Чему учит нас рассказ с аксаков гнездо. «Гнездо» Аксаковых. Творческий путь С.Т. Аксакова, место и значение его творчества в истории русской литературы. Справочный материал для учителя

03.03.2020

Роман был задуман в начале 1856 года, закончен осенью 1858 гола в Спасском, “накануне сорокалетия”. В это время писатель окончательно бросил все помышления о семейной жизни, графине Елизавете Егоровне Ламберт писал: “Я не рассчитываю больше на счастье для себя, т. е. на счастье, в том опять-таки тревожном смысле, в котором оно принимается молодыми сердцами; нечего думать о цветах, когда пора цветения прошла”‘,

Тогда же Вера Сергеевна Аксакова в письме к своей двоюродной сестре Маше Карташевской писала: “Ты ошибочно употребляешь слово духовный вместо душевный, говоря, что я мирюсь с отсутствием счастья духовного, нет, с этим мириться невозможно, без этого жить нельзя. Но личное душевное счастье еще не духовное, и потому без него жить можно и даже жить не напрасно…”2

Как отмечает Е.И. Анненкова в своей прекрасной книге “Аксаковы”: “Эти слова выразили, подытожили некий духовный опыт Веры Аксакоцой, существо ее убеждений, обретенных в семье, но не в меньшей мере выношенных в глубине собственного сознания, изведавшего многие сомнения, однако последовательно, хотя и нелегко, движущегося к убеждению, что жизнь – это “трудный подвиг”3.

Внутреннее совпадение позиций И.С. Тургенева и Веры Аксаковой отразилось в романе “Дворянское гнездо”, в его главной теме самоотречения, к которому пришли и Федор Лаврецкий, герой автобиографический, и Лиза Калитина, самая идеальная из всех тургеневских девушек. О Лаврецком в эпилоге романа сообщается, что он действительно перестал думать о собственном счастье”4. Лиза же изначально убеждена, “что счастье на земле зависит не от нас”‘.

Впервые о том, что Вера Аксакова – возможный прототип Лизы, высказалась Е.И. Анненкова, правда, оставила свое предположение под вопросом. Он может быть снят в ходе специального изучения. Творческая история романа свидетельствует о том, что вне, так сказать, аксаковского контекста он создан быть не мог.

Исследователи считают, что на “Дворянском гнезде” лежит славянофильская печать. Это можно объяснить влиянием аксаковской семьи на писателя. 1850-е годы в его жизни действительно прошли под знаком интенсивной переписки с Сергеем Тимофеевичем, Иваном и Константином Аксаковыми. Несколько раз Тургенев приезжал и в Абрамцево, ставшее именно тогда одним из важнейших русских дворянских культурных гнезд, Домом в духовном смысле. Тургенев, как и Гоголь, бесконечно странствуя по Европе, не случайно тяготел к аксаковскому гнезду.

Духовной доминантой в Абрамцеве было христианское смирение. Ольга Семеновна Аксакова в одном из писем Ивану назвала свой дом “абрамцевским монастырем”. Вера Сергеевна в это время жила как монахиня в миру, все явления жизни поверяя нравственным христианским критерием. Так, ей не нравились повести графини Салиас, идеалом которой было благоденствие, счастье в жизни (будет ли оно заключаться в удобствах жизни или в удовлетворении личных потребностей, любви, – все равно). Искание только такого счастья Вера Аксакова считала безнравственным.

Вот другие ее высказывания 1854 года (когда Тургенев познакомился с ней): “Я думаю… большая разница между требованиями Божьими и требованиями человеческими”7. “В Москве я пришла к отчаянному убеждению, что мы столько согрешили и вместе с тем так мало способны к очистительному покаянию”.

Сознание родового, сословного греха тяготило и Лизу Калитину. Ее пронизывает чувство вины за несовершенство окружающей жизни и своего сословия: “Счастье ко мне не шло; даже когда у меня были надежды на счастье, сердце у меня все щемило. Я все знаю, и свои грехи, и чужие… Все это отмолить, отмолить надо…”

Типологическое сходство между героиней Тургенева и Верой Аксаковой большое: обеих можно отнести к типу православного аскетического самосознания, к тому высшей красоты положительному типу русской женщины, для которой “счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа”, по словам Ф.М. Достоевского.

