Фламенко в испании и на коста бланка. Фламенко – душа Испании Что такое фламенко

21.06.2019
На вопрос, что такое фламенко, многие из нас, не задумываясь, сразу же ответят: испанский танец в платье в горошек. И будут правы лишь отчасти. Фламенко – это гораздо больше, чем просто танец. Это крик души, выход эмоциям. А эмоции можно выразить голосом, движением, игрой на музыкальных инструментах и даже взглядом.

Андалусия – плавильный котел, в который на протяжении веков попадали самые разные народы. А фламенко – «жалобная книга», где каждый из них оставил свою запись.
Арабы, изгнанные вон с земли, ставшей для них родиной; евреи, вынужденные принимать чужую веру, чтобы спасти жизнь; цыгане, подвергавшиеся постоянным гонениям... Им пришлось слиться с другой культурой, утратить традиции, приспособиться к новым реалиям. Их музыка стала скрытым протестом против несправедливости, жалобой на судьбу, тоской по утраченному... Так родилось фламенко.

Фольклорный образ жизнерадостной андалусской танцовщицы с ярким цветком в волосах – лишь внешняя, глянцевая сторона. Но послушав, о чем поется во фламенко, мы увидим другую сторону – совсем невеселую и драматичную.

Хотя истоки фламенко лежат еще в мавританской культуре, наибольшее влияние на его формирование оказали цыгане. Добравшись в XV в. до Андалусии, они по-своему переосмыслили местные музыкальные традиции.
Своеобразное пение – канте – живой диалог, общение, импровизация, «стержень» фламенко. Собравшиеся во дворе дома, больше похожего на лачугу, родственники и соседи делились горестями и радостями, пели о судьбе и свободе, тюрьме и смерти, любви и измене. Фламенко началось с канте, танец и гитарный аккомпанемент пришли позднее.

С задворков цыганских районов фламенко постепенно выходит на улицу. К концу XVIII в. оно уже звучит в тавернах и на постоялых дворах андалусских дорог. Появились профессиональные певцы – кантаоры, зарабатывавшие на жизнь душевным исполнением грустных песен. Их приглашают на свадьбы и другие семейные события.

В Севилье в 1842 г. открывается первое кафе, «специализирующееся» на фламенко. Вскоре такие кафе, названные кафе кантанте, уже повсюду и чрезвычайно популярны. Публика оценила страсть, с которой исполнялись песни, музыка нашла отклик в сердцах испанцев.

Кафе кантанте превращаются в своего рода творческие мастерские, где оттачиваются грани искусства фламенко, где оно поднимается на невиданные раньше вершины.
Конкуренция между певцами, танцорами и гитаристами способствовала развитию различных исполнительских стилей, жанров и форм внутри фламенко.
Возросла роль танца: теперь есть песни (атрас), специально предназначенные для танцевального сопровождения.

Эпоха кафе кантанте – золотой век фламенко. Все, что было создано тогда, является эталоном; все то, что было создано позже, уже не считается «чистым» фламенко.

Но к концу XIX в. кафе кантанте начинают приходить в упадок. Наибольший доход приносят те заведения, где клиенты сами диктуют репертуар по принципу «кто платит, тот и музыку заказывает». Ни о каком творческом росте исполнителей и речи быть не могло. Содержание песен опустилось до откровенной пошлости.

Канте перестало быть голосом души. Раньше кантаор был должен только себе и своему сердцу. Теперь его репертуар – «ширпотребная попса». Тексты песен фламенко превращаются в сплошную мелодраму о несчастной любви.
Уходят со сцены резкие и грубые голоса, уступая место более мелодичным и красивым. Этот перелом происходит в последние годы столетия.
Строгих правил в танце фламенко нет: танцовщицы импровизируют, вторя нахлынувшим чувствам.

Контингент слушателей тоже изменился. Родившись как музыка бедняков и вечных скитальцев, фламенко становится все больше популярным среди «золотой молодежи», которая поверхностно воспринимает только его эстетическую сторону, как жанр, не имеющий ни истории, ни драмы. Поселившись в больших городах, фламенко превращается в продукт массового потребления, в развлекательную индустрию.
Трансформация фламенко в зрелищный спектакль не могла не отразиться на его художественном уровне и чистоте стиля. Фламенко искало новую форму выражения и нашло ее на сценах больших театров и импровизированных площадках на аренах для боя быков. В истории фламенко началась новая эпоха – самая критикуемая за все время его существования.
Это направление получило название опера фламенка, было по-своему интересно, но глубина выражения фламенко потерялась, а вместе с ней и духовное содержание.

И на этом мы бы поставили жирную точку... Но уцелели места, где продолжало жить верное традиции канте. Многие исполнители стремились сохранить чистоту стиля. Они не были профессионалами и берегли свое мастерство лишь для себя и узкого круга ценителей.
Настоящее фламенко без случайной публики звучало в каком-нибудь трактирчике, его сила заключалась в способности кантаора самому наслаждаться своим пением и передавать всю его глубину слушателям. Отдавая при этом частичку себя. Благодаря таким кантаорам, канте сохранилось в своей традиционной форме и до наших дней.

Годом второго рождения фламенко можно назвать 1922-ой, когда группа энтузиастов организовала фестиваль канте хондо. Канте хондо – это особенно эмоционально выразительные, драматичные, экспрессивные песни. Фестиваль собрал подлинные напевы канте хондо, открыл новые таланты и возродил интерес к древнему искусству фламенко.
Профессионалов на фестиваль не пустили: истинный дух фламенко предполагает чувство, а не отточенное исполнение.

Романтическая Гранада оказалась идеальным местом для проведения фестиваля. Впервые о фламенко заговорили как о самостоятельном жанре и народном искусстве, а подобные смотр-конкурсы самодеятельности появились и в других городах.
По образу и подобию бывших кафе кантанте были созданы таблао – кафе или небольшие театры со сценой для представлений.
Пение – стержень фламенко. Но не нужно обижать вниманием и танец. Тем более, что именно он во всем мире служит одним из главных брендов Испании. И фламенко ассоциируется в первую очередь как раз с танцем, вернее, с классическим образом танцовщицы фламенко – байлаоры.Фирменная деталь образа байлаоры, известная нам по фильмам и книгам – bata de cola – традиционное платье до пола. Часто из разноцветного материала в горошек (хотя и не обязательно), украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стала одежда цыганок. Изящная игра с подолом – неотъемлемая составляющая представления.
Испанская шаль – важный атрибут женского танца фламенко. Шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, то ниспадает с плеч, рисуя силуэт большой и мятущейся птицы. Ну и, конечно, цветок в волосах.

