Несостоявшийся электронный аукцион. действия участников, если электронный аукцион (оаэф) признан несостоявшимся. протокол несостоявшегося оаэф, электронного аукциона. Несостоявшийся аукцион На аукцион подана 1 заявка

01.07.2019

Иногда заказчикам приходится признавать аукцион несостоявшимся. Что делать, если аукцион не состоялся, т.к не подана ни одна заявка по 44-ФЗ, покажем в статье.

Последствия признания аукциона несостоявшимся

Проанализировав ст. 71 Закона 44-ФЗ, можно выделить две причины, по которым электронный аукцион не состоялся:

  • не подана ни одна заявка;
  • подана одна заявка.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

От причины, по которой конкурентную процедуру признали несостоявшейся, будут зависеть дальнейшие действия контрактных управляющих:

  • если нет заявок - проводить новую закупку;
  • если подана одна заявка - оформлять госконтракт с участником, её предоставившим.

Заключение контракта с единственным поставщиком, когда аукцион не состоялся

В тех случаях, когда:

  • представлена заявка одного участника (часть 16 ст. 66);
  • после анализа первых частей поданных заявок к процедуре допущен только один из участников, представивших свои заявки (часть 8 ст. 67);
  • вторая часть представленной заявки только одного из участников процедуры удовлетворяет условиям закупки (часть 13 ст. 69) оформляется контракт с лицом, ее подавшим.

Единственным условием будет соответствие единственной заявки всем заявленным требованиям.

Еще одним основанием для такого оформления контракта является стечение обстоятельств, когда ни один из допущенных участников электронной закупки не направил свое предложение с ценой в пределах десяти минут с момента его начала (часть 20 ст. 68).

Представьте ситуацию: на конкурс не подали заявок, подали лишь одну или лишь одна заявка соответствует требованиям документации. Во всех случаях вы должны признать конкурс несостоявшимся. А вот что делать дальше, если вы не готовы отменять закупку, зависит от количества заявок.
Если конкурс сорвался из-за того, что никто не подал ни одной заявки, нужно действовать по одному варианту. А если вы сами отклонили все заявки, вы должны поступить совершенно по-другому. И далее, когда вам начинают поступать новые заявки - каждый раз будут включаться новые условия в зависимости от количества и качества заявок. Поясним, как при разных условиях правильно выбрать способ закупки.

Из статьи

Пункт 25 ч. 1 ст. 93 Закона о КС устанавливает правила, что делать по 44-ФЗ, если закупка не состоялась при оформлении контракта с единственным поставщиком :

  • оформлять госконтракт на условиях, указанных в документации о закупке по цене, не превышающей начальную цену аукциона;
  • срок оформления не должен превышать 20 дней с момента публикации итогового протокола.

Важно

В этом случае подписание контракта с единственным поставщиком не подлежит согласованию с ФАС и другими контрольными органами.

Электронный аукцион не состоялся, т.к. нет заявок

В соответствии с частью 4 ст. 71 процедура не состоялась, если:

  • не подано ни одной заявки по 44-ФЗ (часть 16 ст. 66);
  • нет допуска ни одного из участников, представивших такую заявку (ч. 8 ст. 67);
  • некорректно составлены все вторые части заявок (ч. 13 ст. 69);
  • участник, предложивший лучшие условия после победителя, уклонился от подписания госконтракта и отказался от оформления такого контракта (ч. 15 ст. 70).

Если на аукцион не подано ни одной заявки по 44-ФЗ, что делать дальше? Следует объявить повторную закупку.

Провели электронный аукцион на поставку деревянных гробов. Никто не подал заявку, поэтому аукцион признали несостоявшимся. Теперь хотим попробовать запрос предложений, но Закон № 44-ФЗ прямо не указывает, есть ли у нас право менять условия закупки. Можем ли мы снизить НМЦК, добавить условие об авансе, изменить срок поставки?

Если не подано ни одной заявки на аукцион

44-ФЗ в части 4 ст. 71 содержит ответ на вопрос, что делать дальше в этом случае:

  • проводить повторную закупку, способом проведения которой с 1 июля 2018 может быть только электронный запрос предложений. До этого времени Закон о контрактной системе позволяет проводить и другую процедуру (например, нередко проводят повторные аукционы);
  • предмет повторной закупки не может подвергаться изменению по сравнению с первоначальным;
  • вносить заново в план-график новую конкурентную процедуру.

Если повторный аукцион не состоялся - не подана ни одна заявка - что делать по 44-ФЗ? До 1 июля 2018 можно проводить 3-ий аукцион либо запрос предложений или применить другую конкурентную процедуру в рамках Закона о контрактной системе.

