Что такое патриотизм и почему мы должны любить нашу родину. Патриотизм: сущность, структура, функционирование (социально-философский анализ)

22.04.2019

Патриотизм прививается человеку почти с младенческих лет. Этой теме посвящается много часов в школьной программе, на вузовских лекциях. Во Союза тема патриотизма рассматривалась гораздо активнее, чем сейчас. Воспитание патриота являлось одной из первоочередных задач для партии и правительства.

Однозначно определить на вопрос о том, что такое патриотизм, невозможно. Но без него просто терялся смысл существования такой мощной державы, как Советский Союз. Вся сила страны держалась в основном на патриотизме преданных людей.

Владимир Даль в своём словаре дает определение: "Патриот - это любитель Отечества, человек, который свято оберегает интересы своей страны". Одним словом, патриотизм - и ко всему, что с ней связано. Это может быть не только защита интересов и безопасности своей страны, но и бережное отношение к государственным ценностям, сохранение природных запасов и чистоты экологической обстановки. Для кого-то это государственный язык и литература, исторические ценности и так далее.

Что такое патриотизм сегодня? Современные определения несколько отличаются от советских. Это также любовь к своей стране как к месту своего рождения, где находятся корни, уважение традиций своего народа, болезненное переживание происходящих катаклизмов, даже

Помимо любви к Отечеству и к своим предкам, патриотизм проявляется в деятельности человека, которая направлена на укрепление и развитие страны. Это - непримиримая борьба с людьми, которые наносят явный вред благу державы. Это могут быть отдельные личности или целые коллективы. Они осуществляют свою деятельность, не задумываясь о вреде, который наносят, о том, что своими разговорами сеют вражду.

Можно ли назвать патриотами людей, которые на глазах у миллионов устраивают драки или словесные перепалки на телевидении? Русский патриотизм, наверное, несколько иное понятие обрёл в современном мире. Иначе, как можно назвать патриотами политиков, которые, придя к власти, решают в основном только свои собственные проблемы? Как можно назвать патриотами молодых людей, которые всякими путями стараются уклониться от службы в армии?

Много можно привести примеров, но как бы там ни было, патриотизм все-таки есть! И патриотов в России множество. Людей, которые любят свою страну и стремятся к её процветанию. И сам патриотизм - это такое чувство, которое невозможно уничтожить, оно просто неистребимо, оно воспитывается в каждой семье и передаётся из поколения в поколение.

Нельзя не вспомнить о русском, советском патриотизме в годы Великой Отечественной войны. Именно здесь он проявился с небывалой силой, именно поступки советских воинов убедительно объясняют, что такое патриотизм. Как и во все тяжёлые времена, в годы войны патриотизм объединяет людей, придаёт им силу и веру в прекрасное будущее своей страны, в победу.

Но патриотизм - это и духовный потенциал. Поэтому возрождение веры является одной из важнейших задач. Это совокупность идей, и моральных качеств как каждого в отдельности, так и страны в целом.

Становится понятно, что патриотизм переживал разные периоды. Это были моменты спада и моменты возрождения с новой, более мощной силой. Такому возрождению всегда предшествовали какие-то тяжёлые для страны моменты, когда люди, воодушевлённые патриотизмом, объединялись для восстановления и сохранения государственных ценностей. Были времена, когда в стране наблюдалась массовая эмиграция. Но что поделаешь, если человек не нужен был своей стране. Проблемы и тяжёлые ситуации он должен был решать самостоятельно, но это вовсе не означало, не являлся патриотом своей Родины. Так сложились обстоятельства. Может, это был единственный способ выжить самому и не дать погибнуть своим близким.

Но сегодня можно наблюдать тенденцию к возвращению на Родину бывших эмигрантов. Не патриотизм ли это? Именно так! Поэтому когда встаёт вопрос о том, что такое патриотизм, дать ответ каким-либо одним определением невозможно. Это довольно обширная и крайне необходимая тема.

Наверное, каждый человек слышал такое слово как «патриотизм». Однако далеко не каждый в состоянии дать четкое понятие этому определению. Что такое патриотизм? Чтобы в этом разобраться и написана эта статья.

