Прямой морской узел схема. Виды узлов и их вязание на верёвке. Узел удавка на опоре

23.09.2019

Чтобы правильно завязать морской узел, в первую очередь, нужно запомнить, что закрепленный конец каната называется коренным, а подвижный – ходовым. Существует несколько простых примеров вязки, которые пригодятся и в быту, и во время активного отдыха.

Его также называют беседочным и относят к основополагающим узлам. Он содержит в себе элементы нескольких схем, что придает ему универсальные свойства: крепление позволяет осуществлять швартовку, подстраховывать моряков, фиксировать канат к гаку. Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины. Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.

Схема вязки морского узла для начинающих:

  1. Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
  2. Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
  3. Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
  4. Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.

Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.

Вязание морского узла восьмерка

Это типичная модификация, получившая свое название благодаря характерной форме. Восьмерку обычно выполняют для образования стопора или устойчивого крепления. Главный плюс – с ней легко иметь дело, даже если канат намок.


Как вязать морской узел:

  1. Обвести ходовым концом коренной, вытянуть первый сверху так, чтобы получилась петля.
  2. Проткнуть ходовым концом образовавшуюся петлю таким образом, чтобы затем его можно было завести за себя.
  3. Затянуть.

Образуется красивый узел с округлыми очертаниями восьмерки.

Схема вязки прямого морского узла

Одна из самых старых модификаций, в Древней Греции узел называли геркулесовым. С его помощью можно крепко соединить два каната, имеющих примерно одинаковый диаметр. Но схему нельзя назвать надежной: при больших нагрузках место стыка будет чрезмерно натягиваться, часто оно сползает по тросу. Его не рекомендуется использовать в ответственных ситуациях и тогда, когда запланирована деятельность с погружением в воду.


Классическая методика:

  1. Взять 2 ходовых конца тросов, один должен охватить второй.
  2. Второй конец образует открытую петлю.
  3. В эту петлю необходимо протянуть канат таким образом, чтобы первый конец тоже был оплетен.
  4. Затянуть обе веревки.

Существует подвид прямого узла – рифовый, он отличается возможностью быстрого развязывания.

Полуштык и штык

Полуштык не затягивается, для его выполнения ходовым концом оборачивают предмет, на котором планируется закрепить трос, обводят коренной и пропускают сквозь образованную петлю. Далее оба конца скрепляют вместе. Узел способен выдержать большой вес, отличается надежностью.


С помощью штыка фиксируют швартовые концы и выполняют буксировку. В его основе лежит 3 полуштыка – этого количества достаточно для любых целей. Нельзя считать, что 4 или 5 полуштыков более крепкие, эффект при использовании будет тот же.

Как завязывать морской узел рыбацкий штык


Эта вариация имеет древние корни, до наших дней она дошла благодаря тому, что позволяет максимально крепко зафиксировать канат на якоре, приспособлена для всех видов манипуляций в условиях сильной тяги. Изначально нужно закрепить трос на предмете с помощью дополнительного шлага, затем можно приступать к формированию полуштыков. Первый из них должен захватить шлаг, опоясывающий базу.


Если не видны концы веревки, внешне этот узел не отличить от прямого. Он получил свое название благодаря тому, что эта схожесть активно использовалась на кораблях с целью выявления факта воровства личного имущества моряков, провианта. Соединение используют преимущественно в бытовых целях, так как при натяжении узел может самопроизвольно развязаться.

Порядок действий:

  1. Ходовой конец первого каната складывают в петлю.
  2. Второй трос продевают в эту петлю таким образом, чтобы захватить коренной и ходовой концы, выводят в обратном направлении.
  3. Затягивают оба двойных конца.

Таким способом часто крепят ориентировочные шнуры.

Как завязывать бабий и тещин морской узел: простая схема

Вариации крайне схожи: это два ошибочных способа формирования воровского узла. Названия «бабий» и «тещин» имеют в основе бытовую специфику применения – их повсеместно используют для соединения веревок, но не учитывают ненадежность и даже некоторую опасность скользящего крепления.


Вязание морского узла не отличается сложностью: два ходовых конца пропускают друг через друга в разных направлениях и дублируют это действие в зеркальном отражении.

