Абстрактное искусство. Известнейшие абстрактные картины Абстракционизм в искусстве 20 века

26.06.2020

8.07.2019 в 18:05 · VeraSchegoleva · 9 920

Топ-10 самых известных художников-абстракционистов, о чьих работах вы, наверняка, слышали

Когда речь заходит о таком направлении в живописи, как , то на ум сразу приходит знаменитая картина Малевича «Черный квадрат». Пожалуй, этому есть объяснение. Эта картина одна из самых известных, и, несмотря на то, что ей уже более 100 лет, она до сих пор будоражит умы искусствоведов.

Если говорить об абстракционизме, то это такой вид искусства, который отказывается от реальных форм и вещей. Произведения представляют собой сочетание геометрических форм, пятен и линий.

Одним из самых известных абстракционистов является Маркус Роткович – он говорил, что его произведения отправляют зрителя в неизвестный мир, в который наблюдатель навряд ли сам захотел бы отправиться .

Картины великого русского художника Василия Кандинского понятны не всем – человек, не разбирающийся в искусстве, не понимает их, однако ценители творчества прекрасно видят философский взгляд автора на вещи.

В статье вы сможете узнать о самых известных художниках-абстракционистах, их произведениях, и научитесь лучше разбираться в живописи.

10. Аршил Горки (Восданик Адоян)

Годы жизни: 1904-1948

Аршил Горки – американский художник армянского происхождения, который творил в новом стиле.

Для работы он разработал одну технику – на пол художник раскладывал белые холсты, и лил на них краску из емкости. После того, как краска застывала – он процарапывал в ней линии, создавая что-то наподобие барельефов.

Картины мастера отличаются насыщенностью – зрители, смотря на них, чувствуют исходящую от полотна, выполненного в ярких красных и оранжевых цветах, пульсацию.

Художник испытывал одиночество, и грусть переполняла его, даже будучи окруженным родными и друзьями. В 1948 году мастер в возрасте 44 лет покончил жизнь самоубийством, повесившись у себя дома.

Известные произведения: «Обнаженная», «Обручение II», «Агония».

9. Маркус Роткович

Годы жизни: 1903-1970

Маркус Роткович родился в еврейской семье в Латвии. В 1930-40-х годах мастер увлекся и сюрреализмом, а с 1947 стал работать в жанре абстракционизм.

Он изображал треугольники, располагающиеся параллельно друг другу. Странные полотна навеивали состояние покоя и погружали зрителя в раздумья о судьбе, смерти, трагедии.

Неопытный зритель видит в полотнах Ротко «мазню», однако его работы признаны гениальными творениями.

Любопытный факт: в 1968 году у художника была обнаружена артериальная аневризма, но, несмотря на это, Ротко продолжал много выпивать и курить. Неоднократно мастер впадал в клиническую депрессию, и, оставив своих детей и жену, художник переехал в свою студию. В 1970 году он году принял большую дозу антидепрессантов и перерезал себе вены, ему было 66 лет.

Известные произведения: «№ 1 Королевский красный и синий», «Белый центр», «Чёрное на тёмно-бордовом».

8. Франтишек Купка

Годы жизни: 1871-1957

Искусство живописи не сводится к воспроизведению реальности, и XX век прекрасно смог это доказать.

Франтишек Купка , родившийся в маленьком городке Восточной Чехии – яркий представитель абстрактного искусства. Его картины являются художественными эквивалентами решений, которые касаются законов природы, творения, космоса, жизненного цикла.

Последние годы своей жизни Купка провел в Пюто, где умер в 1957 году в возрасте 85 лет.

Известные произведения: «Vertical Plains Blue and Red», «Blue», «Disks of Newton, Study for Fugue in Two Colors».

7. Жоан Миро

Годы жизни: 1893-1983

Испанский художник – один из самых выдающихся сюрреалистов. Жоан Миро был человеком счастливым, он ощущал себя создателем в любой момент своей жизни: когда делал наброски, рисовал, рассказывал что-то или напевал песню. Каждое произведение мастера – это оживленный, танцующий сад, поющая опера.

