Александр тихомиров картины. Музей-галерея "Новый Эрмитаж". Выставка А. Д. Тихомирова

17.05.2019

Музей-галерея “Новый Эрмитаж

Ул. Спиридоновка, 4, стр. 1, м. “Баррикадная”,
с 9.30 до 18, кроме субботы и воскресенья, т. 290-13-84.

«Повернув глаза зрачками в душу…»

В галерее «Новый Эрмитаж» с 17 июля по 6 августа 2008 года открыта выставка живописи и графики художника А. Д. Тихомирова (1916-1995).
Можно без преувеличения сказать, что за период выставочной деятельности, начиная с 1987 года, эта экспозиция самая обширная, дающая яркое представление о многогранном творчестве художника, до сих пор известного не столь широко, сколь он того заслуживает.

Идущий
Х, м., 85 х 134 см. 1976.

Александр Дмитриевич Тихомиров родился в Баку в семье инженера-строителя. После шести классов школы работал в живописной мастерской рекламы и учился на рабфаке.
В 1930-40-е годы Баку был одним из крупнейших культурных центров страны. В этот живописный город часто приезжали известные зарубежные музыканты и лучшие музыканты Москвы и Петербурга. Бакинская филармония давала несколько концертов классической музыки в неделю. Интересные, смелые спектакли ставил БРТ - Бакинский Рабочий театр. Атмосфера, царившая в городе, оказала огромное влияние на формирование личности художника, ставшего в дальнейшем тонким ценителем и знатоком классической музыки, театра, человеком энциклопедических знаний в области искусства и культуры, что отразилось в его живописных и графических работах.
В Баку было множество музеев, выставок. Политический климат был значительно мягче московского, отношения между людьми более открытыми и дружелюбными.
Да и сам облик Баку - тогда старого восточного города - побуждал к творчеству: волшебный колорит базаров, причудливая архитектура древнего города, богатые краски морских закатов, экстравагантные мусульманские праздники. Эти яркие зрительные впечатления живут даже в поздних работах художника.


Ангел
Б., темпера, 21 х 29,5 см. 1976.

В 1934 году Александр Тихомиров поступил на 2-й курс Бакинского художественного училища на живописный факультет. Здесь, начиная с 3-го курса, он занимался в мастерской ученика И. Репина - художника И. Рыженко. По словам Александра Дмитриевича, педагог дал ему, начинающему художнику, «крепкую реалистическую основу и живописную культуру».
В 1935 году 18-летний Тихомиров принял участие в живописной выставке, посвященной юбилею Шота Руставели. Широкая художественная общественность заметила и по достоинству оценила его работы, которые позже были приобретены Азербайджанским музеем изобразительных искусств. Окончив училище в 1938 году, Тихомиров работал по договору над картинами для Азербайджанского антирелигиозного музея.
В годы Великой Отечественной войны он был освобожден от военной службы из-за слепоты правого глаза и работал в Художественном комбинате Азербайджанского отделения Художественного фонда. Тогда же вступил в Азербайджанский Союз художников, работал над агитплакатами, военными сценами, портретами героев Отечественной войны. По приглашению И. Рыженко писал с ним два панно «Разгром гитлеровцев на Кавказе» для Бакинского Дома Красной Армии и Флота.
Но, несмотря на то, что в Баку была прекрасная среда для развития творческой личности и в Бакинском художественном училище чудом выжила старая, серьезная школа живописи и рисунка, молодежь грезила о Москве, ее музеях, выставках, мечтала о возможностях общения с известными художниками. Многие бакинские художники переехали в столицу - А. Саханов, В. Артамонов, В. Бардзиловский. Перебрался в столицу и Тихомиров.
В 1945 году он поступил на 3-й курс Московского художественного института им. Сурикова. Учился у А. Осмеркина. Но на 4-м курсе был исключен за «формалистические» проявления в живописи.


Изгнанник
Х., м., 80 х 100 см. 1980.

Ко времени учебы относится знакомство Александра Дмитриевича с Робертом Рафаиловичем Фальком. Соседями семьи Тихомировых в доме в Брюсовском переулке были Вера Семеновна и Аркадий Николаевич Петровы (брат писателя Скитальца). В концертах классической музыки, которые устраивала Вера Семеновна, участвовали известные музыканты. Приходили послушать музыку и художники. Именно здесь Тихомиров встретился с Фальком. Знакомство переросло в дружеские отношения. Фальк предложил Александру Дмитриевичу побывать в его мастерской. О работах молодого художника - пейзажах и натюрмортах в традиции русского импрессионизма - Фальк отзывался с одобрением, отмечая, что А. Тихомиров обладает «французским глазом» в живописи. После приглашения Р. Фалька написать этюд из окна своей мастерской Тихомиров часто бывал у художника, они нашли много точек соприкосновения, вызванных близостью взглядов на проблемы творчества.
Дружеские отношения сложились у А.Тихомирова со многими художниками, в том числе с И. М. Ильиным, Е. Симкиным, С. Адливанкиным, А. Лабасом, А. Глускиным, Б. Отаровым, Б. Пинхасовичем, И. Дризе, Б. Тальбергом. Художник А. Передний написал портрет Тихомирова.


