Догадайся о чем говорит рисунок. Что означают каракули, которые мы неосознанно рисуем

29.04.2019

Каждый человек хотел бы познать тайны своего характера и увидеть себя со стороны. Наилучшим способом для самопознания является психологический проецирующий рисунок, который отразит все особенности вашей личности.

Когда мы делаем что-то, над чем не задумываемся, результат показывает не логическую, а эмоциональную сторону мозга. Наши переживания , радость, злость и все остальное могут прорываться неосознанно проецируется на бумаге.

Чтобы пройти нижеописанный тест, вам необходимо уединение. Никто не должен вас отвлекать от процесса. Возьмите листок бумаги , желательно А4, ручку или карандаш . Разделите лист на одинаковые четыре части и пронумеруйте их, чтобы он выглядел примерно вот так:

Окончательная подготовка листа будет выглядеть таким образом:

  • в первом секторе нарисуйте по середине точку
  • во втором секторе нарисуйте маленький квадрат или прямоугольник
  • в третьем секторе должно находиться нечто похожее на знак «=»
  • четвертый сектор остается пустым

У вас должно получиться нечто похожее:

Итак, освободите свои мысли, никаких трудных задач не будет — рисуйте только то, что пришло вам в голову сразу.

В первые три сектора просто дорисуйте то, что вам хочется. Рисуйте, что чувствуете, не задумываясь. Не нужно рисовать что-то сложное — потратьте примерно по 10 секунд на сектор. После этого переходите к последнему заданию.

В четвертом секторе нарисуйте лодку, которая плывет по волнам. Рисунок также должен быть примитивным — также не тратьте на него много времени.

Расшифровка рисунков

Сектор первый

Этот сектор изображает вашу замкнутость или открытость . Если в этом секторе присутствуют круглые фигуры, то вы замкнутая личность. То же самое касается, например, нарисованной спирали, ведущей в центр (точку). Если вы просто нарисовали много точек, то вы очень общительны и открыты. Грубо говоря, чем больше элементов вы нанесли, тем лучше. Исключение составляют лишь круги. Их должно быть как можно меньше.

Сектор второй

Данный сектор показывает вашу доброту и отзывчивость, а также уровень эгоизма . Вы можете считать себя добрым человеком, если то, что вы нарисовали, каким-либо образом соединено с исходным прямоугольником. Чем меньше площадь соприкосновения, тем вы более эгоистичны. Открытые люди часто рисуют стену, что говорит об их нацеленности на компанию и коллектив. Многие рисуют дом, что тоже очень хорошо. Если ваш рисунок не касается прямоугольника, то это говорит о том, что вам необходимо задуматься — быть может, вы эгоист .

Сектор третий

Этот сектор покажет то, насколько вы себя считаете успешным или успешной у противоположного пола — легко ли вам общаться и флиртовать . Элементов дорисовки должно быть как можно меньше и они не должны соприкасаться со знаком равно (так его называет большинство). Люди, которые удовлетворены своими отношениями с противоположным полом, обычно дорисовывают улыбающийся смайлик, чтобы получилось нечто вроде «=)». Хуже всего, если рисунок получится симметричным и сильно нагроможденным — это показатель вашей неуверенности в себе в общении с противоположным полом.

Сектор четвертый

Тут все предельно просто. Этот сектор показывает вам то, какие вы в любви и в отношениях . Если море получилось неспокойным, то вы предпочитаете динамичную любовь, которая срывает голову. Если море спокойное, то любовь для вас — это штиль, тепло и только приятные, упорядоченные эмоции. Что касается самой лодки, следует обратить внимание на то, сложно ли она нарисована, а так же что происходит вокруг нее. Любые излишества вроде парусов или людей (о которых речи не шло), звезд, живности, Луны, Солнца — говорят о вашей романтичности. Если ничего этого нет, то вы тверды характером, и романтика вам чужда.

Таким образом, простейший на первый взгляд тест может показать каждому человеку его истинное лицо. Психологические тесты личности подобного рода самые точные, поскольку испытуемому не нужно думать — им движет только эмоциональная часть мозга. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

Даже если мы не умеем рисовать, когда скучно выводим на бумаге узоры или фигуры. Многие не обращают внимания на эти картинки, но психологи и в них нашли скрытый смысл. Дело в том, что когда мозг занят другим делом, руки находятся под контролем подсознания и передают сигналы из глубины души.

Мы часто неосознанно рисуем каракули, когда разговариваем по телефону или когда сидим на скучном совещании. Мы можем этого не понимать, но эти каракули на самом деле способны много рассказать личности и настроении рисующего.

Размер, положение, а также объект рисунка даёт нам некоторые ключевые подсказки. В случае с каракулями, как и в случае со снами, есть некоторые, которые встречаются довольно часто, и, как таковые, легче интерпретируются.

В отличие от тестов, где перед человеком ставят конкретную цель нарисовать дом, семью, животное, здесь важен выбор сюжета картинки. Он расскажет о мыслях, скрытых страхах и мечтах, что нельзя узнать при помощи привычных методов диагностики.

Что означают неосознанные рисунки?


Чаще неосознанно человек выводит фигуры людей. И от того, какими они получаются, судят о внутреннем состоянии и чувствах, переживаемых на данный момент.

Если фигурки выходят маленькими и схематичными, то человек ощущает давление со стороны и беспомощность перед ним. Он хочет остаться в одиночестве и боится общения. Если фигурка изображена прямо, то рисовавший не испытывает страха перед людьми, но чем больше она «смотрит» в сторону, тем скрытнее личность. Непропорционально большая голова говорит об интеллектуальном складе ума. Маленькая, наоборот, о техническом.

Глаза часто говорят о внутреннем “я” рисующего. Большие глаза рисуют открытые люди, а маленькие – замкнутые. Закрытые глаза говорят об отказе заглянуть в себя. Грустные или счастливые глаза – это отражение того, как человек себя чувствует глубоко внутри.

Глаза рисуют люди, которые хотят быть привлекательными. Многие рисующие сразу предполагают, что возможно рисунок глаза связан с наличием у них чувства, будто за ними наблюдают. В тяжёлых случаях глаза могут свидетельствовать о параноидальных наклонностях человека.

Чем больше у нарисованного человечка уши, тем важнее для «художника» мнение со стороны. Отсутствие говорит, что ему безразличны общественные устои. Широкие плечи выдают силу и властность, а узкие слабость. Сутулая спина подсказывает, что человеком управляет чувство вины. Руки, прижатые к телу или прикрывающие его, говорят о конфликтах с окружающими людьми.

Если ноги расставлены широко, значит человек не любит выслушивать чужое мнение, если соединены, то легко подчиняется приказам со стороны. Длинные ноги указывают на желание быть независимым, а короткие на чувство неловкости.

Обратите внимание на позу и выражение лица, если они агрессивные, человека одолевает чувство, которое не может побороть. Если при этом рот закрыт или стиснуты зубы, то он не хочет об этом говорить.

Выражение нарисованного лица – это хороший показатель настроения и характера человека, который его нарисовал. Хорошо нарисованное красивое лицо говорит о том, что вы видите хорошее в других людях.

