Характеристика купца Калашникова. Описание образа и интересные факты. Анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» (М. Ю. Лермонтов) Песня про купца калашникова главные герои характеристика

04.11.2019

Поэма М.Ю. Лермонтова носит название «Песнь про царя Ивана Васильевича...» в ней раскрывается суть противоположных характеров, показано развитие конфликта на почве разных взглядов и принципов. Проводя некую черту между характерами главных героев можно сделать выводы о них, сказать как они жили, что для каждого было ценностью и что они из себя представляли.

Калашникова автор описывает как персонажа положительного, мы видим как он относится к своим родным, он их очень любит, уважает царя, готов идти в бой. Внешне он представляется нам как высокий, сильный человек. Помимо хорошего характера, ему везло в работе, он владел собственной лавкой, а также был примерным мужем для своей жены. Киребеевич же был противоположностью, автор даже не посчитал нужным называть героя по имени, поэтому мы встречаем кличку «басурманский сын». Ему не понятно значение воли, ведь он был рабом, любимым рабом Ивана Грозного.

Но однажды произошла неприятная ситуация, Кирибеевич влюбился в жену Калашникова, и когда та, рассказала всё своему мужу, то купец не задумываясь направился на разговор к сопернику. Для него эта ситуация была оскорбительной, ведь он очень любил свою жену и никогда бы не допустил, чтоб её обидели. Для Калашникова честь и достоинство были важными чертами, поэтому сейчас для него стояла задача отстоять свои права. Он прекрасно понимал, что Киребеевич гораздо сильнее, а это значит, что дуэль может закончится весьма трагично, но это не останавливает купца. Дуэль должна решить, будет ли чиста честь семьи Калашникова или нет. Говоря о Киребеевиче можно сказать, что по большей части он был противоположностью купца, единственное, в чем они были схожи, так это в силе. По характеру и отношению к жизни эти два персонажа были совершенно разные.

Калашников не хотел называть настоящих причин их ссоры с Кирибеевичем, хотя понимал, что может этим вызвать гнев царя. В бою купец держался достойно, и убил соперника одним ударом. Следующим испытанием для него стало встреча с царем, собрав всю силу и храбрость он прямо рассказал Грозному почему Кирибеевич заслужил смерть. Я считаю, что автор поместил в образ Калашникова идеальные черты русского человека, своими поступками, отношением к окружающему миру этот герой надолго запомнился читателям.

Таблица Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича

Калашников Кирибеевич
Место в поэме: Степан Парамонович Калашников -является по истине положительным персонажем, но и весьма трагичным Кирибеевич самый настоящий негативный герой,автор даже не стал называть его имя, а только кличку «басурманский сын»
Место в социуме: Активно занимался торговлей, руководил личной лавкой Кирибеевич являлся слугой Ивана Грозного, а также воином и защитником.
Быт: у Степана была жена Анна Дмитриевна, он души не чаял в своей семье и и детях, был верен родителям и братьев семьи нет, исходя из всего произведения не видно никаких упоминай о каких-либо родственниках и друзьях
Отношение к свободным действиям: Калашников отдавался своим чувствам и действиям, был верен религии и наставлениям царя из-за того, что всю свою жизнь он пробыл под руководством царя, то понятие воли для него было незнакомым
Физические показатели: Исходя из описания герой был высокий, статный, сильный и широкоплечий телосложение схоже с Калашниковый, он так же был высок и силен, как богатырь
Честь и достоинство: Эти два качества играли огромную роль для Калашникова хоть автор и не особо упоминает об этих качествах, но исходя из некоторых поступков видно, что Кирибеевич готов защищать свою честь
Отношение к Ивану Грозному: проявлял уважение по сути он испытывал уважение к царю, но для получения своего, он все же не побоялся пойти на обман
Человеческие качества: Спокойный, уравновешенный, любил семью и был готов на всё ради неё он был одинок, считал свою жизнь весьма трагичной и всё время хотел ощутить свободы. Можно выделить одно великое чувство-любовь, которое он носил в себе к замужней женщине
Склонность к хвастовству: Такое качество для Калашникова было недопустимо, он выполнял свои поручения молча и качественно любил раскидываться словами, обещать и говорить, что сможет сделать всё
Судьба: был уверен, что судьба каждого человека заранее решена, именно поэтому отношение к жизни было простое считал, что каждый сам меняет ход своей жизни, но сам не смог противостоять смерти
Окончание жизни героев: смерть настигла Калашникова при царском дворе. Похоронили с почестями пошел на бой с купцом, там и погиб, но автор не особо описывает это

