Стойкий оловянный солдатик. Отзыв о сказке Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик

25.09.2019

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК (дат. Den Standhaftige tinsoldat) - герой сказки Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» (1838), символ несгибаемого мужества и упорства. Его судьба описана кратко, но она полна событий, хотя и неправдоподобных, но убедительных в этом волшебном мире, где в сложном единстве сосуществуют люди, звери и игрушки. Он - один из двадцати пяти игрушечных солдатиков, «родных братьев по матери - старой оловянной ложке», которых подарили на день рождения маленькому мальчику. От своих братьев С.О.С. отличался тем, что был одноногим (не хватило олова), но стоял на своей одной ноге надежно и крепко. В игрушечном мире детской, куда попали солдатики, было много чудесного, но больше всего героя привлекла бумажная Танцовщица, тоже стоявшая на одной ножке, - другую она подняла так высоко, что солдатик ее не увидел и решил, что они с Танцовщицей товарищи по несчастью. Конечно, он только мечтать мог, что такая красавица всерьез обратит на него внимание. Но случилось так, что судьба С.О.С. сложилась на редкость удивительно. Он - натура, по-солдатски и, так сказать, по-оловянски простая, однако не по-игрушечному чинная и деликатная - прожил коротенькую и удивительную жизнь. Отдельные подробности его столкновения с внешним миром, куда он попал, вывалившись из окна, фантасмагоричны: чего стоит, например, крыса, требовавшая паспорт у проплывавшего на лодочке из газетной бумаги солдатика. Удачно миновав столкновения с крысой, он целиком очутился во власти водной стихии (из ручейка попал в реку) и даже, подобно библейскому Ионе, оказался в чреве, правда, не кита, а неизвестной рыбы, из которой вновь был выдворен в свою старую детскую, к тем же детям и игрушкам. Но его судьба, несмотря на свою примечательность, не задалась с самого начала, с той самой недостающей ноги. Эта история закончилась плохо. Кто-то из мальчишек швырнул его в камин, и он превратился в маленький кусочек олова. Расплавился до самого сердца. И все же история закончилась хорошо - ворвавшийся в комнату ветер швырнул в печку и маленькую бумажную Танцовщицу. Так они погибли вместе.

Лит.: Брауде Л. Создание литературной сказки

//Брауде Л. Скандинавская литературная сказка. М., 1979. С.44-98; Брауде Л. Ханс Кристиан Андерсен и его сборники «Сказки, рассказанные детям» и «Новые сказки»

//Андерсен Х.К. Сказки, рассказанные детям. Новые сказки. М., 1983. С.279-320.

Т.Н.Суханова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК" в других словарях:

    Стойкий оловянный солдатик … Википедия

    Стойкий оловянный солдатик (мультфильм, 1976) «Стойкий оловянный солдатик» советский мультфильм, 1976 экранизация сказки Г. Х.Андерсена. Над фильмом работали Сценарист: А. Ахундова Режиссёр: Л. Мильчин Художники декораторы: И.Светлица, И.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Солдатики (значения). Солдатик, изображающий французского егеря в Африке. Солдатик, игрушечный солдат миниатюрна … Википедия

    Запрос «Андерсен» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Андерсен. Ханс Кристиан Андерсен Hans Christian Andersen … Википедия

    Олово - (Tin) Металл олово, добыча и месторождения олова, производство и применение металла информация о металле олово, свойства олова, месторождения и добыча олова, производство и применение металла Содержание Определение термина История… … Энциклопедия инвестора

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ефимов. Андрей Ефимов Имя при рождении: Ефимов, Андрей Михайлович Род деятельности: актёр кукольник Дата рождения … Википедия

    Ганс Христиан Андерсен Hans Christian Andersen Ганс Христиан Андерсен (1869) Дата рождения: 2 апреля 1805 Место рождения: Оденсе, Дания Дата смерти: 4 августа 1875 Место смерти … Википедия

    Ганс Христиан Андерсен Hans Christian Andersen Ганс Христиан Андерсен (1869) Дата рождения: 2 апреля 1805 Место рождения: Оденсе, Дания Дата смерти: 4 августа 1875 Место смерти … Википедия

Книги

  • Стойкий оловянный солдатик , Андерсен, Ханс Кристиан. В сборник вошли три сказки знаменитого датчанина Х.-К. Андерсена (1805-1875): "Стойкий оловянный солдатик", "Свинопас", и "Дикие лебеди" . Сказки Андерсена давно стали классикой мировой…

Цель:

Ход урока

  • Сегодня на уроке мы вновь отправимся в путешествие необыкновенное. (Звучит сказочная музыка).
  • А значит мы отправимся куда, мы отправимся в: (сказку) - хором дети.
  • Что такое сказка?

