Нательный крестик. откуда появилась традиция ношения нательных крестиков и зачем его носить? Почему мы носим лифчики неправильного размера

01.04.2019

До сорока пяти лет я прожила в прекрасном солнечном крае, название которому - Таджикистан, среди очень красивых добрых людей.

Много путешествовала по кишлакам, поселкам, маленьким и большим городам и всегда восхищалась природой, жилищами, обычаями, которым затем старалась следовать.

В нашей русской семье считали, что нужно обязательно знать обычаи и традиции народа, среди которого живешь, говорить на его языке, изучить его культуру и искусство.

Отец и мать приехали молодыми специалистами в Таджикистан в середине тридцатых годов, да так и остались там навсегда. Я знала с самого детства, что таджики любили моего веселого и умного отца и умнейшую, строгую мать, и старалась быть на них похожей.

В нашем доме всегда был интернациональный круг друзей, куда входили таджики, русские, украинцы, узбеки, евреи.

И хотя мой отец был влюблен (как историк) в историю Франции, он прививал мне интерес (который затем и перерос в настоящую «любовь на всю жизнь») к таджикской земле и людям, которые на ней живут.

У меня было несколько национальных тюбетеечек и помню, что любила их носить, потому что они были яркие, красивые - вышиты нитками или бисером.

Мы жили в двухэтажном кирпичном доме - в строениях кибиточного типа - жили много таджикских семей, где традиционно воспитывалось по пять – семь детей.

Мужчины, женщины и дети носили национальную одежду, которая (как в те далекие годы, так и сейчас) сильно отличается от одежд других народов.

Платья из простых и шелковых тканей с абровыми рисунками, тюбетейки черные и цветные, стеганые халаты для мужчин и обязательные шаровары для женщин.

Особенно вызывали у меня интерес шальвары (еще один вариант названия шаровар) на девочках и женщинах, да еще украшенные очень красивыми ткаными полосочками понизу.

Отец объяснил мне тогда что таков национальный подход к одежде: в таджикских домах нет таких обеденных столов, к которым привыкли мы. Таджики обедают на дастархане - специальной скатерти, которая расстилается на полу. Чтобы девочки и взрослые женщины чувствовали себя удобно и хорошо, в их одежде обязательны шаровары.


Когда я стала взрослой девушкой, у меня появился свой настоящий таджикский костюм.

Подарили его мне в гостях, далеко в горах: как только переступили порог гостеприимного дома мне, матери и отцу хозяева преподнесли национальную одежду.

Совершенно не смущаясь, я с восторгом надела на себя шальвары, рубаху и платье, а дочери хозяев, предложили мне покрасить усмой брови.

Через полчаса никто не мог отличить меня - русскую девочку - от таджички.

В другой раз в другом кишлаке в честь юноши, уходящего в армию, был устроен праздник.

В знак глубокого уважения к нашей семье, мне подарили поясной платок румол, вышитый руками хозяйки, национальный чакан - платье женское, вышитое с ног до головы растительными орнаментами, и платок с огромными розами.

Так после праздника в кишлаке Горный Ханака стала складываться моя коллекция национальной таджикской одежды.

За несколько десятилетий, прожитых в Таджикистане, во мне прочно утвердился образ народа, который знает традицию: где, когда и почему нужно одевать национальные одежды, которые ими передались из поколения в поколение с глубокой древности.

И тогда, когда политико-социальные условия менялись и приходила новая мода; и когда привозились невесть какие «изыски» из-за рубежа - национальные одежды никогда не исчезали из таджикских домов.

Практически за многие столетия не менялись покрои и узорные вышивки на предметах народной одежды.

В восьмидесятые годы прошлого столетия (годы моего активного становления) со мной не раз происходили интересные истории, связанные именно с национальным костюмом- то таджикским, то русским.

И каждый раз все было связано с уважением и почитанием этого феномена, сокровища любого народа - национальный костюм.

В качестве педагогического эксперимента, Министерство народного образования Таджикской ССР разрешило Душанбинской средней школе (вместо часто пропадающих уроков пения) создать новый предмет - «Основы эстетических знаний».

Мне предложили разработать программы и преподавать этот - никому тогда неизвестный - предмет.

Изучали традиционную одежду повседневную и праздничную, рисовали сами эскизы и узоры для вышивок. При разработке программ мы включили материалы о народной таджикской одежде.

В мою программу также вошел и русский традиционный костюм. Ребятам очень нравилось, когда я вела урок в национальном костюме - то в таджикском чакане, шальварах и украшениях, то в русском сарафане или паневе.

Результатом наших уроков стало создание танцевального ансамбля «Березка».

Тогда мы узнали о национальных костюмах разных народов неимоверно много: сами шили по эскизам, осваивали множество таких исконно женских ремесел как вышивка, шитье, декорирование тканей различными материалами, конструирование из картона, низание и расшивание бисером.

Мы все, и дети и взрослые, были очарованы своими изделиями: уверена, что наши увлекательные занятия оставили серьезный след у всех участников на всю жизнь и реально повлияли на отношения с людьми других национальностей (даже для того времени- во времена СССР- это было чувствительно).

