Идейно-эстетические принципы романтизма и их влияние на образный мир произведений. Романтизм как литературное направление. Основные черты и особенности

09.04.2019

Художественная культура 19 века.

Век в истории художественной культуры занимает особое место.

I – это эпоха культурного взлёта, затронувшего все сферы общественного сознания: науку, философию и искусство.

II – это один из самых драматичных периодов в истории Европы, пережившей глубокие общественные потрясения, многочисленные революции и войны.

III – 19 век весьма полифоничен, сложен и противоречив. Широкий спектр философских идей – от идеализма до марксизма, а также всё многообразие художественных течений и стилей – от классицизма до модерна.

Век – время удивительного сосуществования прочных и незыблемых традиций и ничем не сдерживаемого экспериментаторства как в культурной, так и в общественной сферах.

Век – закладываются и формируются основы современной постиндустриальной цивилизации.

Романтизм.

История происхождения термина.

Слово «романтизм» восходит к латинскому Romanus - римский, возникший на основе римской культуры. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений: его соотносили с понятием жанра романа, где описывались возвышенные, фантастически-неправдоподобные чувства героев. Слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов.

Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от всего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так в конце 18в. Оно было подхвачено молодыми немецкими писателями и стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму.

Понятие романтизма порой подменялось понятием романтики, что по сути неверно. Романтика является основой романтизма в искусстве, а потому это более ёмкое и широкое понятие по сравнению с романтизмом.

Романтический взгляд на жизнь зачастую определяет мировоззрение художника, составляет основу создания его произведений. В этом смысле романтизм можно рассматривать как некое универсальное качество, пронизывающее различные исторические эпохи (Античность, средние века, возрождение) и художественные стили (готика, барокко, неоклассицизм, символизм, модерн).

Романтизм – это не только художественный стиль искусства, но и особый способ познания действительности и отражения мира.

Романтикам важна не столько сама идея, сколько сила и средства её выражения . Именно в это время появились первые теоретические и философские программы романтиков.

Путь к свободе через красоту»:философия и эстетика романтизма.

Исторические корни романтизма следует искать в трудах немецких философов: Канта, Шеллинга, Гегеля. Весь мир, природа и человек как вечное движение творческого духа, оживляющего мёртвую природу.


На смену старому классическому искусству должно прийти новое, смело нарушающее прежние законы и принципы. Запечатлевать свободный порыв свободного духа, неповторимость и исключительность собственного Я, индивидуальное видение картины мира.

При явном разнообразии творческих манер и идейных течений внутри романтизма он представлял собой единый стиль художественной культуры, отвечающей общим эстетическим требованиям и принципам.

Эстетические принципы романтизма

1.Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное.

Неудовлетворенность действительностью и кризис идеалов классицизма вызвали желания уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве мира. Новое, непознанное становится главным предметом изображения.

Становление культуры романтизма. Эстетика романтизма

Романтизм – художественное направление в духовной и художественной культуре, которое возникло в Европе в конце XVIII – начале XIX вв. Романтизм получил воплощение в литературе: Байрон, Гюго, Гофман, По; музыке: Шопен, Вагнер; в живописи, в театральной деятельности, в садово-парковом искусстве. Под термином «романтизм» в XIX веке понималось современное искусство, которое пришло на смену классицизму. Социально-исторической причиной возникновения романтизма стали события Великой французской революции. История в этот период оказалась неподвластной разуму. Новый миропорядок, разочарование в идеалах революции составили основу возникновения романтизма. С другой стороны, революция вовлекла в процесс творчества весь народ и по-своему отразилась в душе каждого человека. Причастность человека к движению времени, сотворчество человека и истории было значимым для романтиков. Главная заслуга Великой французской революции, ставшая одной из предпосылок возникновения романтизма в том, что она выдвинула на первый план проблему безграничной свободы личности и ее творческих возможностей. Восприятие личности как творческой субстанции.

