Уважаемые коллеги!
Чтению подрастающего поколения необходима поддержка – в первую очередь самых близких людей – родителей. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, то ребёнок это улавливает и впитывает. Очень важно, когда ребёнок приходит в библиотеку вместе с родителями, когда они вместе выбирают книгу, вместе читают её, обсуждают. Такое общение воспитывает больше, чем назидательные слова. «Сдружить» семью вокруг книги – задача библиотеки, для решения которой мы предлагаем вам организовать ряд мероприятий.
Для планирования работы в этом направлении мы предлагаем воспользоваться «СЕМЕЙНЫМ КАЛЕНДАРЁМ».
СЕМЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
МАРТ
8 — Международный женский день (В 1910 г. на Международной конференции социалисток в еткин предложила ежегодно проводить День солидарности трудящихся женщин всего мира. В России отмечается с 1913 г.)
20 — Международный день счастья
АПРЕЛЬ
1 — Именины Домового.
18 — День матери России
5 — День детей.
15 — Международный день семьи (Отмечается с 1994 года по решению ООН)
17 — Международный день детского телефона доверия.
ИЮНЬ
1 — Международный день защиты детей (Учрежден в 1949 году на Московской сессии совета Международной демократической федерации женщин)
8 — Международный день домохозяйки и домохозяина.
9 — Международный день друзей.
21 — Международный день отца.
ИЮЛЬ
6 — Всемирный день поцелуя (20 лет назад утвержден ООН. Придуман в Великобритании)
8 — День Петра и Февронии. Всероссийский день семьи, любви и верности. Считается счастливым для влюбленных. (Отмечается по инициативе депутатов Государственной Думы с 2008 г.)
20 — День друга.
28 — День родителей.
АВГУСТ
1 — 7 — Всемирная неделя поддержки грудного вскармливания.
СЕНТЯБРЬ
10 — День бабушек и дедушек (США)
15 — День почитания старших. День уважения возраста. (Япония)
НОЯБРЬ
7 — Всемирный день мужчин (Возник по инициативе Президента СССР, отмечается в 1-ю субботу ноября)
20 — Всемирный день ребенка (Отмечается по решению ООН с 1954 года. 20 ноября – день принятия в 1989 году Конвенции о правах ребенка)
25 — Международный день борьбы против насилия в отношении женщин.
дошкольного образования , школ, родителей и средств массовой
Всю работу следует проводить на основе объединения усилий библиотеки, учреждений дошкольного образования , школ, родителей и средств массовой информации .
Получить дополнительную информацию о читателе-ребёнке и его семье можно путём анкетирования родителей «Семья 21 века и библиотека».
«Семья 21 века и библиотека»
(анкета для родителей)
Уважаемые родители! Эта анкета предназначена для Вас!
Она поможет и Вам, и работникам нашей библиотеки правильно оценить возможности и перспективы воспитания одарённого читателя – вашего ребёнка!
Ваши пожелания библиотеке:
Вы ответили на вопросы. Большое спасибо! Мы ждём Вас и Вашего ребёнка в библиотеке!
Анкета позволит библиотекарю получить как можно больше сведений о ребёнке, убедить родителей в том, что семья и библиотека совместными усилиями могут воспитать одарённого читателя, обратить внимание родителей на значение домашней библиотеки в воспитании и развитии их детей, узнать, что ожидают родители от общения ребёнка с библиотекой.
Знакомство с возможностями библиотеки следует начать с создания рекламных плакатов-обращений, объявлений, приглашений и их распространением.
Лучший же способ привлечь дошкольников в библиотеку – непосредственно пригласить их родителей. Это можно сделать письмом следующего содержания. Письмо можно вручить в библиотеке или через учреждение, где находится ребенок.
Образец письма родителям дошкольников
Дорогой родитель! (Дорогие родители)
Я бы хотела предложить Вам записать Вашего ребенка (Ваших детей) в нашу библиотеку. И знакомство с ней начать с участия в мероприятиях летнего чтения. То, что Ваш ребенок еще не умеет читать, не означает, что он (она) слишком мал (мала, малы), чтобы принять участие в Программе. Наша серия мероприятий предназначена не только для тех, кто читает сам, но также и для детей, которым книги читают родители, бабушки и дедушки, сестры и братья.
Нам бы хотелось помочь Вашему ребенку развить в себе любовь к книгам и обучению. Исследования показывают, что раннее приобщение к книгам и участие в Программах чтения действительно играют важную роль в жизни ребенка. Пожалуйста, просмотрите приложенный к письму план летних мероприятий. В нём есть даты и все подробности обо всех мероприятиях, которые планируется провести летом для детей в библиотеке.
Мероприятия бесплатные, и в них легко участвовать. От Вас ничего не потребуется, кроме времени, которое Вы потратите, читая своему ребенку и разделяя с ним удовольствие от книги.
Если у Вас возникли вопросы или Вам нужна дополнительная информация, пожалуйста, зайдите ко мне или позвоните мне в библиотеку. Надеюсь на скорую встречу.
С искренним уважением ________________________
(фамилия, должность)
Для взрослых: мам, пап, бабушек, дедушек и опекунов библиотека должна стать одним из немногих мест, где они могли бы свободно обсудить свои проблемы и попытаться найти пути их решения. Им можно предложить памятку «Простые истины» о литературе по семейной педагогике, рекомендательный список «Когда мне книгу читаем мама…», тематическую картотеку «Факультет для родителей». И сделать это во время семейной экскурсии по библиотеке «Книжная вселенная»
И для детей, и для их родителей библиотека должна стать не только местом, где можно взять интересную или нужную книгу, но и пространством для общения и развития. В этом помогут циклы обзоров для родителей «Читаем вместе», «Наука семейных отношений», «Книга + Семья = добрые друзья» и бесед «О доброй традиции замолвите слово», «Семья разумная – семья читающая», «Секреты для взрослых, или Как стать идеальными родителями» и другие. Счастье семьи зависит от каждого её члена. Поэтому беседы о взаимоотношениях в семье необходимо проводить и со взрослыми, и с детьми «Искусство слышать друг друга», «Родителям о детях».
И как всегда свою деятельность по работе с семьями мы должны начать с анализа фондов литературы для семейного чтения и семейной педагогики. А раскрыть всё многообразие имеющейся в библиотеке литературы помогут книжные выставки: «Радость семейного чтения», «Наука семейных отношений», «Здоровая семья – счастливая семья», «Добрые руки семьи» и другие.
Хорошо, если в традицию библиотек войдёт проведение семейных акций «Чтение семейного масштаба», праздников: «Книжная мудрость – семейное богатство» , «Первый бал для Мамы, Папы и Младенца» ( на котором вручить молодым родителям памятку «Как вырастить книгочея»), «Книжки на вырост», «Праздник солнечного детства», праздник, посвященный Святым Петру и Февронии Муромским «День любви и супружеской верности» , Дней семейного чтения «Счастлива будет ваша семья, если чтением увлечена», «Сказки бабушки моей», в ходе которых и взрослые, и дети смогут поучаствовать в литературных викторинах, конкурсах, весёлых играх «Если бы я был на месте героя». «Вся семья журналам рада – есть в журналах всё. Что надо».
Праздник, посвящённый Святым Петру и Февронии Муромским «День любви и супружеской верности». На этот семейный праздник следует пригласить детей вместе со своими папами и мамами, дедушками и бабушками, братьями и сёстрами. В программу праздника можно включить музыкальные и драматические номера, исполненные детьми, викторины, чтение стихов, рассказ библиотекаря о Петре и Февронии Муромских. Определённый интерес вызовет у ребят конкурс пословиц и поговорок о семье. Вопросы к конкурсу следует напечатать на лепестках ромашки – символа этого праздника. В завершение праздника участники мероприятия могут одарить друг друга открытками – ласковками , которые они сами сделают, с пожеланиями любви и семейного счастья.