Если вы рисуете странные или уродливые лица, то это говорит о вашей недоверчивости. Комические лица – это желание быть в центре внимания. Детские лица – это желание чувствовать себя нужным. Рисование человеческого профиля указывает на то, что вы интроверт.

Отсутствие ног – это чувство отсутствия корней, даже если они есть. Важно, как человек нарисовал лицо, это говорит о его эмоциях. Отсутствующие части лица говорят о человеке, который не чувствует себя полноценным, целым.

Имя или подпись

Будьте осторожны, оставляя на листах бумаги подпись. Не только потому что ей воспользуются мошенники, но для сохранения адекватной самооценки. Психологи утверждают, что человек, выводящий свое имя или оставляющий автограф на случайно попавших под руку листочках, страдает от тщеславия и зациклен на себе. В тоже время человек может писать отдельные слова или фразы, которые ему пришлись по душе. Не ищите в них двойной смысл, они говорят о том, какие ассоциации у человека вызывает место где он находится, окружающие люди и внутреннее состояние.

Рисование своего имени или инициалов свойственно людям, которым нравится быть в центре внимания. Подростки часто рисуют только своё имя, без фамилии, тем самым демонстрируя своё желание оторваться от семьи и заняться своим делом.

С другой стороны, рисование чужого имени, говорит о двух вещах: либо это имя человека, к которому вы испытываете романтические чувства, либо это имя человека, связанного с проблемой, с которой вам необходимо иметь дело.


Важно обратить внимание, имеют ли эти фигуры углы, а также их количество. Чем больше в рисунке острых деталей, тем решительней настроен «художник». Квадраты, прямоугольники, трапеции и треугольники говорят о четкой цели и стремлении к ней. Если фигура имеет 6 или больше углов, ее автор осторожен и внимателен.

Такие фигуры обычно рисуют люди, которые привыкли открыто выражать свою точку зрения. Они стараются не пасовать перед противником, имеют практический склад ума, хорошо развитое логическое мышление и способны занимать руководящую должность. Причем симметричные формы означают приверженность к аккуратности и порядку, расчетливость и умение все планировать. В то же время если углы фигур прорисованы слишком остро - это явная склонность к агрессии.

Рисование кубов часто является признаком того, что человек чувствует себя в ловушке и бессилен перед сложившейся ситуацией.

В сочетании с кругами и спиралями кубики говорят о том, что рисующий на самом деле сейчас предпочёл бы находится в другом месте, занимаясь чем-то поинтересней.

Круги, овалы и кольца указывают на мягкость характера. Если несколько таких фигур соединены между собой или находятся одна в другой, то человеку необходима поддержка и участие. Закрашенные круги говорят о замкнутости и нежелании общаться.

Спирали, волны, цепи, линии

Рисующий закручивающиеся линии человек находится в кругу своих эмоций и переживаний. Ему не требуется сочувствие и участие окружающих, он погружен во внутренний мир и ему в нем комфортно. Если завитки спирали мелкие и частые, то имеется неразрешенная проблема, которая вызывает эмоциональный дисбаланс. Такой человек неуравновешен и может вспылить.

Волны, напоминающие очертание женской фигуры выдают сексуальный подтекст рисунка. Такому человеку не хватает теплоты и внимания со стороны противоположного пола. Возможно, у него возникает сексуальное влечение к определенному человеку, но это желание остается неосуществимым.

Цепи, как правило, говорят о наличии у человека чувства ограничения, особенно в отношениях или на работе. Ограничения могут относиться и к убеждениями человека, которые не позволяют ему делать то, что хочется. Если на рисунке в каком-то из звеньев цепи появляется человек, то это свидетельствует об очень напряжённом состоянии.

Некоторые люди просто рисуют линии. Если при этом они сильно нажимают на ручку, то их одолевает агрессия, и они чего-то опасаются. Это давление определяет ваше настроение. Чем легче вы проводите ручкой по листу, рисуя линии, тем больше спокойствия у вас внутри.


Сердечки на бумаге рисуют люди ранимые и впечатлительные. Они подвержены воздействию романтических чувств и эмоций. Такие «художники» мечтательны и мягкосердечны. Но внешне это никак не проявляется. Они скрывают эмоции и кажутся строгими и серьезными.

Звезда - показатель оптимистичной натуры. Столкнувшись с проблемой, такой человек старается не опускать руки и пытается быстрее справиться с трудностями. Кроме того, подобный рисунок демонстрирует желание “чертежника” обратить на себя внимание. Рисованием звезд увлекаются те, кто хочет достичь карьерных высот и общественного признания, и обладают всеми нужными для этого качествами. Они целеустремлены, оптимистичны и полны энергии для свершения задуманных планов.

Солнце и облака

Если вы увидели, что кто-то рисует солнышко и облака вокруг, знайте, что этот человек добр и мягкосердечен. Он живет мечтами и грезами, часто выдумывает небылицы и рассказывает их. Такой «художник» любит общение и плохо себя чувствует, когда рядом никого нет. Обычно, рисунок не заканчивается на одном сюжете, к нему приплетаются новые образы и символы. Это говорит о богатой фантазии. Рисующий с удовольствием подарит свое творение и нарисует еще, если вы его об этом попросите.


Если человек выводит перекрещенные линии, в его жизни присутствует сложная ситуация, которая пока не имеет выхода. Своими рисунками он показывает, что хочет защититься от тяжелых жизненных невзгод.

Кресты и решетки указывают на страх перед возникшей ситуацией и нежелание брать на себя ответственность. Такое чувство возникает из-за неуверенности в себе, нежелании идти на компромисс и прислушиваться к мнению опытных людей.

Кресты выражают чувство вины. Возможно, вы кого-то обидели или не выполнили обещание или вам кажется, что окружающие вас упрекают за что-то. Поскорее обсудите все, что вас тяготит, или попросите прощения, сразу станет легче. Кстати, на вашем рисунке могут быть не просто обычные кресты, а, например, украшения или узоры, содержащие в себе крестообразные элементы. Как правило, такой вид им придают женщины.

Зигзаги – это дискомфорт в жизни, от которого хочется убежать. Также они могут говорить об энергии человека, который хочет научится ладить с окружающими. Если у зигзага мягкие, текучие линии, это рассказывает о романтическом, женском подходе к вещам. Зигзаги, нарисованные большим количеством прямых линий указывают на более агрессивную мужскую природу.

Домики

Рисуя домик, человек неосознанно ищет опору в жизни, хочет найти поддержку. Он обеспокоен своим нынешним положением, старается исправить его и сделать свою жизнь лучше. Дом, окруженный забором говорит о нехватке поддержки со стороны близких. Маленькие окна указывают на замкнутость и недоверие.

Дым из трубы выдает добрый характер «художника». Сад и цветы говорят, что ему не хватает уюта и покоя. Если к дому ведет дорожка, то человек ждет перемен в жизни. Отсутствие двери и крыльца, наоборот, подскажут, что он боится изменений, которые могут произойти.

Хаотичные, угрюмые дома говорят о непростых ассоциациях у рисующего с домашней жизнью. Дом, изображённый на вершине холма, говорит о том, что вам очень одиноко.