Романтический тип сознания открыт диалогу – он требует собеседника и соучастника одиноких прогулок, общения с природой, с собственной натурой. Он синтетичен, ибо это художественное сознание питается различными источниками оформления и обогащения, развития. Для романтиков необходима динамика, им важен процесс, а не его завершенность. Отсюда интерес к фрагментам, к жанровым экспериментам. Центральным в литературном процессе романтикам представляется автор. С романтизмом связано высвобождение слова из заранее заготовленных и определенных форм, наполнение его многими смыслами. Слово становится объектом – посредником при сближении правды жизни и правды литературы. XIX век – культурно-историческая эпоха, отразившая глубокие изменения в истории общества и представления о природе человека, стимулированные Великой французской революцией. Это век, исключительно нацеленный на развитие человеческой индивидуальности. Гуманистические устремления писателей XIX века опирались на великие завоевания просветителей, открытия романтиков, крупнейшие достижения естественных наук, без которых невозможно представить себе новое искусство. XIX век наполнен невероятной энергией и непредсказуемой игрой обстоятельств, с которыми приходится сталкиваться человеку в условиях социальной нестабильности, в условиях активного перераспределения сфер духовной деятельности и возрастания общественной значимости искусства, особенно литературы.

Романтизм абстрагировался от мира реальности и создал свой собственный, в котором другие законы, другие чувства, слова, другие желания и понятия. Романтик стремится уйти от повседневности и возвращается в нее, открывая необычное, всегда имея при себе вечно манящий образ бесконечной устремленности в идеальное. Интерес к индивидуальному сознанию художника и развитию его возможностей сочетается с универсальной неспособностью многих романтических героев рассматривать себя как полноправных членов организованного социального общества. Часто они представлены как одинокие фигуры, отторгнутые от материалистического, эгоистичного и лицемерного мира. Иногда они поставлены вне закона или борются за собственное счастье самыми необычными, зачастую незаконными способами (разбойники, корсары, гяуры).

Свободное самостоятельное мышление романтиков реализуется в бесконечной цепи открытий самого себя. Самосознание и самопознание становятся одновременно и задачей, и целью искусства.

Романтизм как феномен культуры привязан к эпохе, хотя может оставлять в наследство будущим поколениям некоторые свои константы внешнего облика личностей, ее психологических характеристик: интересную бледность, склонность к одиноким пешим прогулкам, любовь к красивому ландшафту и отстраненность от обыденного, томление по несбыточным идеалам и безвозвратно утраченному прошлому, меланхолию и высокое нравственное чувство, восприимчивость к страданиям других.

Основные принципы поэтики романтизма.

1. Художник стремится не воссоздать жизнь, а пересоздать ее в соответствии со своими идеалами.

2. Романтическое двоемирие осмысляется в сознании художника как разлад между идеалом и действительностью, должным и сущим. Основа двоемирия – неприятие реальной действительности. Двоемирие романтиков очень близко диалогу с природой, универсумом, диалогу молчаливому, часто осуществляемому в воображении, но обязательно с физическим движением или имитацией его. Сближение мира человеческих чувств с миром природы помогало романтическому герою ощущать себя частью большого универсума, чувствовать себя свободным и значительным. Романтик всегда путешественник, он – гражданин мира, для которого вся планета – сосредоточие мысли, тайны, процесса творения.

3. Слово в романтизме представляет собой демаркационную линию между миром творческого воображения и миром реальным, оно предупреждает о возможном вторжении действительности и приостановлении полета фантазии. Слово, сотворенное творческой энергией и энтузиазмом автора, передает его тепло и энергию читателю, приглашая его к сопереживанию, совместным действиям.

4. Концепция личности: человек – малая вселенная. Герой всегда – исключительная личность, заглянувшая в бездну собственного сознания.

5. Основа современной личности – страсть. Отсюда проистекает исследование романтиками человеческих страстей, понимание человеческой индивидуальности, которые привели к открытию субъективного человека.

6. Художники отвергают всяческую нормативность в искусстве.

7. Народность: каждая нация создает свой особый мирообраз, который определяется культурой, привычками. Романтики обращались к вопросам национальной типологии культур.

8. Романтики часто обращались к мифам: античность, средневековье, фольклор. Кроме того, они создают и свои собственные мифы. Символика, метафорика, эмблематика романтического художественного сознания на первый взгляд просты и естественны, но они полны тайного смысла, они многозначны, например, романтические образы розы, соловья, ветра и облака. Они могут обрести другой смысл, если помещены в иной контекст: именно чужой контекст помогает романтическому произведению жить по законам живого существа.

9. Романтическое видение рассчитано на смешение жанров, но иное, чем в предшествующие эпохи. Изменяется характер их проявления в культуре в целом. Таковы оды и баллады, эссе и роман. Смешение жанров, как поэтических, так и прозаических, важно в раскрепощении сознания и в освобождении его от условностей, от обязательных нормативных приемов и правил. Романтики создали новые литературные жанры: исторический роман, фантастическую повесть.