Само слово «патриотизм» уходит своими корнями в древнюю Грецию. В переводе с греческого языка это понятие обозначает «отечество, соотечественник». Толковый словарь русского языка дает определение патриотизма как нравственного и политического принципа, который заключается в любви к Отечеству и способности подчинить собственные интересы его интересам. Патриотизм подразумевает под собой гордость за принадлежность к определенному государству, гордость его достижениями и стремление эти достижения преумножить и сохранить на протяжении долгих лет. Обратившись к толковому словарю мы можем теперь понять, в чем проявляется патриотизм.

Если смотреть глубже, то историческим источником патриотизма является закрепленное веками и тысячелетиями существование людей в рамках отдельных государств, что само по себе формировало у человека любовь и преданность именно к той местности, где он вырос и жил. В условиях образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой частью национального самосознания и культуры. При ответе на вопрос - в чем проявляется патриотизм, достаточно просто обратиться к истории Великой Отечественной Войны, где люди массово жертвовали своими жизнями ради родной земли. Именно эти персонажи чаще всего приводятся в пример, когда школьники пишут сочинение - что такое патриотизм.

Классификация типов патриотизма

С тем, что представляет собой явление патриотизма, мы разобрались. Однако само понятие «патриотизм» имеет еще и свою классификацию. Итак, какие существуют типы патриотизма?

  1. Полисный патриотизм – явление, которое наблюдалось в эпоху античных государств, и представляющее собой любовь к определенному городу-государству (полису).
  2. Имперский патриотизм – выражал лояльное отношение к империи, а также к ее правительству.
  3. Этнический патриотизм - явление, представляющее собой любовь к определенному народу без какой-либо привязки к определенной местности или же государству.
  4. Государственный патриотизм. Представляет собой чувство глубокой любви и преданности к определенному государству, стране.
  5. Квасной патриотизм. Представляет собой очень сильное, гипертрофированное чувство любви к государству и его населению.

Критика патриотизма

Однако, существует и другое мнение в отношении патриотизма. Лев Толстой рассматривает в своих трудах патриотизм как, в целом, деструктивное явление. Он говорил, что любовь к своему народу и земле является истинным источником всех войн и страданий, с ними связанных. Также он добавлял, что патриотизм как явление является глубоко чуждым русскому народу. Толстой объяснял это тем, что ни разу не слышал от русских людей об искреннем и настоящем проявлении этого чувства, однако значительно чаще обращал внимание на пренебрежение народа к этому чувству.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что существует множество ответов на вопрос о том, что значит патриотизм. Однако все его определения несущественно отличаются друг от друга и по большому счету сводятся к описанию одного и того же явления.

Об этом мы говорили на Петербургском Международном Молодёжном Форуме. Многие начинания в этой сфере, случается, оказываются далеки от чаяний целевой аудитории. Наверное, потому что далеко не каждый чиновник осознает смысл служения Родине в полной мере. Вот и получается, что с главной сцены этого форума его директор (подрядчик) заявил, что сам по себе патриотизм устарел. После таких выпадов, проводимых за счёт гос.бюджета, какие-то либеральные журналисты ещё и ругают такие форумы. Так ведь всё как им надо - с главной трибуны охаивается патриотизм.

Но есть и другие, более молодые, люди. Они организуют секции в рамках подобных форумов и напрочь лишены подобной «разрухи в головах». Данил Шишкин, главный редактор газеты «Вольтер», пригласил меня выступить на секции «Патриотизм». В рамках нашей аудитории звучали совсем другие тезисы.

Когда людям задают вопрос о том, что же такое «патриотизм», многие теряются. Вроде бы сказать просто «любовь к Родине» - слишком банально. Кто-то плывёт в словах, начиная выискивать различные варианты. Вот поэтому ещё при написании книги «Разруха в головах. Информационная война против России» я для себя вывел чёткое определение этого понятия.

Патриотизм - это система взглядов человека, основанная на знании и понимании истории собственной страны.

Причём понимание истории имеет не менее важную роль, чем её знание. Ведь можно знать множество фактов, различные эпохи и разных государственных деятелей. Но не представляя себе общее полотно истории, взаимосвязи между событиями, деяниями и персоналиями, невозможно построить тот фундамент, на котором зиждется любовь к Родине.

