Музеи Ростова-на-Дону: адреса и описания. Один из прекраснейших в России – кремль Ростова Великого

29.09.2019

Всего 66 фото

В истории Руси было лишь два Великих города - Великий Новгород и Ростов Великий. Сегодня мы окажемся в Ростове Великом - древнем русском городе, оставившим славный след в нашей с вами истории. Именно Ростовский кремль является одним из самых красивых в мире, определенно вызывающий из глубин бессознательного образ сказочного былинного русского города.

Это историческое место и, захватывающее не только своим древнерусским колоритом, но и чем-то особенным, что заставляло чаще биться сердце от самого осознания, где ты находишься и, что ты видишь. Всем нам с детства знаком образ Ростовского кремля по уже отечественной киноклассике «Иван Васильевич меняет профессию» да и не только. Его величественные стены, башни, храмы вызывают у русского человека архетипный образ светлой, могучей Руси и наполняют безраздельной любовью к своему Отечеству. Озеро же Неро, на берегах которого стоит Ростовский кремль, достойно отдельного упоминания, поскольку оно побудило в моей душе массу самых разных волнующих эмоций, в том числе и при обработке этих фотографий.

На четвертый день моего путешествия по Золотому Кольцу погода стала портиться, с утра начал накрапывать мелкий, противный дождик, так, что белёсые небеса - это фактически те самые, что я и видел в то время. Поскольку в каждом событии всегда есть и позитивная составляющая - такой мрачноватый контекст только способствовал моему торжественному и строгому восприятию этого удивительного архитектурного сооружения в Ростове Великом, равного которому, пожалуй, нет и вовсе.

Одно замечание. Поскольку разного по эмоциональной составляющей визуального материала накопилось как минимум на два поста - я встал перед дилеммой - рассказывать о Ростовском кремле, уделяя выбророчно внимание его архитектурным шедеврам, давая четкую сжатую информацию о них, выкладывая целевые фотографии или попробовать передать Вам, как происходило это моё посещение Ростовского кремля в мельчайших деталях и выложить фото в хронологической последовательности. В конце концов, я решил использовать второй вариант, поскольку для читателя, возможно, важна цельность рассказа, его логическая канва и получаемые в этом непрерывном процессе впечатления.


Сейчас Ростовский кремль - государственный музей-заповедник. Чувствуется, что это святое место сейчас находится как будто в долгом летаргическом сне, но у нас всегда есть возможность услышать и почувствовать его, понять и принять ту информацию и его чувства, что оно нам трогательно и шепотом стремиться передать. Для начала и впоследствии - немного исторической информации без которой будет трудно сделать подобную попытку полностью охватить тот посыл, что несет эта древняя земля.

Еще в самые отдаленные времена здесь - на впадении реки Сары в озеро Неро было основано финно-угорское городище, названное сейчас «Сарским». Четыре высоких вала, разделяли тогда это поселение на три части. Позднее, в X-XI веках в этом месте проживало смешанное население со значительной долей славян (словен и кривичей). Более 20 лет с 988 года в нём княжил Ярослав Мудрый. В конце своей недолгой жизни городом управлял и его младший брат князь Борис, ставший одним из первых русских святых. Здесь был крещен Сергий Радонежский, а одним из настоятелей был отец легендарного русского богатыря Алеши Поповича. Однако, обо всем по порядку.

Столицей северо-восточных владений русских князей Ростов оставался до 1125 года, пока князь Юрий Долгорукий не перенёс центр своих владений в Суздаль. В 1207 году Ростов Великий стал главным городом небольшого удельного княжества. Здесь действовала своя иконописная школа. Местные монастыри - Петровский, Иоанно-Богословский - были центрами книжности. Особенно славился Григорьево-Богословский монастырь под названием «Затвор», в котором учились знаменитые монахи, в том числе Стефан Пермский и Епифаний Премудрый. Несмотря на присоединие в XV веке Ростовского княжества к Московскому, значение города сохранилось.


Святые врата Ростовского кремля. Здесь кассы и вход для посетителей.
02.

Центром архиепископии, а затем и митрополии Ростов оставался с XI до конца XVIII века. Поэтому с древнейших времен город застраивался сооружениями, которые соответствовали бы его положению духовного центра обширного христианского края. Так, еще в XI веке здесь был основан первый в Ростовской земле монастырь - Авраамиев, который сохранился до наших дней. Большое строительство в Ростове велось и в середине XII века при Владимирском князе Андрее Боголюбском и в начале XIII века - при Константине, сыне великого князя Всеволода Большое Гнездо.

Татаро-монгольское нашествие почти на 200 лет приостановило, как, и на всей территории Руси, монументальное строительство в Ростове. Но, начиная с XV века, оно возобновляется. В середине XVI века - в период расцвета международной торговли России через Белое море, в которой участвовал и Ростов, - здесь ведется большое каменное строительство. Об искусстве ростовских зодчих было известно далеко за пределами Ростовской земли. Их приглашали строить в Москве, Кирилло-Белозерском монастыре и других местах. Но самые грандиозные сооружения возводятся во второй половине XVII века. Это «Архиерейский дом», строившийся, начиная с 1660-х годов, более 30 лет. В XIX веке он стал именоваться одним коротким звучным словом «кремль».

Возведение кремля было начато после возвращения в 1664 году митрополита Ростовского Ионы III Сысоевича из Москвы, где он два года занимал пост Местоблюстителя Патриаршего престола. Иона, вслед за патриархом Никоном, считал такие строения средством утверждения могущества Церкви и митрополичьей власти. Поэтому в Ростове началось бурное их строительство. Замысел Ионы предполагал создание на этом месте рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.
04.


