Что делать если второй аукцион признан несостоявшимся. Что делать если имущество должника не реализовано на торгах? Протокол признания электронного аукциона несостоявшимся. Вообще не было подано заявок

01.07.2019

Имеет много нюансов. Первое, что нужно знать заказчику – то, что участие в несостоявшейся закупке нельзя назвать проигрышем. Поставщик, который принял участие в таких торгах, имеет определенные риски, при этом может извлечь и некоторые выгоды.

Когда закупка признается несостоявшейся

Следует провести различие между несостоявшейся, недействительной и отмененной закупками.

Недействительная закупка – та, в ходе которой заказчик нарушил положения соответствующего законодательства (44-ФЗ или 223-ФЗ) или ГК РФ. Контракт, заключенный по итогам недействительных торгов, должен быть расторгнут.

По определенным причинам заказчик или контролирующий орган могут отменить закупку на любом из ее этапов.

Закупка признается несостоявшейся тогда, когда фактически не было конкурентного определения поставщика. В зависимости от типа торгов, конкретные причины могут быть разными.

Когда торги по 44-ФЗ признают несостоявшимися

Стоит рассмотреть случаи несостоявшихся закупок в трех самых популярных видах закупочных процедур:

  • не подано ни одной заявки;
  • подана только одна заявка;
  • только одна заявка соответствовала требованиям документации;
  • победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался от его заключения (поскольку имеет на это законное право);
  • по результатам предквалификационного отбора ни один из участников не соответствовал требованиям.

2. В аукционе

  • не подано ни одной заявки;
  • подана только одна заявка
  • все первые или все вторые части заявок не соответствуют требованиям;
  • в ходе рассмотрения первых или вторых частей заявок только одна была допущена;
  • в течение десяти минут с начала проведения торгов не было сделано ни одной ценовой ставки;
  • победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался от его заключения;

3. В запросе котировок

  • не подано ни одной заявки;
  • подана только одна заявка;
  • все поданные заявки были отклонены комиссией;
  • только одна заявка была допущена комиссией.

Несостоявшиеся торги по 223-ФЗ

Неоднократно отмечается, что закон 223-ФЗ более лоялен по отношению к процедуре закупки и действиям заказчиков. Это касается и их действий в случаях признания закупок несостоявшимися: самим законом они не определены, а Гражданский кодекс регламентирует только несостоявшиеся конкурсы и аукционы.

Большинство заказчиков берут за основу 44-ФЗ, заменяя некоторые условия на более гибкие. Другими документами, на которых основаны действия заказчиков, являются положение о закупке и Закон о защите конкуренции.

Действия заказчика

1. Когда ни один поставщик не соответствовал требованиям

Во-первых, вносятся изменения в план-график. По истечении 10 дней заказчик может объявить о:

  • повторном конкурсе, если не состоялся конкурс;
  • о другой закупочной процедуре, если не состоялся аукцион;
  • о новой закупке, если не состоялся запрос предложений;
  • о продлении срока подачи заявок или проведении закупки другим способом, если не состоялся запрос котировок.

2. Когда только один поставщик соответствовал требованиям

  • заказчик заключает с ним контракт, если проводился запрос котировок или аукцион;
  • заказчик согласует возможность заключения контракта с контролирующим органом, если это был запрос предложений или конкурс;

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта

1. Отсутствуют предложения.

2. Подана только одна заявка.

Общие основание Для конкурсных процедур Для электронного аукциона Уклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.

1. Отклонены все предложения.

2.Только одна признана соответствующей требованиям.

При проведении в конкурсе с ограниченным участием:
1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.
2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа
1. Отсутствуют предложения.
2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.
3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.


Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с , при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).ст. 92 , кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

В этой статье остановлюсь на признании торгов несостоявшимися.

Когда вообще такое может произойти?

Во-первых, если на торги не было подано вообще заявок — это достаточно логично, какие уж тут торги, если никого нет. Что дальше? Назначат повторные торги с понижение начальной цены (НЦ) на 10% от НЦ на первичном аукционе. Если же и повторные не состоятся, то назначат торги в форме публичного предложения с понижением НЦ.

Самое интересное не это.

Представьте себе такую ситуацию : вы решили что-то купить с первичного или повторного аукциона (т.е. с торгов на повышение). Вы подали свою заявку на электронной площадке. И так уж получилось, что кроме вас до торгов никого не допустили или вообще кроме вас никто заявок не подал. Что произойдет в таком случае?

