Истории самых жутких картин. Миф или проклятие? Истории жутких картин

17.04.2019

В русском языке очень много устойчивых фраз и выражений, в которых речь идет о Боге, его отношении к человеку. Одни из них несут определенный смысл, который указывает на величие Создателя. Таким выражением принято считать фразу «Человек предполагает, а Бог располагает». В статье пойдет речь о значении этого выражения, истории его появления, употреблении в литературе.

Истоки появления выражения

Многие устойчивые выражения, в которых говорится о Боге, отношении его к людям и людей к нему, взяты из Священного Писания. Например, золотое правило нравственности человечества, в котором говорится, что необходимо поступать с другими людьми так, как хотел бы, чтобы обращались с тобой. Именно давал Иисус Христос, и именно оно упоминается в Евангелиях. В русском языке встречаются фразы, взятые как из Нового Завета, так и из Ветхого, причем многие из них стали крылатыми.

Фраза «Человек предполагает, а Бог располагает» взята из Ветхого Завета из книги Притч (Притчи 19:21): «Много замыслов есть в сердце у человека, но случится только то, что определено Господом». Естественно, современная формулировка сильно отличается от текста Писания, но именно эта притча стала основой для выражения.

Дословно эта фраза встречается в творениях христианских писателей. Ученые предполагают, что впервые эта фраза в дословной форме появилась в произведении «О подражании Христу». Кроме того, они считают, что автором книги является Фома Кемпийский. В этом произведении автор ссылается на христианского будто бы именно он произнес эту фразу и также говорил, что на Бога уповают все праведные люди. Это выражение свидетельствует об особом Промысле Божием по отношению к каждому конкретному человеку.

«Человек предполагает, а Бог располагает»: что означает это выражение

Фраза означает, что человек не властвует над своей судьбой, что он ею не управляет и не может знать ее наперед. Мечты, надежды, казалось бы, безошибочные расчеты, выверенные предположения, планы - все это может рухнуть в один момент, все это может быть разрушено природным катаклизмом, несчастным случаем, в результате чьего-то злого умысла или человеческой глупости. Но это все только видимые причины произошедшего. А скрытые причины заключаются в предопределенности, которую формирует кто-то и где-то…

Человек не может предвидеть, какие будут последствия его поступков. Ему вообще не дано знать, что будет для него полезным, а что принесет вред. Порой негативные события меняют судьбу человека и его самого, делая его более добрым, сердечным, гуманным, а позитивные, например выигрыш в лотерею, могут запросто погубить его.

Эта фраза содержит в себе глубокий смысл. Это наставление всем нам. Человек не должен обижаться на Господа за то, что ему приходится пережить. Необходимо знать простую истину: все, что происходит - необходимо, чтобы произошло, все действия человека и его страдания приведут его туда, где он должен быть, и сделают из него того, кем он должен быть.

Пословицы, близкие по значению

У Даля В. И. в книге «Пословицы русского народа» указано, что это устойчивое выражение, которое переведено с иностранного языка.

Пословицы, близкие по значению:

  • Против судьбы не попрешь.
  • Чему быть, того не миновать.
  • Судьбинушку не обманешь.
  • Кому что на роду написано.
  • Все, что ни случается, случается вовремя.

Использование выражения в художественной литературе

Выражение «Человек предполагает, а Бог располагает» встречается в художественной литературе: у Шульгина В. В. в романе «Последний очевидец», у Козлова П. К. в очерке «Тибетская экспедиция. Географический дневник», у Мещерского В. П. в мемуарах «Мои воспоминания», у Булгарина Ф. В. в романе «Иван Иванович Выжигин», у Джаарбековой С. А. в романе «Необычная судьба»,у Войновича В. Н., Гашека Ярослава, Чехова А. П. в рассказе «Клевета».

Творения художников не оставляют людей равнодушными и вызывают бурю эмоций - от радости до слез. Но есть и такие картины, от одного вида которых бросает в дрожь. О некоторых полотнах говорят, что в них живут духи: от этих картин веет холодом, когда проходишь мимо, кажется, что герои полотен следят за тобой. Они могут свести с ума и даже убить своих владельцев. Смотреть на эти картины через монитор не опасно (но это не точно), но не советуем вам их искать, а тем более покупать и вешать в спальне.