10. Далеко не случайно именно в романтизме появляется идея синтеза искусств. С одной стороны, так решалась конкретная задача обеспечения максимальной живости и естественности художественного впечатления, полноты отображения жизни. С другой стороны, она служила глобальной цели: искусство развивалось как совокупность различных видов, жанров, школ, подобно тому, как общество казалось совокупностью изолированных индивидов. Синтез искусств – прообраз преодоления разорванности человеческого «Я», разорванности человеческого общества.

Именно в период романтизма происходит глубокий прорыв в художественном сознании, обусловленный победой индивидуальности, стремлением к синтезу различных сфер духовной деятельности, наметившейся международной специализацией умственного интеллектуального труда.

Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождающегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию прошлого. Романтизм – это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональность, эксцентричность. Его следы проявлялись в европейском сознании еще в XVII веке, но расценивались врачами как признак умственного расстройства. Но романтизм противостоит рационализму, а не гуманизму. Напротив, он создает новый гуманизм, предлагая рассматривать человека во всех его проявлениях.

I. Единственный реальный субъект (действующее лицо) в истории – нация, национальный организм, т. е. романтизм «открыл» миру нацию.

Реальная политическая история Европы рубежа XVIII - XIX вв. показала, что никакого якобы единого человечества, прогрессивно или «правильно» развивающегося на основе естественных законов «разума» и «доброты» нет. Получалось, что человечество разнообразно, и у каждой его части своя история.

Изменения в Европе, произошедшие после 1789 года, также потихоньку «сошли на нет»: Робеспьер имел неограниченную власть, но всё равно закончил жизнь на гильотине, Наполеон создавал и уничтожал королевства, а умер на острове Святой Елены в двух тысячах километров от побережья Африки. В результате у современников этих событий сформировалось ощущение того, что ход естественных событий изменить нельзя, ими управляют некие объективные силы, которые определяют историю и действие которых нельзя изменить.

Выдвигается ряд новых дедуктивных теоретических установок, на основании которых историю пытаются объяснять исходя из неё самой, т. е. рассматривая историю как естественный, органический процесс. И здесь единственной постоянной величиной, которую можно было чётко выделить в хаосе исторических событий этого бурного времени, стала нация, национальный организм. Характерно, что сам термин «нация» вошёл в европейский политический словарь как раз в это время.

II. Романтизм выдвинул идею «духа нации» как целостной научной категории, причём эту идею интерпретировали как космополитически, так и националистически.

Понятие «духа нации» включало в себя два основных компонента.

Во-первых, формулируется идея о том, что духовное единство общество изначально, все остальные связи и структуры строятся на этой основе.

Для историков романтизма изучать историю – это воссоздавать психологию людей определённого времени, их «исторические нравы», т. е. важную роль стал играть социально-психологический аспект изучения истории. Анализируя духовную жизнь страны или эпохи, можно выявить некое «нравственное единство» народа, т. е. то, что его объединяет в сфере духовного. Это духовное единство и есть «общий дух», «дух нации».

Во-вторых, «дух нации» выражается в национальной культуре, которая возможна только на основе традиции.

Итак, именно романтизм стал связывать единство с прошлой историей конкретной человеческой общности. «Две вещи дивно близки нам, в них обретает сердце пищу. Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (А. С. Пушкин). Любая нация рассматривалась как именно культурное сообщество, которое соединяет в себе множество форм социальной жизни. Нация вырабатывает своей исторический опыт, который и помогает её жить, и создаёт проблемы. Традиция у всех разная, потому что этот опыт закрепляется у каждой нации по-своему. С этой точки зрения, у каждой нации есть свой некий внутренний принцип, его условно можно представить в виде цветка, девиза или, например, герба.

Идею «духа нации» интерпретировали по-разному.

1. Доминирующей в науке являлась космополитическая интерпретация идеи «духа нации», которая исходила из идеи важности «культурной автономии» как цели любого национального развития.

Итак, все нации равноценны, они «ниспосланы Богом» и являются «формой выражения многообразия человечества». Цель любой нации – культурное своеобразия, что и является основным параметром сохранения своего «духа нации». С этой точки зрения – культура первична, форма государственного существования вторична. Национальная терпимость предполагает взаимообогащения разных национальностей и их дальнейшее укрепление.