Важно показать, что библиотека – это не только дом, где хранятся книги, но и место, где можно многому научиться, отдохнуть, получить совет, принять участие в библиотечных делах, познакомиться с новинками литературы.
Популярны сегодня и дискуссионные формы работы , такие как «Исповедь пристрастий» (рассказы читателей о роли книги в их семье), дискуссионные трибуны «Семейное чтение: вчера и сегодня», «Семья. Книга. Библиотека», встречи поколений «Свет книг не гаснет в нашем доме», «Любимые книги в моей семье» и другие. Всё это приобщает детей и их родителей к совместной читательской и творческой деятельности.
Часы семейного общения «Любимые книги детства», «Союз семьи и книги», «Семья и книга: объединённые чтением», «Как вырастить чудо-чадо», и посиделки — читаем вслух «Любимые книжки наших мам и пап», «Радость семейного чтения», «Добрые руки семьи», и книжные кают — компании «Для талантливых детей и заботливых родителей», «Мой кроха и я», «Яркие краски детской литературы», «Родителям о детских писателях», проводимые на базе библиотек, помогут родителям наладить ещё более тесные отношения с детьми.
Чтение вслух – наиболее доступная, но немного забытая сейчас форма работы с читателями младшего возраста. Такое чтение способствует созданию у детей образных представлений, настраивает на особую эмоциональную волну, помогает заинтересовать ребёнка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно, приучает к внимательному слушанию текста. писал: «Дети более любят слушать, нежели читать, уже и потому, что в первые 2-3 года самый процесс чтения ещё утомляет их. Кроме того, необходимо приучить детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное».
Громкие чтения: «Дружите с книгой с малых лет», «Книги для взрослых младшего возраста», «Почитай мне!», «Почитайте вашему ребёнку», «Книжица мала – малышу мила» — это прекрасная возможность привлечь в библиотеку всю семью и наладить контакты с детсадами и т. д.
Хорошо если при библиотеках будут созданы творческие семейные объединения, семейные клубы, семейные гостиные. Заседания таких объединений могут быть самыми разными: «Вместе с бабушкой – в Интернет», «Нам хорошо вместе», «Домашний праздник в библиотеке», «Книжка по наследству», «С книжкиным теплом, под маминым крылом», «Любимые книги моей семьи». На мероприятия рекомендуем пригласить психологов, педагогов, воспитателей, читателей, в семьях которых чтение книг – давняя традиция. Одним из направлений может быть организация встреч-интервью с известными людьми района, города, сельского поселения , которых можно назвать не только успешными, но и активно читающими.
Можно объявить акции «Вместе весело читать», «Мы – семья, а это значит, справимся с любой задачей», «Чтение в подарок маме», в ходе которой предложить детям сделать для мамы книжку – малышку или разучить стихотворение.
А участие в семейных конкурсах «Дом моей мечты», «Книга – семейный раритет», «Лучшая книжная мама» поможет сформировать у детей потребность в чтении и культуру чтения, расширит литературный кругозор.
Главная задача библиотек сегодня – донести до родителей мысль: от того, что сегодня читают или не читают дети, действительно зависит их жизнь, учёба, поведение, нравственный облик, характер и, в конечном счёте, судьба.
Составитель: Л. А. Потокина, методист
Семейный конкурс «Всей семьей в библиотеку»»
Цель:
1.Привитие любви к чтению художественной литературы.
2.Привлечь родителей к организации досуга своих детей.
Ход праздника:
Звучит песня
А.Рыбникова и Ю Энтина «Книжкин дом»
Ведущий1.
1
Внимание! Внимание!
Дети и родители
Сразиться не хотите ли?
Кто самый лучший книгочей,
И кто герой любимый чей?
Ведущий 2
Умными словами недаром сказано:
«Всем лучшим книге мы обязаны.
Книги читают и стар и млад
Книге хорошей каждый рад».
Ведущий 1
Книги читаю - значит мыслю
Мыслю – значит, живу, а не кисну.
Ведущий 2
В книжке мудрость, слёзы и смех,
Книжек сегодня хватит на всех.
Ведущий 1
Дети и родители, хотите, не хотите ли, пришла пора начать нашу игру
«Всей семьей в библиотеку».
Ведущий 2 .
Сегодня у нас в гостях семьи, любящие чтение и книгу, большие знатоки литературы. По окончании каждого конкурса жюри подводит итоги. Правильный и полный ответ будет оценен в пять баллов.
Ведущий 1. А кто же из них самая-самая читающая семья, определит наше жюри. (представляет членов жюри) .
Головяшкина Н.В., директор школы
Позднякова С.В., методист
Ведущий 2 . Сегодня в нашем состязании принимают участие семейные команды… (представляет членов команд).
1 команда – семья Старковых: мама Ирина Борисовна, дочь Алина;
2 команда – семья Постниковых: мама Наталья Николаевна, дочь Юлия;
3 команда – семья Белолипецких: мама Ольга Викторовна, дочери Олеся и Елизавета.
4 команда- семья Лебедевич: мама Оксана Борисовна, сыновья Ярослав и Захар
В нашем конкурсе проведем жеребьевку, чтобы определить очередность выступления команд.
Ведущий 1 . Чтобы определить, кто начнет первым, проведем жеребьевку,которая пройдет в необычном литературном ключе. В нашем волшебном сундучке находятся задания с зашифрованными цифрами, то есть с произведениями, в названиях которых есть цифры. Впишите правильный ответ- и узнаете свой порядковый номер.
Е. Велтистов «Миллион и ……………. (один) день каникул»
Е. Шварц «…….(Два) брата»
Ю.Олеша «……(Три) толстяка»
К. Ушинский «……. (Четыре) желания)
Ведущий 2
1 конкурс называется «Кроссворд». Ответив на вопросы кроссворда, вы узнаете фамилию первого книгопечатника.
Первый книгопечатник.
Карточка, где записывают данные читателя и название книги.
Это требует книга после неряхи-читателя.
Книга, которая обо всем расскажет.
Место, где ты возьмешь книгу на дом.
Мероприятие, состоящее из вопросов и ответов.
Часть книги.
Часть книги, где можно узнать о нужном тебе стихотворении, рассказе.
Пока команды разгадывают кроссворд, мы с болельщиками проведем викторину.
Ведущий 1
2 конкурс. Легенды о цветах
Зачитывается легенда – узнать, о каком цветке идет речь.
Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла. Из ее прекрасных синих глаз покатились слезы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинками. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. (Ландыши)
Ее родина – Персия. Существует поэтическая легенда: однажды богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустились на землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная …. (Сирень)
Латинское название этого цветка «Галактус» происходит от греческих слов «гала» -молоко и «Актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветок. Отсюда символом цветка стала надежда. (Подснежник)
В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток фей и нежных эльфов. Его родина – Персия, оттуда он перекочевал В Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого Цветка. В Амстердаме на три луковицы цветка были куплены два каменных дома. (Тюльпан)
По одной из легенд Геркулес смертельно ранил владыку загробного мира Плутона, а молодой врач залечил его раны корнями растения, которое и назвал именем врача. Цветок этот считается царем цветов и символом долголетия (Пион)
Она присутствует в гербе города Родоса. Древний Иран, страну персов, назвали в честь ее Полистаном. По словам Анакреона, родилась она из белоснежной пены, покрывшей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Кто она, царица цветов? (Роза)
На Востоке существует легенда о жестоком китайском императоре, который однажды узнал о том, что на далеких островах растет цветок-солнце, из которого можно приготовить эликсир молодости. Понятное дело, император сразу же захотел его заполучить, но ему это было не под силу, так как сорвать этот цветок мог только человек с чистым сердцем. Император отправил за цветком сотни юношей и девушек, но молодые люди, покоренные красотой острова, так и остались там жить. Так на этом острове основали страну восходящего солнца, а цветок сделали символом Японии. (Хризантема)
Какой цветок всю жизнь любуется собой: глядит на себя и не может наглядеться? (Нарцисс)
Говорят, что вырос этот цветок из маленькой пылинки, которая упала на Землю со звезды в те времена, когда растительность на планете зарождалась. (Астра)
Ведущий 2
3 конкурс «Работа с книгой»
Энциклопедический словарь юного художника.