Двуликая балерина
Х., м., 100 х 123 см. 1966.

После исключения из Суриковского института А. Тихомиров работал некоторое время как свободный художник, а с 1949 по 1976 годы - в Московском комбинате монументально-декоративного искусства. Участвовал в праздничных оформлениях Москвы, в течение ряда лет оформлял Государственную Библиотеку им. В. И. Ленина. Вместе с художником И. М Ильиным написал монументальный портрет В. И. Ленина для украшения фасада здания Министерства иностранных дел. Это был самый большой в мире портрет Ленина. Обстоятельства сложились так, что портрет увидел Ренато Гуттузо, проезжавший по Смоленской площади в машине с первым секретарем горкома КПСС В. Гришиным. Восхищенный отзыв Гуттузо о портрете произвел впечатление на партийное руководство.
В дальнейшем эта работа, исполненная на специальных лентах, была удостоена золотой медали на выставке наглядной агитации ВДНХ по представлению отдела культуры горкома КПСС.
Официальные заказы позволили художнику обрести некоторую финансовую свободу, необходимую для творческой независимости.


Вечер-(Город)
Х., м., 100 х 100 см. 1980.

Не имея мастерской в Москве, А. Тихомиров обретал ее в летние месяцы в поселке Троицкое на Клязьминском водохранилище, где в 1960-70-х годах с женой и дочкой снимал дачу.
Этот поселок на живописном полуострове с полуразрушенной церковью превращался летом в уголок, любимый творческой интеллигенцией - маленькое «Абрамцево». Сюда съезжались художники, продолжавшие традиции 1920-х годов - А. Лабас, А. Глускин, С. Адливанкин, Б. Тальберг. Днем все напряженно работали, а по вечерам собирались на даче у Тихомировых. Как позже вспоминала дочь Александра Дмитриевича, художник Анна Тихомирова , «всех их привлекали его необычные работы и фантастически преображенные дачные комнаты. Мощный темперамент художника захватывал пространство. Вся дачная мебель выкрашивалась в контрастные, бодрящие цвета, комната превращалась в картину». Да и само Троицкое, с большой сверкающей рекой, восхитительными красками закатов, вереницами яхт, было источником вдохновения для художников. Своими пейзажами, богатым колоритом оно напоминало А. Тихомирову родной город - Баку. Его палитра стала стремительно меняться, яркие, необычные сочетания красок словно выплескивались за рамки полотен. Сначала появились пронизанные светом, воздушные, сияющие пейзажи. Затем родилась серия «Петрушка и Балерина» на тему Comedia del Arte, навеянная балетом Стравинского «Петрушка». Эта тема необычайно сильной и нежной любви стала одной из основных в творчестве А. Д. Тихомирова: «”Петрушка и Балерина” - вот тема, которая захватывает меня всегда». Не могло быть иначе. Прототипом Балерины была муза художника, его жена, Наталья Анатольевна Тихомирова, именно ей был посвящен цикл этих работ, а изображение Петрушки - автопортрет художника.


Театр
Х., м., 150 х 195 см. 1988.

«Взрывчатый колорит, атональная манера (отсутствие преобладающего тона), прихотливый ритм контрастных пятен, пиршество красок, свободный полет линий - очень русские холсты, напоминающие рыночные коврики или лоскутные одеяла. И в то же время очень содержательные, - отмечала Анна Тихомирова. - Поставив “Петрушку” Стравинского почти на полную громкость, художник погружался в транс и, раскрепощаясь, отправлялся в свободное плавание. С кистью в руке он исполнял неистовый танец перед холстом. Так холст превращался в зеркало, отражающее его самые глубинные переживания. “Петрушка и Балерина” - красочная поэма о любви, страсти, радости жизни. Страстное безумие и радостное жизнелюбие, любовное томление, мощный водоворот чувств бьется в холстах. В то же время в какой-то неуловимый момент рука художника собирает цвета и формы, и они застывают в гармоничном созвучии».
Глубоко чувствующий классическую музыку, Александр Дмитриевич писал свои полотна, слушая произведения Скрябина, Чайковского, Брамса, Карла Орфа, Бетховена. Друзья художника - композиторы, пианисты - называли его работы «воплощенной музыкой».


Пир актеров
Х., м., 141 х 92 см. 1985.