Если аукцион не состоялся 2 раза что делать в этом случае? С 1 июля 2018 такого вопроса уже не будет существовать, т.к. новая редакция ч. 4 ст. 71 Закон обязывает проводить повторную закупку в форме электронного запроса предложений. Если запрос предложений не состоится, то госзаказчик вносит изменения в план-график и проводит еще одну закупку.

Таким образом, ответом на вопрос: на аукцион не подано ни одной заявки что дальше, будет: проводить повторную закупку, а с 1 июля 2018 только в форме электронного запроса предложений.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

С помощью электронного аукциона заказчик определяет поставщика (исполнителя, подрядчика). Аукционные торги проводятся на специальной электронной торговой площадке (ЭТП), победителем на которых признается тот, кто предложит наименьшую цену.

Госучреждения обязаны проводить электронные аукционы при необходимости приобрести товары, работы или услуги, которые согласно распоряжению Правительства РФ № 2019-р от 31.10.2015 включены в Перечень.

Случаи признания аукциона несостоявшимся
В нынешнем законодательстве выделены 4 случая, при которых электронный аукцион считают несостоявшимся:

  1. При подаче на тендер единственной заявки или их отсутствии.
  2. После рассмотрения заявок конкурсная комиссия решила допустить к аукциону одного участника или отклонила все заявки.
  3. После старта аукциона в течении 10 минут не было подано ни одного предложения относительно цены контракта.
  4. Ни победитель аукциона, ни второй участник не подтвердили желание заключить договор с заказчиком после завершения торгов.

В первых 2-ух случаях заказчик имеет право заключить контракт с тем лицом, которое подало заявку на аукцион (если она соответствует требованиям). При этом цена контракта не может превышать первоначально объявленную заказчиком.

При возникновении ситуации №3 контракт может быть заключен после его согласования контрольным органом. Контрагентом в этом случае может выступать участник аукциона, который подал заявку раньше остальных или единственный участник при соответствии его заявки установленным требованиям.

В четвертой ситуации или же при нежелании единственного участника заключать контракт заказчик должен внести изменения в план-график своих закупок и провести закупку другим методом закупки — в виде запроса предложений или иным способом.

Если заказчик после несостоявшегося аукциона решил заключить контракт с единственным поставщиком, то вносить изменения в договор он не имеет права (согласно закону о контрактной системе госзакупок ).

Порядок заключения контракта с единственным поставщиком
При несостоявшемся электронном аукционе заказчик может заключить договор с единственным поставщиком только после согласия на то органа, уполномоченного на ведение контроля сферы закупок.

В статье 70 ч.2 закона ФЗ-44 установлено, что заказчик в течении 5 дней после размещения в единой информационной системе (ЕИС) протокола об итогах аукциона должен опубликовать проект госконтракта без своей подписи. Этот проект контрагент подписывает в течении 5 дней, начиная с даты размещения проекта.

Неопределенность трактовки норм
Остается непонятным, в каком порядке госзаказчик должен подписывать контракт с единственным поставщиком. Если обратиться к письму Министерства экономического развития РФ № Д28и-1616 от 19.08.2014, то мы увидим в пункте 8 письма следующее: госзаказчик изначально должен согласовать подписание контракта с контролирующим органом и лишь потом начинать процедуру его заключения с контрагентом. Иначе исполнитель (подрядчик) может быть веден в заблуждение, когда к нему будет направлен госконтракт, еще не согласованный контрольным органом. Это может привести к преждевременным финансовым расходам исполнителя, которые будут выделены на обеспечение исполнения контракта. Также, за такие действия может быть оштрафован заказчик.

Согласование заключения госконтракта
Для того, чтобы контролирующий орган принял к рассмотрению возможность заключения госконтракта с единственным исполнителем, заказчик должен направить ему соответствующее обращение.

Уполномоченный контрольный орган при рассмотрении обращения должен руководствоваться Порядком, который был утвержден в приказе Министерства экономического развития РФ № 537 от 13.09.2013.

Для сведения к минимуму риска отказа на подписание контракта с единственным поставщиком целесообразно выполнить следующие предварительные действия:

  • подать запрос единственному участнику несостоявшегося аукциона на предмет подтверждения того заключить контракт на указанных в документации госзакупки условиях по цене, не выше первоначально объявленной на аукционе;
  • подготовить обоснование в письменной форме о том, что выбранный поставщик полностью соответствует требованиям законодательства 44-ФЗ и документации аукциона.