А) Дайте определение «Античное искусство»
Б) Что вы можете рассказать о панораме (есть еще диарама) художника Ф.А. Рубо «Бородинская битва».
В) Назовите одну из самых известных картин К.П.Брюллова. Расскажите о ней.
Энциклопедический словарь юного спортсмена .
А) Дайте определение «Запасной игрок»
Б) Расскажите о спортивных соревнованиях конников в России. Кто основатель конного спорта в России?
В) Сёрфинг – что это такое?
Энциклопедический словарь юного натуралиста
А) расскажите о древнейшем спутнике человека (Птица)
Б) Что такое дендрарий?
В) Кто такой И.В.Мичурин?
Энциклопедический словарь юного техника
Дайте определение «магнитофон»
Расскажите о борьбе с коррозией.
Кто такой Андрей Николаевич Туполев.
Ведущий 1
4 конкурс "Встреча по вашей просьбе".
Вы увидите и услышите героя сказки и должны угадать: кто он, из какого произведения, кто автор этого произведения. Свой ответ вы записываете на листочке и быстро отдаете жюри.
Первый герой: "Добрый день! Я так торопилась к вам, что не успела привести в порядок своё платье. Видите, оно кое-где порвано, помято, а пятен-то сколько... Но все это не потому, что я неряха. Просто мне некогда было о нём подумать. Вот эти оборки порвались, когда я в зверинце залезала на дерево. А эти - когда мы бежали в полнейшей темноте, разрывая кусты, к дворцовой, кондитерской. А все пятна я получила уже в кондитерской кухне, когда мы искали заветную кастрюлю. Ух, что там творилось: мы опрокидывали банки, тарелки, блюда, и всё это летело со звоном и громом. Рассыпанная мука вертелась столбом, И вдруг я нашла её - кастрюлю без дна! Правда, ради этого не стоило жалеть платья? Вы меня в таком виде узнали? Да? (Суок, Ю. Олеша, "Три толстяка").
Второй герой: С моим названным братом случилась беда. И, чтобы спасти его, мне пришлось пройти длинный путь. Это было очень трудно, а иногда даже опасно. Многое я повстречала на своём пути, многие мне помогали, но спасти брата я могла только я сама. Один мой друг просил за меня мудрую женщину: "Не можешь ли ты дать девочке что-нибудь такое, что сделает её сильнее всех?" И женщина ответила: "Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат, и люди, и животные? Ведь она прошла босая полсвета. Если она сама не сможет проникнуть в покои королевы и помочь брату, то мы и подавно ей не поможем! А теперь скажите, как зовут меня и моего брата? (Герда и Кай, Г.Х.Андерсен, "Снежная королева").
Третий герой: Добрый день! Ух, как у вас много мальчиков! Интересно, а кто занимается их воспитанием? Правда, это очень трудное дело? Вот мне недавно пришлось заняться одним мальчиком. Какой он был невоспитанный! Знаете, как он сидел? - подогнув под себя ногу. Кофе он пил прямо из кофейника, миндальные пирожки запихивал в рот целиком и глотал не жуя. А в вазу с вареньем залезал прямо руками и обсасывал их. Конечно, я запретила ему так себя вести. И, кроме того, этот мальчик был лишён всяких способностей к арифметике. Вам, наверное, уже ясно, кто я и кто этот мальчик, которого я стараюсь воспитать? (Мальвина и Буратино, А. Толстой "Золотой ключик и Приключения Буратино")
Ведущий 2
5 конкурс . А сейчас настало время представить семейным командам домашнее задание на тему « Читающая семья». Команды поделятся со всеми нами своими мыслями о чтении, расскажут о любимых книгах детства, возможно, порекомендуют их современным школьникам. Очень важным и значимым является тот факт, что выступать будут именно семейные команды. Не могу не привести в связи с этим слова великого Плутарха: «Суть воспитания не приобретение, но употребление книг» , и я думаю, что рассказы наших семей станут ярким тому подтверждением.
(Раздаётся стук в дверь).
Ведущий 1:
Кто там?
Почтальон Печкин:
Это я, почтальон Печкин принёс вам телеграммы, только вот отправители неизвестны, узнайте, кто вам прислал телеграммы.
6 Конкурс «Телеграмма»
1. «Пусть с вами дружат люди, птицы, звери!
Желаем вам успехов! Том и... (Джерри.)
2.Пускай исчезнут ябеды, зазнайки!
Привет и поздравленья от... (Незнайки.)
3.Фильм обо мне - отличная картина!
Желаю много счастья!.. (Буратино.)
4. Предпочитайте транспорт пеший,
Ходите в лес! С приветом... (Леший.)
5. Желаю вам, друзья, дороги длинной!
Я вас спасу от гриппа!.. (Чиполлино.)
6.Пусть будет сильным, крепким ваше тело!
Один из черепашек... (Донателло.)
7. Я всем обещаю кусок пирога!
И ножки куриные!.. (Баба Яга.)
8. Пусть падает на землю белый пух!
Побольше вам подарков!.. (Винни Пух.)
9. Побольше ешьте фруктов, овощей!
Железного здоровья вам!.. (Кащей.)»
Ведущий 2. 7 Конкурс «Угадай мелодию»
Многие популярные произведения экранизированы, по ним поставлены мультипликационные или художественные фильмы. А песни, звучащие в них, не менее популярны, чем сами картины. В конкурсе «Угадай мелодию» вы должны отгадать мелодию, назвать героя, который ее поет, или фильм, где звучит эта песня. А также назвать автора и название произведения, по которому поставлены киноленты.
Песня о длительном путешествии маленькой девочки в яркой шапочке. (Песня Красной Шапочки из фильма «Красная Шапочка». Шарль Перро «Красная шапочка»)
Песня о профессиональных секретах пушистых мошенников.
Песня лисы Алисы и кота Базилио из фильма «Приключения Буратино». А.Толстой «Приключения Буратино»)
Песня о пользе зимнего отдыха в деревне. («Кабы не было зимы» из мульфильма «Зима в Простоквашино». Эдуард Успенский «Зима в Простоквашино»)
Песня зловредной старушки, способной на плохие поступки. (Песня старухи Шапокляк из мультфильма «Крокодил Гена». Э.Успенский «Крокодил Гена»)
Песня о дружеской поддержке в длительном путешествии (Песня друзей из мультфильма «Бременские музыканты». Братья Гримм «Бременские музыканты»)
Песня об идеальной няне. «Леди Совершенство» из фильма «Мэри Поппинс, до свидания». Памела Трэверс «Мэри Поппинс»)
Песня об бескорыстном подходе к выбору спутника жизни. « Песня Забавы из мультфильма «Летучий корабль» Андрей Белянин «Летучий корабль»)
Песня об одном из весенних месяцев, проведенных в интересном и любимом ребятами месте города. («Крылатые качели» из фильма «Приключения Электроника» Велтистов Е. «Приключения Электроника»)
Песня о возможности путешествия в будущее («Прекрасное далеко» из фильма «Гостья из будущего» Кир Булычев « Гостья из будущего»
8 конкурс Вопрос сопернику..
Каждая семья задает по вопросу команде сопернице.
Ведущий 1
9.конкурс. «Сочини рассказ»
Называется девять слов
Путешествие, приключение, остров, пещера, тайна, записка, лодка, книга, клад.
