Горький сведения из биографии. Литературно-исторические заметки юного техника. Эмиграции, возвращение на родину

01.07.2020

Настоящее имя — Пешков Алексей Максимович (1868), прозаик, драматург, публицист.

Родился в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика, после смерти отца жил в семье деда В. Каширина, владельца красильного заведения.

В одиннадцать лет, став круглым сиротой, начинает работать, сменив многих "хозяев": посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др. Только чтение книг спасало от отчаяния беспросветной жизни.

В 1884 приехал в Казань, чтобы осуществить свою мечту — учиться в университете, но очень скоро понял всю нереальность такого плана. Начал работать. Позже Горький напишет: "Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде". В свои 16 лет он уже многое знал о жизни, но четыре года, проведенных в Казани, сформировали его личность, определили его путь. Начал вести пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян (с народником М. Ромасем в селе Красновидово). С 1888 начались странствия Горького по России с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа.

Прошел Горький через донские степи, по Украине, до Дуная, оттуда — через Крым и Северный Кавказ — в Тифлис, где провел год, работая молотобойцем, затем конторщиком в железнодорожных мастерских, общаясь с революционными деятелями и участвуя в нелегальных кружках. В это время он написал свой первый рассказ — "Макар Чудра", опубликованный в тифлисской газете, и поэму "Девушка и смерть" (напечатан в 1917).

С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, занялся литературным трудом, публикуясь в поволжских газетах. С 1895 рассказы Горького появляются в столичных журналах, в "Самарской газете" стал известен как фельетонист, выступая под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1898 вышли в свет "Очерки и рассказы" Горького, сделавшие его широко известным в России. Много трудится, быстро вырастая в большого художника, новатора, способного повести за собой. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм ("Старуха Изергиль", "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике").

В 1899 был опубликован роман "Фома Гордеев", выдвинувший Горького в ряд писателей мирового класса. Осенью этого года он приехал в Петербург, где познакомился с Михайловским и Вересаевым, с Репиным; позже в Москве — с.Л. Толстым, Л. Андреевым, А. Чеховым, И. Буниным, А. Куприным и другими писателями. Сходится с революционными кругами и за написание прокламации, призывавшей к свержению царской власти в связи с разгоном студенческой демонстрации, был выслан в Арзамас.

В 1901 — 1902 написал свои первые пьесы "Мещане" и "На дне", поставленные на сцене МХАТа. В 1904 — пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары".

В революционных событиях 1905 Горький принимал самое активное участие, был заключен в Петропавловскую крепость за антицаристские прокламации. Протест русской и мировой общественности заставил правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу. В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке".

По возвращении в Россию создал пьесу "Враги" и роман "Мать" (1906). В этом же году Горький уехал в Италию, на Капри, где жил до 1913 года, все силы отдавая литературному творчеству. В эти годы написаны пьесы "Последние" (1908), "Васса Железнова" (1910), повести "Лето", "Городок Окуров" (1909), роман "Жизнь Матвея Кожемякина" (1910 — 11).

Используя амнистию, в 1913 писатель возвратился в Петербург, сотрудничал в большевистских газетах "Звезда" и "Правда". В 1915 основал журнал "Летопись", руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как Шишков, Пришвин, Тренев, Гладкое и др.

После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты "Новая жизнь", являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием "Несвоевременные мысли". Высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что "диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков...", размышлял о роли интеллигенции в спасении нации: "Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа".

Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство "Всемирная литература". В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, и многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.

В 1921 Горький по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (возобновился туберкулез). Сначала жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто. Продолжает много работать: закончил трилогию — "Мои университеты" ("Детство" и "В людях" вышли в 1913 — 16), писал роман "Дело Артамоновых" (1925). Начал работу над книгой "Жизнь Клима Самгина", которую продолжал писать до конца жизни. В 1931 Горький вернулся на родину. В 1930-е вновь обратился к драматургии: "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1933).

Подводя итог знакомству и общению с великими людьми своего времени. Горький создал литературные портреты Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, очерк "В. И. Ленин" (новая редакция 1930). В 1934 усилиями М. Горького был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. 18 июня 1936 М. Горький скончался в Горках, похоронен на Красной площади.