Есть и политическая форма компромисса – «право народа на культурный суверенитет». Так, подъём «венгерскости» - вовсе не современная «историческая Венгрия», а Австро-Венгрия, когда на гораздо большей территории, чем сейчас, шла активная политика мадьяризации, навязывались именно культурные компоненты, т. е. «вечное». Ещё пример – средневековая «немецкая» Срединная Европа. Гениальная немецкая культура стала своеобразной «латынью» Средних веков, а сейчас немецкий даже не входит в число официальных языков международного общения.

2. Были и националистические интерпретации идеи «духа нации», которые в итоге вели к тезису о национальной исключительности и различным теориям «избранности» (расизм, фашизм).

Некоторые учёные, испытавшие на себе влияние установок романтизма, например, гениальный представитель немецкого классического идеализма философ Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814), стояли на шовинистических позициях. На основе анализа языка можно сделать вывод, например, что немецкий социум особенный, истинный или «первоначальный». Фихте считал, что у немцев собственный национальный язык, а у большинства романских народов Европы языки на основе латыни. Значит, немцы ближе к первоисточнику национальной жизни, это более одарённый народ, чем другие.

III. Наиболее ярко и полно компоненты любой национальной традиции проявляются в языке, устной народной традиции и исторической форме права народа.

Традиция проявляется в своих компонентах, и эти компоненты в контексте установок романтизма были выделены и проанализированы.

Во-первых, язык того или иного народа. Язык отражает особенности восприятия окружающего. С этой точки зрения реакция на «вызовы и ответы» у каждой нации будет своеобразной. Осовременивая, лингвистические особенности определяют параметры социальной мобильности нации. Выражение понятий, мотивация действий в языковом плане ограничивают или, наоборот, придают тому или иному социуму динамические компоненты.

Характерно, что в начале XXI века, на пике нового всплеска «политического» национализма в связи с распадом СССР, у политического истеблишмента целого ряда новых государств этнократического характера пошла мода на «создание» своего, «правильного национального» языка. Мало насобирать иноязычных слов и написать про них в учебниках. Надо, чтобы прошло какое-то время, и они закрепились в традиции. Но и после этого эффекта не будет до тех пор, пока на этом языке не начнут «думать», а для этого должно появиться новое словесное выражение целого ряда сложных понятий. Как правило, всё застывает на этапе «гурта динозавров». Таким образом, такие мероприятия как раз таки тормозят, а не ускоряют развитие нации. Ну, а один из самых динамичных, ярких, быстро адаптирующихся к изменениям средств суггестии языков – конечно «наш» русский, он по своим возможностям просто безграничен.

Во-вторых, «устная народная традиция». Неслучайно в этой связи, что братья Гримм (Якоб (1785 - 1863) и Вильгельм (1786 - 1859), основоположники т. н. мифологической школы в фольклористике) – это как раз романтизм.

Это мифы, народные предания, эпос, саги, поговорки, народные мелодии и поэзия. Каждая нация придаёт этим аспектам своей культурной жизни специфический характер и развивает их на свой манер. Изучая эти «осколки» национальной традиции, можно выявить т. н. архетип, т. е. изначальные образы и структуры восприятия, что и позволяет объяснить характер народа. Так, в немецких сказках – много о труде и добросовестности, в русских – о чувстве справедливости, свободе и т. д.

В-третьих, историческая форма права того или иного народа.

Считалось, что любая нация это особенная индивидуальность, и из её внутреннего единства произрастает её правовая идея. Национальное право возникает и развивается органически, исходя из особенностей своего национального характера, субъективных и объективных особенностей своего исторического развития. Рецепция (заимствование) правовой системы бессмысленно, она «не приживётся», потому что право не может возникнуть из произвольного установления. Отсюда «историческая школа права» в Германии (Са́виньи, Э́йхгорн), которая сформулировала концепцию «государство это право».

IV. Были сформулированы исторические тенденции, на основе которых развиваются нации (открыта т. н. «борьба классов»).

В советское время это считалось основной заслугой исторической мысли, развивающейся под влиянием идей романтизма. Это доказывало, что «официальная идеология СССР опирается на общее европейское наследство». Т. е. интуитивно любой крупный учёный размышлял в системе координат, самой «прямой» дорогой в которой был именно марксизм. При этом, что характерно, сам термин «классовая борьба» рассматриваемыми учёными не использовался: они говорили о «расах», «состояниях», «сословиях», «положениях». Поэтому их в советское время толком и не публиковали: только до Великой войны, да и то очень мало. Скажем, «Избранные сочинения» Огюстена Тьерри в далёком 1937 году.

