Гитара. Подбор аккомпанемента на слух - Н. Птиченко. Гитарный аккомпанемент на синтезаторе

28.04.2019

Начинающие гитаристы, услышав новую песню, нередко задаются вопросом: каким перебором играется аккомпанемент? Или каким лучше перебором сыграть композицию, если речь идёт об аранжировке для одной гитары?

Однозначно ответить на эти вопросы нельзя. В большей степени выбор будет зависеть от художественного вкуса и индивидуального стиля исполнителя. Вариантов этого способа звукоизвлечения великое множество.

Гитарист должен регулярно пополнять свой музыкальный арсенал различными видами переборов. Чем их больше у исполнителя, тем лучше, тем красивей и оригинальней будут звучать аккорды песни. Кроме этого значительно расширяются средства выразительности для более тонкой передачи настроения и эмоций слушателю.

Так, например, великий итальянский гитарист М.Джулиани в своё время разработал 120 переборов. Они представлены в виде отдельных упражнений и разбиты на 10 отдельных групп. Эти достижения великого мастера, несомненно, заслуживают похвалы и представляются плодотворной почвой для взращивания своих идей.

Немного теории перед занятием

Что же такое перебор с точки зрения музыкальной теории? Это арпеджио – поочерёдное извлечение звуков аккорда: от самой низкой ноты, к самой высокой (восходящее) и наоборот (нисходящее). Звуки аккорда могут варьироваться в своей очерёдности.

В рамках этой статьи будут рассматриваться самые распространённые и простые в исполнении виды арпеджио, применяемые в гитарном аккомпанементе.

В упражнениях возле каждой ноты арпеджио стоит обозначение, указывающее каким пальцем правой руки необходимо извлечь ноту. Со всей схемой можно ознакомиться на рисунке с рукой.

Чтобы быстро запомнить соответствие латинских букв к каждому пальцу, нужно их условно соединить в одно слово pimac и как бы побуквенно проговаривать, мысленно перебирая пальцы, начиная от большого.

В некоторых упражнениях встречаются аккорды со сложными буквенно-цифровыми обозначениями – не обращайте внимания, если они будут сложны для восприятия, к этой теме можно будет вернуться позже, сейчас главная задача – освоение видов перебора. Все аккорды просты в исполнении и не представляют особой сложности.

Виды переборов на гитаре (арпеджио)

Простой перебор из 3-х звуков.

В этом виде арпеджио задействовано всего лишь три струны. Предварительно нужно проанализировать какую ноту, каким пальцем играть. Нужно строго придерживаться аппликатуры правой руки. Сначала перебор отрабатывается на открытых струнах, это позволяет больше сконцентрироваться на оттачивании техники. Почувствовав уверенность, можно уже проигрывать этим перебором аккордовые последовательности.

Не забываем про репризы – повтор 1и 2 тактов, 3и 4, 5 и 6. В гитарных сетках указана аппликатура правой руки.

Простой перебор из 4-х звуков.

Играется очень просто – басовая струна, и поочередное перебирание струн, начиная с третей до первой и обратно. Этот вид арпеджио, несмотря на всю тривиальность, может довольно эффектно звучать. Ярким примером является аккомпанемент во втором куплете красивейшей блюзовой баллады Гарри Мура – still got the blues. Посмотрите видео с этой музыкой:

Освоившись на открытых струнах, можно приступать к проигрыванию аккордов:

Два небольших упражнения в до мажоре и ля миноре

Перебор на отдалённых струнах

Освоение этого вида арпеджио может поначалу показаться неимоверно сложным. Хотя при детальном рассмотрении ничего в нём сверхсложного нет. Первые четыре звука этого перебора не что иное, как перебор рассмотренный в первом упражнении, затем идёт звукоизвлечение на первой струне, и снова 3,2 и опять 3 струна. Играть это арпеджио, нужно начиная с очень медленного темпа, контролируя очередность извлечения звуков соответствующими пальцами.

