«Щегол» Фабрициуса: картина забытого гения. «Щегол» Фабрициуса: картина забытого гения Освежеванная свиная туша

27.09.2019

Карел Фабрициус (нидерл. Carel Fabritius; крещён 27 февраля 1622 — 12 октября 1654) — голландский художник, один из самых талантливых учеников Рембрандта. Основоположник делфтской школы живописи. В музеях мира хранится сегодня 17 полотен Фабрициуса, с большей или меньшей вероятностью приписываемых художнику.

Карел Фабрициус (1622-1654) Автопортрет (около 1645, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам)

Карел Питерс родился в 1622 году в Мидден Бемстере близ Гааги в семье учителя и священника Pieter Carelsz (назначенного во вновь созданный польдер Бемстер в 1619 г.). Его дед, родом из Гента, был министром (predikant) в Purmerend. У Карела было два младших брата, также художники: Барент Фабрициус (работал в Амстердаме) и Йоханнес Фабрициус (работал в Horn). По одной из версий псевдоним «Фабрициус» (от лат. faber — «плотник») обусловлен тем, что в юности Карел и его брат Барент обучались соответствующему ремеслу. Имя Фабрициус впервые появляется лишь в 1641 г.. Их отец, Питер Карелс, занимался живописью, о чем свидетельствует документ 1620 г., и, вероятно, был первым наставником своих сыновей.

Карел женился в 1641 г. на Aeltge van Hasselt, богатой соседке, сестре местного пастора, и поселился в Амстердаме на Runstraat. Около 1642 г. (одновременно с ) он стал учеником .


Attributed to Carel Fabritius. Bust of Rembrandt (circa 1641, Norton Simon Museum - Pasadena ).

Однако его работа в мастерской Рембрандта была весьма недолгой, поскольку в 1643 году после смерти жены (при рождении третьего ребенка) и, ранее, двух детей он вернулся в Мидден Бемстер, где оставался вплоть до 1650 г., года его второй женитьбы на Agatha van Pruyssen, вдове из Делфта.


Carel Fabritius. Автопортрет (около 1645, Старая пинакотека, Мюнхен) Самый ранний мюнхенский «Автопортрет», написанный около 1645 года, долгие годы имел плавающую атрибуцию. Исследователи не могли определиться, кто изображён на портрете, и кто автор портрета - сам ли Карел или его менее талантливый брат-художник- Барент. Эти сомнения были основаны на плохой сохранности и излишне формальном характере портрета по сравнению с двумя другими автопортретами. В последнем каталоге 2004 года портрет представлен как «Автопортрет» Карела Фабрициуса.

В 1651 г. он перебрался в Делфт и и следующем году стал членом гильдии св. Луки. Постепенно обрёл популярность в качестве мастера стенных росписей (не сохранились), а также портретиста.


Carel Fabritius. Young Man in a Für Cap (Self-portrait) (1654, Национальная галерея, Лондон)

В Делфте, он оторвался от влияния Рембрандта и разработал свой собственный стиль. Его техника стала легче и мягче, цвета ярче.Знаменитый еще при жизни, Фабрициус был если не непосредственным учителем (чему нет подтверждений), то, по крайней мере, главным вдохновителем , что справедливо отметил еще их современник, Арнолд Бон, в одном, часто цитируемом четверостишии. Так, в совершенно "вермеровской" манере написан поздний шедевр Карела, картина "Щегол" (1654, Гаага, Маурицхейс, прежде - собрание Торе Бюргер).


The goldfinch. Щегол (1654, Королевская галерея Маурицхёйс)

Я смущенно наклонился и взглянул на картину. Она была маленькой, самой маленькой на всей выставке и самой простой: желтый щегол на незатейливом бледном фоне прикован к насесту за веточку-ножку.
- Он был учеником Рембрандта и учителем Вермеера, - сказала мама. - И это крошечное полотно - то самое недостающее звено между ними. Ясный чистый дневной свет - сразу видно, откуда взялся у Вермеера свет такого качества. Конечно, в детстве я ни о чем таком и не подозревала, ни о какой исторической важности. Но она тут.
Я отступил назад, чтобы получше разглядеть картину. Птичка была серьезной, деловитой - никакой сентиментальности, - и то, как ловко, ладно вся она подобралась на жердочке, ее яркость и тревожный, настороженный взгляд напомнили мне детские фотографии моей матери - темноголового щегла с внимательными глазами.