При этом, конечно, для того, чтобы любить Отечество (страну наших отцов и дедов), не надо знать всю историю досконально. Можно, конечно, к этому стремиться. Но далеко же не каждый назовет, например, даты рождения Николая II и Александра III. Или же кем приходился равноапостольный князь Владимир знаменитому варягу Рюрику. Однако, важны не столько конкретные детали, сколько общее понимание роли России в истории всего человечества.

Один из выступающих, студент истфака МГУ Игорь Ильин, озвучил хороший тезис: «Русская культура - первооснова для русского патриотического чувства» .

Что любит патриот? Родину. А что такое Родина? Это не флаг, не очерченное поле на карте, это не население страны. Отечество – это не осязаемое понятие. И более того, я убежден в том, что Родина может существовать только внутри человека. Все двуглавые орлы, красные звезды и триколоры бессмысленны без внутреннего чувства.

На протяжении веков наш народ творил, искал и осмысливал жизнь. Долгие годы зрела культура нашего народа, творимая лучшими национальными гениями. Каждые следующие поколения принимали эстафету и создавали свое. Представляете, какое это наследие?

Мне хочется поговорить о музыке. Никто не станет отрицать, что она влияет на психику человека. Никто не станет отрицать, что музыка сообщает человеку определенную информацию. Способен ли он осознать ее рассудком – это другой вопрос.

Я хочу обратить внимание на то, что вплоть до недавнего времени (по историческим меркам) у нас в России за столом на праздники пелись народные песни. Я застал это в раннем детстве у бабушки с дедом в станице. Но сейчас, вы знаете это сами, песен не услышать не только на застольях, но и по телевизору, на радио. Я не знаю, может быть, сегодня мне подскажут радио-частоту, где крутят русскую музыку и песни, но в любом случае это исключение лишь подтвердит общее правило – ничего, что имеет отношение к русской культуре никак не воспроизводится в СМИ.

Поскольку моя очередь держать слово выпала сразу после Игоря Ильина, тезис о музыке был продолжен.

В русских семьях традиционно было принято не только петь за столом народные песни. В любой русской семье день начинался и заканчивался молитвой. Любой приём пищи также начинался и заканчивался молитвой. И любое доброе дело также начиналось с молитвы. Наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки молились семьями, каждый друг о друге и о всех сразу, чтобы Господь был милосерден и даровал благословение на пищу, дело, день и час.

Сегодня, наверное, разве что люди с совсем промытыми мозгами, у которых напрочь стёрта национальная идентичность, могут не любить народные песни. Но в сравнении с молитвой песни - это как молодые цветы в сравнении со столетним деревом. Как бы милы и хороши не были песни времён Первой Мировой и Великой Отечественной войн, но именно молитвы прошли с нашим народом весь его исторический путь.

Напомню слова Президента, сказанные в процессе Послания Федеральному Собранию 4 декабря сего года, в двунадесятый православный Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы:

И, наконец, произошло историческое воссоединение Крыма и Севастополя с Россией.

Для нашей страны, для нашего народа это событие имеет особое значение. Потому, что в Крыму живут наши люди, и сама территория стратегически важна, потому что именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь.

Князь Владимир крестился в Корсуни в 987 году - и именно этот момент стал точкой создания будущей единой страны в том виде, в котором мы её знаем.

Сегодня при поддержке из-за рубежа в наших краях расплодились языческие секты. , главная цель подобных сект - внести смуту в народ, сбить его с толку. Главная проблема идолопоклонников в том, что им приходится выдумать мифологию, т.к. никакой реальной истории за язычеством нет. Количество их аргументов жёстко ограничено, и все они не имеют под собой каких-либо реальных оснований. Так, например, утверждая, что православие - это чужая религия, они забывают что само язычество пришло в раздробленные славянские племена из Индии. Например, Веды - это древние индуистские писания. В общем, подобные секты никогда не наберут какой-либо значимой численности в силу своей несостоятельности.

Однажды один человек сказал что-то в духе «у нас молодое государство, ему всего 20 лет» . В этих словах выкристаллизована вся суть современного либерализма. Человек без рода и племени - кто он? Это ребёнок. Ребёнок, который не знает своих корней. Ребёнок при опекуне, который ему говорит - что делать можно, а что нет. Известно, что это за опекун.