Перебор с одновременным защипыванием 3-х струн в темпе вальса

Пальцы i,m,a, как бы предварительно закладываются за струны, в таком соответствии i -3 ,m -2, a -1 (но звук пока не извлекается). Затем удар по басовой струне и одновременное защипывание тремя пальцами. Ритмично на счёт – раз, два, три – раз, два, три – и т.д.

Обратите внимание, как попеременно в каждом такте меняется басовая струна, имитируя партию баса:

Перебор с одновременным защипыванием 2-х струн в темпе 2/4

Этот вид арпеджио очень часто используется в классических романсах. Одновременно защипывается 2 и 1 струна. Как видите, часто виды переборов и их выбор зависят именно от того, к какому жанру относится та или иная песня. Кое-что про жанры можно почитать здесь – “ “. А вот вариант этого перебора в ля миноре:

С увеличением исполнительского опыта, чёткие грани в понятии “вид перебора” стираются, каждый аккорд в песне могут подчёркивать разные штрихи. Арпеджио может растягиваться на несколько тактов и ритмически преобразовываться, выражая характер темы.

Упражнения по отработке арпеджио не нужно играть механически и бессмысленно. В медленном темпе, равномерно выдерживая размер – сначала на открытых струнах и затем с аккордами. Последовательности в упражнениях это всего лишь примеры, арпеджио можно играть произвольно, понравившейся гармонии.

Если вы хотите пройти полный курс по игре на гитаре, то вам сюда:

Красивых переборов и оригинального звучания!

Бесплатная программа - автоаккомпаниатор. Будет полезна для тех, кто занимается музыкой и нуждается в ритмическом аккомпанементе.

Галерея скриншотов

По себе других не судят, но я осмелюсь предположить, что любой музыкант хоть раз в жизни хотел бы поиграть не один, а с коллективом. У меня, например, своеобразная "мечта идиота" собрать свой биг-бэнд:) Но на деле часто выходит так, что организовать даже небольшую группу просто не из кого...

Выход из ситуации всегда есть! В качестве помощника в своих музыкальных делах Вы смело можете взять обычный компьютер. Благо, программ для него имеется предостаточно: хотите, пишите музыку по нотам , а не знаете нот, то можно и без них , в принципе, обойтись, достаточно только визуально ориентироваться в клавиатуре фортепиано.

Но полностью писать все партии инструментов в таких программах довольно долго... А хотелось бы так, как с реальным ансамблем: даешь аккорды и через пару минут все уже играют то, что нужно. И, оказывается, такие программы тоже есть, но бесплатные среди них - редкость:(

До недавнего времени можно было использовать программу ChordPulse Lite. Её, даже урезанного, функционала вполне хватало для того, чтобы быстро создать ритм-секцию мелодии в нужном стиле. Однако, на сегодняшний день Lite-версию упразднили, заменив полностью бесплатным, но чрезвычайно "куцым" вариантом, в котором доступно всего 4 аккорда - 4 Chord Songs .

Может, кому-то четырех аккордов и хватит, но мне этого мало:) И я решил, как всегда, попытаться найти альтернативу. Результатом поиска стала, внезапно:), программа от Microsoft - Songsmith (Academic Edition) .

Вообще программа платная и стоит почти 30 баксов... Но, если Вы - преподаватель или студент, то у Вас есть возможность использовать ее безвозмездно, то есть, даром. Естественно, что ради халявы мы можем назваться, хоть космонавтами:) Но и этого делать не нужно! Поскольку программа не обновляется уже с 2012 года, Microsoft приостановила её продажи. Теперь, по сути доступна либо демо-версия на официальном сайте, либо описанная на данной странице полнофункциональная редакция "для учителей и студентов" :)

Сравнение c автоаккомпаниатором ChordPulse

Программа для своей работы использует реалистично звучащие стили, которые были созданы разработчиками известной программы-автоаккомпаниатора Band-In-A-Box , поэтому звучание получаемой ритм-секции, практически, не уступает оному в ChordPulse. Однако, различия у программ имеются и довольно серьезные. Предлагаю сравнить Songsmith и, теперь уже полностью платный, ChordPulse:

Итак, немного проанализируем плюсы и минусы обеих программ. Несомненным, и огромным, плюсом ChordPulse является большое количество стилей (более 100 штук, а в бесплатной версии всего - 24). Однако, свой "козырь" имеется и у Songsmith:) Эта программа позволяет нам вводить аккорды как вручную (при помощи мышки или клавиатуры), так и посредством простого напевания мелодии в микрофон! Программа автоматически подберет нужные аккорды по Вашему голосу - главное спеть более-менее точно:)

Готовую мелодию в Songsmith Вы можете сохранить, как в виде MIDI-файла , так и сразу в аудиофайл формата WAV или WMA, причем, даже с вокалом!

