Лара Гишар отзывы: 78 оценок: 79 рейтинг: 120
Квартира одинокого пожилого мужчины. Сам он неряшлив и квартира неряшлива. На звонок в дверь хозяин квартиры выскакивает из туалета с кружкой Эсмарха в руке. Все это сначала произвело впечатление как антрепризный спектакль с «юморком». Но при первых же диалогах проявилась глубина смысла и жизненность ситуации. Еврейский юмор воспринимался как составляющее жизни персонажей, а не как популярные остроты с добавлением акцента и присущих интонаций.
Я всегда ровно относилась к актерским работам Леонида Каневского. Никогда он меня не заинтересовывал, не увлекал. А тут он проявил себя на полную мощность. Не было в его игре искусственности, каждое слово произносил не просто актер Каневский, а Гарри Бендинер в исполнении Леонида Каневского. Неухоженность героя, пустота его жизни, отсутствие счастливого будущего, которое с горечью осознается и принимается Гарри без сопротивления и желания что-либо изменить. Правда, когда он узнает об отъезде единственного близкого человека, а по совместительству подчиненного Гарри, в Землю обетованную, то начинает громко нервничать и пытаться предотвратить отъезд Марка. Игра актера не отрывает тебя от действия на сцене, заставляет прислушиваться к каждой реплике, ловить малейшее изменение интонации, потому что интересно и профессионально.
Никогда не разделяла восхищений критиков актером Даниилом Спиваковским. Видела его в разных ролях - во «Франкенштейне», в сериалах. К сожалению, на сцене увидела его в первый раз. В киношных работах он не вызывал у меня доверия - все как-то было неестественно и нежизненно. Не верила я его героям. А тут совершенно иной образ - образ маленького человека, еврея, чудом спасшегося из варшавского гетто, подкаблучника, единственное счастье которого - его жена и детки, играющие, как и положено, на скрЫпочке. Его герой Марк ходит в кепЕ, в застегнутом на все пуговицы жилете, о чем добросовестно и сообщает жене по телефону из дома Гарри. Он знает все о жизни своего босса Гарри Бендинера, а тот, в свое время, спас и вывез Марка из ада гетто, поэтому герой Спиваковского искренно переживает о судьбе и дальнейшей жизни Гарри, потому что с отъездом Марка и его семьи из Америки, Гарри остается совсем один в этой жизни. В диалогах героев чувствуется теплота и жалость, общие воспоминания, общие трагедии. Марк осуждает Гарри за бесшабашность и неразборчивость в связях. В пьесе цитируется Песня песней. Как же это красиво и чудесно! Звучит еврейская музыка, Хава Нагила, отчаянные танцы.
Клару Новикову вижу в роли драматической актрисы впервые. Актриса она, конечно же, средняя. В каждой реплике - интонации ее реприз, тетя Соня и тому подобная «классика». Но все эти «актерские находки и штампы» не раздражают, потому что сюжет не позволяет сделать скучную мину. Она играет хорошо, не комикует излишне, прислушивается к партнерам-актерам. Она элегантна и изящна, одета со вкусом и очень пластична. Удовольствие видеть женщину, уже бабушку в реальной жизни, ухоженную, в прекрасной физической форме.
Этот спектакль о добре, человеческом тепле, помощи, любви. У каждого героя своя трагедия в жизни, свои потери, разочарования и своя любовь, которую он несет через всю жизнь. Кого-то эта любовь тянет жить дальше, а кого-то увлекает на тот свет, потому что сила любви к уже ушедшему из этого мира уводит человека вслед за второй половиной. И жизнь, и слезы, и любовь...
