Верди Джузеппе, биография которого представлена в статье, - известный итальянский композитор. Годы его жизни - 1813-1901. Множество бессмертных произведений создал Верди Джузеппе. Биография этого композитора, безусловно, достойна внимания.
Его творчество считается высшей точкой развития музыки 19 века в его родной стране. Более полувека охватила деятельность Верди в качестве композитора. Она была связана главным образом с жанром оперы. Первую из них Верди создал, когда ему было 26 лет ("Оберто, граф ди Сан-Бонифачо"), а последнюю он написал в 80 лет ("Фальстаф"). Автором 32 опер (с учетом новых редакций произведений, написанных ранее) является Верди Джузеппе. Биография его и по сей день вызывает большой интерес, а творения Верди и в наше время включаются в основной репертуар театров по всему миру.
Джузеппе появился на свет в Ронколе. Эта деревня находилась в провинции Парма, которая входила в то время в состав Наполеоновской империи. На фото ниже представлен дом, в котором композитор родился и провел свои детские годы. Известно, что отец его вел бакалейную торговлю и содержал винный погреб.
У органиста местной церкви получил первые уроки музыки Верди Джузеппе. Биография его отмечена первым важным событием в 1823 году. Именно тогда будущего композитора отправили в Буссето, соседний городок, где он продолжил обучение уже в школе. В возрасте 11 лет Джузеппе начал проявлять ярко выраженные музыкальные способности. Мальчик стал исполнять обязанности органиста в Ронколе.
Джузеппе заметил А. Барецци, богатый купец из Буссето, который снабжал лавку отца мальчика и питал большой интерес к музыке. Будущий композитор обязан полученным им музыкальным образованием именно этому человеку. Барецци взял его в свой дом, нанял мальчику лучшего преподавателя и стал оплачивать его обучение в Милане.
В возрасте 15 лет уже был дирижером небольшого оркестра Джузеппе Верди. Краткая биография его продолжается прибытием в Милан. Сюда он отправился на собранные приятелями отца деньги. Целью Джузеппе было поступ в консерваторию. Однако его не приняли в это учебное заведение из-за недостатка способностей. Тем не менее, В. Лавинья, миланский дирижер и композитор, оценил дарование Джузеппе. Он начал бесплатно учить его композиции. Оперное письмо и оркестровку постигал на практике, в оперных театрах Милана Джузеппе Верди. Краткая биография его отмечена появлением первых произведений спустя несколько лет.
Верди в период с 1835 по 1838 г. жил в Буссето и работал в муниципальном оркестре дирижером. Джузеппе в 1837 году создал первую свою оперу под названием "Оберто, Сан-Бонифачо". Это произведение было поставлено спустя 2 года в Милане. Оно имело большой успех. По заказу "Ла Скала", известного миланского театра, Верди написал комическую оперу. Он назвал ее "Мнимый Станислав, или один день царствования". Она была поставлена в 1840 году ("Король на час"). Еще одно произведение, опера "Набукко", была представлена публике в 1842 году ("Навуходоносор"). В нем композитор отразил стремления и чувства итальянского народа, который в те годы начал борьбу за независимость, за избавление от австрийского ига. Зрители видели в страданиях иудейского народа, оказавшегося в плену, аналогию с современной им Италией. Активные политические манифестации вызвал хор пленных иудеев из этого произведения. Следующая опера Джузеппе, "Ломбардцы в крестовом походе", также перекликалась с призывами к свержению тирании. Она была поставлена в Милане в 1843 году. А в Париже в 1847 году была представлена публике вторая редакция этой оперы с балетом ("Иерусалим").
В период с 1847 по 1849 год находился в основном во французской столице Джузеппе Верди. Биография и творчество его в это время отмечены важными событиями. Именно во французской столице он сделал новую редакцию "Ломбардцев" ("Иерусалим"). Кроме того, в Париже Верди повстречался со своей знакомой, Джузеппиной Стреппони (портрет ее представлен выше). Эта певица участвовала в постановках "Ломбардцев" и "Набукко" в Милане и уже в те годы сблизилась с композитором. В конце концов через 10 лет они поженились.
