Женщины-композиторы: от Клары Шуман до Валентины Серовой. Выдающиеся женщины – композиторы Русские композиторы женщины

03.11.2019

КОМПОЗИТОРЫ-ЖЕНЩИНЫ

Не ищите в оглавлении этой книги женских имен, вы их не найдете. По той причине, что все «самые-самые» западные композиторы наделены от природы по крайней мере одним общим свойством - наличием Y-хромосомы.

Виновата в таком положении вещей многовековая традиция не допускать женщин к музыкальному образованию и выступлениям на публике. В Средние века женщинам запретили услаждать слушателей пением и игрой на музыкальных инструментах, хотя в тиши аббатств монахини создавали оркестры и даже сочиняли музыку. Запрет на женские публичные выступления сняли только тогда, когда кастраты уже не могли удовлетворять спрос на высокие голоса. (Кастрацию юных певцов окончательно сочли предосудительной в конце восемнадцатого века.) Женщины получили возможность прославиться в качестве оперных певиц - впрочем, нелегко добиться серьезного отношения к себе как к артистке, если все вокруг держат тебя за проститутку.

Кроме оперной сцены, иные пути в музыку для женщин были отрезаны. На протяжении всего девятнадцатого века женщин не принимали в музыкальные учебные заведения, так что учиться они могли только дома. Но даже если женщине удавалось получить солидную подготовку, применить свои умения на практике означало бросить вызов условностям и натолкнуться на непонимание окружающих.

Лишь в середине двадцатого века в составе ведущих оркестров появились женщины. В разгар Второй мировой войны они заняли места мужчин, призванных в армию. С тех пор женщин среди музыкантов становится все больше и больше, однако женщинам-дирижерам и по сей день приходится доказывать свою состоятельность - пусть даже те, кто смог пробиться, вроде Марин Олсоп, руководившей Балтиморским симфоническим оркестром, блестяще продемонстрировали, что женщины способны управиться с дирижерской палочкой не хуже мужчин.

В результате и вопреки духу времени в искусстве композиции по-прежнему доминируют мужчины. Не то чтобы женщин-композиторов вовсе не существует. Например, англичанка Элизабет Маконки (1907–1994) создала замечательную музыку к поэтическим произведениям, в том числе к известному стихотворению Дилана Томаса «И смерть свою утратит власть». Маконки считалась лучшей студенткой на курсе в Королевском музыкальном колледже, но престижную стипендию Мендельсона она не получила, поскольку, как сказал директор колледжа: «Вы же замуж выйдете и больше ни одной ноты не напишете». Ни одно произведение, написанное женщиной, не укоренилось в современном репертуаре концертных залов или оперных театров, хотя, судя по некоторым признакам, ситуация меняется - женщины-композиторы все чаще и внушительнее заявляют о себе.

Из книги Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда автора Вишневский Борис Лазаревич

Женщины Аркадий Натанович всегда был мужчиной привлекательным. Женщинам он нравился.Однако относился он к ним настороженно. «Женщины для меня как были, так и остаются самыми таинственными существами на Земле, – говорил он. – Они знают что-то, чего не знаем мы, – тут он

Из книги Тамерлан автора Ру Жан-Поль

Женщины В Тимуровом царстве разница между тем, как жили иранские женщины, и образом жизни женщин тюркских была огромной. Первые должны были терпеть все ограничения, проистекавшие из мусульманских законов и обычаев; вторые подчинялись кочевническим тюрко-монгольским

Из книги Кинозвезды. Плата за успех автора Безелянский Юрий Николаевич

Женщины Со всеми кинодивами, с которыми снимался Марчелло Мастроянни, судя по светской хронике, его связывали любовные отношения. Так или не так? Сам Мастроянни не любил откровенничать, а тем более, бахвалиться. Он всегда скромно опускал глаза и говорил:- Нет, я не

Из книги Ступени профессии автора Покровский Борис Александрович

КОМПОЗИТОРЫ Когда я встретился с Сергеем Сергеевичем Прокофьевым, мне было чуть больше 30 лет, что по режиссерскому летосчислению может считаться молодостью. В сущности я был юнцом-режиссером. В этом возрасте запоминаешь совсем не то, что надо, что целесообразно, а то, что

Из книги Хроники Фрая автора Фрай Стивен

Шахматы, классическая литература, классические композиторы, любознательность и каверзность Оказалось, что в «Куинзе» действительно было два декана - декан церкви и тот, который отвечал за обучение. В каждую первую неделю месяца один из них устраивал прием, где нас

