Этимология итальянских слов, заимствованных русским языком

23.09.2019

2.8. Заимствования из итальянского языка

Экономические и политические связи Англии и Италии начинают усиленно развиваться с XIV века. Английская экономика была связана с итальянской мануфактурой, которая не могла бы существовать без английской шерсти. Подготовка к столетней войне была проведена Эдуардом III на деньги флорентийских банкиров. Эти экономические и политические связи нашли свое отражение в словарном составе английского языка, который, начиная с XIV века, заимствует итальянские слова, относящиеся к торговле, мануфактуре и военному делу.

Однако наиболее сильное влияние итальянский язык оказал в эпоху Возрождения. Известно то значением, которое литература и искусство Возрождения имели для всей европейской культуры. Англия также испытала на себе это влияние. Знакомство с итальянской литературой этого периода, путешествия в Италию, изучение ее живописи, скульптуры и архитектуры, интерес к итальянской музыке, к самой стране, все это нашло свое отражение в ряде заимствований из итальянского языка.

Следует отметить, что, в связи с широким распространением итальянских заимствований в европейских языках, некоторые итальянские слова были заимствованы английским языком не непосредственно, а через другие языки. Например, barouche (итальянское слово baroccio - барокко); cohl-rabi (ит. cavoli rape - кольраби) заимствованы из немецкого языка. Большинство итальянских слов до XVI века было заимствовано через французский, и только с XVI века появляются заимствования непосредственно из итальянского языка.

Самые ранние (XIV-XV вв.) заимствования относятся к торговле и военному делу. Так из области торговли и финансов были заимствованы слова: ducat, million, lombard. Из области военного дела и мореплавания: alarm (тревога), brigand (бандит), bark (барка).

В XVI веке экономические связи с Италией вызвали новые заимствования: carat (карат), traffic (движение транспорта), porcelain (фарфор), contraband (контрабанда), bankrupt (банкрот), soldo (сольдо), battalion, squadron, citadel, pistol.

Однако наибольшее количество слов, заимствованных из итальянского языка, связано с областью искусства (литература, живопись, музыка, архитектура). Например: sonnet, stanza, motto, model, miniature, madonna, fresco.

Другие заимствования этого периода: bandit, biretta, mustachio, lottery, bravo, duel, cavalcade, escort, artichoke, gondola.

В XVII веке возрастает количество заимствований, относящихся к общественной жизни, торговле, а также искусству и музыке, например: manifesto, intrigue, bulletin, risk, umbrella, balcony, corridor, pedal, solo, opera, vivace, piano, largo, allegro, grotto, volcano, cascade.

В XVIII веке продолжающееся увлечение итальянской музыкальной культурой вызвало новый приток музыкальных терминов их итальянского языка этот период появились такие слова как soprano, falsetto, viola, cantata, mandolin, trombone, trio, fantasia, aria, tempo, obligate, crescendo, andante.

Из области других видов искусства были заимствованы слова: picturesque, costume, terracotta, dilettante.

В XIX веке заимствуются некоторые слова, отражающие политическую борьбу в Италии. Например, carbonary, cammorra. Увеличивается группа заимствований, связанных с наукой, однако, наибольшее количество заимствований, как и в предшествующие два столетия, поступило из области музыки и искусства. В качестве примеров можно привести следующие слова: sonatina, cavatina, legato, prima donna, diva, fiasco, studio, replica.

Из заимствований начала XX века можно отметить: autostrada, duce и fascist.

Последнее слово связано с латинским словом fasces - название эмблемы исполнительной власти в Древнем Риме (пучок березовых прутьев с воткнутым посредине топором).

Следует отметить, что в английском языке, как и в ряде других европейских языков, употребляются некоторые итальянские фразеологические сочетания, например, sotto voce (шепотом, вполголоса), traditori и другие.

2.9. Заимствования из испанского языка

Как и заимствования из итальянского языка, испанские заимствования начали появляться в английском языке с XVI века. Исторические события, вызывавшие приток заимствований, связаны с Великими географическими открытиями конца XV - начала XVI веков. Последовавшее за открытием Америки (1492 г.) и открытием морского пути в Индию (1498 г.) развитие торговли, колонизация Южной и Северной Америки испанцами и, в дальнейшем, сотрудничество Англии с Испанией привели к заимствованию целого ряда испанских слов, а также слов из языков народа, подвергшихся колонизации.

Наиболее ранние заимствования, связанные с испанским языком, поступили в состав английской лексики еще XIX в веке через французский язык. Некоторые из них - это слова арабского происхождения, отражающие торговые отношения с Востоком и влияние восточной культуры, например, cotton, zenith. В XV веке было сделано еще несколько таких заимствований: lemon, tare (тара) - непосредственно из испанского.

В XVIвеке тесные экономические и политические связи между Испанией и Англией, с одной стороны, и Испанией и Францией, с другой, способствовали проникновению ряда испанских слов в английский язык как непосредственно из испанского, так и через французский язык.

В первой половине XVI века, благодаря династическим связям между Англией и Испанией в Англии находилось немало испанцев, от которых англичане усвоили некоторые количество слов, относящихся к испанским нравам, торговле. Венный конфликт между двумя странами в конце XVI века также оставил свои следы в английской лексике.

Из испанских заимствований этого периода можно в качестве примеров привести следующие слова: infanta, don, hidalgo, renegade, bravado, armada, comrade, mulatto, mosquito.

Из наиболее известных слов, заимствованных в XVII веке, приведем следующие: cargo, guitar, castanet, toreador, matador, duenna, dona, embargo, parade, escapade.

Среди заимствований, сделанных в XVIII веке, можно отметить названия испанских танцев, игр и кушаний, предметов одежды, общественно-политические термины. Например, quadrille, bolero, picador, marinade, caramel, flotilla, cigar.

Большинство заимствований из испанского языка в XIX веке было сделано в Северной и Южной Америке. Часть этих заимствований через американскую литературу вошла в словарный состав английского языка. Из этих заимствований можно упомянуть: querilla (корень германского происхождения: werra-war), cigarette, lasso, mustang.

