Основные формы культурно-просветительной работы музея. Культурно-образовательная деятельность художественного музея Научно просветительная и воспитательная работа музеев

27.09.2019

Массовая просветительская работа музеев - важнейший элемент музейной коммуникации, направленной на формирование гармонично развитой, общественно активной личности, на ее духовное, нравственное, эстетическое воспитание, углубление информированности и образованности. Постепенно расширяется музейная аудитория, повышается в среднем ее образовательный и культурный уровень, растут и усложняются требования и к музеям. Сфера эта неразрывно связана с другими направлениями деятельности музеев. Специфичность МИП связана с использованием исторических свидетельств, памятников-подлинников. ПРИНЦИП ПРЕДМЕТНОСТИ обеспечивает пропаганду исторических знаний, доказательность ее, эмоционально помогает « ВОСПИТАНИЮ ИСТОРИЕЙ». Важна составная часть этой работы - воспитание у посетителей музейной культуры, уважения к памятникам истории и культуры, труду человека, осознания эстет ценности, сохранения их для потомков. Приобщение к музейной культуре означает и понимание особенностей музейной формы общения, умение ориентироваться в музее, выбирая наиболее интересное, полезное. Важный элемент этой работы - музейная педагогика - это научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств, в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом ее являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музеев, с особенностями этого воздействия на разные категории населения, а также с определением места музея в системе просветительских учреждений; музейной педагогикой изучаются: закономерности музейно-педагогического процесса, использование их в практике, возможности повышения эффективности. Специфика педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории, обосновывает необходимость дифференцированного подхода к посетителям музеев; обобщает опыт воспитательной и образовательной деятельности музеев разных ПРОФИЛЕЙ, ТИПОВ, ВИДОВ и на основе этого вырабатываются и современные музейно-педагогические рекомендации; выявляются также наиболее рациональные формы и методы современной работы музеев с другими учреждениями, и прогнозируется развитие музеев в плане реализации педагогических возможностей. Важен здесь и элемент АКТИВИЗАЦИИ процессов ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, творческих ее способностей, жизненной позиции. Одна из задач музейной педагогики - в создании ПРЕДПОСЫЛОК и УСЛОВИЙ для активизации посетителей музеев; совершенствования их контактов с МП, организация восприятия заложенной в них информации - в т. ч. в области ЭКСКУРСИОННОЙ МЕТОДИКИ, ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ УРОКОВ, ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КАБИНЕТАХ. Организация музейно-педагогических мероприятий, руководство ими, выявление и внедрение новых форм опирается на ИЗУЧЕНИЕ интересов ПОСЕТИТЕЛЕЙ, восприятия ими музейной информации. Особое внимание уделяется молодежи. Важная задача музейной педагогики - повышение квалификации кадров музейных работников, педагогического состава, привлекаемого к работе в музеях, подготовка будущих кадров музеев в вузах. Сюда же входит и методика и практика организации и планирование воспитания, образовательной работы. Музейная педагогика создает систему мер для установления тесных контактов с другими учреждениями: всеми, кто заинтересован в работе музеев - заключение договоров, разработка специальных программ, разных форм и видов информации и т. д. В крупных музеях нередко создаются особые отделы научной пропаганды, музейной педагогики, об экскурсоводов, историков, социологов и пр.

Многообразны формы и методы просветительной, образовательной, воспитательной работы музеев. Наиболее распространенная ФОРМА - ЭКСКУРСИИ по экспозициям и выставкам, внемузейным памятникам истории и культуры и т.д. Эта традиционная форма дополняется ЛЕКЦИЯМИ, ТЕМАТИЧЕСКИМИ ВЕЧЕРАМИ, РАБОТОЙ КРУЖКОВ И КЛУБОВ по интересам и др. Но творческое использование этих форм не ведет к стиранию специфики музеев, основой остаются ФОНДОВЫЕ МК музеев. Массовая работа музеев способствует решению задач воспитательного и образовательного характера, разумному использованию свободного времени.

Основные понятия экскурсионной работы - экскурсия, экскурсионный метод, экскурсовод.

ЭКСКУРСИЕЙ называется коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных, воспитательных, просветительских целях. Здесь включается два понятия экскурсии (экскурсия как группа людей, пришедшая для осмотра музея или вне музейного объекта, и экскурсия как вид научно-педагогического труда, состоящее в разработке, осуществлении системы показа музейной экспозиции, выставки, внемузейного объекта). Экскурсионные группы очень разнообразны, важен дифференцированный подход к ним. Экскурсии отличаются по тематике, целевому назначению, варьируемому исходя из состава группы, ее пожеланий и приобщенности к музейной культуре. Их общая черта при этом - единая методическая основа, то есть экскурсии проводятся на основе ЭКСКУРСИОННОГО МЕТОДА. Существенной чертой экскурсионного метода является НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ экскурсовода с группой, пришедшей для осмотра музея. В процессе экскурсии осуществляются образовательные и воспитательные задачи. В основе ЭКСКУРСИОННОГО МЕТОДА лежит ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ, непосредственное наблюдение. Существует афоризм: «Смотреть - не значит видеть», однако важный элемент ЭМ - научить «видеть», т.е. рассматривать МЭ в целом и ее отдельные элементы, выявлять их существенные черты и заложенную в них информацию. Зрительное восприятие усиливается МОТОРНЫМ передвижением по определенному маршруту, в котором объект виден с разных сторон, на разных расстояниях. Важную роль в экскурсии играет СЛОВЕСНЫЙ КОММЕНТАРИЙ. Предметная наглядность МЭ лежит в основе формирования конкретных представлений. Тематичность МЭ требует логичности, последовательности показа, способствует формированию понятий, усвоению обобщений и выводов. Подлинность и достоверность МП определяет эмоциональность восприятия, возникновения чувства сопереживания, приобщения к отражаемым МЭ события, явлениям. Сочетание рациональных и эмоциональных элементов, увеличивающее объем воспринимаемой информации, активизацию эмоционально-психических процессов - черта музейного метода. Свойства экскурсии - коллективность, единство цели, возможность обмена мнениями, общность переживаний обогащают участника экскурсии, созд. повыш. эмоциональный настрой, способствует восприятию и усвоению увиденного, услышанного.

Освоение экскурсионного метода - обязательное требование к экскурсоводу, музейному педагогу. Он должен разбираться в педагогике, психологии, музееведении. Сопереживание, умение анализировать, интерпретировать тему и является общей задачей совместной работы экскурсовода и группы. Их взаимодействие - обязательное условие успеха экскурсии. Надо учитывать уровень понимания, подъема и снижения интереса по ходу экскурсии. Важно дать почувствать каждому члену экскурсии, что попав в музей он попал в особый мир исторических источников и реликвий. Важна культура речи экскурсовода, хорошая дикция, грамматическая правильность, выразительность и известная артистичность, умение изменять темп, использовать паузы; слово в экскурсии сочетается с мимикой, с жестом руки, с указкой, организованное с помощью жеста зрительское восприятие может сократить словесное описание МП. Экскурсовод должен владеть и художественным словом, использовать при словесной реконструкции исторические события, биографии исторических личностей. Значение имеет культура поведения и внешний вид самого экскурсовода. Экскурсия - большая физическая нагрузка, экскурсоводу нужны и хорошее зрение, и известная выносливость.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ зависит от цели: выбора объектов и приемов показа. ЭКСКУРСИИ различаются по МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ и ОБЪЕКТАМ ПОКАЗА, ХАРАКТЕРУ ТЕМАТИКИ, ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ, СОСТАВУ ЭКСКУРСИОННЫХ ГРУПП.