Но, на любую бочка меда найдется своя доля дёгтя... В Songsmith таким дёгтем является отсутствие функции циклического воспроизведения мелодии (хотя есть хитрый способ обойти эту проблему:)), а также возможность использовать в одном такте не более двух аккордов (в ChordPulse можно делить на четверти). Плюс ко всему, выяснилось, что Songsmith не всегда корректно работает с микрофоном... Возможно, это связано с тем, что у меня стоит Windows 8, но временами программа просто ничего не записывала при попытке напеть мелодию в микрофон (ручной вариант ввода работал всегда).

Установка автоаккомпаниатора

Чтобы установить программу легально Вам, как уже говорилось выше, нужно зарегистрироваться в проекте для учителей от Microsoft. Однако в ознакомительных целях программу можно скачать и прямо с нашего сайта;)

Инсталлятор Songsmith поставляется в виде MSI-файла, который ничем не отличается от традиционных EXE-установщиков. Запускаем его и всё время жмем "Next" - больше от нас ничего не требуется:) Единственный нюанс - установка может немного затянуться, если у Вас на компьютере нет библиотек.NET Framework 3.0 (или выше) и хотфикса для Windows Presentation Foundation. Все эти компоненты, в случае их отсутствия будут автоматически скачаны и установлены.

Когда всё будет готово, можно запускать программу и начинать ею пользоваться.

Мастер подготовки проекта Songsmith

При каждом запуске Songsmith будет открывать нам специальный мастер подготовки проекта (если только мы не отключим его в настройках), который позволит нам в пошаговом режиме быстро подготовиться к созданию аккомпанемента:

В стартовом окне у нас будет возможность выбрать создание новой песни ("New Song"), перейти к последнему редактированному проекту и включить одну из трех демо-записей. Ниже будет флажок "Preview Selected Starting Point". Если его снять, то в Songsmith при выборе того или иного пункта в мастере не будет воспроизводиться демонстрация выбранного пункта.

Если Вы опытный пользователь, то можете отказаться от работы с мастером вообще, нажав кнопку "Cancel" внизу по центру. Но для ознакомления все же пройдемся по пунктам помощника, нажав кнопку "Next":

Первым шагом на пути к созданию аккомпанимента будет настройка стилей. Здесь при помощи верньера или кнопок по бокам от него Вы сможете выбрать один из доступных 30 стилей разных музыкальных направлений. Здесь советую обратить на панельку справа от переключателя стилей. У Вас есть возможность выбрать настроение ("Style Mood") мелодии (по умолчанию стоит "Light" (легкий), но есть еще и "Lively" (живой), а также включить отображение дополнительной информации о стиле ("Show Style Details").

В принципе, больше ничего интересного здесь нет, поэтому жмем еще раз кнопку "Next" и переходим к настройке темпа:

Это - последнее окно мастера настроек и здесь, кроме, собственно, темпа, настраивать больше нечего:). Скорость воспроизведения по традиции измеряется в ударах за минуту (BPM) и регулируется верньером или кнопками "вверх-вниз" справа. После того, как подберете нужный темп, жмем кнопку "Finish" и начинаем изучение самой рабочей области программы.

Интерфейс Songsmith довольно прост и, как и в ChordPulse, состоит, по сути, из одного единственного рабочего окна, разбитого на зоны:

Весь интерфейс можно разделить на три большие зоны:

  1. Верхняя панель управления . Здесь собраны глобальные кнопки управления проектом, такие, как создание, загрузка и сохранение, панель записи и воспроизведения, а также отмены, очистки рабочей области и настроек.
  2. Рабочая зона . Это область в центре окна программы, в которой будет отображаться наша мелодия в виде тактов и аккордов на них.
  3. Нижняя панель инструментов . Это самая пестрая и насыщенная часть интерфейса Songsmith. Здесь находятся настройки стиля (жанр, настроение и уровень "джазовости" аккордов), тактов (количество аккордов на такт и кнопки добавления/удаления тактов), темпа (ползунок не будет работать, если Вы задали темп через мастер настроек) и уровня звука (индикатор уровня записи, регуляторы громкости вокала и общей громкости, а также микшер виртуальных инструментов).

Перед тем как начать работу с программой, желательно ознакомиться с настройками и подогнать их под свои нужды.

Попасть в настройки можно, нажав кнопку "Options" в правом верхнем углу:

Поскольку здесь все на английском, думаю, стоит обратить внимание на некоторые пункты и перевести их. Итак:

  • Count-In Bars (вступительные такты). По сути, это счет, отбиваемый обычно барабанными палочками, чтобы группа могла настроиться на нужный ритм. По умолчанию стоит один, но, в программе Вы можете не успеть быстро настроиться за один такт, поэтому, можно увеличить это число;
  • Include "Ending" Bars (включать финальные такты). По музыкальному это называется "кода", то есть один или несколько тактов в самом конце Вашей мелодии. В Songsmith - это два добавочных такта в самом конце, которые не всчитываются в длительность песни, но служат для "оживления" ее концовки;
  • Drum Style for Recording Backing Track (стиль ударных). В данной программе мы можем разнообразить ритм своей песни, использовав стиль ударной партии, отличный от текущего основного стиля;
  • Open "New Song Starter" at Start-up (использовать мастер настроек при запуске). Данный пункт позволяет отключить постоянно надоедающего помощника создания новой мелодии при включении программы.

Также советую нажать на кнопку "Microphone Configuration" и настроить чувствительность микрофона.

Создание аккомпанемента

Выходим из настроек и теперь у нас все готово для работы. Если у Вас есть микрофон, то включите его, желательно, оденьте наушники и нажмите красную кнопку записи по центру. Прозвучит такт (или больше) вступительного счета, после которого можете начинать петь - начнется запись. Для завершения записи нажмите кнопку "Стоп" в виде черного квадрата на верхней панели. Должно получиться что-то похожее на следующий скриншот:

Я создавал быструю песню с динамически изменяющейся мелодией, поэтому установил максимально возможное в программе деление такта на два (по умолчанию идет один аккорд на такт). Это нужно задавать заранее, поскольку потом при изменении разбивки, сместится вся мелодия.

Попробуйте запустить воспроизведение (кнопка с зеленым треугольником) и оценить качество подбора аккордов под то, что Вы напели. Здесь есть нюанс. Мелодию Вы можете получить и без микрофона, но это будет стандартная импровизация программы вокруг заданной по умолчанию тональности (у меня это ре мажор). В любом случае, алгоритмы синтеза музыки далеко не совершенны, поэтому готовая песня почти всегда требует правки аккордов.

Правка аккордов

Работать с аккордами в Songsmith можно двумя способами: при помощи прямого ввода с клавиатуры и с помощью мышки и системы меню. Для ввода с клавиатуры Вам достаточно выделить такт, в котором нужно что-то изменить и просто ввести новое буквенное обозначение для нужного Вам аккорда. Управление же мышью сводится к вызову меню (стрелочка вниз справа) и выбору нужного пункта. Их там всего четыре (см. предыдущий скриншот):

  1. Lock (запереть) - функция позволяющая защитить выбранный аккорд от правок (например, при переписывании мелодии с наложением второго голоса;
  2. Edit (править) - собственно, вход в меню правки аккорда;
  3. Suggest (предложить) - выпадающее меню, в котором содержится небольшой список рекомендуемых альтернативных аккордов для текущей тональности;
  4. Clear (очистить) - позволяет удалить аккорд с выбранного такта.