При нарушении сроков или порядка направления в контрольный орган сферы закупок документов или информации для согласования желания заключить с единственным поставщиком контракт должностное лицо может быть оштрафовано на 50 тыс. рублей.

Иногда по ряду причин электронный аукцион по 44-ФЗ может не состояться (точнее сказать, будет признан несостоявшимся). На самом деле, ситуация не такая неприятная, как может показаться на первый взгляд, так как признание аукциона не состоявшимся еще не значит, что вы не выиграли данный контракт. Правда, по новым законам возникает достаточно много спорных моментов, в которых, естественно, каждая сторона желает поиметь себе выгоду, а другие стороны оболванить. Поэтому необходимо учитывать все это, и стараться действовать грамотно, чтобы не попасться на глупую удочку госзаказчика в случае чего. Госзаказчики – это наемные сотрудники, которые держатся за свое место. Поэтому им фиолетово, какие будут проблемы у подрядчика, т. к. подрядчик – это буржуй, который стремится лишь прикарманить государственные средства. Итак, рассмотрим ситуацию, при которой не состоялся аукцион. Что делать дальше?

В зависимости от причины, по которой возникла данная ситуация, есть несколько путей к ее успешному (а иногда и неуспешному) разрешению. Все зависит от самой ситуации, а также иногда и от ваших действий.

1. Аукцион не состоялся, если в нем один участник

В этом случае с этим участником заказчик заключает контракт как с победителем, при условии, если вторая часть заявки соответствует установленным и аукционной документации. Согласование с контролирующим органов в данном случае не требуется, так как по условиям, для кворума достаточно и одной заявки, если она оформлена правильно. Естественно, если вы откажетесь, то будете нести ответственность так, как если бы вы участвовали в полноценном тендере со многими участниками и выиграли его. Если вы подали единственную заявку, и она не прошла, госзаказчик должен провести новые торги.

2. Аукцион не состоялся, если в нем несколько участников

а) Допустим, что в электронном аукционе несколько участников, но требованиям ко второй части заявки удовлетворяет только один из них. Соотвественно, в этом случае применимо правило пункта «1», то есть с этим участником госзаказчик заключает контракт без согласования в контролирующем органе.

б) В аукционе несколько участников, но госзаказчик отклонил все заявки на этапе рассмотрения вторых частей. Решением является проведение новых торгов.

3. Не подано ни одной заявке (в аукционе нет участников)

Согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ, заказчик может сделать запрос предложений по аукциону. В рамках запроса предложений после несостоявшегося аукциона запрещается, однако, изменять объект закупки (но при этом формально можно, но не рекомендуется, изменять его стоимость, а также сроки исполнения). Извещение в ЕИС должно быть подано заказчиком не позже, чем за 5 дней (календарных) до дня проведения запроса предложений. При этом по 44-ФЗ заказчик имеет право самостоятельно направлять приглашения к участию в процессе закупок тем лицам, способным, по его мнению, выполнить условия контракта. Однако лица эти в данном случае должны быть непременными контрагентами заказчика в течение не менее 18 месяцев до дня запроса по аналогичным поставкам.

Аукцион не состоялся, если все заявки отклонены на этапе рассмотрения первых частей

В теории это вряд ли возможно, но на самом деле в электронных торгах бывает всякое. Соотвественно, в этом случае применим предыдущий пункт о запросе предложений. Если же из всех заявок по результатам рассмотрения первых частей (а не вторых) допущен лишь один участник, то тогда, согласно ч.2 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе.

Аукцион не состоялся, так как никто из участников не вышел на него

Согласно ч.3 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе (первая заявка, соответствующая условиям аукциона). Если не соответствует ни одна заявка, либо заявка соответствует, но участник готов на расторжение, то применяется пункт, подходящий по условиям 44-ФЗ:

"3. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 настоящего Федерального закона в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта:

4) контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана:

а) ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе".

В этой статье остановлюсь на признании торгов несостоявшимися.

Когда вообще такое может произойти?

Во-первых, если на торги не было подано вообще заявок — это достаточно логично, какие уж тут торги, если никого нет. Что дальше? Назначат повторные торги с понижение начальной цены (НЦ) на 10% от НЦ на первичном аукционе. Если же и повторные не состоятся, то назначат торги в форме публичного предложения с понижением НЦ.

Самое интересное не это.

Представьте себе такую ситуацию : вы решили что-то купить с первичного или повторного аукциона (т.е. с торгов на повышение). Вы подали свою заявку на электронной площадке. И так уж получилось, что кроме вас до торгов никого не допустили или вообще кроме вас никто заявок не подал. Что произойдет в таком случае?