Помню «историю с национальным костюмом» для девочек - школьниц из далеких районов, кишлаков, которым было не просто привыкать к обычным школьным платьям и передникам.

А, когда наконец, этого добились, и во всех городах и поселениях республики девочки надели утвержденную в государстве форму, то обнаружилось, что с шароварами и головными платками они не желают расставаться ни в какую.

Да и родители также настаивают, чтобы коричневые платья с передниками дополнялись национальными платками и шароварами.

Смешно, но мы, работники просвещения (а я уже возглавляла эстетический Совет республики и руководила отделом Таджикского НИИ педагогических наук) развернули целую дискуссию по этому поводу.

Мне пришлось выступить в центральной газете со статьей в защиту головных платков и шаровар. Усилия увенчались успехом и в кишлаках перестали «мучить» учениц и их родителей такими требованиями.

Но то, как женщины таджички защищали детали своей национальной одежды, на меня произвело сильное впечатление.


Когда в начале девяностых произошли известные военные действия в Таджикистане, я как и большинство русских людей были вынуждены покинуть республику.

Но уже более двадцати лет я приезжаю в Таджикистан регулярно. И не только на могилы родителей и друзей. Я еду в любимые мной кишлаки, в великие горы; сижу на берегах бурных горных речек.

Вышиваю с подругами и их внучками чаканы и зардеворы и те самые шаровары. С удовольствием вожусь с козлятами на джайлоу и альпийском лугу, то мажу глиной тандыр, национальную печь для лепешек и самбусы.

И все это время хожу в национальном таджикском костюме и наслаждаюсь принадлежностью ко всему этому миру.

Можно спросить, что, без таджикского платья и шальвар природа и общение с людьми стали бы другими? Однозначно «Да!».

Да, совсем другими - менее полными, менее красочными и радостными. И конечно отношение, уважения ко мне как к представителю русского народа, был бы иной, чем тот, что есть сегодня.

Когда несколько лет назад я была в Таджикистане на потрясающем празднике 2700 лет Кулябу, то подготовила к этому событию чакан - знаменитое национальное платье, вышитое с особенной роскошью: много лет назад я засняла в музее города Ховалинга эти узоры и теперь вышила их на прекрасном советском сатине красного цвета. Шел 2006 год.

Я одела это платье с шароварами и пошла по улицам Душанбе и была поражена тем, что происходило в связи с этим вокруг. Со мной стали здороваться совершенно незнакомые люди, улыбались женщины и мужчины, дети.

А милиционер на перекрестке остановил жезлом движение и позволил мне пройти. Это было торжество национального костюма, его языка, его смысловых нагрузок.

Будь я в обычной «европейской» одежде – очевидно, что ничего подобного бы не происходило.

Всем было понятно, что идет в таджикской одежде именно русская женщина, для которой эти одежды родные, и она гордится ими.

Чакан – это не просто национальный костюм. Президент Эмомали Рахмонов всегда подчеркивал, что таджикский костюм - это национальная гордость.

В честь чакана в городе Кулябе проводится конкурс вышивальщиц на лучший чакан года. И я готовлюсь принять в нем участие в скором времени.

СКАЗКА ВПЕРЕДИ

В конце восьмидесятых я по семейным обстоятельствам приехала на свою историческую Родину, в Москву. Одну из комнат в своей квартире я оформила как таджикскую национальную комнату -«МЕХМОНХОНА».

Именно тогда, по приезду меня «резанула» та разница в отношении к национальному наследию таджиков и русских. Тогда мне казалось, что если таджикский народ так уважает свои национальные одежды, то уж русские люди не должны отставать от них в этом вопросе.

Дальнейшая работа в этом направлении поразили меня в самое сердце.

Оказалось, что мы - русские, не знаем традиционной одежды, не шьем и не носим ее!

Ее нет в наших домах, о ней, кроме специалистов почти никто не знает, ее красота и уникальность «заблокированы» кем-то (или нами же) в сумеречных подвалах нашей памяти, которые (как показала дальнейшая жизнь) открываются с большим напрягом.

Тогда-то и возникло ощущение, что передо мной стоит некая важная задача...

Первое удивление и непонимание я испытала, когда приняла предложение выставить свою коллекцию традиционного русского костюма в фойе Кремлевского дворца, где располагалась выставка-ярмарка русских сувениров.

Заполненные яркими и замечательными произведениями Палеха, Мстеры, Городца, Жостова они являли собой впечатляющее зрелище.

Здесь же были размещены наши изделия из текстиля: вышитые женские и мужские рубахи, паневы, сарафаны, передники, детская одежда, повойники.

И как инородные тела присутствовали девушки-продавцы, одетые в безликие темные «офисные» костюмы.

Они поразили бы наших иностранных гостей и были бы прекрасными образами русской национальной культуры, надень они русские национальные одежды.

Я, конечно же, обратилась к ним с вопросом, почему они не в русских костюмах?

Возмущение девушек было столь искренним, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

-Вы хотите выставить нас на посмешище!? Нас все засмеют!
-Все скажут, что мы дуры, вырядились ЧОРТ ЗНАЕТ ВО ЧТО!
-Мы будем выглядеть как чучела!