За картиной «Страдающий человек» стоит поистине ужасающая история. Никто не знает, кто нарисовал картину, но известно, что художник смешал с краской свою кровь, а после того, как закончил шедевр, покончил жизнь самоубийством. Нынешний владелец картины Шон Робинсон говорит, что унаследовал полотно от своей бабушки, которая, в свою очередь, утверждала, что картина проклята. Когда Шон повесил картину в спальне, домочадцы слышали от нее шепот и плач по ночам и видели странную тень.

Мало того что картины Бексиньского и так выглядят как иллюстрации ада, так о них еще и ходят такие легенды, что люди считают, что полотна прокляты.

Жизнь Бексиньского была трагичной: жена умерла, сын покончил жизнь самоубийством. Шесть лет спустя художника нашли убитым в собственной квартире. Некоторые полагают, что, если долго смотреть на картины Бексиньского, скоро умрешь.

«Руки противятся ему», Билл Стоунхем

Вокруг картины, написанной в 1972 году, ходят легенды - якобы в ней живут духи. Предыдущие владельцы говорили, что ночью персонажи картины двигаются и даже выходят из рамы. А владелец галереи, где впервые была выставлена картина, и искусствовед, который долго с ней работал, умерли через год после контакта с полотном.

«Человек предполагает, а Бог располагает», Эдвин Генри Ландсир

На картине изображена ужасная сцена: предположительная кончина экспедиции Джона Франклина в 1845 году, которая бесследно исчезла. Картина находится в Королевском колледже Холлоуэй Лондонского университета. На время проведения экзаменов в комнате, где висит полотно, картину завешивают британским флагом. Традиция появилась, когда один из студентов не мог сидеть возле картины и начал судорожно искать, чем ее прикрыть. Под руку попался британский флаг. Существует суеверие, будто человек, смотрящий на картину, сходит с ума.

Репродукция «Любовных писем» Чарльза Тревора Гарленда, Ричард Кинг

Картина висит в отеле «Дрискилл», Остин, штат Техас, где четырехлетняя дочь сенатора США Саманта Хьюстон в 1887 году упала с лестницы и умерла. И хотя на полотне изображена не Саманта, многие считают, что дух девочки вселился в картину, а некоторые утверждают, что девочки похожи как две капли воды. Люди чувствуют себя неуютно и даже испытывают слабость, когда долго смотрят на картину. Некоторые постояльцы отеля говорят, что видели призрак маленькой девочки, играющей с мячом.

«Женщина дождя», Светлана Телец

Художница Светлана Телец рассказала, что написала картину примерно за пять часов и чувствовала, что ее рукой как будто кто-то водит. Говорят, что все, кто покупал картину, возвращали ее, жалуясь на бессонницу, грусть и ощущение, что портрет следит за ними.

«Плачущий мальчик», Джованни Браголина

Художник написал серию картин плачущих детей, которые продавал туристам. О самой известной картине «Плачущий мальчик» говорят, что она проклята. Британская газета The Sun сообщила, что пожарные часто находят репродукции «Плачущего мальчика» на пожарищах домов, причем совершенно невредимыми. Многие считают, что изображение привлекает огонь и несчастья.

«Портрет Бернардо де Гальвеса», неизвестный автор

Картина находится в отеле Galvez, в Галвестоне, штат Техас. Постояльцы отеля говорят о странных происшествиях, связанных с полотном. Некоторые утверждают, что за ними наблюдает Бернардо де Гальвес, к тому же рядом с картиной очень холодно и неуютно. Но, наверное, самое странное - то, что всякий раз, когда картину фотографируют, снимок получается размытым. Но у некоторых все-таки получается сделать четкий снимок - нужно просто попросить портрет разрешить сделать фотографию.

Без названия, Лаура П.

Лаура П. написала картину по фотографии Джеймса Кидда. Кидд утверждал, что безголового человека (слева от фургона) он не снимал, фигура появилась во время проявления снимка. Художница же пожаловалась, что, когда завершила работу, начали происходить странные вещи - вокруг падали предметы, разбивались, что-то постоянно пропадало. Некоторые считают, что дух, который появился на оригинальной фотографии, преследует и картину.