Профессионалы-моряки и приверженцы активного образа жизни демонстрируют бабий узел только в учебных целях, так как его применение в полевых условиях чревато травмами и порчей имущества.


Тещин узел отличается от бабьего тем, что здесь концы троса исходят из готовой комбинации в диагональном направлении. Модификация впервые была использована в европейских странах в судоходстве, но впоследствии ее заменили более практичными и крепкими вариантами вязки, не имеющими способности самопроизвольно развязываться. Теперь на практике ее можно встретить лишь в подсобном хозяйстве в качестве вспомогательного звена для упаковки сырья и продуктов питания.

Для выполнения тещиного узла следует:

  1. Образовать неполную петлю из ходового конца одной веревки.
  2. Второй конец провести в петлю по направлению сверху вниз, обогнуть первый канат и вывести наружу.

Даже если крепко затянуть, велика вероятность, что при дальнейшем натяжении связка раскроется.

Виды и способы выполнения узла удавка

Узел удавка может выполняться в прямой, плоской, рыбацкой вариациях. В первом случае образуется крепкое соединение, увеличивающее прочность при намокании.


Схема вязки:

  1. Образовать открытую петлю на веревке: придать ей форму буквы «s» и приступить к формированию витков, располагаемых максимально плотно по отношению друг к другу.
  2. Продеть ходовой конец в нижнее ушко, оставшееся после наматывания каната.
  3. Затянуть.

Карабинная удавка имеет узкую сферу использования – она популярна у профессиональных альпинистов. Здесь ходовой конец закрепляется на карабине 8-образным соединением, оставшаяся часть веревки при необходимости может быть пропущена сквозь карабин с охватом опоры, скажем, дерева.

Удавка на опоре вяжется следующим образом: канат охватывает опору, входит в петлю и оборачивается вокруг нее 3 раза, затем проходит в малую петлю. Даже если веревка мокрая, образуется устойчивое соединение, которое можно использовать и без опоры.

Все морские узлы, несмотря на характерное название категории, получили широкое распространение в повседневной жизни. Воровской, тещин и бабий – быстрая возможность перетянуть горловину мешка, удавка при умелом подходе помогает в работе с грузами и спорте. Все вариации штыков позволяют быстро зафиксировать канат на стационарной опоре. Нужно помнить, что прочность соединения зависит не только от мастерства завязывания, но и от крепости веревки.

В туризме порой человек не может обойтись от веревки. Да, кажется, что эта вещь проста. Но порой она добавляет столько комфорта, что невозможно представить свою жизнь без нее. Она может пригодиться в огромном количестве дел. Если нужно просушить спальные мешки – веревка вам поможет.

Другом она станет и в постройке навеса от дождя. И это только стандартные задачи. А сколько же есть других, более уникальных дел, в которых веревка может стать незаменимым инструментом ! Более того, еще и удобным. Но при этом нужно уметь пользоваться ею. И один из аспектов, которые связаны с веревками – завязывание правильных туристических узлов.

В данной статье собраны самые простые, но при этом полезные связки. Они смогут решить большую часть задач в туристических вылазках.

Есть множество способов связывания двух веревок одинаковой толщины.

Как вязать соединения для веревок разной длины?

У туристов бывают ситуации, когда нужно из нескольких маленьких веревок сделать одну большую. В этом случае нужно использовать эти способы.

Как закрепить веревку на жесткой основе?

Жесткая основа – это может быть все, что душе угодно. Обычно это вертикальные продолговатые предметы, такие как деревья или колья. Это прекрасная основа для завязывания узла, которую использует большое количество туристов.

Достаточно хорошим способом завязывания веревки на жесткой основе является штык в силу его простоты. Данное соединение являет собой жесткую петлю, которая не только легко завязывается, но и развязывается. Данное соединение требует контрольных узлов , но при этом их можно заменить с помощью дополнительного “полштыка”. Если же, например, не хочется чтобы соединение скользило по основе, то хорош узел “удавка”.

К атегория:

Строповка грузов

Типы узлов и их применение


При выполнении ремонтных и монтажных работ металлургического оборудования, а также при выполнении разовых подъемов и перемещений отдельных грузов изготовление специальных сложных приспособлений дорого, трудоемко и занимает значительное время.