«Когда говоришь о таком человеке, чувствуешь, как мало значат слова, - вспоминает близкий друг А. Тихомирова, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных Григорий Борисович Гордон . - Случайная встреча с ним, которая переросла, смею сказать, в дружбу, стала для меня громадным событием. Мы сблизились благодаря любви к музыке, но если она была моей специальностью, то для него - необходимым “противовесом” тяжелому труду, отбирающему все силы. Своему делу, предназначенному ему от рождения, он был безраздельно предан. Живопись, и шире - искусство, были воздухом, которым он дышал».
По мнению искусствоведа Валерия Александровича Матвеева , творчество А. Д. Тихомирова можно условно разделить на три этапа: импрессионистический (1940-50-е годы), фовистический (1960-е годы), новый классический (неоклассический) стиль, начиная с 1970-х годов.
«Александр Дмитриевич, - рассказывает В. А. Матвеев, - ставил широкие человеческие задачи, он как бы предчувствовал, что Россию ожидает некое испытание, переходный период в ее истории. Конечный цикл работ - типично классический, как по композиции, так и по размаху изображенного, по воздействию на людей. Художник говорил: “Я хочу соединить современное с классическим”. Это была удивительно точная фраза, я думаю, что он этого достиг».
В работах А. Д. Тихомирова глубокий философский подтекст, психологичность образов сочетаются с мощным потоком энергии, великолепным решением пластических и цветовых задач. Вечные темы: добра и зла, одиночества и трагического начала, тема любви - находят отражение в его полотнах.
Библейские персонажи, узники и отверженные, преследуемые толпой, странники, сумасшедшие - все те, кто так или иначе противопоставил себя массе в силу стремления к Иному, в силу болезни или непонимания толпы, становятся героями его произведений.


Отверженная. Правая часть диптиха
Х., м., 103 х 103 см. 1985.

В мастерской художника на стене можно было увидеть листы с цитатами, столь созвучными его мировосприятию. На одном из листов можно было прочесть:

Не доверяй своих дорог
Толпе ласкателей несметной:
Они сломают твой чертог,
Погасят жертвенник заветный.

Все, духом сильные, - одни
Толпы нестройной убегают,
Одни на холмах жгут огни,
Завесы мрака разрывают.

Александр Дмитриевич разрывал «завесы мрака» и обращался к душе, богатому внутреннему миру человека. В его работах, посвященных театру и цирку, ясно прослеживается отсыл к Шекспиру, чьи произведения любил художник. Сцены пира, отдыха актеров после спектакля, изображенные на полотнах, - те минуты, когда, устав от надуманной игры, навязанных ролей, люди в масках остаются среди многих себе подобных наедине с собой. Актеры, акробаты, клоуны изображены с закрытыми глазами, их взгляд обращен внутрь себя - «повернув глаза зрачками в душу». Какие тайны, какие притягивающие бездны, полные пороков или страхов, открываются им? «Шут - принадлежность общества, именно он говорит правду в лицо», - отмечал художник. На редких работах можно увидеть персонажей с открытыми глазами, но всегда они - сторонние наблюдатели, внимательно следящие за погруженными в раздумье актерами, шутами, акробатами, музыкантами. Уставший актер, уснувший клоун, опустившая голову прекрасная дама с волной черных волос, одинокий скрипач, крепко прижавший к плечу инструмент, жители странного города, окруженного стеной с причудливыми башнями, - все они в то мгновение, что длится вечно на картине, снимают привычные им в жизни маски, обнажая душу.


Сцена в цирке
Х., м., 100 х 100 см. 1985.

Работы на восточную тему - напоминание о Баку. Выразительные образы красивых полуобнаженных женщин, собравшихся у источника, чтобы наполнить кувшины водой, глубоко символичны: вода и женщина - источник жизни на земле. Пластическое решение композиций поражает гармонией: округлые очертания женских фигур словно находят продолжение в выпуклых очертаниях кувшинов, струящиеся длинные волосы - в льющихся струях воды.


Источник. Эскиз
Б., темпера, 37 х 37 см. 1980-е.

На открывшейся в «Новом Эрмитаже» выставке впервые столь полно представлены живописные и графические работы трех периодов творчества А. Д. Тихомирова, начиная с 1960-х годов. Блестяще выполненные картины, изображающие персонажей библейских сюжетов; сложные по композиции работы на шекспировскую тему, темы театра и цирка; яркие, многоцветные полотна фовистического периода на тему «Петрушки и Балерины»; живопись и графика, посвященная Востоку, - все эти работы восхищают своей глубиной и высоким мастерством исполнения.
Как замечает художник, искусствовед, критик Лев Федорович Дьяконицын , «думаю, отныне имя Александра Дмитриевича Тихомирова будет все более и более известно, его творчество прочно займет место в искусстве и послужит источником мужества, культуры, вдохновения для других поколений художников».


Цирк
Х., м., 100 х 100 см. 1983.