Как видно из вышеприведенных примеров, большинство заимствований из испанского языка сохраняют свой облик и обычно употребляются в английском языке в стилистических целях, чаще всего для придания «местного колорита» повествованию. Из испанских слов, прочно вошедших в словарный состав английского языка и не воспринимаемых более как варваризмы, можно выделить следующие слова: cotton, zenith, renegade, grenade, alligator, banana, cargo, guitar, guerilla, cigarette, cafeteria, tango, rumba.

К недавним и широко используемым заимствованиям относятся такие как dinero, macho, amigo, gringo, el nino(a) и другие.


Под него специальные классы: социальная роль, должность и т.п., но в нашу предварительную классификацию оно не укладывается). Таким образом, классифицируя новые заимствованные слова общественно-политической лексики в языке российских СМИ по сферам употребления, мы видим, что, помимо слов собственно политическго дискурса, подразделяющихся в свою очередь на подклассы (номенклатурные наименования...

Становится более престижным, чем русское, экспрессия его новизны притягательна, оно может подчеркивать высокий уровень информативности говорящего. Нами были выделены основные причины англоязычных заимствований в современном русском языке: появление новых понятий и реалий в общественно-политической жизни страны; появление новых слов, которые и раньше существовали в жизни общества, но не имели...

Что такое этимология итальянских слов? Сегодня мы поговорим о происхождении итальянских слов, которые были заимствованы русским языком. Для чистоты эксперимента, а также для того, чтобы понять, будет ли эта статья полезна моим читателям, я на протяжении нескольких недель задавал своим многочисленным знакомым вопрос, что означает то или иное привычное для нас слово в русском языке. При этом я не говорил, что слова, значение которых я прошу мне объяснить, имеют отношение к такому понятию, как этимология итальянских слов. Было очень интересно наблюдать за реакцией моих знакомых: все как один были весьма удивлены моим, как им казалось, глупым вопросам и не могли понять, зачем я их задаю. Конечно, на первый взгляд они могут показаться элементарными, ведь даже ребёнок знает на них ответ! Но, как оказалось, не всякий взрослый знает этимологию (происхождение) данных слов. Давайте себя проверим. Эти вопросы, связанные со значением слов в русском языке, вы сможете задать также вашим друзьям. Надеюсь, что эта статья, рассказывающая, что такое этимология итальянских слов, поможет вам узнать много нового и интересного. Итак:

Банкрот – лицо, которое не в состоянии расплатиться по долгам.

Этимология данного слова восходит к итальянскому языку и состоит из двух слов: banca (скамья) и rotta (разбитая) или banco (прилавок) и rotto (разбитый). То есть, это слово означает «разбитая скамья» или «разбитый прилавок». В Средневековье разные менялы, банкиры и прочие лица, связанные с относительно честным отъёмом денег у населения, собирались в специальных торговых местах (аналогах современных рынков), а перед ними были установлены прилавки (скамьи), которые назывались mensa argentaria (посеребренный стол). На этих «посеребренных столах» финансисты, если их так можно назвать, держали деньги, необходимые для совершения определённых финансовых операций в течение дня. По закону нужно было иметь определённую сумму, ниже которой человек лишался права осуществлять финансовые операции. Следовательно, если у человека не было достаточного количества денег на столе, по решению судьи его mensa argentaria подлежала немедленному уничтожению (слому), а сам человек лишался права заниматься какими бы то ни было финансовыми операциями. Следовательно, он становился банкротом. Сейчас рассмотрим другие примеры, подпадающих под понятие этимология итальянских слов.

Бутафория – муляж.

Состоит из двух итальянских слов: buttare (выбрасывать) и fuori (на улицу, вон). Часто в витринах дорогих магазинов стоят муляжи (бутафории) того или иного предмета. Это может быть запечатанная упаковка из-под дорогих духов, в которой на самом деле духов нет, бутылка французского «коньяка» начала прошлого столетия, куда, вместо коньяка, налит дешёвый чай, и даже железные «ювелирные изделия» с отполированными стекляшками вместо бриллиантов. Эти бутафорские предметы не представляют собой никакой ценности. Их используют для оформления витрин, а наивные покупатели думают, что перед ними настоящие предметы. На самом деле, этим муляжам прямая дорога на помойку, но владельцы магазинов придерживаются другой точки зрения…

Газета – печатное периодическое издание, выходящее не реже одного раза в месяц.

Изначально словом «газета» называлась мелкая венецианская монета в XVI веке, которая получила своё название за то, что на ней была изображена птица сорока, которая по-итальянски звучит как gazza . Суффикс —etta является уменьшительно-ласкательным в итальянском языке. По-русски сорока с таким уменьшительно-ласкательным суффиксом звучала бы как «сорокушка», «сороковушка» и т.д. Нужно сказать, что на эту монету в Венеции можно было купить всего лишь сводку новостей, прообраз современной газеты, примерно как на 1 копейку в СССР можно было купить только коробок спичек. Следовательно, спустя некоторое время слово «газета» и приобрело значение, которое дошло до наших дней.

Карнавал – бал-маскарад.

carne (мясо) и vale (прощай). Дело в том, что в старину карнавал в Италии предшествовал строгому посту, в течение которого на употребление ряда продуктов, в том числе и мяса, накладывался запрет. Следовательно, на карнавалах можно было не только веселиться от души, но и наесться досыта мяса, а потом сказать ему «прощай». Нужно заметить, что итальянское слово vale имеет и другое значение, а именно «быть в авторитете», «иметь вес, ценность». То есть, по другой версии выражение carne vale означает, что только на этом празднике мясо имеет вес, авторитет, потому что после карнавала оно будет объявлено продуктом «non grata».

Карусель детский аттракцион с деревянными сиденьями в форме лошадок для катания по кругу.

Состоит из двух итальянских слов – gara (соревнование) и sella (седло). В средние века в Италии были распространены рыцарские турниры, на которых участники часто калечили и убивали друг друга. Позднее, в XVII веке, эти кровопролитные турниры были заменены праздничными мероприятиями, в которых принимали участие всадники на лошадях. Они больше не убивали друг друга, как раньше, а грациозно съезжались и разъезжались под звуки духовых инструментов, скрещивали и разводили шпаги, а также образовывали различные фигуры. Их сопровождали оруженосцы и прочие нарядно одетые участники торжеств. Теперь вы знаете, откуда на современных каруселях появились лошадки.