Задание: за пять минут составить приключенческий рассказ из 9 предложений.
Инсценировка сказки «Курочка Ряба» на новый лад
Жюри. Самой читающей семьей сегодня признана семья… Главе семьи вручаются книга…
Ведущий 2.
Ну вот, друзья!
Пора прощанья так быстро подошла!
Мы говорим всем – до свидания!
До новых встреч!
Ведущий 1.
Желаем счастья вам!
Чтоб все мечты сбывались,
С хорошим настроением,
Чтобы вы не расставались!
Здоровья вам на сотни долгих лет!
А это, право, дорогого стоит.
В работе – много творческих побед,
В семейной жизни – мира и покоя!
Вопросы-шутки
Огородная история о семейном подряде. («Река»)
Швейная принадлежность, в которой хранится смертельная опасность для долгожителя. (Иголка)
Дар леса, за которым отправились бедные девушки (Хворост)
Хвастунишка, который докатился.(Колобок)
Исходный продукт для варки сказочных щей или каши (Топор)
Самая дружная коммунальная квартира (Теремок)
Ребята, перед вами сундучок, он не простой, а волшебный, в нем лежат разные сказочные предметы, а какие, вы узнаете.
Горошина - Г.Андерсен - «Принцесса на горошине»
Зонтик - Г.Андерсен - «Оле-Лукойе»
Лимон - Д.Родари - «Приключения Чиполлино»
Туфелька - Ш.Перро - «Золушка»
Корзинка - Ш.Перро - «Красная шапочка»
Мочалка - К.Чуковский - «Мойдодыр»
скорлупа грецкого ореха,
стрела,
тельняшка,
шарик,
шляпа,
сапоги.
Викторина.
1. В какой сказке фрукты и овощи действуют как живые существа?(Дж. Родари «Приключение Чиполлино»)
2. Как зовут дядю милиционера в произведении Сергея Михалкова? (Степан Степанов)
3. В какой сказке девочка зимой идёт в лес за цветами? (С.Маршак «Двенадцать месяцев»)
4. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?
5. В какой сказке дети не узнали голос матери и попали в беду? («Волк и семеро козлят»)
Ведущий 1 . Пока семьи работают, мы с вами почитаем «Сказочные объявления» и отгадаем их адресатов.
1. Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку…
(А.С. Пушкин. «О рыбаке и рыбке»)
2. Модницы и модники! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес…
(А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
3. Для работы в хозяйстве требуются: повар, конюх, плотник. Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год. Мой адрес…
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
4. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес…
(«Сказка о золотом петушке»)
5. Торговая фирма «Буян» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И все это по доступным ценам! Фирма ждет вас! Адрес фирмы…
(«Сказка о царе Салтане…»)
Отчёт
о проведённых мероприятий библиотек
МО Динской район, посвящённых Международному дню семьи.
Немаловажную роль в процессе нравственного и духовного воспитания семьи, её укрепления играет книга, библиотека. Сотрудники библиотек района ведут большую работу по укреплению семейных отношений, пропаганде семейных ценностей и организации семейного досуга. В рамках Международного дня семьи в библиотеках района проведены массовые мероприятия:
В Межпоселенческой библиотеке состоялся литературный час «Самое главное слово - семья», организованное совместно с молодежным центром. Главной идеей мероприятия было возрождение авторитета российской семьи, возрождение духовных и семейных ценностей, воспитание чувства любви к своим семьям. На мероприятии присутствовали более 40 старшеклассников.
К этой дате в читальном зале Межпоселенческой библиотеки оформлена книжно-иллюстративная выставка «Самое главное слово - семья».
Из книг присутствующие узнали, что вопросы семейных отношений с давних времен всегда волновали людей. Создание семьи считалось одним из самых важных событий в жизни человека.
Сотрудник библиотеки познакомила старшеклассников об истории появления Международного Дня семьи.
С большим интересом слушали выступление священнослужителя Свято-Вознесенского храма о. Павла. Он рассказывал о том, что к созданию семьи нужно относиться вдумчиво и серьезно. Свое выступление он подкрепил притчами и легендами о праведной жизни святых Петра и Февронии. Показывал иконы покровителей семьи. Зачитывал некоторые главы из Библии.
Каждый из присутствующих высказывал свое мнение о значимости семьи, на чем держится семья, о традициях и взаимоотношениях в своих семьях. Мероприятие закончилось чтением стихов о семье, любви, доброте Ю. Друниной, А.Дементьева, Р. Гамзатова.
15 мая в Динской детской библиотеке к Международному дню семьи, для ребят младшего школьного возраста была проведена развлекательная программа «Крепкая семья - крепкая держава». Цель мероприятия: расширить представления детей о семье как величайшей общечеловеческой ценности; показать, что мир в семье - главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи.
Мероприятие прошло весело и интересно. В программе ребятам предстояло участие в четырех конкурсах: «Народная мудрость гласит»- читатели составляли пословицы о семье, которые были разбиты на две части, необходимо было соединить; «Передай сердечко» - передавая сердечко, друг другу, нужно было говорить ласковые, добрые слова, которые бы звучали дома в семье; «Дом твоей мечты» - собирали кирпичики для строительства дома из тех слов, которые нужны были бы для хорошего, доброго, теплого дома; музыкальный конкурс - пели песни о детстве, о семье, о дружбе.
В заключении мероприятия ребятам был показан видеоролик «Моя семья».
15.05. в детской библиотеке ст. Васюринской провели круглый стол «Мама, папа, я - читающая семья», посвященный Международному дню семьи. На мероприятии присутствовали ученики 2 « Б» класса БОУ СОШ №10, 29 человек. Ребятам рассказали о празднике, прочли пословицы и поговорки о семье, которые они продолжили, загадывали загадки о семье. Дети рассказывали стихотворения посвященные семье, рассказывали о своей семье и показывали рисунки, на которых нарисовали свою семью.
На мероприятии работники соц. защиты «Добродея» раздали ребятам буклеты с пожеланиями родителям и с детским телефоном доверия.
Закончилось мероприятие праздничным чаепитием.
Удачно была проведена встреча «Дом, в котором тебя любят и ждут» в библиотеке ст. Старомышастовской с многодетными семьями - Назаренко, Правельевых, Приступа, Макиенко, Ястреб.
Для гостей учащиеся 2 «а» класса БОУ СОШ № 31 подготовили праздничную программу «Семьей дорожить - счастливым быть».
Ребята исполняли песни, играли на духовых инструментах, клавишных. В этот день прозвучали стихи, песни, ребята с родителями активно участвовали в викторинах, конкурсах.
К празднику администрация поселения выделили материальные средства. Было организовано чаепитие с нашими гостями.
Присутствовало - 55 человек.
15.05. - в сельской библиотеке ст. Васюринской состоялся музыкально - игровой вечер «Когда мы вместе». На мероприятие были приглашены учащиеся БОУ СОШ № 10 8 класс. Мероприятие было организовано и проведено с целью пропаганды семейных ценностей, привлечения читателей в библиотеку.
В начале встречи библиотекари рассказали о том, что семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Участникам мероприятия были предложены различные игры, пословицы, загадки. Далее состоялась викторина, которая развеселила всех необычными и очень интересными вопросами.
Для каждой команды был приготовлен лист ватмана. Участники команды по очереди, с завязанными глазами, рисовали портрет своей дружной семьи.
В конкурсе «Объяснялки» ребята пытались проявить всю свою фантазию и сообразительность с помощью рук, ног и мимики.
В следующем конкурсе разгадывали поговорки и пословицы, а также загадки о доме.
А закончился праздник вручением заслуженных наград за участие в конкурсах.
В библиотеке пос. Заречный проведен час пословиц, поговорок и загадок «Мир семьи - я и мы».
К мероприятию была оформлена книжная выставка «Мы читаем всей семьей!».