В 1939-1944 гг. по Европе растекается фашизм, и, обеспокоенный за жизнь своей семьи, Миро переехал в Варанживиль (маленькая деревушка на побережье Нормандии), где отрешился от войны и внешнего мира.

Замкнувшись в себе, мастер начал свою работу над красивой серией «Созвездия», они чисты и прекрасны. В 1945 году «Созвездия» были выставлены в галерею, выставка имела огромный успех, и это время стало началом успеха художника, он получил мировое признание.

Известные произведения: «Созвездия», «Голубая звезда», «Синий II».

6. Пауль Клее

Годы жизни: 1879-1940

Пауль Клее – первый человек, назвавший рисунки сумасшедших и детей настоящим творчеством. Мастер изобрел свою собственную технику – гравюру иглой по стеклу.

Пауль Клее много времени отводил образованию, в том числе самообразованию, считая, что художник должен быть и философом, и натуралистом и поэтом.

Кроме того, он родился в семье преподавателя музыки, и какое-то время играл на скрипке. Клее был музыкально одарен, но решил стать художником.

Интересный факт: написал стихотворение, посвященное Клее, которое было опубликовано в сборнике.

Известные произведения: «Абстрактная цветовая гармония», «Full moon», «Strong Dream».

5. Робер Делоне

Годы жизни: 1885-1941

Делоне – известный французский живописец. С раннего детства парижанин был очарован солнцем, цветами, наблюдение за которыми привило ему тонкое восприятие света и цвета.

Мастер воспитывался у дяди после того, как его родители развелись. Робер Делоне вместе со своей женой разработал художественное течение – орфизм, что стало новой ветвью абстракционизма.

Известные произведения: «Ритм 1», «Синхронный диск», «Ритм».

4. Пит Мондриан

Годы жизни: 1872-1944

Пит Мондриан – художник из Нидерландов. Его шедевры были созданы нарочно элементарных линий, форм, именно этот прием, который гласит: «Все гениальное – просто », сделал Мондриана узнаваемым художником.

На своих работах Пит Мондриан представил свое ощущение мира путем противоположностей – вертикали и горизонтали, женское и мужское начала, минусы и плюсы. Его картины поразили мир искусства, и до сих пор подражание гениальности мастера встречаются в , моде и т.д..

Известные произведения: «Композиция с красным, желтым и синим», «Композиция в цвете А», «Буги-Вуги на Бродвее».

3. Казимир Малевич

Годы жизни: 1879-1935

Российский художник-авангардист, Казимир Малевич , работал в разных стилях: импрессионизме, кубизме, неопримитивизме и др.

Детство мальчика прошло далеко от крупных городов – в украинских деревушках. Живописная природа и сельская жизнь вдохновляли его, и в будущем повлияли на его творчество. В его картинах можно увидеть крестьянскую тематику.

Художник изобрел супрематизм и вошел в историю искусства как автор «Чёрного квадрата».

Известные произведения: «Чёрный квадрат», «Чёрный круг», «Красный квадрат», «Скачет красная конница».

2. Джексон Поллок

Годы жизни: 1912-1956

В детстве художник не отличался способностью к рисованию, и никто не мог подумать, что Поллок станет лидером абстрактного экспрессионизма. Однако он внес значительный вклад в искусство второй половины XX века.

Джексон Поллок не любил прибегать к использованию кистей и красок, вместо этого он просто разбрызгивал их на холст, создавая шедевры. Сам художник назвал этот прием «льющаяся техника », за которую его называли Джеком Разбрызгивателем . Такая форма живописи имела связь с сюрреализмом, поскольку выражала эмоции своего создателя.

