческому голосу: она может говорить, петь, кричать... Она заставляет нас по-разному воспринимать одно и то же

Известен случай, когда Глинка приехал в Испанию познакомиться с народными напевами. Пообщавшись с одним из известных в то время токаоров, он захотел записать его произведения. Но из этого ничего не вышло: каждый раз, когда он просил повторить какую-нибудь фразу, гитарист всегда играл ее по-новому.

Токаоры нередко выступают и соло. Величайший гитарист современности Пако де Лусия поначалу аккомпанировал кантаорам, а затем стал выступать и самостоятельно.

Теперь давайте поговорим о том, где можно посмотреть и послушать фламенко. В отличие от корриды, здесь вариантов предостаточно. Арена не требуется, многочисленные творческие коллективы мобильны и вездесущи. И если вам лень искать фламенко, то оно само найдет вас. Прямо в отеле. В сезон «фламенко шоу» пару раз в неделю обязательно будет и в вашем. Только вот не стоит тратить на него свое драгоценное курортное время и смазывать впечатление. Пусть развлекают немецких пенсионеров. А мы с вами пойдем, извините, в таблао.

Как вы уже знаете, таблао – это такие кафе с небольшой сценой, где исполняют фламенко. Иногда весьма недурственно. На побережье их предостаточно, просто скажите таксисту магическую фразу «фламенко таблао». Гид тоже может подсказать, куда имеет смысл податься вечером. Ну и мы предложим несколько адресочков.

Малага «Vista Andalucia»
Avenida Los Guindos, 29
www.vistaandalucia.com
«El Tablao»
Calle Arenas, 1
Марбелья «Donde Maria»
Calle Vicente Blasco Ibanez, s/n
Tablao «Flamenco Ana Maria»
Plaza San Francisco, s/n
Торремолинос «Pepe Lopez»
Plaza de la Gamba Alegre
«Los Tarantos»
Avenida Playamar, 51
«La Carreta»
Urb. Eurosol, Local 93–95
Бенальмадена «Fortuna Show»
Это совсем не таблао, и не совсем фламенко. Испанский балет – действо красивое и эффектное, к посещению рекомендуемое.

Эмблема фестиваля фламенко в Севилье

Вдумчивые и уже теоретически подготовленные читатели заметят: так это наверняка тоже «лубок» для туристов. Изо дня в день играющие одно и тоже профи. А где же импровизация, на которой и строится фламенко? Где страдания и творческий полет?
Ну, во-первых, мы с вами туристы и есть. А во-вторых, для первого знакомства с искусством фламенко вполне достаточно. И ехать никуда далеко не надо.

Другое дело ферии – праздники и традиционные ярмарки, во время которых фламенко выходит на улицы. В буквальном смысле. Вот там и самодеятельность, и импровизация, и песни-пляски для собственного удовольствия.
Самая грандиозная ферия проходит в апреле в Севилье: столичный статус обязывает держать марку. А вообще, ферии есть даже в самом заштатном андалусском городке. Ведь как говорил классик, отдыхать – не работать.

Севилья Воскресенье после Пасхи и две недели далее.
Кордова С 19 по 27 мая.
Гранада Первая неделя июня.
Малага С 14 по 25 августа.
Ронда Первая неделя сентября.
Марбелья Неделя «вокруг» 11 июня.
Фуэнхирола Первая неделя октября.

Ну а если и ферии вас не порадуют – тогда прямая дорога не фестивали, смотры-конкурсы талантов, на которых действительно звучит настоящее фламенко.
Крупнейший фестиваль фламенко в Испании раз в два года проходит, естественно, в Севилье (www.bienal-flamenco.org). Со всего мира сюда съезжаются истинные любители фламенко, чтобы увидеть лучших байлаоров, кантаоров и токаоров. Событие настолько масштабное, что сопоставимо с олимпиадой в мире спорта. В 2008 г. фестиваль пройдет с 10 сентября по 11 октября. Повезет побывать – мы вам позавидуем.