Для изменения аккорда Вы можете использовать один из рекомендованных в разделе "Suggest", но не факт, что программа включит в этот список именно нужное нам трезвучие. Поэтому, чаще всего приходится, либо вводить с клавиатуры (если Вы хорошо разбираетесь в нотации), либо пользоваться меню "Edit":

Окно правки аккордов довольно простое и состоит из двух строк. Первая строка - "Simple Chord" - позволяет мышкой в первом списке выбрать тонику аккорда, а во втором его конфигурацию (минор, мажор, септаккорд и т.д.). Если же Вам нужно добавить сложный аккорд с измененным басом и надстройками, то Вам следует вручную ввести его в поле "Complex Chord". Флажок же "Automatically play chord" позволяет сразу же прослушивать звучание выбранного аккорда.

Вроде бы все просто, однако есть несколько секретов. Вы можете разнообразить ритм за счет добавления различных пауз в нужных местах. Делается это при помощи добавления к текущему аккорду определенного количества точек. Например, Вы можете написать так: "C..." Это будет означать, что аккорд До мажор прозвучит только на одну четверть, а после него оставшиеся три четверти такта будет пауза (частый прием в рок-н-роллах).

Но и это еще не все:) При необходимости Вы можете оставлять некоторые инструменты играть дальше, когда все остальные молчат! В тех же рок-н-роллах часто первую долю играют все вместе, а во время паузы звучат только ударные (или ударные и бас). Сделать это можно, указав, какие инструменты должны звучать. Например, применительно к упомянутому выше приему, мы можем применить такую запись: "Cd...". Это означает, что наш до мажор звучит так же только одну четверть такта, но во время паузы продолжают играть ударные (сокр. от drums - ударные).

По аналогии так же можно управлять остальными инструментами, используя первую букву их английского названия:

  • d (drums) - ударные;
  • b (bass) - бас;
  • k (keyboard) - клавишные;
  • g (guitar) - гитара;
  • s (strings) - стринги (струнные или синтезатор в зависимости от стиля).

Настройка инструментов

Последним штрихом при создании Вашей мелодии может стать изменение стандартного для данного стиля набора инструментов и настройка их громкости. Сделать это можно, нажав на кнопку "Mixer" в правом нижнем углу:

В открывшемся окне Вы найдете пять секций для разных типов инструментов. При помощи выпадающего списка Вы сможете выбрать вариант инструмента, а полозком справа отрегулировать громкость его звучания. Под списком инструментов есть возможность выбрать настроение, "легкое" (по умолчанию) или "живое" (более энергичное и напористое).

А теперь самый главный секрет:). В Songsmith нет функции зацикленного воспроизведения мелодии, однако, если Вы в режиме микшера активируете опцию "Preview Instrument Changes" (в самом верху), то по окончанию воспроизведения песня начнет играть снова по кругу. Правда, в начале она будет на долю секунды прерываться, но это не сильно критично, главное, что, по сути, мы получаем музыку нон-стоп, под которую можно импровизировать хоть до бесконечности:)

Варианты сохранения готовых проектов

Теперь, когда песня написана, мы вволю наигрались и хотим выключить программу, не мешало бы сохранить все, что мы насочиняли. Для этого нажмите на кнопку "Save Song" на верхней панели управления и выберите тип сохранения:

По умолчанию нажатие на кнопку сохраняет проект в виде файла в формате.songsmith для последующего открытия в программе. Однако. если нажать на стрелочку вниз справа от самой кнопки, то мы попадем в меню, где есть еще и функция экспорта нашей работы в звуковой файл.

Экспортировать мы можем на выбор либо в аудиофайл в формате WMA или WAV (будет сохранена и вокальная партия), либо в MIDI для последующей правки и доводки в MIDI-редакторе (вокал не сохраняется). Также в самом низу есть еще одна опция, которая позволяет экспортировать нашу запись напрямую в Windows Movie Maker (опять же в формате WMA), но она вряд ли Вам пригодится:) После выбора всех параметров остается только нажать кнопку "Export".

