Дети очень любят слушать истории о волшебных существах и об их невероятных похождениях, погружаться в мир фантазий и приключений.
Ведь именно через сказки ребенок получает представления о Добре и Зле, черпает мудрость и учится строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Яркие образы и персонажи, неправдоподобные события - все эти метафоры помогают ребенку понять суть сказки, ее смысл. Взрослые иногда не осознают, сколько пользы и смысла несут настоящие старинные сказки, направленные на прививание уважения к хлебу и муке.
Неслучайно существует множество сказок и легенд о хлебе и муке. Хлеб как символ жизни и веры почитается людьми во всем мире. Мудрость наших предков призывает беречь и уважать хлеб. И этот завет навеки запечатан в сказках и поговорках, которые слагались веками. Все они говорят о доброте, терпении и справедливости. Такие сказки будут полезны и взрослому, поскольку своей душевной простотой и легкостью помогают нам забыть о суете и на мгновение возвращают нас в то самое безмятежное детство. А глубокий поучительный смысл заставит задуматься и открыть что-то новое в такой простой и давно знакомой волшебной истории.
«Сказка - ложь, да в ней намек» говорят в народе. А наша с Вами задача услышать и понять глубокую народную мудрость и передать ее своим детям.
Без соли да без хлеба - плохая беседа.
Перемелется - все мука будет.
Без хлеба куска всюду тоска.
Едешь на день, а хлебом запасайся на неделю.
На завтра оставляй хлеба да не дела.
Хлеб-соль кушай, хороших людей слушай.
Своя корка лучше чужого пирога.
Калач приедается, а хлеб - никогда.
Чужой хлеб в горле стоит.
Что посеешь, то и в амбар положишь.
Сей просо в золу, а пшеницу - в пору.
Была бы муки кадушка, а за водой и сам схожу.
Всякому зерну свое время.
Муслим был бедный крестьянин. Днями напролет работал он, чтобы прокормить себя и свою семью, а в свободное время мечтал о кладе.
В один прекрасный день Муслим работал в поле и, почувствовав сильную усталость, присел под дерево, чтобы отдохнуть и помечтать: «Ах, если бы Аллах мне дал возможность превращать все, к чему я прикасаюсь рукой, в чистое золото, тогда я бы избавился от нужды в тяжком труде и пище».
Как вдруг Муслим услышал голос:
- О Муслим! Я дам тебе то, чего тебе так сильно хочется!
И правда, едва он коснулся камешка, как тотчас он превратился в золото.
Муслим был очень счастлив и подумал: «Сегодня же я пойду в город, и буду превращать песок и камни в золото...»
И только он хотел встать, как почувствовал сильную усталость, жажду и голод и понял, что нет у него сил подняться.
«Съем-ка я свой завтрак». Муслим взял кусок хлеба, но, положив его в рот, вдруг почувствовал вкус металла - его лепешка превратилась в золото!
Муслим страшно испугался. Как теперь он будет пить и есть? Ведь без пищи и воды он очень скоро умрет, даже не насладившись золотом, которого у него теперь в достатке.
Так думал Муслим, представляя, как будет медленно умирать от голода и жажды.
Но тут он открыл глаза и понял, что спал.
- Какое счастье, что все это мне только приснилось! - проговорил он.
И с тех пор навсегда запомнил, что даже все золото мира не может заменить человеку сытный и вкусный кусок ароматного хлеба.
В стародавние времена в далекой Кубанской деревне жил казак по имени Яцько. И как война закончилась, он сложил казацкое обмундирование и занялся хозяйством. Яцько стал пахать землю, сеять зерно и собирать урожай. Затем молол муку и пек горячий, вкусный хлеб. Со всей области съезжались к нему казаки за душистым хлебом. Но случилась у казака большая беда. Однажды вспыхнул в станице страшный пожар, и у Яцько сгорел почти весь урожай. Всего-то на один мешок набралось у него зерна.
Наступили холода. И морозы стояли такие, каких на Кубани еще не видали. Надел Яцько тулуп из овечьей шкуры и вышел во двор посмотреть, что там твориться. Кругом все белым-бело, а на заснеженных деревьях сидят птицы и не шевелятся совсем, замерзают. Яцько стало жалко бедных птиц. Соорудил он для них кормушки и в каждую насыпал по две жмени пшеницы. Налетели птицы на зерно, стали есть да насыщаться, ведь на сытый желудок даже самой маленькой из них не страшны были лютые морозы. Стал с этого дня Яцько заботиться о птицах и каждый день в кормушки сыпать зерно.