По месту проведения и объектам показа. Наиболее распространены экскурсии внутри музейного здания - по экспозиции, выставкам и т.д., проводятся также экскурсии вне здания музея по ПАМЯТНИКАМ (истории, культуры, архитектуры). Сущесвуют КОМПЛЕКСНЫЕ экскурсии, сочетающие в разных формах эти элементы, основой комплекс экскурсий обычно дополняется демонстрацией памятников, находящихся в естественных условиях. Это обогащает экскурсию, экскурсант получает возможность любоваться памятником архитектуры, который не может быть помещен в экскурсии, пережить события на месте, где оно проходило.

По характеру тематики. Простейшее (но не самое четкое, т.к. всякая экскурсия имеет свою тему) деление экскурсий - ОБЗОРНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ.

Обзорные экскурсии дают общее представление о музее, темы могут меняться. В обзорные экскурсии обычно входят и сведения по ИСТОРИИ музея.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ или ПРОФИЛЬНЫЕ экскурсии делятся на:

СКВОЗНЫЕ на темы, охватывающие ряд исторических периодов или залов, чаще всего составляющих основные стержневые проблемы экспозиции; в них наиболее удачно выделяются закономерности исторического развития;

УЗКОТЕМАТИЧЕСКИЕ, по отдельным историческим периодам или событиям. Дают характеристику исторического периода, одной из сторон исторического процесса, жизнедеятельности конкретного исторического лица, количества и т.п.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ экскурсии используют материалы экспозиций для освещения тем и проблем других дисциплин разных профилей: экскурсионной тематике, искусствоведческим отраслям материальной и духовной культуры; литературному, историческому фону исторических литературных произведений, их героев - такие экскурсии увеличивают масштаб деятельности музея; привлекают новый контингент посетителей. Возможно проведение ЦИКЛОВ экскурсий, связанных определенной проблематикой и предназначенных для ПОСТОЯННОЙ группы посетителей. Циклы экскурсий способствуют углубленной проработке экспозиционных тем, повыш эффективность работы.

По целевому назначению. Экскурсии бывают: НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ (ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ) (НПОЭ) и УЧЕБНЫЕ (УЭ). НПОЭ предназначены для просвещения, подъема культуры, являются одной из форм досуга, могут быть и обзорными, и сквозными, и узкотематическими - но всегда должен быть обеспечен их ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ. УЭ обслуживают в основном учащихся школ и лицеев, студентов вузов, колледжей в соответствии с их программами для УГЛУБЛЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ пройденного и проработки НОВОГО учебного материала, требует основательного знакомства с учебными программами и учебными пособиями; основным видом подобных экскурсий является ЭКСКУРСИЯ-УРОК. Он проводится в экспозиционных зале под руководством преподавателя, который использует музейную методику в сочетании с приемами урока (опрос, повторение материала и т.п.). В этом плане и у исторических и краеведческих музеев большие возможности. К учебным относятся МЕТОДИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ для музейных работников в целях ПОВЫШЕНИЯ их квалификации, а также для студентов, аспирантов - специалистов по музееведению, практическим работникам экскурсионно-туристических организаций, полезны они и педагогам.

Экскурсовод должен учитывать состав экскурсионных групп, которые отличаются по возрасту, социально-профессиональному и национальному составу, образовательному уровню, месту жительства, должен знать особенности психологии взрослого, подростка, дошкольника. Для призжих экскурсантов предпочтительны обзорные и сквозные экскурсии по истории города, края, общей тематики музея. Экскурсии на родном языке посетителей обеспечивают прямой контакт с посетителями, возможность оперативно реагировать на их вопросы. Если экскурсия проводится с переводчиком, то к последнему есть ОСОБЫЕ требования: краткость, точность описаний и формулировок, особая выразительность. Смешанным по составу группам необходима краткая обзорная экскурсия с предложением далее самостоятельного осмотра музея; в некоторых музеях не допускается самостоятельный осмотр, а в мемориальных музеях такая форма работы - основная.

При подготовке экскурсии делится на ряд этапов:

Определение темы, ознакомление с ее содержанием, освоение минимума литературы по теме музейной экскурсии, ориентировка в историческом содержании темы позволяет определить ЦЕЛЕВУЮ установку экскурсии, направленность, задачи, характер (обзорная, комплексная и т.д.), назначение (УЭ, НПОЭ и т.д.).

Составление плана экскурсии из нескольких ступеней; проработка литературы и источников по теме; тщательное изучение экспозиции, структуры экскурсий, выделение тем, подтем, установление их порядка, маршрута (4% объектов показа - ЭМ). ПИСЬМЕННЫЙ РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ЭКСКУРСИИ, уточнение структуры: маршрута, состава демонстрационных экспонатов, использования текстов, логических переходов и выводов; конкретизация содержания заключительной беседы, метода проведения. План АПРОБИРУЕТСЯ на практике. Только после проведения ряда экскурсий выявляются его сильные и слабые стороны. На основе развернутого плана составляется итоговый документ- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ (МР), которая включает в себя: название залов, подтем, комплексов; остановки группы у объектов показа, время для их рассмотрения; раскрытие исторического содержания, тексты выводов по ходу экскурсии. Методические указания могут быть в форме свободного изложения содержания экскурсии и методики ее проведения с большой глубиной освещения теоретических и методических проблем. К МР прилагается библиография, справочный материал, выписки из документов и литературы.

ОСНОВНОЙ ПРИЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ - ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ. Целенаправленный показ экспозиции, зала, комплекса, экспоната должен научить видеть, выявить на основе зрительного восприятия существенные черты объекта, его содержания. Экскурсовод сочетает показ с моторными приемами (особ разнообразными при вне музейном показе): переходом по маршруту, связанным с событием, освещаемом в экскурсии; восприятие контура памятника движением руки; рассмотрение в непосредственной близости или в отдалении и т.д. Слово экскурсовода помогает увидеть объект в целом, направить внимание на его существенные детали, связи между экспонатами. Экскурсовод сообщает сведения, которые нельзя получить из непосредственного зрительского восприятия, рассказывает об истории выставленного МП, исторического события, свидетелем которого он является, о жизни человека, материалы о котором помещены в экспозиции; этому может способствовать чтение ЦИТАТЫ - ВЕДУЩЕГО ТЕКСТА, отрывка из художественного произведения, выдержки из представленного документа. В итоге ознакомления с экскурсионной темой дается краткая и точная формулировка теоретического положения или вывода. Каждый экскурсант должен ощущать, что речь экскурсовода относится к нему, особ при группах неоднородного состава. ДМ имеет ряд вариантов, отличающегося по степени активизации группы. Экскурсия может иметь ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, экскурсант привлекается к рассмотрению экспозиции словом, рассказом экскурсовода. Большую активность вызывает прием беседы в форме ВОПРОСОВ-ОТВЕТОВ (ДИАЛОГА), получивший в музейной литературе название ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. «ЭВРИКА» - «нашел», отыскал правильный ответ). Система наводящих вопросов активизирует членов группы при расскрытии содержания темы. Наибольшую активность вызывает ПРИЕМ ЗАДАНИЙ, после вводной беседы, в которой ставятся задачи работы, участники экскурсии получают красочные индивидуальные планы или мелкогрупповые задания в УСТНОЙ или ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ, сложность которых зависит от подготовленности группы. Можно предоставить просто выбрать в данном зале наиболее интересный экспонат и указать мотивы его выбора; более сложная задача - дать примеры МП разных типов, освещающих одну тему; раскрыть содержание какого-либо комплекса. Выполненные задания обсуждаются коллективно, а иногда и дискутируются. Этот прием приучает к самостоятельности, содействует выработке собственных мнений и суждений, умению отстоять свое мнение. В экскурсию может быть введен и ИГРОВОЙ МОМЕНТ; после ознакомления с темой предлагается представить себя в роли участника событий, отраженных в МЭ, изобразить его в лицах, быстро отыскать определенные экспонаты.

