Человека всю его жизнь - с рождения и до самой смерти - окружают предметы быта. Что входит в это понятие? Мебель, посуда, одежда и многое другое. С предметами народного быта связано огромное количество пословиц и поговорок. О них идет речь в сказках, о них пишут стихи и придумывают загадки.
Какие предметы народного быта в России мы знаем? Всегда ли они так назывались? Есть ли вещи, которые исчезли из нашей жизни? Какие интересные факты связаны с предметами народного быта? Начнем с самого главного.
Невозможно представить предметы народного быта россиян без самого важного - их жилища. На Руси избы строились на берегах рек или озер, ведь рыболовство с давнейших времен было одним из важных промыслов. Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Интересен тот факт, что ориентиром для выбора служили домашние животные. Место, которое они выбирали для отдыха, считалось самым благоприятным для строительства дома.
Жилище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или березы. Правильнее говорить не "построить избу", а "срубить дом". Делалось это с помощью топора, а позднее и пилы. Избы чаще всего делались квадратными или прямоугольными. Внутри жилища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни. Стены и потолки в русской избе не красили. У зажиточных крестьян дом состоял из нескольких помещений: основное жилище, сени, веранда, чулан, двор и постройки: стайка или загон для животных, сеновал и другие.
В избе находились деревянные предметы народного быта - стол, лавки, колыбелька или люлька для малышей, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки. Стол занимал центральное место в доме, угол, где он стоял, назывался "красным", то есть самым важным, почетным. Его покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом было свое место, самое удобное, центральное занимал глава семьи - хозяин. В отводилось место для икон.
Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далеких предков. Печь была и кормилицей, и спасительницей. В сильные холода только благодаря ей многим людям удавалось согреться. Русская печь была местом где готовили пищу, также на ней спали. Её тепло спасало от многих болезней. Благодаря тому, что в ней были различные ниши и полочки, здесь хранилась различная посуда.
Еда приготовленная в русской печи необычайно вкусная и ароматная. Здесь можно приготовить: вкусный и наваристый суп, рассыпчатую кашу, всевозможную выпечку и многое другое.
Но самое главное, что печь - это было то место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. Не случайно в русских сказках, главные герои то ездят на ней (Емеля), то спят (Илья Муромец).
Эти предметы народного быта имели непосредственное отношение к Кочерга была первой помощницей при работе. Когда прогорали дрова в печи, этим предметом сдвигали угли и смотрели, чтобы не было недогоревших поленьев. О кочерге русский народ сложил немало пословиц и поговорок, вот лишь некоторые из них:
Ухват - второй помощник при работе с печкой. Обычно их было несколько, разных размеров. С помощью этого предмета в печь ставили и вынимали чугунки или кастрюли с пищей. Ухваты берегли и старались обращаться с ними очень аккуратно.
Помело - специальный веник, с помощью которого сметали с печи лишний мусор, и для других целей он не использовался. Русский народ об этом предмете придумал характерную загадку: "Под полом, под середой, сидит Обычно помело использовали перед тем, как собирались печь пироги.
Кочерга, ухват, веник - непременно должны были быть под рукой, когда готовилась пища в русской печи.
В каждом доме обязательно должно было быть место, куда складывали приданое, одежду, полотенца, скатерти. Сундук - предметов народного быта Они могли быть как большими, так и маленькими. Самое главное, что они должны были соответствовать нескольким требованиям: вместительность, прочность, художественное оформление. Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое складывалось в сундук. Девушка, выходящая замуж, забирала его с собой в дом мужа.
Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с сундуком. Вот некоторые из них:
Многие из нас даже и не предполагают, что привычные вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, когда-то назывались совсем по-другому. Если на несколько минут представить, что мы попали в далекое прошлое, то некоторые предметы народного быта, остались бы нами неузнанными. Предлагаем вашему вниманию названия некоторых, привычных нам вещей:
Веник - голик.
Чулан или маленькая закрытая комната назывались клетью.
Место, где жили крупные домашние животные - стайка.
Полотенце - рукотерник или утирка.
Место, где мыли руки - рукомойник.
Ящик, где хранилась одежда - сундук.
Место для сна - полати.
Деревянный брусок с короткой ручкой, предназначенный для глажки белья в старину - рубель.
Большая чашка для разлива напитков - ендова.