Максим Горький – вечный бунтарь, который сначала противостоял царской власти, а потом направил силу своего обличительного гнева на Советский союз. И писателя можно понять: ни заносчивая и спесивая монархия, ни бессмысленный и беспощадный коммунизм не отвечали его представлениям о справедливости, чести и достоинстве. А ведь он не был продажным рупором одной идеологии, его можно назвать романтиком, который делал революцию, но не для себя.

Настоящее имя автора – Алексей Максимович Пешков. Псевдоним же отражал горькую участь писателя. Он родился в небогатой мещанской семье, отец и мать Горького рано умерли: кормилец скончался от холеры, а его супруга от чахотки. Мальчика воспитывала бабушка, но пенсий обычному люду тогда не платили, и женщина не могла самостоятельно содержать ребенка. Дед к тому моменту уже разорился. И Алёша стал служить, занимаясь, чем придется: пек хлеб, был помощником «менеджера» в магазине, торговал на улице и даже учился писать иконы.

Но, познав тяготы народной жизни, наш бунтарь видел в вере лишь манипуляцию хозяина, направленную на работников. Он нашел себя в революционном движении. Уже будучи подростком, он много читал и хорошо запоминал содержание книг, а потому Алексей быстро освоил учения немецких философов и поражал знаниями дипломированных специалистов.

Образование и юность

Из-за нехватки денег подросток не смог получить даже среднего образования. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден был промышлять воровством дров, и одноклассники дразнили его за это. Как-то раз он услышал очередное оскорбление и навсегда покинул стены приходского училища для неимущих слоев.

Не имея аттестата, Горький не смог претендовать на получение высшего образования, но сам автор не сильно жалел об этом, ведь его силой было саморазвитие, а гонку за оценками и званиями он презирал.

В 1884 году юноша приехал покорять Казань, но эти годы стали самыми тяжелыми в его жизни: он потерял деда и бабушку, не смог устроиться в университет, пережил первые задержания на революционных сходках. В результате он даже попытался убить себя, причем дважды. Но обе попытки предотвратили врачи.

Творческий путь

Жизнь и творчество тесно переплелись у Максима Горького. В юности он не верил в свои силы, писал с огромным количеством ошибок, да и вообще не планировал связывать себя литературными рамками. Первые свои книги он принес на суд популярного писателя Короленко, но Владимир Галактионович резко раскритиковал их.

Тогда молодой человек решил начать странствовать по Руси, чтобы больше узнать и увидеть. В Тифлисе он написал рассказ «Макар Чудра» и поддался на уговоры друга, опубликовав работу. С той поры на него начали обращать внимание критики и литераторы, книга имела успех. Теперь Короленко стал наставником молодого автора. Ранний период творчества Горького назовут романтическим, так как тогда из-под его пера вышли рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш» и др.

Найдя возможность для публикации в столице, бунтарь становится маститым художником слова, заходит дружбу с Чеховым и Толстым. Его творения особенно ценит либерально настроенная публика, но власть недовольна популярностью оппозиционно настроенного литератора. Он находится под надзором полиции, поэтому присвоенное ему право членства в Академии наук аннулируют буквально сразу, по одному лишь замечанию царя. Однако аресты и открытая вражда правящих элит только способствуют росту популярности автора. В 1900-1910 протекает расцвет его карьеры, он успешен и богат, но все также непримирим.

Отношения с властью и эмиграция

После события октябрьской революции автор начал критиковать кровавые методы большевиков, которые разрывали страну на части. Он спасает многих «буржуев», которым теперь нет места в России будущего, хотя многие из них за него боролись. Он издает памфлеты и статьи, открыто высказывает недовольство, за что получает обвинения в продажности. В 1921 году отношения Горького и партии становятся натянутыми, и лишь по старой дружбе ему дозволяют уехать за границу. Оттуда он вновь отправлял ноты протеста, защищая очередных арестантов, но к его мнению не прислушивались.