Достоинства и недостатки Songsmith

  • хорошая подборка стилей на любой случай;
  • распознавание мелодии при помощи микрофона;
  • возможность настройки ритмового рисунка и вариаций наборов инструментов;
  • сохранение проекта в аудио и MIDI-файлы;
  • возможность ручного ввода аккордов (в т.ч. сложных) даже без микрофона.
  • для легального использования требует регистрации в преподавательской сети MicroSoft;
  • нет возможности править стили и создавать свои;
  • нет возможности разбивать такт более, чем на 2 части;
  • не предусмотрена функция зацикленного воспроизведения (частично решается в режиме микшера);
  • не всегда корректно работает с микрофоном (возможно, баг в Windows 8.1 x64).

Выводы

Программа позиционируется Майкрософтом, как универсальный инструмент для творчества. Они утверждают, что с Songsmith Вы сможете написать свою уникальную и неповторимую песню. Однако, это несколько преувеличено:) Да, программа, в отличие от аналогов, дает нам некоторую степень свободы в выборе инструментов и расстановке акцентов, но, увы, не более того:(Всё равно, править "вшитые" стили под себя мы не можем.

Впрочем, этого делать и не нужно. Стандартного набора стилей Вам хватит для создания простых тренировочных минусовок практически в любом направлении современной музыки. Вы сможете довольно быстро записывать партии фоновой музыки нужного жанра и оттачивать с их помощью свои вокальные или инструментальные навыки, занимаясь, как будто, с реальным ансамблем. А что ещё нужно музыканту для счастья?!! :)

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

P.P.S. Если Вам требуется больше контроля над процессом синтезирования мелодии к Вашим музыкальным произведениям, тогда попробуйте воспользоваться следующей программой для написания MIDI-партитур с нуля:
Создание MIDI мелодии Anvil Studio: https://www..php

АККОМПАНЕМЕНТ

Если вы попали на эту страницу по запросу, связанному с гитарным аккомпанементом, то советовал бы, для начала, ознакомиться с текстом на главной странице. Не исключено, после прочтения вам захочется овладеть всем миром под названием "Гитара", вместо того, чтобы довольствоваться его крохами, представленными на этой странице.

Мысли по поводу…

Тот материал, с которым вы могли ознакомиться на данной странице, безусловно, принесёт большую пользу гитаристам, заинтересованным в повышении качества аккомпанемента. Но он не предназначен для обучения игре на гитаре в высоком смысле этого слова. Не предназначен потому, что в нём не содержится сведений о правильном приложении рук к инструменту; нет упражнений, развивающих силу пальцев рук, их выносливость и скоростные характеристики. В общем, нет азов.

Поэтому, если вы намерены с помощью этого материала (или любого другого, связанного с аккомпанементом "боем" или "перебором") учиться гитаре играя песни, советую одуматься. Знаю-знаю, сами умные и так далее… Но вдумайтесь, вы ещё ничего не знаете о гитаре. Не знаете как обустроить её для комфортных занятий; как избежать болевых ощущений на начальном этапе; как заставить слушаться собственные пальцы, упорно не желающие занимать нужное место на струнах; как освоить гитарные приёмы "баррэ" и "арпеджио" – сколь основные, столь и по своему трудные, – без которых не обходится ни одна мало-мальски продвинутая песня. Значит, если вам и удастся начать занятия, то на освоение каждой песни будете тратить гигантское время, и за годы труда наберёте весьма скудный репертуар сомнительного качества. И главное, привычка располагать руки не так, как нужно, а так, как хочется, не позволит совершенствовать свою игру. Совершенствовать не в плане развития аккордовой техники или действий правой руки, отвечающей, при условии стандартного расположения гитары, за извлечение звука, а в развитии навыков сольной игры. Спросите, зачем нужен этот навык? Во-первых, затем, что, если вы человек молодой, не ясно ещё, что вам захочется в дальнейшем больше: петь под гитару или просто играть на ней. Во-вторых, у вас может попросту не оказаться голоса, а расстаться с гитарой будете не в силах. В-третьих, чтобы суметь сыграть вступление, проигрыш или окончание к любимой песне, присутствующей, не исключено, в оригинале.