По словам заведующего архитектурным отделом Ростовского кремля А.Г.Мельника, «по замыслу митрополита Ионы, ансамбль должен был с небывалой для того времени наглядностью символизировать небесный град - горний Иерусалим». А согласно Апокалипсису небесный Иерусалим «имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот». Резиденция митрополитов представляет собой почти прямоугольную в плане крепость со стенами толщиной 2 метра, высотой до 12 метров и 12 башнями.

Кремль не был предназначен для обороны. Его машикули (навесные бойницы), бойницы и варовые щели, наличники, декоративные пояски и жгуты выполняют декоративную функцию. А многие повторяющиеся элементы традиционной церковной архитектуры - пятиглавие, колончатые пояса (декоративный мотив из небольших арок), щипцовые фронтоны - создают впечатление древности и единства ансамбля, отражающего величие Русской Церкви.


Немного оглядимся вокруг. Это Церковь Одигитрии.
05.

На фото справа от церкви Одигитрии - Успенский собор за высокой каменной стеной и Церковь Воскресения, а под ней - переход к Соборной площади. Церковь очень красива, но в то время когда я там был ее почти полностью закрывали строительные леса.
06.

В центре кремля - открытая площадь с квадратным прудом посередине, рядом с которым красовался в старые времена яблоневый сад. По периметру живописной асимметричной композиции гражданские и церковные постройки.
07.

Первым в 1650-1660-е годы был построен корпус Судного приказа. Он был центром общего управления епархией, а также несло на себе роль судебных функций.
08.

Уже около 1670 года рядом с ним возвели характерную постройку в «стиле Ионы Сысоевича» - северные Святые ворота с надвратной пятиглавой церковью Воскресения, окружённой галереей. Фрески с изящными, стройными фигурами и обилием архитектурных и пейзажных фонов были написаны около 1675 года под руководством Дмитрия Плеханова и Гурия Никитина. Они подробно изображают евангельские события, в том числе страдания Христа. Галерея храма расписана сценами из Ветхого завета и Апокалипсиса.

Церковь Воскресения - справа. "Судный приказ" - виден еще немного правее от церкви Воскресения.
09.

На противоположной, южной стороне двора расположен корпус митрополичьих хором. Первый его этаж был построен ещё в XVI веке, а второй - в начале 1670-х годов. Через 100 лет, в 1770-е - при архиепископе Самуиле Миславском - надстроили третий этаж, здание получило новый классицистический облик и было переименовано в "Самуилов корпус". Рядом расположены Государские хоромы, которые были предназначены для встречи государя. Они построены в 1670-е, частично разобраны в 1840-м и реконструированы в 1968-1969 годах.
10.

За Самуиловым корпусом "спрятано" сложное здание Белой столовой палаты, возведённой в 1672 году. Её одностолпный интерьер восходит к московской Грановитой палате. В 1675 году к ней пристроили одноглавую домовую церковь Спаса на Сенях. Ее мы тоже еще осмотрим.

Левее от Самуилова корпуса - двухэтажный корпус красного цвета так называемый "Дом на Погребах".
11.

«Дом на Погребах» получил свое название из-за того, что стоял он как раз на них. Двухэтажный корпус, примыкающий с севера к Иераршим палатам и Водяной башне. Постройка очень проста и лишена каких-либо декорирующих ее элементов, всего несколько окон в полуподвальных помещениях имеют наличники, остальные два этажа вообще их лишены. Арочные перемычки заменены плоскими трехцентровыми. Второй этаж выполнен из дерева, поэтому часто подвергался пожарам, после пожара 1758 года, сруб простоял более 200 лет и был заменен окончательно в 1973-1974 годах.
12.


13.

К южной и восточной стенам кремля примыкают хозяйственные постройки XVI- XVII веков: поварня и приспешня, пивоварня, сушила на леднике и кладовых палатах, а также Иераршие палаты, в которых, по преданию, в начале XVII века жил ростовский митрополит Филарет - отец царя Михаила Фёдоровича. Почти все постройки кремля объединялись переходными и «висячими» галереями.
14.

Иераршие палаты на дальнем плане.
15.

Церковь Спаса на Сенях со стороны Иеарарших палат.
17.

18.

В 1683 году были построены западные ворота с двумя башнями и стройной надвратной пятиглавой церковью Иоанна Богослова на высоком подклете. Четыре нижних яруса фресок посвящены житиям Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. Особенный интерес представляет расписной каменный иконостас, редко встречающийся в других городах. Кроме церкви Иоанна Богослова, такие иконостасы сохранились в церквях Воскресения и Спаса на Сенях.

Левее на фото - церковь Иоанна Богослова
19.

Считается, что постройка этой церкви стала завершающим звеном в создании неповторимого облика ансамбля владычной резиденции, в воплощении грандиозного замысла заказчика и создателя этого ансамбля - ростовского митрополита Ионы. Среди храмов Архиерейского дома церковь Иоанна Богослова выделяется изысканной гармоничностью своих пропорций и нарядностью оформления фасадов. Еще Ю. Шамурин считал ее лучшей в архитектурном плане из всех кремлевских церквей.
20.