(Сказка - это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра со злом) - говорит ученик.

Какие бывают сказки?

Что у них общего и чем они отличаются?

Много общего в темах, языке, образах. Однако - народная сказка - это результат коллективного творчества, а авторская создается определенным писателем.

Какие недостатки людей осуждаются в сказках?

(Лень, жадность, безделье, скупость и т.п.)

А какие положительные человеческие качества высоко оцениваются в сказках?

(трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, стойкость и сила духа).

- "Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок". А.С. Пушкин (на доске)

Эти слова принадлежат А.С. Пушкину.

Как вы понимаете эти слова?

(Сказка всегда чему-то учит, много в ней сказочного, вымышленного, но она мудра и поучительна). - говорит ученик.

I. Сообщение темы.

У меня в руках старая оловянная ложка. С нее то и начнется наше путешествие:

А). Прочитайте заглавие сказки.

Что можно узнать из заглавия?

Прочитайте значение слова СТОЙКИЙ.

На доске:

  1. Прочный, неослабевающий;
  2. Непоколебимый, упорный, твердый духом.

Физминутка.

Б). Рассмотрите иллюстрации.

Что можно предположить?

(Путешествие будет захватывающим, увлекательным, опасным).

Значит, в каком значении по-вашему мнению, употреблено слово стойкий в заглавии?

(Непоколебимый, упорный, твердый духом).

Как вы думаете, какая это сказка?

1. Грустная или веселая?

2. Волшебная или анималистическая?

Что о нем вам известно? (Выступление детей).

В). Обобщение учителем.

Геннадий Цыферов в книге "Мой Андерсен" пишет: "Знаешь ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит:"

Если в смешную сказку добавить каплю чистой грусти, она тоже звенит. Всякий раз после сказки Андерсена мы словно слышим звон, долгий и робкий. Потом даже можно забыть о чем она, но робкий звон всегда останется в сердце.

Учитель: Многие литературные сказки берут свое начало из народной сказки.

Как вы думаете, что могло послужить толчком к написанию сказки?

Может быть кто-то знает?

Предположения детей:

Ученик: - Рассказывают, что однажды, шел Андерсен по улице. Маленький мальчик играл у окна. Когда он увидел любимого сказочника, то. Подарил ему оловянного солдатика. Утверждают, что так и родилась сказка.

Физминутка.

III. Итак мы отправляемся в путешествие:

Продолжаем работу по сказке. И в конце урока мы должны ответить на самый главный вопрос:

Какие чувства в читателе вызывает эта сказка?

Вывод учителя:

В первых же фразах сказки звучат два главных мотива произведения и вообще произведений Андерсена.

Мотив светлой радости, связанной с ожиданием чуда. Прочитайте отрывок стр. 38 ((ч.I)1).

Мотив грусти, печали, от понимания кратковременности, хрупкости чуда. стр. 38 (2). Они лежали, все двадцать пять, в картонной коробке. В ней было темно и тесно:

IV. Анализ сказки (выборочное чтение).

I часть

Ключевой вопрос:

Почему так сложилась судьба оловянного солдатика?

На этот вопрос мы сможем ответить только в ходе анализа сказки.

Чем был интересен последний солдатик? (стр. 38, 3)

(он особый, самый замечательный:)

Что говорит о его внутренних качествах?

(Да, он умеет видеть красоту. (стр. 38, 4))

Что сближало солдатика и танцовщицу?

(он увидел свое сходство, родство пока внешнее с ней (стр. 39, 5))

О чем он подумал?

(Вот бы мне такую жену: (стр. 39,6))

О чем говорят его первые слова?

Учитель: (Красота танцовщицы вызывает у него эгоистическое желание, корыстную мысль: "Вот бы мне:"

Он забывает обо всем: о своем воинском долге, о своем главном назначении на земле, но разумом понимает он нереальность осуществления своего желания).

Поэтому возникает новая мысль, какая? (стр. 39, 7)

("Но познакомиться с ней:")

(Поухаживать для игры, для забавы).

Как эти мысли и чувства характеризуют солдатика?

Раскрывают ли они главное в нем?

(ведь легкомыслие, игривость не соответствует тому образу героя, который создается в тексте сказки)

Каким мы видим солдатика в сказке?

(серьезным, влюбленным)

Андерсен хотел показать, что в человеке изначально заложено добро и зло, такова человеческая природа и он сам делает выбор и несет ответственность за этот выбор.

II часть

Расскажите, что делали игрушки ночью? (стр. 39, 1)

О чем говорит характер и сама последовательность этих игр?

