Горицкий успенский мужской монастырь. Горицкий успенский монастырь в переславле-залесском

29.09.2019

Успенский монастырь был основан в первой половине XIV века, при владимирском князе Иване Даниловиче Калите (ок.1283—1340 или 1341 гг.). Построили обитель на возвышенности - «горице», что и дало название Горицкий.

Поначалу здания были из дерева. Разумеется, ни одно их них не дошло до наших дней - пожары и войны в старину не щадили деревянное зодчество. Первое разорение монастырю принес в 1382 году золотоордынский хан Тохтамыш (умер в 1406 г.). И с этим драматическим событием связано предание о чудесном спасении супруги Дмитрия Донского Евдокии. Накануне нападения татарского войска княгиня прибыла в Горицкую обитель на богомолье. По счастью, женщину успели увезти на плоту в центр Плещеева озера, где ее надежно скрыл плотный туман.

В 1392 году в благодарность за сохранение жизни Евдокия сделала щедрое пожертвование на восстановление Переславского монастыря. Кроме того, она ввела традицию каждое шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Успенской обители к середине озера, которое так заботливо уберегло великую княгиню от безжалостного врага.

В дальнейшем обитель пребывала в благополучии и богатстве. В XVI веке на территории стали возводить каменные сооружения. Во второй половине XVII столетия ее обнесли каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, а также палатой привратника. В тот период монастырь владел обширными землями и пятью тысячами душ крестьян.

Святые врата с надвратной Никольской церковью возводились в XVIII веке, и сочетают в своей архитектуре узорочье и московское барокко. В середине столетия был построен щедро декорированный фигурным кирпичом нижний ярус с проездной аркой. Верхнюю часть с храмом сооружали ближе к концу века. Два маленьких убывающих восьмерика с небольшой главкой стоят на массивном четверике с четырехскатной кровлей. По бокам церкви устроена галерея.

Нарядные Проездные ворота восточной стены относят к шедеврам русского зодчества XVII. На более ранних фото в овальной нише верхней части ворот, сооруженной во второй половине XIX века, можно увидеть хорошо сохранившуюся фреску. Очень жаль, что теперь она исчезла. Видимо, роспись закрыли перед реставрацией.

Проходим через ворота, чтобы попасть на территорию обители, точнее музея-заповедника. Монастырь упразднили еще в 1744 году.

Время было ранее, около 10 утра, поэтому нас встречали только разомлевшие местные собаки. Посетителей почти не наблюдалось. В стенах обители царили тишина и покой.

Недалеко от Проездных ворот можно увидеть часовню из деревни Фонинское. Такие образцы строились "всеми миром", то есть на собранные верующими средства. Возводили их всего за один день местные крестьяне или заезжие плотники.

Направляемся по центральной дорожке к Успенскому собору.

Вдоль тропинки замечаем несколько интересных объектов. Дерево желаний.

Трогательная скорбная скульптура на надгробии.

Веселая парочка, устроившаяся на бревнах в тени пышной растительности.

Слева от центральной дорожки монастыря установлен памятник Юрию Долгорукому .

Бюст великого князя и основателя Переславля передали музею в 1963 году.

За памятником находится искусственный пруд , выкопанный в середине XVIII столетия на всякий пожарный случай. В 1925 году вокруг него посадили деревья. Сейчас они значительно подросли.

Заполняли пруд по трубам из водоема у монастырских стен. Берега укреплены бревнами.

Справа от центральной дорожки расположена впечатляющая размерами четырехъярусная колокольня с маленькой Богоявленской церковью на нижнем ярусе. Купол венчает главка на узорчатом барабане. Сооружение возводилось, с перерывами, в 1760-1780-х годах.

Трапезная палата с пятиглавой церковью Всех святых была построена, предположительно, в последние десятилетия XVII века. Под карнизом сделан фриз с ложными закомарами. Окна украшены фигурными наличниками. В XVIII -XIX веках сооружение подвергли существенной реконструкции, чем лишили нас возможности увидеть первоначальный облик храма.

З дание духовного училища с квартирами для преподавателей пристроили к западной части Трапезной палаты на излете XIX столетия. В 1918 году помещение занял музей, а в настоящее время в нем действует картинная галерея.

Рядом с бывшим духовным училищем установили две старинные пушки - трофеи, отбитые переяславцами во время осады их родного города польской армией.