После перевода в 1788 году архиерейской кафедры в Ярославль церковь Иоанна Богослова, как и другие домовые храмы, была оставлена без богослужения. Помещения под ней стали использоваться под винные и соляные склады. При этом были заложены наружные проемы ворот, повреждены конструкции сводов, выпилены железные связи. Стены церкви стали давать осадку, здание в целом получило наклон и к началу XIX века пришло в аварийное состояние.
21.

В 1698 году преемник Ионы Сысоевича митрополит Иоасаф Лазаревич закончил строительство последнего в ансамбле Ростовского кремля храма - церкви Одигитрии. Он пытался продолжить строительную политику своего предшественника, но лучшие времена ростовского митрополичьего дома уже миновали: реформы Петра I подорвали его экономическое могущество.
22.

Храм вплотную примыкает к стене архиерейского дома. Первый этаж использовался по бытовому назначению, благо помещений было множество. В архитектурном стиле, церковь Одигитрии больше подходит для стиля барокко второй половины XVII века.
23.


24.

Уже при преемнике митрополита Ионы - Иоасафе в 1692-1693 годах была построена отдельно стоящая трапезная палата с бесстолпной церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери. Своим чуть более поздним оформлением - раскраской в «шахмат», 20-ю лепными картушами и барельефными ангелами и херувимами в духе нарышкинского барокко - это сооружение выделяется из общего ансамбля кремля.

Красная палата получила свое название благодаря своей красоте, от нее и весь дворец получил то же имя.

Красная палата - слева.
25.

Красная палата имеет в своем строении два этажа. На первом, площадью 250 кв.м. существовала «Хлебная», а также восемь жилых палат.
26.

Своды «хлебной» опирались на столб, который располагался в самом центре помещения и пронизывал здание насквозь. Свет давали десять окон, расположенные по обеим сторонам. На втором этаже (был разрушен в XIX веке) располагалась трапезная, расписанная фресковой живописью, пол покрыт чугунными плитами. Рядом с трапезной располагались сени, и, как и на первом этаже - восемь жилых палат, через которые можно было пройти по висячим галереям на южную и западную стены кремля, к церквям Иоанна Богослова и Григория Богослова.
27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.

34.

35.


36.

В 1675 году, на месте деревянной церкви, которая сгорела в 1671 году, была построена церковь Спаса на Сенях. Изначально, церковь была задумана как домовая церковь митрополита, в которой проводили торжественные богослужения и принимали высокопоставленных гостей.
37.

38.


39.

Церковь Спаса на Сенях являлась главным храмом Ростовского Архиерейского дома. В «Летописи о Ростовских архиереях», составленной уже в XVIII веке, сообщается, что каменной Спасской церкви предшествовал деревянный храм, построенный «предивным образцом» тем же митрополитом Ионой и сгоревший в пожаре 1671 года.
40.

41.


42.


43.


44.

В 1730 году церковь Спаса на Сенях пострадала от «великого» ростовского пожара, уничтожившего половину города. Тогда сгорела ее деревянная кровля и глава, опаянная белым железом, «свалился» железный крест, покрытый золоченой медью. После пожара на церкви Спаса, как и на других обгоревших домовых церквах, была устроена четырехскатная тесовая кровля, а глава покрыта лемехом.
45.

Период по-настоящему капитальной и для своего времени высококачественной реставрации наступил с началом деятельности Комиссии по возобновлению кремлевских зданий и открытием в 1883 году в отреставрированной Белой палате Музея Церковных древностей.
46.

Сейчас мы отправляемся к Соборной площади к Успенскому собору.
47.

С севера к митрополичьему двору в конце XVII века была присоединена соборная часть городской площади с Успенским храмом. Она обнесена невысокой стеной.

Это Святые Врата с надвратной церковью Воскресения.
48.

В ходе археологических раскопок, проведённых Н. Н. Ворониным в 1939-м и 1954-1955 годах, обнаружили, что современный кирпичный пятиглавый шестистолпный Успенский собор был построен на основании стен предыдущей каменной церкви. Её возвели в 1161-1162 годах почти одновременно с церковью Покрова на Нерли. Помимо хорошо отёсанных каменных блоков от неё сохранились камни с орнаментальной резьбой, поливные керамические плитки пола, остатки фресок 1187 года и бронзовые ручки дверей.
49.
Собор и звонница удачно гармонируют друг с другом, хотя времена их строительства разделяет более чем одно столетие.

57.

Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами — лопатками; а по горизонтали - тремя поясками. В нижних этажах находится церковь Входа в Иерусалим и хозяйственные помещения.
58.

Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом. На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект.
59.

На первом этаже магазинчик сувениров...
60.

...с довольно традиционным ассортиментом.
61.

Звонница была выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 году. В этот период выстроена основная трёхпролётная звонница. Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы - «Полиелейный» и «Лебедь».
62.

Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов.
63.

А это - Церковь Спаса на Торгу - за пределами Соборной площади - мы ее еще увидим во второй части со смотровой площадки Ростовского кремля.
Сайт vidania.ru Музей-заповедник "Ростовский кремль"
Сайт Русская История
Сайт Туризм в России
«Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», автор Т.Л. Никитина, издательство «Северный паломник», город Москва, 2002 г.
Википедия

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий
Начало строительства: 1670 год
Окончание строительства: 1683 год
Количество башен: 11 шт.
Основные достопримечательности: Успенский собор, звонница Успенского собора, надвратная церковь Воскресения, Судный приказ, церковь Иоанна Богослова, церковь Одигитрии, церковь Спаса Нерукотворного (на сенях), церковь Григория Богослова, Красная палата, Белая столовая палата
Координаты: 57°11"05.2"N 39°24"59.6"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Возведение кремля в Ростове велось в период с 1670 по 1683 годы. Заказчиком строительных работ был местный митрополит Иона Сысоевич. По его замыслу постройка должна была передавать рай в полном его соответствии библейскому описанию. В религиозной литературе рай представляется в виде сада с прудом в центре, а сам сад находится в окружении стен с башнями.