Из книги Князь Андрей Волконский. Партитура жизни автора Дубинец Елена

Из книги Из пережитого в чужих краях. Воспоминания и думы бывшего эмигранта автора Александровский Борис Николаевич

Российские композиторы Славянская музыка мне неинтересна, она рыхлая, не построена. Я включаю сюда и русскую музыку. К счастью, у Глинки есть итальянщина. Мне пришлось сдавать русскую музлитературу, а я терпеть не мог русские романсы, они меня убивали до тошноты. Педагог

Из книги Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа автора Сухих Игорь Николаевич

XIII Зарубежные русские композиторы, писатели, художники Кроме промелькнувших перед моими глазами за 27 лет пребывания за рубежом многих тысяч эмигрантских политиканов, «активистов», неистовых «рыцарей белой мечты», разного рода авантюристов, о которых шла речь в

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

ЖЕНЩИНЫ …Интимная жизнь Чехова почти неизвестна. Опубликованные письма не вскрывают ее. Но, несомненно, она была сложная. Несомненно, до позднего брака с Книппер Чехов не раз не только увлекался, но и любил «горестно и трудно».Только любивший человек мог написать «Даму с

Из книги ОбрАДно в СССР автора Троицкий Сергей Евгеньевич

Из книги Я – Беглый автора Пробатов Михаил Александрович

СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ОТ ЧЕРНЕНКО И АНДРОПОВА После окончания школы, наш певец и басист ушли в ар­мию, мы остались вдвоем с барабанщиком Моргом. Я остал­ся один в большом городе и не понимал, что теперь делать с музыкой....Вообще, 1984 год был самым х...вым, так как Черненко

Из книги Дальше – шум. Слушая ХХ век автора Росс Алекс

О, женщины… Был у меня приятель в бане. Приходил ко мне париться. Его звали Женька. Он киснул каким-то младшим научным сотрудником в Институте Пути, в Свиблово, а там, на улице Вересковой была небольшая баня, где я работал одно время. Работа эта, несмотря на постоянную суету,

Из книги Блок без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Американские композиторы от Айвза до Эллингтона Чтобы понять культурное беспокойство, которое овладело композиторами во время “бурных 1920-х”, нужно просто прочитать книги Карла ван Вехтена. В 1920-е годы этот американский критик, романист и обличитель нравов в той или

Из книги Мир итальянской оперы автора Гобби Тито

Женщины Любовь Дмитриевна Блок:Физическая близость с женщиной для Блока с гимназических лет это – платная любовь, и неизбежные результаты – болезнь. Слава Богу, что еще все эти случаи в молодости – болезнь не роковая. Тут несомненно травма в психологии.

Из книги Дневник расстрелянного автора Занадворов Герман Леонидович

Из книги автора

ЖЕНЩИНЫ Павел вскрикивал. Скрипел зубами. Неожиданно затихал. Наташе казалось, он уже не дышит. Наташа испуганно прижимала ухо к запекшимся губам.Старуха спала. Лампешка без стекла мигала на припечке. Неверный свет делал уродливой костистую разгоряченную голову на

Мелодии и песни русского народа вдохновляли творчество известных композиторов второй половины XIX века. Среди них были П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, М.И. Глинка и А.П. Бородин. Их традиции были продолжены целой плеядой выдающихся музыкальных деятелей. Русскиекомпозиторы 20 века по-прежнему популярны .

Александр Николаевич Скрябин

Творчество А.Н. Скрябина (1872 – 1915 гг.), русского композитора и талантливого пианиста, педагога, новатора никого не может оставить равнодушным. В его самобытной и импульсивной музыке порой слышны мистические моменты. Композитора притягивает и влечет образ огня. Даже в названиях своих произведений Скрябин часто повторяет такие слова, как огонь и свет. Он пытался найти возможность объединения в своих произведениях звука и света.

Отец композитора - Николай Александрович Скрябин, был известным русским дипломатом, действительным статским советником. Мать - Любовь Петровна Скрябина (в девичестве Щетинина), слыла очень талантливой пианисткой. Она с отличием окончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Ее профессиональная деятельность началась успешно, но вскоре после рождения сына она умерла от чахотки. В 1878 г. Николай Александрович закончил учебу и получил назначение в русское посольство в Константинополе. Воспитание будущего композитора продолжили его близкие родственники - бабушка Елизавета Ивановна, ее сестра Мария Ивановна и сестра отца Любовь Александровна.