В 1928 году легендарного писателя пригласили в СССР, он посетил множество городов и познакомился со Сталиным. В ходе путешествия автор обнаружил положительные перемены в стране, и через год ему уже выделили особняк на Большой Никитской улице и разрешили жить на родине. В 1932 году автор окончательно вернулся домой, но в Италию, где он спасался от чахотки, его больше не выпускали. Оставшиеся годы Горький возглавил издательство, но публиковал только материалы, одобренные партией. Этот факт угнетал его, но сил на активную борьбу уже не было.

Последние годы и смерть

Горький болел чахоткой на протяжении всей жизни, поэтому и провел многие годы в теплом и мягком климате. В СССР ему даже выделили резиденцию в Крыму. Однако болезнь забирала свое, и писатель терял последние крохи здоровья, работая в бешеном ритме в издательстве и над последним романом – «Жизнь Клима Самгина». Его он так и не закончил.

Заразившись гриппом от внучек, Горький слег в пастель. Его состояние так и не пришло в норму, и в 1936 году он скончался. Ему было 69 лет.

  1. Горький был очень любвеобильным мужчиной, но имел всего лишь одну официальную жену, Екатерину Пешкову. Она же была матерью всех его признанных детей.
  2. В юношестве писатель страдал от психического расстройства, которое выражалось в склонности к суицидам. У него даже было две попытки самоубийства, о которых он очень жалел.
  3. Автор занимался сбором средств и шпионажем в пользу Ленина и его партии. Вместе с любовницей он выполнял самые разные поручения, будучи за границей. Позже советская власть шпионила за своим певцом, за границу вместе с Пешковым отправили его бывшую уже любовницу, которая наблюдала за активностью когда-то горячо любимого мужчины.
  4. Литератор был очень щедрым человеком: он жертвовал деньги на крестьянские школы, народный театр, а также заселил свою квартиру десятками настоящих приживал, которых кормил и содержал.
  5. Чтобы убедить Горького вернуться на родину, советские чиновники завербовали даже его сына.

Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, М. Горький провел детство в мещанской семье деда Каширина, испытал тяжелую жизнь «в людях», много странствовал по Руси. Он узнал быт босяков, безработных, тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету, которая с еще большей силой раскрыла перед будущим писателем противоречия жизни. Чтобы заработать на пропитание, ему пришлось быть и грузчиком, и садовником, и пекарем, и хористом. Все это дало ему такое знание быта низов, которым не обладал в то время ни один писатель. Впечатления этих лет он воплотил позже в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

В 1892 г. первый рассказ Горького – «Макар Чудра» открыл читателям России нового писателя. А двухтомный сборник очерков и рассказов, вышедший в 1898 г., принес ему широкую известность. Было что-то удивительное в той быстроте, с которой его имя разнеслось по всем уголкам России.

Молодой писатель, в темной косоворотке, подпоясанный тонким ремешком, с угловатым лицом, на котором выделялись неуступчиво горящие глаза, выступил в литературе как провозвестник нового мира. Пусть на первых порах он сам еще отчетливо не сознавал, что это будет за мир, но каждая строчка его рассказов призывала бороться против «свинцовых мерзостей жизни».

Необычайная популярность начинающего писателя в России и далеко за ее пределами объясняется главным образом тем, что в произведениях раннего Горького выведен новый герой – герой-борец, герой-бунтарь.

Для творчества молодого Горького характерны настойчивые поиски героического в жизни: «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», поэма «Человек». Беспредельная и гордая вера в человека, способного на высшее самопожертвование, составляет одно из важнейших свойств гуманизма писателя.

«В жизни... всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни...» – писал Горький («Старуха Изергиль»). Передовая молодежь России восторженно встретила эти гордые горьковские слова. Вот что рассказывает рабочий Петр Заломов, прототип Павла Власова в романе Максима Горького «Мать», об огромной силе революционного воздействия горьковских романтических образов: «Песня о Соколе» была для нас ценнее десятков прокламаций... Разве только мертвый или неизмеримо низкий, трусливый раб мог от нее не проснуться, не загореться гневом и жаждой борьбы».