Таблица сравнение для 7 класса.

Вариант 2

Купец Калашников называется уважительно полным именем Степан Парамонович. Он молод и статен, повенчан с красавицей Аленой Дмитриевной, растит детишек. Его семья не знает нужды, у него высокий дом и лавка, где он торгует дорогим товаром – заморской шелковой мануфактурой, за которую бояре платят золотом и серебром. Патриархальный уклад его жизни рушится из-за похотливого опричника, который прилюдно оскорбил его жену Алену Дмитриевну своими домогательствами.

Защищая честь семьи, он убивает в кулачном бою обидчика. За это казнили купца по воле царя мучительной смертью, схоронили позорно не на погосте, а в чистом поле, как разбойника. Но не забывают его люди и, проходя мимо безымянной могилы, перекрестятся, пригорюнятся, понимая, что не только личная обида привела его на бой, а отстаивание устоев веры, нравственности и чести народной.

Имя его врага Кирибеевича не упоминается ни разу. Известно только, что он из славного рода Скуратовых, самых лютых опричников. Он любимый боец грозного царя Ивана Васильевича. Состоя на государевой службе, многими царскими милостями он пожалован. Он молод, наделен богатырской силой. Никому не удавалось его победить в кулачных боях. Натура у молодца удалая и буйная. Но нет в его жизни радости, потому что полюбил он себе и прочим на горе женщину, повенчанную с другим. И, преступая все христианские нравственные каноны, пытается добиваться ее благосклонности. Прилюдно предлагает Алене Дмитриевне свою любовь, богатство, знатное положение, пренебрегая людской молвой, тем самым позорит ее и губит ее семейное счастье. Из-за него она останется вдовой, ее дети сиротами, семья лишится кормильца и заступника.

Как меняется Кирибеевич, когда узнает, что с кем ему доведется биться в последний раз: исчезает бойцовское бахвальство, пропадает молодецкая удаль, страх и ужас овладевают им. Нет в нем уже ничего богатырского, и он, как «сосенка», под корень срубленная, падает замертво от мощного удара Калашникова. Из-за своей страсти погубил Кирибеевич и себя и других, потому что не понимал, что не все подчиняется произволу власти и богатства, а есть другие моральные устои: честь, совесть и вера.

  • Характеристика Соловья Разбойника из былины (7 класс)

    В истории-былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» описываются пожелания народа, по поводу нужды в защитнике слабых от напастей врага. Таким и являлся Илья-Муромец, победивший злого и грозного

  • Сочинение по картине Остроухова Золотая осень 2 класс (описание)

    На картине изображён обычный русский осенний пейзаж. Но как же он прекрасен! Осенняя пора противоречива. С одной стороны, в этот сезон часто бывают дожди, небо покрыто серыми тучами. Однако, деревья преображаются, сияют яркими красками

  • Роль художественной детали в рассказах Чехова

    Наверное, нет такого человека в нашей стране, которые не читал рассказы Чехова. Его рассказы короткие взяты из жизни, но в них он описывает художественные детали, которые трудно не заметить.

  • В полном заглавии поэмы в определенной последовательности названы её главные герои и косвенно обозначено время действия. Песню о них сложили и спели гусляры — народные певцы. Это их глазами мы увидели события давно минувших столетий.

    Историческую основу для «Песни про купца Калашникова» Лермонтов, скорее всего, взял из « Истории государства Российского» Н. Карамзина. Возможно, он знал и фольклорные песни об Иване Грозном.