Несмотря на то, что в пять лет Скрябин освоил игру на пианино, а немного позже начал заниматься музыкальными композициями, согласно семейной традиции, получил военное образование. Он закончил 2-й Московский кадетский корпус. Параллельно брал частные уроки по классу фортепиано и теории музыки. Позже он поступил в Московскую консерваторию и закончил ее с малой золотой медалью.

В начале своей творческой деятельности Скрябин сознательно следовал Шопену, выбирал те же жанры. Однако даже в то время уже проявился его собственный талант. В начале XX века он написал три симфонии, затем «Поэму экстаза» (1907 г.) и «Прометей» (1910 г.). Интересно, что партитуру «Прометея» композитор дополнил партией световой клавиатуры. Он первый начал использовать светомузыку, назначение которой характеризуется раскрытием музыки методом зрительного восприятия.

Случайная смерть композитора прервала его работу. Он так и не осуществил свой замысел по созданию «Мистерии» - симфонии звуков, красок, движений, запахов. В этом произведении Скрябин хотел поведать всему человечеству свои сокровенные мысли и вдохновить его на создание нового мира, ознаменовавшегося соединением Вселенского Духа и Материи. Его самые значительные произведения являлись лишь предисловием к этому грандиозному проекту.

Известный русский композитор, пианист, дирижер С.В. Рахманинов (1873 – 1943 гг.) родился в обеспеченной дворянской семье. Дед Рахманинова был профессиональным музыкантом. Первые уроки игры на фортепиано ему давала мать, а впоследствии пригласили учительницу музыки А.Д. Орнатскую. В 1885 г. родители определили его в частный пансион к профессору Московской консерватории Н.С. Звереву. Порядок и дисциплина в учебном заведении оказали значительное влияние на формирование будущего характера композитора. Позже он окончил Московскую консерваторию с золотой медалью. Еще будучи студентом, Рахманинов пользовался большой популярностью у московской публики. Он уже создал свой «Первый фортепианный концерт», а также некоторые другие романсы и пьесы. А его «Прелюдия до-диез минор» стала очень популярной композицией. Великий П.И. Чайковский обратил внимание на дипломное произведение Сергея Рахманинова - оперу «Олеко», которая была им написана под впечатлением от поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Петр Ильич добился ее постановки в Большом театре, пытался помочь с включением этого произведения в репертуар театра, но неожиданно умер.

С двадцати лет Рахманинов преподавал в нескольких институтах, давал частные уроки. По приглашению известного мецената, театрального и музыкального деятеля Саввы Мамонтова, в 24 года композитор становится вторым дирижером Московской русской частной оперы. Там же он подружился с Ф.И. Шаляпиным.

Карьера Рахманинова прервалась 15 марта 1897 г. в связи с непринятием петербургской публикой его новаторской Первой симфонии. Рецензии на это произведение были поистине разгромными. Но самое большое огорчение доставил композитору отрицательный отзыв, оставленный Н.А. Римским-Корсаковым, мнение которого Рахманинов очень ценил. После этого он впал в затяжную депрессию, выйти из которой ему удалось при помощи врача -гипнотизера Н.В. Даля.

В 1901 г. Рахманинов заканчивает работу над Вторым фортепианным концертом. И с этого момента начинается его активная творческая деятельность как композитора и пианиста. Уникальный стиль Рахманинова объединил русские церковные песнопения, романтизм и импрессионизм. Главным ведущим началом в музыке он считал мелодию. Наибольшее выражение это нашло в любимом произведении автора - поэме «Колокола», которую он написал для оркестра, хора и солистов.

В конце 1917 г. Рахманинов с семьею покидает Россию, работает в Европе, а затем уезжает в Америку. Композитор тяжело переживал разрыв с Родиной. Во время Великой Отечественной войны он давал благотворительные концерты, выручку от которых направлял в Фонд Красной Армии.

Музыка Стравинского отличается стилистическим разнообразием. В самом начале его творческой деятельности она имеет в своей основе русские музыкальные традиции. А затем в произведениях слышится влияние неоклассицизма, характерного для музыки Франции того периода и додекафонии.