Использование различных приемов зависит от характера и назначения экскурсии. Обзорным экскурсиям соответствует повествовательный прием, использующийся для любых групп взрослых. Эвристический прием используется в учебных экскурсиях, в работе с подростками и детьми, для уже ранее бывавших в музее желательно использование домашних заданий. Игровой момент незаменим в работе с младшими школьниками и дошкольниками. На практике приемы могут переплетаться. В музейной практике встречается музейный прием, выходящий за пределы экскурсионного метода - ЛЕКЦИОННО- ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ, в нем превалирует роль ведущего, экспонаты привлекаются по мере надобности в качестве иллюстраций. Прием эффективен для освещения сложных теоретических проблем. Ведущий такой группы называется не экскурсоводом, а ЛЕКТОРОМ. По сравнению с обычной лекцией с иллюстрациями при помощи ТСО в данном случае преимуществом является непосредственная встреча с подлинником. Иногда раскрытие темы требует введения в экскурсию дополнительных наглядных материалов, главным образом НВМ, для чего существует так называемый ПОРТФЕЛЬ ЭКСКУРСОВОДА. Он чаще всего используется при проведении внемузейных экскурсий; могут быть показаны, например, план города, памятника, фотографии участников событий, изображение рассматриваемого объекта в разные периоды и т.д.

Каждая экскурсия состоит из трех частей:

Вступительная беседа (ВБ);

Основная часть экскурсии;

Заключительная беседа.

В учебной экскурсии особым этапом можно считать последовательную проработку содержания. Целью вступительной беседы является установление контакта экскурсовода с аудиторией. Беседа включает знакомство с группой, выяснение ее состава, интересов и конкретных запросов, что особенно важно при отсутствии предварительной информации о группе; краткие сведения о музее, определение задач, темы экскурсий, порядка ее проведения; указания на правила поведения в музее.

Экскурсия делится на элементы, каждый их которых оканчивается выводом. По окончании дается общий вывод.Переход от одной темы к другой, от одного экспоната к другому должен быть обоснован ЛОГИЧЕСКИ или ЭМОЦИОНАЛЬНО. При переходе в зал тематического показа следует прежде всего указать общий облик зала, привлечь внимание к экспонатам повышенной аттрактивности; когда естественный интерес к новому удовлетворен, нетрудно направить и сосредоточить внимание на отдельных ТЭК, экспонатах, на раскрытии поставленной темы. Прием этот применим к демонстрации экспозиционного комплекса: сначала общее представление о нем, затем показ отдельных экспонатов. Чередование приемов снимает усталость, поддерживает уровень внимания. В экскурсии могут использоваться и помещенные в МЭ средства: экскурсанты слушают (в течение 1-2 мин) магнитофонные записи участников событий, например, не связанные с содержанием МЭ, включаются действующие МОДЕЛИ, КИНОУСТАНОВКИ ТВ и т. д. Экскурсовод должен освоить технику ведения экскурсии и выбрать наилучший пункт для осмотра музейного или внемузейного объекта; расставить группу, организовать ПЕРЕХОД из зала в зал или же по улицам города; правильно пользоваться указкой ии т.п. В случае ПРИМЕНЕНИЯ ФОНОЗАПИСИ в экскурсии экскурсовод в процессе прослушивания указывает на упоминаемые экспонаты, затем отвечает на вопросы. Фонозаписи в экскурсии используются главным образом в музеях-памятниках, мемориальных музеях, где не разрешается индивидуальный осмотр МЭ. Экскурсия завершается ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ БЕСЕДОЙ, в которой выясняются впечатления группы от увиденного, даются рекомендации для углубления полученной информации и т.д.

Основная масса приходящих в музей людей - неорганизованные «одиночки» или семейные группы, многие из них предпочитают самостоятельный осмотр МЭ. Им предлагаются краткие информативно- инструктивные сообщения у входа в музей, в каждый зал, в частности объясняющие систему ориентации в музее, а также названия и нумерация экспозиционных тем и ТЭК. По залам ведутся индивидуальные или групповые консультации. Посетителям полезно вручать краткий текст- листовку, в которой рекомендуются маршруты для самостоятельного осмотра МЭ. Большую помощь «неорганизованным» посетителям оказывают технические средства - звуковые колонки, используемые посетителями самостоятельно и магнитофоны с наушниками. Экскурсия может быть дополнена осмотром внемузейного комплекса памятников.

Специфические формы проведения экскурсии включают обсуждение экскурсии:

первичное прослушивание - прием экскурсии - апробация ее;

контрольное прослушивание, взаимное прослушивание сотрудниками музея экскурсии на одну и ту же тему;

познавательные экскурсии, которые проводятся в присутствии экскурсоводов и учителей для обмена опытом. Прослушивание обычно завершается разбором экскурсии, обменом мнений. Среди других форм заметное место в массовой работе музеев занимают МУЗЕЙНЫЕ УРОКИ и ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ (ИПЗ), использующиеся как элемент работы со школьниками, но могут использоваться иногда и в работе с другими категориями населения. Большое значение имеет методика разработки уроков для школьников. Урок организуется для приобретения учащимися знаний по определенной теме или закрепления пройденного материала. Эффективность их определяется специфической музейной интерпретацией явлений и процессов. Урок в музее активизирует и слабых и сильных учеников. Даются следующие ИПЗ: описание, зарисовка ВИ, характеристика их назначения, стиля, техники изготовления, эволюции форм и техники; выявление на основе сравнительного анализа МП характера быта разных народов и слоев населения, взаимосвязности условий труда и образа жизни; интерпретация ИИ, составляющих и обрядов; анализ и критическая оценка ПИ, включение их в общий исторический контекст; прочтение НВМ: схем, карт, диаграмм, статистических данных и использование их в характеристике определенных периодов; тенденции развития и зарисовка и критический разбор ТЭК. Наиболее эффективны задания, позволяющие воспроизводить СТУПЕНИ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ, они помогают в сравнении, выделении общего и частного, существенного и второстепенного, распознании закономерностей и связей. Результатом могут быть сообщения учащихся перед классом, доклады на конференциях, обобщающих уроках, сочинения. Подобные виды работ успешно могут использовать в музее музейными работниками и педагогами. Большую роль в музейной работе играют КРУЖКИ и КЛУБЫ при музеях (особенно первый).