Вот теперь эти торги назовут несостоявшимися. Но паниковать рано.

При все том, что звучит это печально, вас как единственного участника таких торгов признают победителем аукциона по начальной цене. Вы же подали заявку на аукцион по начальной цене? И не ваша проблема, что больше никто не подал заявку или никого не допустили кроме вас. Вы же готовы были заплатить начальную цену, т.к. для чего-то же вы подавали заявку. Поэтому у организатора торгов нет никаких оснований в т.ч. законодательных не назначить вас победителем таких торгов.

На какую статью закона мы опираемся? Конечно на основной документ — ФЗ №127 «О несостоятельности» , а если быть точнее на пункт 17 Статьи 110 «Продажа предприятия должника» (скачать ФЗ по ссылке)

«Если к участию в торгах был допущен только один участник, заявка которого на участие в торгах соответствует условиям торгов или содержит предложение о цене предприятия не ниже установленной начальной цены продажи предприятия, договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с этим участником торгов»

Таким образом, если вы единственный участник аукциона и ваша заявка с Приложениями к ней соответствуют требованиям, вы можете рассчитывать на то, что лот вы купили по начальной цене.

Вот так обстоят дела с признанием торгов несостоявшимися.

Поэтому, когда я показывал в своем видео-уроке вот эти торги по покупке земельного участка в городе Ярцево у некоторых внимательных читателей нашей рассылки возникало справедливое недоумение «Как это он нам тут говорит, что землю купил, а ведь торги то не состоялись»?

Вот так вот они и «не состоялись»!

А это свидетельство о праве собственности на тот самый земельный участок. Это Тот, у кого есть доступ к площадке «Сбербанк-АСТ» может также посмотреть торговую процедуру — SBR013-1404110020

Основания признания торгов несостоявшимися. Общие положения ГК РФ о заключении договора на торгах предусматривают одно основание для признания торгов несостоявшимися: если в аукционе или конкурсе участвовал только один участник (п.

5 ст. 447 ГК РФ). Закон об исполнительном производстве таких оснований признания публичных торгов несостоявшимися не называет вовсе.

Наиболее подробный и учитывающий особенности отношений, складывающихся при реализации имущества, на которое обращено взыскание, перечень оснований признания публичных торгов несостоявшимися содержится в Законе об ипотеке. Пункт 1 ст. 58 данного Закона предусматривает, что организатор публичных торгов объявляет их несостоявшимися в случаях, когда:

1) на публичные торги явилось менее двух покупателей;

2) на публичных торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества;

3) лицо, выигравшее публичные торги, не внесло покупную цену в установленный срок.

Публичные торги должны быть объявлены несостоявшимися не позднее чем на следующий день после того, как имело место какое- либо из указанных обстоятельств.

Не может не вызывать удивления, что законодательство об исполнительном производстве не указывает на такие обстоятельства, как отсутствие надбавок и уклонение от внесения покупной цены, как на основания для признания торгов несостоявшимися.

При отсутствии надбавок нет собственно торга, поскольку нет конкуренции заявок и не достигается цель выставления имущества для публичной продажи - определение его справедливой цены посредством рассмотрения поступающих предложений. Данный механизм позволяет с определенной степенью уверенности утверждать, что выявленная цена отражает ситуацию на рынке. Механизм публичного торга необходим, поскольку должник от распоряжения имуществом отстранен и не может определять цену продажи; справедливо в этом случае устанавливать ее не по воле государственного органа, а таким образом, чтобы выявить, по какой цене его готовы купить.

Если покупатель уклоняется от внесения покупной цены, цель публичной продажи не достигается тем более, поскольку обращение взыскания направлено на получение денежной выручки за выставленное на продажу имущество, а не на заключение договора купли-продажи. Полагать, что организатор торгов должен предъявлять покупателю новые требования об уплате цены, означает, что вместо денег, необходимых для исполнения решения о взыскании, организатор публичных торгов приобретает лишь право требования, обязанность покупателем может и не быть исполнена. Такое положение противоречит природе института принудительного исполнения решения о взыскании денежных средств.

Очевидно также, что выявленный пробел законодательства об исполнительном производстве должен быть устранен.