Декор предметов народного быта включал в себя резьбу по дереву и художественную роспись. Многие вещи в доме были украшены руками хозяев: сундуки, прялки, посуда и многое другое. Конструирование и декор предметов народного быта касалось в первую очередь и самой избы. Делалось это не только для красоты, но и как оберег от злых духов и разных бед.
Для украшения дома использовали кукол, сделанных своими руками. У каждой из них было свое предназначение. Одна отгоняла нечистую силу, другая приносила мир и благополучие, третья не допускала склок и скандалов в доме.
Изучая предметы народного быта, мы знакомимся с жизнью и обычаями наших далеких предков. Русская печь, прялка, самовар - без этих вещей невозможно представить русскую избу. Они объединяли семьи, рядом с ними и горе легче переносилось, и любая работа спорилась. В наши дни предметам народного быта уделяется особое внимание. Покупая дом или дачный участок, многие владельцы стремятся приобретать их с печкой.
Немногие задумываются о том, как и где создавались предметы, которыми люди пользуются практически ежедневно. При этом история обыденных, казалось бы, предметов, зачастую весьма увлекательна. Так, например, почтовые коды были придуманы в советской Украине, очки носили ещё римские императоры, а «письмам счастья» за нарушение правил дорожного движения мы обязаны голландцам.
Основываясь на ранних опытах монахов-бенедиктинцев с электростатическими приборами и собственных исследованиях венгерскому физику Аньошу Едлику, в 1827 году удалось создать первый электрический двигатель. К слову, Едлик считается изобретателем гальванических элементов, ударного генератора и содовой газированной воды (шипучки).
Русские пожарники всегда отличались храбростью и смекалкой. Во время Второй мировой войны они единственные среди коллег-союзников приступали к тушению возгораний ещё до конца бомбежки. Александр Лоран еще в 1902 году придумал тушить пожары методом перекрытия доступа кислорода к огню, по этому принципу работает, большая половина, современных огнетушителей.
P.S. Дорогие тролли, данный материал не является пропагандой коммунизма и носит исключительно информативный характер.
Ещё одна подборка с фрешера .
Некоторые предметы могут вызвать сомнения. Например, трубочка с дырочками была найдена, помнится, в пещере неандертальцев и трактована археолагами как флейта. Если это действительно так, то 40.000 лет назад эти двоюродные братья наших предков-кроманьонцев даже в чём-то превосходили их в развитии.
Эти египетские шерстяные носки, предназначенные для ношения с сандалиями, изготовили между 300 и 499 г. н.э., а обнаружили в 19 веке.
«Рецепт шумерского пива с 3000 года до нашей эры. Пиво получается очень крепкое и содержит куски плавающего в нём хлеба».
Самые старые очки в мире обнаружили на Баффиновой Земле в Канаде. Они предназначались для защиты от бликов солнечных лучей, отражающихся от снега.
Наиболее вероятный возраст статуи, изображающей человеческую фигуру - 40000 лет. Это Венера из пещеры Холе-Фельс, Германия, вырезанная из мамонтовой кости.
Этот 5500-летний правый мокасин из воловьей кожи нашли в пещере в Армении, он сохранился в травах и сухом овечьем навозе.
Это 40000-летняя костяная флейта из юга Германии.
Старейшие штаны в мире нашли в Западном Китае, их возраст 3300 лет.
В древнем городе Эфес, Турция, были смывающиеся общественные туалеты. Проточная вода под сиденьями уносилась в близлежащую реку.
Этот бюстгальтер носили в период между 1390 г. и 1485 г. в Австрии. Существуют более ранние исторические описания этого предмета, но другие экземпляры не сохранились.
Этот протез 3000 лет тому назад помогал кому-то в Египте снова ходить.
Собачьи зубья это всё, что осталось из распавшегося 4500-летнего кошелька, который нашли в Германии. Они, вероятно, были частью наружной створки.
Этот многоразовый презерватив из овчины использовали в 1640 году в Швеции. Он поставлялся с инструкцией на латыни, в которой изделие рекомендовали очищать тёплым молоком во избежание венерических заболеваний.
Эту жевательную резинку из Финляндии жевали как минимум 5000 лет назад. Она состоит из бересты и, скорее всего, использовалась для излечивания ротовой полости от инфекций или использовалась в качестве клея.
Старейшая записанная мелодия нашлась в древнем городе-государстве Угарит, на территории современной южной Сирии. Музыку написали для лиры.
Самая старая из известных монет нашлась в пределах античного эллинского города Эфесос (Эфес) в Турции. Одну её сторону украшает изображение головы льва.