Игорь Стравинский родился в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), в 1882 г. Отец будущего композитора Федор Игнатьевич - известный оперный певец, один из солистов Мариинского театра. Его матерью была пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская. С девяти лет учителя преподавали ему уроки игры на фортепиано. После завершения гимназии он, по просьбе родителей, поступает на юридический факультет университета. Два года, с 1904 по 1906, брал уроки у Н.А. Римского-Корсакова, под руководством которого им были написаны первые произведения - скерцо, соната для фортепиано, сюита «Фавн и пастушка». Сергей Дягилев высоко оценил талант композитора и предложил ему сотрудничество. Результатом совместной работы стали три балета (в постановке С. Дягилева) - «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

Незадолго до Первой мировой войны композитор уезжает в Швейцарию, затем во Францию. В его творчестве наступает новый период. Он изучает музыкальные стили XVIII века, пишет оперу «Царь Эдип», музыку к балету «Аполлон Мусагет». Его авторский почерк со временем несколько раз менялся. Много лет композитор прожил в США. Последнее его знаменитое произведение «Реквием». Особенностью композитора Стравинского считается способность постоянно менять стили, жанры и музыкальные направления.

Композитор Прокофьев родился в 1891 г. в небольшом селе Екатеринославской губернии. Мир музыки для него открыла мать, хорошая пианистка, часто исполнявшая произведения Шопена и Бетховена. Она же стала для сына настоящим музыкальным наставником и, кроме этого, обучала его немецкому и французскому языкам.

В начале 1900 г. юному Прокофьеву удалось побывать на балете «Спящая красавица» и послушать оперы «Фауст» и «Князь Игорь». Впечатление, полученное от представлений Московских театров, выразилось в собственном творчестве. Он пишет оперу «Великан», а затем увертюру к «Пустынным берегам». Родители вскоре понимают, что не могут дальше обучать сына музыке. Вскоре начинающий композитор в возрасте одиннадцати лет был представлен известному русскому композитору и педагогу С.И. Танееву, который лично просил Р.М. Глиэра заняться с Сергеем музыкальной композицией. С. Прокофьев в 13 лет сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию. В начале своей карьеры композитор много гастролировал и выступал. Однако его творчество вызывало непонимание у публики. Это было связано с особенностями произведений, которые выражались в следующем:

  • модернистский стиль;
  • разрушение установившихся музыкальных канонов;
  • экстравагантность и изобретательность композиторских приемов

В 1918 г. С. Прокофьев уезжает из и возвращается лишь в 1936 г. Уже в СССР он пишет музыку к кинофильмам, оперы, балеты. Но после того как был обвинен вместе с рядом других композиторов в «формализме», практически переехал жить на дачу, но продолжал писать музыкальные произведения. Его опера «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка» стали достоянием мировой культуры.

Русскиекомпозиторы 20 века,которые жили на рубеже веков, не только сохранили традиции предыдущего поколения творческой интеллигенции, но и создали свое, уникальное искусство, для которого образцами оставались произведения П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.

«Скорее мужчина родит ребенка, чем женщина напишет хорошую музыку», - заявил однажды немецкий композитор Иоганнес Брамс. Спустя полтора века женщины-композиторы собирают крупнейшие мировые концертные залы, пишут музыку для кино и выступают с важными социальными инициативами. «Апрель» совместно с косметическим брендом NanoDerm рассказывает о женщинах, чей талант и труд помог опровергнуть стереотип о «мужской» профессии композитора.


1. Кассия Константинопольская

Греческая монахиня Кассия родилась в богатой константинопольской семье в 804 или 805 году. Сегодня ее знают не только как основательницу женского монастыря в Константинополе, но и как одну из первых женщин-гимнографов и композиторов.

Кассия была очень красива и, согласно некоторым источникам, в 821 году даже участвовала в смотре невест для императора Феофила. Девушке не суждено было стать женой императора, и вскоре Кассия постриглась в монахини, чтобы провести всю жизнь в основанном ею же монастыре. Там Кассия сочиняла церковные гимны и каноны, а анализ ее произведений, содержащих отсылки к сочинениям античных авторов, позволяет сделать вывод о хорошем светском образовании девушки.

Кассия Константинопольская - один из первых композиторов, чьи произведения могут исполнены современными музыкантами.

2. Хильдегарда Бингенская

Немецкая монахиня Хильдегарда Бингенская была неординарной личностью не только в том, что касалось написания музыки - она также работала над трудами по естествознанию и медицине, писала мистические книги видений, а также духовные стихи.

Хильдегарда родилась в конце XI века и была десятым ребенком в дворянской семье. С восьми лет девочка была на воспитании у монахини, а в 14 начала жить в монастыре, где изучала искусство и литургику.