Временная инструкция о порядке реализации прав (требований) по сравнению с ГК РФ на первый взгляд расширяет перечень оснований, при которых публичные торги по продаже дебиторской задолженности могут быть признаны несостоявшимися. В соответствии с п. 35 Временной инструкции торги признаются несостоявшимися только в случаях, если:

в торгах принял участие только один участник;

в процессе торгов ни один из участников не подал заявку на приобретение дебиторской задолженности по цене, равной или большей, чем сумма оценки, произведенной лицом, осуществляющим взыскание, при наложении ареста на такую дебиторскую задолженность.

а) для участия в торгах не подано ни одной заявки;

б) в торгах участвовал только один участник;

в) ни один из участников торгов, проводимых в форме аукциона, после троекратного объявления минимальной начальной цены продажи имущества не поднял билет;

г) ни один из участников аукциона по продаже дебиторской задолженности после троекратного объявления минимальной цены продажи дебиторской задолженности не поднял билет;

д) ни один из участников торгов, проводимых в форме конкурса по решению комиссии, не внес предложения, соответствующие условиям конкурса.

Решение комиссии об объявлении торгов несостоявшимися оформляется протоколом. Такое решение должно быть принято не позднее чем на следующий день после того, как имело место какое- либо из вышеуказанных обстоятельств.

Фактически указанные во Временной инструкции, а также в подп. «а», «б», «в», «г» основания могут рассматриваться как частные случаи ситуации, отраженной в п. 1 ст. 447 ГК РФ, поскольку отказ от представления предложений при покупке может рассматриваться как отказ от участия в торгах.

Для решения проблем, возникающих в связи с отсутствием в процессуальном законодательстве специальных указаний о возможности признания публичных торгов несостоявшимися при уклонении победителя торгов от внесении оплаты, РФФИ вынужден прибегать к достаточно сложному механизму аннулирования результатов торгов, рассмотренному ранее в ходе исследования порядка оплаты приобретенного на торгах имущества.

Отсутствие надбавок против начальной продажной цены, сделанных участниками торгов, не рассматривается как «дефект» публичных торгов, хотя, как указывалось, это противоречит цели и задачам публичной продажи.

В данной ситуации представляется допустимым применение по аналогии нормы Закона об ипотеке, признающей в качестве основания для признания публичных торгов несостоявшимися отсутствие надбавок против начальной цены выставленного на торги имущества.

Последствия признания торгов несостоявшимися. Положения ГК РФ о торгах не указывают последствий признания их несостоявшимися. Но из смысла данного термина следует, что несостоявшиеся торги не порождают никаких прав и обязанностей, связанных с заключением договора, для организатора и участников торгов; цель торгов не достигнута.

Это обстоятельство не всегда учитывается, и в ситуации, когда торги не состоялись, предъявляются требования о признании их недействительными.

Так, акционерное общество «Норильский комбинат» в 1998 г. обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительными торгов по продаже здания.

Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований отказано в связи с тем, что при подготовке и проведении торгов не был нарушен закон, а торги были признаны несостоявшимися.

Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, указала на следующее. Торги представляют собой один из способов заключения договора. Поэтому согласно п. 2 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Торги, признанные несостоявшимися, правового результата не имеют и не могут быть признаны недействительными .

В отношении реализации заложенного имущества ГК РФ предусматривает, что при объявлении торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом.

При объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме не более чем на 10% ниже начальной продажной цены на повторных торгах (п. 4 ст. 350 ГК РФ).

Исходя из данных положений признание первых торгов несостоявшимися дает возможность залогодателю либо потребовать выставления имущества на повторные торги, либо заключить с залогодателем соглашение о приобретении предмета залога в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 350 ГК РФ.

Признание несостоявшимися повторных торгов не является основанием для проведения новых торгов; если залогодержатель не воспользуется правом оставить предмет залога за собой в течение месяца со дня признания повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается.

Сроки и особенности проведения повторных торгов ГК не устанавливает.

Закон об ипотеке (ст. 58) содержит более детальное регулирование отношений, возникающих при признании публичных торгов по продаже предмета ипотеки несостоявшимися.

Залогодержатель в этом случае вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество по его начальной продажной цене на публичных торгах и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой этого имущества.

Если залогодержатель в течение 10 дней после объявления публичных торгов несостоявшимися не заключил такого соглашения с залогодателем, проводятся повторные публичные торги. Они должны быть проведены не позднее чем через месяц после первых торгов.