Вот теперь эти торги назовут несостоявшимися. Но паниковать рано.

При все том, что звучит это печально, вас как единственного участника таких торгов признают победителем аукциона по начальной цене. Вы же подали заявку на аукцион по начальной цене? И не ваша проблема, что больше никто не подал заявку или никого не допустили кроме вас. Вы же готовы были заплатить начальную цену, т.к. для чего-то же вы подавали заявку. Поэтому у организатора торгов нет никаких оснований в т.ч. законодательных не назначить вас победителем таких торгов.

На какую статью закона мы опираемся? Конечно на основной документ — ФЗ №127 «О несостоятельности» , а если быть точнее на пункт 17 Статьи 110 «Продажа предприятия должника» (скачать ФЗ по ссылке)

«Если к участию в торгах был допущен только один участник, заявка которого на участие в торгах соответствует условиям торгов или содержит предложение о цене предприятия не ниже установленной начальной цены продажи предприятия, договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с этим участником торгов»

Таким образом, если вы единственный участник аукциона и ваша заявка с Приложениями к ней соответствуют требованиям, вы можете рассчитывать на то, что лот вы купили по начальной цене.

Вот так обстоят дела с признанием торгов несостоявшимися.

Поэтому, когда я показывал в своем видео-уроке вот эти торги по покупке земельного участка в городе Ярцево у некоторых внимательных читателей нашей рассылки возникало справедливое недоумение «Как это он нам тут говорит, что землю купил, а ведь торги то не состоялись»?

Вот так вот они и «не состоялись»!

А это свидетельство о праве собственности на тот самый земельный участок. Это Тот, у кого есть доступ к площадке «Сбербанк-АСТ» может также посмотреть торговую процедуру — SBR013-1404110020

Иногда по ряду причин электронный аукцион по 44-ФЗ может не состояться (точнее сказать, будет признан несостоявшимся).

1. Аукцион не состоялся, если в нем один участник
В этом случае с этим участником заказчик заключает контракт как с победителем, при условии, если вторая часть заявки соответствует установленным требованиям по 44-ФЗ и аукционной документации. Согласование с контролирующим органов в данном случае не требуется, так как по условиям, для кворума достаточно и одной заявки, если она оформлена правильно. Естественно, если вы откажетесь, то будете нести ответственность так, как если бы вы участвовали в полноценном тендере со многими участниками и выиграли его. Если вы подали единственную заявку, и она не прошла, заказчик должен провести новые торги.

2. Аукцион не состоялся, если в нем несколько участников
а) Допустим, что в электронном аукционе несколько участников, но требованиям ко второй части заявки удовлетворяет только один из них. Соотвественно, в этом случае применимо правило пункта «1», то есть с этим участником госзаказчик заключает контракт без согласования в контролирующем органе.
б) В аукционе несколько участников, но госзаказчик отклонил все заявки на этапе рассмотрения вторых частей. Решением является проведение новых торгов.

3. Не подано ни одной заявке (в аукционе нет участников)

Согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ, заказчик может сделать запрос предложений по аукциону. В рамках запроса предложений после несостоявшегося аукциона запрещается, однако, изменять объект закупки (но при этом формально можно, но не рекомендуется, изменять его стоимость, а также сроки исполнения). Извещение в ЕИС должно быть подано заказчиком не позже, чем за 5 дней (календарных) до дня проведения запроса предложений. При этом по 44-ФЗ заказчик имеет право самостоятельно направлять приглашения к участию в процессе закупок тем лицам, способным, по его мнению, выполнить условия контракта. Однако лица эти в данном случае должны быть непременными контрагентами заказчика в течение не менее 18 месяцев до дня запроса по аналогичным поставкам.

4. Аукцион не состоялся, если все заявки отклонены на этапе рассмотрения первых частей
В теории это вряд ли возможно, но на самом деле в электронных торгах бывает всякое. Соотвественно, в этом случае применим предыдущий пункт о запросе предложений. Если же из всех заявок по результатам рассмотрения первых частей (а не вторых) допущен лишь один участник, то тогда, согласно ч.2 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе.

5. Аукцион не состоялся, так как никто из участников не вышел на него
Согласно ч.3 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе (первая заявка, соответствующая условиям аукциона). Если не соответствует ни одна заявка, либо заявка соответствует, но участник готов на расторжение, то применяется пункт, подходящий по условиям 44-ФЗ:

"3. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 настоящего Федерального закона в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта:

4) контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана:

а) ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе".