Аллегория. Удивительные аллегории тициановской живописи: Кто послужил прообразами для «странной картины» гениального итальянца Аллегория благоразумия тициан

27.09.2019

«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие».Ок. 1565 ,Тициан (1490 - 1576)
Меня давно привлекала эта философская картина Тициана,написанная уже в зрелые годы. Три возраста человека (Юность, Зрелость, Старость) .
Ключ к расшифровке аллегории картины заключается в надписи в верхней ее части: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» -
«ОПИРАЯСЬ НА ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ ПОСТУПАЕТ БЛАГОРАЗУМНО, ЧТОБЫ НЕ НАВРЕДИТЬ БУДУЩЕМУ.».

Здесь портреты самого Тициана, его сына Орацио и племянника Марко соединены с головами волка, льва и собаки, что олицетворяет собой прошлое, настоящее и будущее. В христианской символике трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его частей: memoria («память»), intelligentia («знание»), prudentia («опыт»).

В античной мифологии языком символов пользовались, чтоб точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа.
Возраст зрелого мужчины Тициан сравнивает со львом - все в его власти, он правит миром,
а возраст молодого человека с доверчивой готовностью молодой собаки нести службу,
старости достается мудрость, глубокое знание жизни, одиночество и физическая немощь».

Ястребиный профиль старика, олицетворяющего прошлое, это профиль самого Тициана.(Слева) Это то же лицо, которое мы видим на незабываемом автопортрете в Прадо,который датируется тем же самым периодом,что и "Аллегория",когда Тициану было уже за 90.
В центре преданный сын Орацио, который, будучи прямой противоположностью своему порочному брату Помпонио, был верным помощником отца на протяжении всей его жизни.

Таким образом Орацио Вечелли, которому тогда было около сорока пяти, в 1569 официально был провозглашен «преемником»: в его лице «настоящее» наследовало тициановскому «прошлому».
Это, в свою очередь, подводит нас к предположению, что именно его лицо появляется в центре картины - это «воплощение силы и пыла», как, сравнивая настоящее с прошлым и будущим.
Если лицо самого Тициана обозначает прошлое, а лицо Орацио - настоящее, то вполне вероятно, что третье, молодое, обозначающее будущее, принадлежит племяннику художника.

Тициан взял в дом и заботливо наставлял в своем искусстве дальнего родственника, которого «особенно любил»: Марко Вечелли. родившегося в 1545, которому, следовательно, к тому времени, когда была создана «Аллегория Благоразумия»,исполнилось двадцать с небольшим.Он,как бы замыкает три поколения семьи Вечелли.
Как бы там ни было, внешность юноши, так же как и лицо старика, менее плотское, чем лицо зрелого мужчины в центре. Будущее, как и прошлое, менее «реальны», чем настоящее. Но в отличие от погруженного тень прошлого оно сияет избытком света.

Это официальные предположения и размышления искусствоведов.
Принимая во внимание тогдашние настроения Тициана, попробуем выразить основную мысль, заложенную в этой удивительной аллегории, прибегнув к наиболее распространенной в тициановские времена поэтической форме.

Три возраста, и в каждом есть услада.
Весной избыток сил и чувств броженье,
А ближе к осени успокоенье,
И даже в старости своя отрада.

У молодости смелость и бравада –
Ей часто так недостает терпенья.
С годами осеняет нас прозренье,
И старец обретает мудрость взгляда.

Без прошлого бы не было сегодня,
А с ним не за горами и грядущее.
Законы временные непреложны -
В них воля проявляется Господня,
И лишь Ему подвластно все живущее.
Потуги наши жизнь продлить ничтожны.

Как вы относитесь к фразе Тициана:

«Из прошлого настоящим руководит Благоразумие, дабы не навредить деяниям будущего».?

Http://maxpark.com/community/5917/content/2259301

Год: 1565–1570.
Тип: Холст, масло.
Размеры: 76,2*68,6 см.

Аллегория благоразумия

«Аллегория благоразумия» была написана маслом в 1565–1570 года. Авторство приписывается итальянскому живописцу Тициану (возможно, ему помогали).

На работе изображены три головы животных, смотрящих в разные стороны (слева направо: волк, лев, собака), под тремя человеческими головами. При анализе картину интерпретируют на нескольких «уровнях».