Джексон Поллок тяжело переживал разрыв со своей женой – Краснер, он замкнулся в себе и стал мрачным. Находясь в пьяном состоянии, художник сел в свой кабриолет, и не справился с управлением. Автомобиль вылетел с дороги и опрокинулся. Джексон скончался, ударившись о дерево.

Известные произведения: «№5,1948», «Номер 17А».

1. Василий Кандинский

Годы жизни: 1866-1944

Художник не родился талантливым, он начал заниматься живописью только в 30 лет. Однако ему удалось прославиться не только картинами, но и теоретическими трактатами, один из самых известных «О духовном в искусстве».

Кандинский занимался научной деятельностью, блестяще закончил юридический университет , но решил оставить свою деятельность ради живописи. В 1900 Василий Кандинский отправился в Мюнхен и поступил там в частную школу Антона Ажбе, почувствовав свое истинное призвание.

Известные произведения: «Зеленая композиция», «Композиция IV», «Контрастные звуки», «Черное и фиолетовое», «Капризный».

Для меня стиль абстракционизм это прежде всего противостояние логике цивилизации. Вся история цивилизации последнего века построена на формулах, алгоритмах, принципах, уравнениях и правилах. Однако, человеку свойственно стремление к равновесию и гармонии. В связи с чем на заре века научно-технической революции появляется такое вот арт течение, которое не подчиняется классическим канонам рисования, а наоборот, служит своей целью дать свободу неосознанному и хаотичному, на первый взгляд лишенному смысла, но тем самым давая человеку возможность освободиться от влияния норм и догматов и сохранить внутреннюю гармонию.

Абстракционизм (от латинского abstractus — удаленный, отвлеченный) весьма широкое направление в искусстве XX столетия, возникшее в начале 1910-х в нескольких странах Европы. Для абстракционизма характерно использование исключительно формальных элементов для отображения реальности, где имитация или точное отображение действительности не было самоцелью.

Основоположники абстракционизма - русские художники и , голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне и чех Франтишек Купка. В основе их метода рисования лежало стремление к «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

В абстракционизме можно выделить два четких направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Также в абстракционизме есть еще несколько крупных самостоятельных течений.

Кубизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто условных форм геометричной формы, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Районизм (Лучизм) - направление в абстрактном искусстве 1910-х г.г., основанное на cмещении световых спектров и светопередачи. Характерна идея возникновения форм из «пересечения отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета».

Неопластицизм — обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917-1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.

Орфизм — направление во французской живописи 1910-х годов. Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью «закономерностей» взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.

Супрематизм — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1910-х гг. Малевичем. Выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Сочетание разноцветных геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Ташизм — течение в западноевропейском абстракционизме 1950-60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.

Абстрактный экспрессионизм — движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 16.05.2014 13:36 Просмотров: 11268

«Когда острый угол треугольника касается круга, эффект не менее значителен, чем у Микеланджело, когда палец Бога касается пальца Адама», - говорил В. Кандинский, лидер авангардного искусства первой половины XX в.

– форма изобразительной деятельности, не ставящая своей целью отображение визуально воспринимаемой реальности.
Это направление в искусстве называют также «беспредметным», т.к. его представители отказались от изображения, приближенного к действительности. В переводе с латинского слово «абстракционизм» означает «удаление», «отвлечение».

В. Кандинский «Композиция VIII» (1923)
Художники-абстракционисты на своих полотнах создавали определённые цветовые сочетания и геометрические формы, чтобы вызвать у зрителя различные ассоциации. Абстракционизм не ставит целью узнавание предмета.

История абстракционизма

Основоположниками абстракционизма считаются Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан. Кандинский был наиболее решительным и последовательным из тех, кто в то время представлял это направление.
Исследователи говорят, что не совсем правильно считать абстракционизм стилем в искусстве, т.к. это специфическая форма изобразительного искусства. Она делится на несколько направлений: геометрическая абстракция, жестикуляционная абстракция, лирическая абстракция, аналитическая абстракция, супрематизм , аранформель, нюажизм и т.д. Но в сущности, сильное обобщение – это и есть абстракция.