Кремль с высоты птичьего полёта

В 1787 г. митрополия переместилась в Ярославль, поэтому Ростовский митрополичий двор (другое название кремля) утратил свое предназначение и постепенно пришел в упадок. Богослужения в здешних храмах больше не проводились, и архиереи планировали продать весь митрополичий комплекс на слом.

Однако кремль избежал такой незавидной участи благодаря просвещенному городскому купечеству – на выделенные им средства архитектурный ансамбль был отреставрирован (работы проводились в 60-е и 80-е годы XIX столетия).

Вид на Ростовский кремль с озера Неро

Осенью 1883 г. в кремлевской палате под названием «Белая» был открыт Ростовский музей церковных древностей. Инициаторами такого решения стали Титов А.А. и Шляков И.А. С 1886 г. музей попал под покровительство наследника императорского престола царской России – это был Николай II, ставший впоследствии царем. В 1910 г. Государственная дума окончательно закрепила за учреждением общероссийский статус и постановила выделять из казны определенную сумму на его содержание. В 1953 г. из-за сильного смерча большинство памятников ансамбля пострадало, но несколько позднее все они подверглись реставрации.

Слева направо: Одигитриевская башня, церковь Иоанна Богослова, главный вход, касса

Территория Ростовского кремля представлена тремя зонами. Это архиерейский двор, Митрополичий сад и соборная площадь. Здесь же расположена и старейшая постройка города – пятиглавый Успенский собор, выстроенный в далеком XVI веке. Величественное здание святыни заняло место другого, более древнего храма, в свое время возведенного из камня. Внешняя часть Успенского собора отделана разнообразными декоративными деталями, придающими зданию особую выразительность.

Архитектурные особенности Ростовского кремля

Помимо Успенского собора и звонницы, на территории Митрополичьего двора находились и здания административного назначения. Одним из них было здание Судного приказа.

Слева направо: Церковь Одигитрии, Успенский собор, церковь Воскресения

Двухэтажная постройка появилась здесь в середине XVII столетия. Спустя некоторое время рядом с ней возвели надвратную церковь Воскресения с парой крепостных башенок. Прямо под церковью располагались Святые ворота, которые выступали в роли парадного въезда во двор. Из-за малого количества архитектурных изысков в верхней части церкви она кажется грозной подобно сторожевой башне. Зато нижняя часть, перетекающая в арку Святых врат, благодаря киоту, изразцам и кирпичному узору кажется просто роскошной.

Также по замыслу Ионы для его проживания и сохранения немалых денежных накоплений были возведены митрополичьи хоромы.

Церковь Воскресения

Изначально они представляли собой 2-этажный корпус, но в конце XVII века к ним пристроили 3 этаж, а еще через столетие все здание украсили классицистическим декором. Сегодня митрополичьи хоромы опознаются по узким окнам на первом этаже и орнаментальному поясу.

Государственные хоромы, или Красная палата – еще одна солидная постройка, являющаяся достопримечательностью Ростовского кремля. Особая красота сооружения достигается за счет крыльца, завершенного двумя шатрами. Не менее ценным историческим памятником на территории Архиерейского двора остается комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа.

Церковь Иоанна Богослова вид со двора кремля

Нижний этаж этого здания, возведенного в 1675 г., занимали хозяйственные службы, на верхнем этаже располагалось само церковное помещение, Отдаточные палаты и Трапезная. Эта святыня считалась домашним храмом Ионы.

Надвратная церковь Иоанна Богослова с пятью главами строилась в последнюю очередь. Она стала лучшим сооружением того времени – от предыдущих построек ее отличал богатый декор на всей внешней поверхности здания. Вытянутость основной части святыни в совокупности с барабанами визуально делают ее более высокой. Строительство церкви Одигитрии стало окончательной точкой в формировании ансамбля Ростовского кремля.

Церковь Одигитрии

Что касается кремлевских стен и башен, их возведение обычно осуществлялось после построения большинства зданий. Как подобает настоящим крепостным стенам, они были оборудованы бойницами. В то же время, в кремлевских башнях были прорублены широкие оконные проемы, что нехарактерно для крепости. По общему декору башен также становится понятно, что никакой защитной роли ни башни, ни стены не играли, а бойницы служили данью традициям.

Из построек хозяйственного значения особого внимания заслуживают собственная пивоварня и пекарня. Их оформление было довольно примитивно, что и выделяло оба здания на фоне богатой резиденции митрополита.

Слева направо: Успенский собор, звонница

Современная жизнь Ростовского Кремля

Сегодня Ростовский кремль существует как музей-заповедник государственного значения. Также он является хранилищем крупнейшей коллекции произведений финифти – древнейшего искусства росписи по эмали. Придя в Ростов в XVII веке, оно осталось востребованным в городе и по сей день.

Картинная галерея музея представлена несколькими залами. В них экспонируются портреты местного дворянства и купечества, знатных в XVIII – XIX столетиях. Здесь же хранятся и произведения русских художников, знаменитых в конце XVIII – начале XX веков. Среди их работ встречается и авангард.