Читателей познакомили со старинной легендой об огромной семье, которая состояла из 100 человек, в которой царили мир, любовь и согласие. Единственное слово, которое стало ключевым в этой семье - понимание.
Затем проводился конкурс загадок и пословиц о семье. В заключение мероприятия ребята рассказали об отношениях в их семьях, о том, как нужно уважать и беречь своих близких.
Цель мероприятия - содействовать укреплению семьи, способствовать взаимопониманию, любви, воспитанию семейных традиций.
Час информации « Всё начинается с семьи» провели в библиотеке хутора Карла Маркса. Цель мероприятия: рассказать присутствующим об истории праздника, о том какую роль играет семья в воспитании человека.
К мероприятию была подготовлена книжная выставка «Книга, я и моя семья», на которой была предоставлена литература о семейном воспитании и увлечениях, где можно отдохнуть с семьёй, как провести час досуга.
Старшие читатели рассказали о своих семейных традициях.
В библиотеке ст. Воронцовской проведен день информации «Семейная азбука».
Цель мероприятия: помощь в формировании культуры семейных отношений.
За время проведения мероприятие посетило 17 человек. На выставке была представлена литература о проблемах воспитания детей, здоровом образе жизни, активном семейном отдыхе.
Урок семейной этики «Любовь - начало всех начал » проведён в библиотеке пос. Украинский. К мероприятию была оформлена книжно - иллюстративная выставка «Семья - основа общества», где представлены книги, статьи из газет и журналов, иллюстрации и репродукции картин на заданную тему.
Сотрудник библиотеки выступила с информацией о роли семьи в современном обществе, истории развития семейных отношений с древних времен до наших дней. С читателями проведены блиц опросы на темы «Что составляет главную основу семьи?», «Какие произведения классиков посвящены сложностям семейных отношений?», «Какие фильмы о любви оставили след в Вашей душе?».
Директор МПБ Л.С. Финогина
Азовская поселковая библиотека
Накануне Международного дня семьи 13 мая в Азовской поселковой библиотеке прошел тематический час «Круг семейного чтения». Библиотекарь Покотило Татьяна Николаевна рассказала присутствующим о цели, истории, традициях праздника.
Затем состоялась презентация книжной выставки «Семейная академия». Присутствующие могли ознакомиться с литературой по благоустройству дома, воспитанию детей, рукоделию, выращиванию цветов, работе в саду и огороде, приготовлению разнообразных блюд, здоровью. С большим интересом участники мероприятия читали высказывания великих людей о семье, жизни, любви, отношениях.
В заключения мероприятия библиотекарь пожелала всем семейного счастья, любви, взаимопонимания и добра.
Заветленинская сельская библиотека
13 мая в Заветленинской сельской библиотеке была проведена беседа «Семейный очаг», посвящённая Международному дню семьи. Библиотекарем Кабриль Ириной Викторовной была оформлена тематическая полка « Семья это самое тёплое место на земле».
Библиотекарь рассказала присутствующим о том, что с семьи начинается жизнь человека, что в семье происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чём строится цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Также на беседу была приглашена семья Скрипнюк, как примерных семьянинов живущих в любви, верности и понимании друг к другу, они поделились своими секретами и советами своей семейной жизни.
Майская сельская библиотека
В Майской сельской библиотеке прошло мероприятие, посвященное международному дню семьи, в котором приняли участие 9 читателей в возрасте с 5 до 11 лет. Оно прошло в форме урока нравственности "Семья - главная ценность".
Целью мероприятия было воспитывать у детей любовь к своей семье, к своим родным, уважения и понимание к ним.
В ходе урока библиотекарь рассказала детям об этом празднике, его истории. Также участники мероприятия читали стихотворения о семье, вспоминали и обговаривали пословицы и поговорки о семье. Конечно же не обошлось и без интересных загадок про членов семьи, которые дети с удовольствием отгадывали. Также для детей и родителей была оформлена темполка "Все о семье", чтобы все могли ознакомиться с литературой на данную тему.
В конце мероприятия участники на символических бумажных сердцах написали наилучшие пожелания для своей семьи.
Победненская сельская библиотека
«Откуда пошла фамилия русская»- под таким названием в Победнеской библиотеке прошел познавательный час, посвященный Международному Дню семьи, для пользователей библиотеки среднего возраста. Ведь в переводе с латинского фамилия - это семья. Почему на Руси появились фамилии, о чем может рассказать фамилия, кто же впервые официально ввел фамилии на Руси? Об этом и многом другом узнали ребята из рассказа заведующей Победненской библиотеки Кареевой Татьяны Борисовны. Оказывается, что это Петр Первый своим указом велел записать всех людей, проживающих в Российском государстве, «по именам с отцы и с прозвищи», то есть по имени, отчеству и фамилии. Что А.С.Пушкин получил свою фамилию от боярина Григория по прозвищу Пушка. Жил он в XIV веке. За что он получил такое прозвище? Возможно, за чересчур громкий голос, напоминавший пушечный выстрел? А может быть, он имел какое-то отношение к пушкарному делу? Как бы то ни было, а только его прозвище перешло в фамилию, которая через несколько поколений досталась великому поэту. Еще ребята разгадывали кроссворд, разбирались с заданием, от чего образовалась та или иная фамилия. На мероприятии прозвучали стихотворения Г. Граудина «Прадеды», С. Михалкова «Смешная фамилия», М. Яснова «Считалка с фамилиями». Познакомились и с представленными книгами Н.Павленко «Птенцы гнезда Петрова», Б.Унбергауна «Русские фамилии», Н. Суперанская «О русских фамилиях». А в заключение мероприятия ребята попытались определить происхождение своей фамилии.
На мероприятии присутствовало 17 человек.
Модель библиотеки семейного чтения
«Библиотека и семья: грани взаимодействия»
Глухова Татьяна Викторовна, методист Лебедева Татьяна
Викторовна, зам. директора по инновационной и методической работе
Муниципальное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система города Саратова»
1. Обоснование социальной значимости и описание
проблемы.
Семья — важный элемент системы образования и воспитания, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Чтение имеет для ребенка важное социальное значение. Педагоги, психологи и библиотековеды давно и убедительно доказали, что посредством чтения ребенок получает возможность самостоятельно усваивать знания и опыт человечества, совершенствовать собственное мышление и личность в целом. Сегодня в семье отсутствуют всякие или почти всяческие разговоры с детьми о книгах. Воспитать в ребенке потребность в чтении, научить его читать творчески — значит дать ему умение черпать в книге знания и духовные силы. По мнению специалистов, последствия падения интереса к чтению, в том числе — художественной литературы, могут быть самыми тяжелыми. Чтобы этого не произошло семья и библиотека должна объединить свои усилия.
В настоящее время увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю. По данным статистики в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%. Доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 году до 28% в 2005 году. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям 80% семей, сегодня — только 7%.
Взаимодействие библиотеки и семьи — это наиболее эффективный путь приобщения к семейному чтению взрослых и детей.
2. Предпосылки создания программы:
Создание библиотек семейного чтения в структуре ЦБС г. Саратова приходится на начало 90-х годов и рассматривается как реализация комплексной программы всесторонней поддержки семьи.
В Централизованной библиотечной системе г. Саратова действуют 3 библиотеки семейного
чтения. Они имеют название библиотечно-просветительские и досуговые центры «Мир
семьи» (б/ф N7, 23/36) и «Семья. Дом. Быт. Досуг» (б/ф N9).
Открытие библиотек семейного чтения ставило своей целью привлечение в библиотеку многодетных семей, социально незащищенных слоев населения, оказание им помощи в воспитании детей, рациональной организации свободного времени, возрождении традиций семейного чтения.