Теперь рассмотрим другую сторону медали. Пройдя обучение в моей гитарной Школе, или любом другом квалифицированном месте, вы научитесь играть на гитаре музыку разных жанров и направлений, в том числе по нотам. Причём, играть соло, выдавая качественную музыку без поддержки других музыкальных инструментов или голоса (качественной музыкой, применительно к сольной игре на гитаре, я называю одновременное воспроизведение не менее трёх звуковых потоков). Освоите все известные гитарные приёмы (у меня они все). Приобретёте навыки, способствующие будущему прогрессу и творческому росту. А уже песни-то будут покоряться с потрясающей лёгкостью. И всё это, заметьте, за то время, которое вы потратили бы на освоение пары десятков песен при самодеятельном их разучивании. Есть разница?
Как поступить, решать, безусловно, вам. Но, если надумаете – милости прошу в раздел "Уроки". 5 первых уроков даны для бесплатного ознакомления, а стоимость каждого последующего равна 40 рублям, что, как вы понимаете, не может служить препятствием к их покупке.

Ну, а чтобы подогреть ваш интерес к гитаре, предлагаю посетить раздел "Библиотека гитариста" и послушать, что можно сделать на гитаре (рубрики "Ноты + Табы", "Песни и романсы", "Гитарные ансамбли" состоят исключительно из моих аранжировок).

Буквенно-цифровые обозначения – это способ записи отдельных звуков, аккордов и тональностей музыкальных произведений с помощью букв латинского алфавита, математических и нотных знаков, а также прочих специальных символов (подробности здесь: "Гитарная Школа А.Носова"/"В помощь гитаристу"/"Аккомпанемент"/"Буквенно-цифровые обозначения аккордов").

Данная система записи имеет ряд преимуществ и недостатков.

ПЛЮСЫ. Во-первых, это простой способ разучивания новых произведений для музыкантов, играющих аккордами и не владеющих нотной грамотой.

Во-вторых, удобство считывания при игре аккордами (по сравнению с нотами). Причём, если музыкант хорошо знаком с обозначениями (точнее, умеет связывать их с реальными аккордами), то может играть с листа, без предварительной подготовки. Если же не знаком, то всегда может воспользоваться каталогом аккордов (большой каталог аккордов для 6-ти струнной гитары доступен для просмотра и скачивания здесь: "Гитарная Школа А.Носова"/"В помощь гитаристу"/"Аккомпанемент"/"Каталог аккордов для гитары").

В-третьих, буквенно-цифровые обозначения оказывают помощь музыкантам, играющим в импровизационном стиле (независимо от того, какому инструменту эта роль отводится). Достигается это тем, что данные символы несут в себе точную информацию о текущей гармонии, что позволяет избежать фальши в сочетании с другими инструментами и не "заблудиться" в партитуре. Правда, для реализации данной возможности необходимо знание нотации и основ теории музыки. Поэтому, если вы ещё не в теме, можете изучить всё это здесь: "Гитарная Школа А.Носова"/"Уроки игры на гитаре".

В-четвёртых, буквенно-цифровые обозначения, как и ноты, имеют единый стандарт для всего цивилизованного мира, а потому понятны любому музыканту, независимо от того, носителем какого языка он является. Данное качество представляется особенно ценным с наступлением эпохи Интернета и, как следствие, активного слияния культур. Причём не только с точки зрения аккордов, но и всех музыкальных дисциплин, в которых буквенно-цифровые символы находят весьма широкое применение.

МИНУСЫ. Во-первых, данные обозначения не дают представления ни о взаиморасположении звуков аккордов, ни об их высоте. Поэтому исполнитель вынужден сам решать, как расставить звуки аккорда и в каком месте грифа или клавиатуры их извлечь, что может не совпасть с задумкой автора, как правило предполагающего определённый нижний звук (для гитары басовый, основополагающий) и определённую высоту звучания аккорда.

Во-вторых, данные обозначения не сообщают о моменте вступления аккорда и о его протяжённости без дополнительных инструментов, в виде элементов нотации (нотные станы, тактовые размеры) или текстов песен (подробности в документе "Буквенно-цифровые обозначения аккордов"/"Применение буквенно-цифровых обозначений аккордов").