В. Кандинский «Москва. Красная площадь»»
Уже с середины XIX в. живопись, графика, скульптура основываются на том, что недоступно непосредственному изображению. Начинаются поиски новых изобразительных средств, способов типизации, повышенной экспрессии, универсальных символов, сжатых пластических формул. С одной стороны, это направлено на отображение внутреннего мира человека – его эмоциональных психологических состояний, с другой – на обновление видения предметного мира.

Творчество Кандинского проходит ряд этапов, включая академический рисунок и реалистическую пейзажную живопись, и только потом выходит в свободное пространство цвета и линии.

В. Кандинский «Синий всадник» (1911)
Абстрактная композиция – это тот последний, молекулярный, уровень, на котором живопись еще остается живописью. Абстрактное искусство – самый доступный и благородный способ запечатлеть личное бытие, и в то же время это прямая реализация свободы.

Мурнау «Сад» (1910)
Первая абстрактная картина была написана Василием Кандинским в 1909 г. в Германии, а через год здесь же он выпустил книгу «О духовном в искусстве», ставшую впоследствии знаменитой. Основу этой книги составили размышления художника о том, что внешнее может быть случайным, а внутренне необходимое, духовное, составляющее сущность человека, вполне может воплотиться в картине. Это мироощущение связано с теософскими и антропософскими трудами Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера, которые изучал Кандинский. Художник описывает цвет, взаимодействие цветов и их влияние на человека. «Психическая сила краски... вызывает душевную вибрацию. Например, красный цвет может вызвать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же время цвет огня. Теплый красный цвет действует возбуждающим образом; такой цвет может усилиться до болезненной мучительной степени, может быть, также и вследствие его сходства с текущей кровью. Красный цвет в этом случае пробуждает воспоминание о другом физическом факторе, который, безусловно, болезненным образом действует на душу».

В. Кандинский «Сумерки»
«... фиолетовый цвет является охлажденным красным, как в физическом, так и в психическом смысле. Он имеет поэтому характер чего-то болезненного, погасшего, имеет в себе что-то печальное. Не напрасно этот цвет считается подходящим для платьев старух. Китайцы применяют этот цвет непосредственно для траурных одеянии. Его звучание сходно со звуками английского рожка, свирели и в своей глубине – низким тонам деревянных духовых инструментов (например, фагота)».

В. Кандинский «Серый овал»
«Черный цвет внутренне звучит как Ничто без возможностей, как мертвое».
«Ясно, что все приведенные обозначения этих простых красок являются лишь весьма временными и элементарными. Такими же являются и чувства, которые мы упоминаем в связи с красками - радость, печаль и т.д. Эти чувства также являются лишь материальными состояниями души. Гораздо более тонкую природу имеют тона красок, а также и музыки; они вызывают гораздо более тонкие вибрации, не поддающиеся словесным обозначениям».

В.В. Кандинский (1866-1944)

Выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.
Родился в Москве в семье коммерсанта, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в1871 г. Блестяще окончил юридический факультет Московского государственного университета.
В 1895 г. в Москве проходила выставка французских импрессионистов . Особенно поразила Кандинского картина Клода Моне «Стог сена» – так в возрасте 30 лет он полностью меняет профессию и становится художником.