Наконец, мы дошли до главного здания монастыря - Успенского собора . Строительство масштабного пятиглавого храма началось в 1750-х годах.

В нише церкви установлен массивный колокол.

К сожалению, внутрь собора мы не попали, он почему-то был закрыт. Говорят, несмотря на то, что в помещении летнего храма за долгие годы от холодов сильно пострадали лепнина и росписи в стиле барокко, убранство по-прежнему впечатляет. Многоярусный золоченый иконостас, декорированный барочными колоннами, фигурами и растительным орнаментом, создавался под руководством талантливого московского мастера Якова Жукова. Образы для него писали иконописцы из Нового Иерусалима.

После упразднения Переславской епархии в 1788 году Горицкий монастырь был закрыт, а Успенская церковь на некоторое время стала центральным собором города. Но затем этот статус передали более удобному для горожан, с точки зрения расположения, храму. Сейчас Успенский собор - музейная ценность.

В целях сохранения внутреннего убранства летняя церковь в зимний сезон закрыта для осмотра.

Стены монастыря , уже не имевшие оборонительного значения, достраивались в XVIII веке. Их сделали невысокими, а бойницы и вовсе несли лишь декоративную функцию.

Успенский Горицкий монастырь - бывший православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 г.

История монастыря

В XII в., когда был основан Успенский Горицкий монастырь, это место называли Шутовой рощей, где племя меря поклонялось идолам.

В конце XIV в., после разрушения ордой Тохтамыша, его взяла под свою опеку вдова князя Димитрия Донского Евдокия (в иночестве Евфросиния).

Это была её благодарность за чудесное спасение от татар во время бегства в Кострому - плот, на котором она находилась вместе с сыном неожиданно отплыл на середину Плещеева озера и там замер, недоступный для татарских стрел.

К 1392 г. княгиня восстановила обитель и так украсила её, что монастырь стали называть лаврой.

В память о чудесном спасении в Переславле установилась традиция в шестое воскресение после Пасхи совершать Крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья к середине озера.

До XVII в. Успенский Горицкий монастырь был самым значительным из всех монастырей Переславля.

В течение 30 лет в монастыре подвизался прп. Даниил Переяславский. Его келейником был прп. Герасим Болдинский, который позднее основал монастыри Иоанна Предтечи и Болдинский.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие.

В нач.XVIII в. была образована Переславская епархия, управление которой было устроено в Успенском Горицком монастыре.

В 1744 г. монастырь упразднён и превращён в Переславский архиерейский дом.

В 1788 г. Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.

В 1883 г. в здания бывшего монастыря переведено духовное училище.

После революции в 1919 г. в монастырь переведён Переславский музей.

Архитектура монастыря

  • Успенский собор (1753—1762 гг.) построен на месте старого XVI в. и соединён с пятиглавием старой трапезной. Сохранились богатейшие лепные украшения, рельефы, стенопись XVIII в. и многоярусный иконостас, созданный в 1750-х гг. московскими резчиками под руководством Якова Жукова.Внутреннее убранство собора — один из самых ярких примеров русского барокко сер. XVIII в.
  • церковь Богоявления с колокольней (XVIII в.), ныне методический отдел,
  • церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII в.), ныне экспозиция и хранилище,
  • церковь Николая Чудотворца (XVII-XVIII вв.), ныне экспозиция,
  • (церковь) (разобрана на кирпич для духовного училища, в музее в качестве одного из экспонатов хранится колонна бывшего храма),
  • святые ворота и палата привратника, ныне туристический отдел,
  • крепостные стены и башни (XVII-XVIII вв.), ныне хранилища,
  • здание духовного училища (XIX век), ныне картинная галерея,
  • баня (XIX век), ныне здание администрации,
  • звонница (XX век), ныне смотровая площадка,
  • часовня из деревни Старово (XIX век),
  • часовня святого Георгия из деревни Фонинское (конец XIX века).

Успенский Горицкий монастырь – одно из самых неоднозначных мест Переславля-Залесского. Это впечатление складывается от того, что сейчас на территории обители располагается государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Монастырь не действует уже почти 280 лет.

Немного странно и грустно смотреть на это величественное произведение русского религиозного зодчества, с его обширной территорией, монастырскими стенами, звонницами и храмами, и понимать, что монастырь не исполняет свое истинное предназначение.