Жена Гарри за четыре года до своей смерти уходит от него, узнав об очередной измене. И раньше знала, а вот на этот раз не смогла простить и просто ушла, умерла. А он еще умудрился обидеться, не пришел на похороны и никогда не был на могиле. Гарри любил ее по-своему, любил ее дочь и их общего сына, но дети трагически рано ушли из жизни, остался внук-автогонщик, у которого ветер в голове, ведь он же автогонщик, и ему дед не нужен. Тут вдруг на пороге его грустной квартиры возникает милая дама, вдова, соседка. Она ищет общения, потому что одинока после смерти мужа и отъезда дочери (их дочери носят одинаковое имя - тоже неспроста). Искреннее чувство вспыхивает между ними после нескольких часов общения и распития виски. А потом волшебный ужин при свечах из наивкуснейших блюд еврейской кухни. Кто любит и умеет готовить, тот сглотнет слюну от упоминания форшмака, кисло-сладкого жаркого с черносливом и штруделя! Когда люди чувствуют тепло души друг друга, когда ловят каждое слово, произнесенное близким человеком, не могут надышаться общением - это и есть настоящее чувство, которое вспыхивает внезапно, обогревая души, обволакивая сердца радостью и счастьем.
Так все было легко, смешно и остроумно в спектакле по началу. Но настал и горький момент. А финал все-таки добрый и светлый. Жизнь продолжается. Кто смог выжить после ухода любимого, а кто попросил молиться о себе на этом свете, а уж он помолиться об оставшихся на том. И веселый танец под аккомпанемент «Хавы нагилы» так органично вписан в действие, что не смотрится эстрадным номером.
Если хочется увидеть любовь, порадоваться счастью, улыбнуться добру, то обязательно посмотрите пьесу Валерия Мухарьямова в постановке Евгения Арье «Поздняя любовь». А любовь-то не бывает поздней, она всегда молода, потому что приходит в добрые сердца, делая людей счастливыми, а мерзких людей это чувство наказывает, унижает и уничтожает.
Хава нагила, хава нагила, хава нагила вэнисмэха!
Давайте радоваться, давайте радоваться, давайте радоваться и ликовать!
Ольга Сорокина отзывы: 266 оценок: 263 рейтинг: 90
Давно и нежно любимый мною спектакль про Гарри Бендинера, одинокого старика, с которым нежданно-негаданно случается настоящая любовь!
Любовь, которая переворачивает его жизнь, наполняя её новым смыслом.
Я мечтала увидеть в этой роли Леонида Каневского, который для меня практически ещё одна легенда.
И как же он был хорош! Интонации, жесты, паузы - о, мой Бог! Я и сама влюбилась в этого Гарри!
Но спектакль не ограничивается этим!
Как достойная оправа для солирующего Гарри есть ещё двое: Марк и Этель.
Клара Новикова и Даниил Спиваковский. Ох, с каким удовольствием я предвкушала их появление на сцене.
И Спиваковский самый лучший Марк, когда-либо виденный мной.
И вообще, это самая лучшая постановка "Поздней любви".
Удивительное плотное пространство спектакля. Идеально подобранные декорации, создающие эффект настоящего дома.
И потрясающие актёры!
И знаете, что самое поразительное?
Не смотря на то, что я уже видела этот спектакль в других театрах, как только на сцене загорелся свет, я напрочь забыла
и о сюжете, и о вообще обо всём!
Я смотрела спектакль заново. Заново смеялась и плакала. Я была абсолютно белым листом бумаги, на котором к концу спектакля возникла картина новой меня. Обновлённой.
Обязательно идите на этот спектакль!