В. Кандинский «Пёстрая жизнь»
Его первая картина – «Пёстрая жизнь» (1907). Она представляет собой обобщённую картину человеческого бытия, но это уже перспектива его будущего творчества.
В 1896 г. он переезжает в Мюнхен, где знакомится с творчеством немецких экспрессионистов . После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но через некоторое время вновь уезжает в Германию, а затем во Францию. Он много путешествовал, но периодически возвращался в Москву и Одессу.
В Берлине Василий Кандинский преподавал живопись, стал теоретиком школы «Баухауз» (Высшая школа строительства и художественного конструирования) – учебное заведение в Германии, существовавшее с 1919 по 1933 гг. В это время Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.
Умер в 1944 г. в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен.
Абстракционизм как художественное направление в живописи не был однородным явлением – абстрактное искусство объединяло несколько течений: лучизм, орфизм , супрематизм и др., о которых более подробно вы можете узнать из наших статей. Начало XX в. – время стремительного развития различных авангардных течений. Абстрактное искусство было очень разнообразным, сюда входили также и кубофутуристы , конструктивисты , беспредметники и др. Но язык этого искусства требовал других форм выражения, но они не поддерживались деятелями официального искусства, к тому же и в среде самого авангардного движения были неизбежны противоречия. Авангардное искусство было объявлено антинародным, идеалистическим и практически было запрещено.
Абстракционизм не нашёл поддержки и в фашистской Германии, поэтому центры абстракционизма из Германии и Италии перемещаются в Америку. В1937 г. в Нью-Йорке создается музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гуггенхайма, в 1939 г. – Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера.

Послевоенный абстракционизм

После Второй мировой войны в Америке пользовалась популярностью «школа Нью-Йорка», членами которой были создатели абстрактного экспрессионизма Д. Поллок, М. Ротко, Б. Ньюманн, А. Готтлиб.

Д. Поллок «Алхимия»
Глядя на картину этого художника, понимаешь: серьёзное искусство не поддаётся лёгкой интерпретации.

М. Ротко «Без названия»
В 1959 г. их произведения были выставлены в Москве на выставке национального искусства США в парке «Сокольники». Начало «оттепели» в России (1950-е годы) открыло новый этап в развитии отечественного абстракционизма. Открылась студия «Новая реальность», центром которой был Элий Михайлович Белютин.

Студия находилась в подмосковном Абрамцеве, на даче Белютина. Была установка на коллективную работу, к которой стремились футуристы начала XX в. «Новая реальность» объединила московских художников, которые придерживались различных взглядов на методику построения абстракции. Из студии «Новая реальность» вышли художники Л. Грибков, В. Зубарев, В. Преображенская, А. Сафохин.

Э. Белютин «Материнство»
Новый этап в развитии русской абстракции начинается в 1970-е годы. Это время Малевича, супрематизма и конструктивизма, традиций русского авангарда. Картины Малевича вызвали интерес к геометризированной форме, линейным знакам, пластическим структурам. Современные авторы открывали для себя труды русских философов и теологов, богословов и мистиков, приобщались к неисчерпаемым интеллектуальным источникам, которые наполняли новым смыслом творчество М. Шварцмана, В. Юрлова, Э. Штейнберга.
Середина 1980-х годов – завершение очередной стадии развития абстракции в России. Конец XX в. обозначил особенный «русский путь» беспредметного искусства. С точки зрения развития мировой культуры абстракционизм как стилевое направление завершился в 1958 г. Но только в постперестроечном российском обществе абстрактное искусство стало равноправным с другими направлениями. Художники получили возможность выражения в формах не только классических , но в формах геометрической абстракции.

Современный абстракционизм

Современным языком абстракции часто становится белый цвет. Для москвичей М. Кастальской, А. Красулина, В. Орлова, Л. Пелиха пространство белого (высшего напряжения цвета) наполнено бесконечными возможностями, позволяющими использовать и метафизические представления о духовном, и оптические законы отражения света.

М. Кастальская «Сонная лощина»
Понятие «пространство» имеет в современном искусстве разный смысл. Например, существует пространство знака, символа. Существует пространство древних рукописей, образ которых стал своеобразным палимпсестом в композициях В. Герасименко.

А. Красулин «Табурет и вечность»

Некоторые течения в абстрактном искусстве

Лучизм

С. Романович «Снятие со креста» (1950-е годы)
Направление в живописи русского авангарда в искусстве 1910-х годов, основанное на смещении световых спектров и светопередачи. Одно из ранних направлений абстракционизма.
В основе творчества лучистов лежит идея о «пересечении отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Лучи на полотне передаются с помощью цветных линий.
Основателем и теоретиком течения был художник Михаил Ларионов. В лучизме работали Михаил Лё-Дантю и другие художники группы «Ослиный хвост».