Кортеж – торжественный проезд, шествие, выезд.

Данное слово образовано от итальянского слова corteggiare , что означает «ухаживать». Действительно, высшие лица государств, ездящие по дорогам в сопровождении машин силовых структур, «ухаживаемы» этими самыми структурами…

Паспорт – основной документ, удостоверяющий личность гражданина.

Восходит корнями к итальянскому языку и состоит из двух слов: passare (проходить) и porto (порт), место стоянки кораблей. То есть, изначально паспорт являлся документом-пропуском для кораблей в порты с целью осуществления погрузочно-разгрузочных работ, и только потом приобрёл современное значение.

Солдат – военнослужащий низшего звена.

Это слово в современном значении пришло в русский язык из итальянского языка XI века и образовано от слова soldo – денежной единицы Италии того времени. «Солдатом» называли наёмных военных, которые получали жалование за несение воинской службы. Кстати, итальянское слово «soldo» и русское слово «деньги» – своеобразные родственники. Ведь словом «деньга» называлась русская монета достоинством в полкопейки во времена Екатерины I. Позднее собирательным понятием в русском языке стало слово «деньги », а в итальянском – «soldi », по правилу образования множественного числа имён существительных.

Вот такая занимательная этимология итальянских слов…

На правах рукописи

ЛУКИНА Евгения Сергеевна

ЛЕКСИКА ИТАЛЬЯНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук

МОСКВА – 2012

Работа выполнена на кафедре истории русского языка и общего языкознания

Московского государственного областного университета

Научный руководитель: ,

доктор филологических наук, профессор

Официальные оппоненты: ,

доктор филологических наук, доцент

(Московский государственный областной

университет, кафедра современного

русского языка)

кандидат филологических наук

(Российский православный институт св.

Иоанна Богослова)

Ведущая организация: Московский государственный областной

гуманитарный институт (г. Орехово-Зуево)

Защита состоится «____» _______ 2012 года в _______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций (специальности 10.02.01 – русский язык, 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания [русский язык]) при Московском государственном областном университете а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета а.

Учёный секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук

профессор ёва

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Взаимодействие культур всегда отражается в языке того или иного народа. В разные периоды развития русского языка среди заимствованных слов в речи могли преобладать лексемы из французского, немецкого или английского языков . Интенсивность их появления во многом зависит от экономических, торговых, военных, политических, культурных связей c другими народами. Например, в начале XX в. наблюдается пассивный процесс заимствования, а в XVIII в. и в начале XXI в. активных приток иноязычных слов.

Диссертация посвящена изучению лексики итальянского происхождения, входившей в язык-реципиент в различные эпохи.

Актуальность исследования заключается в том, что лексика итальянского происхождения в русском языке до сих пор изучена недостаточно глубоко. В основном это работы лингвистов, косвенно затрагивающих данную проблему. Современные диссертации, монографии и другие научные труды в большей степени посвящены теме заимствований из других языков: из английского (, ), из романской группы языков (, ). В целях разностороннего и глубокого исследования данной проблемы были рассмотрены работы многих известных ученых, таких как, , и др., а также диссертации, освещающие тему заимствований в русском языке в целом и заимствования из романских языков: , и др.

Объектом данного исследования является заимствованная лексика итальянского происхождения в русском языке.

Предметом исследования является история появления заимствованных слов из итальянского языка и процесс их адаптации в системе русского языка, а также неадаптированная лексика (вкрапления, варваризмы, экзотизмы), процесс ее адаптации, определение роли, места употребления и перспектив развития в современном русском языке.

Цель диссертационной работы - определить место и роль итальянских заимствований в современном русском языке, проанализировать процесс и степень их языковой адаптации.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи :

1. уточнить понятия «иноязычное слово», «иностранное слово», «заимствованное слово», «иноязычное вкрапление»;

2. определить способы и причины заимствования итальянской лексики в системе русского литературного языка;

3. проследить историю появления заимствованных из итальянского языка слов в современном русском языке в различные эпохи;

4. рассмотреть изменение семантики итальянских заимствований в разные эпохи на основе анализа словарных статей и примеров из художественной литературы ;

5. классифицировать итальянские заимствования по коммуникативным сферам;

6. указать значение и место адаптированной итальянской лексики в системе русского литературного языка;

7. проанализировать словообразовательную адаптацию итальянских заимствований в русском языке;

8. рассмотреть и проанализировать неадаптированную лексику (иноязычные вкрапления, варваризмы и экзотизмы) итальянского происхождения (ее место, роль и процесс адаптации в русском языке).

Новизна работы заключается в исследовании новой лексики, появившейся в последние годы, определение перспектив ее адаптации в системе русского языка. Делается попытка классификации итальянских заимствований по сферам коммуникации, и определяется периодизация процесса заимствования итальянских слов в русском языке.

Теоретическая значимость данной работы заключается в углубленном изучении адаптированных и неадаптированных итальянских заимствований, а также причин их появления в русском языке и степени адаптации (благодаря использованию не только русских словарей, но и словарей итальянского языка), что отражено в результате социолингвистического исследования и анализа словообразовательных цепочек.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы на лекциях по истории русского литературного языка, современному русскому языку и итальянскому языку, в практике преподавания русского языка иностранным учащимся, при составлении словарей иностранных слов.

В качестве методов исследования используются методы историко-этимологического, семантического, фонетико-грамматического , морфологического и словообразовательного анализа, экспериментальный метод (тестирование студентов).

Материалы исследования. В диссертационной работе использовались толковые, этимологические и словообразовательные словари XVIII, XIX, XX и XXI вв. («Словарь Академии Российской» , а также словари , М. Попова , , М. Фасмера , , «Большой иллюстрированный словарь» (далее БИС), «Толковый словарь русского языка» под редакцией и др. авторов), итальянский этимологический словарь “Dizionario etimologico” ; диссертации, научные труды и художественная литература на русском и итальянском языках, публикации СМИ, результаты собственных исследований (в Приложении I, II, III, IV).