Выставки работ А. Д. Тихомирова:
Персональная выставка в Орловской картинной галерее - 1987 г.
Выставка русского искусства в Риме (Италия) - 1989 г.
Выставка «Париж - Ленинград - Москва», на обложке каталога выставки воспроизведена работа А. Д. Тихомирова - 1990 г.
Персональная выставка в галерее «АНТИПЪ» в Центральном доме литераторов - 1993 г.
Посмертные выставки:
В ЦДХ - (обе в 1999 г.), в том числе выставка «Цирк», посвященная Ю. Никулину
Групповая выставка студии «Остож» - 2002 г.
Персональная выставка в Московском Государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана - 2004 г.

В настоящее время произведения А. Д. Тихомирова хранятся в музеях России, Азербайджана, Италии, в частных российских и зарубежных коллекциях (Франция, Канада, США, Австралия и др.).

Екатерина Гоголева

Оргкомитет выставки: В. А. Дудаков, С. А. Черняк
Клуб коллекционеров изобразительного искусства.

В ноябре в Париже торжественно открыли выставку «Русь» амурского художника Александра Тихомирова . В столицу Франции отправились знаменитые картины художника, выполненные в технике «оконопись» , которые прославили Александра Тихомирова далеко за пределами не только Амурской области, но и России. Всего в столице Франции были представлены 23 работы мастера.

В качестве холста художник использует настоящие, старые ставни, как правило те, которым исполнилось не менее 50 лет, «сохранившие историю и аккумулировавшие в себе энергию живших в этих домах людей ». В работах Тихомиров использует темперу ПВА, в палитре обычно 3-4 краски, по окончании работы на произведение наносится защитный слой жидкого воска.

За 26 лет, что существует эта техника, Александр Тихомиров написал около 5000 работ .

Как признается автор, материал для оконописи не иссякает: «Мне помогают мои друзья. Они приносят мне ставни или говорят, где видели. На сегодняшний день материала в изобилии. В прошлом году мне друзья принесли много хороших ставен, что грех было на них написать плохую вещь. Прошлый, 2015 год и начало 2016-го стали для меня очень благотворными в плане творчества », — рассказал художник.

Понятие оклада оконописца всегда настораживало, по мнению Александра Тихомирова, оклад закрывает самую эмоциональную и образную часть иконы: «Как оконопись — новая, более демократическая форма иконы, так и это новая форма оклада. Такой оклад не закрывает живопись и вместе с тем привносит элемент драгоценности в суть божественного », — объясняет он.

Александр Тихомиров родился в городе Электростали в 1956 году .

В 1979 году окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, затем в 1984 году окончил МВХПУ , мастерскую Г. М. Коржева .

После учебы переехал в Благовещенск, где в настоящий момент живет и работает.

Новое направление в живописи под названием «оконопись» автор запатентовал в 1995 году .

В своей мастерской в центре Благовещенска художник Александр Тихомиров редко появляется с пустыми руками, из поездок по деревням он всегда привозит одно и то же — деревянные ставни, уцелевшие в заброшенных старинных домах, ведь для мастера это не предмет коллекционирования, а уникальный рабочий материал.

«Александр дает и русским, и французам, понимание того, что Древняя Россия — это современная Россия. И это чувство нельзя ничем заменить », — отметил директор Российского центра науки и культуры в Париже Игорь Шпынов .

Экспозицией в Париже Александр Тихомиров продолжил прерванную 15 лет назад традицию выставок «оконописи» в Российских центрах науки и культуры Европы.

В 2000 году они прошли на Кипре и Чехии , в 2001 году — в Финляндии и Германии .

Во Франции работы в стиле «оконопись» выставлялись впервые, и как отметили руководители Российского центра науки и культуры и МИД РФ, они бы хотели оставить выставку «Русь» еще на год для участия в ряде проектов 2017 года в Париже.

Своими впечатлениями поделился и президент секций живопись и фотография в Гран Пале Алан Базар : «Я высоко ценю представленные иконописные работы, которые даже можно назвать революционными, если сравнивать их с тем видением иконы, которое мы имеем сегодня , — отметил он. — Мы надеемся и в дальнейшем ежегодно принимать русских художников ».

Референт посла России во Франции Владимир Коротков отметил, что работы Александра Тихомирова могли бы украсить залы недавно открывшегося в Париже Российского духовно-культурного православного центра.

«В Париже, культурной столице мира, изобилие всевозможных выставочных проектов. До открытия мы успели посетить два из них: Коллекция С. Щукина в Fondation Louis Vuitton и уникальная коллекция произведений Рембрандта в музее Жакмр-Андре. Выставочный фронт необъятен », — рассказал Александр Тихомиров.