Особое развитие лучизм получил в творчестве С. М. Романовича, который колористические идеи лучизма сделал основой «пространственности» красочного слоя фигуративной картины: «Живопись иррациональна. Она происходит из глубин человека, как родник бьет из-под земли. Задача ее – преображение видимого мира (объекта) через гармонию, которая знак истины. Работать – писать в гармонии – может тот, в ком она живет – это тайна человека».

Орфизм

Направление во французской живописи начала XX в., образованное Р. Делоне, Ф. Купка, Ф. Пикабия, М. Дюшан. Название дано в 1912 г. французским поэтом Аполлинером.

Р. Делоне «Марсово поле: Красная башня» (1911-1923)
Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.
Влияние орфизма можно увидеть в работах русского художника Аристарха Лентулова, а также Александры Экстер, Георгия Якулова и Александра Богомазова.

А. Богомазов «Композиция №2»

Неопластицизм

Этому стилю свойственны чёткие прямоугольные формы в архитектуре («интернациональный стиль» П. Ауда) и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра (П. Мондриан).

«Мондриановский стиль»

Абстрактный экспрессионизм

Школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст для полнейшего выявления эмоций. Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира (подсознания) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением.
Особый размах движение получило в 1950-е гг., когда во главе его встали Д. Поллок, М. Ротко и Виллем де Кунинг.

Д. Поллок «Под разными масками»
Одной из форм абстрактного экспрессионизма является ташизм, оба этих течения практически совпадают по идеологии и творческому методу, однако персональный состав художников, называвших себя ташистами или абстрактными экспрессионистами, совпадает не полностью.

Ташизм

А. Орлов «Шрамы в душе не заживают никогда»
Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана. К ташизму близки европейская группа «КОБРА» и японская группа «Гутаи».

А. Орлов «Времена года» П.И. Чайковский

Возникновение Абстракционизма :

Абстракционизм, как направление, возник в начале 20 в. одновременно в нескольких европейских странах. Признанными основоположниками и вдохновителями этого движения считаются художники Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан, Франтишек Купка и Робер Делоне, изложившие основные положения Абстракционизма в своих теоретических трудах и программных заявлениях. Разные по целям и задачам, их учения были едины в одном: Абстракционизм как высшая ступень развития изобразительного творчества создает формы, присущие только искусству. «Освобожденный» от копирования действительности, он превращается в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил».

Как художественное явление Абстракционизм оказал огромное влияние на становление и развитие современного архитектурного стиля, дизайна, промышленного, прикладного и декоративного искусства.

Особенности Абстракционизма:

Абстракционизм (от лат. Abstractus – отвлеченный) – одно из главных художественных направлений в искусстве 20 века, в котором структура произведения основывается исключительно на формальных элементах – линии, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации. Произведения Абстракционизма отрешены от форм самой жизни: беспредметные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движение мысли и эмоциональные сопереживания.

С момента появления Абстракционизма в нем наметились две основные линии:

  • Первая геометрическая , или логическая абстракция , создающая пространство путем сочетания геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Она находит воплощение в супрематизме К.Малевича, неопластицизме П.Мондриана, орфизме Р.Делоне, в творчестве мастеров постживописной абстракции и оп-арта;
  • Вторая — лирико-эмоциональная абстракция , в которой композиции организуются из свободно текущих форм и ритмов, представлена творчеством В.Кандинского, работами мастеров абстрактного экспрессионизма, ташизма, информального искусства.

Мастера Абстракционизма:

Василий Кандинский, Казимир Малевич, Франтишек Купка, Пауль Клее, Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Роббер Делоне, Михаил Ларионов, Любовь Попова, Джексон Полок, Йозеф Альберс и другие.

