11 сентября исполнилось 135 лет со дня рождения русского и советского писателя, педагога, путешественника и исследователя, автора популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных Бориса Степановича Житкова. В городских библиотеках прошли мероприятия, приуроченные к юбилею писателя.
Так, 12 сентября в городской библиотеке №1 (ул. Кронштадтская,13) для детей из детского сада №137 было проведено громкое чтение «Выдумщик и путешественник Б. Житков». В начале мероприятия библиотекарь познакомила ребят с творчеством замечательного детского писателя Б.С. Житкова. Юные читатели узнали, что писатель бывал во многих странах мира, знакомился с удивительными людьми и видел много разных животных. Впечатлениями от увиденного он делился на страницах своих книг. Ребята с большим интересом прослушали произведения «Про слона», «Рассказы о животных», «Что я видел». А затем дошкольники активно отвечали на вопросы литературной викторины по рассказам Б.Житкова и знакомились с его книгами. Внимание детей привлекли книги, размещённые на выставке «Юбилей писателя». Особо понравились ребятам красочно иллюстрированные рассказы: «Семь огней», «Как мы ездили в зоосад». Мероприятие сопровождалось электронной презентацией и просмотром мультфильма по рассказу «Пудя».
Сотрудники городской детской библиотеки №4 (ул. Калинина, 102а) в этот же день провели для второклассников школы № 25 литературный час, посвященный Борису Житкову. Библиотекарь познакомила ребят с интересными фактами из биографии писателя. Она подчеркнула, что автор всегда пишет с улыбкой и юмором, с любовью к живности, подмечая все их забавные повадки и хулиганства. Именно поэтому рассказы о животных Бориса Житкова читают не только дети, но и взрослые. Юные читатели познакомились с произведениями «Про слона», «Храбрый утенок», «Охотник и собаки», «Что я видел». А затем ребята с легкостью ответили на все вопросы литературной викторины «Зоосад Бориса Житкова». В конце мероприятия многие из ребят взяли почитать увлекательные рассказы писателя.
13 сентября в городской детской библиотеке №5 (ул. Пролетарская, 26) в рамках проекта «Писатели и книги – юбиляры» для младших школьников МБОУ СОШ №47 был проведен литературный час «Детский писатель с морскою душой». Библиотекарь рассказала ребятам о жизни и творчестве Б.С. Житкова, о его детской дружбе с писателем Корнеем Чуковским. Юные читатели познакомились с такими произведениями автора, как: «Белый домик», «Галка», «Как мы ездили в зоосад», «На льдине», а затем прослушали отрывки из увлекательных рассказов «Мангуста», «Про обезьянку», «Пожар в море». Школьники охотно рассуждали об услышанном, анализировали поступки литературных героев. Особый восторг у ребят вызвало участие в конкурсах «Морской узел» и «Экипаж корабля». А в конкурсе «Находка» мальчики и девочки увлечённо искали бутылки с записками внутри, «извлечённые из моря», и восстанавливали по книгам Б. Житкова «повреждённый» текст. А подарком к юбилею писателя с морскою душой стал «Парусник», сделанный руками детей. В завершение мероприятия юные читатели смогли выбрать понравившиеся книги Бориса Житкова и взять их домой, чтобы почитать вместе с родителями.
Сотрудники городской библиотеки №4 (ул. Краснова, 45) в этот день провели для учащихся младших классов МБОУ СОШ №28 литературную мозаику «Подружитесь с книгами Б. Житкова». Из рассказа библиотекаря школьники узнали о наиболее интересных фактах из жизни и творчества писателя, его разносторонних увлечениях и всепоглощающей любви к морю. Ребята удивились, услышав, что лучшим другом Бориса Семеновича еще с детских лет был Николай Корнейчуков, ставший впоследствии также прославленным детским писателем – Корнеем Чуковским. Малыши прониклись уважением к произведениям мастера, потому что многие их них автобиографичны, написаны на основе многолетних наблюдений и путешествий. Будучи моряком, Б.С. Житков плавал в Средиземном, Черном, Красном морях, пересек Индийский и Тихий океаны, совершил кругосветное путешествие. В ходе мероприятия ребята с удовольствием приняли участие в викторине «Что за зверь?», в которой по описанию животного и звукам, им издаваемым, детям предстояло назвать героя одного из рассказов писателя. Особенный интерес у юных читателей вызвали литературная
викторина и кроссворд, составленный по рассказам Б. Житкова. Мероприятие сопровождалось видеопрезентацией, обзором и просмотром книжной выставки, на которой были представлены книги Бориса Житкова.