Е.И. Анненкова первая скрупулезно исследовала письма и дневник Веры Сергеевны и пришла к выводу, что “духовное смирение составляло ее естество, ее “я”. “Она уже почувствовала, какого духовного труда стоит преодоление земной природы, и она будет пытаться этот подвиг совершить, неостановимо двигаясь по избранному пути”10.

Отметила исследовательница у Веры и Константина Аксаковых отсутствие “спасительного эгоизма личности, защитного самоудовлетворения”. То же самое можно сказать о Лизе Калитиной. Современному читателю трудно понять мотивы ее решения уйти в монастырь, отказа от брака с Лаврецким, трудно понять, как можно по-христиански отказаться “от собственных своих желаний” (слова Веры Сергеевны).

Тургенев тоже не сразу пришел к этому идеалу. По началу Аксаковы считали его религиозную индифферентность безнрав¬ственной. Вере Сергеевне писатель при первых встречах активно не понравился. Восхищаясь А.С. Хомяковым, его “истинной разумной верой”, Тургенева она

воспринимала как “вполне ему противо¬положного человека и чуждого всем духовным интересам. Но уже в 1858 году она изменила мнение: “С Тургеневым происходит в настоящую минуту переворот к лучшему, и он маменьке говорил с полной откровенностью о себе, каясь в прежних грехах”13.

Эти заметки Веры Сергеевны вызывают ассоциации со сценой из “Дворянского гнезда”, когда Лаврецкий, вернувшись с разбитым сердцем из-за границы, посещает дом Калитиных и поздно вечером сидит в комнате Марфы Тимофеевны, а она, “стоя перед ним. изредка и молча гладила его по волосам… Она… так все понимала, она… так сочувствовала всему, чем переполнялось его сердце…”

Написав роман. Тургенев послал его Сергею Тимофеевичу Аксакову со словами: “Посылаю на суд Вам мою последнюю повесть; желаю, чтобы она заслужила Ваше одобрение”14; причем, писатель рассчитывал и на мнение младших Аксаковых.

Всем Аксаковым “Дворянское гнездо” понравилось, по словам Веры Сергеевны, “в новой повести много простоты, искренности, теплоты”. Заметила ли она, что Лиза Калитина напоминает ее? Ведь в характерах обеих прочен был религиозный стержень. Сам Тургенев его обозначил в письме к Елизавете Ламберт в начале 1858 года: “Я теперь занят другою, большою повестью, главное лицо которой – девушка, существо религиозное: я был приведен к этому лицу наблюдениями над русской жизнью”.

Русский колорит в “Дворянском гнезде” несомненен. “Глубокое и сильное чувство родины” в Лаврецком – от автора. В Спасском и в Абрамцеве оно в нем укреплялось, как это видно из писем к С.Т. Аксакову. Со старшими Аксаковыми Тургенев особенно сблизился. С Сергеем Тимофеевичем его сближала любовь к природе, к охоте. Оба считали, что “должно учиться у природы ее нравственному и спокойному ходу, ее смирению…”17 В Ольге Семеновне Тургенев полюбил все русское, родное, которое в ней. по словам сына Ивана, особенно отчетливо проявлялось. С младшими Аксаковыми – братьями Константином и Иваном – писатель много спорил, но обоих уважал.

Нельзя все же согласиться с Е.И.Анненковой, что Вера Сергеевна ничем не заняла, не заинтересовала автора “Дворянского гнезда”. Он не мог не заметить ее чувства долга, нравственного чутья.

Она олицетворяла их в семье в максимальной степени. В дневнике 1854-55 годов выразилась ее сокровенная религиозность – чувство личной вины, глубочайшей нравственной ответственности, духовной готовности к покаянию. И хотя эта религиозность была сокровенной, интимной, чуткий художник Тургенев мог угадать ее в старшей дочери Аксаковых.

Думается, ее обаятельный и чистый облик поразил его, привлек внимание к тем проявлениям русской духовности, которые он связывал, наряду с сильным гражданским духом, искусством, наукой, и с русской верой.

Не все Тургенев в ней углядел. Духовный потенциал Веры Сергеевны Аксаковой глубже, значительнее того, что предстал в Лизе Калитиной. Тайну человеческой души исчерпать нельзя. Автор “Дворянского гнезда” это понимал. Видимо, поэтому Лиза у него мало говорит. Она очень сдержанна в выражении своих нравственных и ‘религиозных чувств.