В эти же годы писатель, рисуя людей из народа, раскрывал их неудовлетворенность жизнью и неосознанное стремление изменить ее (рассказы «Челкаш», «Супруги Орловы», «Мальва», «Емельян Пиляй», «Коновалов»).

В 1902 г. Горький пишет пьесу «На дне». Она проникнута протестом против социальных порядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и свободной жизни.

«Свобода во что бы то ни стало! – вот ее духовная сущность». Так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» – грозный обвинительный акт против капиталистического строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, – жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.

Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Умерла Анна, кончает с собой Актер, да и остальные изломаны и изуродованы жизнью. Но под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, о его силе и красоте. «Человек – вот это правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит... гордо!» Если человек в своей сущности прекрасен и только буржуазный строй низводит его до такого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для того, чтобы этот строй уничтожить революционным путем и создать условия, при которых человек станет поистине свободным и прекрасным.

В пьесе «Мещане» (1901) главный герой рабочий Нил при первом появлении на сцене сразу приковывает к себе внимание зрителей. Он сильнее, умнее и добрее других персонажей, выведенных в «Мещанах». По отзыву Чехова, Нил – самая интересная фигура в пьесе. Горь­кий подчеркивал в своем герое целеустремленную силу, твердое убеждение, что «права не дают» – «права берут», веру Нила в то, что человек в силах сделать жизнь прекрасной.

Горький понимал, что осуществить мечту Нила может только пролетариат и только революционной борьбой.

Поэтому писатель подчинил и свое творчество, и общественную деятельность служению революции. Он писал прокламации, издавал марксистскую литературу. За участие в революции 1905 г. Горького арестовали и заключили в Петропавловскую крепость.

И тогда в защиту писателя со всех концов земли полетели гневные письма. «Люди просвещенные, люди науки России, Германии, Италии, Франции, соединимся. Дело Горького – дело наше общее. Такой талант, как Горький, принадлежит всему миру. Весь мир заинтересован в его освобождении», – писал в своем протесте крупнейший французский писатель Анатоль Франс. Царскому правительству пришлось освободить Горького.

По выражению писателя Леонида Андреева, Горький в своих произведениях не только предсказывал грядущую бурю, он «бурю звал за собой». В этом и состоял его подвиг в литературе.

История Павла Власова («Мать», 1906) показывает сознательное вступление молодого рабочего в революционную борьбу. В борьбе с самодержавием мужает характер Павла, крепнут сознательность, сила воли, настойчивость. Горький первым в литературе вывел рабочего-революционера как героическую личность, чья жизнь – пример для подражания.

Не менее примечателен жизненный путь матери Павла. Из робкой, забитой нуждой женщины, смиренно верующей в бога, Ниловна превратилась в сознательного участника революционного движения, свободного от суеверий и предрассудков, сознающего свое человеческое достоинство.

«Собирай, народ, силы свои во единую силу!» – с этими словами обращается Ниловна во время ареста к людям, призывая новых бойцов под знамя революции.

Устремленность в будущее, поэтизация героической личности сочетаются в романе «Мать» с реальными событиями и реальными борцами за светлое будущее.

В первые годы после революции М. Горький публикует ряд литературных портретов своих современников, воспоминаний, рассказов «о великих людях и благородных сердцах».

Перед нами словно оживает галерея русских писателей: Л. Толстой, «самый сложный человек XIX в.», Короленко, Чехов, Леонид Андреев, Коцюбинский... Рассказывая о них, Горький находит точные, живописные, неповторимые краски, раскрывает и своеобразие писательского таланта, и характер каждого из этих выдающихся людей.

У Горького, жадно тянувшегося к знаниям, людям, всегда было много преданных друзей и искренних почитателей. Их притягивало личное обаяние Горького, многогранность его талантливой натуры.

Высоко ценил писателя В. И. Ленин, который был для Горького воплощением человека-борца, перестраивающего мир в интересах всего человечества. Владимир Ильич приходил на помощь Горькому, когда тот сомневался и заблуждался, поддерживал его, беспокоился о его здоровье.