Аллегория благоразумия

Три возраста человека

На этом уровне представлены человеческая юность, зрелость и старость. Возможно, головы символизируют более широкое понятие самого времени, изображают прошлое, настоящее и будущее. Эта тема повторяется и в головах зверей, которые, согласно некоторым традициям, связанны с соответствующими временными периодами.

Святой Себастьян. Тициан.

Опыт прошлого

Еще один уровень, благодаря которому картина приобрела свое нынешнее название, основана на едва заметной подписи (вверху картины), гласящий: «EX PRAETERITO | PRAESENS PRUDENTER AGIT | NE FUTURA ACTIONE DETURPET» («Из опыта прошлого, настоящие действия предусмотрительны, чтобы не испортить будущее»). Предполагает, что картина определенным образом связана с похождением молодости Тициана, и моменте, когда художник задумался о плате за необдуманные поступки.

Таким образом, картина действует как визуальный советник от трех поколений, призывающий действовать благоразумно и осмотрительно, передавая этот опыт своим потомкам.

О грехе и покаянии

Однако, совсем недавно, картину объяснили совершенно по-другому. Вместо «аллегории благоразумия» тематику работы определили как «грех и покаяние». С этой точки зрения Тициан показывает неспособность действовать в юности и зрелом возрасте предусмотрительно и благоразумно, что в старости приводит к сожалению и грусти.

В этой плоскости картина интерпретировалась как утверждение о благоразумии, которое приходит в старости, с опытом. Такая трактовка опровергает мнение о том, что пожилые люди представляют опасность для изобразительного искусства.

Существует версия, что на картине изображен Тициан и два его помощника (Орацио и Марко). Она не противоречит указанным выше интерпретациям.

Картина «Аллегория благоразумия» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Глеб

Аллегория времени, управляемого мудростью.

Тициан, судя по этой работе, где-то в Ватикане явно видел статую Сераписа, или посещал развалины его храма, которые, к слову, итальянцами сохранены и доcтояли до нашего времени. Их можно посмотреть. Но вот что пишут по поводу картины искусствоведы.

«Имеет глубокий философский смысл картина «Аллегория времени». В античной мифологии языком символов пользовались, чтоб точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа. Возраст зрелого мужчины Тициан сравнивает со львом - все в его власти, он правит миром, а возраст молодого человека с доверчивой готовностью молодой собаки нести службу, старости достается мудрость, глубокое знание жизни, одиночество и физическая немощь».

Ну а чего… - поэтично. Хотя и очень спорно - очень часто именно немощные старцы правят миром. На самом деле картина называется «Аллегория благоразумия» и снабжена в верхней части буковками, из которых складываются слова «EX PRAETERITO/PRAESENS PRUDENTER AGIT/NE FUTURA ACTION DETURPET». Что означает подстрочно - прошлое/настоящее действует осмотрительно, чтобы не испортить будущие действия. Иными словами: Благоразумие - память о прошлом, организованном в настоящем, для того чтобы созерцать будущее.

Не правда ли, несколько иной смысл получается? Если еще учесть, что моделью художника послужил объединенный символ Осириса, Сета, Анубиса, Сераписа, Плутона и Энки. Богами, так или иначе, представляющими мир подземный.

Баккер, Якоб де - Три возраста. Аллегория.

Время - это проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящего и будущего и покоящихся на них отношений: «раньше», «одновременно», «позже». Время безразлично к тому, что именно изменяется,оно представляет собой единство (целостность) прошлого, настоящего, будущего. Время течет в будущее, а события уходят в прошлое. В отличие от уже осуществившегося прошлого и от наполненного событиями настоящего, будущее не наполнено ими и открыто для созидания.

Встав однажды до рассвета, Понял я: пора! Ждет меня за далью где-то Черная гора. Много лет в краю том дальнем, Может, чуть дыша, На цепях в гробу хрустальном Спит моя душа. Мне пришлось ее лишиться В пору черных лет. Раньше, чем успел родиться Я на белый свет. Мне чего-то там твердили Про веретено, Но ее похоронили С верой заодно! Эту спящую царевну Много лет подряд Ни фанфары, ни сирены Не могли поднять. Ложь, напудренная густо, Охраняла гроб, А на сердце было пусто, Хоть кати шаром. Нет, любви к Отцу народов Не было уже, Но пришла к нам через годы Боль невинных жертв. Не страдали мы без меры, Мы из-за него - Поколение без веры, Только и всего! Муза выплюнула с кровью Многолетний кляп! Все же, что это такое - Пройденный этап? Злоба, зависть ли людская Убивала их, Самых лучших исключая Из числа живых! А потом все эти годы - Пустота и ложь! Вот она откуда родом - Эта молодежь! И, конечно, было нужно, Нужно все равно В час, когда смертельно душно, Распахнуть окно!