К:Картины 1864 года

«Человек предполагает, а Бог располагает» - картина английского художника Эдвина Генри Ландсира , созданная в 1864 году и посвящённая пропавшей экспедиции Франклина .

Картина, созданная в 1864 году, посвящена трагической экспедиции Франклина 1845-1847 годов . На работе изображены два белых медведя , оказавшихся возле останков разбившегося корабля, один из которых рвёт британский корабельный флаг Red Ensign , а другой - грызёт человеческое ребро. В названии картины использовано крылатое выражение на латыни Homo proponit, sed Deus disponit из католического богословского трактата Фомы Кемпийского «О подражании Христу » (Книга I, глава 19). В совокупности с названием, работа несёт в себе не только изображение трагической судьбы экспедиции, но и затрагивает вопрос о противостоянии человека и Бога . Картину можно рассматривать как символическое изображение кризиса британского триумфализма и империализма середины XIX века, веры во всесильность науки, индустриализации и человека, бессилия людей против сил природы .

В 1864 году картина была выставлена в Королевской академии художеств . На выставку была приглашена Джейн Франклин , вдова Джона Франклина , однако она старалась избегать «встречи» с картиной и не заходила в комнату, где была вывешена работа . The Art Journal (англ.) русск. оценил «поэзию, пафос и ужас» картины и её «трагическое величие»; в публикации журнала «Атенеум » была отмечена эпичность работы; издание «Saturday Review » высоко оценило «возвышенность чувств» в произведении . При этом мнение части критиков о картине было негативным, говорилось о дурном вкусе художника, отвратительном буквализме и вульгарной мелодраматичности .

С 1881 года картина находится в Королевском колледже Холлоуэй Лондонского Университета . С 1920-х годов в комнате, где расположено произведение, стали проводить экзамены. Среди студентов колледжа существует суеверие, будто картина сулит несчастье во время экзаменов - студент, сидящий около неё во время сдачи экзаменов, сходит с ума. С 1970-х годов картину на время проведения экзаменов стали завешивать британским флагом: традиция возникла после того, как один из студентов отказался сидеть возле картины и в ужасе начал искать, чем бы закрыть её; этой вещью оказался большой британский флаг .

Напишите отзыв о статье "Человек предполагает, а Бог располагает"