В городской библиотеке № 3 (ул. Ушакова, 2) в рамках проекта «Доброе чтение» для детей из детского сада №23 была проведена литературная викторина «Зоосад с Борисом Житковым». Библиотекари познакомили дошколят с жизнью и творчеством талантливого детского писателя Б.С. Житкова: о его увлечениях, кругосветном путешествии по морям, встречах с интересными людьми, о его любви к животным. Дети с интересом рассматривали книги Б.С.Житкова: «Что бывало», «Кружечка под елочкой», «Рассказы о животных», «Что я видел», «Беспризорная кошка», «Я больше не буду» и другие, принимали участие в конкурсах «Птицы и звери» и «Угадайка». Завершилось мероприятие громким чтением рассказов «Как слон спас хозяина от тигра» и «Самая большая птица».
14 сентября сотрудники городской библиотеки №8 (ул. Ягодная,11) отправились в гости к детям МДОУ ДС №23, взяв с собой книги Бориса Житкова, чтобы познакомить детей с его творчеством. Ребятам было интересно узнать, что Борис Житков с детства дружил с Корнеем Чуковским. Вместе они решили дойти пешком до Киева, но были вовремя возвращены домой. Писателем Б.Житков стал именно по совету своего друга. Затем вместе с библиотекарем дети отправились в «Зоосад», по страницам одноименного произведения Б. Житкова, слушая описания и угадывая животных и птиц. В конце мероприятия ребята поделились своими впечатлениями от знакомства с удивительным писателем, им захотелось прочитать и другие рассказы Б.Житкова.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЧАС
к 135-летию Бориса Степановича Житкова
Подготовила: педагог-библиотекарь Бобичева Наталья Николаевна
МКОУ СОШ с. Гаровка-2
Уровни образования: начальное общее образование
Класс(ы): 3 – 4 класс
Предмет(ы): Библиотечное дело Внеклассная работа Литературное чтение
Тип ресурса: сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: Литературный час о жизни и творчестве
Б.С. Житкова в сопровождении презентации
ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством писателя, прозаика, педагога, путешественника и исследователя.
ЗАДАЧИ: на примере жизненной любознательности и целеустремленности писателя воспитать у учащихся интерес к увлечениям и приключениям;
на основе рассказов писателя формировать бережное отношение и любовь к окружающему миру;
воспитать интерес к чтению через произведения Б.С. Житкова.
ОБОРУДОВАНИЕ: книжная выставка «135 лет со дня рождения
Б.С. Житкова», компьютер, мультимедиапроектор
Ход мероприятия
Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Внешне сдержанной, но искренней и трогательной любовью к этому миру, ко всему живому и требующему защиты обладал Борис Степанович Житков. Он умел удивляться красоте бытия, в своих рассказах будить сострадание к слабым, в т.ч. к «братьям нашим меньшим», и проявлять интерес к загадкам природы.
Слайд: 1 Наш литературный час мы посвящаем жизни и творчеству прозаика, педагога, путешественника и исследователя Бориса Степановича Житкова ему в этом году исполнилось бы 135-лет. Слайд: 2
Слайд: 3 Борис Степанович Житков родился года, недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, где родители снимали дачу. Семья Житковых жила в то время в Новгороде. Отец, Степан Васильевич, преподавал математику в новгородской учительской семинарии, писал учебники.
Мать, Татьяна Павловна, была отличной пианисткой, она боготворила музыку. Борис получил отличное начальное домашнее образование. Семье пришлось много поколесить по России, пока они не осели в Одессе, где Бориса отдали во вторую одесскую гимназию. В том же классе, что и Житков, сидел высокий, худой, очень вертлявый гимназист, будущий писатель . Однажды Борис уговорил Колю Корнейчукова отправиться в Киев пешком! А это 400 км. Вышли на рассвете. У каждого заплечный мешок. Но шли недолго. Борис был властным, непреклонным командиром, а Коля оказался строптивым подчинённым. Они повздорили, и их дороги разошлись… на несколько десятилетий. Чуковский пошел в литературу, а Житков ещё долго бродил по миру.