Работа по созданию библиотек семейного чтения началась с выявления и уточнения позиции читателей библиотек. Было проведено анкетирование читателей, анализ их формуляров, подтвердившие большой интерес к проблемам семьи.
Три библиотеки, несмотря на общие цели и задачи, разные. Каждая из них имеет свои особенности и традиции, свой контингент читателей. Для создания библиотек были выбраны библиотеки-филиалы, расположенные в отдаленных районах города. Это, так называемые «спальные районы», не имеющие широкой сети других культурных учреждений. Не последнюю роль сыграла и материальная база библиотек. Все три филиала имеют просторные помещения, возможность свободно разместить и перегруппировать фонды библиотек, выделить зоны для проведения массовых мероприятий, занятий с отдельными группами читателей.
Библиотека-филиал N23/36 представляет собой комплекс объединенных под одной крышей двух библиотек N 23 для взрослых и N 36 для детей. Объединение двух библиотек позволило более рационально использовать их помещения: выделить новые отделы и зоны обслуживания. Оборудована уютная гостиная для проведения массовых мероприятий, зал периодики, выставочный зал. Немаловажную роль сыграл творческий потенциал коллективов библиотек, индивидуальные склонности и возможности конкретных библиотечных работников.
Следующий этап создания библиотеки семейного чтения — перегруппировка и реорганизация фондов библиотек. В фонде открытого доступа каждой из библиотек был выделен тематический комплекс литературы «Семья. Быт. Досуг», где сосредоточена литература по проблемам семьи, воспитания детей, рационального ведения хозяйства, здорового образа жизни.
В б/ф N 7 при формировании комплекса осуществлялся отбор литературы из фондов читального зала и абонемента. Но вся литература по теме была сосредоточена в одном месте — на абонементе. В б/ф N 23/36 комплекс литературы представлен и в детском отделении. В б/ф N 9 он красочно оформлен и представляет собой постоянно действующую книжную выставку на абонементе «Семья. Дом. Быт. Досуг»
Работа библиотек строится в тесном контакте
с учебными заведениями города, муниципальными учреждениями дополнительного образовании
(музыкальными школами, дошкольными учреждениями), центрами социального обслуживания
населения, общественными организациями, культурно-просветительными организациями,
подростковыми клубами, студиями, кружками.
Стало традицией проведение семейных праздников, «семейных посиделок». 15 марта
в библиотеке-филиале N 7 прошел семейный праздник «В семье — наше будущее»,
посвященный Году семьи. Присутствовало 50 семей. 24 июня в этой же библиотеке
состоялся семейный праздник «Мальчишки и девчонки, а также их родители!».
В Центральной городской библиотеке с начала года проводятся занятия лектория «Семья и общество» для молодежи и студентов. Темы лекций: «История любви — история общества», «Национальные особенности российской семьи» и др.
В МУК «ЦБС г. Саратова» особое внимание уделяется проблемам молодых семей. В библиотеках семейного чтения эта работа ведется постоянно. Так, в библиотеке-филиале N 7, библиотечно-информационном Центре «Мир семьи» в 2007 году выявлена 31 молодая семья, которым оказывается информационная помощь по проблемам семьи, воспитания детей, рационального ведения хозяйства, здорового образа жизни и т.д. В 2008 году проведен Бенефис «Читающая семья», в котором приняли участие самые активно читающие семьи микрорайона библиотеки. Семьи-участники представляли генеалогическое древо семьи, рассказывали о семейных традициях, участвовали в конкурсах, одним и которых была реклама «Любимая книга»
Б/ф N 9 ежегодно ко Дню матери проводит мероприятия для мам с активным привлечением детей. Большой популярностью пользуются у читателей библиотеки № 9 игровые мероприятия для родителей и детей — «Звездный час», экологическая игра «Робинзонада», литературная игра-викторина «Свет мой, зеркальце, скажи...». Мероприятия б/ф N 9 имеют свою специфику — это, как правило, театрализованные праздники. Среди них — праздник посвящения в читатели «Красная шапочка и ее друзья в книжкином царстве», театрализованный День знаний (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»), театрализованная экскурсия «Встреча с библиотекой» для первоклассников и их родителей, театрализованный новогодний вечер для разных групп читателей «Новогодние похищения и волшебные превращения». Помещение библиотеки позволяет проводить мероприятия отдельно для родителей и детей в одно и то же время.
Библиотека N 9 тесно сотрудничает с музыкальной школой N 14, находящейся с ней в одном здании. В библиотеке выступают учащиеся музыкальной школы на таких мероприятиях, как «Вечер романса», «Вечер Шопена» для детей и родителей.
Библиотеки семейного чтения особое внимание уделяют
работе с юношеством.
В б/ф N 9 для читателей юношеского возраста создан клуб «Муза». Клуб имеет свой постоянный состав, организационное ядро. Мероприятия, проводимые в рамках клуба, могут посещать все читатели библиотеки. Программа клуба разнообразна. Здесь проводятся диспуты на нравственно-этические темы — «Любовь огромная страна», «Курить или не курить»; проводятся различные праздники — новогодний, День св. Валентина, КВН, «Смех — дело серьезное» (к 1 апреля); «Рыцарский турнир» и др. К 200-летию А.С. Пушкина участниками коллектива были подготовлены инсценировки по его произведениям «Барышня-крестьянка», «Дубровский», «Пиковая дама».
В клубе «Муза» сменилось 3 поколения детей. Два раза в год собирается его первый состав.
Библиотека-филиал N 23/36 в работе с юношеством особое внимание уделяет нравственно-правовым вопросам. Организует встречи с юристами, такие как «Права и обязанности несовершеннолетних». Ко Дню семьи для подростков была проведена дискуссия «Твои трудные родители». В настоящее время разработан и воплощается в жизнь цикл мероприятий для юношества и родителей по профилактике наркомании.
Библиотека N 23/36 продолжает работу в помощь профориентации подростков. Проводится тестирование, психологическое обследование в целях определения способностей к выбранной профессии, анкетирование родителей. Эта работа проводится совместно со специалистами ПАГС и специалистами-психологами. Разработан лекторий «Психология человека для родителей и педагогов», который ведет психолог. Для родителей работает лекторий «Азбука воспитания».
На базе комплекса педагогической литературы проводятся Дни информации из цикла «Мир семьи».
Уделяется много внимания людям пожилого возраста. Около 10 лет в б/ф N 23/36 работает клуб «Общение» для ветеранов войны и труда. В б/ф N 7 для читателей пожилого возраста проводятся семейные посиделки «Зимние вечера». Во всех семейных библиотеках проводятся литературно-музыкальные вечера ко Дню пожилого человека и Дню Победы.
«Служба здоровья», созданная в б/ф N 23/36 поддерживает тесные контакты с социальным центром «Милосердие». На его базе был проведен цикл лекций по фитотерапии «Ваше здоровье — в Ваших руках». Для детей и их родителей проводятся «Уроки безопасности», которые включают игровое обучение правилам поведения на водоемах, дорогах и т. д.
В 2008 году проведено мини-исследование «Книга и
библиотека в жизни семьи»
. Целью исследования было выявление отношения
руководителей детского чтения (родителей) и их детей к книге и чтению (в том
числе к чтению в семье), библиотеке, знания интересов своих детей. В исследовании
приняли участие 10 детских библиотек-филиалов.
Было распространено 200 анкет, обработано 192 анкеты. Среди респондентов13 мужчин и 178 женщин в возрасте от 22 до 72 лет. 55% из них с высшим образованием и 30% с средним специальным. Большинство из них (65%) посещают библиотеку вместе с ребенком. Более половины опрошенных (58%) ответили, что их ребенок читать любит. Но в то же время на первом месте в ряду интересов ребенка стоит телевизор (видео) (60,4%), а чтение — на втором (49%).