Но духовная, русская доминанта ее трагического образа конгениальна Вере Аксаковой, которую, на наш взгляд, можно считать идейным прототипом лучшей тургеневской героини. Писатель мог ее найти только в таком дворянском гнезде, как аксаковское Абрамцево.

1. Тургенев И.С. Поли. собр. соч. и писем. Письма в 13 тт. Т. 2.- М.-Л.. 196!.-С. 365.

2. Цит. по: Анненкова Е.И. Аксаковы. Преданья русского семейства. -СПб.. Наука.- С. 201. Там же. С. 202.

Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать – Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, была очень образованная для своего времени женщина. Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать – Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, была очень образованная для своего времени женщина.


Детство Аксакова прошло в Уфе и Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново -Аксаково, среди степной природы. в имении Ново -Аксаково, среди степной природы. Большую роль в воспитании будущего писателя сыграла Пелагея, выполнявшая в доме роль ключницы и сказительницы. Большую роль в воспитании будущего писателя сыграла Пелагея, выполнявшая в доме роль ключницы и сказительницы.


В возрасте 8 лет, в 1801 году Аксаков был определен в Казанскую гимназию. В 1804 году тринадцатилетний Сергей Аксаков в числе 40 самых способных гимназистов В возрасте 8 лет, в 1801 году Аксаков был определен в Казанскую гимназию. В 1804 году тринадцатилетний Сергей Аксаков в числе 40 самых способных гимназистов становится студентом. Казанского Университета. Во время учёбы у него стали проявляться литературные интересы и способности. становится студентом. Казанского Университета. Во время учёбы у него стали проявляться литературные интересы и способности.


В 1821году началась его литературная деятельность. Но времени на творчество не было, приходилось зарабатывать на жизнь. Аксаков вынужден был служить инспектором Землемерного училища, В 1821году началась его литературная деятельность. Но времени на творчество не было, приходилось зарабатывать на жизнь. Аксаков вынужден был служить инспектором Землемерного училища, а позднее стал его директором. а позднее стал его директором.


После смерти отца Сергей Тимофеевич Аксаков получил наследство и вышел в отставку. Он купил подмосковное имение Абрамцево и превратил его в своеобразный дом – музей русской культуры. Здесь часто бывали писатели, художники и актёры. После смерти отца Сергей Тимофеевич Аксаков получил наследство и вышел в отставку. Он купил подмосковное имение Абрамцево и превратил его в своеобразный дом – музей русской культуры. Здесь часто бывали писатели, художники и актёры.


В Абрамцево Аксаков писал книги о природе. Воспоминания о детстве легли в основу автобиографической повести «Семейная хроника» и книги «Детские годы Багрова – внука». В Абрамцево Аксаков писал книги о природе. Воспоминания о детстве легли в основу автобиографической повести «Семейная хроника» и книги «Детские годы Багрова – внука».












Вспомним сказку! 1. Назовите главного героя сказки. 1. Назовите главного героя сказки. 2. Почему купец любил больше меньшую дочь? 2. Почему купец любил больше меньшую дочь? 3. Какие гостинцы попросили привезти купца его дочери? 3. Какие гостинцы попросили привезти купца его дочери? 4. Какие чудеса происходили с купцом во дворце? 4. Какие чудеса происходили с купцом во дворце? 5. Как произошла встреча купца с чудищем? 5. Как произошла встреча купца с чудищем? 6. Что произошло в доме купца после его возвращения? 6. Что произошло в доме купца после его возвращения?


7. Как жилось купеческой дочери во дворце чудища лесного? 7. Как жилось купеческой дочери во дворце чудища лесного? 8. Почему чудище отказывалось показаться девушке на глаза? 8. Почему чудище отказывалось показаться девушке на глаза? 9. Как встретилась купеческая дочь с отцом и сёстрами? Почему сёстры захотели её задержать? 9. Как встретилась купеческая дочь с отцом и сёстрами? Почему сёстры захотели её задержать? 10. Что случилось с чудищем из –за опоздания купеческой дочери? 10. Что случилось с чудищем из –за опоздания купеческой дочери? 11. З что полюбила купеческая дочь зверя лесного чудо морское? 11. З что полюбила купеческая дочь зверя лесного чудо морское? 12. Чему учит эта сказка? 12. Чему учит эта сказка?