Этот старый глобус кропотливо выгравировали на поверхности страусиного яйца в Италии. Нынешний владелец приобрёл его на ярмарке карт в Лондоне в 2012 году.
Бытует мнение, что любое изобретение связано с кропотливыми исследованиями и научными изысканиями. Но на самом деле так случается далеко не всегда. История знает случаи, когда ставшие востребованными и популярными предметы были изобретены совершенно случайно.
В этом обзоре самые неожиданные истории появления предметов, которые сегодня вошли в обиход человека.
#1 Картофельные чипсы (1853)
История гласит, что Джордж Крам, шеф-повар ресторана при престижном отеле «Moon Lake House» в Саратога-Спрингс (США) в один прекрасный день 1853 года столкнулся с капризным клиентом. Этим клиентом был железнодорожный магнат Корнелиус Вандербильта.
Клиент начал жаловался, что его жареный картофель нарезан слишком толстыми ломтиками, а также слишком мягкий и плохо прожарен. Хотя Крам сделал все возможное, чтобы угодить Вандербильту, тот раз за разом возвращал порцию назад.
Тогда шеф-повар решил проучить клиента. Он нарезал картофель так тонко, как только мог, прожарил его до такой степени, что тот начал разламываться при нажатии вилкой, и посыпал его солью. Однако, случилось неожиданное - Вандербильт восхитился блюдом и заказал еще одну порцию. Славо о «Чипсах Саратога» быстро разлетелась по всей округе, и Крам открыл свой собственный ресторан.
#2 Искусственный подсластитель сахарин (1877)
Однажды поздним вечером в 1877 году русский химик Константин Фальберг был настолько поглощен своими исследованиями, что когда шел домой на ужин из своей лаборатории в Университете Джона Хопкинса, Балтимор, забыл вымыть руки.
Когда он дома взял кусок хлеба, оказалось,что хлеб почему-то сладкий. После этого Фальберг вспомнил, что ранее тем же днем он случайно пролил экспериментальное химическое соединение себе на руки. Т.е. сладкий вкус у хлеба получился из-за какого-то химиката.
Фальберг спешно отправился назад в лабораторию, где опытным путем установил, что это было за соединение – орто-сульфобензойная кислота, которой ученый впоследствии дал название сахарин.
#3 Кока-Кола (1886)
При попытке найти лекарство от головной боли и похмелья, химик Джон Пембертон из Атланты, США состряпал сироп, сделанный из вина и экстракта коки, который он назвал «Французское вино-кока Пембертона».
В 1885 году, в разгар американского Сухого закона, в Атланте запретили продажу алкоголя, что заставило Пембертона начать выпускать сироп сугубо на основе коки, который было необходимо разбавлять водой. История гласит, что в один день из-за небрежности бармен случайно разбавил сироп ледяной газированной водой вместо водопроводной воды. Так родилась современная кола.
#4 Рентгеновские лучи (1895)
В своей лаборатории в 1895 году немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген экспериментировал с электронно-лучевыми трубками (примерно аналогичным современным люминесцентным лампам) для того, чтобы исследовать, как электричество проходит через газы. Он осторожно откачал из катодной трубки воздух, заполнил ее специальным газом и пропустил через него электрический ток высокого напряжения.
К удивлению Рентгена, экран, расположенный в метре от трубки, неожиданно начал испускать зеленое флуоресцентное свечение. Это было странно, потому что светоизлучающая электронно-лучевая трубка была окружена плотным черным картоном. Единственным объяснением было то, что «невидимые лучи», произведенные трубкой, каким-то образом прошли через картон и попали на экран.
Рентген решил проверить это на своей жене Берте, после чего оказалось, что лучи свободно проходят через ткани ее руки, в результате чего стали видны кости. Новость об открытии Рентгена быстро распространилась по всему миру.
#5 Вафельный рожок для мороженого (1904)
К концу XIX века, когда мороженое стало достаточно дешевым, чтобы его могли себе позволить обычные люди, обычно его продавали в чашках из бумаги, стекла или металла, которые затем возвращали продавцу.
В 1904 году на Всемирной выставке в американском Сент-Луисе были более чем 50 рундучков с мороженым и более десятка с горячими вафлями. Было жарко, и мороженое продавалось намного лучше, чем вафли. Когда у продавца мороженого Арнольд Форначу закончились бумажные стаканчики, сириец Эрнест Хамви, который продавал рядом вафли, свернул одну из своих вафель в трубочку и предложил накладывать мороженое в нее. Так появился первый вафельный рожок.