В конце 1921 г. у Алексея Максимовича обострился давний туберкулезный процесс. По настоянию В. И. Ленина Горький уезжает лечиться за границу, на остров Капри. И хотя связь с Родиной затруднена, Горький по-прежнему ведет обширную переписку, редактирует многочисленные издания, внимательно читает рукописи молодых литераторов, помогает каждому найти свое творческое лицо. Трудно сказать, кто из писателей того времени обошелся без поддержки и дружеских советов Горького. Из «широкого горьковского рукава», как заметил однажды Л. Леонов, вышли К. Федин, Вс. Иванов, В. Каверин и многие другие советские писатели.

Поражает творческий подъем Горького в эти годы. Он пишет знаменитые воспоминания о В. И. Ленине, заканчивает автобиографическую трилогию, публикует романы «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», пьесы, рассказы, статьи, памфлеты. В них он продолжает повествование о России, о русском народе, смело перестраивающем мир.

В 1925 г. Горький опубликовал роман «Дело Артамоновых», где раскрыл полную обреченность собственнического мира. Он показал, как хозяевами жизни становятся подлинные создатели «дела» – рабочие, совершившие в октябре 1917 г. великую революцию. Тема народа и его труда всегда оставалась ведущей в творчестве Горького.

Хроника-эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина» (1926–1936), посвященная судьбам русского народа, русской интеллигенции, охватывает значительный период русской жизни – от 80-х годов XIX в. до 1918 г. Луначарский назвал это произведение «движущейся панорамой десятилетий». Личные судьбы героев писатель раскрывает в связи с историческими событиями. В центре повествования – Клим Самгин, буржуазный интеллигент, маскирующийся под революционера. Само движение истории разоблачает его, обнажает индивидуализм и ничтожество этого человека «пустой души», «революционера поневоле».

Горький убедительно показал, что оторванность от народа, особенно в эпоху великих революционных бурь и потрясений, приводит к духовному обнищанию человеческой личности.

Жизнь отдельных людей и семей в произведениях Горького оценивается в сопоставлении с историческими судьбами и борьбой народа {«Жизнь Клима Самгина», драмы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», «Сомов и другие»).

Очень сложен социальный и психологический конфликт в драме «Егор Булычев и другие» (1931). Тревога и неуверенность, захватившие хозяев жизни, заставляют купца Егора Булычева настойчиво размышлять над смыслом человеческого существования. И яростный крик его: «Не на той улице я живу! В чужие люди попал, лет тридцать все с чужими... Отец мой плоты гонял. А я вот...» – звучит как проклятье тому гибнущему миру, в котором рубль – «главный вор», где интересы чистогана порабощают и уродуют человека. И не случайно поэтому дочь купца Булычева Шура с такой надеждой устремляется туда, где звучит революционный гимн.

Вернувшись в 1928 г. на родину, Горький стал одним из организаторов Союза советских писателей. А в 1934 г. на Первом Всесоюзном съезде советских писателей он выступил с докладом, в котором развернул широчайшую картину исторического развития человечества и показал, что все культурные ценности созданы руками и умом народа.

В эти годы Горький много ездит по стране и создает очерки «По Союзу Советов». Взволнованно рассказывает он о великих переменах в Советской стране, выступает с политическими статьями, памфлетами, как литературный критик. Пером и словом писатель борется за высокий уровень мастерства писателей, за яркость и чистоту языка литературы.

Он создал для детей немало рассказов («Дед Архип и Ленька», «Воробьишка», «Случай с Евсейкой» и др.). Еще до революции он задумал издание для юношества серии «Жизнь замечательных людей». Но только после революции осуществилась мечта Горького о создании большой, настоящей литературы для детей – «наследников всей грандиозной работы человечества».

МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868-1936)

Максим Горький вошел в литературу как выразитель надежды на коренное изменение человеческой жизни, внутреннее преображение самого человека и мира в интересах большинства человечества. Горьковское понимание человека предопределило новизну его художественного мира с драматизмом идей и характеров, романтической, "солнечной" интенсивностью красок, экспрессивной броскостью и рельефностью образного рисунка, с мастерством индивидуального, речевого и живописного портрета, раздвинувшимся диапазоном художественного языка.