Кружок - это небольшая группа (обычно детей или подростков), объединенная по интересам и работающая под руководством музейного педагога. Кружки исторического профиля изучают конкретные исторические события, историю какого-либо объекта, биографию выдающегося лица, используя МП и МЭ, делая по ним сообщения на заседаниях кружка.

Музейные коллекции (нумизматические, археологические, по отраслям матер культуры, этнографические и др.) изучаются кружками ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО профиля. Члены кружков участвуют в экспедициях музея, знакомятся с методикой и техникой музейной работы. В художественно-технических кружках энтузиасты используя МК изготовляют модели, занимаются рисованием, лепкой, различными областями декоративно-прикладного искусства. Кружок МУЗЕЕВЕДЧЕСКОГО профиля готовит юных экскурсоводов по музею и по городу, следопытов-собирателей, которые участвуют в историко-бытовых, военно-исторических и других экспедициях музея или организуют самостоятельные сборы с последующей передачей материалов в музей. Познавательные элементы в кружках соединяются с художественными зарисовками, иллюстрациями музейной темы; подготавливаются выставки по исторической тематике; обсуждаются определенные приемы определения и описания МП, проектируется оформление школьного музея и т.п. Иногда могут быть кружки для взрослых - типа семинаров. Иногда кружки занимаются изготовлением МП, характерных для народных промыслов региона.

КЛУБ является самодеятельной общественной организацией, члены которой объединены общими интересами в области науки, культуры, профессии. Участники клуба устанавливают наиболее удобную форму организации (деление на секции, создание приклубных кружков и т.п.). Деятельностью клуба обычно руководит СОВЕТ КЛУБА. На общем собрании принимаются отчеты секций. Клуб привлекателен тем, что удовлетворяет интересы каждого в отдельности и дает возможность свободного общения с людьми, имеющими ту же направленность интересов. Советы клубов при музеях ориентированы на профессиональный эксперимент при участии молодежи. Выделяются три группы ПРИМУЗЕЙНЫХ КЛУБОВ:

Клубы с широкой программой общеобразовательного характера (например: «Клуб юных историков-краеведов», «Исторический клуб»).

Клубы, посвященные отдельным актуальным темам истории и современности (военно-патриотические клубы).

Клубы юных музееведов знакомят с методикой и участием в практической работе музея.

Клубы взрослых - любителей и посетителей-ветеранов музеев: работников фонозаписи, нумизматов, коллекционеров-филателистов с помощью музея объединяют и предлагают общение по интересам. Музей предоставляет помещение, оборудование, профессиональную консультацию, помогает с литературой; выделяет постоянные пропуски в музеи; буклеты и пр. Заметной формой являются МУЗЕЙНЫЕ ОЛИМПИАДЫ и КОНКУРСЫ (например, юных историков-музееведов), задания которых обычно основаны на музейных материалах. Участники олимпиады должны описать то или иное событие, явление, охарактеризовать интерьер и в устной или письменной форме представить результаты работы членам жюри. Победитель не только должен раскрыть тему, но и ответить на вопросы, отстоять мнение в дискуссии, письменном или устном изложении. Олимпиады и конкурсы способствуют приобретению знаний, умению самостоятельно мыслить, приобщают участников к работе музея.

Большую роль играют лекции и тематические вечера. Это распространенные формы, охватывающие большую аудиторию. На лекциях, проводимых музеем, широко используется демонстрация МП. Лекции могут сопровождаться диапозитивами, фотографиями, проводится своего рода «заочные экскурсии» по музейным залам. Описание и характеристика МП включается в словесный рассказ. В отличие от экскурсий, содержание которых ограничено рамками МЭ, выставки лекций более разнообразны, широки. Одной из задач лекционной работы музея является пропаганда памятников истории и культуры, бережного и уважительного к ним отношения, популяризация знаний. Иногда лекции проводят по ЦИКЛАМ (по абонементам) в определенной музейной среде (встречи с интересными людьми, «Встреча с подлинником», «Вечер одного экспоната» и др.).

НАУЧНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КАБИНЕТЫ ПРИ МУЗЕЯХ - это специально оборудованные помещения, оснащенные ДУБЛИКАТАМИ (дублетами) МП, ПИ и НВМ моделями, макетами, историческими картами и схемами и т.д., использующиеся учащимися, членами кружков и клубов; а также возможными темами музейных экскурсий - дополнениями к экспозиции. Материал разрешено брать в руки, листать, проводить консультации. Иногда проводятся КОМПЛЕКСНЫЕ НАУЧНО- ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ и ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, с задачами популяризации, пропаганды, отдыха. Характерный их вид: «день открытых дверей» с рекламой музея и бесплатным входом. Играют роль и передвижные формы работы - передвижные музеи, выставки, использующие ПМП, передвижные фотовыставки, основанные на документальных фотографиях и воспроизведениях МП. Иногда устраиваются голографические выставки. Для передвижных форм удобны специально оборудованные автобусы (музеобусы) или вагоны. В популяризации музеев, работы музеев играют роль научные и научно-популярные труды музеев, каталоги, пропаганда через радио, ТВ, рекламно-справочные издания. Популяризации способствуют публикации и устные выступления, посвященные разным сторонам деятельности музея. Музейные журналы, сборники, материалы конференций, путеводители по экспозициям и выставкам, где раскрывается НК МЭ, ее историческое содержание, сведения о залах, истории МК.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ путеводители доступны самым широким слоям посетителей. Усвоению и сохранению в памяти материалов музея помогают и способствуют методическое и техническое оформление текста путеводителя, четкое членение, применение разных шрифтов, соответствие залам и ТЭК, ясные схемы маршрутов, красочные иллюстрации с общими видами залов ТЭК и отдельных экспонатов.

Путеводители-каталоги дают характеристику всех экспонатов в порядке их расположения или по типам МП. Особенно полезны они для музейных выставок, помогают и помещенные у входа планы расположения залов с указанием маршрутов, особенно в музеях под открытым небом и музеях-заповедниках. Используются рекламные щиты - у входа в музей. Традиционная форма рекламы - афиша музея - красочный или графический плакат сочетает изображение с текстом, представляет образ экспозиции музея, выставки в целом. Афиша содержит информацию справочного материала: время работы, темы экскурсий, порядок записи на них и т.д. Действенности афиши способствует ее художественное оформление, размер, цветовая гамма, композиция, сочетание шрифтов. Содержание афиш обновляется, но некоторые элементы ее обычно УСТОЙЧИВЫ - например, эмблема музея, что важно при помещении афиши на общих рекламных щитах. На память о музее издаются БУКЛЕТЫ - иллюстрированные складные брошюры, в которых в самой краткой форме даются сведения о музее, рекламируются наиболее интересные залы и экспонаты. Буклеты, посвященные МК, пользуются большим спросом. По эскизам музея могут ВЫПУСКАТЬСЯ ЗНАКИ И СУВЕНИРЫ, реализующие символ или содержание. Тому же служит изображение музея на открытках, конвертах, марках, календарях и пр. Прямая реклама - это пригласительные билеты на мероприятия музея. Построенная на научной основе систематическая, разнообразная, постоянно обновляющаяся информация и реклама - важная часть работы музея. Часто ею занимаются специальные отделы пропаганды, в которых ведется статистический учет мероприятий, их видов, количества (в год, квартал, месяц), участие сотрудников музея, учет посещаемости их. Вся документация сохраняется и по истечении срока сдается в архив музея. Копии полезны и для дальнейшей работы.