Также рисование домов говорит о том, что вы много значения придаёте укрытию и безопасности. То, что вы рисуете на домах, говорит о вещах, которые вы цените больше всего. К примеру, цифры и знаки доллара указывают на вашу озабоченность деньгами.


Изображение рыб или птиц, расправивших крылья и плавники, говорит о свободолюбии автора. Если же он нарисовал обезьяну или похожего на нее животного, то имеет инфантильные черты личности. Кошки и собаки, нарисованные на бумаге, подсказывают, что человеку не хватает тепла, и он хочет завести друзей. Если он изобразил крокодила, то имеет властный и деспотичный характер.

Те, кто рисует животных, как правило, очень чувствительны к любым живым существам. Вид животного, которого человек рисует говорит о его настроении, а, зачастую, и о типе личности, которой он хотел бы обладать.

Рисунки маленьких, слабых и пассивных животных свидетельствуют о медлительности, отсутствии уверенности в себе, а также о том, что человек скорее интроверт. Изображения агрессивных животных говорят о самоуверенности, забавные и милые животные – это игривый характер рисующего, а медленные животные – это наглая, созерцательная личность.

Самолёты, автомобили, корабли и другие транспортные средства могут говорить о вашем желании путешествовать, изменить что-то в своих отношениях или изменить свою жизнь.

Цветы, деревья

Цветы – это женская сторона человека и желание видеть рост, природу и продолжение рода. Если нарисованные цветы – это гармоничный букет, то значит человек привязан к своей семье и чувствует полное единение с ней. Юнг полагал, что если цветы появляются во сне, то это связано с необходимостью освободить эмоции, которые человек не может выразить открыто.

Неосознанное рисование цветов – это женственность. Это является причиной того, почему чаще всего именно девочки рисуют их. Кроме того, цветы – это понимание своей личности и ожидание цветения.

Деревья представляют наше эго и наши амбиции, поэтому обратите особое внимание на здоровье дерева! Деревья с листьями и плодами показывают, что рисующий считает любовь, половые отношения и детей частью единого целого.

Голые, свисающие ветви указывают на депрессию и отсутствие боевого духа. Бесплодные деревья могут указывать на то, что рисующий не чувствует своих корней.

Дерево также указывает на человека или на вещь из прошлого, о которой вы не можете забыть. Более того, вы боитесь попасть в беду и хотите, чтобы вас защитили, если ваше дерево стоит в одиночестве. Если дерево окружено цветами, это указывает на счастье и любовь к семье.


Парад цифр, домик для пчел, шахматная доска

Любителей порисовать циферки заботят исключительно материальные ценности. Первый вариант - вы прикидываете, где и как можно заработать. Второй - думаете, как рассчитаться с долгами.

“Пчелиные соты” говорят о стремлении к упорядоченной и размеренной жизни, спокойствию, гармонии с собой и окружающим миром. Кроме того, такой рисунок может означать желание создать семью, в котором зачастую человек не хочет признаваться даже саму себе.

Вы оказались в неприятном или затруднительном положении, поэтому рисуете шахматную доску. И хотите решить все проблемы, выработав свою тактику и стратегию, как это делают шахматисты. Между тем, если подобное изображение в вашей записной книжке - частый гость, то не исключено, что вы страдаете от скрытых комплексов.

Большие каракули, занимающие большую часть страницы, говорят о том, что вас тянет к природе. Кроме того, это может быть сигналом к тому, что вы замкнулись в себе, но хотите общения.

Маленькие рисунки в углу листа говорят о том, что человек аккуратен и по-своему организован. Нахождение каракуль по бокам листа – это знак того, что человеку нравится, когда всё на своих местах.


Те, кто располагает свои рисунки в центре страницы, чаще всего нуждающиеся во внимании экстраверты. Это общая черта людей, работающих в областях, где нужно постоянно выступать публично (адвокаты, преподаватели, различные должностные лица и т.д.). Центр страницы – это также и необходимость личного пространства.

Каракули вверху страницы демонстрируют уверенность и изобилие идей. Если рисунок нарисован прямо рядом с заголовком текста на листе, это означает, что “художник” не считает важным то, что написано на бумаге.

Левая часть листа – это самое распространённое место, где обычно располагаются каракули. Это говорит о ностальгических чувствах по прошлому у человека. Использование правой стороны листа не так часто встречается, в основном справа рисуют левши. Это может указывать на желание выразить себя или рассказать о тайных мыслях.

О чем расскажет техника рисования

Если вы хотите заглянуть глубже и узнать о человеке еще больше интересного, посмотрите на то, как он рисовал. Сильное или слабое надавливание, толщина линии, обведение контуров и цвет, которым выполнялся рисунок, расскажет другие факты о психологическом состоянии человека.

Резкие штрихи

Быстрые движения, проведение ручкой по одной линии несколько раз говорят о тревоге, которая овладела человеком. Если он рисует нечеткие черты и сложно понять, что точно изображено, нет деталей и четкости, присутствует волнение или другой негативный фактор.

Когда штрихи получились четкие и аккуратные, а рисунок крупным и детальным, можно говорить о рассудительности и серьезности «художника». Он точно знает, что хочет от жизни и твердо стоит на своем.

Плавные линии

Если человек выводит плавные линии, рисует замысловатые узоры, при этом еле прикасается к бумаге карандашом или ручкой, то он мягкосердечен и податлив. Такая личность находится в зависимости от общества. Яркие линии расскажут о том, что, несмотря на доброту и отзывчивость, управлять таким человеком не получится. Он знает, чего хочет, и не ориентируется на чужое мнение.

Выбор цвета

По этому фактору судят, если перед рисующим имеется выбор: лежат разноцветные карандаши, ручки или фломастеры. В зависимости от того, в какой гамме выполнен рисунок, можно судить о настроении, преобладающем в данный момент.

Красный. Говорит о напористости и твердости, внутренней энергии и желании действовать. Человеком овладевает тревожность и эмоциональное напряжение, способное вызвать агрессивное поведение.

Оранжевый. Указывает на хорошее расположение духа. Человек испытывает желание общаться, делиться своими мыслями и идеями.

Желтый. Если человек выбрал для рисования этот цвет, его переполняет чувство радости и счастья. Он испытывает эмоциональный подъем и полон новых идей.

Зеленый. Говорит о гармонии, царящей внутри рисующего, душевном покое и уравновешенности. Человек, выбравший этот оттенок, находится в поиске себя.

Синий. Указывает на то, что человеку комфортно в окружающей его обстановке, он готов к искреннему и откровенному разговору.

Фиолетовый. Говорит, что человеком управляют эмоции, а не разум. Он легко раним и находится в творческом поиске.

Серый или графитовый (в том числе и простой карандаш). Указывает на присутствие уныния и тоски.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Наверняка первыми проявлениями творчества человека были именно рисунки, а не письмена. Сегодня, разговаривая по телефону, находясь на совещании, обсуждая с другом новое увлечение, мы нередко рисуем. Эти рисунки могут быть абстрактными, состоять из отдельных линий и геометрических фигур. Что же мы рисуем и что означает такая современная «наскальная живопись»?