Сочинять музыку на собственные стихи девочка начала еще в детстве, а уже во взрослом возрасте собрала свои произведения в сборник под названием «Гармоническая симфония небесных откровений». В сборник вошли распевы, объединенные в несколько частей по литургическим темам.


3. Барбара Строцци

Итальянский композитор Барбара Строцци, которую позже прозвали «виртуознейшей», была внебрачной дочерью поэта Джулио Строцци, который позже ее удочерил. У самой Барбары было четверо внебрачных детей от разных мужчин. Девочка родилась в 1619 году в Венеции и училась у композитора Франческо Кавалли.

Строцци писала кантаты, ариетты, мадригалы, а тексты для произведений дочери писал ее отец Джулио. Барбара стала первым композитором, выпускавшим свои произведения не в сборниках, а по одному. Музыку Барбары Строцци исполняют и переиздают и сегодня.

4. Клара Шуман

Урожденная Клара Вик родилась в 1819 году в Лейпциге, в семье известного в городе и стране педагога по фортепиано Фридриха Вика. С раннего возраста девочка обучалась игре на фортепиано у отца, и уже в возрасте 10 лет начала с успехом выступать на публике.

Вместе с отцом Клара ездила в турне по Германии, затем давала несколько концертов в Париже. Примерно в это же время юная Клара начала писать музыку - ее первые произведения были опубликованы в 1829 году. Тогда же учеником Фридриха Вика стал молодой Роберт Шуман, чье восхищение талантливой дочерью учителя переросло в любовь.

В 1940 году Клара и Роберт поженились. С тех пор девушка стала исполнять музыку, написанную мужем, зачастую она первой представляла публике новые сочинения Роберта Шумана. Также дебютное исполнение своих произведений Кларе доверял композитор Иоганнес Брамс, близкий друг семьи.

Собственные сочинения Клары Шуман отличались современностью и считались одним из лучших образцов романтической школы. Высоко ценил сочинения жены и Роберт Шуман, который, однако, настоял на том, чтобы супруга сосредоточилась на семейной жизни и их восьмерых детях.
После смерти Роберта Шумана Клара продолжила выступать с его произведениями, а интерес к ее собственному творчеству вспыхнул с новой силой в 1970 году, когда впервые появились записи сочинений Клары


5. Эми Бич

Американка Эми Марси Чейни Бич - единственная женщина в так называемой «Бостонской шестерке» композиторов, куда, помимо нее, входили музыканты Джон Ноулз Пейн, Артур Фут, Джордж Чедуик, Эдуард Мак-Доуэлл и Горацио Паркер. Считается, что композиторы «шестерки» оказали решающее влияние на формирование американской академической музыки.

Эми родилась 5 сентября 1867 года в состоятельной нью-гемпширской семье. С ранних лет девочка занималась музыкой под руководством матери, а после переезда семьи в Бостон начала изучать и композиторское искусство. Первый сольный концерт Эми Бич состоялся в 1883 году и имел большой успех. Через два года девушка вышла замуж и по настоянию мужа практически прекратила выступать, сосредоточившись на написании музыки.

С собственными произведениями она позже выступала на гастролях в Европе и Америке, а сегодня Эми Бич считается первой женщиной, которой удалось сделать успешную карьеру в высоком музыкальном искусстве.

6. Валентина Серова

Первая российская женщина-композитор, урожденная Валентина Семеновна Бергман родилась в 1846 году в Москве. Девочке не удалось окончить Санкт-Петербургскую консерваторию из-за конфликта с директором, после чего Валентина стала брать уроки у музыкального критика и композитора Александра Серова.

В 1863 году Валентина и Александр поженились, еще через два года у супругов родился сын, будущий художник Валентин Серов. В 1867 году Серовы стали издавать журнал «Музыка и театр». Супруги поддерживали дружеские отношения с Иваном Тургеневым и Полиной Виардо, Львом Толстым, Ильей Репиным.

Валентина Серова довольно трепетно относилась к творчеству своего мужа, и после его смерти выпустила четыре тома статей о супруге, а также завершила его оперу «Вражья сила».

Серова - автор опер «Уриэль Акоста», «Мария Д"Орваль», «Мироед», «Илья Муромец». Помимо музыки она также писала статьи о композиторском искусстве, выпустила мемуары о встречах со Львом Толстым и воспоминания о муже и сыне.


7. София Губайдулина

Сегодня российский композитор София Губайдулина живет и работает в Германии, однако в ее родном Татарстане ежегодно проводятся музыкальные конкурсы и фестивали, посвященные прославленной уроженке республике.