Примечания

Отрывок, характеризующий Человек предполагает, а Бог располагает

Женщина уверенно кивнула, но вдруг что-то в её лице изменилось и было видно, что она очень растерялась.
– Нет... Я не могу его вспомнить... Неужели такое возможно? – уже почти испуганно сказала она.
– А вашего сына? Вы можете вспомнить? Или братика? Ты можешь вспомнить своего братика? – обращаясь сразу к обеим, спросила Стелла.
Мама и дочь отрицательно покачали головами.
Обычно такое жизнерадостное, личико Стеллы выглядело очень озабоченным, наверное, никак не могла понять, что же такое здесь происходит. Я буквально чувствовала напряжённую работу её живого и такого необычного мозга.
– Придумала! Я придумала! – вдруг счастливо заверещала Стелла. – Мы «оденем» ваши образы и пойдём «погулять». Если они где-то есть – они нас увидят. Правда же?
Идея мне понравилась, и оставалось только мысленно «переодеться» и пойти на поиски.
– Ой, пожалуйста, а можно я с ним побуду, пока вы не вернётесь? – упорно не забывала своего желания малышка. – А как его зовут?
– Пока ещё никак, – улыбнулась ей Стелла. – а тебя?
– Лия. – Ответила малышка. – А почему всё-таки вы светитесь? Мы один раз видели таких, но все говорили, что это ангелы... А кто же тогда вы?
– Мы такие же девочки как ты, только живём «наверху».
– А верх – это где? – не унималась маленькая Лия.
– К сожалению, ты не можешь туда пойти, – пыталась как-то объяснить, попавшая в затруднение Стелла. – Хочешь, я тебе покажу?
Девчушка от радости запрыгала. Стелла взяла её за ручку и открыла перед ней свой потрясающий фантастический мир, где всё казалось таким ярким и счастливым, что не хотелось в это верить.
Глаза у Лии стали похожими на два огромных круглых блюдца:
– Ой, красота-а кака-ая!....А это что – рай? Ой ма-амочки!.. – восторженно, но очень тихо пищала девчушка, как будто боясь спугнуть это невероятное видение. – А кто же там живёт? Ой, смотрите, какое облако!.. И дождик золотой! А разве такое бывает?..
– А ты когда-нибудь видела красного дракончика? – Лия отрицательно мотнула головой. – Ну, вот видишь, а у меня бывает, потому что это мой мир.
– А ты тогда, что же – Бог??? – Но ведь Бог не может быть девочкой, правда же? А тогда, кто же ты?..
Вопросы сыпались из неё лавиной и Стелла, не успевая на них отвечать, засмеялась.
Не занятая «вопросами-ответами», я стала потихонечку осматриваться вокруг и совершенно поразилась открывающимся мне необыкновенным миром... Это был и в правду самый настоящий «прозрачный» мир. Всё вокруг сверкало и переливалось каким-то голубым, призрачным светом, от которого (как должно было бы) почему-то не становилось холодно, а наоборот – он грел каким-то необыкновенно глубоким, пронизывающим душу теплом. Вокруг меня, время от времени, проплывали прозрачные человеческие фигуры, то уплотняясь, то становясь прозрачными, как светящийся туман... Этот мир был очень красивым, но каким-то непостоянным. Казалось, он всё время менялся, точно не зная, каким бы остаться навсегда...
– Ну что, ты готова «погулять»? – вырвал меня из моих мечтаний бодрый Стеллин голосок.
– А куда пойдём? – очнувшись, спросила я.
– Пойдём искать пропавших! – весело улыбнулась малышка.
– Милые девочки, а вы всё же разрешите мне постеречь вашего дракончика, пока вы будете гулять? – ни за что не желая его забыть, потупив свои круглые глазки, попросила маленькая Лия.
– Ну ладно, стереги. – Милостиво разрешила Стелла. – Только никому не давай, а то он ещё малыш и может испугаться.

Художники уникальные люди, ведь только они при помощи кисти и красок могут передать свои чувства и эмоции, выплеснув всё это на полотна. Многие художники любят рисовать пейзажи, другие предпочитают портреты, ну а третьи любят пугать людей своими творениями, порой даже этого не замышляя. Сегодня мы хотим рассказать вам холодящие кровь истории о 9 картинах, которые считаются проклятыми.

"Мученик"

Эта работа предположительно написана собственной кровью художника. Полотно под названием «Мученик», было создано неизвестным автором, который покончил с собой сразу после ее завершения. Владелец картины Шон Робинсон унаследовал ее от своей бабушки. Сначала он хранил полотно в подвале, но однажды наводнение вынудило Робинсона переместить его в дом. В настоящее время портрет висит в гостевой спальне на третьем этаже. После переезда, по словам членов семьи Робинсона, по ночам до них стали доноситься приглушенные рыдания и странные звуки, будто кто-то скребет по дереву. Жена Робинсона рассказала, что однажды она легла в супружескую постель (не в той комнате, где была картина), и с ужасом обнаружила вместо своего мужа другого человека, незнакомца. Когда она выпрыгнула из постели и собралась звонить в полицию, незнакомец исчез.

Картина Здзислава Бексиньски

Здзислав Бексиньский - один из самых известных польских художников 20 века. Его творческое наследие - это, преимущественно, мрачные постапокалиптические картины, проникнутые эстетикой смерти и тотального разрушения. Темная сторона жизни притягательна, оттого он не был никогда обделен зрительским вниманием. Особой популярностью его работы пользовались в Западной Европе, Японии и США.

Данная картина Здзислава Бексиньски не имеет названия. Некоторые всерьез верят, что увидевших его полотна ожидает скорая смерть. Впрочем, в настоящее время они выставлены в Польше в музее, который носит имя художника. Тем, кто склонен верить в подобную мистику, напоминаем, что в этой статье нет картин, а только их фотографии, так что никакой опасности нет.