Что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома?

(Игрушки играют так же, как дети: сначала в гости, потом в войну, и заканчивают балом).

(Это говорит о культуре девочки и женщины, об уважительном отношении мальчиков и девочек, о дружбе и согласии, любви и поэзии в этом доме.)

Где даже птицы разговаривают как? (стр. 39, 2) (дети)

Какое чудо произошло с солдатиком и танцовщицей (стр. 39, 3)

(Зародились таинственная и бескорыстная любовь)

"Вдруг выскочил:"

Чем интересна была табакерка? (стр. 39, 5)

Кто такой тролль?

(Злой волшебник, чертенок)

Откуда он взялся и за что мстит солдатику?

(Тролль - это воплощение внутреннего зла, которое есть в каждом человеке, а в солдатике проявилось в виде низких чувств: зависти, о которых мы говорили раньше. И за это мстит ему тролль).

Что случилось утром? (стр. 40, 6)

Что выпало на долю нашего героя? (Испытания)

И первое испытание солдатик выдержал как? (Достойно стр. 40, 7)

Почему он не стал кричать и звать на помощь? (стр. 40, 8)

Какие еще испытания на прочность воли выпали солдатику? (III ч. 40-42, 1,2,3)

Вывод: Даже в трудную минуту человек должен постоянно помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с того момента, когда солдатика начал испытывать тролль, герой осознал свое высшее назначение и остается воином с чистой и бескорыстной любовью уже до самого конца сказки. Во всех испытаниях он ни в чем не изменяет себе: он держится стойко, как полагается настоящему солдату и во время опасного плавания, в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами и когда стал тонуть, и в желудке у большой рыбы. В молчаливой стойкости оловянного солдатика, в его поведении раскрывается истинно христианское отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому троллю из табакерки, он не проклинает "уличных мальчишек", он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью, помня только о своей чести и "милой плясунье".

Какие чудеса произошли? Почему? (стр. 42, 1)

(Заслуженная награда за стойкость).

Вывод: Вот это "чудное мгновение" и есть счастье. Такое счастье дается недаром, не приходит само. Его нужно заслужить, выстрадать, пройти через искушение, победить зло и достойно выдержать испытание.

Прочитайте, что чувствовал солдатик, оказавшись в печке. (стр. 42, 2)

Что осталось от танцовщицы и от солдатика? (стр. 43, 3)

V. Итог.

Счастливый ли конец у сказки?

(И да и нет)

Итак, мы вновь подошли к самому главному вопросу, проблеме сказки.

В этой сказке двойной смысл:

Стойкость - умение уверенно стоять на одной ноге. И второй - стойкость - это сила духа. Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения. И читатель вместе с оловянным солдатиком преодолевает, побеждает в себе слабость. Душа очищается, становится сильнее духом.

Услышали ли вы "звон грусти" в этой сказке?

О чем звенит сказка "Стойкий оловянный солдатик"?

Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие с великим сказочником, оно будет продолжаться всегда, всю жизнь. Андерсен верный друг и добрый советчик для всех детей, а значит и для всех людей. В сказках Андерсена рядом живут слезы и смех, горе и радость - все как в настоящей жизни.

А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику "Королю сказок" в столице Дании, Копенгагене воздвигнут памятник. А также памятник одному из героев сказок - Русалочке. Русалочка стала символом датской столицы и уже много лет сидит на берегу моря и смотрит вдаль.

VI. Домашнее задание. Нарисуйте эскиз памятника любимым вами героям сказок Андерсена и объясните свой выбор.

Г.Х Андерсен автор сказок известных всему миру. Его сказки читают как дети, так и взрослые, в них заложен глубокий смысл. Одно из его творений это «Стойкий оловянный солдатик», история об одном солдатике, который был не такой как все его братья. Он был одноногим, так как не хватило олова на вторую ногу.

Главный смысл сказки Андерсен Стойкий оловянный солдатик

Эта трогательная история говорит о том, что любовь сильнее всех страшных бед и разочарований. И даже если мир полон зла и невежества, преодолеть можно многое если есть любовь.

Краткое содержание Андерсен Стойкий оловянный солдатик

Родители маленького мальчика решили подарить своему сына 25 оловянных солдатиков. Мальчик был очень рад подарку и тут же принялся играть с ними. В это время одноногий, но очень стойкий оловянный солдатик был увлечен не игрой с мальчиком, а прекрасной танцовщицей, которая стояла на одной ноге, а вторую ногу изящно поднимала выше головы. Она жила в картонном домике, домик был очень красивым. В нем был прекрасный сад, озеро и множество комнат. И сама красавица была сделана из картона, а на ее груди красовалась блестящая брошка.