Изучая достаточно обширную научную и популярную литературу, я обратил внимание на то, что зачастую, анализируя рисунки, некоторые ученые не рассматривают часть интересных с точки зрения диагностики факторов. Во-первых , например, далеко не все изучают вопрос о том, когда и в каких условиях сделан рисунок , что при этом происходило. Одно дело, когда изображение «рождалось» в непринужденной обстановке и совсем другое, если при этом приходилось выслушивать, к примеру, наставления со стороны начальника. Такое ситуативное настроение обязательно найдет отображение в тематике рисунка, силе нажима на поверхность листа, остроугольности некоторых линий и многом другом. Во-вторых , надо учитывать, была ли предопределена заранее тематика рисунка: изображалось ли что-то конкретное или просто то, что диктовало подсознание.

Постигая психологию, я обязал себя не использовать для работы вульгарно-популярные публикации. Последние, возможно, и развлекают читателя, но вместе с тем дают явно ошибочную интерпретацию психологических особенностей личности. Это разочаровывает одних и тешит болезненное честолюбие других. Поэтому в данной статье я постарался подать то, что и научно подтверждено, и может быть интересно заинтересованным в изучении других людей.

Особенности «несознательных рисунков»

Несознательный рисунок следует рассматривать как психофизиологический акт , определенный условно-рефлекторной системой движений, а не как изображение конкретного смыслового объекта.

Формирование навыка достаточно быстрых, четких и одновременно гармоничных движений рисунка (как и письма), связано с формированием в головном мозге определенного образа. Пока этот моторный образ движения и сам рисунок не будут продуманы и составлены, проведение движения будет невозможным. По этому поводу известный психофизиолог Николай Бернштейн отмечал, что при тренировке любого движения, в первую очередь тренируются не руки, а мозг. Те, кто интересуется психофизиологией знают, что формирование воображаемого образа движения влечет за собой изменения в соматической, вегетативной и психологической системах организма .

Каждое движение тесно связано с соответствующими процессами в психике через уровни построения движений центральной нервной системы (названы так Н. Бернштейном - прим. автора ). Эти уровни обеспечивают отдельные движения в процессе рисования. Индивидуальность таких движений определяет специфику изображения рисунка, что, в свою очередь, зависит от такой же индивидуальности отдельных черт характера личности.

Не углубляясь в научные подробности теории уровней построения нервной системы, отметим следующее. Участки головного мозга и другие органы организма, отнесенные к этим уровням, обеспечивают общий тонический фон пишущей конечности. Они поддерживают необходимое рабочее положение тела, мелкую моторику мышц предплечья, способствуют постепенному переходу напряжения от одних, задействованных для рисования мышц, в другие. Кроме этих, с первого взгляда сугубо механических моментов, помогающих рисовать, происходит анализ и смысловая оценка того, что будет нарисовано, ведь изображение является не только графической конфигурацией, а носит некий символический или конкретный смысл. Поскольку это обусловлено психофизиологическими особенностями организма, то и рисунки, являясь проекцией наших внутренних переживаний, показывают сугубо личностные интересы, проблемы и многое другое. Таким образом, наши рисунки нужно рассматривать с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей. По мнению ученых Людмилы Лебедевой, Юлии Никоноровой и Натальи Таракановой, психологический принцип проекции обнаруживается в основе всех видов художественного творчества. Человек, который творит, отображает или проецирует таким способом свои неосознанные или скрываемые комплексы, переживания и мотивы. Основным механизмом изобразительной деятельности является проекция. То есть то, что мы рисуем сознательно или автоматически, выполняя попутно другую работу, является отражением наших индивидуально-психологических свойств и мировосприятия.

Принципы толкования рисунков

При проведении интерпретации (толкования) рисунков, оценивается предыдущий эмоциональный опыт автора, его индивидуальность, возможные невротические реакции. Например, если в простой беседе многие люди ведут себя достаточно скованно, то в рисунке могут проявиться значительно шире. Остановимся на рассмотрении рисунков или каракулей, сделанных непроизвольно во время бесед с другими людьми по телефону, на совещаниях в процессе раздумий и т. д. Такие рисунки, в первую очередь, отображают фоновое эмоциональное состояние их автора во время рисования, а следовательно, и отношение к тому, что происходило с ним в ту самую минуту или незадолго до этого.

Этапы интерпретации

Изображения необходимо интерпретировать по определенной схеме: от оценки общего внешнего вида рисунка, до изучения деталей и особенностей проведения линий. Рассмотрим эту схему подробнее.

Оценка рисунка в целом. Сначала оценивается весь рисунок на предмет его целостности, гармоничности, эстетической завершенности, необычности или обыденности. Такие компоненты определяют степень одаренности человека, развитие умственных способностей, наличие вкуса, уровень внутренней культуры .

Эстетическая завершенность является свидетельством уровня волевого развития, запаса нервно-психической энергии, трудоспособности человека и состояния его нервной системы в целом. Четкое соблюдение принятых канонов рисования не демонстрирует личностных особенностей или свидетельствует об «усредненных» способностях ко всему. А в некоторых случаях это говорит об излишне выраженной педантичности, нежелании, а иногда и боязни перемен, проявления инициативы.

Нестандартность рисунка показывает уровень самобытности личности. Чем больше заметна необычность рисунка, тем оригинальнее личность в разных сферах жизнедеятельности. Но все хорошо до известных пределов. Чересчур необычные рисунки, «зашифрованные» абстракции могут свидетельствовать об акцентуации (слишком выраженных психических качествах одного направления), состоянии психики, близком к патологии. Достаточно вспомнить яркие, непонятные простому восприятию картины Ван Гога, страдавшего психопатологией, Сальвадора Дали и некоторых других известных художников, которыми по сей день восхищается общество.

Расположение рисунка. Вариант размещения изображения на листе бумаги психологически связан с самооценкой и самореализацией, субъективным восприятием интеграции в окружающий мир.

При размещении рисунка в центральной части листа можно судить о желании и определенном умении найти равновесие между своими эгоистическими потребностями и желаниями других, умении находить компромиссы, отстаивать свои интересы. Кроме того, такое расположение рисунка является свидетельством субъективного ощущения безопасности. Если рисунок, расположенный в центре, занимает практически весь лист бумаги, то это свидетельствует о выраженном эгоцентризме, возможно, агрессивности и завышенной самооценке. Так же можно говорить и о человеке, размещающем свой рисунок в верхней части листа . Такое размещение изображения свидетельствует о желании доминировать, соответствовать высокому социальному стандарту. По мнению вышеуказанных ученых, так расположенные рисунки, связанные по тематике с изображением людей, нередко свидетельствуют о склонности к уходу от реальности, наличии защитных механизмов по типу фантазирования.

С левой стороны размещают рисунки те, кто все хорошее в жизни связывает с прошлым. У таких людей доминирует эмоциональная сфера. В большинстве это мечтательные интроверты, склонные к бездеятельности.