Картины художников:

Человеку свойственно всё разложить по полочкам, всему найти место и дать название. Это бывает особенно трудно сделать в искусстве, где талант - такая категория, что не позволяет втиснуть личность или целое направление в ячейку общего упорядоченного каталога. Абстракционизм - это именно такое понятие. О нём спорят уже больше века.

Abstractio - отвлечение, отделение

Выразительные средства живописи - это линия, форма, цвет. Если отделить их от лишних значений, ссылок и ассоциаций, они станут идеальными, абсолютными. Еще Платон говорил об истинной, правильной красоте прямых линий и геометрических фигур. Отсутствие аналогии изображаемого с реальными предметами открывает путь влиянию на зрителя чего-то ещё непознанного, недоступного обычному сознанию. Художественное значение самой картины должно быть выше важности того, что она изображает, ведь талантливая живопись рождает новый чувственный мир.

Так рассуждали художники-реформаторы. Для них абстракционизм - это способ поиска методов, обладающих невиданной ранее мощью.

Новый век - новое искусство

Искусствоведы спорят о том, что такое абстракционизм. Историки искусства с жаром отстаивают свою точку зрения, заполняя белые пятна в истории абстрактной живописи. Но большинство согласилось со временем его рождения: в 1910 году в Мюнхене Василий Кандинский (1866-1944) выставил свою работу «Без названия. (Первая абстрактная акварель)».

Вскоре Кандинский в книге «О духовном в искусстве» провозгласил философию нового течения.

Главное - впечатление

Не надо думать, что абстракционизм в живописи возник на пустом месте. Импрессионисты показали новое значение цвета и света в живописи. При этом стала меньше роль линейной перспективы, точного соблюдения пропорций и т.д. Под влияние этого стиля попали все ведущие мастера того времени.

Пейзажи Джеймса Уистлера (1834-1903), его «ноктюрны» и «симфонии», удивительно напоминают шедевры абстрактных художников-экспрессионистов. Кстати, Уистлер и Кандинский обладали синестезией - способностью наделять цвета звуком определенного свойства. И краски на их работах звучат как музыка.

В творениях Поля Сезанна (1839-1906), особенно в поздний период его творчества, видоизменяется форма предмета, обретая выразительность особого рода. Недаром Сезанна называют предтечей кубизма.

Общее движение вперед

Абстракционизм в искусстве оформился в единое течение в ходе общего прогресса цивилизации. Среду интеллектуалов будоражили новые теории в философии и психологии, художники искали связи духовного мира и материального, личности и космоса. Так, Кандинский в своих обоснованиях теории абстракции опирается на идеи, высказанные в теософских книгах Елены Блаватской (1831-1891).

Фундаментальные открытия в физике, химии, биологии меняли представления о мире, о силе воздействия человека на природу. Технический прогресс уменьшал земные масштабы, масштабы Вселенной.

С бурным развитием фотографии многие художники решили отдать ей документирующую функцию. Они утверждали: дело живописи не копировать, а создавать новую реальность.

Абстракционизм - это революция. И талантливые люди с чувствительными душевными настройками чувствовали: наступает время социальных перемен. Они не ошибались. Двадцатый век начался и продолжился невиданными потрясениями в жизни всей цивилизации.

Отцы - основатели

Наряду с Кандинским, у истоков нового течения стояли Казимир Малевич (1879-1935) и голландец Пит Мондриан (1872-1944).

Кто не знает «Черный квадрат» Малевича? Со времени его появления в 1915 году он будоражит и профессионалов, и обывателей. Одни видят в нем тупик, другие - простой эпатаж. Но всё творчество мастера говорит об открытии новых горизонтов в искусстве, о движении вперед.

Теория супрематизма (лат. supremus - наивысший), разработанная Малевичем, утверждала главенство цвета среди других средств живописи, уподобляла процесс написания картины акту Творения, «чистому искусству» в высшем понимании. Глубинные и внешние признаки супрематизма можно встретить в работах и современных художников, архитекторов и дизайнеров.