София Губайдулина родилась в городе Чистополе в 1931 году. Девочкой она закончила казанскую музыкальную гимназию, а после поступила в Казанскую консерваторию, где училась по классу композиции. Переехав в Москву, Губайдулина продолжила обучение в Московской консерватории, и после ее окончания получила важное для себя напутствие от композитора Дмитрия Шостаковича: «Я вам желаю идти своим «неправильным» путем».

Вместе с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым София Губайдулина входила в троицу московских композиторов-авангардистов. Губайдулина много работала для кино и написала музыку к таким фильмам как «Вертикаль», «Человек и его птица», «Маугли», «Чучело».

В 1991 году София Губайдулина получила немецкую стипендию и с тех пор живет в Германии, регулярно приезжая в Россию с концертами, фестивалями и различными социальными инициативами.

«В Древней Греции все арфисты были мужчинами, а теперь это «женский» инструмент. Времена меняются, и слова Брамса о том, что «скорее мужчина родит ребёнка, чем женщина напишет хорошую музыку», звучат уже несерьёзно,» - сказала София Асгатовна в одном из интервью.


На сегодняшний день отечественной музыкальной науке мало что известно о сочинительницах музыки середины и конца XIX века. Долгое время считалось, что в то время не существовало женщин-композиторов. Такое ошибочное представление было связано с нехваткой биографических фактов и конкретных документированных примеров: многие произведения женщин-композиторов XIX века существовали в виде автографов и изданий в одном экземпляре, поэтому разыскать и систематизировать их теперь очень трудно.


Однако зарубежными историками музыки проделана значительная работа в исследовании женского композиторского творчества XIX века, подтверждающая музыкально-творческую активность женщин-авторов, что позволяет восполнить имеющийся пробел в литературе на русском языке.

Среди исследований, послуживших источниками информации для данной статьи – «Интернациональная энциклопедия женщин-композиторов» Аарона Коэна, работы Беа Фридланда, Эльзы Тальхаймер, Евы Вайсвайлер, статьи Генриха Адольфа Кёстлина, Марсии И. Цитрон, Кристин Хайтман. С помощью изложенных в этих источниках фактов мы можем познакомиться с некоторыми подробностями биографий женщин-творцов XIX века, а также частично воссоздать картину социального положения сочинительниц данного исторического периода. Среди наиболее значительных женщин-композиторов XIX века – немки Фанни Гензель, Жозефина (Каролина) Ланг, Иоанна Кинкель, Луиза Адольфа Ле Бо, Эмилия Майер, а также француженки Луиз Фарран и Августа Мария-Анна Холмс.

Фанни Гензель


Талантливый композитор Фанни Гензель , старшая сестра Феликса Мендельсона-Бартольди, сполна испытала на себе все трудности композиторского пути женщины XIX века. Будучи одарённым музыкантом и получив прекрасное музыкальное образование, она, тем не менее, не смогла полностью реализоваться как композитор, так как вся её семья, включая брата-музыканта, неодобрительно относились к музыкальной карьере Фанни.

Фанни Гензель родилась в 1805 году в культурно просвещенной семье, что позволило ей с раннего детства общаться выдающимися людьми своего времени. Впоследствии она стала яркой фигурой процветающего берлинского салона. Гензель была прекрасной пианисткой, но не выступала на публике из-за предрассудков своей семьи. И даже её замужество не изменило ситуации, несмотря на положительное отношение мужа, прусского придворного художника Вильгельма Гензеля к музыкальной деятельности жены. Важная историческая роль Фанни Гензель заключается в её влиянии на творческую судьбу брата Феликса. М. И. Цитрон пишет: «Они музыкально и интеллектуально вдохновляли друг друга, и каждый помогал формировать будущие произведения друг друга. К примеру, оратория Феликса «Святой Павел», законченная в 1837 году, только выиграла от участия Фанни в процессе сочинения». Однако Феликс выступил противником публикаций сочинений сестры, и из примерно 400 её работ только единичные были изданы.

Большинство её произведений вышли в свет уже после её смерти – между 1846 и 1850 годами. Более того, первые публикации музыки Фанни Мендельсон были осуществлены под именем Феликса Мендельсона: 3 песни в его ор. 8 (1827) и 3 песни в ор. 9 (1830). Причины использования имени брата неизвестны, тем более что, по мнению Цитрон, использование творческих псевдонимов было нетипичной практикой среди женщин-композиторов XIX века.