Литература и библиотековедение

Гнездо Аксаковых. Аксакова место и значение его творчества в истории русской литературы. Аксаков Сергей Тимофеевич 17911859 его сыновья: Константин 18171860 Иван 18231886. Аксаков родился в Уфе в старинной дворянской семье отец чиновник мать дочь наместника.

7. «Гнездо» Аксаковых. Творческий путь С.Т. Аксакова, место и значение его творчества в истории русской литературы.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), его сыновья: Константин (1817-1860), Иван (1823-1886).

С.Т. Аксаков родился в Уфе, в старинной дворянской семье, отец – чиновник, мать – дочь наместника.

Детство прошло в Оренбургской губернии, учился в Казанской гимназии (1801-1805), затем в Казанском университете (1805-1807).

1808- 1811 – служба в комиссии по составлению законов, 1811 год - уезжает в Москву, где переводит Шиллера, Мольера, знакомиться с Державиным, Гоголем.

Выступил против рабского подражания французскому. После 1812 года сторонник русского, его сыновья становятся славянофилами.

1834 год - публикует очерк «Буран» в альманахе «Денница » - основоположник пейзажно-описательной литературы. Аксаков писал о том, что наблюдал лично или слышал от современников. Работал цензором, сблизился с театральным обществом. 1834год - Аксаков покупает Абрамцево, где у него часто бывал Гоголь, слушал его устные рассказы.

Аксаков слепнет, последние его произведения под диктовку записывают его сыновья. В Абрамцево он начал писать: «Охотничья трилогия», «Записки об ужении рыбы», «Записки ружейного охотника», «Рассказы и воспоминания о разных охотах». «Записки охотника» отличаются достоверностью материала.

Аксаков: «Я могу писать только стоя на почве действительности, идя за нитью действительного события. Даром чистого вымысла я вовсе не владею».

Эпиграф: «Ухожу я в мир природы, в мир спокойствия, свободы».

Тургенев: «Слог его мне чрезвычайно нравиться, это настоящая русская речь, добродушная и прямая, гибкая и ловкая. Ничего нет вычурного и лишнего, напряженного и вялого – свобода и точность выражения одинаково замечательны».

В « Записках ружейного охотника » больше наблюдательности, «для него убийство не цель». Мы должны беречь наше богатство: рыб, животных. В 3 части «Воспоминаний об охотах» -вспоминает курьезные случаи. Есть разные приметы.

Тургенев: «Автор «Записок ружейного охотника » смотрит на природу (одушевленную и неодушевленную) не с какой-нибудь исключительной точки зрения, а так, как на нее смотреть должно: ясно, просто и с полным участием , он не мудрит, не хитрит, не подкладывает ей посторонних намерений и целей. И перед таким взором природа раскрывается ему полностью и дает ему заглянуть в себя».

Очень высокую оценку произведениям дали Некрасов, Чернышевский.

Создал свою автобиографическую трилогию: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856).

«Семейная хроника»: 5 отрывков:

1. Степан Михайлович Багров,

2. Михаил Максимович Куролесов,

3. Женитьба молодого Багрова,

4. Молодые в Багровее,

5. Жизнь в Уфе.

Здесь воссоздается широкая панорама помещичьего быта конца 18 века.

Герцен: «Это огромной важности и познавательности книга».

Салтыков – Щедрин: «Драгоценный вклад, обогативший русскую литературу». Добролюбов пишет статью «Деревенская жизнь помещика в старые годы» и «О разных сочинениях Аксаков».

Правдивость повествования заставляет задуматься о нравственных отношениях, Аксаков – основоположник автобиографической прозы.

«Детские годы Багрова-внука». Аксаков ставит 2 задачи:

1. создать худ. историю формирования ребенка в крепостной усадьбе,

2. написать книгу для детей.

Тургенев: «Ваша мысль написать историю ребенка для детей прекрасна. Сложный процесс формирования детской души воспроизведен умудренным жизнью писателем, которому удалось совлечь с себя взрослого человека, перенестись в душу ребенка. Жизнь ежедневно ставит перед пытливым мальчиком серьезные проблемы. И сама природа и ее люди становятся поводом его озабоченности».