Посмотреть расписание других фестивалей можно на сайте www.flamencofestival.info или www.flamenco-world.com – крупнейшем в интернете портале о фламенко.

Фламенко очень часто путают с севильяной – зажигательным народным испанским танцем. Многие считают, что это один из видов фламенко. Те же яркие платья, кастаньеты, розы в прическах... И на ярмарках чаще всего танцуют как раз севильяну. Но даже неискушенный в тонкостях хореографии зритель сразу увидит разницу: севильяна – парный танец с определенным «рисунком», а фламенко... состояние души.

Первое платье для танцев девочке в Андалусии могут купить уже в год. А всего за свою жизнь отдельные дамы умудряются сменить до 15 платьев стоимостью 300–700 €. И хотя пощеголять в них удается нечасто, преимущественно во время ярмарок, о потраченных деньгах никто не жалеет.

В статье использованы материалы
сайта flamenco-world.com и «Википедии» – свободной энциклопедии.

Фламенко - национальный испанский танец. Но это слишком простое и утрированное определение, ведь фламенко - это страсть, огонь, яркие эмоции и драматизм. Достаточно один раз увидеть эффектные и выразительные движения танцовщиц, чтобы забыть о счете времени. А музыка… Это отдельная история... Не будем вас томить - пора окунуться в историю и специфику этого танца.

История фламенко: боль изгнанных народов

Официальная дата рождения фламенко - 1785 год. Именно тогда Хуан Игнасио Гонсалес дель Кастильо, испанский драматург, впервые употребил слово «фламенко». Но это формальности. На самом деле история этого направления насчитывает более 10 веков, на протяжении которых культура Испании менялась и развивалась не без участия других национальностей. Предлагаем проникнуться атмосферой ушедших лет, чтобы лучше прочувствовать энергетику и характер танца.

Наше повествование начинается в далеком 711 году в древней Андалусии, расположенной в южной части Пиренейского полуострова. Сейчас это автономное испанское сообщество, а тогда власть на этой земле принадлежала вестготам, древнегерманскому племени. Устав от произвола правящей верхушки, население Андалусии обратилось за помощью к мусульманам. Так полуостров завоевали мавры или арабы, пришедшие из Северной Африки.


На протяжении более 700 лет территория древней Испании находилась в руках мавров. Им удалось превратить ее в самую прекрасную европейскую страну. Сюда стекались люди со всего континента, чтобы полюбоваться великолепной архитектурой, приобщиться к науке и понять утонченность восточной поэзии.

Не остается в стороне и развитие музыки. Персидские мотивы начинают овладевать умами жителей Андалусии, заставляя менять свои музыкальные и танцевальные традиции. Огромную роль в этом сыграл Абу-аль-Хасан-Али, багдадский музыкант и поэт. Искусствоведы видят в его творчестве первые следы фламенко и отдают ему право считаться отцом андалусской музыки.

В XV веке христианские государства, расположенные в северной части полуострова, начинают вытеснять арабов. Куда исчезли испанские мавры - тайна, разгадать которую историки пока не в силах. Несмотря на это, восточная культура стала частью мировоззрения людей, населявших Андалусию. Но для возникновения фламенко не хватает страданий еще одного гонимого по свету этноса - цыган.


Уставшие от постоянных скитаний, цыгане пришли на полуостров в 1425 году. Эти земли показались им раем, но местные власти испытывали неприязнь к чужеземцам и преследовали их. Все, что было связано с цыганами, признавалось преступным, включая танцы и музыку.

Кровопролитные гонения не помешали цыганскому фольклору объединиться с восточными традициями, которые уже к тому времени пустили корни среди местного населения Андалусии. Именно с этого момента начинает зарождаться фламенко - на стыке нескольких культур.

Куда ведет нас история дальше? В испанские таверны и пивные. Именно здесь местное население начинает исполнять чувственный танец, привлекая к нему все больше любопытных глаз. Пока фламенко существует только для узкого круга людей. Но примерно в середине XIX века стиль выходит на улицу. Уличные представления или фиесты теперь не обходятся без страстных и эмоциональных танцевальных движений фламенко.