Рисунки в правой части листа по большей части принадлежат тем, у кого преобладает выражение интеллектуальной сферы, устремления направлены в будущее. Такие люди деятельны, активны. В случае если рисунок расположен в верхнем правом углу листа, можно говорить о склонности автора к неподчинению, непредсказуемости, излишней конфликтности. Некоторые ученые (Людмила Лебедева, Юлия Никонорова, Наталья Тараканова) говорят о том, что такие люди в экстремальных ситуациях могут агрессию направлять на себя. На мой взгляд, у них могут быть травмы при деятельности в экстремальных условиях, например, при прыжках с парашютом, выполнении работ, связанных с городским альпинизмом.

Размещенное в нижней части листа изображение выдает человека со сниженной самооценкой, который постоянно неудовлетворен собой и своей жизнью, чувствует себя зависимым, угнетенным и подавленным. У таких личностей нередко бывают депрессивные настроения, ощущения небезопасности, иногда повышенный уровень тревожности.

Эмоциональный фон рисунка. Независимо от ваших собственных переживаний следует дать ему объективную оценку. Например, улыбающийся добрый зверь или спокойное море будут свидетельствовать об аналогичном состоянии рисующего, а ветер, наклоняющий деревья к земле, зубастая акулья пасть, плачущее солнце никак не будут являться признаком умиротворенного отношения к тому процессу или событию, во время которого рисунок создавался.

Рисунки, выражающие наши эмоции - отражение нашего внутреннего состояния или ситуативного отношения к тому, во время чего они создавались. О веселом чертике можно говорить как о проекции хорошего эмоционального фона, задорном настроении, желании «вытворить что-то эдакое». Плачущее солнце будет признаком внутреннего скрытого или явного расстройства, обиды. В принципе, оценить эмоциональную окраску рисунка не сложно.

Анализ отдельных частей изображения. Если рисунок состоит из множественных деталей, то это говорит об энергии автора, активности, инициативности. Руки или лапы характеризуют коммуникативную сферу личности. Как правило, их изображают экстраверты. Отсутствие же рук или лап выражает проблемы в сфере общения, или же попросту неумение автора рисовать эти части тела. К примеру, щупальца свидетельствуют о смелости и, возможно, предприимчивости, уши о стремлении получать и обладать информацией. Рога выражают агрессивные защитные устремления. Лапы, если они устойчивые и четкие, - показывают внимательное отношение к основам деятельности, обоснованности принятия решений. Слабые, несоединенные с корпусом, наоборот, необдуманность решений, неумение быть последовательным. Глаза - зеркало души. В рисунке взрослого пустые глазницы, нарисованные в виде одинаковых кружков могут свидетельствовать о внутренней эмоциональной пустоте, тупости, иногда деградации, асоциальности и страхе. Красивые и хорошо прорисованные - символ желания понравиться окружающим, быть привлекательным. «Точечки» или «черточки» вместо глаз говорят о внутреннем запрете на проявление эмоций, возможно параноидных чертах. Зачернение глаз, изображение их в темных очках связаны со страхами автора рисунка, об этом говорят Людмила Лебедева, Юлия Никонорова, Наталья Тараканова в книге «Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии».

Анализ линий рисунка. Далее оцениваются линии нарисованного изображения: ломаные, остроугольные или плавные, закругленные, отдельные четкие и аккуратные, или множественные, как попало пересекающие друг друга. Как правило, особенности рисования линий отображают такие свойства нервной системы, как ее силу или слабость, инертность, динамичность. Некоторые психологи, анализируя линии, связывают их со свойствами темперамента человека и говорят о том, что остроугольность линий - свидетельство холерического темперамента, а излишняя плавность - флегматичного. На мой взгляд, такая оценка «срабатывает» при интерпретации признаков почерка, а при изучении рисунка не всегда.

Вообще, изображая что-либо, мы, сами того не осознавая, рисуем либо себя, либо свое внутреннее состояние, а скорее и то и другое. В итоге внешние линии (контуры) центральной или единственной фигуры рисунка изначально являются символической границей между нами и окружающим миром, а характер этих линий часто отражает наше отношение к этому миру, его субъективное восприятие. Например, уверенные, яркие и легкие линии свидетельствуют об уверенности в своих силах вплоть до самоуверенности.

Неровные, неясные линии свидетельствуют о боязливости и робости, особо четко подчеркнутые и выделенные - признак повышенного самоконтроля, стремление скрывать от окружающих свои проблемы и переживания. Затемнение, «запачкивание» - выражает повышенный уровень страха и тревоги. Четкие, обрамляющие изображение линии, нарисованные как будто одним движением, - показатель самоизоляции от социума, или субъективного восприятия своего состояния как изолированного. Неоконченные линии, словно автору не хватило сил их дорисовать - частый признак астенического* состояния. Бессознательные тенденции к предельной экономии сил, стремлении сберечь остаток психической энергии.

Сила нажима. Я всегда дополнительно рассматриваю такой признак рисунка как нажим. С помощью нажима можно оценить характер внешних эмоционально-волевых проявлений автора. Как в почерке, так и в рисунке сильный нажим присущ людям эмоционально активным, подвижным, отличающимся яркой жестикуляцией и артикуляцией. Те, кто рисует со слабым нажимом , пребывают в эмоционально сниженном настроении, не любят выступать перед аудиторией, «бледны» в эмоциональных проявлениях. Такой слабый нажим характеризует человека тревожного. Если эти линии можно назвать «паутинообразными», то налицо астеническое, ослабленное и физически, и психически состояние, депрессия. Нарисованный ствол дерева с помощью таких линий свидетельствует о страхе человека перед самоутверждением, избегание самостоятельных действий. Изображенная таким образом листва говорит о развитой чувствительности, впечатлительности, подверженности влиянию со стороны.

Импульсивный, непостоянный по силе нажим рисунка является наиболее нежелательным. Ведь постоянный, выдержанный по силе нажим - свидетельство уравновешенного характера, умения обдумывать свои решения. А непостоянный указывает на нервн·сть, импульсивность, лишнюю эмоциональность при принятии жизненно важных решений, порывистость, нередко, неспособность к систематическому труду. Если же нажим в линиях рисунка слабый и одновременно неравномерный, то это может свидетельствовать о неуверенности, иногда неврастеничности и, возможно, психическом мазохизме. Последнее утверждение, как правило, подтверждается, если рисунок в целом эмоционально «грустный» выражает негативные настроения или тенденции.

Сильный, но не слишком дифференцированный нажим наблюдается у личностей, которым присуще зацикливание на проблеме, каком-то переживании, трудный переход от одного вида деятельности к другому. Но такие люди с успехом докапываются до глубины определенных идей и практически никогда не бросают начатое дело.

Очень сильный нажим рисунка свидетельствует о наличии у человека резко возникшей тревожности, вероятно, попытках агрессивно подавить источник страха, большой эмоциональной напряженности. Прерывистые и дрожащие линии, рисуемые медленно, указывают на нерешительность, неуверенность в себе, повышенный уровень тревожности или даже ярко выраженное беспокойство. Однако тонкие и изящные линии, нарисованные быстро, энергично являются доказательством уверенности автора рисунка в том, что он делает, отсутствия смущения, стремления добиться цели.

Толстые линии, обрамляющие центральную фигуру рисунка, выдают склонность к импульсивному поведению, иногда необдуманности действий и поступков, некоторой агрессивности в том числе и вербальной. Отчасти это может быть стремлением сохранить независимость от окружения, как бы свою целостность, самобытность. Но иногда, стремление рисовать очень толстыми, жирными линиями имеет не совсем социально-приемлемые формы.