Научно-просветительская работа музея.

Ко дню защитника Отечества нашим юным посетителям (воспитанникам детских садов и младшим школьникам) проведена экскурсия «Головные уборы военного назначения». Ребята увидели интересные экспонаты: буденовку, пилотку, бескозырку, каску.

Узнали историю создания головного убора бойца Красной Армии, отчего пилотку назвали пилоткой, зачем бескозырке ленточки.

Для ребят постарше (средний и старший школьный возраст) проведена лекция «Афганистан». Слушателей кратко ознакомили с новейшей историей этой страны, рассказали о задачах Советских войск на территории Афганистана. Значительное место занимает рассказ о земляках (новоалтайских ребятах) погибших на той войне.

Музей приняли участие в работе выставки производителей товаров народного потребления г. Новоалтайска «Наша продукция». При посещении нашего уголка люди попадали в комнату середины 20 века. Многие посетители с интересом рассматривали предметы интерьера того времени: патефон, телевизор «КВН» с лупой. Восхищались искусно вышитыми салфетками, полотенцами. Находили сходство с предметами из своего детства, юности.

Некоторые после посещения нашего уголка на выставке приходили в музей.

Фондовая работа музея.

Фондовая работа включает: комплектование, учёт, хранение и изучение объектов наследия. Пополнение музейного фонда происходит, в основном, за счёт дарителей, жителей города.

В этом году жительницей нашего города Светланой Константиновной Николаевой был подарен рушник. Изготовлен он из лёна, соткан бабушкой дарителя. Хранился около ста лет назад в семье, применялся при проведении свадебных обрядов. Оно стало «жемчужиной» в музейной коллекции «Рушники и полотенца».


Особую ценность представляют 18 почтовых марок, которые были выпущены к 100- летию со дня рождения (1870-1970). Каждая марка, условно поделена на 2 части. В правой части изображены репродукции с картин советских художников, отражающих жизнь и деятельность, его дом-музей в городе Ульяновске, в левой цитаты из работ и речей Владимира Ильича.

Последние, самые интересные экспонаты: фотографии копии документов, и т. д., были переданы в дар музею от Валерия Алексеевича Полянина, краеведа, зам. редактора газеты «Наш Новоалтайск», заслуженного работника культуры, а попали они к нему от поискового отряда «Обелиск».

Поисковый отряд «Обелиск» из города Москвы командир отряда Михаил Михайлович Поляков, на протяжении 18 лет проводили поисковые экспедиции в . В тех местах, где прошла Великая Отечественная война, находили без вести пропавших солдат. За все время поисковой деятельности отряда были найдены останки около 2000 защитников, имена только 58 удалось установить. Найдены также 32 семьи погибших воинов.

В одной из поисковых экспедиций в Темкинском районе Смоленской области рядом с бывшей деревней Березки ребятами отряда были найдены останки 28 солдат Красной Армии. Среди их личных вещей были обнаружены 2 медальона. После их прочтения с помощью криминалиста удалось установить 4 фамилии. Среди них фамилию Белинова Михаила Капитоновича 1912 года рождения, уроженца деревни Бажово Барнаульского района. Участника боёв в Тёмкинском районе Смоленской области в 1942 году.

Никого не оставит равнодушным такой замечательный экспонат как сувенирное радио «Эхо», которое было сделано в СССР, в 80-х годах 20 века, оно до сих пор работает от батареек. Корпус выполнен в виде шкатулочки ярко-красного цвета и расписан золотыми узорами, на самом верху закреплена стилизованная граммофонная труба.

Двери нашего музея всегда открыты для посетителей и дарителей, а каждый вновь принесённый экспонат, памятник истории или культуры, будет сохранен для потомков.

Выставочная деятельность музея.

Посетителям разного возраста будет интересно узнать удивительные факты из истории простых вещей, окружающих нас в повседневной жизни – зеркал, расчесок, пуговиц, а также различные украшения.

С 16 марта в музее откроется выставка художника Виктора Ивановича Игошина. Он пишет портреты, пейзажи, натюрморты, создает композиции. Привлекают и его работы из дерева в основном скульптура.

Мы приглашаем всех в музей.

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Функц М: экспозиционно-выставочная; экскурсионная; научно-исследовательская и образовательная. Культ-образоват деятельность - одно из основных направлений деятельности М, теоретической основой которой является музейная педагогика - обучение регионал. истории средствами музейного предмета образоват деят-ти. Формы культ-образовательной деятельности М разнообразны: экскурсии (обзорные, тематич, историч, архитектурно-градостроит); музейные уроки; научные конференции.

Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные.

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественно-научные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие. Исторические музеи делятся на:

Общеисторические музеи (широкого профиля); (Государственный Исторический музей в Москве);

Археологические музеи; (археологический музей-заповедник «Танаис»);

Этнографические музеи; (Российский этнографический музей в Петербурге);

Военно-исторические музеи; (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Москве);

Музеи политической истории; (Музей политической истории России в Петербурге);

Музеи истории религии; (Музей истории религии в Петербурге);

Историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ; (Музей городского быта «Старый Владимир»);

Монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу; (Музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда);

Прочие исторические музеи; (Музей истории Москвы, Музей истории политической полиции России XIX–XX вв. в Петербурге).

Художественные музеи делятся на:

Музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); (Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве);

Музеи декоративно-прикладного искусства; (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве);

Музеи народного искусства; (Музей народного искусства Научно-исследовательского института художественной промышленности в Москве, Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров);

Монографические; (Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологодской обл.);

Прочие художественные музеи.

Естественно-научные музеи делятся на палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и прочие.

Существуют музеи, собрания и деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля . Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль.

Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли , созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, например, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художественным профилем обладает один из крупнейших музеев Московской области – «Новый Иерусалим».

Развитие науки, техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп. Например, изобретение акваланга в 1940-х гг. положило начало возникновению подводной археологии. Результаты подводных раскопок в сочетании с разработкой новых технологий в области реставрации и консервации мокрого дерева обусловили появление среди исторических музеев новой профильной группы – музеев подводной археологии. В их собраниях – остовы и фрагменты кораблей, грузы и разнообразные предметы, поднятые с морских глубин. Наибольшей известностью среди музеев этой профильной группы пользуются музей «Васа» в Стокгольме, где экспонируется шведский военный корабль XVII в.

Наряду с профильной классификацией используется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общественного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные.

Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы прежде всего на специалистов. Примером этого типа музеев может служить Научный музей Института мозга Российской академии медицинских наук или, например, Музей внеземного вещества в составе Института геохимии и аналитической химии Российской академии наук (Москва).

К самому распространенному типу относятся научно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. Таковы, например, Политехнический музей и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве; Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии в Петербурге.

Главное назначение учебных музеев – обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах – Музей лесоводства им. Г.Ф. Морозова Петербургской лесотехнической академии, Музей декоративно-прикладного искусства Петербургского высшего художественно-промышленного училища. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя. Таковы, например, некоторые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.

Типология по признаку общественного назначения музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не существует. Научно-просветительные музеи используются в учебном процессе, а их собрания – в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика.