Почти все произведения Джузеппе первого периода творчества насквозь пронизаны патриотическими настроениями, героическим пафосом. Они связаны с борьбой с угнетателями. Это, например, написанная по Гюго "Эрнани" (первая постановка состоялась в Венеции в 1844 году). Верди создал по Байрону свое произведение "Двое Фоскари" (премьера состоялась в Риме в 1844 году). Интересовало его и творчество Шиллера. "Орлеанская дева" была представлена в Милане в 1845 году. В этом же году в Неаполе состоялась премьера "Альзиры" по Вольтеру. "Макбет" по Шекспиру была поставлена во Флоренции в 1847 году. Наибольший успех из сочинений этого времени имели оперы "Макбет", "Аттила" и "Эрнани". Сценические ситуации из этих произведений напоминали зрителям о положении в их стране.
Биография, краткое содержание произведений и свидетельства современников композитора говорят о том, что Верди горячо откликнулся на французскую революцию 1848 года. Он был ее свидетелем в Париже. Вернувшись в Италию, Верди сочинил "Битву при Леньяно". Эта героическая опера была поставлена в Риме в 1849 году. Вторая редакция ее относится к 1861 году и была представлена в Милане ("Осада Гарлема"). Это произведение описывает, как ломбардцы боролись за объединение страны. Мадзини, итальянский революционер, поручил Джузеппе написать революционный гимн. Так появилось произведение "Звучит труба".
1850-е годы - новый период творчества Джузеппе Фортунино Франческо Верди. Биография его была отмечена созданием опер, которые отражают переживания и чувства простых людей. Борьба свободолюбивых личностей против буржуазного общества или феодального гнета стала центральной темой творчества композитора этого времени. Она слышится уже в первых операх, относящихся к данному периоду. В 1849 году в Неаполе публике была представлена "Луиза Миллер". Это произведение написано по драме "Коварство и любовь" Шиллера. В 1850 году в Триесте состоялась постановка "Стиффелио".
Тема социального неравенства была развернута с еще большей силой в таких бессмертных творениях, как "Риголетто" (1851), "Трубадур" (1853) и "Травиата" (1853). Характер музыки в этих операх подлинно народный. В них проявился дар композитора как драматурга и мелодиста, отражающего в произведениях правду жизни.
Следующие творения Верди примыкают к жанру "большой оперы". Это такие историко-романтические произведения, как "Сицилийская вечерня" (поставлена в Париже в 1855 году), "Бал-маскарад" (премьера состоялась в Риме в 1859 году), "Сила судьбы", написанная по заказу Мариинского театра. Кстати, в связи с постановкой последней оперы Верди в 1862 году дважды посетил Петербург. На фото ниже представлен его портрет, сделанный в России.
В 1867 году появился "Дон-Карлос", написанный по Шиллеру. В этих операх близкие и любимые Джузеппе темы борьбы с угнетателями и неравенством воплощены в спектаклях, которые изобилуют контрастными, эффектными сценами.
С оперы "Аида" начинается новый период творчества Верди. Она была заказана египетским хедивом композитору в связи с важным событием - открытием Суэцкого канала. А. Мариэтт-бей, известный египтолог, предложил автору интересный сюжет, в котором представлена жизнь Древнего Египта. Верди заинтересовался этой идеей. Либретист Гисланцони работал над либретто вместе с Верди. Премьера "Аиды" состоялась в Каире в 1871 году. Успех был огромным.
После этого Джузеппе не создавал новых опер в течение 14 лет. Он пересматривал старые свои произведения. Например, в Милане в 1881 году состоялась премьера второй редакции оперы "Симон Бокканегра", написанной в 1857 году Джузеппе Верди. О композиторе говорили, что из-за преклонного возраста он уже не может создать что-то новое. Однако вскоре он удивил публику. 72-летний итальянский композитор Верди Джузеппе заявил, что работает над созданием новой оперы "Отелло". Она была поставлена в Милане в 1887 году, а с балетом - в Париже в 1894. А спустя несколько лет уже 80-летний Джузеппе присутствовал на премьере нового произведения, созданного также по Речь идет о постановке "Фальстафа" в Милане в 1893 году. Джузеппе нашел для шекспировских опер замечательного либреттиста Бойто. На фото ниже - Бойто (слева) и Верди.