Традиционная одежда танцора-мужчины – темные брюки, пояс и белая или темная рубашка с широкими рукавами. Короткая жилетка-болеро, называемая «чалеко», иногда надевается поверх рубашки. Если женщина исполняет мужской танец, она надевает мужской костюм.

Сапатеадо – ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу – характерная черта танца фламенко. Раньше сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами, поскольку такая техника требует немалой физической силы. И долго ассоциировалось с мужественностью. Женскому танцу были более свойственны движения рук, запястий и плеч.

Грациозные движения рук выражают чувства, подсознательно очень сильно влияя на общее восприятие танца зрителями. Своего рода гипноз.
Считается, что кастаньеты – обязательный элемент танца фламенко. Однако это не так: кастаньеты позаимствованы из классических испанских танцев. Наиболее чистые формы фламенко избегают использования кастаньет: они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.
Местная поговорка гласит: «Кто говорит о гитаре, говорит об Андалусии».

Магия фламенко – в триединстве гитары, песни и танца. Гитара здесь не просто аккомпаниатор, но творец так необходимой певцу атмосферы вдохновения.
Испания – родина гитары. В Андалусии она стала любимым народным инструментом еще в XIII в., но объединение певца кантаора с гитаристом токаором произошло лишь в начале XIX в.

На вечеринке, на улице или на площади, стоило у кого-нибудь в руках оказаться гитаре, как вокруг тотчас же собирался народ, готовый петь и танцевать. Гуляя по городу, всегда можно было встретить гитариста, окруженного танцующими людьми.

Стендаль писал: «Вот идет старик нищий, садится на лавку перед постоялым двором, настраивает свою гитару и принимается небрежно бренчать по струнам. Проходящая мимо служанка с кувшином на голове, услышав звуки гитары, сперва ступает размеренно в такт напева, затем начинает подпрыгивать, и, наконец, когда она поравнялась со слепым, она уже пляшет вовсю, поставив на землю кувшин с водой.
Погонщик мулов, пересекавший вдали двор, неся вьючное седло, также отложил свою ношу и в свою очередь принялся плясать. Таким образом, меньше чем через полчаса вокруг слепого гитариста танцевало 12 испанцев.
Им было мало дела до окружающих, ни проблеска галантности, каждый танцевал для собственного удовольствия». Такова загадочная испанская душа.

Большинство токаоров фламенко не обладают музыкальной грамотностью и не знают нот. Но благодаря врожденной музыкальности, они создают импровизации, затмевающие заранее отрепетированную игру «классиков».

Почему именно гитара стала главным инструментом во фламенко? А просто представим себе песню канте хондо, исполненную на пианино... На гитаре каждую ноту можно извлечь по-разному, гитарист создает их, следующая нота звучит уже не так, как предыдущая. Гитара в этом близка к человеческому голосу: она может говорить, петь, кричать... Она заставляет нас по-разному воспринимать одно и то же

Известен случай, когда Глинка приехал в Испанию познакомиться с народными напевами. Пообщавшись с одним из известных в то время токаоров, он захотел записать его произведения. Но из этого ничего не вышло: каждый раз, когда он просил повторить какую-нибудь фразу, гитарист всегда играл ее по-новому.

Токаоры нередко выступают и соло. Величайший гитарист современности Пако де Лусия поначалу аккомпанировал кантаорам, а затем стал выступать и самостоятельно.

Теперь давайте поговорим о том, где можно посмотреть и послушать фламенко. В отличие от корриды, здесь вариантов предостаточно. Арена не требуется, многочисленные творческие коллективы мобильны и вездесущи. И если вам лень искать фламенко, то оно само найдет вас. Прямо в отеле. В сезон «фламенко шоу» пару раз в неделю обязательно будет и в вашем. Только вот не стоит тратить на него свое драгоценное курортное время и смазывать впечатление. Пусть развлекают немецких пенсионеров. А мы с вами пойдем, извините, в таблао.

Как вы уже знаете, таблао – это такие кафе с небольшой сценой, где исполняют фламенко. Иногда весьма недурственно. На побережье их предостаточно, просто скажите таксисту магическую фразу «фламенко таблао». Гид тоже может подсказать, куда имеет смысл податься вечером. Ну и мы предложим несколько адресочков.

Малага «Vista Andalucia»
Avenida Los Guindos, 29
www.vistaandalucia.com
«El Tablao»
Calle Arenas, 1
Марбелья «Donde Maria»
Calle Vicente Blasco Ibanez, s/n
Tablao «Flamenco Ana Maria»
Plaza San Francisco, s/n
Торремолинос «Pepe Lopez»
Plaza de la Gamba Alegre
«Los Tarantos»
Avenida Playamar, 51
«La Carreta»
Urb. Eurosol, Local 93–95
Бенальмадена «Fortuna Show»
Это совсем не таблао, и не совсем фламенко. Испанский балет – действо красивое и эффектное, к посещению рекомендуемое.

Эмблема фестиваля фламенко в Севилье

Вдумчивые и уже теоретически подготовленные читатели заметят: так это наверняка тоже «лубок» для туристов. Изо дня в день играющие одно и тоже профи. А где же импровизация, на которой и строится фламенко? Где страдания и творческий полет?
Ну, во-первых, мы с вами туристы и есть. А во-вторых, для первого знакомства с искусством фламенко вполне достаточно. И ехать никуда далеко не надо.

Другое дело ферии – праздники и традиционные ярмарки, во время которых фламенко выходит на улицы. В буквальном смысле. Вот там и самодеятельность, и импровизация, и песни-пляски для собственного удовольствия.
Самая грандиозная ферия проходит в апреле в Севилье: столичный статус обязывает держать марку. А вообще, ферии есть даже в самом заштатном андалусском городке. Ведь как говорил классик, отдыхать – не работать.

Севилья Воскресенье после Пасхи и две недели далее.
Кордова С 19 по 27 мая.
Гранада Первая неделя июня.
Малага С 14 по 25 августа.
Ронда Первая неделя сентября.
Марбелья Неделя «вокруг» 11 июня.
Фуэнхирола Первая неделя октября.

Ну а если и ферии вас не порадуют – тогда прямая дорога не фестивали, смотры-конкурсы талантов, на которых действительно звучит настоящее фламенко.
Крупнейший фестиваль фламенко в Испании раз в два года проходит, естественно, в Севилье (www.bienal-flamenco.org). Со всего мира сюда съезжаются истинные любители фламенко, чтобы увидеть лучших байлаоров, кантаоров и токаоров. Событие настолько масштабное, что сопоставимо с олимпиадой в мире спорта. В 2008 г. фестиваль пройдет с 10 сентября по 11 октября. Повезет побывать – мы вам позавидуем.

Посмотреть расписание других фестивалей можно на сайте www.flamencofestival.info или www.flamenco-world.com – крупнейшем в интернете портале о фламенко.