Когда же я обратилась к их руководству с тем же вопросом, то мне ответили с сожалением, что девушки стыдятся русского национального костюма и отказываются его одевать. Комментарии, как говорится, излишни. На дворе стояли 90-е, перестроечные…


Все последующие годы я плотно занималась изучением вопроса, почему же мы не носим свой национальный костюм?

Почему не знаем - куда и когда его нужно и важно (в своем нынешнем быту) одевать.

У большинства других народов дома обязательно есть национальные костюмы, а у нас- нет. Что произошло в наших душах, если мы повыбрасывали одежды своих пра- и бабушек, их милые простенькие вышивки, кружева, старинные полотенца.

Заполонили свои дома новомодной и коммерчески выгодной мебелью и текстилем.

Надеваем чуждые нам безобразные одежды, поставив самим себе заслоны к прекрасным, теплым, с многовековыми традициями оберега одеждам наших предков.

Тысячи русских на моей памяти восклицали каждый раз одно и то же (в разное время и в разных местах нашей великой страны): «А куда его одевать то, этот русский костюм? Засмеют еще»...

Работая со студентами агроинженерного Вуза (МГАУ им. В.П. Горячкина), я обратила внимание на то, что наши студенты (из разных уголков страны) никогда не спрашивают о традиционных ремеслах и одеждах.

Однако, когда я стала расспрашивать их об этом - все откликнулись с энтузиазмом.

Так… наш ректорат позволил ввести в программу предмета «Этика и Эстетика» материал о русской народной эстетике; дать темы об исследованиях русской народной одежды в перечень дипломных работ; открыть на факультете дополнительных профессий отделения народных ремесел, такие как бисероплетение, коклюшечное кружево, шитье и крой русского народного костюма, русская народная кукла, лоскутное шитье, резьба по дереву, художественная ковка.

Это была вторая половина девяностых.


Совместно со студентами мы начали свои исследования на тему «изучение возможностей возрождения русского традиционного костюма в современных условиях».

И первое, что мы сделали - провели анкетный опрос на тему русского национального костюма в каждой группе педагогического факультета.

Когда анкет собралось более тысячи, мы обнародовали шокирующие результат.

97% студентов, которые приехали из других городов, поселков, районов России, не имеют не только самого костюма в своем доме, но и представлений о нем.

Ничего из русского костюма в их семьях нет (за исключением валенок, платков, телогреек - это из 3%), и все богатство и красота наших потрясающих, невиданных одежд неизвестна им.

Они сообщили, что не наденут его ни на улицу, ни дома, что б принять гостей, ни в церковь, ни на свадьбу - словом, никуда его нельзя надеть.

А на вопросы о названиях самых распространенных деталей наших национальных одежд практически ответили единицы, уместившись в те самые 3%.

Ребята не знали, что такое панева, подоплека, ластовица, гашник, епанечка, душегрея, кокошник, повойник, запон, пестрядь.

Но мы не стали грустить, а решили (по теории малых дел) заняться изучением наших национальных одежд и женских исконных промыслов.

Многие студенты ответили, что если бы политика нашего государства занялось бы восстановлением древних истоков нашей национальной культуры с привлечением мануфактур, домов моделей, выходов в костюмах на национальные праздники, то изучаемые нами возможности можно было бы восстановить.

Вот эта маленькая анкета. Было бы замечательно, если бы все, кто ее прочтет сегодня, сами попробовали бы на нее ответить и увидеть, что же они лично могут сказать по этому поводу сами себе.


АНКЕТА к теме «Изучение возможностей возрождения форм бытования русского национального костюма в современных условиях».

1.В каком месте России Вы родились? Откуда ваши родители?
2.Есть ли в вашем доме русские народные одежды. Носит ли их кто-либо из семьи?
3. Наденете ли вы на себя русский национальный костюм в следующих ситуациях?
- дома, для себя
- дома, для приема гостей
- на улицу, просто пройтись
- после бани
- на работу
- на праздничное гуляние в народ
- в институт
- на свадьбу друга
- на свою свадьбу
- в храм
- венчаться
- на прием по поводу важного мероприятия
4. Расшифруйте следующие названия фрагментов русского национального костюма:
-поднизь; гайтан; косоворотка; ластовица; панева; кичка; запон; повойник; завеска; рясны; зипун; епанечка; пестрядь.
5. Владеете ли вы каким-либо ремеслом для изготовления народного костюма?
ЖЕНСКИЕ РЕМЕСЛА: кружевоплетение; крой; тканье на станке; набойка; вышивание; бисерное плетение; жемчужное низание; шитье на руках; шитье на машинке; расшивание лентами и блесткой; изготовление каких-либо головных уборов; изготовление женских украшений. МУЖСКИЕ РЕМЕСЛА: украшения из металла; изготовление обуви; украшения из бересты и дерева; набойка;
6. Каковы, на Ваш взгляд, причины, по которым русский народ отказался от многих форм бытования своего традиционного костюма?
7.Можно ли возродить русский национальный костюм в нашем современном быту?

