Тициан. Аллегория Благоразумия. Удивительные аллегории тициановской живописи: Кто послужил прообразами для «странной картины» гениального итальянца Поздний Тициан. Где посмотреть

27.09.2019

В 1508 ГОДУ В ВЕНЕЦИИ ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ ХУДОЖНИК ДЖОРДЖОНЕ
ОКОНЧИЛ РОСПИСИ ФАСАДА НЕМЕЦКОГО ПОДВОРЬЯ, ПОРАЗИВШИЕ
СОВРЕМЕННИКОВ. НО ОСОБЕННО ЗНАТОКИ ХВАЛИЛИ ФРЕСКИ БОКОВОГО ФАСАДА, АВТОРОМ КОТОРЫХ БЫЛ НЕ САМ МАСТЕР, А ЕЩЕ СОВСЕМ ЮНЫЙ УЧЕНИК ДЖОРДЖОНЕ - ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИ ИЗ КАДОРЕ.
ТАК В ВЕНЕЦИИ ВПЕРВЫЕ ПРОЗВУЧАЛО ИМЯ, СТАВШЕЕ ВПОСЛЕДСТ$
ВИИ ЦЕЛОЙ ЭПОХОЙ В ИСКУССТВЕ ИТАЛИИ.

Творческая жизнь Тициана охватывает почти три четверти
бурного XVI столетия. Он пережил и годы наивысшего
подъема духовных сил Италии, и годы глубокого кризиса
всей культуры Возрождения.

Около 1505 года Леонардо да Винчи пишет знаменитую
«Джоконду», в 1508 году молодой Микеланджело начинает
роспись Сикстинской капеллы. А уже через несколько лет
современники ставят рядом с именами этих прославленных мастеров имя Тициана.

Созданное великим художником по своим масштабам
превосходит творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и
Микеланджело, вместе взятых. Но величайшие шедевры
Тициана рождаются во второй половине XVI века-в эпоху драматических потрясений, ознаменовавшую гибель
того прекрасного мира, который создали в своем воображении мастера Ренессанса. Глубокий старик, давно потерявший популярность в Венеции и почти не получающий
заказов, он пишет теперь картины для себя.

Одна из работ позднего Тициана-«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие». Здесь портреты самого Тициана, его сына Орацио и внука Марко соединены
с головами волка, льва и собаки, что олицетворяет собой
прошлое, настоящее и будущее. В христианской символике трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его частей: memoria («память»), intelligentia
(«знание»), prudentia («опыт»).

Ключ к расшифровке аллегории картины заключается
в надписи в верхней ее части: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» - «Опираясь на
прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не
навредить будущему».

«Аллегорию Благоразумия», как и все поздние работы
Тициана, отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и тончайшее эмоционально-психологическое толкование религиозных и мифологических тем. Поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью, иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняющих друг друга, взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, из которого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски.

Один из учеников Тициана оставил подробное описание того, как мастер работал в последние годы:
«Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как
бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Я сам видел такие энергично
сделанные подмалевки, исполненные густо насыщенной
кистью либо в чистом красном тоне, который призван был
наметить полутон, либо белилами. Той же кистью, окуная
ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей. С этим же великим
умением, при помощи всего лишь четырех цветов вызывал
он из небытия обещание прекрасной фигуры… Он покрывал затем эти остовы, представляющие своеобразный экстракт из всего наиболее существенного, живым телом, дорабатывая его посредством ряда повторных мазков до такого состояния, что, казалось, ему не хватало только дыхания… Последние ретуши он наводил легкими ударами пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам
и втирая один тон в другой. Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место, либо же лессировал красным тоном, точно каплями
крови, для оживления живописной поверхности… К концу
он поистине писал больше пальцами, нежели кистью».