Работы Тихомирова находятся также в музейных и частных коллекциях множества стран, в том числе Канады , Китая , США , Франции . Несколько выставок художника прошли в храме Христа Спасителя , откуда работы отправились в Иерусалим , но самой значимой для себя художник называет выставку в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина .

Сам Тихомиров считает свои работы «той же иконописью, только вне монастыря ».

Александр Евгеньевич Тихомиров

Народный художник Российской Федерации.

Член-корреспондент РАХ. профессор БГПУ, председатель Амурской Региональной Организации Творческий Союз Художников России.

Родился в городе Электросталь (Московсая область) в 1956 году.

В 1979 г. закончил Московское художественное училище памяти 1905 года, в 1984 г. — МВХПУ(б. Строгановское).
Живет и трудится в г. Благовещенске Амурской обл.

Кавалер «Ордена Дружбы» (2013 г).

Кавалер международного ордена «Благотворение» степени (2007 г.). Обладатель Диплома Пражской Академии художеств и награды императора Рудольфа II (2000 г).
Кавалер ордена Русской Православной Церкви Преподобного Андрея Рублёва “I степени (2006 г.)

Награжден медалью «достойному » Российской Академии Художеств (2012 г.). Золотой медалью Российской Академии Художеств(2013 г.). Серебряной медалью Российской Академии Художеств (2011 г.), Золотой медалью ТСХ России (2005 г.)

Кавалер «Ордена Планеты» в номинации «Художник Года» Академии художеств Мира «Новая Эра» (2011 г.)

Лауреат премии «Вера» VII! Московского Международного Фестиваля Искусств «Традиции и Современность»
(2013 г.)

Обладатель Гран При ХII Международной ярмарки современного искусства (2005 г.) в Пекине (КНР). Является почётным директором музея Русского Искусств в г. Харбине (КНР), почётным членом Союза Художников Китая.

Мир ошеломляет художник, ошеломивший себя…

Жизнь на сколе судьбы, жестокой ностальгии по настоящему…

Творец, не имеющий дня, который бы принадлежал ему, Апостол ренессансных палаццо Православия…

В непостижимых тайнах нематериального, в магнетизме духовного — вся материальная, схожая с микеланджеловской пластикой, творческая сущность художника Александра Евгеньевича Тихомирова. По месту жизни и творчества его, несомненно, следует считать амурским, дальневосточным художником, поскольку главная «поисковая» обитель Александра Евгеньеви-
ча и его творческой семьи — Благовещенск-на-Амуре. Но по вкладу в культуру, в искусство А.Е.Тихомиров, что тоже бесспорно, является величиной российского, мирового уровня. Россия сильна, по утверждению Н.М.Карамзина. русской провинцией. Волга. Днепр, Енисей, Ангара, Амур… Скользамечательных мастеров отечественной культуры черпали живительные силы далеко от столиц, приумножая славу Отечества!

А родился, меж тем. маэстро как раз близ Москвы. в г. Электросталь в 1956 году. В 1984-м кончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее графа Строганова), отделение монументально-декоративной живописи, мастерская Г.М.Коржева. И…

И далее повелевала процессом Ее величество судьба. Сразу после окончания училища молодой человек, 28 лет от роду. решает кардинально изменить жизнь. Берет билет на самолет, отбывающий на восток, и, следуя вдоль 50-й параллели на окаянных крыльях фортуны, через десять часов оказывается на берегах Амура, в пограничном Благовещенске. Известность к амбициозному бунтарю, талантливому живописцу придет. когда Александр станет автором нового направления в живописи и запатентует его под названием “Оконопись”. А большая слава найдет Тихомирова после широкого признания его исповедального творчества на многочисленных выставках. которые состоялись за минувшие тридцать два года во многих больших и малых городах России, за рубежом. Александр Евгеньевич становится сначала Заслуженным. а затем Народным художником России. За большой вклад в российскую культуру в 2014 году в Екатерининском зале Кремля Президент России В.В.Путин вручит А.Е.Тихомирову орден Дружбы. Так они и поквитались: город по имени Благая Весть и Мастер. Сначала Благовещенск с подвиг художника на свободу и духовный подвиг, потом Оконопись стала визитной карточкой города на Амуре и Зее.


Основа, душа и дух «Оконописи» глубокое проникновение в суть и смысл русской иконы. русского Православия. Художник работает в стиле религиозных сюжетов, выполненных темперой на старых деревянных ставнях. Когда смотришь на работы художника, неизбежно «включаются» ассоциации и прямые аналогии. В том смысле. что подвижническое творчество Тихомирова, обладающее силой ока духовного видения. стоит в одном ряду с творчеством христиан-иконописцев Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека. Истинная вера. традиции и современность составляют базис. первоэлемент творчества А.Е.Тихомирова. «Дерево для меня
это лист. канва. на которые ложится идея Бога. Само дерево сотворено Богом. и задача художника суметь всего несколькими штрихами выявить лик Святителя, приоткрыть тайну творения, самому приобщиться к ней», — говорит о своем творчестве Александр Евгеньевич.