ИЗ "ЖИЗНИ" ТВ-ШОУ…

Как то увидела передачу «Как стать миллионером» с Максимом Галкиным устроители выдвинули вопрос «Какой предмет русского народного костюма называется ПАНЕВА»? с подсказкой кофта, юбка, шубка, шапка.

Отвечающий мужчина уже шел на выигрыш в 64 тысячи рублей, было бы всем очень жаль, если бы он неправильным ответом сорвал свой заслуженный успех.

Он колебался между юбкой и кофтой и тут все решили, что ему нужно спросить ЗАЛ.

Таким образом, к знаниям о нашем национальном костюме были подключены многие представители нашей страны.

Зал единодушно решает - конечно, кофта.

Отвечающий все же сомневается. Какая-то неведомая интуиция, запрограммированная в этом русском человеке, подсказывает ему, что панева – это юбка, заложенный предками генофонд на уровне подсознания подталкивает его к правильному ответу, но отсутствие знаний заставляет его быть осторожным.

Тогда решили использовать звонок к другу - журналист, объездил со своими репортажами всю страну.

Кто как не он знает правильный ответ! И друг подтверждает мнение ЗАЛА, панева - это кофта.

Знающий ответ Галкин лукаво вопрошает - Ну, так что ж - КОФТА?

Отвечающий поражает всех своим ответом. «Если я скажу кофта, и ответ будет неправильным, то мой друг всю жизнь будет мучиться, что лишил меня такой большой суммы. Лучше я скажу сам, и тогда моя ошибка будет моим личным проигрышем. Я думаю, что панева – это все таки ЮБКА».

Когда загорелось табло, подтверждая правильный ответ, зал вскочил с аплодисментами и криками, слишком уж напряженной была игра.

В этот знаменательный вечер множество русского народа узнало, что панева – это юбка.

Подтверждение тому, что многие современники не знают, чем панева отличается от сарафана, что это одна из самых древних женских одежд в виде верхней поясной завертки, что это одно из самых красивых произведений национальной русской одежды, на моем жизненном пути было великое множество, об этом можно написать отдельный репортаж.

Цикл занятий “Основы Православия для самых маленьких” составлен на основе публикаций рубрики “Православный детский сад” газеты “Воскресная школа” в 1999 – 2000 году

Материал к занятию:

нарисованная на большом ватманском листе “Лестница Великого поста” (то же пособие, что использовалось на предыдущем занятии);

Евангелие или молитвослов с изображением
креста на обложке);

иллюстрации с различными изображениями креста;
стихотворения Евгения Санина из книги "Лестница-небесница", изданной в Перми в 1997;

приготовленные на отдельных столах краски, кисточки, листы альбомной бумаги.

красочные большие фотографии храмов, увенчанных крестами;

Давайте мы с вами, ребята, посмотрим на наше изображение Лестницы Великого поста и определим, до какой ступеньки этой лестницы мы уже смогли подняться.

Воспитатель вместе с детьми определяет, что подошла Крестопоклонная неделя.

– А хотите узнать, почему эта неделя так называется и почему мы почитаем Святой Крест, поклоняемся ему?

Крест – главный знак христианства, знамение нашего спасения. Господь наш Иисус Христос из любви к людям сошел с неба на землю и принял страдания как обыкновенный человек, чтобы люди спаслись. Господь был распят, умер на Кресте и в третий день воскрес. Страданием и смертью на Кресте Спаситель сделал крест орудием победы над смертью и грехом, указал, что крест всегда будет помогать нам бороться со злом, грехом и разными бедами. Крест сопровождает христианина на протяжении всей жизни

– Где мы можем видеть изображение креста?

Крест устанавливается на храмах, как бы соединяя небо и землю, призывая весь мир к духовной высоте.

Воспитатель, обращая внимание детей на фотографии куполов храмов, увенчанных крестами, может прочитать или предложить детям для заучивания наизусть стихи Евгения Санина из книги "Лестница-небесница".

Крест над храмом

Над церковью, даже из дальних мест,
Виден большой золоченый крест.
Поднят он так высоко неспроста –
Во славу Господа Иисуса Христа!

Крест изображается на обложке Евангелия и других святых книг, на церковных одеждах священников, на священных предметах. Изображая и нося крест, люди хотят показать, что посвящают себя или творение рук своих Спасителю. Чтобы выразить нашу веру в Христа Спасителя, каждый христианин постоянно носит у самого сердца, пряча под одеждой, крестик, полученный при крещении.

Крест нательный

Крест надевая, знаешь ли ты,
Что крестики носят не для красоты?
На каждом их них – заучи как урок –
Любящий нас и страдающий Бог.

Если вдруг вам станет страшно, тревожно, достаньте свой нательный крестик, горячо поцелуйте его, вспомните и произнесите слова, написанные с обратной стороны крестика: "Господи, спаси и сохрани". И ничего не бойтесь!
Постарайтесь никогда не расставаться с нательным крестиком. Послушайте, как не хотел расстаться со своим крестиком мальчик из стихотворения:

Мне сказал сегодня врач:
"Крест сними с себя и спрячь,
Я тебя послушаю..."
А я его не слушаю!
Не переча, не грубя,
Не снимаю крест с себя.
Не расстанусь я с Христом!
Можно слушать и с крестом.