Развивая разговор о музыке, я вспомнил песню Игоря Растеряева:

«За окнами весенний лес летит. Я еду в ленинградской электричке. Напротив меня девочка сидит с Георгиевской ленточкой в косичке. Сегодня это ленточку носить на сумке можно, можно в виде брошки. Но я прекрасно помню и без лент, как бабка не выбрасывала крошки…»

Как бабка не выбрасывала крошки… Каждый из нас может почувствовать своё место в истории нашей страны, обратясь к истории собственной семьи. Пока ещё живы наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, мы имеем уникальную возможность из первых уст узнать свидетельства реалий предыдущей исторической эпохи. Узнать контекст различных событий. И вот, если ты узнал от отца, что твой прадед защищал родной город в Советско-Финскую войну 1939—1940гг., а после в Великую Отечественную, то в твоих руках оказывается та путеводная нить, потянув за которую, ты можешь узнать намного более для себя, что просто изучая историю в рамках какой-нибудь школьной или вузовской программы.

К сожалению, многие в современном мире совершенно не интересуются историей собственной страны. И вот от этого и получается «разруха в головах». Такая «разруха», как у некоторых либеральных журналистов.

Оказывается, с самого начала нашего разговора в зал прокралась журналистка с «Фонтанки». Это популярная питерская жёлтая интернет-газета, которая принадлежит шведскому медиахолдингу Bonnier Business Press . Сидела тиха как мышка, ни одного вопроса не задала, зато потом по итогам нашей секции разразилась публикацией (надо же зарпалту отрабатывать).

На примере «потерянного поколения» можно проследить, как исказила суть эта дама:

«А нацисты вокруг»

Помог аудитории определиться с точками над i автор книг «Разруха в головах. Информационная война против России» и «Россия. Крым. История» (в соавторстве с Николаем Стариковым) Дмитрий Беляев. Ссылаясь на неких иностранцев, он утверждал: Запад Россию не понимает и хочет переделать под себя. «Мы ведь дали вам все: свободу в кавычках, демократию, либеральный рынок. Почему вы до сих пор ходите в церковь?»- цитировал Беляев якобы его знакомый почему-то часами водил по столичным храмам.

Вредность Запада писатель объяснил очень просто - там запрятались нацисты. «Украина, США и Канада высказались против запрета героизации нацизма, все из-за того, что их туда бежало много», – рассудил Беляев. И вот теперь эти страны пытаются очернить родину. Например, придумывая коррупцию - ведь ее в России нет. А организация «Трансперенси Интернешнл» ставит родину на самые последние места в своих рейтингах, и ведь явно под заказ. «В России все процессы уже обратно идут, это очевидно. Следственный комитет это не какой-нибудь Навальный, который кричит «здесь украли, здесь!», следователи работают тихо - сажают пачками. Поэтому коррупция нивелируется, зарплаты повышаются в бюджетной сфере и даже ГИБДДшник с тебя уже не спросит никакой взятки».

Рецепт патриотизма от Беляева - воспитание с самых ранних лет, уже беременной жене необходимо вслух читать сказки Пушкина, потом можно переходить и на Бердяева. Кстати, после выступления публициста вдохновилась сказать пару слов сидевшая в зале организатор православного кукольного театра, именно в воспитании подрастающего поколения ее коллектив «Виноград» помогает горожанам - уже несколько лет православные куклы странствуют по школам и детским садам со сказками про Рождество, Пасху и День народного единства.

Я от души посмеялся, когда прочитал подобный «отзыв». Бедные люди, у них работа такая - искажать и осквернять всё за кусок хлеба. Не даром шведы владеют контрольным пакетом управляющей этим СМИ компанией.

«Неких», «якобы», «почему-то» - каким местом слушала эта барышня мой рассказ? Остаётся только догадываться.

Я начал с того, что представился научным сотрудником . Это аналитический центр, который входит в состав Администрации Президента Российской Федерации . Учредитель РИСИ - лично Президент Российской Федерации .

Очевидно, журналистка побоялась упоминать РИСИ в своём пасквиле, чтобы не остаться без работы.