    «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», анализ которой мы проведем, переносит читателя к XVI в., времена царствования Ивана Грозного, который часто был жестоким и безжалостным к своему народу. Для подавления возможного неповиновения Иван Грозный создал особое войско — опричнину.

    «Песня...» привязана к конкретному времени. Царский и купеческий быт, картины жизни Москвы - всё это приметы эпохи. Но показаны они без подробностей, иногда косвенно. Например, Кирибеевич, желая привлечь внимание Алёны Дмитревны, с гордостью сообщает ей, что он не «душегуб лесной», а из «славной семьи Малютиной». А она «испугалась... пуще прежнего», потому что кто же не знал имени главного опричника Ивана Грозного Малюты Скуратова, известного своей жестокостью?

    Но не эпоха и не деяния Ивана Грозного как государственного мужа в центре внимания поэта. Его интересуют характеры эпохи. Царь Иван Васильевич, опричник Кирибеевич, купец Калашников - все они разные, и все они ветви одного дерева, выросшего на почве российской истории XVI в.

    Образ Кирибеевича в "Песне про купца Калашникова"

    В центре поэмы конфликт между купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем. Конфликт трагический. Никто из героев не способен его преодолеть. Почему случился конфликт? Ответ - в характерах эпохи. Сначала автор представляет Кирибеевича. Его имя, скорее всего, татарского происхождения (Кирибей) и указывает на то, что он чужой в стране, где служит. Калашников назовет Кирибеевича «басурманским сыном», чуждым православной вере.

    Царь Иван Васильевич называет Кирибеевича — «верный наш слуга». Да и сам он себя таковым считает: «Не кори ты раба недостойного», — просит он царя. Кирибеевич «раб», но с завидным положением, о чём царь и не преминул ему напомнить: «Не истёрся ли твой парчёвый кафтан? / Не измялась ли шапка соболиная?» А завершает Иван Васильевич с открытой иронией: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою... сын купеческий?» В вопросах царя, не требующих ответа, хорошо просматривается существующее в обществе противостояние: опричники — купеческие сыны.

    Гусляры показывают Кирибеевича в «Песне про купца Калашникова» настоящим молодцем, поэтому и рисуют его теми же красками, что и сказочных героев-богатырей. Он «удалой боец, буйный молодец». У него «очи чёрные», «руки сильные». А ещё у Кирибеевича «кони лёгкие», «седельце браное черкасское», «наряды парчёвые» — всё это традиционные признаки доброго молодца. Но нет среди них одной и очень важной детали — красавица «не глядит на него», «не любуется». Царь готов помочь своему верному слуге и предлагает «перстенек... яхонтовый», «ожерелье жемчужное», чтобы задарить «красавицу». Эти подарки тоже говорят об особом положении Кирибеевича при царе.

    Но честен ли перед царём Кирибеевич? Ответ находим в песне гусляров. Они на всё смотрят со стороны и поэтому видят больше и дальше. Они знают, что он, хотя и «раб», но «лукавый», то есть хитрый и коварный. И дальше в песне прямо говорится, что он обманул царя:

    Не сказал тебе правды истинной,

    Не поведал тебе, что красавица

    В церкви Божией перевенчана,

    Перевенчана с молодым купцом

    По закону нашему христианскому.

    «Перевенчана» значит, что брак Алёны Дмитревны и Калашникова освящён Богом. Уточнение «по закону нашему христианскому» свидетельствует, что вера у женщины та же, что у всего народа.

    Почему же Кирибеевич не сообщил царю столь важного факта? Возможно потому, что не считал его для себя важным, а возможно понимал, что государю нарушение закона будет не по нраву. Но как бы там ни было, Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» показал презрение к христианским нормам. А Ивана Васильевича песня представляет как их блюстителя, хотя в действительности Иван IV Грозный таковым не был. Но народу было чуждо своеволие, он его осуждал и в царе хотел видеть защитника порядка.

    Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» дерзок в своих любовных притязаниях. Он бесчестит «верную жену» и его наказание справедливо в глазах народа.