Слайд: 4 Борис был необычным гимназистом. Его увлечения не знали границ. Казалось, он интересовался всем: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Он увлекался абсолютно разными занятиями: цитировал сцены из литературных произведений, играл на скрипке и учился гребле. За спортивные достижения будущий писатель получил несколько призов. Во время увлечения греблей ему удалось построить небольшой бот с каютой, разумеется, при помощи друзей.
Слайд 5: М атематику и химию Борис изучал в Новороссийском университете. Но всегда Бориса Степановича манили вольные ветры и морские просторы. Он экстерном сдал экзамен на штурмана. Летом нанимался на парусники, ходил по Чёрному морю и к дальним берегам: в Турцию, Болгарию. Плавал и по Средиземному морю, и по Красному. И где только он не побывал!
В году Житков отправился на учебно-грузовом судне в кругосветное плавание. Начал он это плавание юнгой, затем стал кочегаром и к концу путешествия уже был помощником капитана. Был в Индии, на Цейлоне, в Китае, в Японии. Житков не знал, что станет писателем, однако он навсегда запомнил и умных индийских слонов, и аромат зноя, и чёрную худую спину сингалеза-рикши.
Было среди увлечений Бориса Степановича одно, которое упорно «вело» к той калитке в заборе, что «открыла» Житкова-писателя. Можно сказать, его рука с детства тянулась к перу, «перо к бумаге». Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его письма, порой, – целые рассказы. Писал он и стихи: их у него накопилась целая тетрадь.
Слайд: 6 Осенью 1923 года Борис Житков вернулся в Петроград. У него не было денег, а здоровье оставляло желать лучшего. Из-за этого Борис отправился к школьному другу Корнею Чуковскому. Там он развлекал детей писателя своими рассказами о море и путешествиях, в итоге Николай предложил товарищу перенести эти истории на бумагу.
За несколько дней Житков написал новеллу «Шквал». Новеллу отнесли в издательство «Время», и уже в 1924 г. увидела свет первая книга Житкова под названием «Злое море».
Чуковский был поражён мастерством друга, ему даже не пришлось редактировать рассказ. Он восхищался безошибочным чувством стиля и манерой письма своего товарища, которого ранее считал дилетантом.
Слайд 7-10: Борис Степанович предпочитал писать о том, что хорошо знает, поэтому произведения были наполнены удивительными историями о путешествиях и дальних странах. В каждый из своих рассказов прозаик вкладывал мораль, стремился научить детей и взрослых тому, что уже знал сам. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации. Об этом циклы «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др.
Но не только о море писал Борис Степанович. Много у него рассказов о животных. К примеру, в доме у Житковых действительно жил ручной волк, позже ставший героем одноименного рассказа.
Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно. Задача творчества Житкова - сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств.
Слайд: 11 Вершина творчества Житкова – повесть-энциклопедия «Что я видел» (опубликована в 1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей. Главный герой- любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша Некрасов.
Затем в жизни Алексей Всеволодович Некрасов стал профессором, доктором географических наук, заведующим кафедрой в Санкт-Петербургском Гидрометеорологическом Университете.
Рассказы этого цикла позднее легли в основу мультипликационных фильмов: «Кнопочки и человечки», «Почему слоны?», «Пудя».
Слайд 12: Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы.
Слайд 13: года Борис Степанович Житков умер. Он прожил всего пятьдесят шесть лет, а писательская жизнь его была совсем короткой – около пятнадцати лет. Но успел написать он так много и так талантливо, как редко кому удавалось. Наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, Борис Житков считается основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. Его творчество оказало существенное влияние на многих детских писателей.
Слайд 14: Практическая часть:
I ЗАДАНИЕ: «Как вы знаете биографию писателя»
В каком городе жила семья писателя?
Как звали отца писателя?
Что любил Борис Степанович больше всего?
О ком и о чём писал писатель?
Слайд 15-16: Ребята из 4 класса прочитали рассказ «Как я ловил человечков» и сейчас они попробуют ответить на некоторые вопросы по этому рассказу.