«Ссылаясь на неких иностранцев» - это мой подробный рассказ про международный симпозиум, который недавно прошёл в Питере:

Это не некие иностранцы, а вполне конкретные люди. Я, в частности, говорил про г-на Хоффмана:

«Цитировал Беляев якобы высокопоставленных британских разведчиков, которых его знакомый почему-то часами водил по столичным храмам» - якобы журналистка якобы побоялась якобы называть конкретные имена. Ведь речь шла о директоре РИСИ Леониде Петровиче Решетникове, который до вступления в должность был генерал-лейтенантом Службы Внешней Разведки. И вот он-то мне как раз эту историю и рассказал. Не «почему-то», а как я прямым текстом пояснил во время выступления - его попросили встретить и сопроводить делегацию британских коллег. Вот и всё.

«Вредность Запада писатель объяснил очень просто - там запрятались нацисты» - таким образом истрактовала журналистка озвученные мною результаты голосования в ООН:





«А организация «Трансперенси Интернешнл» ставит родину на самые последние места в своих рейтингах, и ведь явно под заказ» - ставит и явно под заказ. И я уже . Журналистка же в рамках оплаченного формата не соизволила опровергнуть хотя бы один из тезисов.

«Рецепт патриотизма от Беляева - воспитание с самых ранних лет, уже беременной жене необходимо вслух читать сказки Пушкина, потом можно переходить и на Бердяева» - в реальности я ни слова не говорил про Бердяева. Ведь каждому понятно, что ребёнку сказки Пушинка читать можно и нужно, а вот понимание великих русских философов вроде Николая Александровича Бердяева приходит во много более позднем возрасте. Таким образом добавив от себя «маленький штришок», бедолага полностью исказила картину сказанного.

Конечно, в конце надо было примешать речь руководительницы кукольного театра, которая вышла уже после моего выступления. Ведь для западников и либералов православие - как ладан для чёрта.

Что в итоге? Подобный «очерк» в известном питерском таблойде - хороший знак.

Во-первых, обращает внимание людей на суть вопроса (хоть и в своей искажённой форме).

Во-вторых, прочитав подобный «отзыв», знающий подноготную «Фонтанки» человек поймёт, в чём тут суть.

В-третьих, было очень здорово обменяться мнениями по ходу прошедшей встречи.Возможно, заронить зёрна благочестия в сознании либерального журналиста.

В очередной раз убеждаюсь в том, что «разруха в головах» требует лечения.

Как говорил великий учёный эпохи Екатерины II Михаил Васильевич Ломоносов:

«Народ не имеющий прошлого, не имеет будущего.»

И эта фраза наиболее полно относится к тем, кто отказывается от истории собственной страны.

Благодарю Данила Шишкина и Викторию Березину за предоставленную возможность внести смысл на прошедшем форуме.

нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых.