Фламенко очень часто путают с севильяной – зажигательным народным испанским танцем. Многие считают, что это один из видов фламенко. Те же яркие платья, кастаньеты, розы в прическах... И на ярмарках чаще всего танцуют как раз севильяну. Но даже неискушенный в тонкостях хореографии зритель сразу увидит разницу: севильяна – парный танец с определенным «рисунком», а фламенко... состояние души.

Первое платье для танцев девочке в Андалусии могут купить уже в год. А всего за свою жизнь отдельные дамы умудряются сменить до 15 платьев стоимостью 300–700 €. И хотя пощеголять в них удается нечасто, преимущественно во время ярмарок, о потраченных деньгах никто не жалеет.

В статье использованы материалы
сайта flamenco-world.com и «Википедии» – свободной энциклопедии.

Происхождение

Истоки фламенко следует искать ещё в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль и цыганская музыка - многие считают основными, истинными носителями стиля именно испанских цыган. В XV веке в Испанию из рушащейся Византии прибыли цыгане , расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия ; по своему обычаю, они стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская; и из этого сплава музыкальных традиций, переосмысленного вначале цыганами, а потом испанцами, родилось фламенко.

Долгое время фламенко считалось «закрытым искусством», так как цыгане жили изолированной группой; фламенко формировалось в узких кругах. Но в конце XVIII века гонения на цыган прекратили, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе кантанте, обрело свободу.

В России

Международный Фестиваль Фламенко «¡VIVA ESPAÑA!». Самый крупный фестиваль фламенко в России, проводится в Москве (с 2001 года) .

1- Российский Фестиваль Фламенко «en Moscu» " - проводится впервые в 2011 г. Фестиваль соберет только выдающихся мировых звезд фламенко.

В Петербурге проходит ежегодный фестиваль под названием «Северное фламенко».

В мире современной гитарной музыки в Калуге с 1997 года работает ежегодный фестиваль «Мир гитары» , участниками которого являются различные фламенко-группы из России и Испании, и множество ярких имен зарубежных гитаристов, из всемирно известных, такие как Al di Meola (2004), Иван Смирнов («талисман» фестиваля), Висенте Амиго (2006), Пако де Лусия (2007) и др.

В других странах


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фламенко" в других словарях:

    ФЛАМЕНКО, тоже, что Канте фламенко … Современная энциклопедия

    - (исп. flamenco) в музыке, см. Канте фламенко … Большой Энциклопедический словарь

    - [исп. flamenco] муз. испанский исполнительский стиль, а также музыка, песни, танцы, связанные с южноиспанским искусством. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. фламенко (исп. flamenco … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 2 стиль (95) танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    фламенко - фламенко. Произносится [фламэнко] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ФЛАМЕНКО - южноиспанский музыкальный, песенный и танцевальный стиль цыганского происхождения. Сложился в Андалусии в средние века. Пение и танец сольные, сопровождаются игрой на гитаре, кастаньетах, прищёлкиванием пальцами. С середины 19 в. распространяется … Этнографический словарь

Искусство, впитавшее в себя темперамент разных народов и звуки гитары, обладающее особой пластичной формой. Это не просто танец, это выражение чувств, а если Вы наблюдаете за ним – его яркие красные краски и экспрессия однозначно могут надолго погрузить Вас в приятно-напряженное состояние. Сегодня мы расскажем об огненном танце – фламенко.

История возникновения фламенко так же противоречива как и сам танец: сочетание песни, мелодии, ритма дает нам больше размышлений, нежели ответов. Принято считать, что фламенко относится к цыганскому фольклору, но с вплетением арабских мотивов. Географически родиной фламенко считают юг испанского побережья, а именно Андалусию. Цыгане, бежавшие в 15 веке из Индии, поселившсь в этом регионе, стали перенимать местную культуру и использовать мотивы местной музыки для своих танцев. Поднятые руки, выпрямленная спина, резкие повороты и стук каблуков, — все эти элементы танца сформировали современный фламенко.

Так как испанские цыгане жили обособленными группами, этот танец не имел широко распространения. Спустя несколько веков движения фламенко перенеслись от палящих костров и песен о не лёгкой судьбе под гитару в кабаки и на улицы испанских городов. Так, в 18 веке этот танец начал завоёвывать сердца испанцев в других городах. Историки утверждают, что первые выступления в публичных местах увидел Мадрид в середине 19 века, а затем Валенсия, Кадис и далее по всему миру.

Этот танец представляет из себя смесь более 50 видов жанра, так как разным провинциям характерен свой стиль: главное у басков – мужество и суровость, арагонцы, напротив, весёлые и зажигательные, каталонцам важна лирика и романтика, а андалузцам – страсть. Таким образом, фламенко по праву можно назвать народным танцем. Но наибольшее отличие, а значит и уникальность фламенко состоит в том, что народные танцы в основном коллективные, а танцуя фламенко, танцор или, как принято в Испании их называть, «байлаор», танцует один. Наполняя танец трагичностью жизни и одновременно любовью, независимостью и преданностью, байлаор выворачивает себя наизнанку, чтобы показать истинный фламенко.

Важным атрибутом этого искусства является гитара. Ее звучание создаёт специфический антураж, где ритм и инструмент выражают безрассудный, а иногда драматичный образ. Человека, который аккомпанирует танцору, называют токаорист. Часто случается, что у этих людей не бывает даже музыкального образования, а искусство игры передаётся от мастера к ученику. Встречаются в этом жанре настоящие самородки, обладающие хорошей памятью и чувством импровизации. Послушайте Висенте Амиго, он один из них.

Другие важные особенности этого танца – хлопки в ладоши (пальмас), кастаньеты и кахон (перпуссионный ящик). Многие танцоры отказываются от кастаньет, предпочитая задавать ритм щелчками пальцев для большей грациозности. Если байлаор – женщина, тогда это обязательно веера и длинные платья, которые придают амплитуду движениям, а если мужчина – тогда это непременно тёмные брюки, рубашка с широкими рукавами и широкий пояс.

Кастаньеты

Во фламенко существуют разные стили, которые отличаются друг от друга рисунком ритма и ладом. На испанском эти жанры характеризуют одним словом – палос. Наиболее известный из них — солеа, в котором комбинируют разные мелодии лишь под одну гитару, а в тексте песен используют лирику нравоучительного характера. Другим известным стилем считается саэта — один из первых стилей, появившихся в Андалусии в 17 веке. Танец исполняется без музыкального сопровождения и только солистом, изредка под ударные инструменты. Сигирийа – стиль в котором также используется гитара, но текст песен пронизан отчаянием и душевной болью.