Существует и другая типология музеев, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осуществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространенные формы этого типа музеев – музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.

Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев, которые создаются на основе недвижимых памятников, музеефицированных на месте их нахождения с сохранением или восстановлением историко-культурной и природной среды. Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедников , например, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Особую типологическую группу образуют и мемориальные музеи , создающиеся с целью увековечить память о выдающихся людях и событиях. Мемориальность иногда ошибочно смешивают с профилем музея, хотя она никак не связана с характеристиками профильной классификации.

Понятие «мемориальный музей» за время своего существования претерпело существенную эволюцию. Исходя из этимологии слова, к мемориальным музеям в 1920-х – начале 1960-х гг. относили все музеи, посвященные выдающимся деятелям и историческим событиям, даже те их них, которые создавались в местах, не связанных с этими людьми и событиями, и которые не имели в своих экспозициях мемориальных предметов. Позже усилиями исследователей

A.M. Разгона и С.А. Каспаринской в понятие «мемориальный музей» стал вкладываться иной смысл. Необходимым компонентом мемориальности стала считаться подлинность места: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документальной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие. Такое понимание мемориального музея, необходимыми критериями которого являются мемориальное здание или место, коллекция мемориальных предметов и мемориально-бытовая экспозиция, закрепило «Положение о мемориальных музеях системы Министерства культуры» (1967). Что касается профиля мемориального музея, то он определяется содержанием события или характером деятельности человека, которому посвящен.

Типология по признаку осуществления функции документирования тоже носит в известной мере условный характер, поскольку коллекционные музеи могут находиться в архитектурных памятниках, сохраняемых в исторической неприкосновенности (например, Эрмитаж), а музеи-ансамбли не ограничивают свою деятельность только сохранением памятников архитектуры, но и создают профильные коллекции.

Как профильная классификация, так и типология направлены на выявление групп сопоставимых музеев. Это позволяет координировать работу музеев одного профиля или одного типа, выявлять закономерности их развития, способствовать большей эффективности музейной деятельности в целом.

В основе классификации музеев может лежать административно-территориальный признак.

По принадлежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.

Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. Большая их часть находится в ведении Министерства культуры РФ. Вместе с тем существует значительная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства. Их примером могут служить: Зоологический музей Московского университета им. М.В. Ломоносова, находящийся в ведении Министерства общего и профессионального образования; Центральный музей железнодорожного транспорта России Министерства путей сообщения (Петербург); Медицинский музей Российской академии медицинских наук, Военно-медицинский музей Министерства обороны (Петербург). Существенная часть ведомственных музеев находится в ведении Российской академии наук: 51 музей по данным на 1998 г. Среди них есть музеи, пользующиеся мировой известностью – Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера», Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Литературный музей (Пушкинский дом).

К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируют общественные музеи те учреждения, при которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественный музей» использовался термин «народный музей». Традиция создания общественных музеев стала складываться в России на рубеже XIX–XX вв.; большой размах музейное строительство получило в 1920-е гг. в связи с подъемом краеведческого движения и работой по созданию «летописей» фабрик и заводов. Однако в 1941 г. лишь около 10 общественных музеев сохраняли свой статус. Современная сеть общественных музеев начала формироваться со второй половины 1950-х гг., и по состоянию на 1 янв. 1990 г. в ней насчитывалось 4373 музея, действующих на территории 26 республик, краев и областей России.

В н. 1990-х гг. изменения в общественно-политической и экономической жизни страны привели к значительному сокращению сети общественных музеев. Закрылись музеи революционной славы, комсомольской и пионерской славы, боевой и трудовой славы; музеи, посвященные деятелям коммунистической партии. Но одновременно стали возникать и такие музеи, создание которых было ранее невозможно по идеологическим причинам – музеи А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, B.C. Высоцкого. В 1994 г. органы культуры курировали деятельность около1000 общественных музеев.

В последнее десятилетие ушедшего столетия в России стали складываться условия для возрождения частных музеев , то есть музеев, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра. В начале 1990-х гг. музеи такого рода были созданы в Москве (Музей природы), Ярославле (Музей русской старины), Иркутске (Минералогический музей) и других городах.

В 1993 г. в Москве был зарегистрирован первый частный художественный музей – Русский национальный музей искусств. В его фондах представлены произведения русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы приобретать выдающиеся работы, музей занимается активной выставочной деятельностью и регулярно проводит аукционы, на которых выставляет отдельные предметы из своего собрания. За счет продажи вполне достойных, но не вписывающихся в концепцию музея произведений, он имеет возможность постоянно обновлять и совершенствовать коллекции. Средства, полученные на аукционных торгах, позволяют делать ценные приобретения, некоторые из которых достойны крупнейших государственных музейных собраний.

Основы культурно-просветительской деятельности в музее начинают складываться уже в 1930-е гг. Первоначально она состояла в основном из экскурсионной работы. Постепенно расширяются формы просветительской работы, растет посещаемость. В настоящее время, Кирилло - Белозерский музей - заповедник является известным музейно - туристическим центром. В последние годы активизировалась культурно-просветительная деятельность. Система ее строится из экскурсий, тематических занятий, лекций, тематических мероприятий, мастер - классов, просмотра видеофильмов, проведения творческих конкурсов, презентаций и др. Ежегодно музей и его филиал посещают более 200 тысяч туристов с разных уголков мира. Культурно-просветительная работа в музее направлена на патриотическое, нравственное, эстетичес­кое воспитание на основе формирования знаний об истории, культуре края. Она определяется музейными программами: «Музей и школа», «Для Вас, студенты», «На практике студенты», «Знакомьтесь, музей», «Встреча с интересным человеком», «Круглый год», «Народная мастерская», «Выездной музей», «Ура! У нас каникулы», «Встречи в музее», «В музей всей семьей».

В рамках праздников - «Заснеженный город» и «Город и его музей» в музее проходят открытия новых выставок, выступления творческих коллективов, детские игровые программы с конкурсами и состязаниями, викторины, мастер - классы.

На базе музея работают художественные студии «Кирилловская роспись» и «Лада». Целью работы студии является формирование у детей интереса к русской культу­ре и традициям родного края. На занятиях клуба «Юный экскурсовод» знакомятся с древнерусской и русской культурой, историей монастырей Белозерья, историей русской книги, народной культурой.

Музей проводит конкурсы детских творческих работ, которые ставят перед собой цель привлечение внимания детей и юношества к истории и культуре города, активизации творческой деятельности детей и молодежи. По итогам конкурсов оформляются выставки.

Сотрудники музея, владеющие секретами народного мастерства, проводят Дни мастера, мастер - классы: по кирилловской свободно - кистевой росписи, глиняной игрушке, народной кукле. К проведению отдельных занятий привлекаются народные мастера: И.В.Лужинская, М.Н.Васильева, Н.А. Боровиков, Сысоева М.А., с которыми музей сотрудничает в течение многих лет.

Одним из видов просветительной деятельности музея является создание временных и передвижных выставок, на базе которых проводятся занятия не только с детьми города Кириллова, но и в сельских школах, детских садах, домах культуры. Музеем практикуются комплексные выезды, чтобы дети могут посмотреть передвижную выставку, прослушать лекции, принять участие в игровых программах.