Это идеальная Поздняя любовь
Вадим Сталин отзывы: 3 оценок: 3 рейтинг: 1
Спектакль из серии тех, которые напрочь отбивают у нормального человека желание к дальнейшим походам в "Храмы искусства", тем более, что данный "храм" этому немало, ко всему прочему, способствует отвратительной видимостью сцены из-за неверного угла поднятия полов. (Удивительно: как столько десятилетий зрители терпели?? Вот где образец терпения!! И образец равнодушия администрации театра к этим самым зрителям!!) Что касается самого спектакля, то более убого-бестолкового сюжетика и сыскать нелегко, и трудновато даже чем обозвать: больно уж он, как нынче выражаются, "никакой"! То, что в нём претендует на юмор, способно вызывать отнюдь не громогласный хохот, а лишь краткие похохатывания, да и то нечастые. Уж если сценарист возжелал потешить зрителя "тонким еврейским юмором", то следовало ему взять, пусть краткую, творческую командировку в Одессу - там бы и набрался истинного. Философских изысков в сюжете даже и в театральный бинокль не углядеть. Лирично-жалостливых - тоже. Явно переборщено с возратом героя: на десяток в минус - было бы куда ни шло... А уж сюжетный поворотец, когда героиня из окошка прыг, - вообще повергает в шокирующее недоумение, ибо не подготовлен по ходу действа ничем и только проявив некую долю фантазии можно предположить, что поступок сей вызван глубоким разочарованием ещё моложавой прелестницы постельным подвигом её дышащего на ладан избранника. (Ну не дура ли? Чего ждала-то?) Ещё о сюжете.Сюжет космополитичный, он проецируется на любое земное место и любую нацию. А вот желание одного из героев перебраться в "места обетованные", да плюс еврейские песнопения прямо указуют на исторические корни произведения, а, заодно, и актёров.Зачем это было режиссёру? Разве это хоть чуть важно? Ведь получился "еврейский театр"в Российской столице, серенько поставленный и сыгранный по серенькому же произведению! Не самый лучший. Жаль! И, наконец, об игре актёров. Впечатление: выбери любых троих из смертных, дай заучить текст, вдолби "Хава нагилу" плюс два - три танцевальных па и выпущай на сцену - будет как у профи. И не вина последних в том. Просто по сюжету их игра - озвучивание текста с минимальными актёрскими вывертами. Развернуться не на чем. Короче, граждане. Кому денег не жалко и театральные удобства "до фени", ПРИГЛАШАЮ!
Таня отзывы: 3 оценок: 5 рейтинг: 1
Увидела в афише театра на Малой Бронной пьесу «поздняя любовь» и думаю: «Островский?! Интересно. Надо сходить, посмотреть». Пришла в театр смотреть Островского, села в зал, жду. Свет в зале погас, а с набором света вдруг начинает звонить телефон. В начале у меня в голове возникла злобная мысль о том, что кто-то опять забыл выключить телефон, затем я понимаю, что это на сцене и опять злобная мысль о том, что неужели они осовременили Островского до телефона. Вдруг на сцене появляется мужчина… но я то помню, что у Островского первая сцена полностью женская...
Вскоре, все мои рассуждения об Островском отходят на второй план, и я начинаю полностью погружаться в то, что происходит на сцене. От Леонида Каневского невозможно оторвать взгляд. Все его ужимки, мимика, пластика, голос словно приковывают. Он комичен, серьезен и при этом прост в своей игре.
В пьесе всего три персонажа, причем один из них появляется всего два раза, в начале и в конце спектакля. Почти два часа, с антрактом, разумеется, на сцене всего два человека они ведут непринуждённую беседу с их откровениями, воспоминаниями, шутками и переживаниями. Казалось бы, должно быть скучно, но напротив ты не замечаешь, как летит время.
Клара Новикова, играющая Этель невообразима хороша. В нее невозможно не влюбиться. Она кокетничает и заразительно смеется, с любовью рассказывает о своем прошлом, но боль случившегося, оказывается, сильней ее.
Спектакль полон юмора, удовольствия и счастья от жизни. Даже декорация, перед тем как оказаться на первом плане сцены, словно танцует перед нами танец. Она кажется живой и тоже полной жизнью.
В самой пьесе, написанной, кстати, Валерием Мухарьямовом, а не Островским, нет ничего особенного. Она проста сюжетом, в ней нет особых действий. Она живет за счет игры актеров, а игра актеров в данной постановке просто восхитительна.
После выходишь с улыбкой на лице и жадно вдыхаешь вечерний воздух. Жизнь прекрасна.