Сегодня этот танец пользуется популярностью, а особенно в больших городах, где люди подвергаются ежедневному стрессу. Фламенко помогает им выплеснуть все негативные эмоции или оживить чувства.

История танца фламенко

Джон Ричардс

Станцуй мне фламенко, танцовщица с юга,
Мятежной волною огня
В мелодии ветра, что с уст шестиструнных,
Пленит созерцаньем меня.

Блесни на подмосткам звездой чернокудрой,
Вьюном в ритмах ходких змеясь,
Опутав в изгибах слепящей фигуры
Зеницы взволнованных глаз.

Испанскою страстью затми стынь грядущих
Времен, без улыбки твоей,
Когда я оставив сей берег цветущий,
Уйду с чередой кораблей.

В сердечную память, на долгие годы,
Что нашу приязнь разлучают,
Станцуй мне фламенко, прощальным аккордом,
У гавани скрытой печали

Истоки

Большинство современных фламенкологов сходятся в мнении, что танец фламенко - потомок древнеиндийских танцев. Фламенко действительно продолжает сохранять сходство с индийской танцевальной культурой, несмотря на то, что множество ее элементов, связанных с мимикой и движениями глаз, уже не использует. В начале зарождения фламенко танцоры, особенно женщины, больше внимания уделяли верхней части туловища и движениям рук: это соответствовало индийской Bharata Natya, где танец особенно ориентирован на руки и мимику.
Кроме того, в Индии было такое направление, как Kathuk - танец в исполнении мужчин и женщин, который характеризовался очень сложной работой ног, похожей на сапатеадо фламенко.

Эти танцы достигли Испании в 500-250 гг. до нашей эры, когда индийские танцоры, прибывшие в Испанию через порт Гадир, известный сегодня как Кадис (Cádiz), развлекать королевскую знать. Почти через 1000 лет пришли мавры, а также цыгане, которые привезли с собой танцевальные стили из Пакистана и Персии, это существенно обогатило уже существующие андалузские стили.

Многие теоретики считают, что отсутствие работы ног в первоначальных образцах фламенко было связано с запретом для мусульманских женщин показывать ноги. Таким образом, сапатеадо не существовало в женском фламенко до начала 20 века.
16 век, когда мавры, евреи и цыгане подвергались гонениям и были вынуждены, со своими богатейшими танцевальными традициями, уходить в подполье, считается началом формирования фламенко как направления. Стиль танцев, который мы видим сегодня, значительно изменился с тех времен.

Особенности танца фламенко

  • выразительная и чувственная пластика рук (включая работу кистей и пальцев),
  • сложные дробные выстукивания, создающие ритм (сапатео),
  • различные повороты тела,
  • резкие выпады и характерные позы,
  • проходки,
  • пальмасы (хлопки ладонями, «подчеркивающие» или усложняющие ритмический рисунок),
  • питос (прищелкивания пальцами).

Ключевые ценности фламенко

1. Индивидуализм. Самодостаточность. В традиционном фламенко жесты не имеют символического или повествовательного значения, они предназначены для выражения чувства. Фламенко - одиночный народный танец. Это само по себе уникально, потому что изначально танец возникает как коллективное действо. Если есть коллектив, то танцор может показать противостояние противнику, любовь к женщине и другие жизненные ситуации в диалоге с другими танцорами («перепляс» в народных танцах, любовный диалог с условной возлюбленной и т.д.), в таком случае танец сюжетен. В индивидуалистичном фламенко эмоции и коллизии не могут быть показаны как сюжеты, они реализуются в самой пластике танцора, в том, как двигаются руки, как наклоняется корпус и т.д. Например, вместо того чтобы бороться с танцором, играющим роль противника, как это было бы в других народных танцах, байлаор борется с самим собой, преодолевает невидимые препятствия. Именно поэтому пластика фламенко, быть может, более выразительна, многогранна и имеет больше возможностей, чем любой другой вид танца. Фламенко для своего выражения не требует внешних объектов - оно идет внутрь человеческой души.

2. Борьба и сила. В искусстве фламенко много протеста, может быть, потому что исторически это «танец угнетенных народов» (см. раздел «История фламенко»), может, по другой причине. Тело двигается так, как будто постоянно преодолевает сопротивление невидимого врага. И чем сильнее враг, тем мощнее танец. Ускорение темпа, резкие окончания движений, сапатеадо, быстрые движения рук и корпуса, ритмические хлопки руками, - все это энергетика силы и борьбы. И эта ипостась фламенко способствует выходу гнева, агрессии, раздражения.

3. Гордость и свобода быть собой. Необходимое условие для того, чтобы красиво танцевать фламенко - абсолютное принятие себя таким, какой есть, без каких-либо условий; умение выразить и утвердить себя в любой точке времени и пространства. Именно поэтому для фламенко нет плохой фигуры или возрастного ценза. Напротив, полнота, большие бедра и зрелый возраст для фламенко - скорее плюсы, а не минусы.

4. «Plus ultra» - «сверх предела, сверх возможного» - написано на испанском флаге. Это также и ключевая ценность фламенко. В идеале фламенко танцуется под зорким оком смерти, как в последний раз, на грани. Это значит, что в танце говорится только о самом главном, о том, что говорят при причащении перед смертью. И делается это искренно, сильно, страстно и просто. В танце фламенко не может быть суетливости, которая появляется от раздробленности и делимости чувств, от неспособности отделить главное от второстепенного. С принципом plus ultra связана и страстность, неистовость, отчаянность фламенко: хотя здесь можно найти полутона, пастельные краски промежуточных эмоциональных состояний, все же по большей части фламенко стремится к драматической триаде черного, белого, красного, которая связана с выражением чувств, доведенных до предела.

5. «Мужское» и «женское» фламенко. Характерной чертой танца фламенко традиционно считается "сапатеадо" - отбивание ритма каблуками, ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу. В начале существования танца фламенко сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами. Поскольку такая техника исполнения требует затрат немалой физической силы, сапатеадо долго ассоциировалось с мужественностью. Для женского танца были более характерны плавные непрерывные движения рук, запястий и плеч. Однако в XX веке разница между «мужским» и «женским» фламенко практически исчезла, поскольку женщины тоже стали исполнять сапатеадо. Женский танец отличается от мужского плавными изгибами рук и движениями кистями, пальцами, которые сравнивают с раскрывающимся и закрывающимся веером (floreo, флорео). Движения рук танцора-мужчины более сдержанные и строгие. Помимо сапатеадо танцоры используют "питос" (прищелкивания пальцами), "пальмас" (ритмичные хлопки скрещенными ладонями).