Крестное знамение

– Подумайте и скажите, на какое слово похоже слово "знамение"?
На слово "знамя". И если мы скажем "знамя креста", это будет совершенно правильно. Когда мы осеняем себя крестным знамением, крестимся, то три пальца правой руки соединяем вместе в знак того, что веруем в Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.

Тремя сложенными пальцами мы прикасаемся сначала ко лбу, потом – к груди, к правому и левому плечу и, опустив руку, кланяемся. Осеняя себя крестом, мы показываем, что хотим принадлежать Спасителю и служить Ему.

Крест
Защитник наш и знак победы
Христа над смертью и грехом,
Крест отведет любые беды
В домах, в пути, в лесу глухом.

Пред ним трепещут силы ада.
С ним человек – непобедим!
Нам только не лениться надо
Почаще осеняться им.

– Почему же третью неделю Великого поста называют Крестопоклонной?

Церковная служба третьего воскресенья Великого поста посвящена Святому Кресту. В церковных песнопениях этого дня крест сравнивается с райским древом жизни, с древом, под тенью которого ищут прохлады и отдыха уставшие путники. На праздничной службе крест, красиво украшенный, выносится из алтаря и полагается на столике-аналое в центре храма. В течение всей недели верующие могут поклоняться кресту, с благоговением целуя его.
Церковь предлагает святой крест для духовного подкрепления людей, проходящих долгие "версты" поста, подобно тому, как пища, питье и отдых служат для подкрепления наших телесных сил.
Духовное подкрепление дается в напоминание любви Божией к людям, по которой Спаситель предал Себя на крестную смерть. Для православного человека, идущего долгой дорогой поста, крест – великое утешение и ободрение, потому что ничто не может так утешить, подбодрить, вдохновить утомившегося духом христианина, как напоминание о бесконечной Божественной любви Христа, предавшего себя на крестный подвиг ради нашего спасения.
Святая Церковь называет крест "древом жизни", "радостью мира", "оружием непобедимым" и просит даровать людям, поклоняющимся кресту, "свет небесный, жизнь, истинное радование", "сияние, славу и милость".

Стихи, которые мы читали с вами до сих пор, написаны современным поэтом, а теперь прочитаем стихотворение о службе Крестопоклонной недели, напечатанное почти сто лет назад в выходившем тогда детском журнале "Незабудка":

Выносят крест. В немом благоговеньи
Стоит народ. Огни свечей блестят.
Несутся ввысь кадильные куренья,
Живых цветов струится аромат.

Повис над храмом, вторя песнопеньям,
Колоколов протяжный перезвон...
А хор поет о тех часах смятенья,
Когда Господь на Крест был вознесен.

Одежд лишен был грубыми руками,
На древе был повешен, как злодей,
Он, небеса покрывший облаками,
Создавший мир, целивший скорбь людей.

Поет о Том, Кто всем принес спасенье,
Кто ради нас решился смерть вкусить,
Прими же, Боже, наше поклоненье
И научи Тебя благодарить!
(Е.И. журнал “Незабудка”, 1914 год, № 9)

А теперь каждый из вас может подойти к столу, на котором уже приготовлены краски и альбомные листы, и нарисовать несколько красивых цветов. Когда краски на ваших рисунках подсохнут, мы аккуратно вырежем цветы и составим из них венок для украшения изображения Креста Господня, которое в течение этой недели будет украшать святой уголок в нашей группе. На протяжении Крестопоклонной недели мы будем читать короткую, но важную молитву, обращенную к Спасителю:
"Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение твое славим".

Откуда появилась традиция ношения нательных крестиков? Зачем его носить? «Я верю в Бога в душе, а крестик мне не нужен. В Библии нигде не написано, что надо носить крестик, и нигде не написано, что первые христиане носили крестики.» Так или примерно так говорят люди, считающие себя православными христианами, но никак не выражающие свою веру. Большинство невоцерковленных людей не имеют христианского понимания того, что такое крест и зачем его носить на теле. Так что же такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение?

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СИМВОЛИКА НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II-III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста - как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники II века.

Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.

После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты.

На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н. « энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями.

Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.

Крест Христов - это символ христианства. Для современного человека символ - это всего лишь опознавательный знак. Символ является как бы эмблемой, указывающей на что-то, с чем мы имеем дело. Но символ имеет гораздо более обширное значение, чем просто значение эмблемы. В религиозной культуре символ сопричастен той реальности, которую он символизирует. Какова же реальность, которую символизирует для христиан Крест Христов?.. Эта реальность: Искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом через Крестную Смерть.

Почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение.

Для христиан крест - не просто знак. Для христиан крест - символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего. Крест напоминает верующему о Христе, о том, какую жертву принес ради нас Спаситель.

ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТА

Что же символизирует собой нательный крестик?

Крест - величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом.

О ФОРМЕ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Нательный крест — это не талисман и не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.

Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.

Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора , утвердившего канон иконографического изображения Распятия .

Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной — показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.

Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное — торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа.

Изображения распятого Спасителя, сходные католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII-XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца Саваофа. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры.