Так и прошла зима, за ней пришла весна и настала посевная пора. Только тогда понял казак, что свой единственный мешок зерна скормил птицам.
Сидит в хате Яцько и горюет. Как вдруг слышит - на улице шум, гам. «Что случилось?» - подумал он, выходя во двор.
Смотрит, а над его огородом стая птиц кружиться и каждая бросает пшеничное зернышко в землю и улетает. И так много раз.
Яцько в тот год урожая собрал немерено. И нашел жену себе, самую красивую во всей околице, и народилось у них много маленьких казачат. С тех пор жили они долго и счастливо, ведь такой удивительный наш хлеб-кормилец: одно зернышко посеешь - соберешь с него десять.
Делай добро - и оно к тебе вернется с торицей!
Давным-давно жили на свете два мышонка да петушок. Мышата Круть и Верть целыми днями пели да плясали. А петушок Голосистое горлышко поднимался рано утром, потом всех песенкой будил и принимался за работу.
Однажды, подметая двор, петушок заметил на земле пшеничный колосок:
- Мышата, гляньте, что я нашел!
Круть и Верть ему отвечают:
- Нужно колосок обмолотить.
- Но только не мы! - пропищали мышата.
- Хорошо, - ответил петушок Голосистое горлышко, - я буду молотить.
Мышата обрадовались и затеяли игру в лапту.
А петушок тем временем обмолотил пшеничный колосок и говорит:
- Эй, мышата, гляньте, сколько я зерна намолотил!
Подбежали Круть и Верть и пропищали в один голос:
- Теперь нужно его на мельницу снести и муки намолотить.
- Но только не мы! - добавили Круть и Верть.
- Хорошо, - ответил петушок, - я отнесу зерно.
Так и сделал, а мышата тем временем играли в чехарду.
Намолотил петушок муки и вернулся. Подбежали Круть и Верть, смотрят, не налюбуются:
- Ай да Голосистое горлышко! Ай да молодец! Осталось только тесто намесить да хлеб испечь.
- Но мы не можем! - добавили мышата.
Подумал-подумал петушок и говорит:
- Ладно, видно опять мне придется.
Так и сделал. Испек хлебушек душистый и поставил на стол.
Мышата времени тоже не теряли: песни пели да плясали, проголодались.
Скорее прыгнули за стол. А Голосистое горлышко им говорит:
- Погодите! Сначала ответьте мне, кто пшеничный колосок нашел?
- Ты! - пропищали мышата.
- А кто его обмолотил?
- Ты! - тихо пискнули оба.
- А кто носил зерно на мельницу, а потом тесто месил?
- Все ты, петушок, - еще тише пропищали Круть и Верть.
- А что вы делали?
Нечего на это ответить мышатам, и ушли они из-за стола.
Вот и будет мышатам наука: по работе и награда!
Как-то поутру захотелось мужику хлеба. Да так сильно, что невмоготу. Собрался он и пошел в соседнюю лавку, где пекли свежий хлеб, калачи да баранки.
Выбрал себе большой аппетитный пирожок, повкуснее да посвежее, и вмиг проглотил его. Походил-походил немного возле лавки пекаря и вернулся назад - все еще ему есть хотелось. Купил тогда мужик у пекаря большой калач да скорей уплел его. Все равно хочется есть.
Тогда выбрал мужик самый огромный калач, какой смог найти на прилавке, надеясь, что наконец насытиться, и также лихо проглотил его. Но чувство голода не ушло.
Оглядел с тоской и грустью мужик прилавок и заметил связку хрустящих баранок. Купил себе целую связку, сорвал с нее первую баранку и уже не торопясь съел. И вдруг стал сыт.
Обрадовался мужик, стукнул себя по голове и прокричал:
- Эх! Какой же я глупец! Зря покупал пирожки да калачи, ведь чтобы наесться мне бы хватило просто съесть одну баранку!
Вот так всегда и у нас бывает: последний кусочек хлеба - самый лакомый да сытный.
Неподалеку от деревни жил никому не нужный старый пень. Он и хотел бы, но никого не мог обрадовать. Острые сучья торчали из него со всех сторон, так что не посидеть, не прислониться.
Увидит его человек издалека, обрадуется, что есть на чем отдохнуть. А подойдет поближе, рассердится, толкнет пень ногой и проговорит:
- Стоишь тут труха, только землю занимаешь!