    Но почему же в песне с такой жалостью описана его смерть? Мы слышим интонацию печали в скорбном перечислении его чувств и движений: «застонал», «закачался», «упал», «повалился на холодный снег, на холодный снег».

    Инверсия, повтор, скрытая антитеза («холодный снег» — горячая кровь) и сравнение — «будто сосенка» — это чувство усиливают. Песня жалеет о Кирибеевиче, потому что в «богатырском» бою погиб «удалой» молодец. А ведь мог бы он от боя и уклониться, когда понял, что это будет за бой. Но не уклонился, потому что собственная честь оказалась дороже царской милости.

    Образ Калашникова в «Песне про купца Калашникова»

    Наказал Кирибеевича Калашников. Купец - человек простой, что подчёркнуто его фамилией, которая происходит от слова «калач» - распространенный вид русского хлеба. Занятие Калашникова тоже обычное, он купец уважаемый - зовут его по имени и отчеству Степаном Парамоновичем. Жизнь у Калашникова налажена и Богом освящена. Но в один миг всё у него рухнуло — нашёлся человек (чужой!), который поломал уклад, создаваемый веками, — «опозорил семью нашу честную».

    Поскольку Калашников главный в семье, ему и защищать её честь: «Буду насмерть биться... за святую правду-матушку», — решает он. Заметим, правда у него «святая», значит она от Бога и никто, даже опричник самого грозного царя, не имеет права её нарушать.

    Перед боем Калашников сказал, в чём его правда. Высказывается он в форме противопоставления: «Я» и «Ты». Причем «Я» заявлено прямо. «Ты» подразумевается.

    «Родился я от честнова отца». — А ты?

    «Жил я по закону Господнему ». — А ты?

    «Не позорил я чужой жены ». — А ты?

    Купец Калашников — муж, отец, защитник своего дома, но он ещё и христианин, «на груди его широкий висел медный крест».

    Песня рисует Калашникова как достойного защитника-мстителя. Он «добрый молодец», «молодой купец, удалой боец», «очи его соколиные», «могутные плечи». Постоянные эпитеты прямо указывают на родство Калашникова со сказочными богатырями. Вспомним, что опричник Кирибеевич тоже своей силой и удалью походил на них. По не всегда и не всё решает сила физическая. У Калашникова в бою, как и в жизни, удар был ответный. Так песня снова, хотя и косвенно, называет виновника трагедии. Калашников выполнил свою миссию — он защитил и честь своего имени, и закон, который определяет жизнь всех истинных христиан.

    Но он же и нарушил закон, когда кулачный бой, устраиваемый для потехи, превратил в арену мести. Он задумывал свой бой как «последний». За это и был наказан — тоже смертью. Это произошло потому, что «Господний закон» не предусматривает никаких исключений ни для своих хулителей, ни для приверженцев.

    Образ Ивана Васильевича в «Песне про купца Калашникова»

    На страже царь Иван Васильевич. По какому праву? По праву хранителя православных законов: «Как возговорил православный царь». То есть, подчёркивается, что он не только царь — государственный муж, но и тот, кто служит Богу. Он его наместник на земле. Поэтому-то он «Иван Васильевич», а не «Иван Грозный». И царь признаёт над собой верховность Бога. Он принимает слова Калашникова: «Скажу только Богу единому», почему убил Кирибеевича. Поступая с Калашниковым по справедливости, что не соответствовало обычаям реального Ивана Грозного, царь косвенно, через оказание милостей семье Калашникова, признает его правоту.

    А как люди? Они запомнили Калашникова? Запомнили. Именно поэтому «Песня...» заканчивается не казнью героя, а поклонами его «могилке» «пройдет стар человек — перекрестится», «пройдёт молодец — приосанится».

    Основные особенности «Песни про купца Калашникова»

    Почему Михаил Юрьевич назвал поэму «Песней...»? В названии отмечена форма, в которой история царя Ивана Васильевича, опричника Кирибеевича и купца Калашникова дошла до слушателей. И ещё, если эти события стали песней и её поют и разносят по свету, это означает, что она уже вошла в память народа, стала его духовным достоянием.