Спектакль израильского режиссера Евгения Арье «Поздняя любовь» - великолепная возможность погрузиться в мир всепоглощающей любви, которая способна менять людей, их характеры и вносить в жизнь новые краски. В основу трагикомедии легла пьеса Валерия Мухарьямова, написанная по рассказу писателя Исаака Башевиса-Зингера «В тени виноградника» об одиноком мужчине, который на склоне лет находит свою единственную и неповторимую.
Впервые спектакль «Поздняя любовь» был показан зрителю в 2006 году. Его премьера состоялась в Израиле на сцене театра в Тель-Авиве. Позднее постановку увидели не только московские любители театрального искусства, но и зрители в Германии, Японии, Америки, Китая. «Поздняя любовь» 2018 в этом сезоне такая же яркая и необычная и невероятно популярная.
Главный герой пьесы – одинокий Гарри Бендинер. За его плечами сложная, с непростыми целями жизнь. Мужчина добился многого, смог разбогатеть и переехал в другую страну, но богатство не приносит ему удовлетворения. Все в его жизни изменится, когда в нее ворвется удивительная, полная радости, мудрая женщина Этель.
Спектакль «Поздняя любовь» в театре на Малой Бронной – это 160 минут смеха сквозь слезы, сопереживания героям, восхищения ими. Искрометный еврейский юмор захватывает зрителя, окутывая великолепными шутками, острыми репликами, спорами между Гарри и его другом Марком.
Евгений Арье – художественный руководитель израильского театра Гешер. Режиссер много сотрудничает с артистами и театрами разных стран. В постановке спектакля «Поздняя любовь» в Москве он задействовал великолепных Леонида Каневского и Клару Новикову, которые мастерски способны передать и трагедию, и иронию, и растачать колкости, которые не вызывают обиды.
Особенной атмосферу на сцене делает музыкальное и художественное оформление. Декорации, разработанные художником-постановщиком Михаилом Краменко, были выполнены за рубежом и специально доставлены в театр на Малой Бронной.
Приобрести билеты на спектакль «Поздняя любовь» можно на сайте нашего агентства. Работая на билетном рынке более 10 лет, наши специалисты разбираются во всех тонкостях и предпочтениях требовательного театрального зрителя и готовы сделать все, чтобы ваш поход в театр стал ярким и запоминающимся.
На нашем сайте вы можете в режиме онлайн:
Наш сервис для заказа театральных билетов – самый удобный. Для организованных групп предоставляются скидки, а тем, кто не желает тратить время на поездку к кассам, наши специалисты бесплатно доставят билеты по любому адресу в Москве и Санкт-Петербурге.
Купить билеты на «Позднюю любовь», значит, подарить себе и близким великолепный вечер в компании знаменитых артистов, оценить их мастерство, энергичность и органичное взаимодействие между собой. А еще это – прекрасная возможность новым взглядом посмотреть на своих любимых, ведь именно любовь способна творить чудеса.
Пьеса Островского «Поздняя любовь» известна, наверное, каждому школьнику. Вот только в интерпретации Егора Перегудова она оказалась очень неожиданной. Постановка получилась одновременно грустной и смешной, легкой и мудрой, немного ироничной и тонкой.
Что ждет зрителей на сцене? Во-первых, поиск ответов на вечные вопросы. Оказывается, «Поздняя любовь» - это не просто возраст, это поступок, который можно совершить и в 18, и в 20, и в 30. Это состояние души, когда так хочется быть любимой.
В центре спектакля «Поздняя любовь» вопрос – какую цену готов заплатить человек за счастье, когда оно, кажется, совсем рядом? Отказаться от принципов? Пожертвовать жизнью, и своей и чужой? Отдать последнее? Каждый из героев сам для себя решает – что есть граница морали, где та самая грань между «можно» и «нельзя», стоит ли ее переступать и действительно ли это принесет то самое счастье?
Вместе со зрителями «Позднюю любовь» на сцене переживают Алена Бабенко, которая удивляет своих поклонников откровенной эксцентрикой на грани клоунады, Марина Хазова, Николай Клямчук и другие известные актеры.