Найдите и зачитайте описание пароходика.
Чьими глазами он увиден (глазами бабушки, глазами мальчика, глазами автора). Зачитайте нужное.
Почему мальчик решил, что на пароходике живут человечки? Найдите это в тексте.
Найдите и зачитайте в тексте слова, которые характеризуют маленьких человечков (их рост, поведение и привычки).
Можно ли назвать мальчика фантазёром и выдумщиком? Верит ли он в собственную выдумку?
Слайд 17-18: А ребята из 3-го класса расскажут нам о рассказе «Про слона», который прочитали они.
Расскажите ребята о чём это рассказ?
Найдите и зачитайте отрывок в котором автор описывает купание слонов в речке.
Какую работу выполняли слоны в рассказе Бориса Житкова?
Вот и подошел к концу наш урок. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать не только другие книги Б. Житкова, но и произведения других писателей-натуралистов, их много: Чарушин Е., Чаплина В., Снегирев Г., Сладков Н., Скребицкий Г., М. Пришвина и многие другие. Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.
Здравствуйте, друзья! Сегодня пойдёт рассказ об одной интересной книжке Бориса Житкова.
«Эта книга - о вещах. Писал я её, имея в виду возраст от трёх до шести лет. Читать её ребёнку надо по одной – две главы на раз. Пусть ребёнок листает книгу, пусть рассматривает, изучает рисунки. Книжки этой должно хватить на год. Пусть читатель живёт в ней и вырастает». Б.С. ЖитковКнига
«Что я
видел»
— энциклопедия для детей от 3 до 6 лет.
Книга построена в форме путешествия. Рассказ ведётся от имени четырёхлетнего
мальчика Алёши. Как и все в этом возрасте, он постоянно задаёт вопрос «Почему?»
За это он и прозван Почемучкой. Алёша едет на поезде, летит на самолёте,
плывёт на пароходе, видит много нового и интересного. И обо всём рассказывает.
Своеобразная, новаторская форма привлекает многих писателей и издателей и побуждает их создавать своеобразное продолжение книги про Почемучку. Таковы, например, «По следам Почемучки» Олега Кургузова или «Почемучка» А. Дитрих, Г. Юрмина и Р. Кошурниковой.
Дитрих, А.; Юрмин, Г.;
Кошурникова, Р. Почемучка
. М.: Педагогика-пресс; 1996. Издание 7-е. Переплет:
ламинированный тверд.; 384 страниц; ISBN: 5-7155-0748-0; формат:
энциклопедический
Многожанровая книга-игра, в которой действуют забавные персонажи,
рассказываются сказки, смешные и поучительные истории и стихи, загадываются
загадки, своеобразная энциклопедия для самых маленьких, рассчитаная на так
называемое сплошное чтение.
Борису Житкову, создателю образа Алеши-почемучки посвящают авторы свою книгу.
По следам Почемучки» — очень забавная книга. В легком юмористическом повествовании содержатся веселые объяснения самых разных явлений природы. Они так же образны и понятны, как и у прародителя жанра Бориса Житкова, чьи книги автор, Олег Кургузов, очень любил в детстве.
Можно провести по книге Бориса Житкова мероприятия: библиотечный урок, занятие в детском саду, викторины, «Угадайки». Используйте в работе эти материалы. Особенно рекомендую родителям дошкольников.
«В гостях у Почемучки»
По книге Житкова «Что я видел»
Я — Алёша Почемучка, про меня
все говорят,
Что вопросами замучил я и
взрослых и ребят.
Почему бывает жарко,
если солнце светит
ярко?
Почему растёт трава, дождик
лишь пройдёт
едва?