Жирные линии, без сильного нажима, могут встречаться у любителей вкусно покушать и получать от жизни некоторые физические удовольствия.

Во многих рисунках их авторы не только изображают контуры фигуры или рисунка в целом, а и штрихуют, выделяют какие-то части зачернением, обозначая таким способом тени и т. д. Темные тона, преобладающие в штриховании, зачерчивание внутреннего пространства прерывистыми линиями разной длины и направленности свидетельствуют о наличии внутреннего конфликта, повышенного уровня тревожности. Если же такая штриховка сделана с сильным нажимом, то автор может находиться в состоянии вынужденной агрессии по отношению к кому-то.

Цветные рисунки. Отдельная тема - цвет рисунка, линий или зарисовки, если таковые есть. Как правило, рисунки, «появившиеся на свет» во время телефонного разговора или совещания сделаны одним цветом, тем, что есть под рукой. Поэтому появление цвета уже само по себе свидетельство того, что человек хотел что-то особенно подчеркнуть. Предпочтение черного цвета свидетельствует о компенсационном поведении, желании отвергать (например, то, о чем в момент рисования идет речь), проявлять агрессию, активное противодействие.

Белый цвет - символ чистоты и открытости. Если смешать все цвета радуги, то получится белый. Важно знать, что отношение к этим, да и некоторым другим цветам, разное, например, у европейцев и народов востока. В Китае белый - цвет траура, а черный, наоборот радости и торжества. Поэтому изучение рисунков представителей других народов требует знаний об их архетипном и национальном отношении к цвету.

Красный - цвет агрессивности, наступательной активности и сексуальности, чувственной страсти, но и гнева, насилия. Иногда выбор этого цвета говорит о наличии «горящей» проблемы, эмоциональном напряжении, реакции на опасность,

По словам И. Гете, оранжевый цвет рисунка создает впечатление тепла и удовлетворенности, так как является оттенком огня, характерным для заходящего солнца.

Синий цвет - проекция глубины, стремления уйти в себя, покоя и тишины, надежности, гармонии и надежды. Это также цвет самоанализа и самоуглубления.

Все те же авторы высказывают мысль об ассоциации желтого цвета с теплом и светом, солнцем, питающем жизнь энергией. Это цвет ясности, радости и веселья, открытости, целеустремленности и стремления к активному созиданию, а также наслаждению от результатов этой деятельности. Комментируя рисунки с преобладанием желтого цвета, можно говорить, что их автор человек любознательный, активный, иногда непостоянный в своих второстепенных привязанностях, стремящийся к новым интересным занятиям и хобби. Такие люди легко устанавливают контакты с другими, нередко стараются перевести отношения в непринужденное русло. Можно также предположить, что у автора наглядно-образный, художественный тип мышления. Вполне возможно, что выбранные автором присланных на конкурс рисунков 6–9 фон и цвет бумаги опосредованно говорят о наличии упомянутых качеств и стремлений.

Все тот же И. Гете с зеленым цветом связывал свое представление о гармонии, считая, что в нем происходит примирение противоположностей, мужского и женского, черного и белого, души и тела.

Говоря об использовании цвета, необходимо обращать внимание на то, что зеленая трава, красное или желтое солнце - это естественное использование цвета. Другое дело, когда человек, имеющий нормальное цветоощущение (не дальтоник) рисует море черного цвета при наличии синего карандаша, коричневую траву и т. д.

Тема рисунка. И последнее, что оценивается и интерпретируется - это тема рисунка, что на нем изображено. То, что мы рисуем, напрямую отображает наш внутренний мир и его состояние.

О линиях мы уже говорили. Однако, хочется добавить, что рисование прямых с достаточным нажимом линий показывает определенную степень раздражения по отношению к предмету разговора или человеку, с которым он ведется. Особенно это заметно, когда линии перечеркивают друг друга. Характерным примером является рисунок 6 . Такие рисунки создают люди, которые достаточно долго терпят и стараются обходить конфликты стороной, но переживают их внутри и рано или поздно выплескивают все эмоции на обидчика. Таким обидчиком может быть как конкретный человек, так и работа. С другой стороны, подобные рисунки - реакция на агрессию, своеобразный предохранительный, психокорректирующий прием, способствующий разрядке.

Волнообразные линии - свидетельство умиротворения, покоя, дипломатичности, умения находить разумные компромиссы в сложившейся ситуации.

Рисунок солнца с добрым выражением лица говорит о том, что вы пребываете в хорошем расположении духа, полны энергии, общение в данный момент доставляет удовольствие или сулит хорошие перспективы.

Обратим внимание на рисунок 7 . На нем изображены два лица в анфас. Такое изображение выдает человека, умеющего общаться, легко находящего точки соприкосновения с другими людьми, подобная трактовка изложена Алиной Ланской в книге «Язык рисунка. Характер человека - как на ладони». Но лица явно перекошены, что говорит о межличностном конфликте с близким человеком, недовольстве собой. Специфика изображения глаз (очков) является признаком осознания автором своей неправоты в этом конфликте. Либо автору надоели частые обсуждения общих ошибок в отношениях, глупость, которая их может погубить. Рисунок так же выражает определенную степень внутренней тревоги и напряжения. Другие рисунки этого автора говорят о конфликте не только межличностном, но и внутри себя.

Автор рисунков 1–5 явно любит изображать многоугольники, дополняя их витиеватыми линиями, украшающими картинку. Многоугольники рисуют люди достаточно требовательные к себе и другим, добивающиеся в жизни успеха не только благодаря протекции, но и своим силам. Когда многоугольники имеют пять, шесть и больше углов, и соединены с украшениями, то можно говорить, что их рисовал эмоциональный человек, иногда принимающий интуитивные решения. Если таких людей в детстве неправильно воспитывать, они могут быть конфликтны, неуступчивы, придирчивы. Анализируя рисунки нашей конкурсантки, раскрашенные цветом, можно предположить, что она активна и жизнерадостна, иногда ее переполняет энергия, но не всегда рядом есть человек, способный понять и принять ее пожелания и устремления.

Рисунки 10–11 выдают общительного, интересного человека, любознательного, любящего путешествовать. Такие люди умеют дарить подарки, при чем не только материальные, но и эмоциональные. В сочетании с выбранным цветом рисунка можно говорить о большом запасе нервно-психической энергии, сексуальности автора.

Наши рисунки это кладезь информации. Изучив несознательно сделанные рисунки можно, «читать человека» как раскрытую книгу, понимая его проблемы и радости, состояния и скрытые желания.