Донна Тартт. Щегол

Маленький щегол изображен на насыщенном светом бежевом фоне, что очень отличает это произведение от манеры Рембрандта, с его искусственным освещением, как бы выхватывающем предметы из тени. Близок Вермеру и вкус Фабрициуса к "обманке" и к иллюзионистической перспективе, столь любимой всеми живописцами интерьеров. Об интересе Фабрициуса к этим проблемам свидетельствует и очень необычный "Вид Делфта" ("Продавец музыкальных инструментов", 1652, Лондон, Национальная галерея), с его расходящейся в стороны перспективой и первым планом, помещенным слева.


Carel Fabritius. View of the City of Delft (1652, Национальная галерея, Лондон)


Известно, что Карел Фабрициус погиб, вероятно, 12 октября 1654 г, при взрыве порохового склада, в результате которого был разрушен почти весь город (это происшествие отражено в живописи того времени, в частности, в картинах Восмара и Эгберта ван дер Пула).


Egbert Lievensz. van der Poel. Вид Дельфта после взрыва.Gezicht op Delft na de explosie van 1654 (1654)

Карел во время взрыва находился вместе со своей матерью, учеником Mattias Spoors и Simon Decker, дьяконом из Oude kerk, портрет которого он рисовал, в своем доме на Doelenstraat, неподалеку от пороховых складов. От полученных во время взрыва ранений он скончался через несколько часов в больнице. Предполагается, что в результате взрыва погибла и большая часть картин Карела Фабрициуса.

К сожалению, истинная оценка творчества художника затруднена тем, что дошедшие до нас его произведения очень немногочисленны. Реально нам известны только его поздние работы: Часовой (1654, Шверин, Гос. художественный музей), Щегол (Гаага, Маурицхёйс) и внушительный Портрет мужчины в латах, на фоне светлого неба (1654, Лондон, Нац. гал.), интересный тем, что представляет собой свободную вариацию на рембрандтовскую тему. Нередко эта картина рассматривается как автопортрет, однако этому доказательств нет. Сороковыми годами датируется еще несколько произведений, отмеченных влиянием колористических приемов Рембрандта: Воскрешение Лазаря (Варшава, Нац. музей) и Мученичество Иоанна Крестителя (Амстердам, Гос. музей), с элементами, близкими к манере раннего Флинка. По этим картинам можно сделать вывод, что у Рембрандта Фабрициус заимствовал вкус к плотной, богатой по колориту живописи, с акцентированными красочными пятнами, а также свободную фактуру, напоминающую Вермера и нашедшую свое воплощение в таком ключевом для художника произведении, как поразительный по исполнению Автопортрет (ок. 1650 ?, Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена), одновременно очень рембрандтовский и характерный для самого Фабрициуса. Другие его произведения - главным образом, изображения стариков - излюбленное задание в мастерской Рембрандта (Париж, Лувр; Гаага, Маурицхёйс; Гронинген, музей).


The Beheading of John the Baptist (c. 1640 - c. 1645, Rijksmuseum, Amsterdam)


The Raising of Lazarus. (около 1643, Национальный музей в Варшаве (MNW))


Гера, скрывающаяся у Океана и Тефии (?)Hera verbergt zich tijdens het gevecht van de goden met de giganten (1642-1644, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва)


Hagar and the Angel (1643-1645, Residenzgalerie, Salzburg)


Mercury and Argus (circa 1645-1647, Los Angeles County Museum of Art)


Portrait of a Bearded Man (Walker Art Gallery, Liverpool)


Study of an old man (Mauritshuis Royal Picture Gallery - The Hague)


Scholar at His Table (1644, Wallraf-Richartz-Museum & Fondation Corboud)


Portrait of a Seated Woman with a Handkerchief (около 1644,Art Gallery of Ontario - Toronto)


Portrait of a Lady (Landesgalerie - Hannover)