И поведал тогда Господь: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир. Поступающий по правде, идет к свету. дабы явны были дела его, потому что они в Боге содеяны».

Сила творчества Александра Евгеньевича Тихомирова как раз в правде. Еще можно сказать — в праведности, благочестии, в мощи света и разума.

Благовещенск — это один из старейших городов Дальнего Востока, которому в этом году исполняется 160 лет. История его основания тесно связана с православием. Наш город — гор0д Благой вести, как часто его называют, вдохновляет творческих людей на создание прекрасных
полотен, стихов и песен. Особое место в этом творчестве занимает уникальная, неповторимая, заглядывающая в самую душу живопись Александра Тихомирова.

Я уверена, что выпускник знаменитой «строгановки», совершенно неслучайно более 30 лет назад приехал в наш город. Он прошел большой творческий путь, предначертанный свыше. Его работы увековечены в истории и архитектуре мозаичными полотнами на зданиях Благовещенска. Именно здесь, в нашем городе, благодаря его особой духовной атмосфере и таланту мастера родилась уникальная техника живописи — оконопись, аналогов которой нет в мире.

Работы этого неординарного художника, с которых на нас смотрят образы и лики православных святых, написанные на филенках ставен, давно известны и в России, и за рубежом и стали визитной карточкой нашего города. Связь с предками, любовь к Родине воспринимаются
особенно остро, когда смотришь на деревянные полотна художника. Его произведения это особый мир. который заставляет остановиться в быстротечном потоке времени и задуматься о вере, о душе.

От имени жителей города благодарю большого художника за его большой труд и уникальный талант. которым гордятся благовещенцы и ждут его новых работ. Я искренне рада за тех, кто уже знаком с его творчеством и за тех, кому только предстоит открыть для себя работы‚ от которых исходит свет.

Мэр города Благовещенска
В.С. Калита

Большой и яркий, художник устремился, взлетев Однажды на рукотворных крыльях, по неизведанному пути Вечности по которому никто из мастеров кисти до него в искусстве не ходил. Ни в России, ни за ее пределами. Природа гениальности — она в разительных открытиях очевидного и доступна лишь избранным. Открытие А.Е.Тихомирова следует считать глубоко русским по духу, многими критиками и искусствоведами оно по праву признается ярким, крупным вкладом в сокровищницу не только отечественной, но и мировой культуры.

«Оконописные» иконы А.Е.Тихомирова находятся в музеях и частных коллекциях в России, Белоруссии, Армении. Канаде, Грузии, Италии, Латвии, Турции, Израиле, Австрии, Корее, Германии. Китае, Польше. Финляндии, Чехии, Японии, США. во Франции и других странах мира. О творчестве художника рассказывалось в фильме Страна на краю света“. снятом телевидением ФРГ. Помимо Германии фильм транслировался на ряд стран Западной Европы. Александр Евгеньевич имеет Благодарственные письма Русской Православной Церкви, Правительства Амурской области, Министерства культуры России.

А еще он — Кавалер ордена Русской Православной Церкви Преподобного Андрея Рублева III степени. Кавалер международного ордена «Благотворение» III степени. Почетный директор
музея Русского искусства в г. Харбин (Китай), почетный член Союза художников КНР, почетный член Красноярской организации ВТОО СХ России.

Канонический жрец именем Александр-Амурский “задумал такую картину. чтоб висела она без гвоздя“. И это Мастеру, кажется, удалось в Благовещенске, на что ушли, с момента рождения по сегодняшний день, бездна не тщетных трудов и шестьдесят лет жизни.

Вас когда-нибудь просили рассказать о нашем городе за границей Амурской области или даже страны? Если да, то о чем вы говорили? Китай, набережная, торнадо — все это не делает наш город чем-то особенным. Немногие знают, но нам на самом деле есть, кем гордиться. Корреспондент журнала «сайт Mojo» побеседовал с очень добрым и интересным человеком, Художником с большой буквы, создателем собственного направления «оконопись» в искусстве! Все это об Александре Евгеньевиче Тихомирове.

Небольшая биографическая справка. А.Е. Тихомиров родился под Москвой в городе Электросталь в 1956 году. В 1979 окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, затем в 1984 году окончил МВХПУ (б. Строгановское), мастерскую Г.М. Коржева. После учебы переехал в Благовещенск, где по сей день живет и работает. Автор нового направления в живописи, запатентованного в 1995 году, под названием «оконопись».