При выполнении таких работ стропальщик, как правило, пользуется отрезками канатов или универсальными стропами, применяя для строповки груза различные узлы и петли.



Прямой узел употребляют при подъеме груза и для связывания концов строповых канатов одинаковой толщины. Для его увязки концы канатов обносят один вокруг другого, загибают в обратных направлениях и снова обносят тем же способом. Следует обращать внимание на правильность вязки узла: у правильно завязанного узла ходовой и коренной концы каждого каната должны находиться на одной стороне. Часто встречающейся ошибкой при вязке этого узла является неправильное направление второго обноса ходовых концов, в результате чего ходовые и коренные концы располагаются по разные стороны петель. Необходимо иметь в виду, что прямой узел при большом натяжении сильно затягивается и развязать его очень трудно. Для предохранения каната от резких перегибов и для удобства развязывания между петлями узла закладывают обрезок трубы или деревянный брусок. Нагруженные концы канатов при натяжении должны находиться на одной прямой, чтобы узел сращенных стальных канатов под нагрузкой самопроизвольно не развязывался, свободные концы крепят к коренным зажимам или привязывают проволокой:

Рифовый узел является разновидностью прямого. Он предназначен для вязки пеньковых канатов, веревок и шнуров, когда требуется быстрое его развязывание. При подъеме тяжелых грузов этот узел не применяют. Такой узел завязывают так же, как и прямой, но при этом один из свободных кондов каната вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое, что позволяет выдергиванием одного конца быстро развязать узел. При вязке рифового узла следует обращать внимание на правильное положение концов в петлях.

Рис. 1. Узлы обвязки грузов: а - прямой; б - рифовый; в - простой штыковый; г-штыковый с двумя шлангами; д - штыковый с обносом; е - штыковый с двумя шлагами и обносом; ж-морской (незатягивающаяся петля); з - плотничий узел (удавка); и - мертвая петля; к - плоский узел; л - укорачивающие петли для уменьшения длины стропов; (/-IV-последовательность позиций вязки узла)

Штыковый узел применяют при вязке стальных канатов, для привязывания растительных и стальных канатов к различным предметам, грузам, имеющим рымы, обухи, цапфы, стойки и др., когда не может быть применен прямой узел. Свободный конец каната крепят к коренному зажимами или проволокой. Простой штык вяжут следующим образом; ходовой конец, заведенный за рым или обведенный вокруг стойки, обносят вокруг коренной части каната и пропускают в образовавшуюся петлю. При этом образуется полуштык. Такую операцию повторяют 1-2 раза, а ходовой конец прочно прикрепляют к коренному мягкой проволокой. Штык с двумя шлагами применяют для крепления стальных канатов к другим предметам и в случаях, когда канат подвергается сильному натяжению. При завязывании узла свободный ходовой конец обносят вокруг предмета два раза и далее вяжут как простой штык, с креплением свободного конца к коренному. Штык с обносом используют в тех же случаях, что и штык с двумя шлагами. Однако для привязывания стальных канатов использовать его не следует из-за сильного излома в обносной петле.

Морской узел употребляют для образования временных незатягивающихся петель при подъеме, подвешивании на крюк, подтаскивания грузов, при закреплении канатов к деталям большого размера. Узел хорошо держит груз, легко и просто развязывается, свободный конец не требует специального крепления.

Плотничий узел - удавку - используют для вязки концов пеньковых канатов при подъеме легких грузов. Он крепко затягивается, хорошо держит, удобен при подъеме гладких предметов. Для его завязывания конец каната обносят вокруг предмета, огибают коренную часть (!) и, несколько раз оборачивая вокруг наложенного на предмет шлака, образуют узел (III ).

Для увеличения прочности узла его можно дополнить отдельным шлаком (IV). В этом случае узел именуют удавкой со шлагом.

Мертвую петлю используют при строповке различных тяжелых и легких грузов, малогабаритных и громоздких конструкций универсальными и облегченными стропами для подъема и перемещения. Мертвая петля крепко зажимает предмет, легко его поднимает, легко развязывается. Для подвешивания каната к крюку крана такую петлю не применяют, так как возможно ее самопроизвольное отцепление. При применении мертвой петли для строповки груза на одном конце каната петли его надо укладывать вплотную, оставляя свободный конец длиной не менее 20 диаметров каната.