Героиня фламенко. Женственность в искусстве фламенко особая, это не восточная женственность для мужчины - слишком уж самодостаточна. Да, здесь есть восточные плавные изгибы рук, но они не по-восточному сильны; выписывая флорео, они продолжают сопротивляться незримому врагу. Скорее не изгибы - изломы рук. Да, здесь много двигаются бедра, есть кокетливые движения плечами, но это далеко не рафинированная, девичья эротичность, привычная европейскому глазу. Женщина здесь остается женщиной до последнего, лишенная только одной особенности, характерной для прекрасной половины, - слабости. Отсюда и кокетство - не кокетство, а шаманство; и сексуальность - не сексуальность, а гордость за свою принадлежность к женскому полу и к земному, плодоносящему началу.

Герой фламенко . Фламенко обладает мужской энергетикой: сила, страсть, борьба, самодостаточность, индивидуализм - все эти ценности фламенко традиционно считаются мужскими. Поэтому фламенко особенно психологически достоверно получается именно у мужчин-байлаоров. Герой фламенко - далеко не распахнутый наружу, добрый простой парень, как в русских народных танцах. Он сложен, сдержан, благороден. В отточенных, не допускающих ничего лишнего, движениях байлаоров - подчеркнутая мужественность, воинственность и даже суровость. И даже в позитивных, праздничного характера танцах (тангос, булериас, алегриас и др.) всегда найдется место драме и войне.

Даже когда мужчина и женщина танцуют фламенко вдвоем, они почти не касаются друг друга. Каждый из них - отдельная единица, самодостаточная личность. Они пристально смотрят друг в другу в глаза, иногда неясно - любовники это или враги; но ни он, ни она не посмотрят друг на друга снизу вверх или сверху вниз.

Где искать аутентичное фламенко

Что создает хорошего танцора? Его талант, умение слышать ритм, дуэнде и способность импровизировать. Импровизация при этом не означает, что каждый раз танцор создает новый танец, это - то, как танцор чувствует музыку и танец и выражает через них свои эмоции в какой-то конкретный момент. Но импровизация - это и не танец, ограниченный жесткими рамками заранее придуманных и отрепетированных вплоть до мимики движений. Есть такое выражение: «Когда вы научитесь танцевать, вы должны также забыть об этом».

Танцор должен чувствовать ритм собственного сердца, он должен руководствоваться своим видением, своими природными инстинктами, а также знанием о том, как использовать ритм своего сердца. Танцор высвобождает таинственные силы, постигает внутренние глубины своей души, достигает той высоты, когда дух управляет им, и дуэнде заполняет танец.

Такой танец, как правило, не найдешь в шоу «на продажу», его можно увидеть в узком кругу, когда человек, танцуя фламенко, ничего не ощущает вокруг себя, кроме ритма песни, и вызволяет из глубин своей души чувства и вдохновение.

За пределами своего естественного окружения, фламенко может оказаться скучным и слабым, как выкорчеванное растение. Но в старых тавернах, небольших винных погребках можно найти настоящее фламенко, когда выжженный, треснувший голос певицы и страстная игра гитары, сопровождающие танцовщицу, способны загипнотизировать вас.

В «коммерческом» фламенко нередка ситуация, когда артисты считают, что аудитория не очень хорошо разбирается - насколько хорошо или плохо, с глубоким проникновением в музыку и движения или с поверхностным - исполнен танец фламенко.

Даже если у зрителей нет знаний о фламенко, они способны оценить талант и страсть танцора; и чувственных, ритмичных и изящных движений, как правило, будет достаточно, чтобы удовлетворить непосвященных.

Если вы ищете чистый «jondo-стиль» («глубокий стиль»), то вы не найдете его в таблао, «заточенных под туристов», но если вы просто хотите развлечься, то таблао - хорошие места, где можно увидеть танец фламенко.

Изначально фламенко - сольный, одиночный танец. Но с появлением кафе cantantes стали формироваться и получили широкое распространение танцевальные коллективы, и сегодня многие из лучших танцоров фламенко имеют свои собственные группы.
Такие группы могут иметь до двадцати танцоров. Когда такое количество человек танцует на сцене, это может быть иметь катастрофические последствия, если нет синхронности и хореография нестандартна.

Сегодня эти труппы фламенко танцуют не только в Андалусии, но и во всем мире, а также в лондонском театре Sadlers Уэллс, где проводится ежегодный фестиваль фламенко.
Сегодня фламенко становится все более популярным во всем мире, однако часто это стили, смешанные с классическим испанским танцем, а также балетом.
Тем, кто хочет увидеть «jondo-стиль» фламенко, нужно искать его в «пеньяс»*, в сольных танцах.

*Пеньяс - фольклорные клубы, бары, в которых собираются музыканты. Здесь можно увидеть чистую импровизацию фламенко, flamenco puro. Основное представление, как правило, после полуночи.

По материалам статьи «Танец фламенко. Истоки» с сайта

Одежда и атрибуты танцоров фламенко

Традиционная одежда танцора - байлаора.

Темные брюки, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая "чалеко" (chaleco), иногда надевается поверх рубашки. Когда женщина исполняет танец, традиционно считающийся мужским, - сапатеадо или фарруку, - она также одевает такой костюм.

Традиционная одежда танцовщицы - байлаоры.

Костюмы фламенко имеют большое разнообразие цветов и моделей. Платья фламенко - длинные, до пола, могут иметь нижнюю юбку ярких цветов, могут быть разноцветными, однотонными или в горох, на юбку и рукава нашиваются оборки.
Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. В танцах фламенко довольно часто встречаются движения, для которых характерна игра с юбкой.
Аксессуары к платью: шаль с бахромой (по размеру меньшая, чем мантон), цветы в волосы, декоративные гребни и крупные серьги. Все аксессуары по цвету должны сочетаться с платьем.

Bata de cola - узкое платье (юбка) с длинным шлейфом.

Bata de cola - узкое платье (юбка) с длинным шлейфом. Танец в такой юбке подчеркнуто женственен, имеет свои технические особенности и характерные движения. «Хвост» довольно тяжелый и управлять им получится далеко не сразу.

Туфли для фламенко - особая статья, главный ударный инструмент в искусстве фламенко. Носок и каблук таких туфлей подбиты маленькими гвоздями. Обувь имеет специальный супинатор и толстую подошву, что делает звук более "весомым". Каблук должен быть устойчив и не очень высок (4-7 см). Известные испанские фирмы - производители обуви для фламенко: Gallardo, Begoña Cervera, Menkes, Maty, Buleria.