Поздний Тициан. Где посмотреть

Эскориал, монастырь Сан Лоренцо
Мученичество Святого Лаврентия. 1567
Рим, галерея Боргезе
Венера, завязывающая глаза Амуру. Ок. 1565
Санкт$Петербург, Эрмитаж
Кающаяся Мария Магдалина. Ок. 1565
Святой Себастьян. 1575
Мадрид, Прадо
Несение креста. 1570-1575
Испания приходит на помощь Религии. Ок. 1575
Вена, Музей истории искусства
Портрет Якопо Страда. 1567-1568
Пастух и нимфа. 1575-1576
Лондон, Национальная галерея
Мадонна с младенцем. 1565-1570

Мюнхен, Старая Пинакотека
Коронование терновым венцом. 1570-1575
Сент$Луис, Художественный музей
Поругание Христа. 1570-1575
Кембридж, Музей Фитцвильям
Тарквиний и Лукреция. 1571
Роттердам, Музей Бойманс ван Байнинген
Ребенок с собаками. 1575-1576
Кромержиж, Картинная галерея
Наказание Марсия. 1575-1576
Венеция, Галерея Академии
Оплакивание Христа. 1576

«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие».Ок. 1565 ,Тициан (1490 - 1576)
Меня давно привлекала эта философская картина Тициана,написанная уже в зрелые годы. Три возраста человека (Юность, Зрелость, Старость) .
Ключ к расшифровке аллегории картины заключается в надписи в верхней ее части: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» -
«ОПИРАЯСЬ НА ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ ПОСТУПАЕТ БЛАГОРАЗУМНО, ЧТОБЫ НЕ НАВРЕДИТЬ БУДУЩЕМУ.».

Здесь портреты самого Тициана, его сына Орацио и племянника Марко соединены с головами волка, льва и собаки, что олицетворяет собой прошлое, настоящее и будущее. В христианской символике трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его частей: memoria («память»), intelligentia («знание»), prudentia («опыт»).

В античной мифологии языком символов пользовались, чтоб точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа.
Возраст зрелого мужчины Тициан сравнивает со львом - все в его власти, он правит миром,
а возраст молодого человека с доверчивой готовностью молодой собаки нести службу,
старости достается мудрость, глубокое знание жизни, одиночество и физическая немощь».

Ястребиный профиль старика, олицетворяющего прошлое, это профиль самого Тициана.(Слева) Это то же лицо, которое мы видим на незабываемом автопортрете в Прадо,который датируется тем же самым периодом,что и "Аллегория",когда Тициану было уже за 90.
В центре преданный сын Орацио, который, будучи прямой противоположностью своему порочному брату Помпонио, был верным помощником отца на протяжении всей его жизни.

Таким образом Орацио Вечелли, которому тогда было около сорока пяти, в 1569 официально был провозглашен «преемником»: в его лице «настоящее» наследовало тициановскому «прошлому».
Это, в свою очередь, подводит нас к предположению, что именно его лицо появляется в центре картины - это «воплощение силы и пыла», как, сравнивая настоящее с прошлым и будущим.
Если лицо самого Тициана обозначает прошлое, а лицо Орацио - настоящее, то вполне вероятно, что третье, молодое, обозначающее будущее, принадлежит племяннику художника.

Тициан взял в дом и заботливо наставлял в своем искусстве дальнего родственника, которого «особенно любил»: Марко Вечелли. родившегося в 1545, которому, следовательно, к тому времени, когда была создана «Аллегория Благоразумия»,исполнилось двадцать с небольшим.Он,как бы замыкает три поколения семьи Вечелли.
Как бы там ни было, внешность юноши, так же как и лицо старика, менее плотское, чем лицо зрелого мужчины в центре. Будущее, как и прошлое, менее «реальны», чем настоящее. Но в отличие от погруженного тень прошлого оно сияет избытком света.

Это официальные предположения и размышления искусствоведов.
Принимая во внимание тогдашние настроения Тициана, попробуем выразить основную мысль, заложенную в этой удивительной аллегории, прибегнув к наиболее распространенной в тициановские времена поэтической форме.

Три возраста, и в каждом есть услада.
Весной избыток сил и чувств броженье,
А ближе к осени успокоенье,
И даже в старости своя отрада.