Некоторые проницательные современники Горького (например, А. М. Ремизов) видели в нем создателя новейшей модели древнего мифа об Икаре, о человеке, который преодолевает земную тяжесть и поднимается в небо. Подобный миф действительно реализовывался Горьким на протяжении всего сто творчества, причем и в романтическом, возвышающем человека, и в трагическом своем ключе.

Горький занял исключительное положение в русской литературе, рано познав головокружительную славу, а позднее, в советскую эпоху, сделавшись "главным" писателем, который вместе с тем в результате молчаливого примирения с репрессивным тоталитарным режимом стал "незаживающей болью" честных русских художников слова. Этот загадочно-противоречивый Горький далеко еще не в полной мере осмыслен нашей литературной наукой. Полное, объективное освоение его наследия впереди. Нам же необходимо, полагая основой всех возможных оценок писателя его художественные произведения, беспристрастно проанализировать их, стремясь в современном прочтении очертить картину его художественного мира.

Творческая биография М. Горького

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в Нижнем Новгороде 16 (28) марта 1868 т. Рано осиротев, Алексей Пешков воспитывался в доме деда Василия Каширина, владельца красильного заведения в Нижнем. Светлым воспоминанием Горького о детстве была только бабушка Акулина Ивановна с ее неистощимой добротой и любовью к народным сказкам и песням. В 1877 г. Горький - ученик слободского Кунавииского училища, которое, перейдя в третий класс, он должен был оставить из-за нужды, постигшей Кашириных после разорения деда. Для десятилетнего мальчика началась тяжкая жизнь "в людях": па побегушках в магазине, прислугой и учеником чертежника, десятником на ярмарке, посудником на пароходе, где он встретился с поваром Смурым, приохотившим подростка к чтению книг и навсегда оставившим благодарную память в сердце будущего писателя.

В 1884-1888 гг. Горький жил в Казани, где пытался поступить в университет. Там он познакомился с Гурием Плетневым, который ввел его в студенческие кружки; посещал библиотеку нелегальной литературы в булочной А. С. Деренкова; встречался с марксистом Н. Е. Федосеевым; вместе с народником М. А. Ромасем занимался революционной пропагандой среди крестьян в селе Красновидове под Казанью.

Осенью 1888 г. Горький отправляется в свое первое "хождение по Руси" (Каспий, Моздокская степь, Царицын). В 1891 г. путешествует второй раз (Поволжье, Дон, Украина, Кавказ). Им движет "вихрь сомнений", поиск самого себя и желание узнать, "что за народ вокруг".

Первый рассказ Горького "Макар Чудра" появился в 1892 г. в газете "Кавказ". В том же году, вернувшись в Нижний Новгород, при поддержке В. Короленко Горький публикует ряд своих произведений: "О Чиже, который лгал, и о Дятле, любителе истины", "Месть" (оба - 1893), "Дед Архип и Лёнька", "Мой спутник", повесть "Горемыка Павел" (все три - 1894) и др. С 1895 г. он становится постоянным сотрудником "Самарской газеты", где печатает такие произведения, как "На плотах", "Старуха Изергиль", "Песня о Соколе" (все - 1895) и др. В том же году в столичном журнале "Русское богатство" появился в печати его рассказ "Челкаш". В Петербурге в 1898 г. вышел в свет двухтомный сборник рассказов "Очерки и рассказы", который сделал Горького знаменитым писателем. Критика необычайно заинтересованно и многоголосо встречала произведения молодого писателя. В связи с его рассказами о босяках, а позже поэмой "Человек" (1904) и др. в критике развернулась полемика о влиянии философии Ницше на Горького.