Наиболее распространенная форма православного креста - крест восьмиконечный, на оборотной стороне чаще всего бывает нанесена молитва «Спаси и сохрани».

СМЫСЛ НОШЕНИЯ КРЕСТИКА И ТОЙ НАДПИСИ, КОТОРУЮ МЫ ЧИТАЕМ НА ЕГО ОБОРОЬЕ: «СПАСИ И СОХРАНИ»


Христиане, которые носят нательный крестик, как бы воздают бессловесную молитву Богу. И он всегда защищает носителя.

Среди христиан распространено мнение, что крест Христов, образ Божий, Сам Господь должен нас хранить именно от житейских неурядиц и бед. И, конечно, многие из тех, кто носит нательный крест, руководствуются именно этим прагматическим мотивом. Но на самом деле смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте:«Спаси и сохрани», совершенно иной.

Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Хотя, конечно, Господь, несомненно, хранит верующего в него от многих бытовых несчастий и бед. То есть, если человек носит крестик с верой и упованием на милость Божию, он, условно говоря, «включён» в особенный «план Божий» и с ним никогда не случится ничего фатально-непоправимого в вечности. Понятие «план Божий» тут означает именно план нашего спасения, а не управление миром в широком, вселенском масштабе, потому что весь мир, конечно, содержится десницей Божией и управляется Его Божественным промыслом. Но, как это не страшно звучит, именно «нуждная» а иногда и мучительная смерть становится для человека дверью в Царствие Божие. Это не значит, что Бог хочет для нас такого конца, но значит, что, претерпевший несправедливую муку, обязательно обретёт и великое утешение. Если угодно - это закон Божий.

Так от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души. И власть эта поистине велика настолько, что ни один человек не может освободиться от неё одними своими силами. Но с помощью Божией это возможно. Возможно! Святые отцы говорят: «Враг силён, но Господь всесилен!»

Простые слова «Спаси и сохрани» означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.

ПОЧЕМУ НАДО НОСИТЬ НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ

Нательный крест возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа ИисусаХриста: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Мы должны нести свой жизненный крест, а тот крест, который у нас на груди, нам об этом напоминает. Крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Когда происходит Таинство Крещения, при освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».

Кстати, часто задают вопрос: должны ли быть уже освященными продающиеся в магазинах кресты или крест следует отнести в храм для освящения? Крестик необходимо освящать в храме. Окропить его святой водой дома будет недостаточно - он должен быть освещен именно священником, т.к. в храме крестики освящаются особым чином.

Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства. Но следует избегать суеверий. Церковь учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно - через эту освященную материю - приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божия действует небезусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по заповедям Божиим, и именно эта духовная жизнь дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов.

Для православного христианина ношение креста является большой честью и ответственностью. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.

Если вы сейчас, когда можно свободно исповедовать свою веру, не носите креста, то вряд ли осмелитесь надеть его, когда за это придется пострадать. Сможете ли вы повторить подвиг простого русского парня Евгения Родионова ?


…Он был гранатометчиком, служил в 479-м погранотряде особого назначения. Ровно месяц Женя прослужил на заставе в Чечне, а 13 февраля 1996 года он попал в плен. Вместе с ним были три его друга: Саша Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев. В плену они пробыли 3,5 месяца. За это время над ними издевались как только могли. Но у Евгения был выбор, каждый день к нему подходили и говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом. И все эти кошмары для тебя сразу кончатся». Но Женя не поддался на эти уговоры, креста он не снял. И 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селении Бамут Евгения и его друзей убили. День смерти Евгения был и днем его рождения. Ему исполнилось всего 19 лет. Женю обезглавили, но даже с мертвого тела Жени враги не посмели снять крестик.

Я думаю, что этот великий подвиг воина Евгения должен послужить примером для многих, для всех тех, кто по таким глупым причинам не носит крестик или носит его как какое-то украшение. А то и меняют святой крест на амулет, знак зодиака и прочее… Давайте не будем забывать об этом никогда! Помните об этом, нося свой крестик.

О БЛАГОГОВЕЙНОМ ПОЧИТАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Великие русские старцы советовали, что надо всегда носить нательный крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. «Христианин без креста, — писал старец Савва, — это воин без оружия, и враг может легко одолеть его». Нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, хорошо поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани».

«Не носите крестик как на вешалке, — часто повторял Псково-Печерский старец Савва, — Христос оставил на Кресте свет и любовь. От крестика исходят лучи благодатного света и любви. Крест отгоняет злых духов. Целуйте свой крестик утром и вечером, не забывайте его целовать, вдыхайте эти лучи благодати, из него исходящие, они невидимо проходят в душу, сердце, совесть, характер. Под действием этих благодатных лучей нечестивый человек становится благочестивым. Целуя свой крестик, помолитесь за близких грешников: пьяниц, блудников и других, кого знаете. Чрез ваши молитвы они исправятся и будут хорошими, ибо сердце сердцу весть подает. Господь всех нас любит. Он за всех пострадал ради любви, и мы должны всех любить ради Него, даже врагов своих.Если вы так начнете день, осеняясь благодатию от своего крестика, то и весь день проведете свято. Не будем забывать так делать, лучше не поесть, чем забыть о крестике!».