Почему вода мокра, если вылить из ведра?ВИКТОРИНА «Почемучкины “угадайки”»
Алёша Почемучка с мамой ездили в зоосад, или, как теперь говорят, зоопарк. Там Алёша видел многих животных и очень хорошо о них рассказывает на страницах книги.Угадайте, о ком идёт речь:
Птица на маленьких ножках и очень толстая. У неё клюв очень большой. И под всем клювом кожа висит, как мешок. (Пеликан)
У неё на клюве, на конце, — крючок. А на лапах очень острые когти. Она коричневая и немного чёрная. Эта птица сидела на большом камне и лапами держала сырое мясо. Это самая главная птица. (Орёл)
А это была за решёткой лошадь. И я думал, что на ней одеяло нашито. Потому, что на ней белые и чёрные полоски. (Зебра)
Я думал, что там в клетке чёрный человек сидит. А это не человек, и она не чёрная, а рыжая. Она взяла чашку и стала пить из чашки, а потом взяла молочник и прямо из молочника всё выпила. (Большая обезьяна орангутанг)
Я думал даже, что он не настоящий. Он хвост поставил кругом, и на хвосте — синие кружочки с золотым и с зелёненьким. (Павлин)
Он как в ванне лежал, а нос из воды высунул. Он длинный, а на нём колючие шишки. И он лежал, как неживой. У него зубы, ну прямо как гвозди, и их там много-много. (Крокодил)
Зверь мохнатый, а с клювом. Как у утки. И на четырёх лапах бегает. И он в воду ныряет и в воде рыбу ловит. (Утконос)
Наверху на проволоке мы увидали фонарик: он горел красным светом. И вдруг он загорелся жёлтым светом. А потом зелёным (светофор).
В Москве большой-большой погреб вырыли. Длинный-длинный. И с одной стороны вход, и с другой стороны вход. А в этом погребе положили рельсы и пустили трамвай (метро).
По полю поехали домики. Они серые. А сверху башенка. А из башенки палка торчит. А домик крепкий: в него из ружья можно стрелять, ему ничего (танк).
Я увидел как будто три птицы, они гудели. И вдруг из них стали падать маленькие грибочки. И потихоньку вниз полетели, как пузырики (самолёты и парашюты).
Там мальчики и девочки рисуют, вырезают и танцуют. И там их учат играть на рояле и на трубе тоже. И они там сами делают лодочки, и паровозики, и вагончики тоже (Дворец пионеров).
Он шёл впереди всех вагонов. Самый первый. Длинный, чёрный. Впереди — труба .Из неё пар. А сзади — будочка. На красных колёсах (паровоз).
«МУЗЕЙ ПОЧЕМУЧКИ»
Предложите детям на время мероприятия создать «Музей Почемучки»: принести старинные вещи, которые сохранились у них дома: керосиновую лампу, механическую кофемолку, утюг или чайник старого образца и т.п. или модели старых автомобилей, самолётов, паровозов...ВИКТОРИНА «Вчера и сегодня»
Соедините в пары карточки с названиями предметов, желательно рядом с названием поместить изображение:
ВЧЕРА |
СЕГОДНЯ |
паровоз |
высокоскоростной электропоезд, («Сап«Сапсан» |
пароход |
теплоход |
телефон |
мобильный телефон |
почтовый ящик |
электронная почта |
самолёт |
реактивный самолёт |
примус, керосинка |
электроплита; микроволновая печь |
механическая кофемолка, ступка, тёрка, венчик |
» провела литературно-познавательный час, посвященный 135-летию Бориса Степановича Житкова. Ученики 2 класса школы №145 познакомились с жизнью и творчеством известного писателя, педагога и путешественника Бориса Житкова, узнали интересные факты из биографии писателя.
Оказывается, профессиональным писателем Борис Житков стал, когда ему было за сорок лет. А до этого был и штурманом парусного судна, и рыбаком, и ихтиологом, и рабочим-металлистом, и морским офицером, и инженером, и преподавателем физики и черчения. Борис Степанович Житков испробовал множество профессий, но постоянным увлечением его была литература. Среди известнейших его произведений: «Злое море », «Морские истории », «Семь огней », «Рассказы о животных », «Рассказы для детей ». Удивительным для ребят стал биографический факт - что одноклассником Б.С. Житкова был К.И. Чуковский, автор их любимого «Мойдодыра » и «Мухи-Цокотухи ». А ещё, Борис Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака «Почта »:
«Он протягивает снова
Заказное для Житкова.
Для Житкова?
Эй, Борис,
Получи и распишись!»
Книги Б.С.Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
Викторина с вопросами о жизни и творчестве писателя-юбиляра пополнила знания детей. Завершилась встреча громкими чтениями рассказа Б.С.Житкова «Храбрый утенок » и вопросами-ответами по тексту рассказа. Самых активных участников ждали призы.