Солдатик был так впечатлен ее красотой, что не мог оторвать глаз от танцовщицы, а только думал как бы с ней познакомиться, девушка также смотрела на него. Он решил подойти ближе, но внезапно ему преградил дорогу злой тролль, выпрыгнувший из табакерки, стоявшей возле картонного домика. Ему не понравилось, как солдатик смотрит на прелестную девушку. Тролль проклял солдатика, пообещав ему на следующее утро большие неприятности.

С наступлением рассвета солдатика нашли лежащего возле табакерки и поставили его на окно, дуновением ветра он упал прямиком с третьего этажа и застрял между камнями. Тут и началось путешествие бедного оловянного солдатика. На своем опасном пути он повстречал назойливую крысу, которая хотела его поймать, затем потоком воды его смыло в большой канал. И вот когда солдатик падал на дно, он не прекращал думать об одном, о той красивой танцовщице, которую он так полюбил. Но судьба уготовила ему немало сюрпризов, солдатик был проглочен рыбой. Много времени он провел в рыбьем желудке, пока рыбу не поймали рыбаки и она прямиком не попала на кухонный стол того самого дома где его и потеряли.

Кухарка, обнаружив удивительную находку, тут же обрадовала мальчика. И вот солдатик был уже дома, он увидел знакомую комнату и тот самый картонный домик. Но мальчик поступил жестоко с солдатиком, он бросил его в горящий камин. Солдатик плавился, но держался стойко. Он не мог оторвать глаза от своей возлюбленной, которая также смотрела на него. Пронесся сквозняк по комнате, и картонная танцовщица полетела прямо в камин. Она мгновенно сгорела и солдатик к тому времени уже расплавился.

На утро в тлеющей зале уборщица нашла маленький кусочек олова, которое было похоже на сердечко и потемневшую уже не так сверкающую брошь.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Кафка Замок

    Господин К., главное действующее лицо романа, оказывается прилежащей к Замку Деревне. К. утверждает, что приехал по приглашению из Замка, который нанял его в качестве землемера, и будет дожидаться своих помощников в гостинице

  • Краткое содержание Блок поэма 12 (двенадцать)

    Александр Блок – известный современный поэт, творческая личность серебряного века. Именно он написал произведение, под жанром: поэма, и назвал очень необычно и кратко «Двенадцать».

  • Краткое содержание Чехов Гриша

    Гриша – маленький двухлетний мальчик. Он знает мир, ограниченный рамками его дома: детская, гостиная, кухня, отцовский кабинет, куда ему нельзя. Самым интересным миром для него была кухня.

  • Краткое содержание Возмездие Искандер

    Главный герой произведения – мальчик по имени Чик. Однажды Чик оказывается свидетелем погрома торгового киоска старика Алихана хулиганом Керопчиком

  • Краткое содержание Шукшин Охота жить

    Старый охотник Никитич ночует в избушке в тайге, вокруг ни души. В избу забредает молодой парень не из местных, во время разговора он признается, что бежит из заключения. Парень молод, красив, здоров, горяч и в предвкушении свободы

Жили-были однажды двадцать пять оловянных солдатиков, которых отлили из одной большой оловянной ложки, и поэтому все они были похожи, словно братья, с ружьями на плечах и в одинаковых красно-синих мундирчиках. Все, кроме последнего, двадцать пятого... На него не хватило олова, и поэтому у него была лишь одна нога. Но на этой единственной ноге он стоял так же твердо, как остальные на двух.

Стойкий Оловянный Солдатик любил маленькую Танцовщицу, которая на одной ножке стояла перед своим игрушечным замком, - и, если глядеть из коробки, в которой жили солдатики, то казалось, что у нее тоже всего одна нога. Солдатик думал, что из нее выйдет для него идеальная жена.

Но Тролль, живущий в табакерке, старый и мудрый, приревновал красавицу к маленькому Оловянному Солдатику и напророчил ему страшную беду.

Но Оловянный Солдатик был стойким и не обращал на него внимания.
И вот по вине ли злого Тролля или само собой случилось вот что. На следующее утро, когда Солдатик стоял на подоконнике, порыв ветра внезапно сдул его, и он полетел вниз, прямо на мостовую, где застрял между двумя булыжниками.

Маленький мальчик, хозяин игрушек, и горничная вышли на улицу и долго искали солдатика. Но, хотя они едва не наступили на него, все же так и не увидели... Вскоре пошел дождик, и им пришлось вернуться в дом. А Оловянный Солдатик лежал на мостовой и грустил. Ведь он не знал, увидит ли когда-нибудь вновь свою прекрасную Танцовщицу...