Пенек очень обижался на такие оскорбления, но поделать ничего не мог.
Однажды проходил мимо него человек, нес он большой мешок пшеницы на мельницу. Увидал пенек издалека и обрадовался, что на земле ему отдыхать не придется. А как поближе подошел, увидел, что на пне не посидишь да мешок не поставишь.
- Уф, по тебе топор плачет! - сказал тот человек и пнул пень ногой на прощанье.
А случилось тогда чудо: выпало одно маленькое зернышко из мешка и упало внутрь старого пня.
Вскоре пшеничное зернышко стало прорастать. Дождик щедро поливал его, а пень защищал от холода и голодных птиц.
Когда колосок созрел, золотые зернышки упали в землю, а весной из них проросли новые молодые колоски.
Время шло, скоро вокруг пня появилось целое поле. Да так, что его самого уже и видно не было.
И стало кормить то поле бедняков и голодных птиц.
А проходящие мимо удивленно спрашивали:
- Чье это поле?
И никто уже не помнил, что началось все с маленького трухлявого пенечка и пшеничного зернышка.
Так и работа крестьянина, который хлопочет в поле день-деньской, взращивая пшеницу, собирая ее и перемалывая зерна в муку, неприглядна внешне. Но зато плоды этого труда - ароматный, свежий хлеб - дают всем нам источник жизни и процветания.
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОНЕЦКА
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
« Урок развития речи « Весомое золото хлеба» по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».
(на конкурс методических массовых мероприятий
«Русский каравай»)
Выполнила:
Великих Элла Николаевна, учитель русского языка, литературы и этики,
1квал. категории
Донецкой ОШ № 78
Донецк-2015
АННОТАЦИЯ
Данная работа занимает важное место в системе уроков по изучению сказки-были К.Г.Паустовского, материал лучше использовать для урока развития речи,на основе сказки-были К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» воспитать у учащихся бережное отношение к хлебу, к человеческому труду, ответственность за свои слова и поступки, доброту ; показать связь народной мудрости с литературой и жизнью; на учить находить идею художественного произведения и правильно ее понимать; по мочь в толковании морали данной сказки; подчеркнуть мастерство писателя в выборе художественных средств для точности воздействия на читателя; расширить словарный запас учащихся; развить умения анализа, синтеза и сравнения.
Оборудование : потрет К.Г.Паустовского, видеопрезентация «Хлеб всему голова», презентация творчества К.Г.Паустовского, песня «Дорогою добра», словарь мудрых мыслей, рисунки учащихся , карточки с заданиями.
Тема урока: Урок развития речи « Весомое золото хлеба» по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».
Цель урока: на основе сказки-были К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» воспитать у учащихся бережное отношение к хлебу, к человеческому труду, ответственность за свои слова и поступки, доброту; показать связь народной мудрости с литературой и жизнью; научить находить идею художественного произведения и правильно ее понимать; помочь в толковании морали данной сказки; подчеркнуть мастерство писателя в выборе художественных средств для точности воздействия на читателя; расширить словарный запас учащихся; развить умения анализа, синтеза и сравнения.
Оборудование: потрет К.Г.Паустовского, видеопрезентация «Хлеб всему голова», презентация творчества К.Г.Паустовского, песня «Дорогою добра», словарь мудрых мыслей, рисунки учащихся, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности.
Ребята, сегодня мы поработаем по содержанию сказки; назовём черты характера Фильки, которые он приобрёл в ходе сказки; подумаем, что значит “Дарить тепло другим – согреваться самому”.
II. Актуализация опорных знаний.
Понравилась ли вам сказка «Теплый хлеб»?
Кто из героев привлек ваше внимание и почему?
III. Проверка домашнего задания
а) Заполнение таблицы.
Сказка
(2 уч-ся заполняют таблицу)
б) Чтение учащимися домашних сочинений – миниатюр «Мои добрые дела»
в) Тестовый опрос содержания сказки. Конкурс «Лучший знаток сказки»
1. Почему конь остался в деревне? А) Его ранили.
Б) Так захотел Панкрат.
В) Конь не захотел идти дальше.
2. Какая кличка была у Фильки? А) «Ничего не знаю».
Б) «Да ну тебя!».
В) «Все вы умные».
3. Какую историю рассказала бабушка Фильке?
А) О том, как она обидела когда-то солдата.
Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
В) О том, как закончилась война.
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег? А) Началась метель.
Б) Было наводнение.
В) Случилось землетрясение.