Аксаков показал себя мудрым педагогом, в этом произведении изобразив, как нужно готовить детей к обучению.

Константин Сергеевич известен как создатель славянофильской лирической комедии « Князь Луповицкий, или Приезд в деревню », как критик, полемизировавший с Белинским на тему «Мертвых душ».

Иван Сергеевич прославился издательской деятельностью, а также как создатель лиро-эпического произведения « Мистерия в трех периодах. Жизнь русского чиновника », где критикует чиновников за взяточничество; автор поэм « Зимняя дорога», «Бродяга ».


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68335. Творческий вклад Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза 26 KB
Научная концепция Гумилёва построена на интеграции наук истории географии и этнологии. Евразийство как концепция развития России стало своеобразным завещанием для исторической науки: Если Россия и будет спасена то только через Евразийство.
68336. Татары 87.5 KB
Не вызывает сомнения что волго-уральские и крымские татары являются самостоятельными этносами. Продолжительные контакты сибирских и астраханских татар с волгоуральскими особенно усилившиеся во второй половине XIX в. шел активный процесс консолидации средневолжско-приуральских...
68339. Языковая политика Риги 139.5 KB
Среди населения ЛР распространено различное понимание исторических процессов которые препятствуют реально оценивать языковую ситуацию и порождают несоответствие между официальным статусом языка и лингвистическим поведением говорящих.
68340. Статическое и астатическое регулирование 298.5 KB
Рассмотрим простейшую схему автоматического прямого регулирования уровня воды в резервуаре посредством поплавкового регулятора рис. Для характеристики степени зависимости отклонения регулируемой величины от нагрузки пользуются понятием неравномерности или статизма регулирования.
68341. Становление духовной школы Сибири 183 KB
Именно монахи из черкасс открыли первые духовные школы в Чернигове Ростове Смоленске Тобольске взяв за образец систему обучения Киевской академии где целиком и полностью царили европейская школа латинской направленности.
68343. Средства правового обучения 1.61 MB
Средства общения в процессе преподавания правовых дисциплин. Средства учебной деятельности. Технические средства обучения при преподавании права. Средства обучения предметы которые в процессе преподавания и обучения передают научную информацию или её представляют а также оказывают...

Раз, сидя на окошке, услышал я какой-то жалобный визг в саду.

Мать тоже его услышала, и когда я стал просить, чтоб послали посмотреть, кто это плачет, что «верно, кому-нибудь больно», мать послала девушку, и та через несколько минут принесла в своих пригоршнях крошечного, еще слепого щенка, который, весь дрожа и нетвердо опираясь на свои кривые лапки, тыкаясь во все стороны головой, жалобно визжал, или скучал, как выражалась моя нянька.

Мне стало так его жаль, что я взял этого щеночка и закутал его своим платьем.

Мать приказала принести на блюдечке тепленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутенка в молоко, выучила его лакать.

С этих пор щенок по целым часам со мной не расставался. Кормить его по нескольку раз в день сделалось моей любимой забавой.

Его назвали Суркой.

Он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет, разумеется, уже не в комнате, а на дворе, сохраняя всегда необыкновенную привязанность ко мне и к моей матери.

Заметив гнездо какой-нибудь птички, чаще всего зорьки или горихвостки, мы всякий раз ходили смотреть, как мать сидит на яйцах.

Иногда по неосторожности мы спугивали ее с гнезда и тогда, бережно раздвинув колючие ветки барбариса или крыжовника, разглядывали, как лежат в гнезде маленькие-маленькие, пестренькие яички.

Случалось иногда, что мать, наскучив нашим любопытством, бросала гнездо; тогда мы, увидя, что несколько дней птички в гнезде нет и что она не покрикивает и не вертится около нас, как то всегда бывало, доставали яички или все гнездо и уносили к себе в комнату, считая, что мы законные владельцы жилища, оставленного матерью.

Когда же птичка благополучно, несмотря на наши помехи, высиживала свои яички и мы вдруг находили вместо них голеньких детенышей, с жалобным тихим писком беспрестанно разевающих огромные рты, видели, как мать прилетала и кормила их мушками и червяками… Боже мой, какая была у нас радость!

Мы не переставали следить, как маленькие птички росли, перились и наконец покидали свое гнездо.