Abraham de Potter (1592-1650), silk sheet salesman from Amsterdam (1649, Государственный музей, Амстердам)


Спящий страж (Новая версия после реставрации 2005) (1654, Staatliches Museum Schwerin)



Мужской портрет. (около 1642, Лондон, Частное собрание)


Workshop of Рембрандт (1606-1669) возможно Carel Fabritius Ранее приписывалось Rembrandt
«Женский портрет» Formerly seen as portrait of Adriaantje Hollaer (1610-1693) by Rembrandt. Marriage portrait, which was pictured on the Dutch 100-guilder banknote, printed from 1947-1950. парная к предыдущей картине (около 1642, Англия, Частное собрание)


Приписывается: Карел Фабрициус (1622-1654) автор оригинала — Рембрандт (1606-1669) Saskia van Uylenburgh, Wife of the Painter Rembrandt (Королевский музей изящных искусств, Антверпен)


Приписывается: Карел Фабрициус (1622-1654) Servant presenting Saul"s crown to David. (между 1640 и 1649, Государственный музей, Амстердам)


Christ among the Doctors

Карел Фабрициус. Щегол. 33,5 х 22,8 см. 1654 г. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага

«Он (Фабрициус) был учеником Рембрандта и учителем Вермеера… И это крошечное полотно (картина «Щегол») - то самое недостающее звено между ними».

Цитата из романа Донны Тартт «Щегол» (2013)

До выхода в свет романа Донны Тартт мало кто знал такого художника, как Фабрициус (1622-1654). А тем более его маленькую картину «Щегол» (33 х 23 см).

Но именно благодаря писательнице мир вспомнил мастера. И заинтересовался его картиной.

Фабрициус жил в Нидерландах в XVII веке. В . При этом был очень талантлив.

Но о нем забыли. Это искусствоведы считают его вехой в развитии искусства и пылинки сдувают с «Щегла». А обычные люди, даже любители живописи, мало что о нем знают.

Почему же так произошло? И что особенного в этом маленьком «Щегле»?

В чем необычность «Щегла»

К светлой, голой стене прикреплен птичий насест. На верхней перекладине сидит щегленок. Он - птичка невольная. К его лапке прикреплена цепочка, которая не даёт ему как следует взлететь.

Щеглы были излюбленными питомцами в Голландии в XVII веке. Так как их можно было обучить пить воду, которую они зачерпывали маленьким ковшиком. Это развлекало скучающих хозяев.

«Щегол» Фабрициуса принадлежит к так называемым картинам-обманкам. Они были очень популярны в то время в Голландии. Это было тоже развлечением для владельцев картины. Поражать ее 3D-эффектом своих гостей.

Но в отличие от многих других обманок того времени, у работы Фабрициуса есть одно существенное отличие.

Посмотрите на птичку в приближении. Что необычного вы в ней видите?

Карел Фабрициус. Щегол (фрагмент). 1654 г. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага

Широкие, небрежные мазки. Они как бы не до конца прорисованы, что создаёт иллюзию оперения.

В некоторых местах краска слегка растушевана пальцем, а на головке и грудке лежат еле различимые пятна сиреневатой краски. Все это создаёт эффект расфокусировки.

Ведь птичка по идее живая, и почему-то Фабрициус решил написать ее не в фокусе. Как будто птичка шевелится, и от этого изображение слегка размазывается. Чем Вам не ?

Но о фотокамере тогда не знали и о таком эффекте снимка тоже. Однако художник интуитивно почувствовал, что это сделает изображение более живым.

Это очень отличает Фабрициуса от его современников. Особенно специализировавшихся на обманках. Они, наоборот, были уверены, что реалистичное - значит четкое.

Посмотрите на типичную обманку художника Ван Хогстратена.

Сэмюэл Ван Хогстратен. Натюрморт-обманка. 1664 г. Художественный музей Дордрехта, Нидерланды

Если мы приблизим изображение, четкость останется. Все мазки спрятаны, все предметы выписаны тонко и очень аккуратно.

Ван Хогстратен. Натюрморт-обманка (деталь). 1664 г. Художественный музей Дордрехта, Нидерланды

В чем особенность Фабрициуса

Фабрициус учился в Амстердаме у 3 года. Но быстро выработал собственную манеру письма.