Александр Евгеньевич лауреат многочисленных премий и обладатель огромного количества призов, дипломов и званий. Он заслуженный и народный художник РФ, кавалер Русской Православной Церкви Преподобного Андрея Рублева III степени, Кавалер международного ордена «Благотворение» III степени, а также обладатель многих других почетных званий. Его работы выставлялись не только в России, но и в Азии, Европе и даже Америке. О его заслугах говорить долго. Поэтому мы и решили лично побеседовать с Александром в его мастерской.

— Александр Евгеньевич, Вы родились и учились в столице. Почему после учебы решили переехать на Дальний Восток?

— Вообще, мне хотелось уехать подальше от Москвы. К тому же, мой переезд был связан с моей деятельностью. В столице я учился на монументалиста, и в Благовещенске как раз нужен был такой человек. До меня здесь работал Александр Князев, мой друг. Он переехал жить в Ленинград, а я занял его место. Благовещенск, природа этого места, здешние люди — все мне очень понравилось. Сейчас, положа руку на сердце, я могу сказать, что Благовещенск — моя Родина! Именно здесь я состоялся как художник.


— Скажите, а с чего вы начинали в Приамурье?

— Так как по образованию я художник-монументалист, я украшал фасады некоторых зданий Благовещенска. Моими трудами украшены Дом быта «Элегант», здание «Амурской правды», ДК Профсоюзов, внутренний дворик ДОСААФ. Кроме того, я работал в Тынде и в Новобурейске. Именно с этого я и начинал. Еще писал пейзажи и натюрморты. А потом уже начал творить в своем собственном направлении — «оконопись».

— Александр Евгеньевич, как вы пришли к «оконописи»?

— Это было благословение свыше. У меня был сон, после которого и родилась оконопись. Она стала смыслом моей жизни! Это мое авторское направление. Благодаря ему, я и состоялся как художник. Понимаете, существует много направлений, и найти что-то новое очень сложно, особенно, когда речь идет о классике. Поначалу было очень сложно — многие критиковали. Но я упорный, я понимал, что делаю. Господь помогал мне. И я продолжал творить, я продолжал прославлять нашего Бога и наше Отечество. Позже люди стали одобрять мои работы. Организовывали выставки. Самые значительные были в Храме Христа спасителя в честь юбилея Патриарха Алексия II, оттуда работы отправили в Иерусалим. Вообще, в храме Христа Спасителя у меня было 3 выставки.


— А какая была самая значимая?

— Самая важная из всех для меня была в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Я был первым художником, чьи работы там выставлялись при жизни. Это исключительный случай. Обычно работы мастеров туда попадают уже после их смерти.

— А где еще выставлялись Ваши работы и как к ним относятся люди?

— Во многих странах: Америке, Чехии, Австрии, Израиле, Китае, Германии, на Кипре. Так сразу тяжело вспомнить. Отношение людей к моим работам самое хорошее! Им нравится, некоторые работы покупают, а главное ценят то, чем я занимаюсь. Например, в Чехии я был удостоен диплома Пражской Академии Художеств и награды императора Рудольфа II. С XVI века я стал третьим россиянином, кому выпала честь быть удостоенным такой высокой награды. Приятно, что люди ценят мой труд. Мои работы очень сильно понравились Патриарху Кипрскому Хризостому II. Он даже приобрел несколько работ. Многие покупают мои работы, многим я дарю.


— Думаю, читателям будет интересно узнать, сколько времени уходит на создание одно такого произведения? И как происходит создание?

— По времени могу сказать, что одного дня хватает для создания одной работы. А сюжеты...они приходят свыше. Я вижу образ и потом воплощаю его в красках. Некоторые работы украшаются золотом и серебром. Понимаете, золото и серебро — это металлы, которые олицетворяют нетленность. Раньше, при написании икон, мастера использовали большое количество этих металлов. А для меня главное, чтобы металлы не мешали восприятию самой духовной сущности работы. Дело в том, что оконопись — это притчево-метафорическое искусство. Тут важны эмоции, нравственность, мораль.

— Извините за нескромный вопрос, а сколько стоила самая дорогая Ваша картина?

— Она стоила 35000$. Понимаете, для меня деньги это мерило отношений. Я учился живописи так же, как и любой другой человек учится чему-либо. Потом работает и зарабатывает себе на жизнь. Я учился писать картины, и это стало моим основным занятием в жизни. Нужно и любить искусство, и знать цену. Когда произведения приобретают, то это можно считать оценкой проделанного труда.

— Это интересно! Ваши работы выставлялись во многих странах. Вы художник, и наверняка объездили и посетили многие галереи, расскажите, где вам больше всего понравилось и что больше всего запомнилось?

— Действительно, я много где был: в Вене, в Дрездене, в Берлине, и знаете, мне везде понравилось! В каждой галерее есть какая-нибудь особенная работа. Например, в Дрездене это, несомненно, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Потрясающее произведение искусства! В Вене меня на меня особое впечатление произвели работы Брейгеля «Картины месяцев или времен года». В Берлине я был поражен работами итальянских мастеров: Боттичелли, Мантенья, Пьеро делла Франческа.