Из пяти сохранившихся монастырей Переславля-Залесского, Горицкий монастырь единственный до сих пор не передан церкви.

Только в 2012 году Правительством Ярославской области было принято решение о передаче храмов монастыря Русской Православной Церкви. А значит, есть надежда, что скоро монастырь вернет себе былое величие.

История Горицкого монастыря

Точное время основания монастыря, как и многих других святых обителей, не известно. Очень мало сохранилось сведений и о первоначальной истории монастыря. Однако, не стершиеся в веках события давних лет стали причиной этому. Весь монастырский архив погиб в огне в результате пожара 12 июня 1722 года.

Считается, что монастырь был основан в самом начале XIV века, во времена правления Ивана Калиты. Место для монастыря было выбрано на южном берегу Плещеева озера, на возвышенности, именуемой «горица». Отсюда и получила обитель свое первоначальное название - «Успения на Горице», которое позже превратилось в Горицкий Успенский монастырь.

В 1382 году, во время набега хана Тохтамыша на Переславль-Залесский, Горицкий монастырь был разграблен и сожжен. Все деревянные постройки были уничтожены. Своему восстановлению монастырь обязан великой княгине Евдокии, жене Дмитрия Донского, чудесным образом спасшейся от татар во время набега. История гласит, что незадолго до вторжения, княгиня приехала в Горицкий монастырь на богомолье. Ей и небольшой группе людей удалось спастись в тот день. Беглецы уплыли на плоту на середину Плещеева озера, где их скрыл густой туман. В благодарность за спасение, в 1392 году Евдокия на свои деньги восстановила монастырь, а в Переславле появилась традиция – каждое шестое воскресенье после Пасхи устраивать Крестный ход на лодках от Горицкого монастыря до середины озера.

Что происходило в жизни монастыря в XIV-XVI веках неизвестно, но есть предположения, что монастырь обретал все большее влияние и пользовался уважением царской семьи. В XVI веке на территории Горицкого монастыря начинается каменное строительство, что подтверждает его статус и богатство. Во второй половине XVII века во владении монастыря находились очень большие земли и около 5000 крестьян. В это время с юга и юго-запада появляется новая каменная ограда с башнями, а также Святые и Проездные ворота, палата привратника.

В 1744 году в связи с образованием Переславской епархии, Успенский Горицкий монастырь становится кафедральным. Эти события спровоцировали новую перестройку монастыря, ведь здесь должна была разместиться резиденция архиепископа. Был задуман грандиозный проект – строительство комплекса более красивых и высоких зданий, во главе которых должен был находиться Успенский собор. Строительство затянулось на долгие годы, но в 1788 году Переславская епархия был упразднена. Мгновенно прекращаются строительные работы, священнослужители и церковные сановники покидают монастырь, пустеют храмы. Чтобы не допустить угасания Гориц, городские власти принимают решение разместить в опустевших зданиях различные административные органы – казначейство, суд, магистрат. Успенский храм еще какое-то время оставался главным городским собором, но затем, по просьбе местных жителей, этот статус был передан собору, находящемуся в центре города. С тех пор службы в Успенском храме проходили только летом по случаю праздников. Постепенно территория монастыря все больше запустевает, здания разрушаются, некогда величественный монастырь становится почти заброшенным. В 1881 году на территории обители открылось духовное училище.

Как это ни странно, приводить в порядок территорию монастыря начали после революции. При этом были отреставрированы все здания, и в 1919 году в стенах Горицкого монастыря открылся Переславль-Залесский краеведческий музей. С тех пор монастырь действует в качестве историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Храмы, часовни и другие постройки монастыря

Стены монастыря, которые достраивались уже в XVIII веке, довольно невысокие, так как не выполняли оборонительную функцию, в отличие от монастырских стен более ранней поры. Бойницы в них так же несут скорее декоративную функцию, в каких-то местах стены их нет совсем. То же самое можно сказать и о башнях северной стороны стен монастыря – все они выстроены и украшены с большим искусством.