Литературно-экологический час к юбилею Бориса Житкова прошел в библиотеке №25. В начале был объявлен конкурс «Внимательный слушатель ». Сотрудники библиотеки познакомили ребят с жизнью и творчеством Бориса Житкова, а потом ребята ответили на вопросы викторины по творчеству писателя. Самым внимательным слушателем оказалась Анастасия Еремина. Вместе с ребятами прочитали короткие истории отношений человека с животными, которые не устаревают и не надоедают: «Охотник и собаки », «Волк », «Галка » и другие, ведь Борис Житков не просто любил животных, он глубоко понимал их и умел с ними обращаться. Прочитали, как Житков описывает разные невыдуманные случаи спасения людей животными, их преданности, крепкой дружбы и крепкой привязанности: рассказы «Как слон спас хозяина от тигра », «Мангуста ». Выкрутасы и шалости макаки Яшки буквально заворожили ребят с первой минуты чтения. Ребята смеялись от души над ее проказами, но вместе с тем и задумались: не так - то легко жить бок о бок с таким непоседой и озорником.
В День знаний библиотеки Централизованной библиотечной системы пригласили детей и взрослых на фестиваль книги и чтения, литературные праздники, познавательные уроки и семинары,Школьная библиотека и детское чтение
Сценарий мероприятия для учащихся 3-4 классов
Лазарева Т.А
., библиотекарь МОУ «Серёдкинская средняя общеобразовательная школа» Псковского района Псковской области
Цели:
-
привлечениек чтению в библиотеке;
-
содействие экологическому воспитанию.
Задачи:
-
познакомить с творчеством писателя Бориса Житкова;
-
развивать умения работать в команде;
-
прививать навыки внимательного чтения;
-
воспитывать ответственность за приручённых животных.
Оборудование:
-
портрет писателя
-
компьютер с проектором;
-
плакат - коллаж «изображенияразныхживотных»;
-
раздаточный материал на карточках
-
Книжная выставка.
Предварительнаяподготовка
Детям даётся задание прочитать рассказы Бориса Житкова:
1. Беспризорная кошка
2. Мангуста
3. Про волка
4. Про обезьянку
5. Про слона
6. Тихон Матвеевич
Класс заранее делится на две команды, выбирает капитана, придумывает название команды. В название команды нужно выбрать кого-тоиз животных - героев понравившихся вам, на которых вы хотели бы походить какими-то качествами, для того, чтобы победить.
Ход мероприятия
Библиотекарь:
Здравствуйте ребята! (Рассказ библиотекаря сопровождается презентацией
)
Слайд 2
. Наша встреча посвящена замечательному русскому писателю, Борису Житкову и его книгам. Сейчас я расскажу вам о писателе, его детских годах, а вы внимательно слушайте, потому что у нас будет конкурс «Внимательный слушатель».
Какой же он был человек Борис Степанович Житков? Что известно нам о его жизни? Когда замечательного человека уже нет на свете, те кто его знал, стараются записывать всё, что о нём помнят. Из рассказов этих людей (современников), мы можем узнать о многих замечательных людях. Я прочитала о жизни Б. Житкова много интересного, но вам я расскажу только некоторые странички его жизни.
Слайд 3
. Прожил Борис Житков 56лет. Родился он 11 сентября 1882 года недалеко от города Новгорода.Его отец был учителем математики, мама занималась воспитанием детей, очень любила музыку, играла на фортепиано. У Бориса было три старших сестры. Дети в этой семье росли самостоятельными. А Борис с самого раннего детства был с характером. Когда Борису было три года, кто-то из гостей подарил ему на именинах две копейки. Никому, не сказав, Борис пошёл к пристани покупать пароход, на пристани малышу объяснили, что пароход не продаётся. Но есть в другом конце города магазин, где можно купить игрушечный пароходик. И Борис отправился на поиски магазина. Нашли его за городом, он стоял среди мальчишек и рассказывал им про пароход, какой он и где его купить.