    Основные особенности «Песни про купца Калашникова» следующие:

    • жанр: поэма;
    • история как один из источников «Песни...»;
    • близость к жанру фольклорной исторической песни;
    • противостояние: опричнина — купечество;
    • интрига в сюжете;
    • присутствие героя — исторической персоны:
    • наличие вымышленных героев;
    • изложение от лица гусляров, выражающих народный взгляд;
    • утверждение вечных нравственных ценностей народа;
    • создание сильного национального характера;
    • тема чести;
    • трагический финал.

    Сочинение


    Поэма Лермонтова представляет собой песню про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и про смелого купца, про Калашникова. Как же описывает Лермонтов купца Калашникова?

    За прилавкою сидит молодой купец,
    Статный молодец Степан Парамонович.

    Купец Степан Парамонович - один из главных героев поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...», можно даже назвать его основным образом в поэме, поскольку он играет положительную роль.

    Вот он сидит за прилавком да «шелковые товары раскладывает», «речью ласковой гостей он заманивает, злато, серебро пересчитывает». А как «отзвонят вечерню во святых церквах», так «запирает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою...» и идет домой к молодой жене и детям.

    Только в самом начале описания купца Калашникова мы видим уже, что «недобрый день задался ему». Пока это выражается только в том, что «ходят мимо баре богатые, в его лавочку не заглядывают», а по приходу домой видит он, что и в доме неладно: «не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью, а свеча перед образом еле теплится».

    А когда Степан Парамонович задает вопрос своей работнице, что такое дома делается, то выясняет, что жена его, Алена Дмитриевна, еще с вечерни не вернулась.

    По возвращении жены не узнает он ее, не поймет, что с ней сделалось: «.. .перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны, смотрят очи, как безумные; уста шепчут речи непонятные». Когда рассказала ему жена, что «опозорил ее, осрамил» «злой опричник царский Кирибеевич», то не стерпел обиды удалой купец Калащников - созвал он своих братьев меньших и сказал он им, что вызовет завтра на кулачный бой своего обидчика и будет биться с ним насмерть, а их просил, если его побьют, выйти биться вместо него «за святую правду-матушку».

    Образ купца Калашникова поражает нас своей силой духа. Это защитник земли русской, защитник своей семьи, правды.

    Лермонтов противопоставляет в своем произведении опричнику Кирибеевичу купца Калашникова. Он показывает купца не только как «удалого бойца», но и как борца за правое дело. Его образ - образ богатыря русского: «горят очи его соколиные», «могутные плечи он распрямляет», «боевые рукавицы натягивает».

    Во всех поступках и действиях купца видно, что он борется за правое дело. Вот, выходя на бой, он «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», а обидчику своему он говорит, что «жил он по закону господнему: не позорил он чужой жены, не разбойничал ночью темною, не таился от свету небесного...»

    Потому и «побледнел в лице, как осенний лист» опричник царя, опозоривший жену купца.

    Купец Калашников не просто смелый и мужественный человек, он силен своим духом и потому побеждает.

    И подумал Степан Парамонович:

    Чему быть суждено, то и сбудется;
    Постою за правду до последнева!

    А победив опричника, верного слугу царя Ивана Васильевича, не боится перед ним ответ держать, что убил он его «вольной волею», только за что убил, не может он сказать царю, чтобы не подвергать честь свою и жены поруганию.

    Вот и идет он на плаху за свою честность, смелость. А то, что «ответ держал он по совести», понравилось даже царю. Но царь не мог отпустить его просто так, ведь убит его лучший опричник, его верный слуга. Потому и готовят топор для купца, а молодую жену его и детей царь пожаловал из казны, братьям его велел торговать «безданно, беспошлинно».