Главное здание Горицкого монастыря – Успенский собор, в том виде, в котором он существует сейчас, был построен в 1750-х годах. Основная часть здания храма имеет форму четверика, по бокам храм окружают крытые галереи с широкими арочными окнами. Собор увенчан пятью небольшими изящными главками. Внутри храм отделан лепниной, а стены украшает богатая роспись в стиле барокко. Сохранился многоярусный золоченый иконостас 1759 года, выполненный под руководством мастера Якова Жукова. Иконостас представляет собой 5 рядов икон, поднимающихся от пола алтарного возвышения до самого основания главного свода, и богато украшен барочными колоннами, фигурами святых и растительным орнаментом. Чтобы сохранить росписи на стенах и защитить их от губительного действия холода, собор открыт только в теплое время года.

Маленькая церковь Богоявления Господня находится на нижнем этаже четырехъярусной колокольни, которая строилась с перерывами с 1768 по 1777 год. Колокольня представляет собой величественное здание с люкарнами на высоком куполе и небольшой главкой. После упразднения Переславской епархии, колокола отсюда были сняты и отправлены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. На самом верху колокольни находится смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на Плещеево озеро и Переславль-Залесский. Попасть на колокольню можно только в теплое время года.

Церковь Всех Святых с трапезными палатами была построена во второй половине XVII века, и находится недалеко от Успенского собора. Здание церкви, высоко поднимающееся над стенами монастыря, представляет собой бесстолпный четверик, увенчанный пятью небольшими главками. Здание духовного училища, которое открылось на территории монастыря в 1881 году, было вплотную пристроено к стенам церкви. А сама она была полностью перестроена в 1883 году и стала выполнять функции домового храма при училище. В настоящее время в здании бывшего духовного училища находится картинная галерея, а перед входом установлены пушки и лежат осадные орудия, отбитые переславцами у поляков при осаде их родного города.

В северной стене монастыря находится небольшая звонница, построенная во второй половине XIX века. Само по себе здание не слишком примечательно, особенно сильно пострадало оно от рук посетителей изнутри, но со второго яруса звонницы открывается чудесный вид на город и озеро.

Церковь Николая Чудотворца была построена над Святыми воротами в конце XVIII века в стиле московского барокко. Основание церкви декорировано фигурным кирпичом, по бокам устроены галереи, а венчает храм небольшая главка. С 1788 года в церкви не проводились богослужения, и сейчас там размещается одна из экспозиций музея.

В середине XVIII века на территории монастыря был выкопан пруд на случай пожара. Пруд был создан искусственно, вода в него поступает по трубам от соседнего водоема, находящегося недалеко от стен монастыря. В 1925 году сотрудники музея засадили берега фруктовыми деревьями. В настоящий момент пруд выглядит довольно заросшим.

Кроме того, на территории монастыря находятся две деревянные часовни. Эти часовни, построенные на деньги, собранные жителями, были перевезены сюда из сел Фонинское и Старово Переславского района. Часовня Покрова из деревни Старово (XIX век) находится напротив Проездных ворот, через которые осуществляется вход в Горицкий монастырь. Она была перевезена сюда в 1983 году и сейчас в ней находится касса музея-заповедника. Часовня Святого Георгия (конец XIX века) из деревни Фонинское находится неподалеку.

Проездные ворота в восточной стене монастыря - шедевр русского зодчества XVII века. Сами по себе довольно невысокие, так как выполняли скорее хозяйственную, нежели декоративную функцию, они, тем не менее, притягивают внимание. Некоторое время назад в овальной нише над воротами находилась хорошо сохранившаяся фреска с изображением святых, но теперь она исчезла (видимо ее закрыли перед реставрацией).

С 1963 года на территории монастыря находится бюст Юрия Долгорукого, основателя Переславля-Залесского. Собрание Переславль-Залесского музея включает в себя различные экспозиции и выставки. В картинной галерее представлены работы Шишкина, Юона, Коровина и многих других мастеров. В музее имеется коллекция древнерусской живописи, богатая коллекция икон и интересное собрание деревянной скульптуры. В огромной библиотеке монастыря хранятся редкие грамоты и книги, пожизненные издания великих русских писателей.

Бесспорно, комплекс сооружений Успенского Горицкого монастыря представляет собой большой интерес и подлежит тщательному сохранению и восстановлению. При этом, можно утверждать, что факт размещения в стенах храмов и церквей музейных экспозиций, вызывает чувство несоответствия даже в душах людей не очень религиозных. Тем не менее, пребывание на территории монастыря, осмотр построек XVII-XIX веков и вид со смотровых площадок на город и Плещеево озеро, безусловно, способны вызвать сильные эмоции.