"Человек предполагает, а Бог располагает"

Картина Эдвина Генри Ландсира «Человек предполагает, а Бог располагает» (1864) находится в колледже Лондонского университета Royal Holloway. По слухам, в семидесятых годах прошлого столетия один из студентов покончил с собой после того, как увидел эту работу. Его предсмертная записка была обнаружена в ходе первичного медицинского осмотра. Она гласила: «белые медведи заставили меня это сделать». Из-за этого случая после 1984 года администрация университета стала прятать картину, чтобы никто не мог ее увидеть. Впрочем, реплика под названием «Исчезающий лед: альпийские и полярные ландшафты в искусстве», демонстрируется в настоящее время в музее Гленбоу в Калгари. Мрачные мистические слухи окружают и реплику, подобно оригинальной картине.

Картина с человеком без головы

Художник Лаура П. нарисовала эту акварель с фотографии, сделанной в туристическом городке Тумстон, штат Аризона, профессиональным фотографом Джеймсом Киддом. Если приглядеться, можно увидеть безголового человека, стоящего слева от фургона. Лаура клянется, что она не рисовала его намеренно, и что этой фигуры не было на исходной фотографии. После того, как она повесила акварель в своем доме, начали происходить странные события. Таинственным образом менялось время назначенных встреч, бесследно исчезали важные бумаги, а антикварные часы, висевшие на стене 40 лет, упали и разбились. Более того, различные предметы совершенно непонятным образом летели в хозяйку, будто кто-то бросил их, в том числе сушеные морские звезды, прибитые к стенам гаража в декоративных целях.

"Плачущий мальчик"

«Плачущий мальчик» кисти Бруно Амадио - не особенно дорогая картина, принадлежащая британской семейной паре, Рону и Мэй Холл. В середине восьмидесятых годов их дом сгорел. Единственным предметом, который остался после пожара совершенно неповрежденным, была эта картина. В результате на нее была возложена вина за пожар. Существуют несколько репродукций этой картины, и с ними также связаны, как ни странно, подобные истории. В это трудно поверить, но в домах людей, которые имели несчастье повесить их на стену, случался пожар, в котором репродукции были единственным уцелевшим предметом. Другие хозяева репродукций сообщали, что они практически довели их до нищеты.

"Руки сопротивляются ему"

Билл Стоунхэм создал свою картину «Руки сопротивляются ему» в 1972 году. Люди, которым принадлежало это полотно, рассказывали, что кукла и маленький мальчик на холсте иногда меняли свои позы и местоположение, а порой их обнаруживали даже за пределами картины, например, на стене, где она висела. Согласно пояснению тогдашнего владельца картины, который пытался продать ее через платформу ebay, он надеялся помочь своей маленькой дочери избавиться от мучивших ее страхов, для чего разместил в комнате камеру, реагирующую на движение. Тем самым он рассчитывал показать дочери, что ей нечего бояться. Вместо этого, по его словам, они увидели, как мальчик медленно перемещается в сторону от картины.

Портрет Бернардо де Галвеса

Предположительно, этот портрет, принадлежащий кисти Бернардо де Гальвеса, умершего в 1786 году, является пристанищем призрака художника и не поддается фотографированию, если прежде к картине не обращаются за разрешением. Любая попытка сфотографировать работу без позволения приводит к тому, что фотография получается размытой, независимо от фокусировки объектива.

"Любовные письма"

Картина «Любовные письма» висит в отеле Driskill в городе Остин, штат Техас. Согласно утверждениям, она стала причиной того, что четырехлетняя дочь одного американского сенатора упала с лестницы и умерла. Девочка, о которой идет речь, имела поразительное сходство с той, что изображена на холсте. В последнее время люди сообщают, что выражение лица девочки на картине, а также ее местоположение, время от времени меняются. Чрезмерно любознательные зрители, которые слишком долго смотрят на нее, в какой-то момент начинают чувствовать физическое недомогание или головокружение.

"Мертвая мать"

Картина «Мертвая мать» была написана норвежским художником Эдвардом Мунком, автором знаменитого полотна «Крик». Люди, которые владеют этой работой, утверждают, что простыни на картине иногда издают шелестящие звуки или движутся, а ребенок время от времени полностью исчезает со своего места.