Объем и структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Апробация исследования . Основные положения проведенного исследования отражены в 5 публикациях, в том числе в издании перечня ВАК («Вестник МГОУ», серия «Русская филология»). По теме диссертации сделаны доклады на ежегодных конференциях преподавателей, студентов и аспирантов МГОУ и на заседаниях кафедры иностранных языков ГМПИ им. -Иванова.

Во Введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель, задачи, определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, а также методы исследования и сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации рассмотрены понятия «заимствованное слово», «заимствование», «иностранное слово», при объяснении различия которых были привлечены труды исследователей: , , , , и др.

Процесс появления и закрепления в языке иноязычных лексем всегда вызывал неоднозначное отношение. Например, в начале XX в. в высказываниях многих языковедов отмечается негативное отношение к заимствованиям, например, замечает, что «иногда иностранные слова, вошедшие в русскую речь, невыносимо тягостны, но чаще всего это <…> слова вполне усвоенные, почти до конца растворившиеся в русской стихии». Об отношении к заимствованным словам мы можем также судить и по степени интенсивности их появления в языке в совокупности с рядом внешних причин.

В разделе 1.1. на примерах из древнерусских памятников исследуются слова, заимствованные из разных языков, в том числе из итальянского. В результате анализа лексем было определено, что основной состав заимствований древнерусского языка составляла лексика тюркская, греческая, латинская. Слова итальянского происхождения стали появляться в русском языке примерно к XVI в. через языки-посредники (латинский, польский, немецкий) в небольших количествах, поэтому трудно определить какую-либо доминирующую сферу коммуникации. Например, к сфере кулинарии относятся слова лимон , пастила , к литературе и музыке – пасторелло , пастиччо , к бытовой сфере – бумага , почта , тафта , карта , канитель и т. д. Подобную пассивность в процессе заимствования из итальянского языка можно объяснить тем, что торговые и экономические связи осуществлялись чаще всего через другие страны, поэтому все слова заимствованы опосредованно.

В разделе 1.2. анализируются итальянские заимствования XVII в. Количество заимствований этого периода также незначительно, причем появлялись они в основном опосредованно, однако уже можно выделить доминирующую сферу употребления – военная (солдат , баталия , мушкет , капитан , кавалерия и т. д.), остальная лексика относится к сфере кулинарии, транспорта, быта и т. д.

В разделе 1.3. анализируется лексика, заимствованная из итальянского языка в XVIII в. Поскольку данный период характеризуется активным взаимодействием с другими странами благодаря политике Петра I, то с появлением новых предметов, как следствие, в языке появилось много новых слов и понятий. Из итальянского языка в основном заимствовалась музыкальная терминология (трио , баритон , опера , капелла , тенор , альт , мандолина и т. д.), в меньшей степени слова из военной сферы (каземат , артиллерия ) и сферы питания (сарделька ), быта (бокал , баул , салфетка ), живописи (карикатура , фреска ), банковской (банк , банкрот , валюта ). Семантика некоторых слов сузилась (например, у слова барак ).

Что касается семантики заимствованных слов, то в большинстве случаев язык-приемник сначала выбирает какое-то одно значение, которое со временем укореняется в языке, но если заимствование фигурирует в разных сферах, то появляются и другие значения. Отметим, что в русском языке итальянские заимствования появлялись как опосредованно через французский (преобладающий) и немецкий языки , так и непосредственно из языка-источника.

В разделе 1.4. рассматриваются итальянские заимствования XIX в. Практически у всех проанализированных слов данного периода наблюдается расширение значения слов, утрата старых (помада , тирада ). Например: согласно словарю слово помада возникло из фр. pomade яблоко’ , т. е. прежде приготовлялась из яблок; по словарю данное слово пришло из нем. Pomade , фр. pomade < ит. pommata и обозначало ‘косметическую мазь для подкрашивания губ’, устар. – ‘мазь для придания эластичности и блеска волосам’. В словаре – это ‘косметическое средство, душистая мазь’. В словаре – ‘косметическое средство для смягчения и крашения губ’.

Основной сферой коммуникации данного периода является обиходно-бытовая.

В начале XX в. в лексике русскоязычных носителей преобладает политическая терминология из разных европейских языков (демонстрация (из польск.), митинг (из англ.)). В 40-50 гг. процесс заимствования затихает, и только во второй половине XX в. до настоящего момента в русском языке в огромных количествах стали появляться заимствования из разных языков, из разных сфер коммуникаций, часть из которых остается и адаптируется к языковой системе русского языка, а часть выходит из употребления или заменяется русскими лексемами. В разделе 1.5. приводятся слова как зафиксированные словарями иностранных слов (капучино , пицца , пиццерия , траттория , джакузи ) так и незафиксированные, но активно употребляемые русскоязычными носителями в различных сферах коммуникации (моцарелла , кростино , чиабатта , латте , бариста , лавандерия , лазанья , кьянти ). Например: « Некоторые блюда из меню: кростини из жареной поленты с печенью цыпленка ».

В результате анализа лексики, заимствованной в разные периоды развития русского языка, мы распределили все исследованные заимствования (около 346 лексических единиц) по сферам коммуникации (раздел 1.6.) и распределили их по 28 коммуникативным сферам. Доминирующей среди них является сфера «продукты питания», которая вытеснила сферу «музыка». Далее выделяются сферы: «понятие «человек», «группы людей, психическое состояние», «архитектура и строительство», «военная терминология», «профессия», «финансовая и банковская терминология, документы», «ткань и одежда, обувь», «живопись, обозначение цвета», «быт», «театр», «морская терминология и транспорт», «медицина», «растения и цветы», «наземный транспорт и терминология», «слова речевого этикета », «украшения», «общественные учреждения», «праздники и отдых», «игры», «полиграфия», «литература», «лексика СМИ», «магазины и покупки», «языкознание», «насекомые», «география», «кино», а также слова, не вошедшие в перечисленные сферы - пляж, речитатив, тирада, бьеннале (биеналле).

В выводах по первой главе мы отметили, что в этимологических словарях XX в. (, М. Фасмера,) отмечается немного слов, заимствованных непосредственно из итальянского языка, но развитие торгово-экономических связей способствовали пополнению русского языка итальянскими заимствованиями из языка-источника в начале XXI в.