МОЛИТВА СТАРЦА САВВЫ ПРИ ЦЕЛОВАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТИКА

Старец Савва составил молитвы, какие нужно читать при целовании крестика. Вот одна из них:

«Пролей, Господи, каплю Святейшей Крови Твоей в мое сердце, иссохшее от страстей и грехов и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси меня и сродников, и знаемых моих (имена) ».

Нельзя носить нательный крест как амулет, как украшение. Нательный крест и крестное знамение есть только внешнее выражение того, что должно быть в сердце христианина: смирения, веры, упования на Господа.

Крест нательный - видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры, средство благодатной защиты.

СИЛА КРЕСТА

Крест — это реальная сила. Им совершались и совершаются многие чудеса. Крест - это великая христианская святыня. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест - хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва».

Крест является оружием против диавола. О чудотворной, спасительной и целительной силе креста и крестного знамения Церковь может достоверно говорить, ссылаясь на опыт из жизни своих святых, а также на многочисленные свидетельства простых верующих людей. Воскрешение мертвых, исцеление от недугов, защита от злой силы - все эти и другие благодеяния по сей день через крест являют человеку любовь Божию.

Но непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения. «Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? — вопрошает святой праведный Иоанн Кронштадтский и сам же дает ответ: — По неверию вашему».

Надевая на грудь нательный крест или осеняя себя крестным знамением, мы, христиане, свидетельствуем, что готовы нести крест безропотно, смиренно, добровольно, с радостью, ибо любим Христа и хотим сострадать с Ним, ради Него. Без веры и благоговения нельзя и осенять себя или других крестным знамением.

Вся жизнь христианина, со дня рождения до последнего вздоха на земле, и даже после смерти, сопровождается крестом. Крестным знамением осеняет себя христианин при пробуждении (надо приучить себя, чтобы оно было первым движением) и при отходе ко сну — последним движением. Крестится христианин перед и после вкушения пищи, перед и после учения, при выходе на улицу, перед началом каждого дела, перед принятием лекарства, перед вскрытием полученного письма, при неожиданных, радостных и горестных известиях, при входе в чужой дом, в поезде, на пароходе, вообще при начале всякого пути, прогулки, путешествия, перед купанием, навещая больных, идя в суд, на допрос, в тюрьму, в ссылку, перед операцией, перед боем, перед научным или иным докладом, перед и после собрания и совещания и т. д.

Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением. (Полагая на чело три большие перста, говори: «во имя Отца», потом, опустив руку в том же виде на грудь, говори: «и Сына», перенося руку на правое плечо, затем на левое, говори: «и Святого Духа». Сделав на себе это святое знамение креста, заключи словом «аминь». Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь». ) Демоны, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, боятся образа Креста и не терпят видеть знамение креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от него тотчас. «Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в помощь себе, то «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс. 90,10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение... Ибо весьма крепко это оружие, и.никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен» (преподобный Ефрем Сирии).

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Украшения в виде крестов-амулетов носили еще с древних времен. В первые века христианства крестики стали носить под одеждой: это был признак принадлежности христианской Церкви. Христиане гордились тем, что носят на себе орудие спасения - Крест Господень. Правом ношения наперсного креста поверх одежды на груди обладали священники и епископы.

Христиане с особым благоговением относятся к ношению нательного крестика и, конечно, носят его не как украшение, а как видимое напоминание о спасительных крестных страданиях Господа Иисуса Христа. Ношение крестика побуждает нас к призыванию помощи Божией во всяком деле, напоминает о Вездесущем и Всевидящем Господе.


Можно ли снимать нательный крестик?

Нательный крестик надевается на младенца при крещении в знак принятия его в лоно Церкви, поэтому крестик носят всю жизнь, не снимая. Бывают случаи, когда человеку необходимо делать операцию или обследование, тогда металлический крестик снимают, достаточно, чтобы он просто находился рядом. Если серебряный или золотой крестик приходится снять при походе в баню, то лучше оставить его дома, а на себя одеть деревянный крест. Многие пожилые люди считают, что ношение ребенком крестика на веревочке или цепочке небезопасно, так как веревочка может запутаться и пережать шею ребенка, предлагают не одевать крестик ребенку в детский сад. На самом деле, крестик на веревочке не более опасен, чем игрушки, с которыми малыш играет, или шапочка с завязками. Просто длина веревочки должна быть достаточной для того, чтобы малыш мог свободно двигаться.


Для чего нужны нательные иконки

Нательные иконки нужны для того же, для чего и крестик: для молитвенного воспоминания. Если христианин хочет постоянно иметь при себе не только крестик, но и образок почитаемого святого, к которому он часто обращается, или Богородицы, то он носит нательную иконку. Можно выбрать нательную иконку в подарок крестнику на крестины или церковный праздник: малыш, видя иконку, будет молиться ей и знать, что он под надежной защитой. Можно и выбрать понравившуюся вам нательную иконку.


Снять крестик - значит, отречься от Христа?