Только в 1837 году появилось первое произведение Гензель, подписанное её собственным именем, – это была песня, опубликованная в одной из антологий. В течение следующего десятилетия произведения композитора не издавались – исключением являются отдельные песни, опубликованные в 1839 году. Незадолго до смерти сочинительницы вышло в свет собрание песен для голоса в сопровождении фортепиано ор. 1, которое «доставило Гензель огромное удовлетворение от того, что она, наконец, увидела свои сочинения, опубликованные в полном объёме под собственным именем».

Первая песня ор. 1 «Лебединая песня» написана на стихи Генриха Гейне. Фанни имела возможность видеться с великим поэтом, что и привело к созданию этого сочинения.
Творческие интересы Фанни Гензель были сосредоточены в типично «женских» жанрах, связанных с традицией домашнего музицирования – в основном, фортепианная и вокальная музыка. Она оставила после себя богатое песенное творчество, а также экспериментировала с крупными формами – от сонаты до оратории. Многие её сочинения – песни без слов, сонаты, романсы – были опубликованы под именем Феликса. Среди её неопубликованных сочинений – вокальный квартет «В могиле», кантата «Моя душа так спокойна», цикл песен «Домашний сад», фортепианный квартет Asdur, фортепианное трио.

Она также является автором увертюры для оркестра, а также трио и струнных квартетов. Несмотря на небольшую известность её творчества, многие произведения композитора, в том числе, оркестровые и хоралы, были представлены в Воскресных музыкальных сборниках. Умерла Фанни Гензель в 1847 году.

Иоанна Кинкель

Жозефина Ланг

Луиз Адольфа Ле Бо

Луиз Фарранк

Эмилия Майер

Августа Мария Анна Холмс


Композиторское наследие Иоанны Кинкель (1810 – 1858) составляют следующие сочинения: вокальная кантата, баллада для голоса с фортепиано «Дон Рамиро», церковное произведение для хора и оркестра «Hymnis in CoenaDomini», а также цикл песен «Бурные странствия душ».

В ероника Дударова, София Губайдулина, Елена Образцова — имена, известные не только в России, но и за ее пределами. Вспоминаем великих женщин-музыкантов ХХ века.

Вероника Дударова

Вероника Дударова. Фотография: classicalmusicnews.ru


Вероника Дударова. Фотография: south-ossetia.info

Вероника Дударова родилась в Баку в 1916 году. В 1938 году она окончила фортепианное отделение музыкального училища при Ленинградской консерватории и приняла необычное для того времени решение — стать дирижером. В СССР тогда еще не было женщин, решившихся выйти к симфоническому оркестру. Вероника Дударова стала ученицей двух мэтров — Лео Гинзбурга и Николая Аносова.

Дебютировала она в качестве дирижера в Центральном детском театре в 1944 году. Затем работала в оперной студии Московской консерватории.

В 1947 году Вероника Дударова стала дирижером Московского государственного симфонического оркестра, а в 1960 году заняла пост главного дирижера и художественного руководителя этого коллектива. В репертуар Дударовой постепенно вошел огромный объем сочинений — от Баха и Моцарта до Альфреда Шнитке, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной.

В интервью она не раз говорила о кровавых репетициях, о том, что порой приходится «сурово добиваться результата». В 1991 году Дударова организовала и возглавила Государственный симфонический оркестр России. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса: она стала первой в мире женщиной, проработавшей с симфоническими оркестрами более 50 лет.

Фестиваль, посвященный Веронике Дударовой:


София Губайдулина


София Губайдулина. Фотография: remusik.org


София Губайдулина. Фотография: tatarstan-symphony.com

Композитор София (Сания) Губайдулина родилась в 1931 году в Чистополе. Ее отец был геодезистом, мать — учительницей младших классов. Вскоре после рождения дочери семья переехала в Казань. В 1935 году София Губайдулина начала заниматься музыкой. В 1949-м она стала студенткой фортепианного факультета Казанской консерватории. Позже пианистка решила писать музыку сама и поступила на композиторский факультет Московской консерватории — сначала в класс Юрия Шапорина, затем Николая Пейко, а потом в аспирантуру под руководством Виссариона Шебалина.

Коллеги Софии Губайдулиной отмечали, что уже в первых сочинениях она обращалась к религиозным образам. Это особенно заметно в партитурах 1970-80-х годов: «De profundis» для баяна, концерт для скрипки «Offertorium» («Жертвоприношение»), «Семь слов» для виолончели, баяна и струнных. Проявлялось это и в поздних сочинениях — «Страсти по Иоанну», «Пасха по Иоанну», «Простая молитва».