Слайд 4
. В четыре года Борис попросил, чтобы ему купили: «большие сапоги и топорик…» И с тех пор, что-то мастерил из чурок и щепок, стараясь сделать столы, скамейкии конечнопароходики. Потом семья переехала в Петербург. Борисжил у бабушки на берегу речки и подолгу смотрел, через щель в заборе на речку и на проплывающие лодки. На полке у бабушки стояла модель настоящего корабля. Борис не мог оторвать глаз от него и всё думал: - как там бегают маленькие человечки, как они там живут? Ребята, вам это не напоминает какой-то рассказ Б.Житкова? Назовите его. Правильно «Как я ловил человечков»
.
Слайд 5.
Когда Борису было семь лет, семья переехала в Одессу. Борис был счастлив, рядом было море, гавань, где стояли пароходы. Борис познакомился с мальчишками из гавани,ловил с ними рыбу, облазил все пароходы и маленькие парусные суда. Дом, в котором жили Житковы, выходил во двор, где помещалисьмастерские пароходства, там были столярные, слесарные, токарныестанки, на которых Борис учился понемногу работать. Теперь он мастерил настоящие модели яхт.
Борис учился в гимназии и разрывался от увлечений. Занимался фотографией, любил рисовать, увлёкся игрой на скрипке. Вместе с соседскими детьми взялся выпускать рукописный журнал.
Когда ему исполнилось одиннадцать лет, их семье подарили парусную шлюпку, на которой он катался вместе с сёстрами. У Бориса Житкова всю жизнь было увлечение морем, кораблями, путешествиями, а вот писателем он никогда не мечтал стать. Первое морское путешествиеБорису посчастливилось совершить в тринадцать лет.
Слайд 6
. В эти годы он со всейсвоей энергией бросился вырабатывать свой характер и силу воли. В гимназии вместе с Борисом учился Коля Корнейчуков, он вспоминал, что Борис был молчаливый, надменный, очень прямой. Сидел в классе всегда впереди, но ребята его уважали, им нравилось то, что Борис живёт среди кораблей, что все его дяди адмиралы, что у него есть собственная лодка, телескоп, скрипка, чугунные шары для гимнастики и дрессированный пёс.
Слайд 7
. После гимназии Борис много учился, получил несколько профессий, занимался кораблестроением, ходил в кругосветное плавание, побывал в разных городах и странах.
Но наступило время в жизни Бориса Житкова, когда он морской инженер остался без работы. Он переехал в город Петербург и встретился там с другом детства Колей Корнейчуковым, который сталуже известным писателем. Ребята назовите имя этого писателя. Да, это КорнейИванович Чуковский.
Он предложил Б. Житкову написать рассказы о своих путешествиях и увидев, что у него получаются очень интересные рассказы, предложил ему заниматься писательским трудом.
Слайд 8
. Рассказы Б.Житкова понравились редактору детского журнала С.Я. Маршаку, и их стали печатать в журналах и издавать отдельными книжками. Книги Житкова полюбились детям и взрослым, ведь писатель рассказывал о том, что он сам видел, что происходило на его глазах, о настоящей храбрости, о товариществе. Книги Бориса Степановича Житкова вы видите на этой книжной выставке.
Слайд 9
.Ребята, вы прочитали рассказы Бориса Житкова о животных и сейчас мы проведём конкурс внимательных и начитанных - КВН по этим рассказам. Вам будут предложены разные задания, а вы старайтесь активно работать, отвечать на вопросы, оценивать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри). За каждый конкурс объявляются оценки.
Слайд 10.
Сегодня в КВН участвуют две команды.
Конкурс 1
Представление команд (Команды представляются, объясняя, почему выбрали такое название).
Конкурс 2
Команды по очереди должны показатьна плакате ряд животных, которые встречаются в одном из рассказов Б.С. Житкова
1. Беспризорная кошка - кошка, собака, мыши, рыбы, ласточки.
2. Мангуста - мангуста, змея, кот.
3. Про волка - волк, собака, кошка.
4. Про обезьянку - обезьяна, собака, кошка.
5. Про слона - слоны
6. Тихон Матвеевич - орангутанг, горилла, тигр.
Конкурс3
Задание для самых внимательных читателей «Словесный портрет». Узнайте животное по описанию автора, назовите рассказ (Можно зачитать или раздать на карточках по три портрета каждой команде).