Мусульманским воинам очень не нравится, что православные христиане носят крестики, часто они заставляют своих пленников снять кресты и принять мусульманство. Здесь речь идет именно об отказе от своей веры: многие православные христиане не только не принимают мусульманство, но и отказываются снять крест, не боясь никаких мучений. Яркий пример тому - недавно прославленный мученик воин Евгений Родионов. Он был взят в плен в Чечне, претерпел муки, но был непреклонен в своей вере. Ему предлагали перейти на сторону боевиков, так как он им нужны были мужественные воины. Единственным условием было снять крест и принять мусульманство. Воин Евгений отказался, выдержал все пытки и был обезглавлен. Мать нашла обезглавленное тело своего сына с руками, сжимавшими святой крест: он так и не снял его. Сегодня весь мир знает о подвиге этого христианина.

Действительно, святой крест дает и силу, и мужество, и решимость идти за веру до конца.

Я носила лифчик неправильного размера уже много лет. И вы, скорее всего, тоже. Фактически, почти 80 процентов женщин по-прежнему носят плохо подходящие им бюстгальтеры. Почему это происходит и как все-таки найти тот лифчик, который действительно вам подойдет?

Жизнь в мире худых и плоских

Опрос 2008 года, проведенный производителем белья Triumph и опубликованный в журнале Chiropractic & Osteopathy, показал, что большинство женщин (80 процентов!) носят лифчики неправильного размера. Из этих женщин 70 процентов носят слишком маленькие бюстгальтеры и лишь 10 процентов носят слишком большие бюстгальтеры.

Это неудивительно, учитывая, насколько сложно найти привлекательные (или хоть какие-нибудь!) варианты большого размера. Victoria’s Secret предлагает бюстгальтера размерами до 90DDD с приятным разнообразием стилей и цветов, но этого не всегда достаточно. На самом деле этого вообще недостаточно. Многим женщинам нужны лифчики с охватом размером более 90 сантиметров под грудью. У многих масс-маркет магазинов же размерная линейка до сих пор заканчивается где-то на 80 сантиметрах.

Нет общего идеала в размере чашек

Когда дело доходит до размеров бюстгальтера, большинство женщин по-прежнему верят в идею о том, что чем больше, тем лучше - по крайней мере, когда дело касается размера чашки. Но они часто не понимают, что размеры чаши не равны размеру груди. Эта величина зависит от разницы между размером груди и грудной клеткой.

Это означает, что у кого-то с 75C чашка бюстгальтера все еще меньше, чем у девушки с размером 80C. Увеличение размера по обхвату может обеспечить правильную посадку для многих женщин, которые сталкиваются со слишком большим объемом чашки.

Некоторые женщины знают, что они носят неправильный размер бюстгальтера, но продолжают носить его. Исследование, проведенное журналом Ergonomics, показало, что женщины с более крупными размерами груди имеют тенденцию к еще большей ошибке при выборе размера бюстгальтера.

Ношение неправильного размера бюстгальтера может вызвать боль в груди и раздражение на коже. В исследовании, посвященном женщинам-наездницам и влиянию размера их бюстгальтера, 40% сообщили о боли в груди, а 59% сообщили по крайней мере о еще одной проблеме, связанной с размером белья. При этом мнение о том, будто бюстгальтеры неправильного размера вызывают рак молочной железы - миф.

Как найти бюстгальтер, который вам подходит

Прежде чем отказаться от бюстгальтеров или смириться с вечным дискомфортом, подумайте о том, чтобы попробовать профессиональную примерку и подгонку белья. Помощь профессионала может избавить вас от неудобных бюстгальтеров и неправильных размеров. Если помощь другого человека - не вариант, то вам помогут эти четыре совета.

Выберите лифчик, нижняя часть которого будет комфортной при установке крючков максимального размера. Там должно быть достаточно места, чтобы поместить два пальца между краем и спиной. Лифчики растягиваются по мере их ношения, поэтому в конце концов вы будете использовать второй и третий крючки.

Если ваши бретели бюстгальтера врезаются в плечи, попробуйте уменьшить размер в обхвате. Обхват и бретели работают вместе - и если вторые давят, значит, бюстгалтер не выполняет свою роль в подъеме и поддержке груди.

Грудь буквально «вываливается» с боковых или верхней части чаши лифчика? Попытайтесь бюстгалтер на размер побольше. И убедитесь, что вы надеваете лифчик, наклонившись, чтобы вся грудь оказалась в чашечках.

А как насчет «складок» на спине? Побробуйте примерить лифчик с большим обхватом. Многие женщины считают, что складки жирность означают, что их бюстгальтер слишком мал - и так действительно бывает. Но иногда случается, что из-за слишком большого размера нижняя часть лифчика ужасно выглядит на спине.

В то время как наука начала использовать 3D-сканеры, чтобы помочь в создании бюстгальтеров и подбирать идеальные размеры, это все еще не доступно каждой из нас. Если вы не готовы к профессиональной подгонке бюстгальтера, но все же хотите убедиться, что вы носите правильный размер бюстгальтера, возьмите сантиметр (тканевый). Затем используйте один из множества онлайн-калькуляторов, которые помогут вам определить идеальный размер.