    Образ купца Степана Парамоновича - это образ сильного, смелого человека, «удалого бойца», «молодого купца», честного и стойкого в своей правоте. Потому и песня про него сложена была, и люди не забывают его могилу:

    Пройдет стар человек - перекрестится,
    Пройдет молодец - приосанится,
    Пройдет девица - пригорюнится,
    А пройдут гусляры - споют песенку.

    Другие сочинения по этому произведению

    Жить не по лжи За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Калашников - носитель национальных черт русского народа Калашников — носитель лучших свойств русского национального характера Калашников — носитель лучших черт русского национального характера (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове») Киребеевич и Калашников (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…») Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича...») Моё любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Над чем меня заставило задуматься произведение Лермонтова? Образ царя Ивано Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Основной конфликт «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Про царя Ивана Васильевича (по произведению М.Ю. Лермонтова Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…» Смерть за честь (По произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова Фольклорные мотивы в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Чем поэма «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» близка устному народному творчеству? Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям «Песня про купца Калашникова» и «Бородино») Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю. Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Портретная характеристика образа купца Калашникова Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Калашникова Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова» Моё любимое произведение Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Мое отношение к поступку купца Калашникова Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова» Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» Фольклор и историзм в "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова Калашников – носитель лучших черт русского национального характера «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова В чём смысл противопоставления образа Калашникова образам Кирибеевича и Ивана Грозного в поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" На чьей стороне правда в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…» Философский смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…» Лиризация поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова») (3) Связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с устным народным творчеством. Истинные русские характеры в «Песне про царя Ивана Васильевича» "Песня про царя Ивана Васильевича..." Лермонтова Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова\ Фольклорные традиции в Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М. Ю. Лермонтова Удалой купец Калашников (по "Песне про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова")

    Изучая текст поэмы «Песнь про царя Ивана Васильевича…», автором которой является М.Ю. Лермонтов, читатель знакомится с образами двух мужчин. Они представляли разные слои русской знати, а это значит их повадки, черты характера и поведение значительно разнились.

    Был любимцем царя, он всегда был сыт и накормлен. Больше того, у этого персонажа было все – чин, богатство, дорогие одежды, любовь и внимание женщин. Однако присмотрел Кирибеевич себе милую женщину – Алену Дмитриевну. Она была замужней, имела достойную семью и детей. Не глядя на это, Кирибеевич в открытую приставал к Алене Дмитриевне, предлагал ей богатства, денежную независимость, дорогие одежды.

    Царская доброта, привилегии, которые давались Кирибеевичу везде и во всем, испортили данного героя, сделали его через чур самоуверенным, нахальным и дерзким. Перед кулачным боем, который должен был состояться между Кирибеевичем и Калашниковым, первый ведет себя ярко, петушится и хвастается. Он надсмехается над противником, подливая масла в огонь.

    Этого нельзя сказать про Калашникова. Его душа наделена совершенно другими качествами. Именно он был мужем Алены Дмитриевны. Именно он претерпевал позор и унижение за свою семью, которую Кирибеевич хотел разрушить.

    Купец был замечательным семьянином, хорошим мужем и отцом, поэтому, он решил защитить свою честь и честь своей родни, участвуя в кулачном бою.

    Поведение героя перед боем раскрывает суть его внутреннего мира. Он спокоен и тих. Калашников кланяется царю, затем Кремлю и всем людям, присутствующим вокруг. Мы видим, с каким уважением он относится к окружающим.

    Результат боя расставил все на свои места. Кирибеевич проиграл. Государь жутко разгневан. А Калашников продолжает вести себя стойко и достойно. Он говорит о том, что по собственной воле убил соперника, однако причины того не оглашает. Также Калашников не называет имени своей супруги, чтобы не порочить ее чести.

    Сравнивая образы двух персонажей, можно четко заметить, что образ Кирибеевича вызывает неприязнь и отвращение. А Калашников становится примером честного и благородного человека, который готов постоять за себя и за свою семью.