Адрес: г. Переславль-Залесский, Музейный пер, д. 4

Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




























  • Вид с колокольни
  • Вид с колокольни
  • Вид с колокольни
  • Вид с колокольни
  • Вид с колокольни
  • Вид с колокольни
  • Вид с колокольни
  • Вид с колокольни
  • Вид с колокольни
  • Успенский собор 1750-е гг.
  • Иконостас Успенского собора
  • Успенский собор 1750-е гг.
  • Башня XVIII в. и Успенский собор
  • Успенский собор 1750-е гг.
  • Звонница XIX в.
  • Вид со звонницы
  • Церковь Всех Святых с Трапезной палатой конец XVII в.
  • Церковь Всех Святых с Трапезной палатой конец XVII в.

Всего в шести километрах от великолепного Кирилло-Белозерского монастыря, по другую сторону горы Мауры, на берегу Шексны раскинулся Горицкий монастырь. Сегодня эта обитель только возрождается силами живущих здесь монахинь, поэтому большая часть монастыря находится в запустении. Но удивительная история этого места, и его послушниц делает Горицкий монастырь одним из наиболее интересных для посещения туристических и паломнических поездок.

Мы приехали в Горицкий монастырь на машине, катаясь по окестностям с частным гидом. Стоит отметить, что деревня около монастыря необычайно живописна, ухженная и даже дороги практически идеально почищены.


Около входа в монастырь висит табличка об условиях фотографирования, правда, я не нашла ни одной коробочки.

К нас сразу пристал местный "несчастный", но гид рассказала, что он много лет всем врет о том, что нужны деньги на похороны матери, а сам все пропивает. Мы такое не поощряем, да и Бог с ним! Идем в монастырь и слушаем рассказ.

Немного истории монастыря

История Горицкого монастыря началась во времена правления Ивана Грозного. Его основательницей стала княгиня Ефросинья Старицкая. Она была далеко не последней женщиной в государстве, но и не первой (а ведь так хотелось). Будучи по мужу близкой родственницей царской семьи, дети княгини имели полное право претендовать на трон, если вдруг царь Иоанн III умрет бездетным. И как же ей было досадно, когда у царской четы все-таки появился долгожданный наследник. Вот эта женская зависть и предопределила всю жизнь княгини Старицкой. Она устраивала тайные заговоры с целью сначала занять трон после Иоанна III, а затем и вовсе свергнуть наследника Иоанна IV, который вступил на престол, еще в трехлетнем возрасте, и власть фактически принадлежала приближенным опекунам – боярским кланам.

В 1544 году княгиня Ефросинья после очередной опалы основывает монастырь. Место выбрано не случайно, ведь совсем рядышком был Кирилло-Белозерский монастырь, который был под покровительством царской семьи. На месте небольшой деревянной Воскресенской церквушки поставили каменный храм, что и стало началом истории монастыря, который еще называют Воскресенский Горицкий монастырь.


Княгиня Старицкая всячески опекала обитель, как будто предвидела, что здесь будет доживать свой век. И правда в 1563 году, после доноса о заговоре с участием княгини Старицкой и ее семьи, ей пришлось искать прибежище в монастыре, где она приняла постриг и стала игуменьей Евдокией. Стоит отметить, что деятельная натура княгини давала о себе знать. В монастыре она развернула бурную деятельность, превращая обитель в довольно прибыльное хозяйство. Сама игуменья умела искусно вышивать, что подтолкнуло развитие этого ремесла в регионе.
Вместе с княгиней Старицкой в монахини постриглись и ее ближайшие родственницы, что и предопределило роль монастыря, он впоследствии стал местом изгнания неугодных или провинившихся жен знатных фамилий.

Через шесть лет казнили князя Владимира (сына Старицкой), обвинив его в еще одном заговоре против царя. Была ли замешана княгиня? Кто знает, но скорее всего да, так как посадить сына на трон была ее главной мечтой. На этот раз Ефросинье Старицкой не удалось избежать смерти – ее вместе с невесткой утопили в Шексне, загнав туда упряжку лошадей, а приближенных ей послушниц расстреляли.


Смерть княгини породила много легенд, а ее мощи стали одними из наиболее почитаемых монастырских реликвий. И по сей день в Горицкий монастырь приезжают женщины, мечтающие узнать радость материнства, и княгиня Ефросинья помогает им, так как сама была неистовой матерью, для которой вся ее жизнь была в ее сыне.