В 1899-1900 гг. Горький знакомится с А. П. Чеховым, И. А. Буниным, А. И. Куприным, встречается с Л. Н. Толстым. С 1900 г. начинается его деятельность в издательстве "Знание", которое объединяло демократически ориентированных писателей-реалистов. Па рубеже веков публикуются его первые романы: "Фома Гордеев" (1899) и "Трое" (1900), с 1902 г. начинается творчество Горького-драматурга: пьесы "Мещане" и "На дне" (обе - 1902), "Дачники" (1904), "Дети солнца" (1905) и "Варвары" (1906).

В 1902-1904 гг. Горький сближается с большевиками и в 1905 г. вступает в РСДРП (где он состоял до 1917 г.), встречается с В. И. Лениным, принимает участие в подготовке Московского вооруженного восстания. В 1906 г., чтобы избежать ареста, Горький отправляется в Америку для сбора средств в пользу революции. В том же году здесь им были написаны пьеса "Враги" и роман "Мать", а также сатирические памфлеты "Мин интервью" и очерки "В Америке".

Из Америки Горький уезжает в Италию, где живет на острове Капри до 1913 г. В этот период он ведет оживленную переписку со множеством корреспондентов из России (И. А. Буниным, Л. Н. Андреевым, И. Е. Репиным, К. С. Станиславским, Ф. И. Шаляпиным, В. И. Лениным и др.). Писатель увлекается идеями "богостроительства", отразившимися в повести "Исповедь" (1908), где мечта о будущем духовном единении народа и "коллективистической психологии" окрашивается в тона некоего религиозного верования. На Капри Горький пишет повести "Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина", статью "Разрушение личности" и др.

В 1913 г. писатель возвратился в Россию. С началом Первой мировой войны он организовал журнал "Летопись", занявший активную антивоенную позицию. В художественном творчестве Горький обратился к проблемам национального русского характера (рассказы 1912-1917 гг., позже, в 1923 г., объединенные в цикл "По Руси"), а также к сатире ("Русские сказки") и автобиографическому жанру: повести "Детство" (1913-1914) и "В людях" (1916).

В 1917-1918 гг. отношение Горького к Октябрьской революции было очень сложным. В эти годы Горький, публицист и редактор газеты "Новая жизнь", вступил в страстную полемику с большевистским правительством, решительно расходясь с ним в оценке происходящего в стране. Это выразилось в его публицистических статьях данного периода, впоследствии собранных в книги "Несвоевременные мысли", "Заметки о революции и культуре" (Пг., 1918) и "Революция и культура. Статьи за 1917 г." (Берлин, 1918). Таким образом, разногласия Горького с большевиками, а не только необходимость лечения были причиной его эмиграции в 1921 г., которая продолжалась до конца десятилетия.

В 1928-1932 гг. Горький неоднократно приезжал в Советский Союз, а в 1933 г. вернулся уже навсегда. Факт возвращения писателя, с неизбежностью повлекший за собой его примирение с тоталитарным сталинским режимом, до сих пор остается в нашей науке до конца не объясненным. Понятно, что этот поступок был следствием внутренних противоречий и компромиссов в сознании писателя, какой-то эволюции в мировосприятии. Можно согласиться с исследователем, который считает предпосылкой эволюции взглядов Горького в 1920-1930-е гг. такие факторы, как "просветительское" рационалистическое начало его мировосприятия, "крестьянофобия", недоверие к крестьянам, мужицкой "частнособственнической" психологии, наконец, "комплекс Луки", т.е. двойственное отношение писателя к правде.

В 1920-е гг. Горький завершает автобиографическую трилогию повестью "Мои университеты" (Берлин, 1923), пишет роман "Дело Артамоновых" (Берлин, 1925), ряд мемуарных очерков и литературных портретов (в том числе "В. Г. Короленко", "Л. Н. Толстой", "Владимир Ленин", 1924; "В. И. Ленин", 1930), рассказы (например, "Отшельник", где запечатлен всегда волновавший писателя образ "утешителя") и др.

В 1930-е гг. писатель вновь обращается к драматургии, создает новые редакции старых пьес ("Егор Булычов и другие", "Васса Железнова"), пишет новые пьесы: "Сомов и другие", "Достигаев и другие". Начиная со второй половины 1920-х гг. Горький работает над эпопеей "Жизнь Клима Самгина", четвертая часть которой осталась незаконченной из-за смерти писателя.