Основные тенденции, на основе которых развиваются нации, условно можно свести к следующему.

Во-первых, сословия, классы или расы, из которых состоит нация, возникли в результате завоевания.

В основе истории Франции лежит факт завоевания галлов франками, в основе истории Англии – факт завоевания англосаксов норманнами. Появлялось две расы или сословия – завоеватели и покорённые. Вся дальнейшая национальная истории была борьбой между ними. Великий Вальтер Скотт первым отразил это в блестящей художественной форме в своём «Айвенго» (1820). Покорённый народ истреблялся или порабощался, поэтому все средневековые социальные катаклизмы есть отражение этой борьбы. В Англии таким народным мстителем, например, был Робин Гуд из Шервудского леса. Последним крупным англосаксонским восстанием там стало восстание Уота Тайлера 1381 года. Пока эти расы не перемешаются, самобытное национальное развитие невозможно.

Во-вторых, в ходе дальнейшего исторического развития различия расовые (по линии завоеватель - покорённый) превращались в различия имущественные (по линии дворянство - «третье сословие») и историю стали определять социальные противоречия (вот эта самая классовая борьба). Это была уже социальная история, общество впервые стали рассматривать как сложную систему, определяемую внутренними параметрами.

Итак, завоевание вело к новой общественной системе, а время превращало этнические противоречия в имущественные. Появилось расплывчатое «третье сословие», которое практически отождествлялось с «народом», всеми непривилегированными прослойками населения. Историки периода романтизма считали, что содержание любой национальной истории – это борьба «народа» в лице «третьего сословия» за свои права, причём эта борьба лежит в сфере отношений имущественных.

В-третьих, выразителями интересов «третьего сословия» стали городские коммуны.

Величайшим событием средневековой истории стали так называемы «коммунальные революции», в ходе которых города добились для себя автономии. Там, где коммуны смогли отстоять свои права, появились демократии (Га́нза, торговый и политический союз северо-немецких городов). Там, где коммуны проиграли, возникли неограниченные монархии (Московия). Там, где вопрос решился компромиссом, возникли различные варианты политических систем с представительными механизмами (Генеральные штаты во Франции 1302 – 1789 годов, парламент в Англии). Жившие в городах прослойки населения и стали самими «здоровыми» силами любой нации, которые боролись за новые, буржуазные отношения.

В-четвёртых, большую роль в истории играют великие личности.

Роль личности в контексте принципов романтизма можно свести к способности или, наоборот, неспособности, того или иного индивида «почувствовать» «дух» своей нации, уловить те тенденции, которые заложены в его народе. Если ему это удаётся, он остаётся в веках.

И гуманизм, и рационалистические доктрины («социальная физика», Просвещение) воспринимали период Средних веков в целом негативно. Этот период считался своеобразным «провалом» человеческой истории, временем, которое прошло для Европы бесполезно («тёмные века»). В рамках парадигмы романтизма акценты принципиально поменялись. Если традиция – формы государственной, общественной и правовой жизни нации, то для их изучения надо обратиться именно к Средневековью. Исходя из концепции «завоевания», именно тогда формировались все эти параметры.

V. Была предложена концепция естественной, органической истории Европы, в соответствии с которой Французская революция 1789 года виделась закономерным результатом, итогом предыдущего национального развития, хотя эти события интерпретировались как позитивно, так и негативно.

Историки рассматриваемого периода считали революцию 1789 года неизбежным, роковым событием, она не могла не произойти. Интерпретировали эти события двояко.

Во-первых, высказывалась позитивная оценка событий 1789 года, в рамках которой оправдывался даже якобинский террор.

Французская революция закономерный результат тысячелетней истории страны, в её ходе «третье сословие» наконец-то добилось равноправия. Революционное насилие неизбежно и оправданно (Франсуа-Огюст Минье), так как в итоге в стране победил капитализм. В известной степени революция и совершилась-то «бессознательно», вопреки чьим-либо желаниям.

Во-вторых, высказывалась негативная оценка событий 1789 года, в рамках которой революция расценивалась как естественный срыв европейского развития, своеобразный «нарыв» французской истории, который необходим только для того, чтобы Франция вернулась к органическому ходу своей истории.