Если Рембрандт предпочитал писать светлое на темном, то Фабрициус писал темное на светлом. «Щегол» в этом плане - типичная для него картина.

Особенно эта разница между учителем и учеником заметна в портретах, по качеству которых Фабрициус не уступал Рембрандту.

Слева: Карел Фабрициус. Автопортрет. 1654 г. Национальная лондонская галерея. Справа: Рембрандт. Автопортрет. 1669 г. Там же.

Если даже Вермеер не был официальным учеником Фабрициуса, он однозначно попал под его влияние. Перенял некоторые его приемы. Умение передавать жизнь с помощью трепета мазков. А ещё потрясающий дневной свет, который так мягко обволакивает предметы и людей.

Да и светлые стены мы встречаем у Вермеера. На их фоне фигуры становятся ещё объемнее, а цвета ярче.

Ян Вермеер. . 1658-1660. Государственный музей, Амстердам

Трагическая гибель Фабрициуса

Фабрициус трагически погиб в 32 года. Это произошло по совершенно независящим от него причинам.

На случай внезапного вторжения в каждом голландском городе находился пороховой склад. В октябре 1654 года произошёл несчастный случай. Этот склад взлетел на воздух. А вместе с ним и треть города.

Родился в семье ювелира. До нашего времени не дошло достоверных сведений о первых 29 годах жизни Пула. Среди вероятных учителей называют Эсайаса ван де Велде , Арта ван дер Нера . В регистрационном документе Гильдии Св. Луки от 17 октября 1650 года он упоминается как пейзажист. Через год Пул женился. Супруги стали свидетелем порохового взрыва 12 октября 1654 года. Вероятно, одна из их дочерей стала жертвой этой катастрофы (она была похоронена на местном кладбище за два дня, 14 октября 1654 года). Трое дочерей Пула были крещены в Делфте. Ноябрём 1655 года датируется запись о крестинах сына в Роттердаме. Через девять лет после этого мастер умер.

Творчество

В ранних работах обращался к изображению мирных крестьянских дворов, пейзажей. Пороховой взрыв в Делфте в 1654 году повлиял на всё дальнейшее творчество Пула: до наших дней сохранилось около двадцати его работ на этот сюжет.

«Вид Делфта после взрыва», 1654

Изображены обугленные деревья, остатки зданий и грудь щебня. На переднем плане люди помогают раненым, утешают друг друга. Слева на холсте изображены два городских собора, которые также пострадали от взрыва. Справа композиция сбалансирована благодаря широкому открытому пространству. Низкое расположение горизонта подчёркивает опустошённость, глубину пространства. С конца 1640-х применение чётких световых эффектов становится характерной особенностью работ Пула.

Одним из повторяющихся сюжетов становится также изображение ночных пожаров («Взрыв магазина в Делфте», 1654; «Ночной пожар», Эрмитаж). На них одни люди пытаются спасти от огня свои вещи, другие - обокрасть соседей.

Заняв эту нишу в живописи Голландии, Пут прославился в ней и считался лучшим художником, изображавшим огонь.

«Празднование с факелами»

На этой ночной сцене представлены готическое здание XVI века, выходящее на старейший канал в Делфте. Прохожие удивленно смотрят на факелы, которые создавались, вероятно, из бочек, наполненных смолой. Сюжет не объясняется художником. Вероятно, подобное празднование в городе было устроено в честь подписания мирного договора между Нидерландами и Испанией в 1648 году в Мюнстере.

Другой ночной пейзаж, который датируется 1660-ми годами, изображает сцену из жизни рыбаков, которые делят улов после трудового дня.

В 1658 году Пул создает картину, изображающую крестьянский двор: на переднем плане - животные, корзина, бочка, колесо, ремень, разбитый кувшин, старая шляпа. На заднем плане человек поднимается по лестнице в голубятню. Пул не ставит целью изобразить тяжелые будни крестьянина, представляет идеализированную картину крестьянского быта (таким он представлялся городскому населению, которое составляло большинство в Нидерландах и было основными заказчиками картин Эгберта ван дер Пула).