Туфли для фламенко должны быть удобными, устойчивыми и качественными. Если они шьются на заказ, то, как правило, соблюдение перечисленных условий гарантировано. Вообще лучший вариант - это изготовление обуви из натуральных материалов по индивидуальному заказу (в соответствии с Вашими мерками) в испанских мастерских.
Очень важно выбрать материал обуви. Искусственной кожи лучше избегать: такая обувь дешевле, но вызывает потоотделение. Замшевая обувь более мягкая и удобная, по сравнению с кожаной, но быстрее теряет форму. Туфли из кожи жестче, иногда требуют разноски, но дольше прослужат, чем замшевые.
Обувь для фламенко имеет разную высоту каблука. Профессионалы, как правило, используют классический размер - 7 см, однако новичкам лучше начинать с 5-сантиметровых каблуков: более низкий каблук более удобен. Кроме того, сейчас популярным стал каблук «рюмочка», который расширяется книзу, что делает обувь устойчивее.
Как продлить срок службы обуви
Лучше всего хранить обувь при комнатной температуре до +18 ºC. Каждый раз после использования туфли необходимо «проветривать» - оставлять на свежем воздухе хотя бы в течение 15 минут. По мере того как туфли высыхают от пота, кожа или замша становится все более шероховатой и грубой. Поэтому после сушки лучше всего положить туфли в полиэтиленовый пакет, чтобы предотвратить высыхание.
Кожаную обувь нужно обрабатывать кремом. Ботинки из замши или нубука обрабатываются специальным спреем: он помогает сохранить их и защищает от влаги.

Кастаньеты - стереотип.

В традиционном фламенко руки не должны быть заняты никакими предметами и должны быть свободными для движений во время танца. Именно потому что кастаньеты ограничивают выразительность флорео, возможности движений рук, они не характерны для чистого фламенко. На самом деле кастаньеты использовались сначала только в испанском классическом танце и традиционных андалусийских танцах, исполняемых сразу несколькими танцовщицами, но не в традиционном фламенко. Однако из-за одобрения аудитории теперь кастаньеты - неотъемлемая часть любого "шоу фламенко".

Очень красивы танцы с веерами. Профессиональные веера, как правило, проще и по размеру больше, чем сувенирные.

Гребень (la peineta).

Этот аксессуар - принадлежность не столько фламенко, сколько испанского народного костюма. Однако байлаоры часто используют гребень в качестве украшения. Это главное дополнение к мантилье, употребление которого стало привычным в XIX в. Без сомнения, гребень меньших размеров продолжал также использоваться и отдельно, без мантильи, как часть национального женского костюма. Самых достоверных предков гребня мы находим в головных уборах иберийских женщин, а конкретно — в митрах и тиарах, чьи формы и узоры обычны и для гребня. Первоначально, гребни пейнеты (или peinas, как их называют уменьшительно в Севилье), были из черепахи различного оттенка, начиная от самых светлых и медовых до самых темных. Форма их — закругленная, квадратная или прямоугольная, загнутая более или менее сильно. Некоторые были простыми, а некоторые украшенными ажурными узорами. Со временем постепенное исчезновение черепах, обладающих подходящим панцирем, привело к тому, что органический материал стал заменяться синтетическими с целью предотвращения тотального истребления вида. Предпочитается использование таких материалов, к примеру, пластмасса, которые имитируют в совершенстве текстуру настоящей черепахи и позволяют украшать гребень тонкими и изящными узорами. В настоящее время размер гребня, как в и древности, сильно зависит от личных предпочтений и моды, но самыми распространенными являются прямоугольные гребни с полукруглым завершением и загнутые. Края продолжают быть приподнятыми, но не задираются высоко.

M anton (мантон) - вышитая большая шелковая шаль с длинной бахромой.

Этот предмет был первоначально известен как манильская шаль - "Manton de Манила". Шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, подчеркивая стройный женский силуэт, то ниспадает с плеч, образуя силуэт большой, красивой, мятущейся птицы.
Первоначально манильские шали, изготовленные из шелка и вышитые вручную, приходили из Китая. Но своим названием манильская шаль обязана столице Филиппин - Маниле. Манильская гавань была обязательной остановкой для испанских кораблей, нагруженных товаром, которые шли с Востока обратно в Испанию. Именно испанские торговцы в 15-м веке начали завозить шали в Испанию.
Через некоторое время китайские вышивки на шалях были заменены местными мотивами: драконы, бамбук и пагоды исчезли, остались птицы и цветочные мотивы (розы, гвоздики, другие цветы, каждый из которых имел свою символику: ромашка - нетерпение; закрывающийся цветок - тайна; подсолнечник - лояльность).
Мало-помалу, манильская шаль стала частью повседневной женской одежды, в частности, в Севилье, среди женщин как из высшего общества, так и из рабочего класса. Потом мода прошла, и шали перестали быть частью повседневной одежды.
Сейчас манильскую шаль используют певицы - исполнительницы фламенко (нередко шаль можно увидеть на Эстрелле Моренте), кроме того, она хороша в качестве аксессуара для вечерних платьев. Но именно байлаоры превратили манильскую шаль в фантастически красивый аксессуар, рождающий танец, и именно благодаря байлаорам шали перекочевали из испанских шкафов на сцену.
Очень популярна манильская шал была у байлаор севильской школы (Пастора Империо, Ла Нинья де лос Пейнес, Ла Макаррона, Матильде Коралл танцевали с манильскими шалями).
Танец с шалью имеет довольно сложную технику и подвластен только тем байлаорам, которые имеют уже большое мастерство. Танцовщицы должны уметь обращаться с шалью так, как если бы она являлась частью их тела.
Одной из величайших байлаор, танцевавших с шалью, была Матильде Коралл. В настоящее время известны солеа с шалью Бланко-дель-Рей, танцы с шалью Белены Майя и Марии Пахес.
Как правильно выбрать шаль
Шаль должна быть достаточно большой, чтобы полностью охватить вашу фигуру (манильскую шаль не стоит путать с pañoleta (небольшой декоративной косынкой, которую носят на плечах и используют в качестве аксессуара к платью). Однако при этом шаль была не слишком тяжелой, иначе танцевать с ней будет сложно.
Наиболее распространенными цветами для манильских шалей являются черный, белый, слоновая кость и оттенки красного. Популярные мотивы вышивки - цветочные (большие розы, гвоздики ярких цветов, горшки с цветами). Другая традиционная композиция: вышивка «isabelino» (вышиты углы, а центр остается либо пустым, либо заполняется мелкими цветами), используемые цвета - черный и слоновая кость.