В наиболее категоричной и ясной форме эту установку высказал Жозеф Мари де Местр. Французская революция эта своеобразная «болезнь». Она неизбежна, хотя ничего хорошего не несёт. Всё равно «больной» выздоровеет и забудет о ней как о страшном сне.

Романтизм как литературное направление возник в Европе в конце XVIII века. Одной из главных причин для этого был тот факт, что эта эпоха - время сильных потрясений как в России, так и во всей Европе. В 1789 году случилась Великая французская революция, полностью закончившаяся лишь к 1814 году. Она состояла из целого ряда значимых событий, которые в конечном счете привели к целому литературному перевороту, поскольку изменился менталитет человека.

Предпосылки появления романтизма

Во-первых, в основе французского переворота лежали идеи Просвещения, был выдвинут лозунг Свобода, равенство и братство!. Человек стал цениться как личность, а не только как член общества и слуга государства, люди поверили, что они сами могут управлять своей судьбой. Во-вторых, многие люди, бывшие апологетами классицизма, поняли, что реальный ход истории иногда бывает неподвластен разуму - главной ценности классицизма, слишком много там возникало непредвиденных поворотов. Также, в соответствии с новым лозунгом, люди стали понимать, что привычное для них устройство мира на самом деле может быть враждебным для конкретного человека, может мешать его личной свободе.

Особенности и черты романтизма

Таким образом, в литературе возникает потребность в новом, актуальном направлении. Им стал романтизм, главный конфликт которого - конфликт личности и общества. Романтический герой - сильный, яркий, независимый и непокорный, обычно оказывается одиноким, поскольку окружающее общество не способно его понять и принять. Он - один против всех, он всегда находится в состоянии борьбы. Но этот герой, несмотря на свое несоответствие окружающему миру, не является отрицательным.

Писатели-романтики не ставят своей задачей вывести в произведении какую-то мораль, определить, где хорошо, а где плохо. Он описывают действительность очень субъективно, в центре их внимания - богатый внутренний мир героя, который объясняет его поступки.

Черты романтизма можно выделить следующие:

  • 1) Автобиографизм писателя в главном герое,
  • 2) Внимание внутреннему миру героя,
  • 3) Личность главного героя содержит множество загадок и тайн,
  • 4) Герой очень яркий, но в то же время, никому не удается его понять полностью

Проявления романтизма в литературе

Самые яркие проявления романтизма в литературе были в двух европейских странах, в Англии и в Германии. Немецкий романтизм принято называть мистическим, он описывает поведение побежденного обществом героя, главным писателем здесь был Шиллер. Английский же романтизм активнее всего использовал Байрон; это свободолюбивый романтизм, проповедующий идею борьбы непонятого героя.

Для России таким толчком к появлению романтизма стала Отечественная война 1812 года, когда русские солдаты вышли в Европу и увидели своими глазами жизнь иностранцев (для многих это стало шоком), а также восстание декабристов в 1825 году, которое взбудоражило все русские умы. Однако этот фактор был скорее завершающим, поскольку и до 1825 года многие писатели следовали традициям романтизма - например, Пушкин в своих Южных поэмах (это 1820-24 годы создания).

Апологетами же романтизма в России стали В. Жуковский и К. Батюшков, еще в 1801 - 1815 годах. Это время зари романтизма в России и в мире. Вам также может быть интересно ознакомление с темами и

Романтизм - течение в искусстве и литературе западной Европы и России ХУШ-ХГХ веков, состо­ящее в стремлении авторов противопоставить не удовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяю­щим. Возник как реакция на рационализм.

Представители: Зарубежная литература Русская литература
Дж. Г. Байрон; И. Гете И. Шиллер; Э. Гофман П. Шелли; Ш. Нодье В. А. Жуковский; К. Н. Батюшков К. Ф. Рылеев; А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов; Н. В. Гоголь
Необычность характеров, исключительность обстоятельств
Трагический поединок личности и судьбы
Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим - вот основные характеристики романтического героя
Отличительные черты Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яр­кому, возвышенному
Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного
Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству

Литературные формы


Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII - начале XIX веков. Для романтизма характерен особый интерес к личности и ее внутреннему миру, который обычна показывается как мир идеальный и противопоставляется реальному миру - окружающей действительности, В России в романтизме различаются два основных течения: пассивный романтизм (элегический), представителем такого романтизма был В.А.Жуковский; прогрессивный романтизм, представителями его были в Англии Дж.Г.Байрон, во Франции В.Гюго, в Германии Ф.Шиллер, Г.Гейне. В России идейное содержание прогрессивного романтизма наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов К.Рылеева, А.Бестужева, А.Одоевского и др., в ранних поэмах А.С.Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы» и поэме М.Ю.Лермонтова «Демон».