«Моей целью всегда было услышать звучание мира, звучание своей собственной души и изучить их столкновение, контраст или, наоборот, сходство. И чем дольше я иду, тем яснее мне становится, что я все это время занимаюсь поисками того звучания, которое соответствовало бы правде моей жизни».

София Губайдулина

В конце 1980-х годов София Губайдулина стала всемирно известным композитором. С 1991 года она живет в Германии, но часто приезжает в Россию. Сегодня в разных странах проводятся посвященные ей фестивали, с ней сотрудничают лучшие музыкальные коллективы и солисты.

Документальный фильм о Софии Губайдулиной:


Елена Образцова



Елена Образцова. Фотография: classicalmusicnews.ru

Елена Образцова родилась в 1939 году в Ленинграде. Когда наступило время поступать в университет, девушка выбрала вокальный факультет Ленинградской консерватории, хотя ее отец настаивал на том, чтобы дочь занималась радиотехникой. В 1962 году студентка Образцова стала победителем Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки. Вскоре молодая певица дебютировала в Большом театре — ее первой партией стала Марина Мнишек в «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского.

В русский репертуар певицы вошли также Марфа из оперы «Хованщина» Мусоргского, Любаша из «Царской невесты» Николая Римского-Корсакова, Элен Безухова из «Войны и мира» Сергея Прокофьева. Партию Графини в «Пиковой даме» Петра Чайковского Елена Образцова исполняла на протяжении всей музыкальной карьеры. Певица говорила: «Я могу ее до ста лет петь, пока звучит голос. И она обрастает и обрастает новыми красками» .

Одной из самых известных ролей из зарубежного репертуара Образцовой стала Кармен в опере Бизе. Не только советские, но и испанские слушатели признавали ее лучшей исполнительницей этой партии.
Партнерами Образцовой были Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Мирелла Френи. Важным событием в жизни певицы стала встреча с композитором Георгием Свиридовым: он посвятил ей несколько вокальных сочинений.

Программа «Линия жизни» с Еленой Образцовой:

Элисо Вирсаладзе


Элисо Вирсаладзе. Фотография: archive.li


Элисо Вирсаладзе. Фотография: riavrn.ru

Элисо Вирсаладзе родилась в Тбилиси в 1942 году. Ее педагогом в школе и консерватории была бабушка — известная грузинская пианистка Анастасия Вирсаладзе. В 1962 году Элисо получила третью премию на II Международном конкурсе имени Чайковского. В 1966 году, после окончания Тбилисской консерватории, она поступила в аспирантуру Московской консерватории в класс Якова Зака.

С 1967 года Элисо Вирсаладзе преподавала в Московской консерватории. Среди выпускников ее класса — лауреаты международных конкурсов Борис Березовский, Алексей Володин, Дмитрий Каприн.

В репертуаре пианистки особое место занимают сочинения Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Роберта Шумана, Чайковского, Прокофьева. Она часто выступает в ансамбле с виолончелисткой Наталией Гутман.

«Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина» , — так говорил о Вирсаладзе Святослав Рихтер.

Сегодня Элисо Вирсаладзе много выступает с сольными и камерными программами, часто играет с оркестрами. О концертах она говорит как о таинстве: «Выходишь на сцену и принадлежишь композитору, которого исполняешь, и залу, для которого играешь» .

Программа «Собрание исполнений» и концерт Элисо Вирсаладзе:


Наталия Гутман



Наталия Гутман. Фотография: classicalmusicnews.ru

Родилась будущая виолончелистка в Казани в 1942 году, первые уроки игры на виолончели получила у своего отчима — Романа Сапожникова. Затем она занималась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. В 1964 году Наталия окончила Московскую консерваторию по классу Галины Козолуповой, а в 1968 — аспирантуру Ленинградской консерватории, где ее руководителем был Мстислав Ростропович.

Еще в консерваторские годы Наталия стала лауреатом нескольких конкурсов, в том числе II Международного конкурса имени Чайковского. В 1967 году она начала преподавать в Московской консерватории.

«Если я буду просто профессионально водить смычком и думать о своем — это будет сразу слышно! Для меня автоматизм исполнения, безучастность — страшный провал!» — говорит она.

Сейчас Наталия Гутман обучает молодых музыкантов во многих европейских городах, организует крупные фестивали и продолжает гастролировать.

Выступление на «Декабрьских вечерах» в ГМИИ имени Пушкина:


______________________________________________