Когда дождь кончился, на улице появились двое мальчишек.
- Гляди-ка, оловянный солдатик! - сказал один. - Давай отправим его в плавание!
И вот они смастерили из газеты лодочку, посадили в нее Солдатика и пустили плыть в сточную канаву.

Боже, сохрани меня! - думал Оловянный Солдатик. - Что за ужасные волны, да и течение такое сильное!
Но, невзирая на страх, он стоял все так же прямо и стойко.
А лодочка все плыла и плыла по сточной канаве и вдруг скользнула в канализационную трубу. Там была тьма хоть глаз выколи, и бедный маленький Солдатик ровным счетом ничего не видел.
"Куда я плыву? - думал он. - Во всем виноват этот злобный Тролль. О, если бы только моя маленькая Танцовщица была со мною, то я стал бы в десять раз храбрее!"

А лодочка плыла все вперед и вперед, и вот впереди забрезжил свет. Вода из трубы, оказывается, утекала прямо в речку. И лодочка завертелась волчком, а с нею вместе и Оловянный Солдатик. И вот бумажная лодочка черпнула бортом воды, намокла и начала тонуть.
Когда вода сомкнулась над его головой, Солдатик подумал о маленькой танцовщице... Тут бумага совсем размокла. Но вдруг Солдатика проглотила большая рыба.

В желудке у рыбы было еще темнее, чем в канализационной трубе, но мужество не покидало Солдатика. И тут рыба начала метаться и дергаться.

Но вот рыба затихла, потом блеснул яркий свет и чей-то голос воскликнул: - Смотрите, это солдатик!

Оказывается, рыбу поймали, отнесли на рынок, а там ее купила повариха из того самого дома, где начались все приключения нашего Солдатика. Его снова отнесли в детскую, где его уже дожидалась маленькая Танцовщица.

Главными героями этой сказки знаменитого датского сказочника можно назвать:

  • Стойкого оловянного солдатика
  • Бумажную танцовщицу
  • Тролля из табакерки

Поговорим о каждом из них отдельно и постараемся понять, какими создал их Ханс Кристиан Андерсен. А еще ответим на вопрос — чему они могут нас научить или от чего предостеречь.

Стойкий оловянный солдатик

Солдатик центральный персонаж этой сказочной истории, тот герой, вокруг которого построен весь её сюжет. Именно его приключения, мысли и чувства описывает Андерсен на протяжении всего повествования. Главное его определение — стойкий, как в прямом, так и в переносном смысле. Он твёрдо стоит на своей одной ноге и храбро проходит через все невзгоды, попадая в сложные ситуации.

Это, безусловно, положительный герой, который может научить таким важным качествам, как сила духа, умение не сдаваться, даже тогда, когда кажется, что выхода нет. А ещё он умеет любить по-настоящему. Он самозабвенно влюблен в ту, которая показалась ему похожей на него, а значит, в чем-то очень близкой. Она, как и он, умела стоять на одной ножке и при этом смотрелась просто замечательно. Никакие угрозы и препятствия не смогли изменить чувства солдатика к маленькой бумажной балерине.

Бумажная танцовщица

Она не произносит ни слова на протяжении всей сказки и даже не двигается. Поэтому её характер трудно понять. Но главное, что своим мастерством и красотой она привлекла внимание солдатика, зародила в его душе настоящее чувство — любовь с первого взгляда.

Её же чувства раскрываются только в самом конце, когда она отправляется вслед за солдатиком в пекло камина и погибает вместе с ним. Всё в этой сказке не настолько явно, быть может, это только сквозняк. Но, тем не менее, хочется верить, что это именно любовь, и каждый из нас может решить по-своему. Такова эта история.

Тролль из табакерки

Он завистлив, зол и, вероятно, умеет колдовать, наводя чары, которые заставляют детей делать очень странные вещи. Например, ни с того ни с сего бросать красивую игрушку в огонь.

Возможно, что таким способом сказочник намекнул на не всегда хорошее поведение, с которым каждый из нас сталкивается в своей жизни. Возможно, это козни злобного тролля? Если так, то всё может закончиться очень печально. Например, так как закончилась эта грустная сказка. Поэтому важно не давать ему возможности управлять собой.

Можно сказать, что этот герой олицетворяет собой все наши худшие мысли, чувства и порывы. Может быть потому все в этой сказке неявно и через «возможно» и «может быть». Ведь нам всегда хочется думать, что всё зло не от нас самих, и на самом деле мы добрые и хорошие.