5. Как Филька искупал свою вину? А) Он не хотел меняться.
Б) Накормил всех.
В) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6.О чем рассказывала сорока над плотиной? А) О том, что она разбудила летний ветер.
Б) О том, что Филька – плохой человек. В) О том, что она самая умная.
7. Когда заработала мельница? А) Вечером.
Б) Она сломалась навсегда.
В) Летом, когда потеплело.
8. Как Филька помирился с конем? А) Попросил у него прощения.
Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.
В) Он покормил его морковкой.
9. О чем сказка «Теплый хлеб»? А) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.
Б) О злых колдунах.
В) О путешествии на необитаемый остров.
10. Какая пословица соответствует содержанию сказки? А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
Б) Язык до Киева доведет.
В) Делу – время, потехе – час.
Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б, 9А, 10А.
IV. Коллективное составление плана «Путь к победе» учащимися.
1) Разговор с Панкратов.
2) Доброе дело.
3) Мельница заработала.
4) Теплый хлеб.
5) Слезы победы.
V. Выразительное чтение произведения «Тёплый хлеб» учащимися.
(до конца эпизода о Фильке и брошенном хлебе)
VI. Беседа по содержанию сказки.
Что плохого сделал Филька? За что его осуждает автор?
(за брошенный хлеб, грубое обращение с конем)
Кто такой христарадник?
Расскажите от имени коня, что он испытал, когда Филька с ним так поступил.
Кто поведал притчу о злобе людской?
Какой вывод мы можем из нее сделать, к чему приводит злоба людская, чем это страшно в жизни?
Почему Филька предложил коню хлеб с солью?
Кому по традиции подносят хлеб с солью?
Слово учителя. Ребята, давайте послушаем текст о значении высказывания «Хлеб-соль», откуда оно пришло и что обозначает.
ХЛЕБ-СОЛЬ
Что же означает это радушное, гостеприимное приветствие? В первую очередь, это пожелание отведать хлеба, приобщиться к трапезе, столу. А в более широком смысле - это пожелание мира, радости, достатка.
Хлеб-соль водить - значит издавна дружить, поддерживать теплые отношения.
Хлебосольный дом - дом радушный, гостеприимный.
Хлебосольный хозяин - самая большая похвала человеку, умеющему от всей души принять добрых гостей.
Итак, хлеб-соль - это и угощение, и забота. Старинный русский обряд - подносить при торжественной встрече хлеб и соль тому, кого принимают с почестями, - живёт и по сей день (Валентина Волина).
Почему ребята сказали, что хлеб-соль будет Панкрату особо? За что?
Почему мы узнаем, как звали коня только в конце произведения?
Часто ли у вас на столе бывает хлеб?
Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Какие пословицы можно отнести к содержанию сказки?
Обоснуйте свое мнение.
Хлеб-батюшка, вода-матушка.
Хлеб - всему голова.
Хлеб греет, не шуба.
Хлеб да соль, и обед пошел.
Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай.
Почему люди слагают пословицы о хлебе?
Мы знаем, что наш народ очень ценил хлеб, а как люди сейчас относятся к хлебу? Приведите примеры.
Слово учителя из истории хлеба
Как появился хлеб на земле
Это величайшее открытие совершилось в глубокой древности, свыше 15 тысяч лет назад. По мнению учёных, именно в те далекие времена человек впервые стал собирать хлебные злаки, которые были предками наших теперешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.
В каменном веке люди ели зёрна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Так появились первые мельничные жернова, первая мука и первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Ученые точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша, которую и сегодня еще употребляют в виде хлебной похлёбки в некоторых странах Азии и Африки.
Когда человек научился добывать огонь и стал применять его для приготовления пищи, было сделано еще одно открытие. Человек стал поджаривать раздробленные зерна перед тем, как смешивать их с водой, и убедился, что каша из таких, обработанных огнём, зёрен гораздо вкуснее той, которую он ел до этого.
Прошло еще несколько тысячелетий, и люди научились готовить привычный для нас хлеб из сброженного теста (из журнала).
VII. Лексическая работа.
Как вы понимаете слова: хлебный (год), хлебопашец, хлебопек, хлебосольный?
Подберите к ним синонимы.
VIII. Сравнительный анализ текстов.
КУСОК ХЛЕБА
На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи.
Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз - кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди...
Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком - и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги. Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно-удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.
- Грех!.. Грех-то!.. Большой грех!- раздалось возле. Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продублённый солнцем и годами.
Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону:
- Пусть хоть птички поклюют!
Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём?
Может быть, он вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки!
Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!
(А. А. Нуйкин)
В чём этот текст перекликается с текстом сказки?
Какой вывод мы можем сделать после прослушивания чтения рассказа?
Почему сказка К.Г. Паустовского называется «Теплый хлеб»?
IX . Выразительное чтение наизусть стихотворений учащимися.
Хлеб – он не падает к нам с неба
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятка рук
Взором радостным объемлю
Даль бескрайнюю полей
Слава тем, кто любит землю
Тем, кто трудится на ней!
Слово учителя.
Ребята, в хлебе - душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, Родина, хлеб - это одни из самых святых слов человека. К хлебу надо относиться как к великому богатству!
Корочка хлеба, хлебная крошка,
Что это - много это или немножко?
Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
***
Вот хлеб - высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной.
Не забывай же никогда.
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно.
Хлеб, который мы едим
Хлеб - гениальное изобретение человечества. Он рождён солнцем, землёй, водой и огнём. Булки не растут на деревьях - об этом знают все. Это труд поколений. Мало в мире ценностей, которые, как хлеб, ни на день, ни на час не теряли бы своего значения.
Хлеб связывает прошлое, настоящее и будущее, и тем он велик. Хлеб всегда рядом с человеком, верный его спутник. Он был, есть и навсегда останется продуктом номер один.
Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Хлеб представляется нам вечным символом благополучия и достатка. Это один из ценнейших продуктов питания, средство защиты людей от голода.
X. Подведение итогов урока.
Почему жанр этой истории определен как сказка?
Какие чудеса в ней происходили? Какие сказочные персонажи действовали?
Какой опыт мы приобрели из этой истории?
1)ошибку нужно уметь исправлять;
2)труд и дружба выручат в любой беде;
3)примирение - сложное дело, но оно приносит радость;
4) хлеб - народное достояние, его нужно беречь.
РЕФЛЕКСИЯ
Продолжите фразу: «Хлеб - это...». На доске появляется ассоциативный ряд (мир, радость, достаток, счастье, добро, жизнь, богатство, святыня, поле, дом);
Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Хочется напомнить слова Паустовского «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного». Может, писатель задумался: смог ли он донести до вашего сердца эту струну добра, милосердия, любви. Делайте добро и помните пословицу: «Живи добрее, будешь всем милее». Я желаю всем вам, дети, идти только дорогою добра и никогда не сворачивать с этого пути. (Звучит песня «Дорогою добра»).
Домашнее задание: литераторы - найти загадки, пословицы о хлебе, составить книжечку «Хлеб в разных жанрах УНТ»; художники-нарисовать иллюстрацию к сказке «Теплый хлеб», журналисты – написать заметку в статью «Весомое золото хлеба» (или «В чем сила хлеба?»)
Список использованной литературы
Тексты о хлебе. Сборник «Русский язык 5-6 кл. Развитие ситуативной речи».
Презентации на тему «Хлеб -всему голова», «К.Г.Паустовский «Теплый хлеб».
Аббас был бедный феллах. (Феллах - крестьянин, земледелец). Целыми днями трудился он, чтобы добыть пропитание себе и своей семье, а в свободные часы все думал о том, как бы найти клад, который избавил бы его от нужды.
Однажды в очень жаркий день Аббас, как обычно, работал в поле. Почувствовав сильную усталость, он сел под дерево и принялся мечтать: “Если бы Аллах дал мне волшебную силу, чтобы я мог превращать все, чего ни коснусь рукой, в золото, - тогда я избавился бы от тяжкого труда и зажил в полном довольстве”.
О Аббас! Сейчас ты получишь то, чего тебе так хочется! Положи свою руку на какой-нибудь предмет - и он тотчас превратится в чистое золото.
Аббас не поверил своим ушам. Но все же потянулся к земле и взял маленький камешек. Едва он коснулся его - камешек тут же превратился в чистое золото. Потом Аббас дотронулся до другого камня - и тот тоже стал золотым.
Аббас очень обрадовался и подумал: “Сейчас я отправлюсь в город и превращу пыль и камни в золото... Потом куплю много земли, построю на берегу реки дворец и окружу его огромным садом... Я куплю прекрасных коней и облачусь в роскошные одежды...”
Тут он хотел подняться, но, почувствовав сильную усталость, голод и жажду, понял, что не сможет идти.