Неугодные жены «синей бороды»

Несмотря на то, что здесь в Горицком монастыре обитала его опальная родственница, Иван Грозный не забывал жертвовать сюда немалые суммы. Вообще этот деспотичный и суровый правитель был очень набожным, и на монастыри жертвовал довольно щедро. Но, кроме щедрой жертвы царь сюда отправил и свою ставшую неугодной четвертую жену – Анну Колтовскую.


Вообще у царя их было восемь (ну прям Синяя Борода), и с каждой что-то случалось. Первая – умерла, и как доказали историки, была отравлена. Вторую, царь то ли сам уморил, то ли тоже умерла после болезни. Чтобы выбрать третью жену Иван Грозный устроил смотрины, но новая супруга не пережила и медового месяца. А вот больше трех аз по православным канонам жениться нельзя, и для того чтобы взять себе четвертую жену пришлось царю клясться, что не успел он стать полноценным супругом последней жене. В общем, в порядке исключения, дали Ивану Грозному такое разрешение.

Но Анна Колтовская, которая также стала «победительницей» царских смотрин, была барышней любвеобильной, и завела себе любовника, некого князя Ромодановского. Чтобы влюбленные могли встречаться, предприимчивый князь, переодевался в женскую одежду и проходил к царице. Но вот незадача, приглянулась и царю новая «девка», и приказал он доставить ее к себе. Вот тут- то и все открылось. Князя казнили, царицу сослали в Горицкий монастырь, а царь… а что царь - начал подыскивать себе новую жену. Кстати, всех последующих жен, церковь не признавала, на что Иван Грозный не больно то и обращал внимания, но именно это и привело к черной странице истории – периоду Смуты. Ведь царевич Дмитрий, рожденный от последней жены Марии Нагой (кстати, тоже сосланной в Горицкий монастырь, правда уже после смерти царя) был в глазах церкви незаконнорожденный. А старший сын Ивана Грозного Федор, страдал слабоумием, и на этой почве разгорелась нешуточная борьба.

Другие женщины Горицкого монастыря

Жила в этом монастыре и Ксения Годунова. Дочь приближенного к царю советника, который затем стал царем, она была одной из самых красивых и образованных девушек своего времени. Ей в мужья сватались многие иностранные принцы, и отец долго выбирал, пока не выбрал датского принца Иоанна. Но жених умер незадолго до свадьбы. А в скором времени случился очередной переворот, и Бориса Годунова со всей семьей казнили. В живых осталась только Ксения, так как приглянулась «новому» царю, который вошел в историю как Лжедмитрий. Почти пол года царевна пробыла у него в наложницах, пока не скинули Гришку (настоящее имя проходимца). Царевна Ксения приняла постриг в Горицком монастыре, под именем инокини Ольги.


Да, Горицкий монастырь может назвать многих представительниц известных фамилий, которым по своей или не по своей воле пришлось жить в монастыре. Это княгиня Черкасская, которая стала жертвой опалы уже у царя Бориса Годунова, княгиня Милославская и многие другие. Здесь провела несколько лет Екатерина Долгорукая – неудавшаяся невеста. Только представить себе судьбу этой девочки, сначала против воли ее обручают с малолетним царевичем Петром II, и даже оговаривалось, что после его смерти она станет императрицей. Но свадьба не состоялась и Екатерину отправили в монастырь. Правда после прихода к власти императрицы Елизаветы, ее освободили, и снова выдали замуж, не спрашивая ее согласия, но такова уж судьба у дворянских дочек.

Судьба монастыря

Что же до монастыря, то судьба его также незавидна, как и его насельниц. Не раз стены обители разрушались и монастырь сжигали и разоряли войска, пришедшие в эти земли. Но, все же монастырь всякий раз восстанавливали – ведь негоже дворянкам жить в руинах. После церковной реформы, которая отбирала монастырские земли в пользу государства, монастырь лишился богатых угодий, и жил лишь за счет пожертвований и помощи Кирилло-Белозерского монастыря.


Возрождение монастыря началось после 1810 года, когда настоятельницей стала игуменья Маврикия. Много сделала она для монастыря, возродила хозяйство, да и делами благочестивыми прославилась. Даже ездила на прием к императору Александру.