Красная палата

Внутри Белой палаты кремля, ранее служившей для ростовских владык столовой, развернута экспозиция церковных древностей. Частично она воспроизводит первую экспозицию 1883 г. В Красной палате, сооруженной для великих государей, сегодня выставлены напоказ фрезы бисера, фарфора, керамики. Здесь же находится ценная выставка под названием «Археология земли Ростовской».

Белокаменный Ростовский кремль знаком большинству жителей нашей страны. Именно здесь снимались сцены из популярного фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Хотя в сюжетах со старой Москвой фигурирует , съемки проводились в похожих палатах и крытых переходах кремля города Ростова. Этот город находится в Ярославской области, ранее был известен как Ростов Великий.

История строительства Ростовского кремля

До сих пор ведутся споры о том, имеет ли право сооружение в Ростове носить официальное название «кремль». Подобные средневековые строения по своему определению выполняли оборонительную функцию. Их строительство должно было вестись с соблюдением фортификационных требований, регулирующих высоту и толщину стен, месторасположение бойниц и сторожевых вышек. У Ростовского кремля многие элементы не соответствуют требуемым оборонительным стандартам, выполняют скорее декоративную роль. Такая ситуация возникла с самого начала строительства.

Дело в том, что сооружение задумывалось не как оборонительная крепость, а как резиденция митрополита Иона Сысоевича, главы архиерейской кафедры в Ростове. Сам владыка контролировал разработку проекта и процесс строительства от начала до конца.

Так за 1670–1683 годы был возведен Митрополичий (Архиерейский) двор, имитирующий библейский райский сад с башнями по периметру и прудом посередине. Да, водоемы тоже имеются, – здания были выстроены возле озера Неро, на возвышенности, а во внутренних дворах вырыты искусственные пруды.


Двор служил местом размещения и служения высшей духовной власти больше века. В 1787 архиереи перебазировалась в Ярославль, а архитектурный ансамбль, в котором разместили склады, постепенно приходил в запустение. Духовенство было готово даже пустить его на слом, но ростовские купцы не допустили разрушения и в 1860-1880 годы отреставрировали.

После этого Николай Александрович Романов, будущий российский император, принял Митрополичий двор под свое покровительство и инициировал открытие в нем государственного музея. Для посещений музей-заповедник «Ростовский кремль» открылся в 1883 году. Сегодня он является объектом культурного наследия России.

Современное состояние Ростовского кремля

В последние годы активно велась реставрация многих объектов Ростовского кремля. Где-то она уже завершена, поэтому посетители могут видеть восстановленные фрески, стены и предметы интерьера. В некоторых зданиях и сооружениях ремонт только еще планируется. Весь архитектурный ансамбль музея-заповедника финансируется из федерального бюджета, за исключением Успенского собора, который с 1991 года является собственностью Православной Церкви.

За каменными стенами с одиннадцатью башнями находятся: старинные палаты, церкви, собор, колокольни, хозяйственные постройки. Их разделяют на три зоны, каждая из которых имеет свой дворик. Центральная зона – окруженный церквями Архиерейский двор с жилыми и хозяйственными постройками. Северная часть – Соборная площадь с Успенским собором. Южная зона – Митрополичий сад с прудом.

Что посмотреть в кремле?

Экскурсии по Ростовскому кремлю доступны для всех желающих. Вход в некоторые здания бесплатный, но большинство выставок и помещений можно посещать только после покупки входного билета. Наибольшим спросом у гостей города пользуются следующие экскурсии:

  • . Пятиглавый храм построен в 1512 году на остатках Леонтьевского пещерного придела, в котором до сих пор хранятся мощи святителя Леонтия, епископа Ростовского и Суздальского. В этом приделе в 1314 году был крещен малыш, ставший впоследствии Сергием Радонежским. Реконструкция храма проведена не полностью, фрески сохранены лишь частично. Храм действующий, по архитектуре похож на Успенский собор в Москве. Вход свободный, бесплатный, через Соборную площадь.
  • . Башня с колоколами построена в 1687 году. В первоначальной комплектности сохранены все 15 колоколов. Самый большой колокол на звоннице – «Сысой», он весит 32 т, «Полиелейный» – 16 т. Остальные колокола весят меньше; их названия очень оригинальны: «Козел», «Баран», «Голодарь», «Лебедь». Подъем на башню платный, но звонить в колокола посетителям запрещено. У основания здания разместился сувенирный магазин чернолощеной керамики. В самой звоннице находится церковь Входа в Иерусалим.
  • Воскресенская церковь (Надвратная) . Построена примерно в 1670 году над двумя воротами, проездными и пешеходными, которые открывают дорогу к Архиерейскому двору. При проходе через ворота приобретают билет для осмотра Архиерейского двора и его церквей.
  • . Бывший жилой дом, на нижнем этаже которого располагались хозяйственные погреба. Ныне «Дом на погребах» стал отелем с одноименным названием, где останавливаются все желающие переночевать в границах Ростовского кремля. Уровень комфорта в гостинице невысок, но у постояльцев есть возможность прогуляться по опустевшему кремлю, а утром – проснуться под перезвон колоколов.
  • . Описание Ростовского кремля не будет полным без упоминания этого уголка для отдыха. По саду можно гулять, отдохнуть на лавочках. Особенно красив сад весной, во время цветения яблонь и других деревьев.

Выше перечислены самые популярные экскурсии на территории Ростовского кремля. Не забудьте взять с собой фото- или видеоаппаратуру, чтобы запечатлеть виды старинного архитектурного ансамбля и сделать свои фотографии на фоне запомнившихся интерьеров из фильма Леонида Гайдая.