А далее танец ждет профессиональная сцена. Фламенкологи отмечают, что пик жанра приходится на вторую половину XIX века, когда испанское население было без ума от творчества певца Сильверио Франконетти. Но век танца был быстротечен. Уже к концу столетия фламенко превратилось в обычное развлечение в глазах молодежи. История танца, наполненная страданиями и болью различных народностей, осталась на задворках.

Приравнять фламенко к низкопробному искусству, позволить жанру навсегда покинуть уютные улочки Испании не позволили музыкант Федерико Гарсия Лорка и поэт Мануэль де Фалья. С их легкой подачи в 1922 году состоялся первый фестиваль андалусского народного пения, где звучали любимые многими испанцами мелодии.

Годом ранее фламенко стало частью русского балета благодаря Сергею Дягилеву . Он организовал представление для парижской общественности, чем помог стилю выйти за пределы Испании.

Что представляет собой фламенко сейчас? Бесконечное число разновидностей, в которых можно разглядеть черты джаза, румбы, ча-ча-ча и других танцевальных направлений. Стремление объединять в себе различные культуры никуда не исчезло, как и основа фламенко - чувственность и страсть.


Что же такое фламенко?

Фламенко - это искусство, в котором равноценное значение принадлежит трем составляющим: танцу (байле), песне (канте) и гитарному сопровождению (ток). Эти части не отделимы друг от друга, если мы говорим о драматической разновидности стиля.

Почему именно гитара стала главным музыкальным инструментом? Потому что на ней хорошо играли цыгане, чьи традиции стали неотъемлемой частью испанской культуры. Гитара фламенко очень похожа на классическую, правда весит она меньше и выглядит компактнее. За счет этого звук получается более острым и ритмичным, что и требуется для настоящего исполнения фламенко.

Что в этом стиле первично, байле или канте, танец или песня? Те, кто едва знаком с фламенко, скажут, что байле. На самом деле, главную роль играет песня, которая подчиняется четким музыкальным правилам. Танец выступает как обрамление. Он дополняет чувственную составляющую мелодии, помогает пересказать историю с помощью языка тела.

Сложно ли научиться танцевать фламенко? Просматривая видеозаписи, где девушки эффектно взмахивают руками, ритмично стучат каблуками, кажется, что все просто. Но, чтобы освоить базовые движения жанра, человеку без должной физической подготовки придется приложить старания. Очень устают кисти рук, и возникают трудности с удержанием равновесия.

Что интересно: танец фламенко - это чистая импровизация. Исполнительница просто пытается соблюсти ритм музыки, совершая разнообразные хореографические элементы. Чтобы научиться танцевать фламенко, требуется прочувствовать культуру Испании.

Перечислим характерные движения, которые не позволят вам спутать фламенко ни с одним танцевальным направлением:

    выразительная пластика рук, особенно кистей;

    дробь каблуками;

    резкие выпады и повороты;

    хлопки и прищелкиваниями пальцами, что делает музыку еще ритмичнее и энергичнее.





Интересные факты

  • Существует целая наука по изучению фламенко. Она так и называется - фламенкология. Ее появлению мы обязаны Гонсалесу Клименту, который в 1955 году выпустил одноименную книгу. А через два года в испанском городе Херес-де-ла-Фронтере было открыто отделение фламенкологии.
  • Шестиструнная гитара - национальный испанский инструмент, без которого немыслимо исполнение фламенко.

    Традиционный женский костюм исполнительницы фламенко - длинное платье в пол или bata de cola. Его обязательные элементы - облегающий лиф, множество оборок и воланов по краю юбки и рукавов. За счет особенностей кроя и получаются эффектные движения во время танца. Ничего не напоминает? Одежда была позаимствована у цыганок и стала символом женственности и притягательности.

    Фламенко невольно ассоциируется с красным цветом. Но профессиональные танцоры видят в этом лишь национальный стереотип. Откуда появился миф о танце, окрашенном в красный? Из названия стиля. В переводе с латинского «flamma» означает пламя, огонь. Эти понятия неизменно связывают именно с оттенками красного. Также параллели проводятся с фламинго, название которых так созвучно страстному танцу.

