Живая музыка. Живое исполнение музыки Живой концерт от «А» до «Я»

17.06.2019

Ситуация, когда клиент при прочих равных условиях отдает предпочтение заведению с эстрадно-развлекательной программой, довольно типична. А присутствие такой программы на свадебных и юбилейных банкетах, дружеских или корпоративных вечеринках часто становится абсолютно необходимым условием.

Дело техники

Итак, вы решили, что в вашем ресторане будет живая музыка. С чего начать? Конечно, с оборудования сцены. Ее высота должна быть не ниже 40-50 см, а площадь такой, чтобы можно было расставить три стойки для микрофона, колонки, усилители, микшерский пульт (естественно, не забыв про самих музыкантов). Желательно, чтобы сцена имела какое-то, пусть условное, ограждение.

Артистов должен освещать свет, привлекая внимание гостей. Рынок современных светотехнических устройств огромен - цветомузыкальное оборудование, световые пушки, дым-машины и т.п., но скажу по своему опыту: вам будет совершенно точно необходим крутящийся зеркальный шар, придуманный в незапамятные времена и создающий «волшебный» бликовой эффект, а все остальное выбирайте в зависимости от вкуса и бюджета.

Что касается звукового оснащения ресторана, тут есть два варианта. Первый - ресторан сам покупает звуковое оборудование для работы ансамбля. Второй - коллектив привозит свою аппаратуру. В чем разница? Купленная вами аппаратура рассчитана специалистами именно для вашего заведения как по мощности, так и по качеству звучания. Это, на мой взгляд, оптимальный вариант, ведь аппаратура, предоставленная самими музыкантами, совсем необязательно будет соответствовать акустическим свойствам вашего помещения.

Порекомендую такое звуковое оснащение ресторана площадью 100 кв.м:

Усилитель + микшерский пульт + обработка голоса + эквалайзер;
колонки общей мощностью не меньше 1000 Вт;
активный сабвуфер для улучшения качества звучания низких частот;
компрессор для выравнивания голоса;
мини-дисковый проигрыватель с автопаузой, CD-проигрыватель с антишоком, ноутбук с хорошей звуковой картой;
стойки для клавишных и микрофонов;
микрофоны;
соединительные шнуры.

Такой комплект оборудования от известных производителей обойдется примерно в 90-120 тысяч рублей. Можно, конечно, сэкономить и купить аппаратуру «дешевых» фирм, но… Как показывает практика, звучит она неубедительно, часто выходит из строя, раздражает гостей неприятными частотами, не «заводит» танцующих и мешает беседе тех, кто сидит за столиками. Кстати, отличительная черта профессиональной аппаратуры Hi-End класса - на фоне громкого звука хорошо слышна речь собеседника.

Нельзя забывать о том, что многие рестораны находятся в жилых домах, поэтому важно, чтобы звук не мешал соседям по дому. Этот в общем-то простой вопрос придется решать либо путем звукоизоляционных работ, либо подбором специалистами по акустике подходящей аппаратуры. Они «просчитают» ваше помещение и определят оптимальные звук и громкость в вечерние и ночные часы.

Кадры решают все

В приснопамятные «советские времена» при Ленконцерте существовала аттестационная комиссия, которая давала музыкантам разрешение на работу в ресторанах Ленинграда. Всем артистам надо было раз в год проходить аттестацию и иметь как минимум среднее профессиональное музыкальное образование. Ресторанов тогда было немного, и попасть, например, в «Неву» или «Метрополь» считалось большой удачей. Сейчас, в эпоху караоке, образ музыкантов несколько девальвировался, поскольку голос можно «сделать» на компьютере и, в принципе, необязательно иметь музыкальное образование, чтобы сотворить нехитрую аранжировку. В этих условиях появилось много псевдопевцов, ринувшихся в ресторанный музыкальный бизнес. В массе своей ни петь, ни играть они не умеют, но уверенно изображают это под фонограмму. Когда вы принимаете на работу музыкантов, непременно поинтересуйтесь их образованием, посмотрите документы, его подтверждающие, узнайте, где они раньше работали.