Дополнительная информация о кремле

Часы работы музея-заповедника : с 10:00 до 17:00 круглогодично (кроме 1 января). Экскурсии по стенам и переходам кремля проводятся только в теплое время года, с мая до октября.

Адрес музея : Ярославская область, город Ростов (обратите внимание, это не Ростовская область). От автостанции или железнодорожного вокзала путь до кремля занимает 10-15 мин пешком. Его башни и золоченые купола видны с любой окраины Ростова, поэтому заблудиться по дороге просто невозможно. К тому же любой горожанин с легкостью подскажет, где находится главная достопримечательность города.

В кассах музея-заповедника можно приобрести как отдельный билет на посещение одного здания или экспозиции, так и единый билет «Переходы по стенам Кремля». Цены на отдельные экспозиции невысоки, от 30 до 70 рублей.

Мастер-классы по колокольным звонам, по изготовлению музейных открыток, по росписи ростовской финифтью стоят от 150 до 200 рублей.

Открыта гостиница «Дом на погребах», где туристы останавливаются на любое время, от одной ночи до нескольких дней. Номера с удобствами рассчитаны на одного-трех человек. Питание предоставляется в ресторане «Собрание», открытом для всех желающих в помещениях Красной палаты. В ресторане подают классические блюда русской кухни, в том числе рыбные и постные. Есть возможность заказать в кремлевском ресторане банкет по поводу свадьбы или юбилея.

Большая редкость - сохранились имя и фамилия мастера, который, судя по всему, играл видную роль в процессе проектирования и строительства. Его звали Петр Досаев. Известно о нем мало, только то, что он был первоклассным каменщиком из рода переселенцев и происхождение имел восточное. Строительство началось в 1650 году с возведения административных помещений и жилой зоны, затем строители перешли к церковным сооружениям. Искусствоведы выделяют четырнадцать отдельных памятников, которые сохранились до наших дней и входят в ансамбль Ростовского кремля: Успенский собор, звонница Успенского собора, Святые ворота, Надвратная церковь Воскресения, Судный приказ, церковь Иоанна Богослова, церковь Одигитрии, церковь Спаса на Сенях (или, как ее еще называют, Спаса Нерукотворного), церковь Григория Богослова, Красная палата, Дом на погребах, Самуилов корпус, Белая (Столовая) палата и башни кремля.

В архивных документах историки то и дело находили упоминания о фресках внутри Успенского собора, но сами фрески отсутствовали. Только в 1950 году ученые обнаружили, что под верхними слоями масляной росписи сбора есть еще один - те самые фрески, упомянутые в архивах и воспоминаниях очевидцев. Частично фрески начали «проявляться» из-под потрескавшегося верхнего слоя в куполах, барабанах и подпружных арках. Фрагменты первоначальной росписи реставраторам удалось «извлечь» в алтаре, а за иконостасами были обнаружены участки, даже не скрытые под поздними слоями росписи. Почему фрески в итоге было приказано «закрасить» и чья это была воля - пока остается загадкой.

Центральной точкой исторического ансамбля, конечно же, является Успенский собор - он стоял тут еще до того, как митрополит Иона начал масштабное строительство. Это фактически визитная карточка музея-заповедника. Место, на котором воздвигнут собор, можно назвать поистине «намоленным», хотя без странных и даже трагических событий не обошлось. Успенский собор - не первое храмовое сооружение, построенное на этой территории. Первая деревянная церковь была возведена в 991 году, еще при князе Владимире. Но всякий раз с постройками что-то случалось: то пожар, то вдруг ни с того ни сего крыша рухнет.

Доподлинно известно, что в одном из прежних храмов, стоявших на этом месте, был крещен Сергий Радонежский, а также то, что одним из настоятелей в свое время был отец знаменитого русского богатыря Алеши Поповича. Нынешний Успенский собор появился в начале XVI века. Будь то случайно или намеренно, но сооружение получилось очень похожим на Московский Успенский собор. Правда, есть детали, характерные именно для Ростовского собора. Особенно красив и самобытен узорчатый аркатурно-колончатый пояс, уникальный для архитектурного наследия того времени.

Звонница Успенского собора прославилась на всю страну после того, как на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Съемки проходили на территории кремля, и именно внутри звонницы снималась знаменитая сцена погони. Потомкам в прекрасном состоянии достались 15 колоколов, из которых самые большие - колокол «Полиелейный» весом в 1000 пудов и колокол «Сысой», который весит 2000 пудов (кстати, митрополит Иона назвал колокол в честь своего отца).

Последним, завершающим сооружением стала церковь Одигитрии, строительство которой, согласно отчетам, завершилось в 1693 году. На этом была поставлена точка. Но даже когда строительные работы еще шли, кремль заслужил многочисленные похвалы высшего духовенства и знати, сюда постоянно приезжали, как на экскурсию, высокопоставленные гости.

Самыми приближенными людьми к митрополиту были дворецкий, приказной и, конечно же, казначей. У каждого из этих «менеджеров высшего звена» были свои ведомства: казенный приказ, судный и домовый. В каждом из подразделений трудились чиновники различных рангов. Штат у митрополита был немаленький - вместе с домашней прислугой, церковными служителями и подручными боярами набиралось под двести человек. Однако в пределах митрополичьих палат жили только самые высокие чины. Остальные (простые служащие, прислуга и «черное духовенство») проживали за пределами стен кремля, в многочисленных слободах, которые тоже подчинялись власти митрополита.