“Съем-ка я то, что принес с собою утром из дому”,- решил он и протянул руку к завтраку, который лежал в маленьком мешочке возле дерева. Аббас взял лепешку, но, положив ее в рот, почувствовал металл. И хлеб превратился в золото!
В мешочке оставалась еще луковица. Аббас поспешно схватил ее. Каково же было его смятение, когда и луковица стала золотым слитком, который он не мог съесть!
Аббас страшно перепугался. Как он будет теперь пить и есть? Как будет жить в этом мире золотых слитков? Ведь так он очень скоро умрет от голода и жажды, даже не попользовавшись золотом, которое без труда дается ему в руки.
Так думал Аббас, представляя, как умрет в муках от голода и жажды, раз все, чего бы он ни коснулся, превращается в золото.
Но тут он открыл глаза, увидел себя примостившимся в тени дерева и понял, что грезил. Глубокий вздох облегчения вырвался из его груди; словно гора свалилась у него с плеч.
Слава Аллаху, что все это было лишь сном! - проговорил он.
Все же приятно читать сказку "Хлеб и золото (Арабская сказка)" даже взрослым, сразу вспоминается детство, и вновь как маленький сопереживаешь героям и радуешься с ними. И приходит мысль, а за ней и желание, окунуться в этот сказочный и невероятный мир, завоевать любовь скромной и премудрой принцессы. Бытовая проблематика - невероятно удачный способ, с помощью простых, обычных, примеров, донести до читателя ценнейший многовековой опыт. Преданность, дружба и самопожертвование и иные положительные чувства преодолевают все противостоящие им: злобу, коварство, ложь и лицемерие. Ознакомившись с внутренним миром и качествами главного героя, юный читатель невольно испытывает чувство благородности, ответственности и высокой степени нравственности. Очарование, восхищение и неописуемую внутреннюю радость производят картины рисуемые нашим воображением при прочтении подобных произведений. В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. Сказка "Хлеб и золото (Арабская сказка)" читать бесплатно онлайн нужно вдумчиво, разъясняя юным читателям или слушателям непонятные им и новые для них детали и слова.
А
ббас был бедный феллах. / Феллах — крестьянин, земледелец/. Целыми днями трудился он, чтобы добыть пропитание себе и своей семье, а в свободные часы все думал о том, как бы найти клад, который избавил бы его от нужды.
Однажды в очень жаркий день Аббас, как обычно, работал в поле. Почувствовав сильную усталость, он сел под дерево и принялся мечтать: “Если бы Аллах дал мне волшебную силу, чтобы я мог превращать все, чего ни коснусь рукой, в золото, — тогда я избавился бы от тяжкого труда и зажил в полном довольстве”.
И вдруг он услышал голос:
— О Аббас! Сейчас ты получишь то, чего тебе так хочется! Положи свою руку на какой-нибудь предмет — и он тотчас превратится в чистое золото.
Аббас не поверил своим ушам. Но все же потянулся к земле и взял маленький камешек. Едва он коснулся его — камешек тут же превратился в чистое золото. Потом Аббас дотронулся до другого камня — и тот тоже стал золотым.
Аббас очень обрадовался и подумал: “Сейчас я отправлюсь в город и превращу пыль и камни в золото… Потом куплю много земли, построю на берегу реки дворец и окружу его огромным садом… Я куплю прекрасных коней и облачусь в роскошные одежды…”
Тут он хотел подняться, но, почувствовав сильную усталость, голод и жажду, понял, что не сможет идти.
“Съем-ка я то, что принес с собою утром из дому”,- решил он и протянул руку к завтраку, который лежал в маленьком мешочке возле дерева. Аббас взял лепешку, но, положив ее в рот, почувствовал металл. И хлеб превратился в золото!
В мешочке оставалась еще луковица. Аббас поспешно схватил ее. Каково же было его смятение, когда и луковица стала золотым слитком, который он не мог съесть!
Аббас страшно перепугался. Как он будет теперь пить и есть? Как будет жить в этом мире золотых слитков? Ведь так он очень скоро умрет от голода и жажды, даже не попользовавшись золотом, которое без труда дается ему в руки.
Так думал Аббас, представляя, как умрет в муках от голода и жажды, раз все, чего бы он ни коснулся, превращается в золото.
Но тут он открыл глаза, увидел себя примостившимся в тени дерева и понял, что грезил. Глубокий вздох облегчения вырвался из его груди; словно гора свалилась у него с плеч.
— Слава Аллаху, что все это было лишь сном! — проговорил он.