Среди причин заимствований выделяются такие как: необходимость наименования предмета или явления; социально-психологические причины (престижность звучания); расширение представления о понятии, его детализация; разграничение смысловых оттенков, т. е. семантика заимствованного слова и уже существующего в русском языке могут пересекаться между собой, но не совпадать полностью. Конечно, со временем могут возникнуть новые причины при условии активных взаимоотношений с другими странами, а также влияния СМИ и Интернета.

В результате анализа заимствований разных периодов отмечается много итальянских слов, появившихся в русском языке через французский язык-посредник . Этот факт объясняется географической близостью двух стран и влиянием итальянской культуры на французскую с XVII в., а, следовательно, и воздействие итальянского языка на французский. Однако необходимо отметить, что в словарях конца XIX – начала XX вв., при анализе некоторых заимствований возникала сложность в определении языка-источника, т. к. слово могло заимствоваться с разными значениями из разных языков, поэтому не было никакой возможности определить, к какому из языков восходит данное заимствование (например, канитель , карта , банка и т. д.). Например: слово карта заимствовано через польск. karta < лат. charta ‘бумага’ (,); географическая к. - из голланд. яз. kaart географическая карта’ < лат. charta ‘лист бумаги’ < греч. chart ē s ‘бумага’, но игральная к. - в VI в. из польск. яз., где karta ‘игральная карта’ < ит. carta – тж. < ‘лист бумаги’ (М. Фасмер). Первые два определения слова в словарных статьях словарей, и совпадают – 1) ‘четырехугольный листок бумаги, на котором изображены знаки одной из четырех карточных мастей’, 2) ‘чертеж неба, земли, моря’, и т. п. Толкования третьего значения в указанных словарях расходятся: по и – ‘список кушанья и напитков в гостиницах’; по – ‘бланк для заполнения какими-н. сведениями’.

В таких случаях следует обращать внимание на значение, в котором оно используется.

В процессе развития русского языка многие заимствования изменяли свою семантику: слово могло сузить свое значение, утратить первичное значение и перейти из одной сферы коммуникации в другую (например, слово консерватория - в конце XVII в. обозначало ‘приют для сирот и беспризорных, где обучали ремеслам’, а уже с XVIII в. там стали обучать преимущественно музыке), расширить свое значение и сферу употребления (новелла , банкет аббревиатура , картон , авария и др.).

Самым активным по количеству и многообразию итальянских заимствований являются периоды XVIII в. и XXI в., а основной областью заимствований начала XXI в. стала сфера питания (названия напитков, блюд, продуктов, магазинов, ресторанов и т. д.). В другие эпохи заимствований из данной сферы было единичным. Не наблюдается заимствований из политической, научно-технической и спортивной терминологии, а также научно-технической сферы.

Во второй главе диссертации исследуется процесс освоения итальянских заимствований: выделяются условия вхождения и адаптации заимствованных слов. В процессе изучения данного вопроса, в работе были привлечены исследования таких ученых, как, и др.

Поскольку процесс ассимиляции иноязычного слова начинается с фонологической и графико-фонетической адаптации, в разделе 2.1. было проанализировано несколько слов итальянского происхождения (латте , моцарелла , капучино и т. д.), в которых отмечается, что итальянские звуки передаются довольно просто, среди них немного нехарактерных для русского языка буквенных сочетаний (например, дж акузи , сольфедж ио , дж инсы и т. д.). Некоторые итальянские звуки при произношении могут подменяться английскими, в основном это происходит из-за незнания итальянской фонетики и правил произношения некоторых буквенных сочетаний. Например, название магазина “Oggi” носители русского языка произносят в соответствии с правилами произношения английских согласных «огги», но согласно правилам итальянского языка это «оджи».

Далеко не все заимствованные итальянские слова появляются с фиксированным ударением, во многих словарях отмечается два варианта, например пиццери́я и пицце́рия, ла́тте и латте́. В процессе адаптации к системе русского языка подобное колебание вполне типично для многих иноязычных слов.

При изучении примеров, где употреблены слова итальянского происхождения, мы наблюдаем несколько вариантов графического оформления. Графические варианты оформления позволяют определить орфографическое написание итальянских заимствований. В словарях последних лет для некоторых слов приводятся варианты написания (из англ. бейдж бедж, флаер флаерс ), однако, если провести анализ примеров из различных текстов статей, то например, для слова биеннале будет характерно одно единственное оформление. Например, в словаре отмечается два варианта употребления лексемы: бьенн але и бие налл е , как и в словаре: бьенн але и биенн але . Нам встретился только один вариант этой лексемы:

«Итальянцы часто сравнивают Биеннале с чемпионатом мира по футболу <…>»,

«На биеннале , успешно прошедшей в позапрошлом году, были представлены работы 160 художников <…>».

Таким образом, можно предположить, что в новых словарях иностранных слов XXI в. данное слово будет представлено в указанном варианте.

Одной из причин вариантности грамматических показателей в заимствованном слове является заимствование устным путем, а также слабая адаптация к системе русского языка. Многие из адаптированных итальянских заимствований обладают грамматическими показателями рода и числа, однако и среди них наблюдаются слова (адаптированные и неадаптированные), оканчивающиеся на о , е , та (например, карпаччо , бариста, биеннале ), что типично для итальянского языка и это не позволяет определить грамматические категории. Такие слова относятся к разным сферам употребления, но большая часть из них заимствована недавно из сферы кулинарии.

Адаптированные итальянские заимствования развивают словообразовательную активность. Благодаря прификсам и продуктивным суффиксам существительных (среди итальянских заимствований преобладают лексемы мужского рода с суффиксами: -ер ,-ир , -ист , -та (стилист , костюмер , новеллист )), прилагательных и глаголов (-ирова для итальянских глаголов сальдировать , жирировать ; -ова для глаголов бастовать , бандировать ) можно выделить и проанализировать различные типы словообразовательных гнезд (далее СГ): однословные, двусловные, цепочечные, веерные , древовидные. Так, на примере анализа древовидного типа, которое заключает в себе все типы СГ, отмечается преобладание двухсловного и веерного типов. В качестве производящего слова чаще всего выступает имя существительное, отмечаются случаи образования от прилагательных (бежевый , грандиозный ) и глаголов (манкировать , изолировать ).