Стандартный и порой оптимальный состав ресторанного ансамбля - три человека: клавишник-вокалист, гитарист-вокалист и певица. Очень хорошо публикой воспринимается также саксофон или любой другой живой инструмент (скрипка, аккордеон и т.д.). Есть еще вариант работы человека-оркестра, когда весь вечер и поет, и играет один музыкант. Кстати, любят гости и выступления пианиста - это создает в заведении салонную атмосферу.

В среднем по Петербургу расценки на одного музыканта за 3 часа работы - с 20.00 до 23.00 - составляют примерно 3000-5000 рублей при работе по 40 минут с 20-минутными перерывами. Выступления на банкетах, как правило, стоят дороже.

И не забыть про «карасей»

Качественный и разнообразный репертуар ансамбля - залог успеха заведения у посетителей. Хорошие ресторанные музыканты должны играть и петь если не все, то почти все, что хотят слышать гости. А это в подавляющем большинстве случаев «золотые» хиты 80-х, песни Beatles, блюзы, рок-н-ролл, «старые песни о главном» 1930-1970-х годов, русский шансон, народные песни и романсы, инструментальные и джазовые композиции.

Гость порой может и сам захотеть исполнить песню, и тогда музыканты должны подыграть «внештатному» певцу, дать тексты песен, желательно крупно напечатанные.

Заказ песни в музыкантской среде называется «карась» (когда заказы идут, значит, «закарасилось»). Заработать «карась» - это и есть главный стимул для ресторанных артистов. В среднем «карась» стоит 200-500 рублей за песню в зависимости от класса музыкантов и ресторана. Бывало (а легендами ресторанные музыканты обычно обмениваются ночью по телефону после работы), что какой-нибудь крутой клиент платил и по 100 долларов.

Их нравы

Музыканты не очень любят, когда администрация им диктует, какие песни следует петь, а какие нет. Может статься и так, что какие-то песни вам не по нраву, но от них в восторге ваши гости. Здесь нужно хорошо представлять музыкальную политику ресторана и аудиторию посетителей, которых вы хотели бы видеть. Необходимо заранее оговорить репертуар вашего ансамбля, причем желательно, чтобы в нем была «изюминка», фишка, то есть некая отличительная особенность.

Очень важна стабильность работы ансамбля, так как постоянные гости хотят видеть «своих» полюбившихся певиц, певцов и музыкантов. Но если политика ресторана состоит в ротации разнообразных коллективов, то постарайтесь подобрать группы с одинаковым профессиональным уровнем. Тут не обойтись без арт-директора, который поможет сделать так, чтобы в вашем ресторане играла лучшая в городе живая музыка.

Примерные расценки на музыкантов, музыкальные коллективы и артистов оригинального жанра в Санкт-Петербурге

РЕПЕРТУАР СОСТАВ

РАСЦЕНКИ НА ПОСТОЯННУЮ РАБОТУ

(на человека за вечернюю программу)

БАНКЕТНАЯ РАБОТА (почасовая)
Русская эстрадная песня 1980-1990-х годов, зарубежная эстрадная музыка 2-4 человека (клавишные, струнные, вокалист, вокалистка) от 3000 до 5000 руб. от 3000 до 5000 руб.
Человек-оркестр (клавишные, струнные, вокал) от 2500 до 4000 руб. от 3000-4000 руб.
Инструментальная музыка 1 человек (саксофон, клавишные, струнные) от 3000-5000 руб. от 3000 до 6000 руб.
Народные коллективы 2 человека (народные инструменты: баян, балалайка и т.п.) от 3000 до 5000 руб. от 3000 до 6000 руб.
Оригинальный жанр (стриптиз, иллюзия, «каучук», дрессировщики) 1-2 человека от 1000 до 3000 руб. за выход
Авторский коллектив с оригинальным репертуаром 1-5 человек от 7000 до 8000 руб. на человека за концертную программу

Примечание

Многие коллективы и исполнители могут значительно снижать расценки на свою работу, если в заведении принято платить серьезные чаевые. В то же время эти расценки повышаются, если артист часто «мелькает» на радио и телевидении и считается популярным.