Ежегодно на базе музея проходят краеведческие семинары и конференции для педагогов, студентов и учащихся. Сотрудники музея постоянно оказывают методическую помощь школьным и муниципальным краеведческим музеям.

На сегодняшний день, культурно - образовательная деятельность музея становится приоритетным направлением в работе музея и находится в русле современных тенденций.

Музейные программы имеют адресный характер и включают весь спектр тем, видов, жанров, приемов, методов работы с аудиторией. Наряду с традиционными музейными формами музей ищет новые пути и формы диалога с посетителем.


Экскурсия является основной формой культурно-просвети­тельной деятельности музея. Кроме нее, музей как культурный и научный центр проводит и другую культурно-просветитель­ную работу на основе своего фондового собрания. В ходе ее фор­мируется музейная аудитория, круг друзей музея, возникаютраз-личные формы работы. Традиционно используются лекции, способные, при проявленном к ним интересе общественности, перерасти в длительные лектории, создаются кружки и клубы, объединяющие вокруг музея заинтересованных людей. Наибо­лее распространены кружки и клубы коллекционеров, краеве­дов, видящих в музее центр для удовлетворения своих интере­сов и потребностей. Работа лекториев, кружков, клубов при пра­вильной их организации может удовлетворять интересы музея и при проведении им поисково-фондовой работы, расширении тематики экспозиций и выставок.

Большую роль в культурно-просветительной работе играют контакты музея со школой. Формы работы могут быть самыми разнообразными - уроки, оказание методической помощи, участие школьников в музейных мероприятиях, кружках и клу­бах. В последнее время музей и школы перешли к педагогике со­трудничества. Большую роль в привлечении школьников в му-

зеи играет современная концепция гуманизации и гуманитари­зации образования. Музей выступает как центр образования культурой, передающий культурный опыт от поколения к поко­лению, образующий и воспитывающий всей своей деятельнос­тью. Особое внимание необходимо уделять участию школьни­ков в посильной им работе музея, участию в экскурсионной и лекционной, фондовой и выставочной работе. Это позволяет им самореализовываться как личностям. Вместо механического соединения музея и школы возникает творческое содружество. Оно может проявляться и в создании школьных музеев, в поис­ково-фондовой работе. Польза от этого может быть обоюдной. В результате общения музея и школы создается единая музей-но-образовательная среда, формирующая личности школьни­ков и способствующая развитию музея.

Музей, ища возможности расширения своей деятельности, устанавливая контакты с общественностью, все чаще использует новые формы работы. Среди них большое место занимают му­зейные праздники: фольклорные и военно-исторические, ли­тературные и профессиональные, календарные. Праздники организуются на основе музейных собраний, памятников исто­рии и культуры, входящих в состав музеев. Краеведческие му­зеи, используя праздники, объединяют вокруг себя культурные силы тех мест, где они расположены. Хорошо известны празд­нования на поле Бородина в Бородинском военно-историчес­ком музее-заповеднике, дни, посвященные памяти А.С. Пуш­кина в Михайловском и А.А. Блока в Шахматове, фольклорные праздники в музеях-заповедниках, таких как Коломенское. Новшеством для жителей Суздаля стал проведенный в 2001 г. Владимиро-Суздальским музеем-заповедником Праздник огур­ца, восстанавливающий традиции местного огородничества. В связи с ежегодным празднованием в Вязниках Владимирской области посвященного А.И. Фатьянову праздника песни здесь был образован Музей песни, ставший основой песенного твор­чества целого района. Проводимые музеями праздники, будучи массовыми, способствуют восстановлению культурных тради­ций, приобщению к ним общественности, расширению музей­ной аудитории, развитию музеев как хранителей и пропагандис­тов этих традиций. Особое значение для воспитания и образова­ния подрастающего поколения, его социализации имеют детские музейные праздники. Особо торжественной стала подготовка

к ежегодному Дню музея 18 мая. В этот день музеи России бес­платно открывают двери для всех желающих. Проводят массо­вые мероприятия, участвуют в различных общественных начи­наниях. Связь общества и музеев укрепляется.

Особой формой работы музеев стало проведение в них кон­цертов, спектаклей, театрализованных действий. Широко из­вестны проводимые в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина «Декабрьские вечера» - цикл концертов классической музыки. В последнее время музеи широко практикуют ролевые игры, в которых воссоздается историческая обстановка, а участники в соответствующих одеж­дах и обстановке становятся на время ее участниками собы­тий прошлого. Происходит включение в историческую среду, способствующее более полному ее познанию. Определенную роль в приобщении людей к музейной деятельности, расши­рении музейной аудитории играют передвижные музеи. В их возможности проникнуть даже в такие уголки, жители кото­рых по тем или иным причинам не могут выбраться в стацио­нарные музеи. В 1980-х гг. при Владимиро-Суздальском музее-заповеднике действовал передвижной голографический музей, знакомивший с голографическими изображениями историко-культурных памятников жителей Владимирской области. В условиях финансовых трудностей использование передвиж­ных музеев, помимо их культурно-просветительного значения, дает музеям при правильной организации работы дополнитель­ный доход.

Ещё одной формой культурно-просветительной работы музеев является их издательская деятельность. При этом не­обходимо учитывать:

Потребности потребителей музейной печатной продукции;

Ее внешний вид;

Конкурентоспособность с другими аналогичными изда­ниями;

Наиболее выгодные места продаж;

При рациональном, продуманном подходе к издательской де­ятельности музей от реализации своей печатной продукции может иметьдополнительныйдоход.Кмузейным изданиям относятся:

Публикации итогов научной деятельности музеев;

Издание документов, публикаций об экспонатах, храня­щихся в музее;

Издание региональной полиграфической продукции в музеях;

Издание газет и журналов, освещающих музейную про­блематику;

Издание художественных книг о музеях;

Издание сувенирной продукции, значков и грамот, марок и конвертов, календарей и плакатов.

Вся эта продукция вводит музеи в кни гоиздательский и кни­готорговый мир России, способствует распространению знаний о них. Этой же цели служат подготовленные научными сотруд­никами музея или на основе подготовленных ими пресс-рели­зов, пресс-справок и пресс-пакетов публикации в газетах и жур­налах, выступления на радио, кино-, теле^-, видеофильмы. Яв­ляясь одной из форм культурно-просветительной работы, они несут о музеях и рекламную информацию.

Вопросы и задания

1. Что такое культурно-просветительная работа музея? В чем ее зна­чение? В каких формах она осуществляется?

2. В каких формах осуществляется контакт музея и школы? Какую роль он играет в социокультурной функции музея?

4. Принимаете ли вы участие в музейных праздниках? Постарайтесь принять и описать свое мнение о них.

Заключение

Музеи в современном мире играют роль хранителей и трансформаторов общественной памяти. Создаваемая ими модель реального мира способствует передаче культурного наследия от поколения к поколению. Музеи, таким образом, выступают как социокультурное явление, способствующее как социализации отдельной личности, так и аккультурации всего общества в целом.