Плоский узел служит для связывания канатов различной толщины (при соотношении диаметров 1:2), а также для связывания стальных канатов, так как в этом случае канат подвергается меньшим пережатиям’ и изломам, чем при других узлах. Завязывать этот узел удобнее, разложив концы канатов на ровной поверхности. Конец более толстого троса укладывают в виде петли, а более тонкого - подкладывают под петлю и последовательно проводят сверху коренного конца под ходовой конец толстого каната. Затем тонкий канат проводят сверху петли толстого каната, но под своей коренной частью. После этого ходовые концы канатов завязывают полуштыками (петлями вокруг коренных частей) и закрепляют тонкими линем или мягкой проволокой в случае стальных канатов.

Узел для уменьшения длины стропа. Вяжут узел следующим образом. Укорачиваемый строп укладывают на ровной поверхности и делают две петли (I), затем одну петлю обносят вокруг другой (II) и обе петли накладывают на крюк (III ). После этого строп оказывается укороченным на длину одной петли (IV). Узел развязывается сам после снятия петель с крюка.

Гачные узлы служат для присоединения свободного конца каната к крюку. Ходовой конец обводят вокруг спинки крюка, закладывают в зев и накрывают коренной частью каната (рис. 2, а). Оба конца каната скрепляют под крюком мягкой проволокой. Для лучшего удержания каната при вязке узла ходовой конец обносят вокруг спинки крюка дважды (рис. 2, б), а также заводят в зев крюка и накрывают коренной частью каната. Узел, завязанный таким образом, именуют гачным узлом со шлагом. После завязывания узлов обоими способами обязательно следует проверить положение коренной части каната, которая должна прижимать ходовой конец к крюку в его зеве.

Рис. 2. Гачные (крюковые) узлы: а - простой; б - крюковый с нахлесткой; в -- без петель с нахлесткой; г - без петель: д - двойной; е - без петель с простой накладкой на двурогий крюк; ж - то же, с перекрестной накладкой; з - без петель с перекрестной накладкой за веретено двурогого крюка; и-то же, с простой накладкой; к - без петель перекрестной накладкой с нахлесткой на двурогий крюк; л - без петель накладка ценных стропов на двурогий крюк (/ - до; // - после затяжки)

Крановые гачные узлы употребляют при надевании стропов на двурогие крюки кранов. Существует три способа завязывания узла. Во всех случаях стропы следует выравнивать при малых напряжениях. При простой накладке стропов на рога крюков (рис. 2, в-е) стропы под крюком для укорачивания и повышения безопасности проведения работ схватываются стопоркой, изготовленной из стального каната сплесниванием в форме кольца. Длина стопорки должна быть такой, чтобы при натянутых стропах она удерживала их и в то же время не могла быть оборвана при натяжении стропов. При перекрестной накладке (рис. 2, ж) стропы ложатся на противоположные рога крюка, при этом один из стропов прижимает другой.

Накладка на два рога крюка (рис. 2, з) наиболее надежна. Ее применяют в том случае, если возможно раскачивание груза. Стропы при этом заводят так, чтобы каждый из них охватывал веретено крюка и лежал на его обоих рогах При заводке стропы схватываются под крюком стопоркой.

Морские узлы активно применяются не только в мореплавании, но и во многих других сферах деятельности. Например, лучшие морские узлы используют строители, рыбаки, туристы и многие другие люди. При этом некоторые не подозревают, как называется тот или иной морской узел, но отлично знают, как его вязать. Мы подготовили для вас лучшие и надежные морские узлы, а также расскажем про их назначение и способы применения.

Простой морской узел

Называемый прямым, этот узел является самым элементарным, поэтому с него рекомендуем начинать учиться вязать морские узлы. Применяется данный узел для надежного соединения двух концов веревки. Вяжется следующим образом:

  • возьмите два конца веревок и одним из них оплетите второй;
  • из конца второй веревки сделайте петлю;
  • проденьте в нее первую веревку;
  • затяните, подтянув оба конца.