А вот после прихода Советской власти монастырь и вовсе был упразднен. Кстати, перед приходом большевиков матушке Карелии, которая на то время была настоятельницей Горицкого монастыря пришла сама Ефросинья Старицкая и предупредила, о грядущих бедах. Монахини спрятали все добро и разошлись, осталось лишь несколько послушниц, которые не захотели покидать обитель. Судьба их незавидна, после страшных пыток, и всех утопили в Шексне (история повторилась как при Иване Грозном).

Легенды о монахине

После войны здесь открыли Дом инвалидов. Сюда привозили самых тяжелых, таких которые остались без рук и без ног. Местные жители называли их самоварами. В теплое время года выносили их на одеялах на берег реки и укладывали в так называемый «лежачий хор», и давали они концерты приезжающим сюда на пародах туристам. А вечером всех обратно уносили. Но вот случилась оказия и одного инвалида забыли на берегу. Дело было в мае, и ночи еще совсем холодные. Замерз бы и вовсе, но пришла молодая монахиня и подоткнула одеяло. А через несколько минут прибежала и санитарка, которая проснулась от того, что ее толкнула все та же монахиня и погрозила пальчиком.


И еще один случай известен. Жила в Горицах доярка Глаша, которая не отличалась добродетелью. И вот пришла Глаша к стенам монастырским на свиданку, и вдруг видит женщину в монашеской рясе, которая сурово качает головой. Так Глашку проняло видение, что с тех пор стала прилежной женой. А женщину в монашеской рясе не раз видели вот такие же беспутные девки – это призрак монахини Марии, которая когда-то согрешила и забеременела. Ребенок родился мертвым, а монахиня умерла после родов, с тех пор ее дух наставляет на путь истинный всех вот таких же заблудших, как и она сама.

Вновь зазвучали молитвы в этих стенах уже после 1991 года. Восстановили Троицкий собор, который построен еще по указке Марии Нагой на моголах убитых Иваном Грозным монахинь и Дмитриевская церковь (в память об ее рано умершем сыне), а также Воскресенская церковь с которой и начиналась обитель. Но есть еще и полуразрушенные здания, которые требуют немедленного ремонта, хотя живут в ни монахини, которым не привыкать к суровым лишениям.

Монахиню из легенд мы не встретили, зато к нам пристали все местные кошки, валялись в ногах, выпрашивая еду.


Кстати, на территории монастыря до сих пор сохранились жилые дома.


Удивительное место, сохранившее свою удивительную историю, во многих женских именах, известным на всю матушку-Русь.

Адрес: Вологодская область, Кирилловский р-н. село Горицы

Ну теперь перейдем Успенскому собору.Как было уже сказано в 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами. Почти все сохранившиеся сооружения относятся к 17–19 вв. Переславская епархия была образована в 1744 году. В нее вошли такие отдаленные от Переславля городá, как Боровск, Можайск, Волоколамск, Дмитров. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Посвящение двух храмов Успению и Всем Святым - обычное для многих русских монастырей. Возможно, впервые оно пошло ещё от Киево-Печерской лавры.

Для благоустройства резиденции были снесены многие древние постройки: звонница, собор, службы. Упоминания о них сохранились только в монастырских документах. На месте старого трехглавого собора, 1520-х годов постройки, было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых, которую намеревались перестроить. Здание Гефсимании, разобранное на материал для строительства духовного училища впоследствии, так и не было достроено и долгие годы оставалось без крыши.

Обширные строительные работы развернулись в Горицах лишь в середине пятидесятых годов. Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться.


В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения - суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор.
Вид от кассы комплекса.

Только в 1881 году было принято решение разместить в пустующих зданиях бывшей обители духовное училище. Патриоты Переславля, историки архитекторы в XIX и начале XX столетия не раз высказывали беспокойство о состоянии старинных сооружений Горицкого монастыря, некоторые из которых по праву считались выдающимися памятниками русского зодчества. К счастью, печальным предположениям не суждено было сбыться.

Вид со стороны колокольни.