Передача отвлеченного понятия при помощи образа. Это один из способов сообщения посетителю о программе сада, о вкусах и убеждениях владельца.

Аллегорическую нагрузку почти всегда имеет садовая скульптура. Верхний сад Версаля украшен четырьмя группами “Времена года” -- лежащий бог или богиня окружены детскими фигурами, которые своими действиями поясняют сюжет. В группе Флоры (Весна ) они плетут венки из роз, в бассейне Сатурна (Зима) греются у огня.

Скульптурные аллегории, размещенные в пространстве сада, уподобляют прогулку чтению огромной книги.

В Версале (и в подмосковном Архангельском) посетителя встречают женские фигуры четырех Стран света -- Европа с быком, Азия в восточных одеждах, Африка со шлемом в виде головы слона и Америка, увенчанная орлиными перьями. Сад оказывается центром мира и средоточием его бескрайних просторов. В Павловске одно из первых впечатлений путешественника -- Павильон Трех Граций, мраморные фигуры которых поддерживают вазу, посвященную их отсутствующей повелительнице Венере. Так восприятие парка окрашивается темами красоты и любви.

Более сложное применение аллегории -- намек на литературные или мифологические параллели. В Нимфенбурге, загородной резиденции баварских курфюрстов, среди скульптур партера присутствует Сатурн, пожирающий младенца, -- это аллегория времени и смены поколений (подобная смене эпохи Сатурна властью Юпитера). Рядом стоит его супруга Рея , основательница городов -- старуха в короне из крепостных стен . Вместе эти фигуры создают образ мифической древности , начала истории и скоротечности земной жизни.

Аллегории встречаются и на садовых клумбах -- выполненные из цветов гербы, геральдические лилии и короны. В Версале можно видеть клумбы с силуэтами лилий, геральдического цветка династии Бурбонов.

А в романе Франческо Колонны " Любовное борение во сне Полифила " (1499) герой видит на острове Венеры клумбу с изображением орла и надписью "ALES MAGNA DICATA OPTIM[O] IOVI" - "Великая птица, посвященная благому Юпитеру" (лат.) .

В голландской королевской резиденции Хет Лоо устроены фонтаны- аллегории: земной и небесный глобусы, брызжущие во все стороны струйками воды. Нетрудно догадаться, что они выражают идею всемирного могущества Голландии.

Прелесть садовой аллегории -- в отсутствии слов. Объясненная табличкой с подписью (как это сделал Петр I со скульптурами Летнего сада), аллегория становится назидательной, отделяется от садового мира. Чем естественнее изображение вписывается в пейзаж, тем интереснее его встречать, разгадывать и оценивать. В романтическом парке усадьбы Софиевка есть сцена, украшенная сломанной колонной и трехструйным каскадом. Каскад " Три слезы " символизировал скорбь по трем умершим детям Станислава и Софьи Потоцких.

Влюбленный в поэзию Версаля Александр Бенуа не только изображал фонтаны Времен года, но и фантазировал на их тему, превращая понятные всем аллегории в загадочные, символистские образы. В " Прогулке короля " фигура бога отсутствует, и, словно оставшись без присмотра, любопытные бронзовые младенцы повернулись к Людовику передом, а к зрителю спиной...

В " Фантазии на Версальскую тему " боскеты и гермы сумрачного парка вырастают до небес, ветер уносит крошечные фигурки придворных, а в бассейне, ставшем из круглого восьмиугольным, виден золоченый мальчик -- единственный его обитатель.