Если признание торгов несостоявшимися имело место вследствие неявки на торги достаточного количества покупателей (менее двух) либо из-за отсутствия надбавки к начальной цене, то начальная цена на повторных торгах снижается на 15%. В остальном повторные торги производятся по правилам, предусмотренным для первых торгов.

Повторные публичные торги признаются несостоявшимися по тем же основаниям, что и первые торги. В этом случае залогодержателю предоставляется право приобрести (оставить за собой) заложенное имущество по цене не более чем на 25% ниже его начальной продажной цены на первых публичных торгах и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой.

Если залогодержатель не воспользуется правом оставить предмет ипотеки за собой в течение месяца после объявления повторных публичных торгов несостоявшимися, ипотека прекращается.

Правила о последствиях признания несостоявшимися публичных торгов по продаже недвижимого имущества, на которое обращено взыскание по иным основаниям (не в качестве предмета ипотеки), Законом об исполнительном производстве не установлены.

На практике в случае признания торгов несостоявшимися, за исключением признания несостоявшимися торгов по продаже дебиторской задолженности, организатор торгов в течение одного рабочего дня со дня принятия комиссией решения об объявлении торгов несостоявшимися письменно уведомляет об этом государственный орган, передавший имущество для реализации, а также направляет ему на согласование проект извещения. Если организатором торгов является представитель Фонда, то одновременно с уведомлением государственного органа организатор торгов направляет уведомление о признании торгов несостоявшимися в Фонд (отделение Фонда).

В течение 14 календарных дней со дня принятия комиссией решения о признании торгов несостоявшимися организатор торгов, по согласованию с государственным органом, организует подготовку и публикацию извещения об объявлении торгов несостоявшимися.

В соответствии с п. 4 ст. 54 Закона об исполнительном производстве, если имущество не будет реализовано в двухмесячный срок, взыскателю предоставляется право оставить это имущество за собой. В случае отказа взыскателя от имущества оно возвращается должнику, а исполнительный лист - взыскателю.

В случае оставления взыскателем имущества за собой исполнительное производство оканчивается в связи с фактическим исполнением исполнительного документа (подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона об исполнительном производстве).

В случае отказа взыскателя от имущества исполнительное производство оканчивается возвращением исполнительного документа по основаниям, указанным в ст. 26 Закона, а именно по основаниям, предусмотренным подп. 5 п. 1 ст. 26, - если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа.

О невозможности взыскания по указанному основанию судебный пристав-исполнитель составляет акт, который утверждается старшим судебным приставом.

Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах общих сроков предъявления исполнительных документов к исполнению, установленных ст. 14 Закона об исполнительном производстве.

Следует также учитывать, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением этого документа к исполнению и частичным исполнением документа. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения в срок предъявления исполнительного документа к исполнению после перерыва исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (п. 3 ст. 15 Закона об исполнительном производстве).

Как мы видим, Закон об исполнительном производстве не предусматривает возможности повторного выставления недвижимого имущества на продажу. Вместе с тем обязанность предложить имущество взыскателю возникает, если реализация не произошла в течение предусмотренного законом двухмесячного срока. В связи с этим в ряде случаев суды признавали правомерность повторной публичной продажи недвижимого имущества, если она производилась с соблюдением общих правил проведения публичных торгов и в пределах указанного выше срока.

С учетом этого в рекомендациях РФФИ содержится указание, что организатор торгов вправе, по согласованию с государственным органом, передавшим имущество для реализации, объявить повторное проведение торгов, за исключением случаев признания несостоявшимися торгов по продаже дебиторской задолженности. Повторные торги объявляются не ранее чем через 10 дней после объявления торгов несостоявшимися и проводятся с соблюдением правил, установленных для первых торгов.

Переоценка переданного для реализации имущества в процессе подготовки к проведению повторных торгов осуществляется в случае, если такая возможность предусмотрена федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами.

В отношении продажи дебиторской задолженности, на которую наложен арест в рамках исполнительного производства, Временная инструкция предусматривает, что в случае признания торгов по продаже дебиторской задолженности несостоявшимися лицо, осуществляющее взыскание, либо по его поручению продавец в пятидневный срок передает дебиторскую задолженность, необходимые документы, а также дает поручение о реализации этой задолженности на комиссионных началах.