    Еще один стереотип связан с кастаньетами . Это ударный инструмент в виде двух вогнутых пластин, который надевают на руки. Да, их звук отчетливо слышен во время танца. Да, их используют танцовщицы. Но в традиционном фламенко руки девушек должны быть свободны. Откуда тогда появилась традиция танцевать именно с кастаньетами? Благодаря публике, которая с восторгом приняла использование этого музыкального инструмента.

    Характер стиля во многом определяет и обувь танцоров. Носок и каблук туфель специально подбивают маленькими гвоздиками, чтобы получить характерное звучание во время исполнения дроби. Не зря фламенко считают прообразом чечетки .

    Испанский город Севилья считается одним из значимых в развитии фламенко. Здесь находится музей, посвященный этому танцу. Открыла его Кристина Ойос, известная танцовщица. Популярен этот город и благодаря литературным персонажам: Дон Кихоту и Кармен .

    С именами каких танцовщиц ассоциируется фламенко? Это, безусловно, Антония Мерсе-и-Луки, Кармен Амайя, Мерседес Руис и Магдалена Седа.

Популярные мелодии в ритмах фламенко


«Como El Agua» в исполнении Камарона де ла Ислы. Этот испанский певец с цыганскими корнями считается самым известным исполнителем фламенко, поэтому обойти его творчество стороной невозможно. Представленная песня была записана в начале 80-х годов прошлого века и завоевала любовь публики любовной лирикой и эмоционально-напряженным голосом Камарона.

«Como El Agua» (слушать)

«Macarena» или известная многим «Макарена» - еще один яркий «представитель» жанра фламенко, хотя изначально песня была преподнесена как румба. Композиция принадлежит творчеству испанского дуэта Los del Río, который представил ее на суд публике в 1993 году. Вслед за танцевальной музыкой возник одноименный танец. Кстати, название песни - это имя дочери Антонио Ромеро, одного из участников дуэта.

«Macarena» (слушать)

«Entre dos aguas» - это история, рассказанная с помощью гитары. Никаких слов, одна музыка. Ее создатель - Пако де Лусия, известный гитарист-виртуоз в чьих руках традиционный испанский инструмент начинал звучать особенно мелодично и красиво. Композиция была записана в 70-х года и не теряет актуальность среди поклонников жанра до сих пор. Некоторые признаются, что прониклись фламенко именно благодаря творчеству Пако.

«Entre dos aguas» (слушать)

«Cuando te beso» - это яркая и зажигательная песня в исполнении не менее яркой испанки Ниньи Пастори. Женщина начала петь в возрасте 4 лет и с этого момента не расстается с музыкой и фламенко, не боясь совмещать жанр с современными ритмами.

«Cuando te beso» (слушать)

«Pokito a Poko» - одна из известных композиций испанской группы Chambao. Чем примечательно их творчество? Ее участники соединили фламенко с электронной музыкой, это и обеспечило популярность трио. Представленная песня завораживает красивым вокалом, легкой и волнительной мелодией и страстными танцами, которые представлены в клипе.

«Pokito a Poko» (слушать)

Фламенко и кино

Хотите ближе познакомиться с искусством фламенко? Предлагаем выделить несколько вечеров на просмотр фильмов, в которых главная роль принадлежит именно этому танцу.

    «Фламенко» (2010) рассказывает об истории стиля глазами известных танцоров. Кино снято в документальном жанре.

    «Лола» (2007) повествует о жизни Лоле Флорес, которая запомнилась публике своей страстью к исполнению фламенко.

    «Белоснежка» (2012) - это черно-белое немое кино, где весь драматизм выражен с помощью танца.

Фламенко - это больше, чем танец и музыка. Это история, наполненная любовью, яркими эмоциями и желанием чувствовать себя свободным от условностей и жестких рамок.

Видео: смотреть Фламенко