Для повышения надежности данного узла можно каждый из концов в качестве страховки привязать к веревке обычными узлами. Посмотрите на схему или видео, как вяжется прямой узел, и вы запросто все повторите.

Есть еще одна вариация - двойной морской узел. В данном случае концом одной из веревок нужно дважды обвести вокруг конца другой, а затем загнуть их навстречу и повторить процедуру. Далее узел затягивается и концы фиксируются стяжками.

Беседочный или булинь

Один из самых распространенных узлов, состоящий из нескольких более простых. Он универсален, а моряки используют его для швартовки, страховки моряков или привязывании каната к гаку. Этот основной морской узел надежен, а вязать его можно с тросами любой толщины и из разных материалов. Вяжется он элементарно и по надобности быстро развязывается. Вяжется по следующей схеме:

  • сформируйте на свободном конце петлю и пропустите через нее конец;
  • обведите ходовым концом коренной и вновь заведите в петлю;
  • после заключения ходового конца в малую петлю затяните булинь.

При необходимости узел легко развязывается - для этого нужно сдвинуть петлю от ходового конца в сторону коренного.

Узел восьмерка

Классический морской узел, получивший название в соответствие с формой. Он является основой для многих более сложных узлов, а также его обычно применяют в качестве стопора или закрепляющего узла. Главное достоинство в легкости вязки и развязывании, даже когда трос мокрый. Вяжется восьмерка элементарно:

  • ходовым концом обводим коренной и вытягиваем сверху, формируя петлю;
  • пропускаем в нее свободный конец, предварительно сделав виток вокруг себя;
  • прочно затягиваем.

Водяной узел

С его помощью моряки соединяют веревки и тросы равного диаметра, а вообще это усложненный вариант прямого узла. Водяной узел обеспечивает хорошее соединение и не развязывается под воздействием рывковых нагрузок. Отметим, что правильно завязанный водяной узел не расслабляется, особенно когда трос намокает.

Как завязывается этот морской узел понятно по картинкам, а вообще схема следующая:

  • ходовые концы размещаются параллельно;
  • ими формируют петлю, в которую продеваются ходовые концы в три оборота;
  • следите, чтобы веревки шли параллельно друг другу;
  • потяните сразу за все 4 конца веревок, чтобы затянуть водяной узел.

Многократная восьмерка

Этот узел применяют, когда на веревке нужно создать утолщение. Он выдерживает высокие нагрузки, но в мореходстве его используют нечасто. Нагрузка равномерно распределяется за счет большого числа оборотов веревки, поэтому она не повреждается. Вяжется узел на тросах и веревках сравнительно малого диаметра:

  • от ходового конца делается небольшой отступ и формируется петля;
  • этим концом делаем оборот вокруг основной веревки и продеваем в петлю;
  • свободным концом необходимо сделать два оборота вокруг петли и вновь завести внутрь нее;
  • подтягиваем сформировавшиеся петли к середине и затягиваем.

Полуштык

Еще одним распространенным и простым незатягивающимся узлом является простой полуштык. Вяжется он поэтапно по следующей несложной схеме:

  • обводим ходовым концом вокруг трубы или другого предмета;
  • делаем оборот вокруг коренного конца;
  • запускаем в петлю и затягиваем.

Чтобы лучше разобраться, как вязать простой полуштык, посмотрите схему в картинках.

Якорный узел

Его еще называют рыбацким штыком. Это один из старейших и надежных морских узлов, применяемых для привязывания якоря и решения других задач, предполагающих высокие нагрузки. Этот крепкий узел завязать нетрудно:

  • проденьте конец веревки в отверстие или крановый крюк;
  • заведите конец за основной трос и проденьте в обе сформировавшиеся петли;
  • снова заведите конец за главную веревку и проденьте в петлю;
  • затяните узел, а для надежности закрепите конец веревки к ее основанию стяжкой.

Скользящий узел

Мы рассмотрели разные варианты, а напоследок оставили еще один красивый морской узел, называемый скользящей петлей. Вяжется он по следующей схеме:

  • на ходовом конце формируется, но не затягивается обычный узел;
  • свободный конец пропускают через образовавшиеся витки;
  • узел подтягивается, но низ петли придерживается.