Грачи прилетели

Прибавились значительно дни. Ярче, прямее стали солнечные лучи, и сильно пригревает в полдень. Потемнела полосами белая пелена снега, и почернели дороги. Вода показалась на улицах…

Прилетная птица начинает понемногу показываться. Грачи, губители высоких старых дерев, красоты садов и парков, прилетели первые и заняли свои обыкновенные летние квартиры, самые лучшие березовые и осиновые рощи. Уже начали заботливые хозяева оправлять свои старые гнезда новыми материалами, ломая для того крепкими беловатыми носами верхние побеги древесных ветвей. Далеко слышен их громкий, докучный крик, когда ввечеру, после дневных трудов, рассядутся они всем собором, всегда попарно, и как будто начнут совещаться о будущем житье-бытье.

» на тему « »


Урок 34

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ»

– познакомить учащихся с рассказом С. Аксакова «Гнездо»;
– обобщить знания по теме «О братьях наших меньших»;
– совершенствовать навык чтения целыми словами, навык выразительного чтения;
– развивать речевые умения, память, внимание, мышление, творческие способности;
– продолжить формирование умения анализировать произведения;
– воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Оборудование : ребусы; карточки с загадками и с отрывками произведений; изображения животных; энциклопедия о животных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка рисунков о животных.
2. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Лисица и Ёж».

III. Постановка цели урока.

– С произведениями какого раздела мы познакомились на последних уроках чтения?
– Почему животных называют братьями нашими меньшими?
– Сегодня на уроке мы обобщим знания произведений о животных и прочитаем новый рассказ, название которого спрятано в ребусе.

Ответ: гнездо.

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Прочтите скороговорку:

Кукушка
Кукушонку
Купила
Капюшон.
Надел
Кукушонок
Капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

2. Отработка навыка чтения.

В чудетство откроешь окошки –
Счастливень стучит по дорожке,
Цветет веселютик у речки,
И звонко поют соловечки,
А где-то по дальним дорогам
Бредут носомот с бегерогом…
Мы с ними в чудетство скорее войдем –
Спешит торопинка под самым окном,
Зовет нас глядеть-заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!

– Объясните значение выделенных слов.

3. Чтение рассказа С. Аксакова «Гнездо».

Учитель читает вслух рассказ С. Аксакова «Гнездо».

4. Анализ произведения.

– О чем это произведение?
– Что делали ребята, заметив гнездо птиц?
– Как ребята наблюдали за птицей?
– Что происходило, когда птица покидала гнездо?
– Когда ребята испытывали радость?
– Как вы относитесь к поступкам ребят?
– Почему нельзя трогать и разорять птичьи гнезда?
– Можно ли шалость детей считать просто помехой?
– Прочтите зашифрованные слова:

Цасини (синица)
хвостгокари (горихвостка)
ровобей (воробей)
казорь (зорька)
лубьго (голубь)
трягузсока (трясогузка)

– Назовите тех птиц, о которых мы прочитали в рассказе С. Аксакова. Почему птиц называют нашими друзьями?

Справочный материал для учителя.

Если у человека температура поднялась до 38 градусов, его укладывают в постель. Человек не может работать.

А соловей с температурой 41–42 градуса даёт концерты, дрозд, насвистывая, штукатурит гнездо.

Мы перевариваем обед часами, а в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть.

Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весом, чем она сама.

Если бы у тебя был аппетит птенца мухоловки-пеструшки, ты бы на дню тридцать раз завтракал, пятьдесят раз обедал да ещё ужинал бы двадцать раз!

Подавая тебе завтраки, обеды и ужины, бабушка сбилась бы с ног, упала бы в обморок.
Ничего удивительного! У птиц так и бывает. Старые скворцы от усталости иной раз падают в обморок возле гнезда.

Но нас, людей, птичий аппетит только радует: меньше будет всяких вредных личинок, гусениц, мух и комаров.

Потому-то мы и хотим, чтобы птицы селились к нам поближе.

Пусть синица-садовница берёт яблоки в саду, пусть скворец-огородник наведёт порядок на грядках, пусть мухоловка-санитарка переловит всех мух на дворе!

5. Чтение произведений из рубрики «Разноцветные страницы» на с. 76–77 учебника.