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтичес­кого двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, пре­даний и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя харак­терно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощуще­ние и в то же время бунтарство и мятежность духа (А.С.Пушкин. «Кав­казский пленник», «Цыганы»; М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»; М.Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»).

Романтизм (конец XVIII- первая половина XIXв.) - наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж.Байрон, В.Скотт, В.Гюго, П.Мериме). В России зародился на фоне национального подъёма после войны 1812г., ему присуща ярко выраженная социальная направленность, проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К.Ф.Рылеев, В.А.Жуковский). Герои - яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Отрицание художественных авторитетов. Не существует никаких жанровых перегородок, стилистических разграничений; стремление к полной свободе творческого воображения.

Реализм: представители, отличительные черты, литературные формы

Реализм (от латинск. realis) - течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX в.

Литературные формы


Реализм - художественный метод и направление в литературе. Его основа - принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, чтобы дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохранить наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов внешнего мира и природы такими, какими они являются в самой действительности. Наибольшего развития реализм достиг в XIX в. в творчестве таких великих русских писателей-реалистов как А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и др.

Реализм - литературное направление, утвердившееся в русской литера­туре в начале XIX века и прошедшее через весь XX век. Реализм утвер­ждает приоритет познавательных возможностей литературы, ее способ­ность исследовать действительность. Важнейшим предметом художествен­ного исследования становится взаимосвязь между характером и обстоятельствами, формирование характеров под воздействием среды. Поведение человека, по мысли писателей-реалистов, детерминировано внешними обстоятельствами, что, однако, не отменяет его способности противопоставить им свою волю. Это и определило центральный конф­ликт реалистической литературы - конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в дина­мике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-инди­видуальном воплощении (А.С.Пушкин. «Борис Годунов», «Евгений Оне­гин»; Н.В.Гоголь. «Мертвые души»; романы И.С.Тургенева, JI.Н.Тол­стого, Ф.М.Достоевского, А.М.Горького, рассказы И.А.Бунина, А.И.Куприна; П.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» и др.).

Реализм - утвердился в русской литературе в начале XIX в., продолжает оставаться влиятельным литературным направлением. Исследует жизнь, вникая в её противоречия. Основные принципы: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров, конфликтов в типичных обстоятельствах; их социальная и историческая обусловленность; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно - к вечному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового); формирование характеров героев под влиянием среды (Стендаль, Бальзак, Ч.Диккенс, Г.Флобер, М.Твен, Т.Манн, JI.H.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов).

Критический реализм - художественный метод и литературное направление, сло­жившееся в XIX веке. Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким анализом внутреннего мира человека. Представителями русского критического реализма являются А.С.Пушкин, И.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.

Модернизм - общее название направлений в искусстве и литературе конца XIX - начала XX веков, выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма. Модернисты - представители различных новых направлений, например А.Блок, В.Брюсов (символизм). В.Маяковский (футуризм).

Модернизм - литературное направление первой половины XX века, проти­вопоставившее себя реализму и объединившее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Вместо жест­кой связи характеров и обстоятельств модернизм утверждает самоцен­ность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к утомительному ряду причин и следствий.

Постмодернизм - сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализ­ма (конец XX века). Постмодернистское мышление принципиально антииерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели-постмодернисты считают литературу прежде всего фактом языка, поэтому не скрывают, а подчеркивают «литературность» своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох (А.Битов, Caiuci Соколов, Д.А.Пригов, В.Пе­левин, Вен.Ерофеев и др.).

Декадентство (декаданс) - определенное умонастроение, кризисный тип сознания, выражающийся в чувстве отчаяния, бессилия, душевной уста­лости с обязательными элементами самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. В декадентских по настроению произведениях эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти. Декадентское мироощущение нашло отражение в творчестве писателей конца XIX - начала XX в. Ф.Сологуба, 3.Гиппиус, Л.Андреева, М.Арцыбашева и др.

Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. Для символизма характерны условности и иносказания, выделение в слове иррациональной стороны - звучания, ритма. Само название «символизм» связано с поисками «символа», способного отразить отношение автора к миру. Символизм выразил неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально- исторических катаклизмов. Представителями символизма в России были А.А.Блок (его поэзия стала пророчеством, предвестием «неслыханных перемен»), В.Брюсов, В.Иванов, А.Белый.

Символизм (конец XIX - начало XX в.) - художественное выражение интуитивно постигаемых сущностей и идей посредством символа (от греч. «symbolon» - знак, опознавательная примета). Туманные намёки на неясный самим авторам смысл или желание определить словами сущность мироздания, космоса. Нередко стихотворения кажутся бессмысленными. Характерно стремление продемонстрировать обострённую чувствительность, непонятные обычному человеку переживания; много уровней смыслов; пессимистическое восприятие мира. Основы эстетики сложились в творчестве французских поэтов П.Верлена и А.Рембо. Русских символистов (В.Я.Брюсова, К. Д.Бальмонта, А.Белого) называли декадентами («упадочниками»).

Символизм - общеевропейское, а в русской литературе - первое и са­мое значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Глав­ным средством передачи рационально не познаваемых Тайных смыслов становится символ («старшие символисты»: В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, 3.Гиппиус, Ф.Сологуб; «младосимволисты»: А.Блок, А.Белый, В.Иванов).

Экспрессионизм - направление в литературе и искусстве I четверти XX, провоз­гласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Для экспрессионизма характерны броскость, гротескность художественного образа. Главными жанрами в литературе этого направления становятся лирическая поэзия и драма, причем, нередко произведение превращается в страстный монолог автора. В формах экспрессионизма воплотились различные идеологические тенденции - от мистики и пессимизма до острой социальной критики и революционных призывов.

Экспрессионизм - модернистское течение, сформировавшееся в 1910 - 1920-е годы в Германии. Экспрессионисты стремились не столько изобразить мир, сколько выразить свою мысль о неблагополучии мира и о подав­лении человеческой личности. Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоци­ональностью высказываний автора и персонажей, обильным исполь­зованием фантастики и гротеска. В русской литературе влияние экс­прессионизма проявилось в творчестве Л.Андреева, Е.Замятина, А.Пла­тонова и др.

Акмеизм - течение в русской поэзии 1910-хгодов, которое провозгласило освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова. Представителями являются С.Городецкий, М.Кузмин, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам.

Акмеизм - течение русского модернизма, возникшее как реакция на крайности символизма с его настойчивой тенденцией к восприятию ре­альности как искаженного подобия высших сущностей. Главное значение в поэзии акмеистов приобретает художественное освоение многообразно­го и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утвержде­ние культуры как высшей ценности. Для акмеистической поэзии харак­терны стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно выверенная композиция, отточенность деталей (Н.Гумилев. С.Городец­кий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарвут).

Футуризм - авангардистское направление в европейском искусстве 10-20 годов XX века. Стремясь создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), футуризм культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики, в поэзии даже разрушал естественный язык. В России представителями футуризма являются В.Маяковский, В.Хлебников.

Футуризм - авангардистское течение, возникшее почти одновременно в Италии и России. Основная черта - проповедь свержения прошлых тра­диций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир. Главный технический принцип - принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования (В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, И.Северянин и др.).

Авангардизм - движение в художественной культуре XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; резко критикуя традиционные направления, формы и стили, авангардизм часто приходит к принижению значения культурно-исторического наследия человечества, рождает нигилистическое отношение к «вечным» ценностям.

Авангардизм - направление в литературе и искусстве XX века, объединяю­щее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме (да­даизм, сюрреализм, драму абсурда, «новый роман», в русской литературе - футуризм). Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и дово­дит до крайности его стремление к художественному обновлению.

Натурализм (последняя треть XIX в.) - стремление к внешне точному копированию действительности, «объективному» бесстрастному изображению человеческого характера, уподобляя художественное познание научному. Основывался на представлении об абсолютной зависимости судьбы, воли, духовного мира человека от социальной среды, быта, наследственности, физиологии. Для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем. Общественные и биологические причины при объяснении поведения людей ставятся на один уровень. Особое развитие получил во Франции (Г.Флобер, братья Гонкур, Э.Золя, который разработал теорию натурализма), в России также были популярны французские авторы.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01