Владимирская икона Богоматери

Одна из главных святынь Успенского собора хранится в Ростовском музее.

Коллекция ямских колокольчиков и бубенцов

Забавная и уникальная коллекция исключительно национальных русских атрибутов, которые уже давно ушли в прошлое, хранится в музее личных коллекций. Этот подарок сделал бывший директор музея-заповедника Вячеслав Ким - он собрал больше 2000 экспонатов, которые после своей смерти завещал выставить на всеобщее обозрение.

Запрестольный крест XVI века

Поступил в Ростовский музей церковных древностей в 1886 году. В 1995 году был похищен и два года назад «всплыл» в частной коллекции в Германии, был выкуплен российским благотворителем и возвращен в Ростовский музей.

Коллекция финифти

Крупнейшая в России. Всего в экспозиции представлено порядка двух с половиной тысяч миниатюр. Экспонаты датируются XVIII‒XX веками.

Судя по летописям, местную казну нельзя назвать бедной. Помимо денег в активах были ценные бумаги, редкие для той эпохи книги, запасы дорогих тканей, из которых шились парадные одежды для выхода в свет, роскошная посуда, мебель, иконы и оружие. Однако не успел митрополит Иона как следует обжиться на новом месте, как по «воле свыше» митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль. Он был вынужден вновь переехать. Без хозяина тут все изменилось: свита разбежалась, хоромы пришли в упадок, даже богослужения прекратились. Был момент, когда архиереи подумывали о том, чтобы пустить кремль на слом, ведь содержать его было слишком дорого, да и незачем. Памятник помогли сохранить меценаты - богатые купцы пожертвовали средства, на которые кремль был отреставрирован, а вскоре после реставрации в Белой палате был открыт Ростовский музей церковных древностей.

В ХХ веке вновь настали трудные времена: революция, советская власть, борьба с церковными институтами и религиозными настроениями в обществе. Тем не менее, богослужения здесь проводили вплоть до 1935 года, а потом было принято решение партийного руководства страны о том, чтобы всю религиозную деятельность прекратить, а Успенский собор передать под склад кофе-цикорной фабрики. Почти два десятилетия спустя по Ростову прокатился мощнейший смерч, который частично разрушил купола отдельных церквей, снес кровлю многих зданий и повредил звонницу. После этого весь комплекс, включая Успенский собор, передали Ростовскому музею-заповеднику, но его состояние оставалось плачевным вплоть до 90-х годов прошлого века. В 1991 году начались первые богослужения и реставрационные работы, и к настоящему времени усилиями общественных организаций и спонсоров, а также благодаря государственной поддержке Ростовский кремль практически восстановлен.

В наши дни Ростов - один из главных городов Золотого кольца, а Ростовский кремль находится под охраной государства. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года музей-заповедник «Ростовский кремль» был включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Ростовский краеведческий музей

Во время своего последнего визита зимой в Ростов-на-дону, мне удалось побывать в Ростовском Краеведческом музее, и даже затащить туда свою маму. На улице стоял крепкий мороз, и вместо того чтобы мерзнуть, мы решили свернуть с Большой Садовой в музей. В общем, такое вот импульсное посещение музея получилось.
Здание Краеведческого музея и его двор требуют отдельного рассказа. Но если в двух словах — то современный краеведческий музей находится в бывшем особняке конца 19 века, где ранее располагалось торговое товарищество «М.Гельферик-Саде», по торговле земледельческими машинами и инвентарем, которые поставлялись из-за границы.
Уже во дворе музея можно увидеть интересные, уникальные экспонаты. Во внутреннем дворике находится так называемый Лапидарий, где располагаются каменные изваяния сарматских баб (года не указаны), привезенные из Танаиса.


Каменные изваяния

У самого входа в музей расположены старинные пушки огромных размеров, привезенные в 1957 году из станицы Старочеркасская.


Пушки из станицы старочерскасская

Но все это отвлечения, а главное нас ждало впереди. В музее кроме нас посетителей не было — был будний день. Нам так обрадовалась администратор, которую мы встретили внизу, она быстренько нас проконсультировала по текущим выставкам и настоятельно рекомендовала посетить выставку «Сокровища донских степей».
Мы приобрели в кассе билеты по 120 рублей на человека, и экскурсионное обслуживание за 500 рублей на всю группу. Через 5 минут к нам присоединился молодой человек, для того, чтобы показать нам сокровища, которые расположены в отдельной секретной комнате, под замком.
Последний раз я была в «золотой комнате» музея очень давно, в школьные годы. В моей памяти сохранились очень светлые воспоминания о чем-то красивом и таинственном, но в детстве конечно же ты мало понимаешь в том, что конкретно представлено перед тобой. Для ребенка это не более чем красивые золотые вещицы.
Итак, с экскурсоводом мы вошли в Золотую комнату. Сегодня она представляет собой всего один зал, очень светлый, отремонтированный, со светлыми привлекательными витринами.