Посмотрите видео, как сделать скользящую петлю, и вы быстро научитесь ее вязать из любой веревки и даже лески.

Мы рассмотрели, как вязать основные морские узлы в картинках, а вы можете потренироваться на небольшом кусочке веревки. Также предлагаем посмотреть видео, как завязывать основные морские узлы.

«Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права», — писал Гетте. Только в природной стихии человек может познать свою сущность: и слабость, и силу. Но, надо помнить, что природа, как любая из стихий ошибок не прощает. Даже опытные рыбаки и охотники знают, что в сложную ситуацию может попасть всякий. Бывает так, что на совершение ошибок и их исправление нет времени и потому каждое действие должно быть продуманным и точным. Поэтому знатоки носят с собой все, что может пригодится в экстремальной ситуации — например, браслет спасения из паракорда , связанный из крепкой веревки, простейшие кольца и карабин. Ведь, даже такая мелочь, как правильно завязанный узел, может стать спасением в трудную минуту. Разберемся какие существуют безотказные виды узлов и способы их вязки рассмотрим на схемах.

Мы рассмотрим узлы, которые подойдут для различных задач: для связывания веревок, затягивающиеся и незатягивающиеся петли из веревки а также узлы для привязывания веревок к чему-либо. Кстати, совершенно не обязательно запоминать названия узлов, важно понимать принцип их действия и уметь завязывать быстро и точно. Анализируйте свойства материала, из которых вяжется узел: скользкая ли это веревка или шершавый канат.

Глухая петля

Глухая петля — один из самых простейших способов вязания надежной петли из веревки. В отличии от простого перебрасывания веревки через опору, эта петля будет минимально скользить. Такая петля подойдет, если нужно обвязать веревку вокруг опоры, дерева, или если в предметах есть отверстия или пазы.

Схема вязания веревочной петли: глухая петля

Прямой узел из веревки

Еще один быстрый и классический тип узла. Его используют, когда нужно крепко связать два куска веревки между собой. Подойдет для вязания веревок сходных по диаметру сечения. Такой узел нелегко разорвать, благодаря строению. Надо лишь следить, чтоб сама веревка была не ветхой и надежной.

Прямой узел из двух концов веревки. Простой и надежный.

Хирургический узел

Хирургический узел это также один из самых простых и надежных узлов. Узел становится более крепким и надежным, благодаря нескольким оборотам веревки. Его завязывание требует непродолжительной, но обязательной тренировки.

Простой хирургический узел. Вместо одного оборота веревки — используется два.

Петля с узлом Таутлайн

Один из элегантных несложных узлов, которые позволяют регулировать длину и объем своей петли. Его используют, когда необходимо что-то подвесить над землей или поднять на высоту. Например, поднять рюкзак с провизией, защитив его от влаги и голодных любопытных животных.

Таутлайн петля с регулируемой длинной.

Петлевой узел Клеверный лист

Такой узел часто используют туристы для фиксации палатки на колышках опорах. Узел простой в исполнении, но достаточно функциональный. Петлевой узел Клеверный лист позволяет переменять петлю по телу веревки.

Клеверный лист — петля, которую можно перемещать.

Узел Миллера

Узел по фамилии Миллер, как правило, используется тогда, когда нужно крепко и надежно связать мешок или куски ткани, но так, чтобы иметь возможность быстро развязать его в случает необходимости. Такой узел используют военные для связки вещмешков.

Узел Миллера для крепкого связывания и легкого развязывания

Узел булинь

Это узел с перемещающейся петлей. Такой узел можно довольно часто увидеть на пристани — его используют маряки для пришвартовывания плавающего средства к берегу. Удобен тем, что его можно завязывать одной рукой.

Крепкий узел с петлей булинь можно завязать даже одной рукой. Шкотовый узел обязательно пригодится вам, если вы попадете на необитаемый остров

Итак, теперь вы знаете основные типы узлов и петель. Обязательно потренируйтесь на досуге завязывать эти узлы быстро и правильно. Это одно из тех умений, которое пригодится в трудную минуту. Знать виды узлов и способы их вязки — залог спасения и выживания.