Джузеппе в последних трех своих операх стремился к расширению форм, к слиянию драматического действия и музыки. Он придал речитативу новое значение, усилил роль, которую играл оркестр в раскрытии образов.
Что касается других произведений Джузеппе, среди них выделяется "Реквием". Он посвящен памяти А. Манцони, известного поэта. Творчество Джузеппе отличается реалистическим характером. Не зря композитора назвали летописцем музыкальной жизни Европы 1840-1890 гг. Верди следил за достижениями композиторов, современных ему, - Доницетти, Беллини, Вагнера, Мейербера, Гуно. Однако не стал им подражать Джузеппе Верди. Биография его отмечена созданием самостоятельных произведений уже в ранний период творчества. Композитор решил идти собственным путем и не ошибся. Доходчивая, яркая, мелодически богатая музыка Верди стала очень популярной во всем мире. Демократичность и реализм творчества, гуманизм и человечность, связь с народным искусством родной страны, - вот основные причины, по которым Верди получил большую известность.
27 января 1901 года в Милане умер Джузеппе Верди. Краткая биография и творчество его и по сей день интересуют любителей музыки со всего мира.
Агостино Агаццари (Agostino Agazzari) (02.12.1578 - 10.04.1640) - итальянский композитор и музыкальный теоретик.
Агаццари родился в Сиене в аристократической семье и с детства получил хорошее образование. В 1600 он издал в Венеции две книги своих мадригалов. В 1601 Агаццари переехал в Рим и стал преподавателем в Германо-венгерской коллегии (семинарии).
Адриано Банкьери (Adriano Banchieri) (03.09.1568 - 1634) - итальянский композитор, музыкальный теоретик, органист и поэт позднего Возрождения и раннего Барокко. Один из основателей "Академии деи Флориди" в Болонье - одной из ведущих итальянских музыкальных академий XVII века.
Алессандро Гранди (де Гранди) (Alessandro Grandi) (1586 - лето 1630) - итальянский композитор эпохи раннего Барокко, писал в новом стиле кончертато. Он был популярным композитором северной Италии того времени, известным своей церковной музыкой, светскими кантатами и ариями.
Альфонсо Фонтанелли (Alfonso Fontanelli) (15.02.1557 - 11.02.1622) - итальянский композитор, писатель, дипломат, придворный аристократ позднего Возрождения и раннего Барокко. Один из ведущих представителей Феррарской школы искусств конца 16 века, один из первых композиторов в стиле "Вторая практика" при переходе к эпохе Барокко.
Антонио Чести (Antonio Cesti) (крещён 5 августа 1623 - 14 октября 1669) - итальянский композитор эпохи Барокко, певец (тенор) и органист. Один из самых известных итальянских композиторов своего времени, в основном сочинял оперы и кантаты.
Джироламо Фрескобальди (Girolamo Frescobaldi) (13.09.1583 - 01.03.1643) - итальянский композитор, музыкант, педагог. Один из самых важных композиторов органной музыки позднего Ренессанса и раннего Барокко. Его работы являются кульминацией в развитии органной музыки 17-го века, они повлияли на многих крупных композиторов, в их числе , Иоганн Себастьян Бах, Генри Пёрселл и другие, вплоть до конца 19-го века.
Джованни Бассано (Giovanni Bassano) (ок. 1558 - лето 1617) - итальянский композитор и корнеттист (корнетт - старинный духовой деревянный инструмент) Венецианской школы раннего Барокко. Был ключевой фигурой в развитии инструментального ансамбля в соборе Святого Марка (самый известный собор Венеции). Составил подробную книгу об инструментальной орнаментике, которая является богатым источником для исследований в современной практике исполнения.