    М. Ю. Лермонтов часто размышлял о справедливости, чести и верности в государственных масштабах. Но при царе существовала цензура, поэтому автор схитрил и выразил критику существующего строя в историческом повествовании. Так что «Песня про купца Калашникова» — новаторское произведение, в котором поэт искусно скрывает подлинный смысл за историческими подробностями. Но обо всем по порядку.

    После окончания гвардейской Школы писатель отправляется в Царское Село. Там он начинает работу над поэмой. Именно тогда у Лермонтова формируется своя точка зрения насчет жизни в России. Он признает неоспоримые достоинства своего народа, а в его бедах винит власть, которая не в состоянии справедливо вершить суд. К тому времени поэт и сам пострадал от тяжелой руки царя: попал в ссылку за стихотворение, посвященное смерти Пушкина.

    Изначально поэма «Песнь про купца Калашникова» была издана анонимно в 1838 году, в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». В 1840 году произведение вошло в сборник «Стихотворения М. Лермонтова».

    Жанр и направление

    Книга относится к жанру романтической национально-исторической поэмы.

    Близость произведения к фольклорным сказаниям («добрый молодец», «сыра земля» и проч.) указывает на то, что оно написано в направлении романтизма. Также очевидны и другие компоненты этого литературного движения: конфликт личности с обществом и трагический финал.

    Смысл названия

    Поэма стилизована под русский эпос, а точнее, под древний жанр «сказание». Автор погружает нас в атмосферу ушедшей древности с первой строки, придавая названию старинный колорит. В средние века было принято раскрывать содержание книги уже в заглавиях, никто и не думал интриговать читателя.

    Лермонтов дал именно такое название произведению, чтобы публика сразу поняла намек на его суть и содержание, окунувшись в предание глубокой старины.

    Суть

    Действия протекают в эпоху царствования Ивана IV. Молодой купец по имени Степан Парамонович Калашников в честном кулачном бою убивает своего обидчика – царского опричника, Кирибеевича, который опозорил его семью. Основные события книги отражены .

    Это романтическая поэма, где каждый герой является носителем какой-либо романтической страсти. Калашников – чести, Кирибеевич – страсти, Иван IV – властности и деспотизма правления. Все они находятся в противостоянии, и эта борьба может разрешиться только смертью кого-нибудь из них. Вот, о чем говорится в произведении.

    Главные герои и их характеристика

    1. Купец Степан Калашников . Олицетворяет в поэме тип настоящего русского человека. Его личное достоинство – это проявление веками складывающихся нравственных устоев русского народа. В нем органично сочетаются простота, сердечность и уважение к другим, с истинно русским богатырством и благородством. Месть за Алену Дмитриевну – не только защита личной чести, но и отстаивание прав всего рода Калашниковых. Не случайно он созывает братьев и просит их мстить врагу после его смерти. Открытый вызов, который он бросает самому ближнему царскому опричнику, автоматически приговаривает его к гибели. Калашников осознает, какова будет царская награда, но не боится смерти. Единственная его просьба – позаботиться о семье. Калашников, несмотря на позорную участь, остается в памяти народа героем.
    2. Иван Грозный . Это двойственная фигура у Лермонтова. Его величие, широта натуры совмещают в себе жестокость и деспотичность. Иван IV убежден в том, что в его власти и души, и думы подчиненных. Он казнит Калашникова всего лишь из-за того, что тот отказался открыть царю настоящую причину убийства. Именно царь, чья память так кровава и страшна, становится виновником чудовищной несправедливости. Он, не подозревая, дает своему любимому слуге позволение домогаться к замужней даме. Все это он делает широким жестом руки, не подумав и не позаботившись о судьбе подданных. Он пренебрежительно дает волю своим цепным псам, не обращая внимания на возможные последствия.
    3. Кирибеевич . Личность оригинальная, яркая и сильная. Он одержим одной страстью – любовью к Алене Дмитриевне. Неспособный ни к каким компромиссам, он готов ради этой страсти на все. Нравственная ущербность Кирибеевича во многом обусловлена его службой. Особенность его социального положения приводит к тому, что воля его оборачивается в своеволие, а любовь – в произвол и насилие. Этот лукавый раб не только опозорил Алену Дмитриевну перед злыми соседушками, но и обманул своего царя, скрыв от него, что его возлюбленная в церкви повенчана.
    4. Темы и проблемы