Егор Перегудов – молодой, но очень талантливый и уже известный режиссер. Популярность в театральном мире ему принесла, в первую очередь, сцена Современника, где он поставил «Время женщин», «Горячее сердце», «Загадочное ночное убийство собаки».
Несмотря на то что спектакль «Поздняя любовь» идет в Современнике с 2016 года, к 2018 зрители Москвы еще не успели насытиться Островским в интерпретации Егора Перегудова. Именно поэтому купить билеты на «Позднюю любовь» бывает сложно. У наших клиентов есть возможность заказать их онлайн или по телефону. Мы:
Кому стоит пойти на спектакль «Поздняя любовь»? Всем. Он идеален для первого знакомства с театром (хотя, конечно, не прост, но, тем не менее, вполне понятен). Он уже покорил заядлых театралов. И даже те, кто заглянули в Современник случайно, и попали на «Позднюю любовь» не остаются равнодушными.
Театр на Малой Бронной привез спектакль «Поздняя любовь» по рассказу Башевиса-Зингера. Что там было от Малой Бронной, не знаю. Постановка Арье, который главреж тель-авивского «Гешера». Играли Клара Новикова - дама эстрадная, Леонид Каневский и Даниил Спиваковский, который известен больше как киноактер. Впрочем, есть еще один участник постановки Мухарьямов, который превратил рассказ в пьесу. Рассказ Зингера жесткий, беглый, оставляет чувство безнадежности полнейшей. Не то пьеса. Тут введен дополнительный персонаж, прочерчены какие-то связи и даже намечено некое будущее, о чем в рассказе и помина нет.Стоимость билетов:
Бельэтаж 1500-2500 рублей
Амфитеатр 2500-3000 рублей
Партер 3000-4500 рублей
Продолжительность: 2 часа 10 минут
В ролях:
Гарри Бендинер - Заслуженный артист РФ Леонид Каневский
Этель - Народная артистка РФ Клара Новикова
Марк - Заслуженный артист РФ Даниил Спиваковский
Трагикомический спектакль Театра на Малой Бронной «Поздняя любовь» - одна из лучших работ замечательного актера Леонида Каневского, исполнившего в нем главную роль прожившего непростую жизнь одинокого человека Гарри Бендинера. Однажды Гарри встречает удивительную женщину, которая зажигает в его сердце огонь поздней любви, всепоглощающей, способной подвигнуть героя на новые свершения. Теперь Гарри без страха встречает новый день - он готов выполнить все то, что прежде не успел.
Спектакль «Поздняя любовь» поставлен по пьесе драматурга Валерия Мухарьямова. Итак, в центре повествования - эмигрировавший в США пожилой еврей. Он живет в роскошных апартаментах, всех родственников и друзей давно похоронил. Единственный оставшийся рядом с Гарри близкий человек - его секретарь Марк (Эмманиул Виторган), да и тот готовиться уехать на родину, в Израиль. С болью в сердце привыкает Гарри к мысли о скором одиночестве. Абсолютная пустота, тоска и печаль - вот что ждет главного героя. Но все меняется, когда Его Величество Случай сводит Гарри с Этель, состоятельной и жизнерадостной дамой, очень привлекательной и бойкой. Влюбившись в Этель, Гарри меняется на глазах. Он забывает обо всех обидах, болезнях, невзгодах, он чувствует себя молодым, окрыленным, романтичным и счастливым человеком, способным свернуть горы… Но неожиданный поступок Этель переворачивает все с ног на голову, превращая незатейливый комедийный сюжет в эмоциональную драму. Сделайте заказ билетов на спектакль Поздняя любовь в театр на Малой Бронной уже сегодня и мы бесплатно их доставим в любой округ Москвы.
История эта поразительная, искренняя, она трогает душу и навсегда остается в сердце каждого зрителя. Игра Леонида Каневского выше всяких похвал. Его дуэт с Кларой Новиковой (Этель) приковывает внимание и не отпускает до финальных реплик, жестов и взглядов. Талантливая работа режиссера Евгения Арье, камерный и нежный спектакль о самом главном чувстве в жизни любого человека.