Джованни Баттиста Риччио (Джамбаттиста Риччио) (Giovanni Battista Riccio) (ум. после 1621) - итальянский комозитор и музыкант раннего Барокко, работал в Венеции, внес заметный вклад в развитие инструментальных форм, особенно для блок-флейты.
Пуччини. Италия, признанная родина этого жанра музыкального искусства, в разные эпохи дарила миру непревзойдённые шедевры, однако, «золотым веком» итальянской оперы по праву считается XIX век.
«На оперной сцене доставляют удовольствие даже самые маленькие радости или тусклые страсти. Речь идёт не о мучительном напряжении, сопровождающем крепнущие «вибрато», и не только о безумном порыве голоса, сотрясающего стены театра. Речь идёт о подлинном усилии оторваться от земли, о трепетании крыльев. При таком обнажении чувств публику в свою очередь тоже охватывает дрожь. Ведь это о ней поётся», - писал знаменитый итальянский музыкальный критик Густаво Маркези.
Среди всех видов сценического искусства опера является наиболее синтетическим, соединяющим в себе далекие друг от друга жанры - музыку, поэзию и театр. Своим появлением современная опера обязана содружеству итальянских поэтов и музыкантов «Флорентийский кружок», сложившемуся в самом начале XVII века. Группа талантливых единомышленников поставила перед собой цель возродить слияние великих жанров искусства по примеру античных авторов. Поэтому родиной современной оперы, без сомнения, является Италия. В течение последующих трех веков плеяда итальянских композиторов, взявших на вооружение новый музыкальный жанр, закрепила за своей страной репутацию настоящей «королевы оперы». Среди великих оперных композиторов мира большинство итальянских имён - Монтеверди, Скарлатти, Россини, Верди, Пуччини.
На рубеже XVIII-XIX вв. итальянское оперное искусство переживало период застоя. Традиционные опера-сериа и опера-буффа исчерпали свои возможности. Деятельность крупнейшего итальянского композитора того времени Гаспаре Спонтини протекала за пределами родины. Вместе с тем в Италии сохранялись богатейшие традиции оперного пения. Бельканто или «прекрасное пение» - вокальная техника, возникшая в середине XVII в., достигает высшей точки в произведениях великих итальянских композиторов XIX в.
Бельканто - стиль исполнения, отличающийся лёгкостью и красотой звучания, безукоризненной кантиленой (напевностью), изяществом и виртуозностью. Этот стиль возник в Италии в середине XVII в. и формировался на основе фонетических особенностей итальянского языка. Влияние бельканто на вокальные школы Европы было настолько сильным, что оперные композиторы писали свои произведения, исходя из особенностей этого стиля. Помимо Италии бельканто проявило себя в произведениях Г.Ф. Менделя, К. В. Глюка и особенно В. А. Моцарта.
Презентация «Великие итальянские композиторы»
Слайд 1:
Слайд 2: Цели презентации:
Итальянские композиторы VII-XX вв. Краткие биографические сведения:
Послушайте это произведение.
Слайд 5:
Игра Паганини раскрывала столь широкие возможности скрипки, что современники подозревали, будто он владеет некой скрытой от других тайной; некоторые даже считали, что скрипач продал душу дьяволу. Все скрипичное искусство последующих эпох развивалось под влиянием стиля Паганини. Вот одно из самых известных произведений Каприз №24.
Слайд 6:
Ложкой льдинкой затрещала
Крышка зимнего пруда.
Ослепило солнце речки,
Нет дорог – один ручей,
Ветра теплого уздечки.
Принесли вчера грачей.
Все щебечет и искрится ласке первых вешних дней,
И торопится умыться. В луже старый воробей.
Слайд 13:
Так дни весны промчались быстро,
И лето теплое пришло.
И солнце жаркое, лучистое.
Оно с собою привело.
Слайд 14:
Послушайте, наступила осень.
День осенний, день печальный,
Лист осиновый, прощальный,
Лист кружится, лист кружится,
Лист на землю спать ложится.
Почти во всех отраслях культуры и искусства между Россией и Италией существовало крепкое содружество, оно сблизило нас и сделало родными. Многие русские композиторы, писатели хоть раз в жизни посетили Италию. Вспомним о самых великих из них.