— Александр Евгеньевич, когда я звонил Вам первый раз по поводу интервью, вы были в Харбине на международной торгово-экономической ярмарке. Расскажите, поподробнее об этом событии.

— В Харбин я ездил в составе делегации Российской Академии Художеств. Мы организовали там выставку работу наших русских художников. Были работы Сергея Горяева, моего друга Евгения Ромашко, Константина Петрова, Ревеля Федорова, наших классиков Обросова и Зверькова и многих других русских художников. В общем, 114 работ. Это было масштабное мероприятие. Там же меня наградили Золотой медалью Российской Академии Художеств. Это самая высшая награда для художника.

— А на будущее какие планы?

— 25-го июня я лечу в Москву на выставку «Традиции и современности», которую организовывает Московский Общественный Фонд поддержки культуры и развития современного искусства. Потом там же пройдет выставка «Ars longa», а осенью, уже в Благовещенске, пройдет выставка, посвященная «Амурской осени» и юбилею нашей области. Это будет совместная экспозиция художников, музейщиков и актеров, которые пишут картины.

— Давайте теперь поговорим о Благовещенске. Как человек опытный скажите, как у нас обстоят дела с искусством? Есть ли молодые мастера?

— У нас в Благовещенске как таковой школы нет. Есть Художественное училище. Там учат живописи, таланты появляются, но уезжают во Владивосток или Красноярск. В этих городах есть свои школы. Если говорить об АмГУ, то там учат дизайнеров, а это совсем другое. В БГПУ учат педагогов рисования и черчения, следовательно, уклон больше идет на педагогику. Сейчас мы с ректором БГПУ Юрием Сергиенко и Президентом Российской Академии Художеств Зурабом Церетели работаем над созданием отделения РАХ в Благовещенске.

Важно, чтобы были традиции, была школа. Нужен опытный наставник. Мало одного таланта. Это как с алмазом. Он сам по себе уже драгоценный камень, но в руках мастера он обретает истинную ценность. У нас если за несколько лет хоть один талантливый ученик попадется — это уже хорошо! Один из молодых талантов у нас это Алексей Сидоров, он резчик. Минувшей зимой взял Гран-при в Харбине по ледовым скульптурам. Обошел многих опытных мастеров.

— Давайте вернемся к началу нашего разговора. Вы сказали, что Благовещенск — это Ваша родина. Расскажите нашим читателям о своем любимом месте в этом городе.

— Самое любимое — это моя мастерская. Это то место, где я творю. Здесь я чувствую себя защищенным именно духовно. Мне предлагали и другие места, но я отказался. Мне предлагали работать за границей, обещали золотые горы, и я все равно не согласился. Я решил остаться здесь. Я люблю это место.

Второе любимое место — мой дом. Там моя семья, моя супруга, которая меня всегда поддерживает. Говорят, что счастье — это идти на работу и домой с одинаковым удовольствием. У меня так и получается. В Благовещенске я живу уже 29 лет, и мне никуда не хочется переезжать. Любимая работа, семья, дом — наверное, это те вещи, из-за которых я могу назвать этот город своей родиной.

— Александр Евгеньевич, вы много работаете, посещаете разные места, а как проводите свое свободное время, как любите отдыхать?

— Для меня отдых — это рыбалка и гитара. Я очень люблю рыбалку! Мы с друзьями любим ездить на Талакан ловить щуку. Я большой поклонник спиннинговой рыбалки. У меня уйма разных удилищ и снастей. Я такой по характеру человек, даже когда пишу. У меня всегда много холстов, масла и кистей на две жизни. Потому что если вдруг на меня снизойдет вдохновение — все должно быть под рукой и всего должно хватать.

Кроме того, что я художник, я еще автор и исполнитель собственных песен. У меня есть песни на стихи Тютчева, Есенина и Блока. Был у меня период, когда я глубоко погрузился в поэзию. Читал и учил наизусть. Позже сам исполнял. Потом даже и на мои песни писали свои варианты песен другие люди и артисты.

— Александр Евгеньевич, может быть, вы пожелаете что-нибудь нашим читателям и жителям Благовещенска?

— Знаете, я недавно стал интересоваться небом и стал писать его. Небо — это метафора. Художников много: кто-то писал горы, кто-то поля, кто-то леса, кто-то писал истории. Много лет я посвятил оконописи, и после всех этих лет я решил писать небо. Создание некоего образа между иконой и небом, небо это как разговор о душе и о Боге. Пусть люди обращают свой взор на небо, чаще улыбаются. Я хочу пожелать всем чистого, красивого, глубокого, а главное мирного неба над головой.