В-третьих, буквенно-цифровые обозначения не раскрывают каким образом извлекать звуки аккорда – одновременно (бой на гитаре) или попеременно (перебор на гитаре), и с какой ритмикой.

ВЫВОДЫ. Буквенно-цифровые обозначения, несмотря на некоторые недостатки, будут полезны всем, чья деятельность, так или иначе, связана с музыкой.

Аккорды в моём (Андрея Носова) каталоге записаны нотами, содержат подробную аппликатуру левой руки, отвечающую за прижатие струн к грифу, и сопровождены табулатурой, позволяющей разобраться в аккордах гитаристам, не искушённым в нотации. Аккорды имеют все возможные обозначения, используемые в разных странах мира и в разных музыкальных жанрах. Поэтому вы не будете иметь проблем с расшифровкой аккордовых символов, принятых за рубежом или, скажем, в джазе.

Аккордов в каталоге много, и их, без сомнения, хватит для всех игровых ситуаций, связанных с аккомпанементом, независимо от стиля его ведения – переборы или бой (кстати, именно удобство ведения боя и явилось решающим фактором для подбора аккордов: все они исполняются исключительно на соседних струнах). Но... это лишь малая часть аккордов, которые можно взять на гитаре. Сюда не вошли аккорды, смежные звуки в которых располагаются через струну или несколько струн друг от друга. Равно, как не вошли и аккорды, содержащие открытые струны в середине структуры (за малым исключением). Количество таких аккордов несметно, поэтому ни записать их, ни выучить не реально. Впрочем, квалифицированные гитаристы аккорды и не учат, как не пользуются и шпаргалками типа сборника аккордов. Они используют теоретические и практические схемы построения, дающие возможность составить и воспроизвести нужный аккорд любой сложности. Пополнить ряды квалифицированных гитаристов, выделяющихся не только отменной аккордовой техникой, но и блестящей сольной игрой, я вас и приглашаю, пройдя обучение в моей гитарной школе. Подробности на веб-сайте Гитарная Школа А.Носова, в разделе "Уроки игры на гитаре".

Желаю успешного освоения материала, коллеги!

Начнем с того, что начинающие гитаристы, которые читают этот урок уже знакомы с аккордами в открытой позиции.

Из них нам потребуются аккорды Ля (А), Ре (D), Ми (Е). Здесь мы будем использовать стандартную двенадцати тактовую последовательность (блюзовый квадрат).

Но играть мы будем не аккордами, а риффами. Такой типа аккомпанемента используется не только в блюзе, но и в рок-н-ролле.

Аккорд Ля (А)

Аккорд Ре (D)

Аккорд Ми (Е)

Для того чтобы сделать из аккорда Ля (А) рифф нужно заглушить первую, вторую и третью струну. Для этого мы зажимаем первым пальцем на втором ладу четвертую струну. Дальше мы кладем первый палец как барре на третью, вторую и первую струну, но не зажимаем а глушим. В итоге после удар медиатором по этим струнам возникает глухой звук, больше похожий на звук перкуссии. Аналогично делаются риффы из аккордов Ре (D) и Ми (Е). Таким же образом от каждого аккорда мы получаем квинты.

Для того, чтобы разнообразить риффы, зажатую струну на втором ладу первым пальцем чередуют нотой на четвертом ладу третьим пальцем. Этот рок-н-рольный рифф в начале можно проиграть с ударом медиатора сверху на сильную долю. В дальнейшем добавляем удар медиатора снизу на слабую долю. Некоторые гитаристы слабую долю играют ударом медиатора сверху. Здесь все зависит от личных предпочтений и концепции самого блюза. Где то лучше играть ударяя по струнам сверху, а где то снизу. Этот рифф и есть классический блюзовый аккомпанемент.

Теперь зная как играется классический блюзовый рифф, сыграем все двенадцать тактов блюзового квадрата с использованием этого риффа.

Для того, чтобы разнообразить эту последовательность блюзовые гитаристы добавляют различные басовые и мелодические ходы, дабл-стопы, аккорды, переходы. Ниже один из простых примеров перехода, который можно использовать переходя от риффа Ля (А) к Ре (D), или использовать в качестве концовки тернэраунда.