В процессе рисования мы переносим на лист бумаги наши эмоции, радости, тревоги, достижения и многое другое. Психология позволяет по рисункам не только определять положительные качества человека, но и диагностировать его проблемы, страхи, скверные черты характера. Поэтому, не следует забывать о «кодексе чести психолога» и интерпретировать то, что является сугубо личным у каждого человека. Некоторые такие замечания «выделены» только маленькими штришками так, чтобы автор рисунка мог их понять и сделать соответствующие выводы

Судя по характеру линий и стрелок (внутри которых есть числа) на рисунке, их направленности в разные стороны из одного центра, можно говорить о том, что автор данного рисунка (рис. 1 ) человек достаточно, инициативный и решительный . Но в жизни предпочитает вторые роли , желая оставаться «за кулисами». Зарисовки в виде прямоугольников со сглаженными краями - одно из свидетельств ответственного отношения к делу , в частности к тому, которое в цифрах и буквах отображено на рисунке. Однако для автора эта работа уже поднадоела, либо связана с общением с неприятными людьми, или недостаточной оценкой ее вклада. Впрочем, причин может быть много, но суть одна - что-то в этом процессе вызывает негативные эмоции. Возникает небольшая, тщательно скрываемая и порой неосознаваемая тревога, которая преследует со всех сторон, как от руководителей, так и от окружения. На рисунке это проявляется в тщательной заштриховке, затемнении прямыми и ломаными линиями практически всех углов и сторон прямоугольников. Автор словно прячется в эти прямоугольники, закрывая себя от всех. Маленькие «колючие» ежики или звездочки из многих линий - еще одно тому подтверждение.

Несмотря на сказанное, автор человек оптимистичный и жизнедеятельный, активный и внимательный к работе, вплоть до мелочей, жаждущий перемен, которые помогут гармонизировать отношения в первую очередь с собой .

Необычность конфигурации разных составляющих рисунка говорит о творчестве, неплохом уровне интеллекта . Но умение творить по разным причинам не используется, не происходит полноценная самореализация, что может быть причиной уже упомянутой тревоги. Девушка, нарисовавшая этот рисунок, достаточно упрямая, всегда стремится закончить начатое дело и добиться поставленной цели, приложив много усилий для ее достижения. Но, нередко, скрывает в себе свои желания, обиды, огорчения, а другие воспринимают это как должное, не считаясь с ней.

Рисунок, изображающий цветок, тянущийся к солнцу (рис. 2 ) - гармоничный и целостный. В нем присутствует не только форма, изображающая цветы, солнце, траву, но и своеобразное, хорошо воспринимаемое зрительно движение. Такие кинестетические особенности рисунков встречаются редко. Человек, способный их выразить отличается художественным вкусом, фантазией, нередко живет в мире абстрактных идей, так считает известный немецкий психолог Герман Роршах. Скорее всего, этим выражается желание больше внимания уделять душевной стороне жизни, оригинальности в отношениях и на работе . Исходя из общей оценки характера рисунка, можно говорить о том, что создателю рисунка хочется больше душевного тепла, близости, чего-то такого, что затронет тонкие струны души, а не повседневной рутины . Этого тепла и внимания недостает в первую очередь от более сильной, в субъективном понимании автора фигуры. Возможно, этот человек или организация не внимательные к художнице, являются в определенной мере авторитарными. Если рассматривать нарисованное солнце как источник тепла, то в большинстве близких нам культур, в первую очередь славянских, солнце олицетворяет мужскую, сильную, энергичную половину. В нашем случае, солнце как раз может быть символическим изображением человека, сердечность и понимание которого помогает обрести психологический покой и равновесие. Для такого полноценного равновесия автору не хватает эмоционально теплого общения, искреннего понимания эмоций .

Можно с достаточной степенью достоверности говорить, что автор хорошо справляется с работой, требующей творческого начала, умения применять ассоциативное мышление, хорошо видеть и выделять главное . Вероятно, девушке нужно чаще прислушиваться к интуиции и своим сновидениям, своеобразным подсказкам из бессознательного. Она может быть восприимчивой к внутренним переживаниям и созерцаниям, без которых невозможны, как научные открытия, так и глубокие чувства.

Хорошо созданные формы и узоры рисунка 3 говорят о стремлении к гармонии, о спокойной и организованной жизни , что вовсе не свидетельствует о желании ничего не делать и сидеть, сложа руки. Но кто-то любит постоянные переезды, шумные развлечения и большие компании, а наш автор, наверное, предпочла бы смотреть на море, закат солнца и на костер в коллективе близких друзей . У нее достаточно высокий уровень интеллекта , но в повседневной работе в полном объеме он не используется. Она также способна к долгой концентрации внимания, обладает хорошей работоспособностью, предпочитает спокойную работу , где необходима вдумчивость и внимательность деятельности с несложными результатами. Автор - человек общительный, романтичный .

Рисунок 4 , изображающий клоуна с крыльями, интересен тем, что его автор фактически нарисовала себя и свое внутреннее состояние. Можно предположить, что художница обладает высоким запасом нервно-психической энергии, интересуется многими областями человеческой деятельности, старается принять участие в как можно большем количестве различных дел и мероприятий . Все это направлено на завоевание места под солнцем, объясняется увлеченностью своей деятельностью .

У автора хорошо выражены коммуникативные способности , общение для нее это и работа, и отдых, и развитие, и многое другое. При этом ее интересуют все стороны общения , будь-то встреча с друзьями или обсуждение последних интересных фильмов и выставок, разговор тет-а-тет. Такое общение выполняет и своеобразную защитную функцию. Штриховка рисунка свидетельствует о постоянно возникающем страхе . Вполне возможно, это связано со страхом быть не принятой, не понятой или брошенной психологически значимым человеком . Поэтому для установления и поддержания нужных ей контактов используются как легкое кокетство, так и детские капризы . Многогранное общение дает уверенность в себе, а основной используемый ею способ поддержания отношений - быть интересной собеседницей, обладающей большим количеством знаний, умение «подавать» себя , быть просто интересным человеком. У автора очень хорошо развито активное воображение, ее любознательность «подпитывает» интеллект, дает возможность генерировать идеи, вдохновляться и вдохновлять других, быть интересной собеседнику.

Исходя из характера рисунка и его тематики, можно сказать, что художница до сих пор, принимая жизненно важные решения, подсознательно обращается за одобрением к более сильной в психологическом плане фигуре женского пола. Например, к матери, бабушке, сестре, подруге. С одной стороны ничего плохого в этом нет, но с другой, автор попала в ситуацию своеобразной психологической тюрьмы, из которой выйти ей не дают, или она сама не хочет, боясь ответственности за принимаемые решения , вероятности возникновения конфликта. Возможно, надо завоевывать, а не выпрашивать уважение этого человека, перестать бояться быть непонятой или не принятой, становясь самой собой, перестать подавлять в себе те прекрасные импульсы, которые мешают жить так, как хочется.

В глубине души художница положительно амбициозна и честолюбива , со стремлением достигать и обладать . Для этого она готова много и хорошо работать, расти вверх, как ее цветок (рис. 5 ).

Рисовать во время урока, пары, собрания или же телефонного разговора какие-то абстрактные фигуры: овалы, треугольники, линии, иногда что-то осмысленное, например, цветы, животные, человечки.

Стоп! Вы часто рисуете человечков?

Тогда информация ниже предназначается именно для вас! Советую найти ваш последний «шедевр» и внимательно его рассмотреть.

Психологи опросили множество людей, пересмотрели огромное количество рисунков и пришли к выводу, что часто имеется прямая связь между чертами характера человека и его рисунком на клочке бумаге.