Отличное определение

Неполное определение

ПАТРИОТИЗМ

от греч. ????????? – соотечественник, лат. patria – отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам; "... одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., Соч., т. 28, с. 167). Зачатки П. возникли в первобытном обществе, где они основывались на чувстве кровной связи между всеми членами рода или племени. С разложением первобытнородового общества чувство естеств. привязанности к родной земле, родному языку и т.п. соединяется с осознанием гражд. обязанностей по отношению к усложнившемуся обществ. целому. П. выражается в стремлении людей к экономич., социальному и культурному развитию родной страны, к защите ее от чужеземных захватчиков. В эксплуататорских обществах чувство П. сочетается у трудящихся с возмущением несправедливостью существующих обществ. порядков. В добурж. эпоху П. не был оформлен идеологически, оставаясь гл. обр. элементом социальной психологии. П. складывается в идеологию в связи с образованием наций и нац. гос-в. Бурж. революционеры, боровшиеся с феод.-сословными порядками, выступали от имени отечества, скрывая от самих себя за общенац. лозунгами классово ограниченное содержание своей борьбы. По мере развития капитализма и выявления антагонистич. характера буржуазных обществ. отношений в пролет. среде вырабатывается все более враждебное отношение к экономич. и политич. устоям бурж. отечества. Первый программный документ марксизма "Манифест Коммунистической партии" выразил это в словах: "Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет" (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 444). В эпоху империализма с обострением классовой борьбы внутри бурж. отечеств прежняя, национальная идеология буржуазии сменяется национализмом и космополитизмом. П. трудящихся, особенно крестьянства, становится для буржуазии объектом шовинистич. спекуляции. Пролетариат, борясь за революц. переустройство общества и построение социализма, наиболее последовательно выражает коренные интересы своей страны, всего народа. В статье "О национальной гордости великороссов", написанной в годы первой мировой войны, в обстановке шовинизма, Ленин писал: "Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы е е трудящиеся массы (т.е. 9/10 е е населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов" (Соч., т. 21, с. 85). Отд. представители и группы буржуазии, особенно в условиях нац.-освободит. движения, участвуют в совр. эпоху в патриотич. борьбе народов за нац. независимость и мир. Но позиция буржуазии весьма противоречива и двойственна в этой борьбе, в конце концов свои эгоистич. классовые интересы буржуазия ставит выше интересов отечества, родины. Напротив, пролетариат в справедливых, нац.-освободит. войнах защищает и бурж. отечество: ему не безразлично, в каких обществ.-политич. условиях он борется за свое освобождение – в условиях бурж. республики или империалистич., колониального угнетения и деспотизма. Но, защищая бурж. отечество, пролетариат защищает прежде всего права и свободы народа, его родину и культуру, а не власть и господство буржуазии. В этом смысле понятия "отечество" и "родина" у рабочего класса и трудящихся в антагонистич. обществе не совпадают: понятие родины фиксирует лишь страну и ее культуру, созданную народом, тогда как в понятие отечества включается и обществ.-политич. строй, т.е. господство одного класса над другим. Однако в условиях социализма эти понятия сливаются и полностью совпадают: П. как чувство естеств. любви к своему народу сливается с преданностью обществ. и политич. строю страны. Высшая форма П. – социалистич. П. Поскольку в ходе социалистич. преобразований складывается единый народ, состоящий из рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, спаянных общностью целей борьбы за коммунизм, социалистич. П. становится всенародным. Он основан на высокой сознательности масс и носит активный, действенный характер; характерной чертой его является распространение на область повседневного труда нар. масс, что нашло свое яркое выражение в социалистич. соревновании. Социалистич. П. органически сочетается с пролет. интернационализмом. Об этом свидетельствует дружба между народами Советского Союза и та большая помощь, к-рую оказал и оказывает сов. народ народам др. стран в их освободит. борьбе против империализма и в строительстве новой жизни. С возникновением мировой системы социализма расширилось само социалистич. отечество трудящихся, обогатилось и содержание понятия социалистич. П. "... С образованием мировой системы социализма патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран" (Программа КПСС, 1961, с. 120). Воспитание всех сов. людей в духе органического сочетания социалистич. П. и пролетарского интернационализма КПСС считает первоочередной задачей своей идеологич. работы. Н. Губанов. Москва, П. Рогачев, М. Свердлин. Волгоград.

В последнее время, что очень радует, все чаще речь заходит о патриотизме. Власть во всех уровнях стала задумываться о возрождении патриотизма, так как эту «брешь» в воспитании давно пора закрывать. Но попытки залатать ее с помощью финансовой стимуляции действия не возымеют, так как патриотизм нельзя купить, его воспитывают, формируют в течение многих лет. Определенная часть молодого поколения, которому сейчас 25-35 лет, даже не воспринимает никакие призывы к патриотизму, и им неловко откликаться на них. Они не знают, что это такое.

Кого можно назвать патриотом?

Так кто такой патриот? Долгие годы данное понятие не упоминалось, а в 90-е годы призывы любить Родину даже считались избитыми и консервативными. Памятники культуры уничтожались, пойти в армию считалось занятием глупым, и было нормальным явлением уклониться от службы.

Патриотом можно считать того, кто с детства воспитывался на конкретных примерах, для кого чужой подвиг - это не просто слова. Кто такой патриот? Тот, кто действительно способен проникнуться чужими проблемами, у кого чувство сострадания и любви не законсервировано. Нельзя просто назвать человека патриотом и считать, что он является им. Быть таковым - значит не только кинуться или отдать жизнь за близких. Это воспитание в себе общечеловеческих качеств, пребывание индивидуума в таком обществе, которое может считаться нормальным, с ценностями, достоинством и способностью заботиться о ближних.

Если эти условия не созданы, то для человека всегда будут приоритетными лишь личные амбиции, собственное благо и достаток.

Как же обстоят дела в данное время?