#6 Пенициллин (1928)
3 сентября 1928 года шотландский бактериолог Александр Флеминг после отпуска убирал свою лабораторию в лондонской больнице Сент-Мэри. Во время уборки он заметил сине-зеленую плесень на чашке Петри, которую он забыл помыть перед отпуском.
Флеминг собирался выбросить пробу, когда заметил что-то необычное: плесень убила присутствовавшие на чашке Петри колонии стафилококковых бактерий. Спустя несколько месяцев он выделил из этих плесневых грибов пенициллин.
Если бы Флеминг не так спешил в отпуск, то он вымыл бы посуду, и сегодня не было бы одного из наиболее широко используемых антибиотиков в мире.
#7 Микроволновая печь (1946)
Во время тестирования микроволн в 1946 году инженер и специалист по радиолокационному оборудованию Перси Спенсер, который стоял перед радаром, заметил, что шоколадный батончик в его кармане начал плавиться. После этого Спенсер и его коллеги попытались нагреть микроволнами другие продукты, чтобы увидеть, случится ли подобный эффект.
Когда перед радаром положили попкорн, он тут же начал лопаться. А яйцо, положенное в чайник, буквально вскипело.
Наконец, благодаря случайности появилась альтернатива обычным газовым и электрическим печам. Еду стало возможно готовить гораздо быстрее, чем раньше.
#8 Липучка (1955)
62 года назад была запатентована застежка-липучка. А история ее появления была довольно необычной.
В 1955 году, после прогулки с собакой в лесу, швейцарский инженер-электрик Жорж де Местраль обнаружил, что его брюки и и шерсть собаки буквально усеяны репейниками. Рассмотрев заусенцы репейников под микроскопом, де Местраль нашел тысячи крошечных крючков, которые легко цеплялись за маленькие петли, которые можно найти в любой повседневной одежде. Это побудило его сделать двухстороннюю застежку, в которой одна сторона будет оснащена «крючками», а другая мягкими петельками.
Де Местраль опробовал несколько материалов, чтобы понять, в каких из них будет самое сильное сцепление, и обнаружил, что идеален в этом плане нейлон.
#9 Клейкие стикеры (1968 и 1974)
В 1968 году химику Спенсеру Сильверу, который работал в Minnesota Mining и Manufacturing Company в Сент-Поле, была поставлена задача разработать сильный клей для аэрокосмической промышленности, но он в конечном итоге изобрел слабый клей. Как ни странно, крошечные акриловые шарики, из которых состоит этот клей, почти не поддаются разрушению, поэтому его можно использовать неоднократно.
Изначально Сильвер хотел продать свой клей для нанесения его на поверхность досок объявлений, чтобы люди могли клеить на них свои объявления, а после этого легко отрывать их.
Несколько лет спустя, в 1974 году, химику Арту Фраю надоели бумажные закладки, которые постоянно выпадали из его сборников гимнов (он пел в церковном хоре в Сент-Поле). И тут ему пришла в голову гениальная идея - а почему бы не использовать клей доктора Сильвера на этих листочках бумаги.
Фрай нарезал желтую бумагу, которую нашел в лаборатории рядом, и намазал ее одну сторону клеем. Идея оказалась настолько популярной, что более 90 процентов людей сегодня используют стикеры.
#10 Виагра (1998)
Во время клинических испытаний в фармацевтической компании Pfizer первоначально изучалось использование «Виагры» как сердечно-сосудистого лекарства для снижения кровяного давления, расширения кровеносных сосудов и лечения ангины. Хотя результаты оказались неутешительными, в одном из исследований добровольцы мужского пола испытали необычный побочный эффект - очень стойкую эрекцию.
Никто в Pfizer даже не думал изначально применять «виагру» для лечения эректильной дисфункции, и компания едва не выпустила препарат на рынок как средство от ангины… если бы не случайный эксперимент.
Ольга Анатольевна Салтанова
Проект «История вещей, которые нас окружают»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА .
В современном мире все меньше людей задаются вопросом : откуда пришли к нам вещи, которые окружают нас в быту . Наша жизнь удобна и комфортна. А что сделало ее такой? Кто и как придумал вещи, которыми мы пользуемся каждый день, не задумываясь об их значимости? Попробуйте обойтись без ложки, тарелки, расчески и прочих бытовых вещей . Что случится, если одна из удобных нам вещей исчезнет из нашего обихода? Это заставит нас задуматься, найти пути к решению проблемы, фантазировать, творить.