Деятельность музеев достаточно объемна. Она начинается с определения на основе сохранившихся памятников истории и культуры своего профиля. Следующим этапом становится собирание и сохранение исторической общественной памяти, воплощенной в музейных предметах. На их основе создается модель реального мира в виде экспозиций и выставок. Обще­ние с ними способствует культурному, в широком понимании этого слова, воспитанию, социализации как отдельных лично­стей, так и всего общества. Проводимые музеем культурно-просветительные мероприятия, расширяя состав музейной аудитории, вовлекают в сферу его воздействия широкие слои общества. Современный мир не может обойтись без музея как социокультурного института.

В этих условиях возрастает общественная роль музейных работников, музееведов, среди которых основными являются хранители, экспозиционеры и экскурсоводы. О них так ска­зал председатель Международного комитета по музеологии ИКОМ Питер Ван Менш: «Призвание, требующее специаль­ных знаний и часто длительной и интенсивной подготовки, включающей обучение умениям и методам, а также лежащим в их основе научным, или историческим принципам, поддер­живающее организационно или путем создания мнения высо­кие стандарты деятельности и ее результатов и обязывающее своих членов к постоянному совершенствованию и к выпол­нению работы, имеющей своей главной целью служение об­ществу» (Музейное дело. Музей-Культура-Общество. - М.. 1992. С. 234). В этом служении обществу- высокое призва­ние Музея и Музееведа.

Вопросы для подготовки к итоговому зачету

1. Что такое музееведение?

2. Какие причины и обстоятельства вызвали появление му­зеев?

3. Почему музей рассматривается как социокультурное яв­ление?

4. Что такое музей?

5. Как изменялось значение музеев в общественной жизни по мере развития человечества?

6. Какие функции музея определяют его социокультурное значение?

7. Какие причины вызвали появление музеев в России?

8. Почему в эпоху Петра I появились условия для создания в России первых музеев?

9. Чем характеризуется XVIII в. в истории отечественных музеев?

10. Что представляли собой первые отечественные музеи? Какое влияние они оказали на дальнейшее развитие российс­ких музеев?

11. Что явилось причиной массового создания отечествен­ных музеев в первой половине XIX в.? Какие музеи, повлияв­шие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в это время?

12. Как проявилась в развитии российских музеев первой половины XIX в. российская национальная идея?

13. Какие разновидности музеев появились в России в пер­вой половине XIX в.?

14. Какие принципы музейной работы появились в музеях России в первой половине XIX в.?

15. Как влияло социально-экономическое и общественно-политическое развитие России второй половины XIX в. на раз­витие музеев?

16. Какие музеи, повлиявшие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в России во второй половине XIX в.?

17. В чем проявилась роль купечества в развитии отечествен­ных музеев во второй половине XIX в.?

18. Какие музеи были открыты в Росси и в начале XIX в. ? Какое влияние они оказали на создание первых советских музеев?

19. В чем состояло участие российской общественности в развитии музейного дела в начале XX в.?

20. Как проходила ломка старой и создание новой музей­ной системы после Октября 1917 г.?

21. Какие музеи были созданы в период золотого века со­ветского краеведения? Какую роль в жизни общества они иг­рали?

22. Как проявлялись в развитии музеев слова А.В. Луначар­ского: «Музей - грандиозная памятная книга человечества»?

23. Какие принципы музейной работы появились в музеях в первые годы советской власти?

24. Как общественно-политические условия тоталитарно­го развития СССР повлияли на развитие музеев? В чем это про­явилось?

25. Как проявлялись в развитии музеев слова А.А. Вольте­ра: «Музей - плацдарм для организации коллективного мыш­ления масс»?

26. Что положительного и что отрицательного было в раз­витии отечественных музеев в эпоху тоталитаризма? Как это проявляется в развитии современных музеев?

27. Какие музеи характерны для тоталитарной эпохи? Ка­кие принципы музейной работы в них осуществлялись?

28. Как развивались музеи страны в годы Великой Отече­ственной войны? *

29. В каких условиях развивались музеи страны в постто­талитарный период? Как освобождение российского общества от тоталитаризма сказалось в развитии музеев?

30. Какие музеи развивались в стране в посттоталитарный период? Какое влияние они оказали на создание музейной сети современной России?

31. Какую роль играли музеи-заповедники в развитии му­зейной сети? Почему они явились новым этапом ее развития?

32. Какие причины вызвали необходимость музейных ре­форм 1990-х гг.?

33. В чем состоит суть музейной реформы 1990-х гг.? В чем ее значение для развития музеев?

34. Что представляет собой музейная сеть современной России?

35. Какие современные виды музеев являются наиболее перспективными для дальнейшего развития музейной сис­темы?

36. В чем проявляется социокультурная роль современных российских музеев?

37. Какие московские музеи имеют общероссийское значе­ние? Дайте их характеристику.

38. Какие московские музеи отражают историю и жизне­деятельность современной Москвы? Дайте их характерис­тику.

39. В чем состоит значение московских музеев в развитии общероссийской музейной системы?

40.-Что представляет собой Музейный фонд РФ? Из каких частей он состоит?

41. Какую роль в Музейном фонде РФ играют его государ­ственная и негосударственная части и каковы их взаимоотно­шения?

42. Что такое музейный предмет? Каковы условия его бы­тования?

43. Какие системы музейной классификации существуют? Дайте их характеристику.

44. Какую научно-исследовательскую работу проводят му­зеи? Какую роль она играет в развитии науки?

45. Как организуется научно-исследовательская работа му­зея? Какие научные проблемы при этом решаются?

46. Что является научными публикациями музея? Как по ним определяется эффективность работы музея?

47. Что такое фонды музея? Дайте их характеристику.

48. Из каких частей состоят музейные фонды? Как они вза­имодействуют?

49. Что такое вещь музейного значения - музейный пред­мет - экспонат? При каких условиях происходит это превра­щение?

50. Как происходит комплектование музейных фондов?

51. Как организуются и проводятся полевые экспедиции? В чем состоит их значение для работы музея?

52. Что такое фондово-закупочная комиссия? Дайте харак­теристику ее работы.

53. Как организуется и проводится фондовый учет музей­ных предметов?

54. Что такое фондовая документация? Что в нее входит? Как она оформляется?

55. Что такое учетная документация? Что в нее входит? Как она оформляется?

56. Как оформляется юридическое закрепление музейных предметов за музеем?

57. Каковы общие условия хранения музейных предметов в фондах музея?

58. Каковы общие условия хранения экспонатов в экспо­зициях и на выставках?

59. Какой режим является оптимальным для хранения в фондах музейных предметов?

60. Как обеспечить сохранность экспонатов в экспозициях и на выставках?,

61. Что такое экспозиционно-выставочная работа музеев? Дайте ее обобщенную характеристику.

62. Что такое музейная экспозиция? Каковы условия ее бы­тования?

63. Какие работы предполагает создание музейных экспо­зиций и выставок? Дайте их характеристику.

64. Какую роль играют экспозиции и выставки в осуществ­лении музеем своей социокультурной функции?

65. Что входит в понятие научного проектирования экспо­зиции? Какие работы оно предполагает?

66. Что входит в понятие художественного проектирования экспозиции? Какие работы оно предполагает?

67. Какова роль музейной экскурсии в работе музея? Дайте ее характеристику.

68. Как правильно подготовить и провести музейную экс­курсию?

69. Какую культурно-просветительную работу проводят музеи? Определите ее основные направления.

70. Как правильно подготовить и провести рекламную кам­панию деятельности музея?