Ситуация кардинально поменялась, наконец власти поняли, что само собой ничего не происходит. Возложенные на родителей обязанности по воспитанию полноценных членов общества зачастую не были исполнены. Порой накормить своих чад было проблематично, а уж о том, чтобы тратить время на патриотические беседы, не было и речи.

В данный момент организованы военно-спортивные клубы, поисковые отряды, которые наглядно демонстрируют реальную работу и помощь родственникам погибших. Создаются организуются казачьи отряды, юный патриот России изучает истоки казачества, в школах для подростков преподают основы военного дела.

Стараются привить азы православной культуры, обозначить высокие в сотрудничестве с представителями церкви. Вводятся уроки православного воспитания.

Пресса и телевидение о патриотизме

Средства массовой информации с энтузиазмом подхватывают тему патриотизма, все чаще можно встретить на страницах печатных изданий конкретные примеры подвига, отличившимся вручают грамоты и поощрительные подарки, что широко освещается в газетах и на телевидении. Киноиндустрия пытается донести до подростков, кто такой патриот, снимаются фильмы, которые интересны молодежи, бывает, что при просмотре фильмов на военную тематику меняются ценности. Юный патриот стремится стать похожими на героев, его волнуют проблемы в стране, а значит есть шанс, что он захочет их решить, когда повзрослеет.

Спорт в деле воспитания патриотов

Полно сил, стремлений и амбиций. Задача общества - направить их, подсказать, разглядеть способности, и с этой задачей отлично справляется спорт. Секции не только позволяют стать своим воспитанникам сильными и быстрыми, но и способны пробудить у подростка это чувство - патриотизм.

Когда он стоит на пьедестале почета, он невольно прикасается к единому чувству гордости за Родину, за себя, за свой клуб. Большинство спортсменов - истинные патриоты отечества, они по-другому воспринимают гимн, когда он играет в честь их заслуженной победы. Не зря у многих застывают в глазах слезы, им знакомы такие чувства, как самоотдача, трудолюбие и стремление быть лучшим. Они по себе знают, какую цену им пришлось заплатить за этот трепетный и волнительный миг победы.

Воспитание на примерах

Если парень из соседнего дома получил медаль за спасение на пожаре, это воспринимается ярче, чем речи незнакомых и важных людей по телевизору. Конкретные примеры всегда более действенны, и необходимо возбудить интерес, подросток обязательно обсудит это с друзьями, захочет подражать герою, сможет побороть в себе неуверенность и страх. Он всегда сможет ответить, кто такой патриот.

Говорить с молодым поколением на одном языке

Интересы у современной молодежи разнообразные, источников информации множество. В этой ситуации стоит обратить внимание на то, что можно направить любознательность ребят в нужное русло, юный патриот откликнется, если будет возможность узнать свою историю, корни. Это уже не развлечение: с помощью исторических фактов, примеров легко перевести интересы в патриотическое русло. Не стоит пользоваться методами, которые отрабатывались на пионерах и комсомольцах. Время идет вперед, и современная молодежь требует к себе иного отношения, нужно забыть старые шаблоны, они могут только усложнить процесс. Неравнодушие к малой родине, честность, отзывчивость и сострадание - это качества патриота. Необходимо указывать на то, что государство - это не те, кто управляет в данный момент. Мы с вами и есть страна, Россия, и если ничего не делать, то никогда не будет перемен.

Ложь и пустозвонство - главные враги истинного патриота, если не обращать серьезного внимания на эту проблему, то мы получим поколение циников, которые заботятся лишь о своем благополучии. Стоит больше обращать внимание на историческое наследие, память, культуру, тогда будет отдача, станет кому защитить Родину, стоять на пьедестале и править страной. Если интересоваться историей своего рода, места, где ты вырос, шанс возрастает, что это стремление к знаниям перерастет в большее, коснется общей истории.

Перемены, которые случились в последние годы, привели к тому, что мировоззрение людей изменилось, ломаются представления о духовности, процесс формирования новых реалий и ценностей существенно отстает от развенчания старых. И как итог - утрата патриотизма, который совсем недавно был немаловажной частью в сознании, именно он являлся фактором становления российского менталитета. Исследования показали, что растеряна, нет четкой позиции, идеалов, отсюда и откровенный пессимизм в восприятии реальной жизни.