У молодости смелость и бравада –
Ей часто так недостает терпенья.
С годами осеняет нас прозренье,
И старец обретает мудрость взгляда.

Без прошлого бы не было сегодня,
А с ним не за горами и грядущее.
Законы временные непреложны -
В них воля проявляется Господня,
И лишь Ему подвластно все живущее.
Потуги наши жизнь продлить ничтожны.

Как вы относитесь к фразе Тициана:

«Из прошлого настоящим руководит Благоразумие, дабы не навредить деяниям будущего».?

Http://maxpark.com/community/5917/content/2259301

Год: 1565–1570.
Тип: Холст, масло.
Размеры: 76,2*68,6 см.

Аллегория благоразумия

«Аллегория благоразумия» была написана маслом в 1565–1570 года. Авторство приписывается итальянскому живописцу Тициану (возможно, ему помогали).

На работе изображены три головы животных, смотрящих в разные стороны (слева направо: волк, лев, собака), под тремя человеческими головами. При анализе картину интерпретируют на нескольких «уровнях».

Аллегория благоразумия

Три возраста человека

На этом уровне представлены человеческая юность, зрелость и старость. Возможно, головы символизируют более широкое понятие самого времени, изображают прошлое, настоящее и будущее. Эта тема повторяется и в головах зверей, которые, согласно некоторым традициям, связанны с соответствующими временными периодами.

Святой Себастьян. Тициан.

Опыт прошлого

Еще один уровень, благодаря которому картина приобрела свое нынешнее название, основана на едва заметной подписи (вверху картины), гласящий: «EX PRAETERITO | PRAESENS PRUDENTER AGIT | NE FUTURA ACTIONE DETURPET» («Из опыта прошлого, настоящие действия предусмотрительны, чтобы не испортить будущее»). Предполагает, что картина определенным образом связана с похождением молодости Тициана, и моменте, когда художник задумался о плате за необдуманные поступки.

Таким образом, картина действует как визуальный советник от трех поколений, призывающий действовать благоразумно и осмотрительно, передавая этот опыт своим потомкам.

О грехе и покаянии

Однако, совсем недавно, картину объяснили совершенно по-другому. Вместо «аллегории благоразумия» тематику работы определили как «грех и покаяние». С этой точки зрения Тициан показывает неспособность действовать в юности и зрелом возрасте предусмотрительно и благоразумно, что в старости приводит к сожалению и грусти.

В этой плоскости картина интерпретировалась как утверждение о благоразумии, которое приходит в старости, с опытом. Такая трактовка опровергает мнение о том, что пожилые люди представляют опасность для изобразительного искусства.

Существует версия, что на картине изображен Тициан и два его помощника (Орацио и Марко). Она не противоречит указанным выше интерпретациям.

Картина «Аллегория благоразумия» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Глеб

Передача отвлеченного понятия при помощи образа. Это один из способов сообщения посетителю о программе сада, о вкусах и убеждениях владельца.

Аллегорическую нагрузку почти всегда имеет садовая скульптура. Верхний сад Версаля украшен четырьмя группами “Времена года” -- лежащий бог или богиня окружены детскими фигурами, которые своими действиями поясняют сюжет. В группе Флоры (Весна ) они плетут венки из роз, в бассейне Сатурна (Зима) греются у огня.

Скульптурные аллегории, размещенные в пространстве сада, уподобляют прогулку чтению огромной книги.

В Версале (и в подмосковном Архангельском) посетителя встречают женские фигуры четырех Стран света -- Европа с быком, Азия в восточных одеждах, Африка со шлемом в виде головы слона и Америка, увенчанная орлиными перьями. Сад оказывается центром мира и средоточием его бескрайних просторов. В Павловске одно из первых впечатлений путешественника -- Павильон Трех Граций, мраморные фигуры которых поддерживают вазу, посвященную их отсутствующей повелительнице Венере. Так восприятие парка окрашивается темами красоты и любви.