Рассмотрим пример древовидного типа:

словообразовательное гнездо от слова макет включает 4 словообразовательные цепочки: 1) макет – макетик 2) макет - макетчик – макетчица; 3) макет – макетный; 4) макет – макетировать: макетироваться, макетирование, смакетировать. Первая и третья цепочка заключают в себе по два компонента, вторая – три компонента, четвертая - пять компонентов. Все цепочки относятся к одной и той же сфере терминологии - «архитектура и строительство». При образовании производных слов используются различные морфемные единицы, в результате присоединения которых появляются слова других частей речи. Например, суффиксы существительных: уменьшительно-ласкательный -ик (макетик ), -чик (макетчик ) со значением лица по роду деятельности, -ирование (макетирование ), определяющий книжную окраску слова; суффикс прилагательного (макетный ); глагольный суффикс -ирова (макетировать ); постфикс возвратного глагола -ся (макетироваться ) со значением действия, направленное на самого себя, продуктивная приставка с- (смакетировать ), указывающая на добавочное значение. Как мы видим, в данной словообразовательной цепочке использованы три типа словообразования : суффиксальный, постфиксальный и префиксальный.

В результате анализа аналогичным образом нескольких СГ (от слов валюта , каприз , банк и т. д.) мы пришли к выводу, что главным способом словообразования является суффиксальный для всех частей речи. Во всех частях речи суффиксы выступают в разных значениях, однако для имени существительного преобладающим является значение лица по роду деятельности или принадлежности к профессии; для прилагательного – значение принадлежности предмета или объекта к кому-, чему-либо; для глагола – суффиксы выражают значение ‘заниматься какой-нибудь деятельностью’; среди приставок преобладающих значений не наблюдается.

Согласно нашей классификации итальянских заимствований, приведенной в первой главе, итальянские термины соотносятся с разными сферами употребления: в XVIII в – это музыкальная терминология, в XXI в. слова из сферы кулинарии (паста, пицца, тирамису, панакота и т. д.), которые можно отнести к разряду интернациональных терминов, так как в большинстве стран мира эти слова не переводятся. Одной из ведущих причин появления и распространения интернационализмов является билингвизм, а также желание конкретизировать новое явление (термин) во избежание недопонимания. Итальянские термины в русском языке распространяются не только посредством печатных и телевизионных СМИ, интернета, но и в результате их использования в научных исследованиях

В разделе 2.5. мы рассмотрели неадаптированную лексику итальянского происхождения, а именно соотношение понятий «иноязычное вкрапление», «варваризм» и «экзотизм». Проблемой адаптации новой иноязычной лексики в русском языке занимались ученые: , -Правда, и др.

В настоящее время исследователи не пришли к общему мнению в определении понятий «варваризм» и «иноязычное вкрапление»: какое из них является семантически самостоятельным, а какое требует пояснения, т. е. какое из них употребляется окказионально, а какое с осознанным значением и уместным употреблением. Мы попытались их разграничить, опираясь на материал из различных статей как печатных, так и электронных СМИ.

Следует отметить, что в СМИ, освещающих итальянскую жизнь и культуру, довольно часто можно встретить варваризмы в русской графике без пояснения, но только при условии, что одна и та же лексема часто употребляется в текстах различной тематики, значение ее уже объяснялось и она семантически самостоятельна. Рассмотрим несколько примеров:

1. « Bella Lodi легко узнать среди тысячи других сортов благодаря его необычной «внешности», а точнее - уникальной черной корочке, покрывающей идеальное белое тело сыра» - «Этот контраст – визитная карточка сыроваров, создающих Bella Lodi на ферме, которой уже более 100 лет»;

2. «2 сентября в одном из самых известных ресторанов Новосибирска « La Maison » прошел День итальянской моды в Сибири, мероприятие, организованное институтом внешней торговли Италии ( ICE ) и федерацией «Система Мода Италия» ( SMI ) » «День итальянской моды в Сибири проводился в рамках проекта, организованного федерацией SMI при поддержке отделений ICE в Москве и Новосибирске».

Как показано в примерах, выделенные слова и словосочетания не всегда имеют пояснения, употребляются несколько раз в одном или разных текстах, а значит постепенно приобретают семантическую самостоятельность.

Варваризмы итальянского происхождения (особенно последних лет) преобладают над итальянскими экзотизмами по причине активного употребления в речи (названия продуктов, например пармезан, маскарпоне, чиабатта, и лексем из других коммуникативных сфер, например бариста, пиццайоло аривидерчи, чао, пронто, сенти, сконти, сальди, папарацци ), а также усиливающегося влияния СМИ и интернета.

В отличие от варваризмов и вкраплений конца XX – XXI вв., многие итальянские экзотизмы, закрепленные словарями, не нуждаются в разъяснении и передаются в основном средствами русской графики.

Экзотизмы являются лексикой национально и территориально закрепленной, например слова гондольера , гондола , гондольер относятся к венецианской области; моцарелла появилась в регионе Кампания; лексемы пицца , лазанья , капучино , кьянти , баркарола , палаццо , траттория , пиццерия употребляются на всей территории Италии.

С точки зрения словообразования, некоторые из указанных экзотизмов имеют нулевую словообразовательную продуктивность (палаццо , джакузи) .

В выводах по второй главе отмечается минимальное варьирование согласных звуков в словах итальянского происхождения («огги» «оджи»).

В результате анализа словообразовательных гнезд мы выделили продуктивные суффиксы, благодаря которым большая часть лексем соотносится с именем существительным и прилагательным, в меньшей степени с глаголом, единичны случаи образования наречия и отглагольных имен существительных и прилагательных; небольшое количество слов состоят из двух основ

В современном русском языке при заимствовании новых лексем из итальянского языка, преимущественно последнего десятилетия, наблюдается нефиксированное ударение, что связано со слабой адаптацией слов.

В результате исследования неадаптированной лексики было определено ступенчатое вхождение иноязычного слова в язык-приемник: иноязычное вкрапление – варваризм – экзотизм – заимствованное слово.