Согласно рекомендованному РФФИ порядку в случае признания несостоявшимися торгов по продаже дебиторской задолженности организатор торгов в течение одного рабочего дня со дня принятия комиссией такого решения направляет протокол об объявлении торгов несостоявшимися для утверждения государственному органу, передавшему дебиторскую задолженность для реализации. В указанные сроки государственному органу направляется для согласования проект извещения об объявлении торгов несостоявшимися.

Если организатором торгов является представитель Фонда, то одновременно с направлением указанного протокола на утверждение государственному органу организатор торгов направляет уведомление об объявлении торгов несостоявшимися в Фонд (отделение Фонда).

В случае признания несостоявшимися торгов по продаже дебиторской задолженности извещение об этом публикуется в течение 14 календарных дней со дня утверждения государственным органом протокола об объявлении торгов несостоявшимися.

Извещение о признании торгов несостоявшимися публикуется в том же издании, в котором было опубликовано извещение о проведении торгов.

Дальнейшая реализация дебиторской задолженности осуществляется путем проведения прямых продаж (без проведения торгов). С этой целью организатор торгов передает не проданную на торгах дебиторскую задолженность и документы, приложенные к заявке на ее реализацию, государственному органу, передавшему дебиторскую задолженность для реализации, либо по поручению государственного органа лицу, указанному в извещении о проведении торгов.

Реализация дебиторской задолженности на комиссионных началах может осуществляться той же специализированной организацией, которая организовала торги.

Дебиторская задолженность, переданная для реализации на комиссионных началах, должна быть выставлена на продажу в течение пяти дней со дня передачи соответствующих документов.

При комиссионной продаже дебиторская задолженность выставляется на продажу по цене, равной сумме оценки, произведенной лицом, осуществляющим взыскание, при аресте такой дебиторской задолженности.

Если в течение пяти дней с момента выставления дебиторской задолженности на продажу она не была реализована, продавец имеет право поставить перед лицом, осуществляющим взыскание, вопрос о переоценке такой дебиторской задолженности. Новая оценка должна быть произведена в течение 10 дней с момента принятия решения о ее проведении. Переоценка дебиторской задолженности в связи с невозможностью ее реализации может производиться до двух раз (п. 36-37 Временной инструкции).

Устав гражданского судопроизводства

1062. Торг признается несостоявшимся:

1) если не явится желающих торговаться, или явится только один;

3) если по окончании торга покупщик, внеся задаток, не уплатит остальной суммы долга в срок.

1063. Когда торг не состоится по неявке желающих торговаться, то наличным кредиторам должника предоставляется по большинству голосов соразмерно сумме их взысканий просить о производстве нового торга или оставить имущество за собой по оценке.

1064. Право удержать имущество за собой принадлежит преимущественно тому кредитору, по просьбе которого был наложен арест, а затем тому, чье взыскание значительнее.

1065. Имущество, не проданное на втором торге и не оставленное кредиторами за собою, освобождается от ареста, а кредиторам предоставляется обратить взыскание на другое принадлежащее должнику имущество.

1066. В означенном в предшедшей (1065) статье случае издержки по аресту, хранению и продаже имущества обращаются на взыскателя, наложившего арест, или на кредиторов, потребовавших продажи имущества, когда они откажутся от принятия оного.

1067. Взыскателю предоставляется право просить о назначении нового торга, если по представлении задатка остальные деньги не были уплачены в срок (ст. 1057). В таком случае задаток присовокупляется к общей сумме, вырученной за имущество.

1068. Новый торг может быть назначен на общем основании:

1) Когда все заложенное имущество будет, прежде срока закладной, назначено в продажу по требованию кредиторов закладчика, и высшая предложенная на торге цена будет менее той суммы, которую следует уплатить закладодержателю.

2) Когда закладодержатель не пожелает оставить имущества за собою.

[В отношении недвижимого имущества]

1170. Торги признаются несостоявшимися:

1) если не явится желающих торговаться или явится только один;

2) если из явившихся никто не сделает надбавки против оценки;

3) если по окончании торга покупщик, внеся задаток, не уплатит остальной суммы долга.

1171. Если торг не состоится, то кредиторы имеют право просить о производстве нового, или удержать имение за собой в той сумме, с которой начался торг.

1172. Новый торг может, по желанию кредиторов, быть произведен при окружном суде одной из столиц.

1173. Кредитор, принимающий имение, обязан удовлетворить всех прочих кредиторов причитающимися им по расчету суммами.