Более сложное применение аллегории -- намек на литературные или мифологические параллели. В Нимфенбурге, загородной резиденции баварских курфюрстов, среди скульптур партера присутствует Сатурн, пожирающий младенца, -- это аллегория времени и смены поколений (подобная смене эпохи Сатурна властью Юпитера). Рядом стоит его супруга Рея , основательница городов -- старуха в короне из крепостных стен . Вместе эти фигуры создают образ мифической древности , начала истории и скоротечности земной жизни.

Аллегории встречаются и на садовых клумбах -- выполненные из цветов гербы, геральдические лилии и короны. В Версале можно видеть клумбы с силуэтами лилий, геральдического цветка династии Бурбонов.

А в романе Франческо Колонны " Любовное борение во сне Полифила " (1499) герой видит на острове Венеры клумбу с изображением орла и надписью "ALES MAGNA DICATA OPTIM[O] IOVI" - "Великая птица, посвященная благому Юпитеру" (лат.) .

В голландской королевской резиденции Хет Лоо устроены фонтаны- аллегории: земной и небесный глобусы, брызжущие во все стороны струйками воды. Нетрудно догадаться, что они выражают идею всемирного могущества Голландии.

Прелесть садовой аллегории -- в отсутствии слов. Объясненная табличкой с подписью (как это сделал Петр I со скульптурами Летнего сада), аллегория становится назидательной, отделяется от садового мира. Чем естественнее изображение вписывается в пейзаж, тем интереснее его встречать, разгадывать и оценивать. В романтическом парке усадьбы Софиевка есть сцена, украшенная сломанной колонной и трехструйным каскадом. Каскад " Три слезы " символизировал скорбь по трем умершим детям Станислава и Софьи Потоцких.

Влюбленный в поэзию Версаля Александр Бенуа не только изображал фонтаны Времен года, но и фантазировал на их тему, превращая понятные всем аллегории в загадочные, символистские образы. В " Прогулке короля " фигура бога отсутствует, и, словно оставшись без присмотра, любопытные бронзовые младенцы повернулись к Людовику передом, а к зрителю спиной...

В " Фантазии на Версальскую тему " боскеты и гермы сумрачного парка вырастают до небес, ветер уносит крошечные фигурки придворных, а в бассейне, ставшем из круглого восьмиугольным, виден золоченый мальчик -- единственный его обитатель.

Сразу же после моей первой поездки в Версаль я набросал картину, в которой среди почерневших и оголенных садов на террасе Латоны выступает одетый в зимние одежды король, сопровождаемый несколькими приближенными. Теперь же это “видение” стало меня преследовать, и куда бы я в Версале не направлял свои шаги, мне всюду мерещилась эта самая, чуть согбенная, но все же еще величественная фигура, то тяжело ступающая, опершись на трость, то сидящая в золоченом колоссальном кресле. Сначала я полагал поместить такую сцену в ту обстановку, которая служила мне для самого первого из моих версальских набросков — иначе говоря, у бассейна Латоны. Но затем я придумал “декорацию” более выразительную, а именно — я изобразил нечто напоминавшее один из четырех бассейнов Времен Года.

Александр Бенуа. Мои воспоминания

Еще при жизни Тициан Вечеллио да Кадоре был удостоен современниками звания "Короля живописцев и живописца королей". Его считали лучшим портретистом своего времени, а быть запечатленным на его холсте - означало обрести вечное бессмертие. Кого же увековечил великий Тициан на аллегорическом полотне позднего периода,- далее в обзоре.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0001.jpg" alt="«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие».(1565-1570). 75,6 х 68,7 см. Автор: Тициано Вечелио.(Лондон, Национальная галерея)." title="«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие».(1565-1570). 75,6 х 68,7 см.