Сразу же после моей первой поездки в Версаль я набросал картину, в которой среди почерневших и оголенных садов на террасе Латоны выступает одетый в зимние одежды король, сопровождаемый несколькими приближенными. Теперь же это “видение” стало меня преследовать, и куда бы я в Версале не направлял свои шаги, мне всюду мерещилась эта самая, чуть согбенная, но все же еще величественная фигура, то тяжело ступающая, опершись на трость, то сидящая в золоченом колоссальном кресле. Сначала я полагал поместить такую сцену в ту обстановку, которая служила мне для самого первого из моих версальских набросков — иначе говоря, у бассейна Латоны. Но затем я придумал “декорацию” более выразительную, а именно — я изобразил нечто напоминавшее один из четырех бассейнов Времен Года.

Александр Бенуа. Мои воспоминания

Меня давно привлекала эта философская картина Тициана,написанная уже взрелые годы.Предлагаю вам познакомиться с ней и обсудить.

АЛЛЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ,КОТОРЫМ УПРАВЛЯЕТ БЛАГОРАЗУМИЕ.1565-1570

Ключ к расшифровке аллегории картины заключается в надписи в верхней ее части: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» —

«ОПИРАЯСЬ НА ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ ПОСТУПАЕТ БЛАГОРАЗУМНО, ЧТОБЫ НЕ НАВРЕДИТЬ БУДУЩЕМУ.».

Здесь портреты самого Тициана, его сына Орацио и племянника Марко соединены с головами волка, льва и собаки, что олицетворяет собой прошлое, настоящее и будущее. В христианской символике трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его частей: memoria («память»), intelligentia («знание»), prudentia («опыт»).

В античной мифологии языком символов пользовались, чтоб точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа.

Возраст зрелого мужчины Тициан сравнивает со львом - все в его власти, он правит миром,

а возраст молодого человека с доверчивой готовностью молодой собаки нести службу,

старости достается мудрость, глубокое знание жизни, одиночество и физическая немощь».

Тициан.Автопортрет

Ястребиный профиль старика, олицетворяющего прошлое, это профиль самого Тициана.(Слева) Это то же лицо, которое мы видим на незабываемом автопортрете в Прадо,который датируется тем же самым периодом,что и "Аллегория",когда Тициану было уже за 90 .

В центре преданный сын Орацио, который, будучи прямой противоположностью своему порочному брату Помпонио, был верным помощником отца на протяжении всей его жизни.

Таким образом Орацио Вечелли, которому тогда было около сорока пяти, в 1569 официально был провозглашен «преемником»: в его лице «настоящее» наследовало тициановскому «прошлому».

Это, в свою очередь, подводит нас к предположению, что именно его лицо появляется в центре картины — это «воплощение силы и пыла», как, сравнивая настоящее с прошлым и будущим.

Если лицо самого Тициана обозначает прошлое, а лицо Орацио — настоящее, то вполне вероятно, что третье, молодое, обозначающее будущее, принадлежит племяннику художника.

Тициан взял в дом и заботливо наставлял в своем искусстве дальнего родственника, которого «особенно любил»: Марко Вечелли. родившегося в 1545, которому, следовательно, к тому времени, когда была создана «Аллегория Благоразумия»,исполнилось двадцать с небольшим.Он,как бы замыкает три поколения семьи Вечелли.

Как бы там ни было, внешность юноши, так же как и лицо старика, менее плотское, чем лицо зрелого мужчины в центре. Будущее, как и прошлое, менее «реальны», чем настоящее. Но в отличие от погруженного тень прошлого оно сияет избытком света.

Это официальные предположения и размышления искусствоведов.

Принимая во внимание тогдашние настроения Тициана, попробуем выразить основную мысль, заложенную в этой удивительной аллегории, прибегнув к наиболее распространенной в тициановские времена поэтической форме.

Три возраста, и в каждом есть услада.
Весной избыток сил и чувств броженье,
А ближе к осени успокоенье,
И даже в старости своя отрада.


У молодости смелость и бравада –
Ей часто так недостает терпенья.
С годами осеняет нас прозренье,
И старец обретает мудрость взгляда.

Без прошлого бы не было сегодня,
А с ним не за горами и грядущее.
Законы временные непреложны -
В них воля проявляется Господня,
И лишь Ему подвластно все живущее.
Потуги наши жизнь продлить ничтожны.

Софонисба Агнисола.Портрет Тициана с женой Чечилией.

Как вы относитесь к фразе Тициана:

«Из прошлого настоящим руководит Благоразумие, дабы не навредить деяниям будущего».?

Что можете сказать о самой картине и её содержании?

Понравилось ли вам стихотворение?Согласны ли вы с его автором?