Главное здание в ансамбле Горицкого Успенского монастыря – Успенский собор ХVIII века.
Этот собор пятиглавый. Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Построен собор в стиле, который иногда называют "переяславским барокко". В отличие от "московского", где восьмерик увенчан одним куполом, или "петербургского", где храмы совсем уж напоминают европейские, здесь основа осталась традиционно русской, пятиглавой, просто декор заметно изменился.
Успенский собор можно назвать и пятикупольным, и - семикупольным : из-за двух башенок-приделов, сдвинутых к алтарю. Расположение этих башен-фонарей очень напоминает ярославское зодчество XVII века. Только там храмы обычно обрамлены шатровыми приделами, здесь же боковые главы по форме не отличаются от пяти основных - только что "спрыгнули" на ступеньку ниже. При взгляде с востока, образуется очень живописная, расходящаяся надвое лестница куполов.




Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена.
С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней.
Маленькие серебристые куполочки Всехсвятской трапезной церкви являют разительный контраст с большими зелёными луковками Успенского собора. И это при том, что по высоте два храма почти одинаковы. Чёрточки их соседствующих кровель словно по одной линейке проведены. Собор - выше только за счёт более массивных куполов. Когда-то два храма составляли неразрывное целое, соединяясь корпусом под названием Гефсимания . Гефсиманский сад в Иерусалиме знаменит не только местом "моления о Чаше" Спасителя, но и Гробницей Божией Матери, потому на Успенский Горицкий монастырь, вполне в русских традициях, было перенесено это евангельское название. Во многих русских монастырях и архиерейских домах постройки соединялись друг с другом, так что их можно было обойти, не спускаясь во двор: актуально для сурового климата с долгой зимой. Переяславские Горицы не были исключением. Только вот до наших дней Гефсиманский корпус, к сожалению, не сохранился - остался лишь след его примыкания на западном фасаде собора (фото выше).

Поражает своим размахом и интерьер собора. Своды и стены Успенского собора покрыты лепниной (в т. ч. с изображением вензелей). На своде собора, под изображением короны, размещается вензель Елизаветы Петровны (ЕI), а на западной строне вензель Екатерины Великой (Е II). Как говорят, в честь посещения императрицами этого собора и большими пожертвованиями. Почему-то вензеля Екатерины Великой нет фото, хотя помню, что делала оба снимка...
Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима.
Белая лепнина эффектно выделяется на окружающем ее голубом фоне. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Кроме лепнины, стены собора украшены живописными панно.
Иконы для него писали мастера из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря.



Заслуживает внимания резной золоченый иконостас. Он является основной достопримечательностью Успенского собора. Иконостас состоит из пяти рядов икон, написанных художниками из иконописной мастерской подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря. Резной каркас иконостаса с рельефами и скульптурами – работа мастеров московской артели Якова Жукова. Его великолепный многоярусный иконостас создавался в 1750-х гг. Он считается одним из красивейших в России... во всяком случае, если брать XVIII век, эпоху господства барокко. "Местами иконостас выглядит воздушным и трепетным, словно всё это выполнено из золочёного застывшего кружева", - поэтично выразился автор одного из путеводителей.

После упразднения епархии и закрытия Горицкого Успенского монастыря Успенский собор некоторое время выполнял функцию главного городского храма, пока местные жители, которым далеко было добираться сюда на службы, не обратились с просьбой вернуть этот статус собору в центре города. Так главным городским собором стал Владимирский собор в центре Переславля. Последняя реставрация в Успенском соборе была проведена в 1956-66 годах под руководством архитектора-реставратора, создателя и сотрудника Переславской реставрационной мастерской профессора Пуришева И.Б.





Видны уже и новые иконы, видимо тут иногда проходят службы.






Часть сохраненного интерьера хранится в самом соборе и ждет своего часа.








Все это великолепие просто требует хозяйской руки и реконструкции. Осевшая за более полувека со времени последней реконструкции пыль и грязь видна невооруженным глазом, хотя убранство продолжает впечатлять! Есть и неболльшая часть сохраненных могильных надгробий в соборе.

Успенский собор открыт с мая по сентябрь ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего вторника месяца. В это время можно осмотреть пышный интерьер собора.

Успенский собор, сейчас является экспозицией и хранилищем музея.
С одной из стен собора стоит колокол. Колокол весом 149 пудов 19 фунтов отлит на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского. Но никаких поясняющих табличек о нем нет.



А вот н апротив собора можно увидеть большое количество надгробий.






В основном даты смерти относятся к началу ХIХ в., но есть и более «молодые», например, здесь погребен зудожник Д.Н. Кардовский, который был родом из этих мест.
Пожалуй это весь материал, что у меня есть о Горницком монастыре.