Глинка М. (1804—1857)
Ещё один наш соотечественник, влюблённый в Италию, которому итальянцы, в свою очередь, отвечали взаимностью… В 1830 году он приехал в Италию изучать «бельканто». Здесь он подружился с итальянскими композиторами Беллини и Доницетти.
В творческом наследии Глинки есть опера «Венецианская ночь», пьеса для фортепьяно «Каприччио» и множество романсов, на написание которых его вдохновили итальянские серенады. Самая известная опера Глинки посвящена Ивану Сусанину, спасшему Москву от польских захватчиков.
Чайковский П. (1840— 1893)
Выдающийся композитор, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Пётр Ильич Чайковский приезжал в Италию так часто и работал там так плодотворно, что его по праву считают «русским итальянцем». Среди множества прекрасных произведений, которые он создал, хотелось бы выделить те, что написаны во Флоренции: «Евгений Онегин» (1878), «Орлеанская дева» (1879), «Итальянское каприччио» (1880). Десять лет спустя он снова вернулся во Флоренцию и, живя в гостинице «Вашингтон», написал знаменитую «Пиковую даму» (1890), а по возвращении в Россию — струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1892). Италия вдохновила композитора и на создание сюиты к знаменитому балету «Щелкунчик».
Игорь Стравинский (1882— 1971)
В Италии побывало много певцов — «золотых голосов» России, но самым прославленным из них, конечно же, был Фёдор Иванович Шаляпин.
Фёдор Иванович Шаляпин. (1873—1938)
Пастернак Б.(1890—1960)
На вопрос: «Каких русских писателей вы знаете?», итальянцы называют Фёдора Достоевского.
Достоевский Ф. (1821 — 1881)
Трогательная любовь к русскому мастеру тонкого психологического анализа вполне объяснима: итальянцы не только хорошо знакомы с его творчеством, но и считают «своим» ещё и потому, что Фёдор Михайлович провёл почти 5 лет во Флоренции, где снимал квартиру рядом с Палаццо Питти и где написал романы «Идиот» и «Бесы».
Гоголь Н. (1809—1852)
Гоголь был частым гостем в салоне Зинаиды Волконской — ещё одной «русской римлянки». Благодарные поклонники поставили в 2003 году в Риме на Вилле Боргезе памятник Гоголю. На постаменте выбита его известная фраза: «О России я могу писать только в Риме…» В письмах друзьям Гоголь писал о Риме и об Италии то с восторгом, то со страстной тоской, то чуть ли не с религиозным трепетом: «Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу — и уж на всю жизнь».
«О, Рим, Рим! Кроме Рима, нет Рима на свете, хотел я было сказать, — счастья и радости, да Рим больше, чем счастье и радость».
«Что за воздух! Кажется, как потянешь носом, то по крайней мере 700 ангелов влетают в носовые ноздри. Удивительная весна!» «Если бы вы знали, с какой радостью я бросил Швейцарию и полетел бы в мою душеньку, в мою красавицу Италию. Она моя! Никто в мире её не отнимет у меня! Я родился здесь…».
«...вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить».
«Вот моё мнение! Кто был в Италии, тот скажи «прости» другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю. Словом, Европа в сравнении с Италией всё равно, что день пасмурный в сравнении с днём солнечным».
«О, Италия! Чья рука вырвет меня отсюда? Что за небо! Что за дни! Лето — не лето, весна — не весна, но лучше весны и лета, какие бывают в других углах мира. Что за воздух! Пью -не напьюсь, гляжу — не нагляжусь. В душе небо и рай. У меня теперь в Риме мало знакомых, или, лучше, почти никого. Но никогда я не был так весел, так доволен жизнью».
«...Нет лучшей участи, как умереть в Риме...»
Кипренский О. (1782—1836)
Егоров А. (1776— 1851)
Брюллов К. (1799— 1852)
Новые предложения каждый день: отелей, апартаментов, вилл и не только...на любой бюджет!