Выступления под фонограмму в России до сих пор не запрещены законом. «Труд» предлагает пять способов, при помощи которых можно самим разоблачить «фанерщиков»

1. Голос певца звучит слишком ровно

Любое интенсивное движение сказывается на пении — именно поэтому фразы в танцевальных песнях неизбежно короче, чем в лирических медляках. Если характер пения никак не меняется, пока артист прыгает по сцене, и вы не слышите его дыхания — это признак включенной «фанеры».

Один из самых известных борцов за живой звук, автор так и не принятого в 2007 году законопроекта Мосгордумы «О фонограмме» Андрей Ковалев рассказал «Труду» о самом частом контраргументе защитников «фанеры» на эстраде: «Однажды между Мадонной и Элтоном Джоном развернулась полемика. Сэр Элтон заявил: «Дорогая Мадонна, я зашел на твой концерт, и что же? Половину песен ты исполнила под фонограмму». Мадонна ответила: «Да, дорогой Элтон, потому что я на сцене прыгаю и танцую». Элтон возразил: «Но я заплатил не за то, чтобы смотреть, как ты прыгаешь, а за то, чтобы слышать твое пение».

То, что сказала Мадонна, — конечно же, отговорка. Даже при самой большой интенсивности движений можно нормально петь. Посмотрите, как работают Slipknot. Или Iron Maiden — их лидеру Брюсу Дикинсону за 60, а какой вокал выдает, бегая по сцене! Все дело в желании и физической форме. Прекрасный способ тренировки — пение в сочетании с бегом на дорожке тренажера. И у нас есть активно танцующие люди, поющие при этом исключительно вживую. Например, Анжелика Варум и Леонид Агутин — они даже от организаторов корпоративов, не говоря уж об афишных концертах, требуют, чтобы была аппаратура для живого звука.

2. Следите за руками звукорежиссера

Если вы сидите в зале недалеко от пульта звукорежиссера, последите за его работой. Некоторые артисты — например, Глюкоза — записывают отдельно инструментальное сопровождение и собственный голос. Это дает возможность следующей манипуляции: в какие-то моменты певец может протянуть микрофон зрителям — дескать, попойте сами и убедитесь, что звук живой. В эти секунды следите за звукорежиссером: если он резко двинул одной из ручек вверх — скорее всего, он ввел на полную мощность микрофон солиста, и теперь звук действительно живой. А до того была «фанера».

«Все рок-музыканты работают вживую, — считает Андрей Ковалев. — Как и все шансонье. А вот поп-певцы — в среднем пятьдесят на пятьдесят. Например, Филиппа Киркорова я не понимаю — великолепный певец, мог бы всегда петь вживую, но до 30 процентов песен исполняет под фонограмму. Дима Билан использует так называемые даблы: накладывает живой голос на им же записанные треки, так что живого звучания там всего 20-30 процентов. Борис Моисеев работает только под фонограмму. А вот Николай Басков, Валерий Меладзе, Олег Газманов или „Ранетки“ всегда поют вживую».

3. Говорит одним голосом, поет другим

Сегодня исполнители любят всяческие воззвания к публике: «Какие вы замечательные!», «Где ваши руки?» и так далее. Эксперты советуют проследить за этим. Если при одинаковой силе голоса его тембр в разговорном варианте сильно отличается от того, что звучал в песне, это верный признак использования фонограммы. Так, например, бывает при съемках большинства телевизионных программ, которые по традиции пишутся под готовую звуковую дорожку.

4. Телекамера — спутница «фанеры»

Если вы увидели в зале краны с телекамерами, можете быть на 90 процентов уверены: здесь звучит «фанера». А если концерт сборный, то есть проходит с участием множества артистов, то и на все 100. Потому что невозможно быстро настроить аппаратуру под каждого артиста. «По своему опыту работы в группе „Пилигрим“ знаю, что на настройку звука уходит не меньше трех часов, — говорит Ковалев. — Конечно, на сборных концертах никто этого не делает. Но в таком случае зрители должны задуматься: а стоит ли зрелище тех больших денег, которые они за него заплатили? Ведь, по сути, их сделали статистами, то есть это им должны платить за съемки, а не они».