В глубокой старости, доживая свои дни в одиночестве и переосмысливая пережитое, Тициану, по-видимому, вспомнилась его давняя картина-аллегория «Три возраста» (1512) и в ответ своим размышлениям художник написал необычное полотно «Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие», в верхней части которого он начертал на латыни: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» , что в переводе гласит: «Опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не навредить будущему» . Это послание, являющееся ключом к расшифровке аллегории этого полотна, и саму картину следует трактовать как завещание Тициана, обращенное к потомкам.

трехглавое животное с головами волка, пожирающего прошлое; льва, олицетворяющего силу настоящего; собаки, пробуждающей лаем будущее" .

До некоторого времени считалось, что на полотне были изображены: слева - Папа Юлий II или Павел III, в центре - герцог Альфонсо д"Эсте, справа - Карл V. Но исследователи творчества художника доказали, что работая над этой аллегорией, Тициан меньше всего думал об умерших когда-то правителях. И что не о смерти он размышлял, а о жизни, изображая себя и двух столь дорогих ему людей - любимого сына Орацио и юного племянника Марко Вечеллио.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0010.jpg" alt="Автопортрет. (около 1567 года). Автор: Тициано Вечелио. Прадо." title="Автопортрет. (около 1567 года).

Как видим, ястребиный профиль Тициана, олицетворяющий прошлое, это то же лицо, что и на знаменитом автопортрете в Прадо, датируемый тем же периодом, что и "Аллегория". Тициану в то время было уже под 80. Понимая, что прошлое, как и будущее менее «реальны», нежели настоящее, художник все же изобразил его сияющим от избытка света.

В центре полотна - преданный сын Орацио Вечеллио, который, будучи прямой противоположностью своему порочному брату Помпонио, был верным помощником отца на протяжении всей его жизни. Тогда ему исполнилось 45 лет.

Третье же молодое лицо в профиль, олицетворяющее будущее, принадлежит племяннику художника - Марко Вечеллио, которого тот взял в дом и окружил заботой. К тому времени, когда Тициан писал «Аллегорию», ему было чуть более 20 лет. И, следовательно, он как бы выступает заключающим звеном трех поколений семьи Вечеллио.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0003.jpg" alt="«Три возраста».(1512). Автор: Тициано Вечелио. Национальная галерея Шотландии (Эдинбург)." title="«Три возраста».(1512).

Вышеупомянутое полотно "Три возраста", написанное мастером почти за полвека до «Аллегории», заключает в своем содержании пасторальные элементы, раскрывающие идею трех возрастов в жизни человека - младенчество, молодость и старость. Исходя из этого видим, что все образы вместе взятые заключают в себе иносказательное значение и "читать" их следует справа налево. А еще «Три возраста» – это история отношений двоих: мужчины и женщины. И совсем неслучайность здесь: два младенца, двое взрослых, два черепа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0005.jpg" alt="«Три возраста». Фрагмент.

Уравновешивает левую часть полотна наполненная чувственным наслаждением влюбленная молодая пара в расцвете сил, расположившаяся под густой кроной деревьев. Они олицетворяют средину жизни, когда человек молод и полон сил, желаний, здоровья и энергии. Девушка как будто забирает у мужчины его флейту, его музыку, а вместе с флейтой символически забирает его душу и жизнь.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0015.jpg" alt="«Пьета – Оплакивание Христа». Автор: Тициано Вечелио." title="«Пьета – Оплакивание Христа».

Тициан до самой смерти не выпускал кисть из рук. Даже в последний день, завершая свой земной путь, он оканчивал свое последнее творенье – "Пьета. Оплакивание Христа". Он успел даже его подписать: "Тициан сделал". Тут же завещал установить это полотно в часовне над своим надгробием и отдал распоряжение накрыть большой стол на множество персон, чтобы отдать дань уважения своим друзьям, ушедшим из жизни ранее. Но к поминальному ужину, который художник планировал провести в одиночестве, Тициан Вечеллио выйти так и не успел.

Тема пьеты была затронута многими художниками и скульпторами в эпоху Возрождения. Венцом творения Микеланджело Буонаротти - гениального мастера великой эпохи была скульптура из розового мрамора потрясающая своей композицией и художественным исполнением.