Большинство опрошенных ответственность за организацию детского чтения возлагают на семью (92%). На второе место ставится школа (иногда детский сад) (32%). Ответственность за организацию детского чтения на библиотеку возлагают 14% опрошенных.
Приобщить ребенка к чтению можно чтением вслух в семье. Так считают 55,7% респондентов.
Читают с детьми вслух 63,5% опрошенных. Самый высокий показатель таких ответов
у респондентов с высшим образованием — 67,9%. Иногда читают с детьми вслух 30,2%
опрошенных. А около 6% признаются, что вслух с ребенком не читают. У респондентов
с высшим образованием этот показатель составляет 2,8%.
Обсуждать прочитанное считают необходимым 47% респондентов. Рекомендовать и предлагать литературу считают необходимым 34% опрошенных.
Более половины опрошенных (64%) считают, что чтение и обсуждение книг в семье развивает речь, воображение ребенка. Чтение и обсуждение книг в семье влияет на развитие ребенка. Так считают от 55,2% опрошенных. 31,3% считают, что чтение и обсуждение книг сближает семью.
88,54% всех опрошенных имеют домашнюю библиотеку (среди респондентов 75,86% со средним образованием, 87,72% со средним специальным, 92,45% с высшим).
Состав и ядро семейной библиотеки находится в зависимости от образования респондентов.
У респондентов с высшим образованием в ядро библиотеки входит классика, далее книги познавательного характера, далее справочники и энциклопедии, развлекательная книга стоит на последнем месте.
У респондентов со средним специальным образованием на первом месте стоят книги познавательного характера, справочники и энциклопедии, развлекательная книга и на последнем месте — классика.
У респондентов со средним образованием развлекательная книга стоит на первом месте, далее идут книги познавательного характера, классика, а справочники и энциклопедии — в конце списка.
Дополнительно были указаны далее в убывающем порядке: детская литература, сказки, специальная литература(респонденты с высшим образованием), фантастика, детективы, литература по истории, истории цивилизаций, приключения, литература, необходимая для школы.
Абсолютное большинство ответивших на вопросы анкеты (89%) смогли назвать любимые книги своего ребенка, или его читательские предпочтения. Но 11% не назвали предпочтения своего ребенка и ничем не аргументировали свой ответ. Можно предположить, что они или не знают предпочтений своего ребенка, или его читательский вкус разнообразен, либо можно предположить что ребенок практически не читает (в рамках школьной программы).
Большинство опрошенных от 65% посещают библиотеку вместе с ребенком.
Более половины респондентов 52% признали, что домашняя библиотека не удовлетворяет потребности в информации. Удовлетворяет — 30% опрошенных. Около 20% — не ответили на этот вопрос.
Но стоит иметь в виду, что на вопросы анкеты в своем большинстве отвечали взрослые, посещающие библиотеку, читающие, знающие книгу и способные приобщить к чтению своих детей.
Исследованием не охвачены те, кто в библиотеку не ходит. И их отношение к книге и библиотеке, а так же к чтению своих детей остается неисследованным. И это повод для другого исследования.
Самостоятельные исследования по проблемам семьи проводились в отдельных библиотеках системы. Например, «Современная семья: «за» и «против» — библиотека-филиал № 22. Анкетирование проводилось среди учащихся и преподавателей химико-технологического техникума. Возраст студентов 16-17 лет. Преподаватели — это люди, имеющие опыт семейной жизни, те или иные проблемы в семье. Это видно из ответов респондентов.
Желание видеть семью надежным тылом — желание каждого человека. Так считают 55% студентов и свыше 71% преподавателей. Но настораживает, что 20% молодых считают семью «горячей точкой». Это говорит о неблагополучии в семейных отношениях.
На вопрос «Что такое полная семья?» 60% молодежи и 64% представителей старшего поколения считают, что это бабушки и дедушки, родители и дети, а 40% молодых и около 30% старшего поколения считают, что полная семья — это только родители и дети. Сегодняшние молодые семьи стараются жить отдельно от своих родителей, бабушек и дедушек. Больших семей, проживающих вместе: несколько поколений в одной квартире сейчас практически нет. На вопрос «Кто должен быть кормильцем в семье?» молодое и старшее поколение по проблемам семьи дали разные ответы.
Многолетний опыт работы библиотек семейного чтения показал ее перспективность, позволил проанализировать и осмыслить результаты, сделать определенные выводы. Данный проект разработан с учетом, имеющихся пробелов и наработок.
3. Цели проекта :
4. Задачи проекта :
5.Ожидаемые результаты :
6. Сроки реализации проекта
:
Проект реализуется в течении двух лет (2008-2009 г.г.)
7. Ресурсы реализации проекта
:
Было решено первично реализовать модель библиотеки семейного чтения проект на базе библиотек-филиалов N 23, 36.
7.1 Материально-техническая база библиотек для реализации
проекта библиотек-филиалов N 23, 36
.
7.2 Персонал библиотек.
По штатному расписанию в двух библиотеках штат 14,5 единиц:
Библиотечных работников 10 единиц
Зав. библиотекой 1(13 разряд)
Зав. сектором обслуживания детей 1(12 разряд)
Зав. сектором обслуживания юношества 1(12 разряд)
Главный библиотекарь 1(12 разряд)
Библиотекарь абонемента 2(9 разряд)
Библиотекарь зала периодики 1(9 разряд)
Библиотекарь детского абонемента 1(10 разряд)
Библиотекарь старшего абонемента 1(12 разряд)
Библиотекарь читального зала д/о 1(9 разряд)
Уборщик пр. и смл. помешений 3(2 разряд)
Дворник 1(1 разряд)
Рабочий 0,5(3 разряд)
7.3 Печатная продукция: листовки, буклеты, закладки, дайжесты.
7.4 СМИ: выступления по местному радио; публикация материалов о деятельности библиотеки семейного чтения в городских газетах: «Земское обозрение», «Саратовская областная газета», «Саратовская панорама», «КП в Саратове», «Неделя области», «Совфакс».
8 .Партнеры библиотеки в рамках реализации проекта.
Библиотеки работают в тесном контакте с:
9. Основное содержание работы в рамках проекта.
9.1 Разработка внутренней документации библиотеки
семейного чтения.
9.2 Основные направления работы структурных подразделений библиотеки семейного чтения в рамках проекта.
9.2.1. Информационное обеспечение семьи
9.2.2. Популяризация литературы в помощь воспитанию нравственности, сохранению и формированию культуры семейных отношений . Задачи отделов обслуживания:
Важным моментом остается индивидуальная работа с читателем. Планируется организовать семейное чтение по разработанным программам.