Итак, все «Песни года» и им подобные действа — сплошная «фанера». Хотя на самом деле мы далеко ушли от тех времен, когда несовершенная аппаратура не позволяла записать качественный звук на живом шоу. Сегодня такая возможность есть. На некоторых телешоу звук уже живой и очень качественный. Так что все дело в желании или нежелании телевизионщиков возиться с живой акустикой.

5. Прямо как на диске

Живое исполнение всегда имеет какие-то индивидуальные особенности и шероховатости. Тут ритм немного ускорился, там мелодическое украшение добавилось: Если же вы слышите пение, до мельчайших деталей совпадающее с известной по дискам и радиоэфиру фонограммой, то это значит, что именно она здесь и звучит.

Впрочем, этот способ не всегда работает. «Некоторые мастера идут на ухищрения, — рассказал „Труду“ Андрей Ковалев. — Те звезды, которым позволяют средства, пишут специальный концертный „плюс один“ с некоторыми как бы шероховатостями исполнения. Например, София Ротару в 1970-х записала фонограмму с нарочитым киксом, будто у нее срывается голос. Она в этом месте мило извинялась, и у публики создавалось впечатление живого пения».

Опрос: «Фонограмма — это зло?»

Иосиф Кобзон, певец: «Нет конкретных мер наказания за фонограмму»

— Когда я был председателем комитета по культуре Госдумы, мы много на эту тему говорили. Есть закон о защите прав потребителей, но нет механизма его исполнения и нет мер наказания. Нужно создавать штат контролеров — не в составе Роспотребнадзора, а новый орган.


Иосиф Пригожин, продюсер: «Фонограмщики ушли в корпоративы»

— Те, кто существует за счет публичных концертов, работают живьем. А фонограмщики ушли в корпоративы. На сборных концертах фонограмма может быть. У нас не принято, когда один живой оркестр сопровождает всех певцов программы.


Илья Черт, р
ок-музыкант: «Фонограмма — это ложь»

— В рок-музыке, в отличие от попсы, фонограмму представить невозможно. Это называется ложь. Когда на сцене открывают рот и виляют попой под чью-то запись — свою, а бывает, что и чужую. Разговоры о том, что в каких-то шоу живой звук создает технические сложности, — отговорка.

Вячеслав Бутусов, рок-музыкант: «Нужно воспитывать совесть в людях»
— «Фанера» проникла в наш концертный бизнес ровно настолько, насколько позволяет наш концертный бизнес. Поскольку у нас понятие “бизнес” сильно извращено и означает всего лишь примитивную схему: поменьше отдать - побольше забрать, то вся наша концертная деятельность выглядит как грабёж по Остапу Бендеру. Почему рокеры обычно работают живьем, а попса часто - под «фанеру»? Рокеры - аскеты, им не обязательно сладко кушать и мягко спать. Благодаря такому распределению душевного внимания им удаётся уделять большее время полезным аспектам этой жизни.

Мы часто употребляем словосочетание «живая музыка», когда дело касается выступления музыкальной группы, вокалиста, а иногда, даже DJ. В этой статье мы попытаемся разобраться, что можно считать живой музыкой и что не является таковой.

Сегодня практически в любом заведении могут предложить услуги музыкантов на корпоратив, свадьбу, день рождения. Но живая музыка на праздник хорошего уровня и стильного звучания по-прежнему остается дефицитом. Отсюда и соответствующая стоимость качественной живой музыки. Всегда можно найти варианты за 500, 400 и, даже, 300 долларов за вечер. Но человеку с опытом организации ивентов и корпоративов будет сразу понятно, о каком уровне группы, и о каком качестве живой музыки идет речь. С другой стороны, в шоу-бизнесе не всегда цена соответствует уровню музыкальной группы или певца. Есть масса примеров, когда невостребованный артист (который снял только один клип и имеет несколько ничем не примечательных авторских песен) держит планку стоимости на уровне 3000 и более тысяч долларов. Хотя, реальных концертов по такой стоимости имеет не более одного в несколько месяцев.