Шляпа-sombrero (шляпа Cordoban, кордовская шляпа)
Она представляет собой один из наиболее значимых символов испанской культуры. Мы можем найти ее в мире фламенко, в корриде (матадоры носят их во время праздников в сочетании с короткими жилетами), верховой езде, в ромериас (romerías - религиозные праздники, связанные с паломничеством), и во всех популярных андалусских праздниках. Шляпы могут быть различных моделей и цветов, и в настоящее время их носят как мужчины, так и женщины.
Шляпа - важный аксессуар в мире фламенко. Многие из кантаоров использовали ее в качестве неотъемлемого дополнения к своему образу: Пепе Марчена, Пепе Пинто, Маноло Караколь и Антонио Майрена.
В танцах такая шляпа является частью костюма, в том числе и женского.
Истоки
Происхождение кордовской шляпы не совсем ясно. Однако практически никто не сомневается в том, что ее родина находится в Андалузии в провинции Кордова. Считается, что первоначально это была шляпа для работников ферм, которая защищала их от солнца и дождя. Т.к. соломенные шляпы были не совсем удобны (их уносило ветром), возникла необходимость в такой шляпе, которая бы имела жесткие поля, и которая бы не намокала. Так появилась кордовская шляпа из кожи.
До 19 века кордовской шляпы не было, только в начале 20 века она получила широкое распространение, первоначально именно в Кордове.
Модели и тенденции
Словарь Королевской испанской академии определяет шляпу Cordoban как шляпу с широким и плоским верхом, с низкой цилиндрической тульей.
Существуют два различных вида шляпы: прямоугольные и конические. Размер тульи может варьироваться от 10 до 12 см, размер полей - от 8 до 12 см. Что касается цвета, черный является наиболее распространенным, хотя существует множество других расцветок: красная, перламутрово-серая, морская зеленая и даже темно-синяя.
Среди шляп выделяется севильская шляпа. Отличается она от обычной шляпы разве только происхождением, на которое указывает само название: она появилась в Севилье.
Особенность кордовской шляпы заключается в том, что она должна быть подобрана индивидуально для каждого человека. Например, высокому не пойдет шляпа с низкой тульей. Разница в моделях определяется еще и тем, для какой цели будет использоваться шляпа: для ходьбы или для верховой езды (в последнем случае тулья должна быть выше).
Т.к. шляпы носили и женщины, мужчины стали выбирать шляпы с высокой тульей, тогда как женщины используют шляпы с низкой тульей.
Слава кордовской шляпы настолько велика, что ей посвящены многие картины, стихи и песни:

Шляпой, широкополой шляпой
Я украшаю свою голову.
Я хожу в ней, гордый собой,
И ничто не сравнится с ней по красоте…

Когда я иду, чтобы увидеть быков в Хересе
Я с радостью щеголяю в своей шляпе…
Палочка (трость) - boston.

В тандеме с ногами байлаоров создает ритмический рисунок.

Фламенко - национальный испанский танец. Но это слишком простое и утрированное определение, ведь фламенко - это страсть, огонь, яркие эмоции и драматизм. Достаточно один раз увидеть эффектные и выразительные движения танцовщиц, чтобы забыть о счете времени. А музыка… Это отдельная история... Не будем вас томить - пора окунуться в историю и специфику этого танца.

История фламенко: боль изгнанных народов

Официальная дата рождения фламенко - 1785 год. Именно тогда Хуан Игнасио Гонсалес дель Кастильо, испанский драматург, впервые употребил слово «фламенко». Но это формальности. На самом деле история этого направления насчитывает более 10 веков, на протяжении которых культура Испании менялась и развивалась не без участия других национальностей. Предлагаем проникнуться атмосферой ушедших лет, чтобы лучше прочувствовать энергетику и характер танца.

Наше повествование начинается в далеком 711 году в древней Андалусии, расположенной в южной части Пиренейского полуострова. Сейчас это автономное испанское сообщество, а тогда власть на этой земле принадлежала вестготам, древнегерманскому племени. Устав от произвола правящей верхушки, население Андалусии обратилось за помощью к мусульманам. Так полуостров завоевали мавры или арабы, пришедшие из Северной Африки.


На протяжении более 700 лет территория древней Испании находилась в руках мавров. Им удалось превратить ее в самую прекрасную европейскую страну. Сюда стекались люди со всего континента, чтобы полюбоваться великолепной архитектурой, приобщиться к науке и понять утонченность восточной поэзии.

Не остается в стороне и развитие музыки. Персидские мотивы начинают овладевать умами жителей Андалусии, заставляя менять свои музыкальные и танцевальные традиции. Огромную роль в этом сыграл Абу-аль-Хасан-Али, багдадский музыкант и поэт. Искусствоведы видят в его творчестве первые следы фламенко и отдают ему право считаться отцом андалусской музыки.

В XV веке христианские государства, расположенные в северной части полуострова, начинают вытеснять арабов. Куда исчезли испанские мавры - тайна, разгадать которую историки пока не в силах. Несмотря на это, восточная культура стала частью мировоззрения людей, населявших Андалусию. Но для возникновения фламенко не хватает страданий еще одного гонимого по свету этноса - цыган.


Уставшие от постоянных скитаний, цыгане пришли на полуостров в 1425 году. Эти земли показались им раем, но местные власти испытывали неприязнь к чужеземцам и преследовали их. Все, что было связано с цыганами, признавалось преступным, включая танцы и музыку.

Кровопролитные гонения не помешали цыганскому фольклору объединиться с восточными традициями, которые уже к тому времени пустили корни среди местного населения Андалусии. Именно с этого момента начинает зарождаться фламенко - на стыке нескольких культур.

Куда ведет нас история дальше? В испанские таверны и пивные. Именно здесь местное население начинает исполнять чувственный танец, привлекая к нему все больше любопытных глаз. Пока фламенко существует только для узкого круга людей. Но примерно в середине XIX века стиль выходит на улицу. Уличные представления или фиесты теперь не обходятся без страстных и эмоциональных танцевальных движений фламенко.

А далее танец ждет профессиональная сцена. Фламенкологи отмечают, что пик жанра приходится на вторую половину XIX века, когда испанское население было без ума от творчества певца Сильверио Франконетти. Но век танца был быстротечен. Уже к концу столетия фламенко превратилось в обычное развлечение в глазах молодежи. История танца, наполненная страданиями и болью различных народностей, осталась на задворках.

Приравнять фламенко к низкопробному искусству, позволить жанру навсегда покинуть уютные улочки Испании не позволили музыкант Федерико Гарсия Лорка и поэт Мануэль де Фалья. С их легкой подачи в 1922 году состоялся первый фестиваль андалусского народного пения, где звучали любимые многими испанцами мелодии.

Годом ранее фламенко стало частью русского балета благодаря Сергею Дягилеву . Он организовал представление для парижской общественности, чем помог стилю выйти за пределы Испании.

Что представляет собой фламенко сейчас? Бесконечное число разновидностей, в которых можно разглядеть черты джаза, румбы, ча-ча-ча и других танцевальных направлений. Стремление объединять в себе различные культуры никуда не исчезло, как и основа фламенко - чувственность и страсть.


Что же такое фламенко?