Экспозиция Сокровища донский степей

Прежде чем приступить к рассказу об экспонатах Золотой комнаты, стоит вспомнить о том, что территория Подонья находилась на перекрестке путей различных древних народов. По Донским степям, задолго до поселений греков (город Танаис), перемещались многочисленны кочевые племена: скифов, сарматов и другие. Археологическими экспедициями были найдены сотни драгоценных исторических свидетельств о бурной жизни этого региона, которые и представлены в Золотой комнате музея. В различные годы были раскопаны курганы — древние захоронения, найдены многочисленные клады из монет, украшений, предметов быта.
Начиная с 7 века до нашей эры Донские земли населяли ираноязычные племена из Средней Азии, которых греческие ученые называли Скифами. Сами скифы называли себя Склотами и не представляли из себя единого народа. В 4 веке до нашей эры на территории Скифии было создана держава во главе с правителем Атеем. Этот царь сплотил скифов в единый союз. В 339 году до нашей эры войска скифов были разбиты Филиппом Македонским, погиб и сам Атей в этом сражении. Скифское государство распалось. Их вытеснили племена сарматов и савроматов. Узнать что-то о культуре этих народов помогают археологические раскопки.
Наиболее интересными предметами выставки являются предметы, найденные при раскопках скифского царского Елизаветинского могильника. Так называемая группа курганов «Пять братьев», расположенная вблизи елизаветинского могильника была описана еще в 1853 году профессором Московского университета П.М. Леоновым, который проводил исследование островной части дельты Дона. В 1871 году были предприняты попытки раскопа двух курганов, тогда была раскрыта часть гробницы и обнаружены детали сбруи. Но за неимением передовых технологий, работы были свернуты.
В 1980 году археологами было открыто самое богатое скифское царское захоронение на Юге России. Сегодня в музее можно увидеть реконструкцию костюма Скифского царя (IV век до нашей эры), с золотыми нашивками на одежде. Костюм украшен 349 золотыми деталями.

Символом власти у скифов была не корона — а гривна, особый обруч, который носили на шее.


Предметы из гробницы Скифского царя


Реконструкция костюма скифского царя


Гривна с фигурками лежащих львов

Потрясают своей красотой и обивка ножен меча, выполненная греческими мастерами.

На фото Горит - золотая обкладка футляра для лука и стрел.


Обивка горита, золото IV век до нашей эры


Из кургана

Царский меч с золотой фольгой на рукояти.


Царский меч, IV век до нашей эры

Рядом представлена и реконструкция женского костюма скифов. На фото представлен калаф - женский головной убор, украшенный подлинными золотыми нашивками. Также можно увидеть украшения в форме плодов шиповника.


Реконструкция калафа - женского головного убора


Золотые нашивки на одежду

В коллекции также представлены и сарматские драгоценности. Как я упоминала выше, Сарматы появились на Донской земле в |V веке до нашей эры. Сарматы принесли в культуры Подонья совершенно иные, восточные мотивы. Предметы, найденные в сарматских могильниках поражают своей пышностью.


Реконструкция элементов украшения головного убора, I-II века н.э.

Центральное место в экспозиции занимает погребение сарматской царицы из кургана №10 Кобяковского могильника.

В 1987 году на территории Ростова-на-Дону сотрудниками лаборатории Ростовского университета было открыто погребение сарматской царицы (или жрицы). Курган был раскрыт благодаря тому, что в том районе начиналось строительство и экскаватор снес часть кургана. В захоронении были обнаружены предметы роскоши (браслеты, гривна, драгоценная сбруя лошади) и культа.


Изделия из захоронения сарматской царицы

По данным ученых эта царица умерла в возрасте 25-30 лет. По черепу компьютерными методами был восстановлен ее облик. Вот такой она была красоткой.


Сарматская царица. Восстановление облика

Самая ценная вещь в находке - это конечно же шейная гривна, из золота, украшена бирюзой.


Гривна. Золото, бирюза. Конец I- начало II вв н.э.

Браслеты сарматской царицы.


Золотые браслеты, золото, склекло, камень

Фалары - украшение конской сбруи.


Фалары. Золото, гипс, бронза, паста

В экспозиции также представлены находки из древнегреческого города Танаис (совр. хутор Недвиговка).


Находки из Танаиса

Особое место занимает такой экспонат как поясная пластина со сценой преследования оленей хищником (I век до н.э. - I век н.э). Найдена в курганном могильнике в г. Ростове-на-Дону (мехзавод).


Поясная пластина

Интересные находки были сделаны у хутора Новый Мартыновского района Ростовской области в в 1982-1983 гг. В двух курганах были найдены поясные пряжки с изображениями животных, распространенными у сарматов.


Реконструкция пояса. Золото, раковины каури (I в до н.эр - I в н.э.)

Интересны также находки из кургана "Садовый" (исследован в 1962 году). Ученые предполагают, что это было захоронение знатного представителя, а возможно вождя сарматского племени. Курган был разграблен еще в древности, но как оказалось не полностью. Самая значимая находка - 8 серебрянных чаш и золотые фалары (украшение конской упряжи).

На двух медальонах изображен сюжет мифа о Психее и Амуре. На третьем - сбор винограда. На остальных - сцены из мифа об Ахилле.



Серебряные чаши. I-II века нашей эры.


Серебряные чаши. I-II века нашей эры.

Отдельная витрина посвящена уникальному дару мецената Ростовскому краеведческому музею. В 1998 году человек, пожелавший остаться неизвестным преподнес музею дар из 220 уникальных золотых и серебряных предметов (IVдо н.э.-II веков н.э.) Ростовчанин приобрел эти находки на аукционе «Гелос», который проводился в Москве.

Керамика древней Греции

Как добраться

Ростовский краеведческий музей, выставка «Сокровища донских степей».
Адрес: Ростов —на-Дону, ул. Большая садовая, 79.
http://www.rostovmuseum.ru/