В 1934 г. под руководством Горького организуется и проводится Первый съезд писателей, положивший начало "Союзу советских писателей".

В 1936 г. 18 июня Алексей Максимович Горький скончался и был похоронен в Москве в некрополе у Кремлевской стены.

Родился в Нижнем Новгороде. Сын управляющего пароходной конторы Максима Савватиевича Пешкова и Варвары Васильевны, урожденной Кашириной. В семь лет остался сиротой и жил с дедом, некогда богатым красильщиком, к тому времени разорившимся.

Алексею Пешкову пришлось с детства зарабатывать себе на жизнь, что и побудило писателя в дальнейшем взять себе псевдоним Горький. В раннем детстве служил на побегушках в магазине обуви, затем учеником чертежника. Не выдержав унижений, сбежал из дома. Работал поваренком на волжском пароходе. В 15 лет приехал в Казань с намерением получить образование, но, не имея никакой материальной поддержки, не смог осуществить намерение.

В Казани узнал жизнь в трущобах и ночлежках. Доведенный до отчаяния, совершил неудачную попытку самоубийства. Из Казани переехал в Царицын, работал сторожем на железной дороге. Затем возвратился в Нижний Новгород, где стал писцом у присяжного поверенного М.А. Лапина, много сделавшего для юного Пешкова.

Не удержавшись на одном месте, отправился пешком на юг России, где испробовал себя и на каспийских рыбных промыслах, и на постройке мола, и других работах.

В 1892 г. впервые был напечатан рассказ Горького «Макар Чудра». В следующем году он возвратился в Нижний Новгород, где встретился с писателем В.Г. Короленко, принявшим большое участие в судьбе начинающего писателя.

В 1898 г. А.М. Горький был уже знаменитым писателем. Его книги расходились многотысячными тиражами, а известность распространилась за границы России. Горький автор многочисленных рассказов, романов «Фома Гордеев», «Мать», «Дело Артамоновых» и др., пьес «Враги», «Мещане», «На дне», «Дачники», «Васса Железнова», романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина».

С 1901 г. писатель начал открыто выражать сочувствие революционному движению, что вызвало негативную реакцию правительства. С этого времени Горький не раз подвергался арестам и гонениям. В 1906 г. он уехал за границу в Европу и Америку.

После свершения октябрьского переворота 1917 г., Горький стал инициатором создания и первым председателем Союза писателей СССР. Он организовывает издательство «Всемирная литература», где получили возможность работать, тем самым спасшись от голода, многие литераторы того времени. Ему же принадлежит заслуга спасения от ареста, гибели представителей интеллигенции. Часто в эти годы Горький был последней надеждой преследуемых новой властью.

В 1921 г. у писателя обострился туберкулез, и он выехал для лечения в Германию и Чехию. С 1924 г. жил в Италии. В 1928, 1931 г. Горький ездит по России, в том числе посетил Соловецкий лагерь особого назначения. В 1932 г. Горького практически вынудили вернуться в Россию.

Последние годы жизни тяжело больного писателя были, с одной стороны, полны безграничного восхваления – еще при жизни Горького его родной город Нижний Новгород был назван его именем – с другой, писатель жил в практической изоляции под постоянным контролем.

Алексей Максимович был женат многократно. Первый раз на Екатерине Павловне Волжиной. От этого брака имел дочь Екатерину, умершую во младенчестве, и сына Максима Алексеевича Пешкова – художника-любителя. Сын Горького неожиданно умер в 1934 г., что породило предположения о его насильственной смерти. Смерть самого Горького через два года так же вызвала подобные подозрения.

Второй раз женат гражданским браком на актрисе, революционерке Марии Федоровне Андреевой. Фактически третьей женой в последние годы жизни писателя стала женщина с бурной биографией Мария Игнатьевна Будберг.

Умер недалеко от Москвы в Горках, в том же доме, где умер В.И. Ленин. Прах находится в Кремлевской стене на Красной площади. Мозг писателя был отправлен в Московский институт мозга для изучения.