А может вам интересно узнать что-то новое о людях, с которыми вы давно общаетесь? Предложите им нарисовать человечка! Неожиданности и сюрпризы гарантированны всем.

Начнем с головы. Выяснено, что голова человечка расскажет о способностях, например, если она круглая, то у художника имеются склонности к математике, умению логически мыслить.

Если рисунок обладает овальной головой, то, безусловно, присутствуют способности к гуманитарным наукам и пониманию людей. Продолговатая или широкая укажет на художественную одаренность и близость к лингвистике. Ну а треугольная подтвердит мануальные (творить руками) и технические способности.

Взглянем на волосы, которые поведают нам об интеллекте человека. Если на бумаге изображены отдельные волосинки, то можно сделать вывод, что автор - обладатель аналитического, критического склада ума. Локоны или густые кудри укажут на то, что рисовавший их имеет блестящий ум и интеллект творческой личности. Если перед вами предстал человечек с лысой головой, то знайте: у художника благоразумный, спокойный ум с хорошее памятью.

Поговорим о лице.
Во-первых, рот, который раскрывает отношение к миру и людям. Если он большой и улыбчивый, то человек обладает спокойным, оптимистическим, доброжелательным отношением к окружающим. Рот маленький и улыбчивый?

Это значит, что автор относиться с пониманием к людям, добро и милосердно. Если перед вами прямая вытянутая линия, обратите внимание, что человек реалист, требующий от людей понимания. Пессимист, осторожный в контактах с людьми не нарисует рот вообще.

Во-вторых, глаза, которые символизируют мир чувств человека. Круглые очи - бурная эмоциональная и духовная жизнь, глаза-точечки нарисует застенчивый и сдержанный в эмоциях. Ну а романтика вы вычислите сразу: он нарисует зрачки.

Посмотрите на брови. Человек строгих правил изобразит прямые, а аккуратный и добросовестный - полумесяцем.

Обратили внимание на ресницы, если они есть, то автор, бесспорно, романтическая натура.
Человечка одарили ушами? Мотайте на ус: вы общаетесь с идеалистом.

Следующей, довольно важной деталью рисунка, является туловище.
Если оно круглое, то доброта, великодушие, снисходительность к себе и людям переполняют человека. Овальное тело символизирует о том, что автор отлично умеет уживаться и сотрудничать с людьми. Туловище - тонкая линия? Значит рисовавший обладает индивидуальностью, упрямством, а иногда и эгоизмом.

Человечка наградили пупком? Чувство юмора у художника хоть отбавляй.

Внимательно рассмотрите руки и ноги, они говорят об отношении к работе: толстые - автор работает только ради денег, также он довольно честолюбивый, старательный, результативный. Консерватор изобразит прямые палочки. Кроме того, он терпеливый, работоспособный, стремящийся к стабильности. Если же вы видите палочки в движении, то у человека присутствуют задатки лидера, творческой личности. Он может быстро принимать решения.

Если на бумаге детально прорисован наряд, то человек достаточно бережливый и скромный. Отсутствие укажет на щедрость и расточительность. Расчетливый и осторожный в делах нарисует одежду символически. Неразговорчивый или пунктуальный человек, скорее всего, добавит бижутерию: серьги, браслеты, часы.

И наконец, если человек азартный, смельчак или лихач, то он обязательно укажет пол своего персонажа.



Уважаемые посетители психоаналитического кабинета, Вам предлагается определить психическую патологию по детскому рисунку человека , есть ли у ребенка какие-либо психические проблемы.

Признаки возможной психической патологии по детскому рисунку человека

Особо острые состояния (психотические) часто проявляются в множественности, спутанности и смешанности образов в рисунке. Обычны грубые искажения формы и пропорций, смещение отдельных частей изображения. Появляются случайные хаотические линии и штрихи.

Зачастую, в процессе рисования ребенок с какой-либо психической патологией непрерывно комментирует свои действия, рассказывая об изображаемом им персонаже. Комментарии обычно сбивчивые и противоречивые.

Как правило таких детей приводят на консультацию к психологу в связи с грубыми нарушениями поведения.

В дошкольном возрасте (особенно до пяти лет) рисунки со столь же пространными комментариями, вполне возможны и в менее острых психических состояниях. Однако и у дошкольников они свидетельствуют о серьезных эмоциональных проблемах. У дошкольников типичными показателями психотического возбуждения (психической патологии ) являются заштриховывание всего рисунка, сверхсильный нажим на карандаш (так что рвется бумага) или исчезновение предметного изображения.

Особо грубые искажения формы человеческого тела и/или черт лица, не сопровождающиеся дополнительными отмеченными выше нарушениями (спутанностью изображения, хаотическими линиями, штриховкой и т. п.), часты в рисунках психически больных людей, которые в период обследования находятся в относительно спокойном состоянии.

Часто, нарисованный ребенком человек производит отталкивающее впечатление, что всегда является неблагоприятным признаком. Иногда различные уродства появляются в рисунках детей с нарушениями схемы собственного тела, то есть ощущающих свое тело не таким, каково оно в действительности (симптом, встречающийся при психических патологиях ).

Особо большие уши - иногда признак подозрительного отношения к окружающим (паранойяльности), уверенности человека в том, что за его спиной о нем дурно говорят (в отдельных случаях большие уши рисуют также-люди, страдающие снижением слуха или слуховыми галлюцинациями).

Искажения формы изображения человека типичны также при органических поражениях мозга. Общее впечатление, производимое рисунками детей с органическими поражениями мозга, можно сформулировать как «не получилась правильная форма». При психической патологии обычно создается впечатление, что человек целенаправленно рисовал искаженную форму. Разумеется, подобная оценка очень субъективна, поэтому во всех случаях сильного искажения формы тела и черт лица рекомендуется подробное дополнительное обследование.

В некоторых рисунках дети нарочито рисуют разнообразные «запрещенные» темы: женская грудь, мужские и женские гениталии, иногда изображенный персонаж, например, писает. Это должно в первую очередь интерпретироваться как проявление грубых (вероятно, патологических) антисоциальных тенденций.

Помимо грубого искажения форм, для психических патологий по детскому рисунку , типичен также распад формы, ее нечеткость и неопределенность. На детском рисунке руки человека изображаются штрихами, практически неотличимыми от штрихов, изображающих одежду. Ноги бесформенны. Эти части рисунка резко контрастируют с четко вырисованным профилем.

Подобные расхождения типичны для относительно давно начавшейся патологии , когда некоторые из освоенных графических шаблонов уже успели распасться.

При психических патологиях часто проявляется редукция значимых частей изображения, например, - головы. Некоторые части рисунка густо зачерняются. Нажим настолько силен, что в отдельных местах прорвана бумага. Это свидетельствует об особо высоком уровне напряженности.

В сочетании с отмеченным почти полным отсутствием важнейшей части изображения это позволяет предположить, что ребенок находится в состоянии психотического возбуждения.

Психологическая консультация онлайн

Задать один бесплатный вопрос психоаналитику предварительная консультация

Услуги психолога, психоаналитика онлайн - Skype, ICQ, E-mail, Телефон