Программа семейного чтения «Подрастаю с книжкой Я»
Читательское назначение: для семей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель программы
:
Задачи программы :
Наименование мероприятия |
Срок проведения |
Формы библиотечных мероприятий |
||
Семья. Книга. Библиотека. |
Август-сентябрь |
Родители: Ответить на вопросы анкеты «Книга в моей семье». Дети: Прослушать беседу в школе «Как хорошо уметь читать»; подготовиться к мини-разговору: «Мои любимые книжки». |
||
Я поведу тебя в библиотеку. |
Сентябрь-октябрь |
Родители: Выслушать и записать рассказ ребенка об экскурсии в библиотеку. Дети: дополнить рассказ иллюстрацией и придумать название к рассказу. |
||
Сказки из бабушкиного сундука |
Ноябрь |
Родители: Чтение сказок Бажова; Совместное творческое задание «Продолжи
сказку...» Дети: Принять участие в видео-опросе «Моя любимая сказка» |
||
Посвящение в читатели |
Декабрь |
Семья: семейное чтение книг по списку. Родители: Подготовка костюмов, подарков, чаепитие. Дети: подготовится к театрализованным сценкам, сделать подснежники для новогоднего семейного утренника. Выучить новогодние стихи. |
||
Калейдоскоп зимних мероприятий «Новогодние огни» |
Декабрь Январь |
Семье: семейное чтение книг по списку. Принять участие в семейной викторине «Новогодняя сказка» | ||
«Где это видано, где это слыхано»: праздник веселых мальчишек и девчонок |
Февраль |
Семье: семейное чтение книг по списку. Родители: Подготовка к конкурсу стихотворений "Волшебница из детства«(по творчеству Агнии Барто). Дети: Выучить стихотворения А. Барто |
||
Рыцарский турнир |
Март |
Семье: семейное чтение книг по списку. Подготовка к конкурсу "Джентельменов«(лучшее
поздравление маме, лучше с папой). Дети: Подготовить творческие работы для выставки «От всей души». |
||
«Открываем в сказку дверь» (творчество А. С. Пушкина) |
Апрель |
Семье: семейное чтение книг по списку. Подготовка семейной творческой
работы «Открываем в сказку дверь». Подготовка костюмов для детей. Заполнение
анкеты: «Год с библиотекой — „за“ и „против“. Детям: участие в викторине „Сказки бабушки Арины“. Заполнение анкеты „Я читатель“ |
||
Друзья прекрасен наш союз (Подведение итогов первого года работы по проекту) |
Май |
Семье: подготовить творческий отчет «Год семьи в библиотеке». | ||
Летние семейные чтения |
Июнь |
Семье: семейное чтение книг по списку. Подготовка к семейному конкурсу творческих работ по прочитанным книгам. | ||
Радостное чтение |
Сентябрь |
Подготовка к «Осеннему капустнику» | ||
Праздничный осенний капустник «Осень взмахнула кистью». |
Сентябрь |
Семьи объединяются и готовят театрализованное представление «Мы читали,
отдыхали». Дети: Принять участие в оформлении выставки рисунков, поделок из природных материалов и конкурсе стихов. |
||
Моя семья |
Ноябрь |
Семье: семейное чтение книг по списку. Составление семейного родословного древа с описанием. Подготовка к конкурсу "Старый альбом«(Фото и интересный рассказ о изображенном на нем человеке/ людях, запечатленном событии, факте из истории семьи) | ||
«Дари добро людям» |
Декабрь |
Семье: семейное чтение книг по списку. Совместно с родителями написать сочинение по прочитанным книгам: «Легко ли быть добрым?» | ||
Веселое Рождество |
Январь |
Семье: семейное чтение книг по списку. Подготовка рождественского спектакля, костюмов колядок, подарков. | ||
Любимые семейные журналы |
Февраль |
Семья: выбирает любимый журнал, готовит представление рубрики или всего журнала в любой форме | ||
«Поэтическая Россия» |
Март-апрель |
Семье: семейное чтение книг по списку. Подготовить рассказ о поэте, чьи
стихи произвели глубокое впечатление. Дети: Выучить стихотворение данного поэта, нарисовать рисунок. |
||
«Люблю тебя мой город» |
Семье: семейное чтение книг по списку. Подготовить работу на фото-конкурс
«Мой любимый уголок». Дети: выучить стихотворение о родном крае. |
|||
«Вместе с книжкой подрастаю Я» |
Май |
Семье: подготовка к семейному празднику «Мы счастливы, мы вместе». Заполнение анкет. |
Список книг семейного чтения для семей с детьми старшего дошкольного и младшего
школьного возраста «Подрастаю с книжкой Я»
.
Список книг летнего чтения для семей с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Подрастаю с книжкой Я».
Программа семейного чтения «Познай свое Я»
Читательское назначение: для семей с детьми среднего школьного возраста.
Цель программы
:
Задачи программы :
Условия работы над программой :
Наименование мероприятия |
Дата проведения |
Форма проведения |
|
«Марафон родительских собраний» |
Сентябрь |
Выступление на родительских собраниях: представление программы семейного
чтения, беседа «Традиции семейного чтения в России»; Распространение и анализ анкеты «Книга в моей семье» среди родителей. Знакомство родителей со списком программы чтения для детей среднего школьного возраста. |
|
«Место встречи — библиотека» |
Сентябрь |
Экскурсия детей в библиотеку; Выставка книг по программе семейного чтения; Распространение и анализ анкеты «Книга в моей семье» среди детей. |
|
Читательская конференция «Нелегкая пора взросления» по книге В.Железникова «Чучело» |
Октябрь |
Просмотр фильма «Чучело»; Читательская конференция «Нелегкая пора взросления» по книге В.Железникова «Чучело» Книжная выставка «Что читали дети сто лет назад. Творчество Лидии Чарской». |
|
Час открытых мыслей «Добро рассыпанное по страницам» |
Ноябрь |
Книжная выставка-размышление «Спешите делать добро»; Час открытых мыслей «Добро рассыпанное по страницам», по книге Лидии Чарской «Княжна Джаваха». |
|
Игра-путешествие «Страна, которой нет на карте» |
Декабрь |
Книжная выставка Игра-путешествие «Страна, которой нет на карте», по книге Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания». |
|
Обмен мнениями «В жизни всегда есть место подвигу» |
Январь |
Книжная выставка-викторина и беседа около нее «Герои Мухиной-Петринской
ждут тебя». Обмен мнениями «В жизни всегда есть место подвигу», по произведению В. Мухиной-Петринской «Корабли Санди». |
|
Тематическая дискуссия «Не потерять человечности» |
Февраль |
Тематическая дискуссия «Не потерять человечности », по книге Г. Белых,
Л. Пантелеева «Республика Шкид»; Книжная выставка-размышление и беседа около нее «Выбери свободу». |
|
Круглый стол «Не плыть по течению» |
Март |
Круглый стол «Не плыть по течению», по книге Н. Дубова «Беглец». Выступление представителя детской комнаты милиции. Выступление психолога. Книжная выставка «Твои права гражданин». |
|
В мире периодики |
Апрель |
Презентация периодических изданий для детей среднего школьного возраста «В мире периодики». Выставка — просмотр периодических изданий. |
|
Друзья прекрасен наш союз |
Май |
Заключительный семейный литературный брейн-ринг по программе чтения «Друзья
прекрасен наш союз». Выставка семейных творческих работ по программе чтения (сочинения, кроссворды, поделки, рисунки). |
Список книг семейного чтения для семей с детьми среднего школьного возраста «Познай свое Я».
Программа семейного чтения «Сотвори себя сам»
Читательское назначение: для семей с детьми старшего школьного возраста.
Цель программы
:
Задачи программы :
Условия работы над программой:
Наименование мероприятия |
Дата проведения |
Форма проведения |
|
Марафон родительских собраний |
Сентябрь |
Выступление на родительских собраниях: представление программы семейного
чтения для юношества, беседа «Традиции семейного чтения в России»; Распространение и анализ анкеты среди родителей «Книга и библиотека в жизни семьи». Знакомство родителей со списком программы чтения для юношества. Книжная выставка «Вдохновение завтрашнего дня». |
|
«Повести военных лет» |
Май |
Семейный историко-литературный вечер "Повести военных лет«(К Дню победы); Выставка семейных реликвий (фото, письма, личные вещи) военного времени «Памяти нашей страницы»; Книжная выставка «Победе посвящается». |
|
«Продолжим разговор» |
Май |
Семейный час общения «Продолжим разговор», по итогам работы по программе
семейного чтения; Анкетирование родителей и юношества «Семейное чтение: да или нет». |
Список книг семейного чтения для семей с детьми старшего школьного возраста «Сотвори себя сам».
Программа семейного чтения «Будущее рождается сегодня»
Читательское назначение: для молодой семьи.
Цель программы
:
Задачи программы :
Условия работы над программой :
«Как защитить своего ребенка»
Сентябрь
Список семейного чтения для молодых семей «Будущее рождается сегодня».
10. Бюджет проекта.
Проект финансируется за счет бюджетных средств.