– Прочтите быстро целыми словами стихотворение В. Берестова.
– О ком это стихотворение?
– Что делают цыплята?
– Прочтите, какую песенку они поют.
– Прочтите выразительно стихотворение Е. Благининой, соблюдая знаки препинания.
– О ком это стихотворение?
– Почему мышке страшно жить в норке?
– Прочтите четверостишие о жуке.
– Где был домик у жука?
– Что случилось с его домиком?
– С какой интонацией надо прочитать это стихотворение?
– Прочтите стихотворение о мышонке выразительно.
– О чем просит мышонка мышь?
– Сделайте мышонку предупреждение: «Тише, не шуми!»
– Прочтите выразительно целыми словами стихотворение о смешной птице.
– Почему птица в лесу не может научиться петь, как петух?
– Что вы знаете о кукушке?

Справочный материал для учителя.

Кукушку, как и дятла, если кто и не видел, то уж слышал обязательно. Наверное, всем известно, что она подкладывает яйца в чужие гнёзда и что птенцы кукушки выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Но, наверное, мало кто слышал про кукушкин аппетит. Благодаря своему аппетиту она полностью искупает тот вред, который наносит, губя птенцов мелких птиц. Кукушка – птица насекомоядная, и к тому же большая обжора. И главное – она поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и даже ядовитые. А кукушка ест их всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от очень опасных вредителей.

Физкультминутка

КУЛИК

Влез кулик молодой
На колоду –
Бултых в воду.
Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох.
Влез на колоду
– И снова в воду.
Совсем кулик
Головою поник.
Вспомнил кулик молодой,
Что у него за спиной
Крылья.
И полетел.

Дети произносят текст, затем садятся на корточки, обхватывая колени руками и низко опустив голову; несколько раз повторяют приседания. Затем встают, вытягивают руки в стороны и встряхивают ими. Прыгают на месте, помахивая руками.

V. Обобщение знаний учащихся.

1. Кроссворд «Животные».

– Рассмотрите иллюстрацию:

– Решите кроссворд и прочтите ключевое слово.

Ключевое слово: животные.

– Объясните слова Н. Сладкова «Мы в ответе не только за себя, но и за братьев наших меньших».
– О каких животных, изображенных в кроссворде, мы прочитали?
– Как называются эти произведения?
– Кто их автор?

2. Викторина «Узнай произведение о животных».

Учащиеся читают записанные на карточках отрывки из произведений и угадывают название произведения и его автора.

«Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все герои, ать-два!..»
(В. Берестов «Лягушата».)

«…Имя я щенку придумал,
Я его видал во сне…»
(И. Токмакова «Купите собаку».)

«…Все ушли
И одного
В доме
Заперли его…»
(С. Михалков «Трезор».)

«…Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать…»
(Д. Хармс «Храбрый ёж».)

«Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!»
(С. Михалков «Важный совет».)

«– Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!..»
(Н. Сладков «Лисица и Ёж».)

«... – А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики…»
(В. Осеева «Собака яростно лаяла».)

3. Работа в парах.

– Выберите произведения, которые вам больше всего понравились.
– Прочтите их выразительно целыми словами друг другу.

4. Загадки о животных.

– Отгадайте загадки и вспомните, в каких произведениях мы читали об этих животных.

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёж.)

Кто на ёлке, на суку
Счет ведёт: «Ку-ку! Ку-ку!»?
(Кукушка.)

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног – без копыт,
Летит – воет,
Сядет – землю роет.
(Жук.)

Гладишь – ластится,
Дразнишь – кусается.
(Собака.)

Под полом таится,
Кошки боится.
(Мышь.)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка.)

Явился в жёлтой шубке:
– Прощайте, две скорлупки!
(Цыплёнок.)

Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать ее опасно –
Укусит.
Ясно?
(Змея.)


5. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Что за рак?»

– У наборщика все буквы перепутались, а одна – а – даже потерялась.

Переставьте буквы в правильном порядке, и вы прочитаете название известной сказки и имя её автора. Не забудьте про потерянную а.



VI. Итог урока.

– Произведения какого раздела мы перечитывали сегодня на уроке?
– Кого называют нашими братьями меньшими?
– Почему?
– Какие правила поведения вы должны соблюдать в природе? Как следует относиться к животным?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!

Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!
Берегите чудо песен
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий.
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу.
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити,
Берегите Землю, берегите!
М. Дудин