Творить, проявлять любознательность – это главная задача данного проекта . Не надо ставить сложных задач, чтобы побуждать ребенка проявлять интерес к истории , творчеству. Каждая вещь, которую мы держим в руках – история человечества .
Вид проекта : культурно-ценностный.
Время проведения :1 месяц, февраль.
Участники проекта : Дети старшей группы и педагоги, родители.
Воспитатели : О. А. Салтанова, А. В. Ларионова
Возраст детей : старшая группа.
Основная идея : познакомить историей появления бытовых вещей .
Постановка проблемного вопроса : Беседы с детьми «Как придумали вещи, которые нас окружают ?»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Цели проекта : расширять и закреплять представления детей о том, как человек в процессе эволюции создавал предметы быта (зеркало, посуду, мебель, одежду) ; как изменялись эти предметы в ходе истории , дать понятие о том, что окружающие нас вещи являются результатом творчества многих поколений.
2. Задачи :
1. Обобщить и систематизировать знания о предметах быта.
2. Закреплять классификацию предметов.
3. Развивать логическое мышление и любознательность.
4. Воспитывать бережное отношение к вещам.
3. Ожидаемые результаты :
1. Воспитание бережного отношения к вещам.
2. Расширять знания об истории вещей .
3. Побуждать проявлять творческий подход к использованию вещей в повседневной жизни.
4. Ход реализации проекта с учетом интеграции образовательных областей
Направления развития Образовательные
области Цели и задачи
Познавательно-речевое Познание
Беседа о вещах, которые нас окружают .
Заинтересовать детей узнать историю изобретения предметов быта.
Рассматривание иллюстраций старинных предметов быта.
Коммуникация
Знакомство с историей изобретения предметов быта;
Рассказать об изобретении посуды, мебели, одежды;
Рассматривание
иллюстраций по теме.
Презентация на тему «История вещей » .
Просмотр м\ ф «Федорино горе» .
Чтение художественной литература Знакомство с книгой Н. Ходза «Дорога жизни»
Чтение глав из книги Т. Н. Нуждиной «Мир вещей » о посуде, мебели, одежде.
Чтение рассказа С. Я. Маршака «Откуда стол пришел» .
социально- личностное
Игры и труд
художественно-эстетическое
Художественное творчество
Рисование на темы : «Хохломская ложка» , «Свет мой зеркальце, скажи» , роспись трафаретов посуды по мотивам гжельской росписи.
Поделка из бросового материала.
Изготовление коллажа на тему «Эволюция вещей » .
Физическая культура Приобщать детей к музыкальной культуре, обогащать музыкальные впечатления детей; вызывать яркий музыкальный отклик при восприятии музыки
разного характера.
Физическое развитие
Формировать потребность в ежедневной двигательной активности.
Разучивание физкультминуток по тематике.
Взаимодействие с семьей
Предложить родителям вместе с детьми изготовить коллаж на тему «Эволюция вещей » .
Презентация на тему «История вещей , которые нас окружают ».
Изготовление поделок из бросового материала.
Открытое занятие.
5. Продукты проекта .
1. Сценарий итогового мероприятия.
2. Презентация и видеоматериал, используемые в ходе реализации проекта .
3. Открытое занятие для родителей.
4. Публичный фотоотчет о ходе мероприятия на сайте ГБДОУ.
5. Альбом коллажей по теме.
6. Поделки из бросового материала.
Публикации по теме:
Конспект занятия «История вещей. Русский платок» Цель: Знакомство детей с историей русского платка. Приобщение детей к русской народной культуре Звучит запись песни «Коробейники», заставка.
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «История старинных вещей» Воспитатель: Таранова Л. В. Цель: организовать воспитанников.
Консультация для родителей «Звуки, которые нас окружают» Мир звуков окружает ребёнка с момента рождения (а вернее он живёт в нём ещё до рождения). В безбрежном звуковом море музыкальные звуки.
Музыкальное занятие для старшей группы «Ритмы и звуки, которые нас окружают» Цели: учить ориентироваться в музыке; познакомить с новым репертуаром, развить ритмическое восприятия музыки; поддерживать жизнерадостное.
Проект «Игры, которые лечат» Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, еще не познанного ребенком окружающего пространства. Когда.
Проект «История моей семьи» Проект «История моей семьи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 общеразвивающего вида ст Азовской.