1174. Разногласия между кредиторами по вопросу о производстве нового торга разрешаются по большинству голосов наличных кредиторов, соразмерно сумме их претензий.

1175. Если и второй торг не состоится, то кредиторы должны удержать имение за собою или обратить взыскание на другое имущество, принадлежащее должнику, уплатив, соразмерно взысканию каждого, издержки по назначению имения в продажу.

ГПК РСФСР 1923 г.

Статья 314. Торги признаются несостоявшимися: 1) если никто не явился торговаться; 2) если из явившихся никто не сделает надбавки против оценки или 3) если покупщик не внесет в срок задатка или остальной суммы (ст. 308).

Статья 316. В случае, если торги не состоялись, взыскатели в течение трех дней могут заявить об оставлении продаваемого имущества за ними согласно оценке и в порядке очереди, соответствующей размеру их претензий.

Статья 317. Когда торги не состоятся, и никто из взыскателей не оставит имущества за собой, судебный исполнитель назначает вторичные торги не ранее, чем через неделю, с соблюдением порядка, установленного для первых торгов, причем вторичные торги начинаются с оценочной или первой предложенной суммы.

ГПК РСФСР 1964 г.

Статья 403. Объявление торгов несостоявшимися

Судебный исполнитель объявляет торги несостоявшимися:

1) если на торги явилось менее двух покупателей;

2) если из явившихся никто не сделает надбавки против первоначальной оценки строения;

3) если покупатель в течение пяти дней не внесет полностью сумму, за которую куплено строение.

Статья 404. Последствия объявления торгов несостоявшимися

В случае объявления торгов несостоявшимися взыскателю предоставляется право оставить строение за собой в сумме первоначальной оценки.

Если такого заявления не поступило, судебный исполнитель не ранее чем через десять дней после объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги. Вторичные торги объявляются и проходят с соблюдением пра

вил, установленных для первых торгов, но начинаются с оценочной или первой предложенной суммы.

В случае объявления несостоявшимися вторичных торгов и отказа взыскателя оставить за собой продаваемое строение арест со строения снимается.

Инструкция об исполнительном производстве 1985 г.

101. Судебный исполнитель объявляет торги несостоявшимися:

а) если на торги явилось менее двух покупателей;

б) если никто из явившихся не сделал надбавки против первоначальной оценки строения, указанной в акте о наложении ареста на здание;

в) если покупатель в течение установленного законом срока не внес полностью сумму, за которую им куплено строение.

102. В случае, если торги не состоялись, судебный исполнитель сообщает об этом взыскателю. Последний может в течение трех дней после получения извещения заявить об оставлении дома за собой по оценке, указанной в описи.

При наличии нескольких взыскателей преимущественное право на оставление за собой продаваемого дома имеют государственные учреждения и предприятия, а при отказе - колхозы, кооперативные и иные общественные организации.

Взыскатель, оставивший за собой дом, должен в пятидневный срок внести на депозитный счет народного суда разницу между суммой оценки и суммой, приходящейся на его долю, из расчета сумм, причитающихся каждому взыскателю, составленного с соблюдением установленной очередности удовлетворения претензий.

103. Если взыскатель не пожелает оставить строение за собой, судебный исполнитель назначает вторичные торги не раньше, чем через десять дней после объявления торгов несостоявшимися. Вторичные торги производятся с соблюдением порядка, установленного для первых торгов, но начинаются с инвентаризационной, страховой или первой предложенной покупателями цены, в зависимости от правил, установленных гражданскими процессуальными кодексами союзных республик.

В случае объявления несостоявшимися вторичных торгов и отказа взыскателя оставить за собой продаваемое строение арест со строения снимается, строение возвращается должнику, однако если законодательством союзной республики предусмотрены правила реализации жилого строения, не проданного с торгов, строение реализуется по этим правилам.

Иногда заказчикам приходится признавать аукцион несостоявшимся. Что делать, если аукцион не состоялся, т.к не подана ни одна заявка по 44-ФЗ, покажем в статье.

Последствия признания аукциона несостоявшимся

Проанализировав ст. 71 Закона 44-ФЗ, можно выделить две причины, по которым электронный аукцион не состоялся:

  • не подана ни одна заявка;
  • подана одна заявка.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

От причины, по которой конкурентную процедуру признали несостоявшейся, будут зависеть дальнейшие действия контрактных управляющих:

  • если нет заявок - проводить новую закупку;
  • если подана одна заявка - оформлять госконтракт с участником, её предоставившим.