Поскольку не все ученые различают понятия «иноязычное вкрапление» и «варваризм», мы провели исследование данных понятий и определили, что иноязычные вкрапления, как правило, не закреплены словарями иностранных слов и толковыми словарями русского языка, употребляются окказионально и семантически не самостоятельны, т. е. их значения объясняются внутри текста. Варваризмы в свою очередь, как и вкрапления, передаются средствами русской и латинской графики, употребляются окказионально, с учетом морфологии другого языка, при этом они семантически самостоятельны, т. е. употребляются носителями в языке с осознанием семантики слова, однако от заимствований и экзотизмов их отличает фонетическая и графическая неустойчивость.

Среди экзотической лексики итальянского происхождения не наблюдается преобладающей коммуникативной сферы, в словарях присутствует их небольшое количество из разных коммуникативных сфер в графике русского языка, например, пицца , траттория , гондола , баркарола . Музыкальную лексику следует рассматривать отдельно, т. к. она может передаваться как графикой латинского языка, так и русского языка.

Если рассматривать в целом неадаптированную лексику итальянского происхождения, то преобладающими являются иноязычные вкрапления и варваризмы.

Заключение . В результате интенсивного заимствования иноязычной лексики начала XXI в. мы ежедневно сталкиваемся с лексикой адаптированного и неадаптированного характера. Мнения исследователей относительно такой языковой активности разделились: одни исследователи требуют защиты языка, другие говорят о языковом прогрессе. В любом случае следует учитывать три критерия (условия) появления заимствований в языке: необходимость, уместность, точность. Итальянские заимствования отвечают этим критериям хотя бы потому, что в русском языке для них довольно сложно подобрать синонимы, как, например, для названия блюд или для музыкальной терминологии и т. д.

Процесс лексико-семантической адаптации итальянских слов протекает довольно длительное время, при этом следует отметить, что самыми активными периодами развития семантических рядов и расширения коммуникативных сфер следует отметить XVIII в. и начало XXI в.

Анализ словарных статей словарей XX – XXI вв. показал, что у некоторых итальянских заимствований наблюдается семантическое непостоянство значений, которое зависит от активности в различных сферах коммуникации, от изменения основных компонентов, составляющих предмет, что может изменять представление о нем самом и слове, его обозначающем (например, слово консерватория ). Заимствования, постоянно используемые в какой-либо коммуникативной сфере, могут образовывать целые ряды слов (например, новелла, банкет, аббревиатура, картон, авария и др.). Однако в результате утери одного из значений итальянское заимствование могло сузить свое понятие (например, в слове барак ).

Как мы уже отметили, преобладающей коммуникативной сферой (из 28 исследованных) является «питание» (названия блюд, напитков, продуктов), в основном это варваризмы, реже экзотизмы.

В результате рассмотрения лексики итальянского происхождения с точки зрения графико-фонетического, грамматического и морфологического освоения, отметим, что примерно до конца XX в. она полностью подчинена нормам русского языка, т. е. развивает словообразовательную активность, получает различные значения и употребляется в различных стилях речи. Итальянские заимствования конца XX в. находятся на этапе интеграции, т. е. они начинают входить в фонетическую и грамматическую системы языка, становятся привычными для русскоязычных носителей языка. Слова итальянского происхождения, появившиеся в начале XXI в. находятся на этапе проникновения и относятся к неадаптированной лексике, т. к. характеризуются неустойчивостью в написании, произношении и постановке ударения.

Большинство лексем итальянского происхождения начала XXI в. характеризуются неустойчивостью в написании (чиабатта - чаабатта ) и произношении (лáтте - латтé ). С точки зрения графико-фонетической адаптации среди слов итальянского происхождения наблюдается минимальное варьирование согласных букв, одной из причин является подмена итальянских согласных английскими при произношении (Ср., ит. «Oggi» – ‘огги’ и ‘оджи’). Результатом такой подмены является постоянный приток новых, неадаптированных лексем итальянского происхождения, при этом прежние не успевают освоиться, вследствие чего в русском языке наблюдается влияние другого языка.

В результате словообразовательной активности итальянских заимствований, а именно благодаря присоединению к их основам суффиксов, префиксов, постфиксов, возникли словообразовательные гнезда, ведущими среди которых являются веерный и двухсловный типы. Главным словом-вершиной таких словообразовательных цепочек в основном выступает имя существительное, отмечаются случаи образования от глагола (манкировать , изолировать ), при этом только один из них образует древовидный тип СГ, но встречаются также случаи образования двухсловных гнезд от заимствованных итальянских прилагательных: грандиозный и бежевый .

В процессе исследования выяснилось, что не все лингвисты различают понятия иноязычное вкрапление и варваризм , поскольку в тексте довольно трудно определить, является оно вкраплением или варваризмом. Однако следует отметить, что иноязычные вкрапления, как правило, не закреплены словарями иностранных слов и толковыми словарями русского языка, употребляются окказионально и семантически не самостоятельны, т. е. их значения объясняются внутри текста. Варваризмы в свою очередь, как и вкрапления, передаются средствами русской и латинской графики, окказионально, с учетом морфологии другого языка, при этом они семантически самостоятельны, т. е. употребляются носителями в языке с осознанием семантики слова, однако от заимствований и экзотизмов их отличает фонетическая и графическая неустойчивость.

Вкрапления, варваризмы, экзотизмы, интернационализмы практически не имеют вариантных языков-посредников, в основном заимствованы непосредственно из итальянского языка и семантически не варьируются, функционирует в какой-то одной коммуникативной сфере.

Лексика итальянского происхождения не является доминирующей в русском языке по сравнению с другими европейскими языками (например, английским), однако выполняет свою функцию в процессе номинации новых явлений, реалий, которым невозможно подобрать аналог в системе русского языка. Как и все новые слова, возможно, они изменят свой облик или будут заменены синонимами.

Приложения . Первое приложение представляет результаты социологического исследования по освоению адаптированных и неадаптированных заимствований. Во втором и третьем приложениях представлен анализ словообразовательной адаптации итальянских заимствований. В четвертом приложении даются значения неадаптированных заимствований итальянского происхождения.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Лукина временных форм прошедшего времени глагола в русском языке в сравнении с итальянским. // Русский язык: история, диалекты, современность. Выпуск X. М., 2010. - С. 44-49.