Такое же влияние оказало на последующие поколения творчество Мондриана. Его неопластицизм основан на обобщении формы и тщательном использовании открытого, неискаженного цвета. Прямые черные горизонтали и вертикали на белом фоне образуют сетку с ячейками разной величины, а клетки заполняются локальными цветами. Выразительность полотен мастера побуждала художников то к их творческому осмыслению, то к слепому копированию. Абстракционизм художники и дизайнеры используют при созданиий вполне реальных объектов. Особенно часто мондриановские мотивы встречаются в архитектурных проектах.

Русский авангард - поэзия терминов

Русские художники оказались особенно восприимчивы к идеям своих соотечественников - Кандинского и Малевича. Особенно органично эти идеи вписались в бурную эпоху рождения и становления нового общественного строя. Теория супрематизма была преобразована Любовью Поповой (1889-1924) и (1891-1956) в практику конструктивизма, оказавшего особенное влияние на новую архитектуру. Объекты, построенные в ту эпоху, до сих пор изучаются зодчими всего мира.

Михаил Ларионов (1881-1964) и Наталья Гончарова (1881-1962) стали основателями лучизма или районизма. Они старались отобразить причудливое переплетение лучей и световых плоскостей, испускаемых всем, что наполняет окружающий мир.

В движении кубофутуристов, занимавшихся и поэзией, в разное время участвовали Александра Эстер (1882-1949), (1882-1967), Ольга Розанова (1886-1918), Надежда Удальцова (1886-1961).

Абстракционизм в живописи всегда был выразителем крайних идей. Эти идеи раздражали власти тоталитарного государства. В СССР, а позже и в фашистской Германии идеологи быстро определили, какое искусство будет понятно и необходимо народу, и к началу 40-х годов двадцатого века центр развития абстракционизма переместился в Америку.

Русла одного потока

Абстракционизм - это довольно расплывчатое определение. Везде, где объект творчества не имеет конкретной аналогии в окружающем мире, говорят об абстракции. В поэзии, в музыке, в балете, в архитектуре. В изобразительном искусстве формы и виды этого направления особенно многообразны.

Можно выделить следующие типы абстрактного искусства в живописи:

Цветовые композиции: в пространстве полотна цвет - главное, и объект растворяется в игре красок (Кандинский, Франк Купка (1881-1957), орфист (1885-1941), Марк Ротко (1903-1970), Барнет Ньюман (1905-1970)).

Геометрический абстракционизм - более интеллектуальный, аналитический вид авангардной живописи. Он отвергает линейную перспективу и иллюзию глубины, решая вопрос взаимоотношений геометрических форм (Малевич, Мондриан, элементарист Тео ван Дусбург (1883-1931), Йозеф Альберс (1888-1976), последователь оп-арта (1906-1997)).

Экспрессивный абстракционизм - здесь особенно важен процесс создания картины, иногда сам способ нанесения краски, как, например, у ташистов (от tache - пятно) (Джексон Поллок (1912-1956), ташист Жорж Матьё (1921-2012), Виллем де Кунинг (1904-1997), Роберт Мотеруэлл (1912-1956)).

Минимализм - возврат к истокам художественного авангарда. Изображения полностью лишены внешних ссылок и ассоциаций (г.р.1936), Шон Скалли (г.р.1945), Эллсворт Келли (г.р.1923)).

Абстракционизм - далеко в прошлом?

Итак, что такое абстракционизм теперь? Сейчас можно прочитать в сети, что абстрактная живопись - дело прошлое. Русский авангард, черный квадрат - кому это нужно? Сейчас время скорости и четкой информации.

Информация: одно из самых дорогих живописных полотен в 2006 году продано за более чем 140 млн. долларов. Оно называется «№5.1948», автор - Джексон Поллок, экспрессивный абстракционист.