Заключение контракта с единственным поставщиком, когда аукцион не состоялся

В тех случаях, когда:

  • представлена заявка одного участника (часть 16 ст. 66);
  • после анализа первых частей поданных заявок к процедуре допущен только один из участников, представивших свои заявки (часть 8 ст. 67);
  • вторая часть представленной заявки только одного из участников процедуры удовлетворяет условиям закупки (часть 13 ст. 69) оформляется контракт с лицом, ее подавшим.

Единственным условием будет соответствие единственной заявки всем заявленным требованиям.

Еще одним основанием для такого оформления контракта является стечение обстоятельств, когда ни один из допущенных участников электронной закупки не направил свое предложение с ценой в пределах десяти минут с момента его начала (часть 20 ст. 68).

Представьте ситуацию: на конкурс не подали заявок, подали лишь одну или лишь одна заявка соответствует требованиям документации. Во всех случаях вы должны признать конкурс несостоявшимся. А вот что делать дальше, если вы не готовы отменять закупку, зависит от количества заявок.
Если конкурс сорвался из-за того, что никто не подал ни одной заявки, нужно действовать по одному варианту. А если вы сами отклонили все заявки, вы должны поступить совершенно по-другому. И далее, когда вам начинают поступать новые заявки - каждый раз будут включаться новые условия в зависимости от количества и качества заявок. Поясним, как при разных условиях правильно выбрать способ закупки.

Из статьи

Пункт 25 ч. 1 ст. 93 Закона о КС устанавливает правила, что делать по 44-ФЗ, если закупка не состоялась при оформлении контракта с единственным поставщиком :

  • оформлять госконтракт на условиях, указанных в документации о закупке по цене, не превышающей начальную цену аукциона;
  • срок оформления не должен превышать 20 дней с момента публикации итогового протокола.

Важно

В этом случае подписание контракта с единственным поставщиком не подлежит согласованию с ФАС и другими контрольными органами.

Электронный аукцион не состоялся, т.к. нет заявок

В соответствии с частью 4 ст. 71 процедура не состоялась, если:

  • не подано ни одной заявки по 44-ФЗ (часть 16 ст. 66);
  • нет допуска ни одного из участников, представивших такую заявку (ч. 8 ст. 67);
  • некорректно составлены все вторые части заявок (ч. 13 ст. 69);
  • участник, предложивший лучшие условия после победителя, уклонился от подписания госконтракта и отказался от оформления такого контракта (ч. 15 ст. 70).

Если на аукцион не подано ни одной заявки по 44-ФЗ, что делать дальше? Следует объявить повторную закупку.

Провели электронный аукцион на поставку деревянных гробов. Никто не подал заявку, поэтому аукцион признали несостоявшимся. Теперь хотим попробовать запрос предложений, но Закон № 44-ФЗ прямо не указывает, есть ли у нас право менять условия закупки. Можем ли мы снизить НМЦК, добавить условие об авансе, изменить срок поставки?

Если не подано ни одной заявки на аукцион

44-ФЗ в части 4 ст. 71 содержит ответ на вопрос, что делать дальше в этом случае:

  • проводить повторную закупку, способом проведения которой с 1 июля 2018 может быть только электронный запрос предложений. До этого времени Закон о контрактной системе позволяет проводить и другую процедуру (например, нередко проводят повторные аукционы);
  • предмет повторной закупки не может подвергаться изменению по сравнению с первоначальным;
  • вносить заново в план-график новую конкурентную процедуру.

Если повторный аукцион не состоялся - не подана ни одна заявка - что делать по 44-ФЗ? До 1 июля 2018 можно проводить 3-ий аукцион либо запрос предложений или применить другую конкурентную процедуру в рамках Закона о контрактной системе.

Если аукцион не состоялся 2 раза что делать в этом случае? С 1 июля 2018 такого вопроса уже не будет существовать, т.к. новая редакция ч. 4 ст. 71 Закон обязывает проводить повторную закупку в форме электронного запроса предложений. Если запрос предложений не состоится, то госзаказчик вносит изменения в план-график и проводит еще одну закупку.

Таким образом, ответом на вопрос: на аукцион не подано ни одной заявки что дальше, будет: проводить повторную закупку, а с 1 июля 2018 только в форме электронного запроса предложений.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»