      1. Основная тема — честь . Калашников знал, какая судьба ожидает его в последующем после боя, но защитить достоинство своей семьи он считал своим нравственным долгом. Жить в позоре и позволить царским слугам надругаться над его супругой он не мог и не хотел.
      2. Лермонтов также поднимает проблему вседозволенности власти . Кирибеевич был опричником при царе, поэтому за домогательство до чьей-либо жены ему ничего не будет, ведь царь поверит в его невиновность, да и какое ему дело до судьбы какой-то купчихи? Он предпочтет потешить своего воина и посмотреть на драку, развлекаясь кровавым зрелищем.
      3. Тема любви . Люди не видят границ, не видят никаких преград из-за влюбленности и страсти. Так и Кирибеевич, несмотря на то, что Алена Дмитриевна была замужней, начал оказывать ей знаки внимания, а в последующем и вовсе перешагнул черту. Другая сторона любви – поведение супруга, который заботится о репутации семьи. Он жертвует собой, но перед смертью обеспечивает жену всем необходимым для хорошей жизни. Да и сама героиня верна Степану, она любит его всей душой.
      4. Нравственная проблематика выражается и в поведении царя. Он правит не мудро, позволяя произвольным желаниям взять верх над интересами государства и народа. Зачем казнить силача, который одолел его лучшего бойца? Он явно пригодится, если русской земле будет угрожать серьезный противник. Такие люди – опора страны. Но правителю все равно, он ставит свои мелочные интересы выше человеческих судеб и даже самого отечества.
      5. Тема свободы. Степан Калашников – свободная личность, которая не сдается даже под царским гнетом. Несмотря на рабское положение людей на Руси, он открыто восстает против всех, решив отстоять свое право на неприкосновенность и честь семьи.
      6. Проблема несправедливости . Иван IV, объявляя о правилах боя, сам же их потом и не соблюдает, когда казнит Калашникова, ведь он владыка, и ему, видимо, так разрешено.
      7. Главная мысль

        Основная идея – необходимость защиты чести и достоинства в любой ситуации, и здесь не играет роли, ценой своей жизни или другим образом. Нужно бороться за свою свободу, иначе всегда найдется тот, кто сумеет ее отнять. Тирания всегда находит опору в рабстве, а если люди начнут восставать против деспотизма, то он падет под ударами независимости. Это воззвание напрямую относилось к эпохе самого Лермонтова: он призывает сограждан перестать терпеть произвол властей и выступить против самодержавия также бесстрашно, как главные герой поэмы.

        Смысл поступка Калашникова понятен: он понимает, что его бездействие будет воспринято как капитуляция. Враг не отступит, а жалобы царю едва ли что-то изменят. Подвергать свою семью риску он не может и решает, что должен пойти на жертву, лишь бы выйти из положения с честью, обеспечив жену и детей. По сути, у него не было иного выбора. Но Лермонтов критически относился к своим современникам и думал, что они нуждаются в нравственном уроке из прошлого. Именно так, а не иначе, нужно реагировать на произвол – такова авторская позиция. Бунт личности против системы – вот выход из замкнутого круга тирании.

        Чему учит?

        Мораль поэмы такова: даже если в жизни все идет против тебя, нужно отстаивать свою точку зрения и добиваться справедливости, иначе тебя лишат всего, что дорого твоему сердцу.

        Также писатель говорит о любви и верности своим близким и об их защите – неважно, какая она будет, духовная или физическая, нужно вовремя заслонить свою семью от беды.

        Вывод прост: мир нуждается справедливости, но добиться ее могут лишь отдельные смельчаки, так что не стоит ждать всенародной справедливости, явившейся из неоткуда. Нужно брать правое дело в свои руки, без этого в нашем мире будет царить беспорядок.

        Интересно? Сохрани у себя на стенке!