2. Лукина заимствований из итальянского языка в современном русском литературном языке. // Русский язык: история, диалекты, современность. Выпуск IX. М., 2010. – С. 41-46.

3. Лукина -семантический анализ итальянских заимствований в современном русском языке. Вестник МГОУ. // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – М.: Изд. МГОУ, № 3, 2011. – С. 70-75.

4. Лукина заимствования из итальянского языка в современном русском литературном языке. Вестник МГОУ. // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – М.: Изд. МГОУ, № 4, 2011. – С. 79-81.

5. Лукина лексика итальянского происхождения в русском языке Вестник МГОУ. // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – М.: Изд. МГОУ, № 6, 2011. – С. 74-76

Горнфельд словечки и старые слова. – Петербург: Колос, 1922. – С. 26.

Чудинов иностранных слов, вошедших в состав русского языка. – 3-е изд. - Спб.: Изд. , 1910. – С. 474.

Крысин словарь иноязычных слов / - М.: Эксмо, 2010. – С.616.

Ожегов русского языка / ; Под общ. ред. проф. . – 24-е изд, испр. - М.: дом «ОНИКС XXI век», 2003. – С. 547.

Лопатин словарь современного русского языка. / . – М.: Эксмо, 2011. – С. 538.

Ж. Italia. 2010, № 12. - С. 72.

Михельсон всех иностранных слов вошедших в употребление в русский язык, с объяснением их корней. - М.: изд. тип Индрих 1875. – С. 243.

Чудинов иностранных слов, вошедших в состав русского языка. – 3-е изд. - Спб.: Изд. , 1910. - С. 253.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. 2 (Е - Муж) / Пер. с нем. и доп. . – 2-е изд., стер. - М.: Прогресс, 1986. – С. 203.

Крысин словарь иноязычных слов / - М.: Эксмо, 2010.–С. 340.

Боброва этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. – 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001. – С. 144.

Новейший словарь иностранных слов / авт. – сост. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2009. – С. 199.

Нечаева словарь иностранных слов: свыше 25000 слов и словосочетаний. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Азбуковник», 2008. – С. 155.

Ж. Italia, 2011, №7. - С. 58.

Ж. Italia, 2011, №7. - С. 12.

Семенов словарь русского языка. – М.:ЮНВЕС, 2002.–С. 339.

Ж. Italia, 2011, №7. - С. 81

См. там же (С. 81).

Ж. Italia 2010, № 12. – С. 18.

Ж. Italia 2010, № 12. – С. 19.

Экономические и политические связи Англии и Италии начинают усиленно развиваться с XIV века. Английская экономика была связана с итальянской мануфактурой, которая не могла бы существовать без английской шерсти. Подготовка к столетней войне была проведена Эдуардом III на деньги флорентийских банкиров. Эти экономические и политические связи нашли свое отражение в словарном составе английского языка, который, начиная с XIV века, заимствует итальянские слова, относящиеся к торговле, мануфактуре и военному делу.

Однако наиболее сильное влияние итальянский язык оказал в эпоху Возрождения. Известно то значение, которое литература и искусство Возрождения имели для всей европейской культуры. Англия также испытала на себе это влияние. Знакомство с итальянской литературой этого периода, путешествия в Италию, изучение ее живописи, скульптуры и архитектуры, интерес к итальянской музыке, к самой стране, все это нашло свое отражение в ряде заимствований из итальянского языка.

Следует отметить, что, в связи с широким распространением итальянских заимствований в европейских языках, некоторые итальянские слова были заимствованы английским языком не непосредственно, а через другие языки. Например, barouche (итальянское слово baroccio -- барокко); cohl-rabi (ит. cavoli rape -- кольраби) заимствованы из немецкого языка. Большинство итальянских слов до XVI века было заимствовано через французский, и только с XVI века появляются заимствования непосредственно из итальянского языка.

Самые ранние (XIV-XV вв.) заимствования относятся к торговле и военному делу. Так из области торговли и финансов были заимствованы слова: ducat, million, lombard. Из области военного дела и мореплавания: alarm (тревога), brigand (бандит), bark (барка).

В XVI веке экономические связи с Италией вызвали новые заимствования: carat (карат), traffic (движение транспорта), porcelain (фарфор), contraband (контрабанда), bankrupt (банкрот), soldo (сольдо), battalion, squadron, citadel, pistol.

Однако наибольшее количество слов, заимствованных из итальянского языка, связано с областью искусства (литература, живопись, музыка, архитектура). Например: sonnet, stanza, motto, model, miniature, madonna, fresco.

Другие заимствования этого периода: bandit, biretta, mustachio, lottery, bravo, duel, cavalcade, escort, artichoke, gondola.

В XVII веке возрастает количество заимствований, относящихся к общественной жизни, торговле, а также искусству и музыке, например: manifesto, intrigue, bulletin, risk, umbrella, balcony, corridor, pedal, solo, opera, vivace, piano, largo, allegro, grotto, volcano, cascade.

В XVIII веке продолжающееся увлечение итальянской музыкальной культурой вызвало новый приток музыкальных терминов их итальянского языка этот период появились такие слова как soprano, falsetto, viola, cantata, mandolin, trombone, trio, fantasia, aria, tempo, obligate, crescendo, andante.

Из области других видов искусства были заимствованы слова: picturesque, costume, terracotta, dilettante.

В XIX веке заимствуются некоторые слова, отражающие политическую борьбу в Италии. Например, carbonary, cammorra. Увеличивается группа заимствований, связанных с наукой, однако, наибольшее количество заимствований, как и в предшествующие два столетия, поступило из области музыки и искусства. В качестве примеров можно привести следующие слова: sonatina, cavatina, legato, prima donna, diva, fiasco, studio, replica.

Из заимствований начала XX века можно отметить: autostrada, duce и fascist.

Последнее слово связано с латинским словом fasces -- название эмблемы исполнительной власти в Древнем Риме (пучок березовых прутьев с воткнутым посредине топором).

Следует отметить, что в английском языке, как и в ряде других европейских языков, употребляются некоторые итальянские фразеологические сочетания, например, sotto voce (шепотом, вполголоса), traditori и другие.