Фламенко - это искусство, в котором равноценное значение принадлежит трем составляющим: танцу (байле), песне (канте) и гитарному сопровождению (ток). Эти части не отделимы друг от друга, если мы говорим о драматической разновидности стиля.

Почему именно гитара стала главным музыкальным инструментом? Потому что на ней хорошо играли цыгане, чьи традиции стали неотъемлемой частью испанской культуры. Гитара фламенко очень похожа на классическую, правда весит она меньше и выглядит компактнее. За счет этого звук получается более острым и ритмичным, что и требуется для настоящего исполнения фламенко.

Что в этом стиле первично, байле или канте, танец или песня? Те, кто едва знаком с фламенко, скажут, что байле. На самом деле, главную роль играет песня, которая подчиняется четким музыкальным правилам. Танец выступает как обрамление. Он дополняет чувственную составляющую мелодии, помогает пересказать историю с помощью языка тела.

Сложно ли научиться танцевать фламенко? Просматривая видеозаписи, где девушки эффектно взмахивают руками, ритмично стучат каблуками, кажется, что все просто. Но, чтобы освоить базовые движения жанра, человеку без должной физической подготовки придется приложить старания. Очень устают кисти рук, и возникают трудности с удержанием равновесия.

Что интересно: танец фламенко - это чистая импровизация. Исполнительница просто пытается соблюсти ритм музыки, совершая разнообразные хореографические элементы. Чтобы научиться танцевать фламенко, требуется прочувствовать культуру Испании.

Перечислим характерные движения, которые не позволят вам спутать фламенко ни с одним танцевальным направлением:

    выразительная пластика рук, особенно кистей;

    дробь каблуками;

    резкие выпады и повороты;

    хлопки и прищелкиваниями пальцами, что делает музыку еще ритмичнее и энергичнее.





Интересные факты

  • Существует целая наука по изучению фламенко. Она так и называется - фламенкология. Ее появлению мы обязаны Гонсалесу Клименту, который в 1955 году выпустил одноименную книгу. А через два года в испанском городе Херес-де-ла-Фронтере было открыто отделение фламенкологии.
  • Шестиструнная гитара - национальный испанский инструмент, без которого немыслимо исполнение фламенко.

    Традиционный женский костюм исполнительницы фламенко - длинное платье в пол или bata de cola. Его обязательные элементы - облегающий лиф, множество оборок и воланов по краю юбки и рукавов. За счет особенностей кроя и получаются эффектные движения во время танца. Ничего не напоминает? Одежда была позаимствована у цыганок и стала символом женственности и притягательности.

    Фламенко невольно ассоциируется с красным цветом. Но профессиональные танцоры видят в этом лишь национальный стереотип. Откуда появился миф о танце, окрашенном в красный? Из названия стиля. В переводе с латинского «flamma» означает пламя, огонь. Эти понятия неизменно связывают именно с оттенками красного. Также параллели проводятся с фламинго, название которых так созвучно страстному танцу.

    Еще один стереотип связан с кастаньетами . Это ударный инструмент в виде двух вогнутых пластин, который надевают на руки. Да, их звук отчетливо слышен во время танца. Да, их используют танцовщицы. Но в традиционном фламенко руки девушек должны быть свободны. Откуда тогда появилась традиция танцевать именно с кастаньетами? Благодаря публике, которая с восторгом приняла использование этого музыкального инструмента.

    Характер стиля во многом определяет и обувь танцоров. Носок и каблук туфель специально подбивают маленькими гвоздиками, чтобы получить характерное звучание во время исполнения дроби. Не зря фламенко считают прообразом чечетки .

    Испанский город Севилья считается одним из значимых в развитии фламенко. Здесь находится музей, посвященный этому танцу. Открыла его Кристина Ойос, известная танцовщица. Популярен этот город и благодаря литературным персонажам: Дон Кихоту и Кармен .

    С именами каких танцовщиц ассоциируется фламенко? Это, безусловно, Антония Мерсе-и-Луки, Кармен Амайя, Мерседес Руис и Магдалена Седа.

Популярные мелодии в ритмах фламенко


«Como El Agua» в исполнении Камарона де ла Ислы. Этот испанский певец с цыганскими корнями считается самым известным исполнителем фламенко, поэтому обойти его творчество стороной невозможно. Представленная песня была записана в начале 80-х годов прошлого века и завоевала любовь публики любовной лирикой и эмоционально-напряженным голосом Камарона.

«Como El Agua» (слушать)

«Macarena» или известная многим «Макарена» - еще один яркий «представитель» жанра фламенко, хотя изначально песня была преподнесена как румба. Композиция принадлежит творчеству испанского дуэта Los del Río, который представил ее на суд публике в 1993 году. Вслед за танцевальной музыкой возник одноименный танец. Кстати, название песни - это имя дочери Антонио Ромеро, одного из участников дуэта.

«Macarena» (слушать)

«Entre dos aguas» - это история, рассказанная с помощью гитары. Никаких слов, одна музыка. Ее создатель - Пако де Лусия, известный гитарист-виртуоз в чьих руках традиционный испанский инструмент начинал звучать особенно мелодично и красиво. Композиция была записана в 70-х года и не теряет актуальность среди поклонников жанра до сих пор. Некоторые признаются, что прониклись фламенко именно благодаря творчеству Пако.

«Entre dos aguas» (слушать)

«Cuando te beso» - это яркая и зажигательная песня в исполнении не менее яркой испанки Ниньи Пастори. Женщина начала петь в возрасте 4 лет и с этого момента не расстается с музыкой и фламенко, не боясь совмещать жанр с современными ритмами.

«Cuando te beso» (слушать)

«Pokito a Poko» - одна из известных композиций испанской группы Chambao. Чем примечательно их творчество? Ее участники соединили фламенко с электронной музыкой, это и обеспечило популярность трио. Представленная песня завораживает красивым вокалом, легкой и волнительной мелодией и страстными танцами, которые представлены в клипе.

«Pokito a Poko» (слушать)

Фламенко и кино

Хотите ближе познакомиться с искусством фламенко? Предлагаем выделить несколько вечеров на просмотр фильмов, в которых главная роль принадлежит именно этому танцу.

    «Фламенко» (2010) рассказывает об истории стиля глазами известных танцоров. Кино снято в документальном жанре.

    «Лола» (2007) повествует о жизни Лоле Флорес, которая запомнилась публике своей страстью к исполнению фламенко.

    «Белоснежка» (2012) - это черно-белое немое кино, где весь драматизм выражен с помощью танца.

Фламенко - это больше, чем танец и музыка. Это история, наполненная любовью, яркими эмоциями и желанием чувствовать себя свободным от условностей и жестких рамок.

Видео: смотреть Фламенко