Живая музыка: фотографий с более чем 920 концертов группы LAFESTA на ивентах, вечеринках, презентациях, юбилеях, свадьбах

Термин «живая музыка» появился сравнительно недавно. До 19 века не существовало другой возможности услышать музыку, кроме как пригласить для этого музыкантов. Поэтому любая музыка была живой. Первыми альтернативами, не требующими участия музыкантов, стали музыкальные шкатулки и шарманки, а настоящим прорывом механических музыкальных устройств стало механическое фортепиано. С появлением звукозаписывающих устройств исчезла необходимость каждый раз прибегать к услугам музыкантов, и у человека появился выбор – слушать запись или музыку в живом исполнении.

Живое исполнение. Появление электронных инструментов, приборов, эффекторов и обработки звука существенно облегчили процесс исполнения музыки, и расширило возможности музыкантов. Электронные приборы уже сами регулируют громкость звучания, тембр инструментов и не являются природным, живым звуком. Но так как процесс игры на них живой и требует от музыканта мастерства и таланта – это тоже живая музыка. Постоянно звучит вопрос: может ли звук быть живым, если он пропущен через усиливающую аппаратуру? Ведь реальный звук снимается микрофонами, которые «слышат» далеко не так, как воспринимает человеческое ухо. Но сравнивая звучание ВИА и современных музыкальных проектов нужно отметить, что благодаря развитию музыкальной техники у исполнителей появились практически неограниченные возможности для своего выражения: синтезаторы шумов и звуков, различные спецэффекты, семплеры, обработки и процессоры… ну, и качественные инструменты и микрофоны, наконец!

Минус. (частично живое исполнение). Часть музыкального материала (например, ритмическая основа, басовая партия и гармония), а иногда и весь музыкальный материал предварительно записывают в студии на электронный носитель. Во время концертного выступления часть музыки исполняется музыкантами, а часть воспроизводится с носителя. Иногда из всего состава музыкантов остается только один вокал, а все инструментальные партии воспроизводятся в записи. Такое исполнение можно назвать «частично живое». И всё-таки присутствие музыканта, хотя бы одного, позволяет причислить этот вариант исполнения к категории «живая музыка». Его неоспоримое преимущество – существенная экономия бюджета концертной программы за счет сокращения количества музыкантов и технического райдера. В сфере музыкального сопровождения бюджетных праздников такие музыканты пользуются наибольшей популярностью.

Фонограмма. Исполнение музыки – это не только извлечение звуков. Артистичное выступление обладает мощным зрительным эффектом. Выступление симфонического оркестра, рок-группы или популярного певца – это красочное представление, шоу, на которое приятно смотреть. С развитием технических средств воспроизведения, обработки и усиления звука появился соблазн имитировать во время концерта живое исполнение. Непрофессионалы не всегда могут с уверенностью сказать, выступают музыканты под фонограмму или же работают «вживую». Существуют объективные обстоятельс тва, в которых работа «под плюс» (под фонограмму) – единственно возможный вариант выступления артистов.

Благодаря интернету живая музыка на корпоратив стала доступной услугой. Поисковики пестрят предложениями от коллективов разных стилей, музыкальных направлений, составов и уровня. Если вам нужны музыканты на корпоратив, обязательно просмотрите видео с концерта выбранной вами группы на Youtube или сайте исполнителя. Музыка на свадьбу должна быть позитивной, понятной и доступной для восприятия всем её участникам: молодёжи и старшему поколению. Музыка на корпоратив – подчёркивать имидж организации, её корпоративную культуру, вкус присутствующих, и необязательно, чтобы она была популярной. Живая музыка на празднике создаёт настроение и нужную атмосферу.

Что же выбрать в качестве музыкального сопровождения мероприятия: музыкальную группу или диджея? Тут вопрос только бюджета, места и стиля вашего праздника. Бывают площадки, где просто невозможно поставить полноценную команду музыкантов. Также, заказывая музыкальную групу для музыкального оформления праздника, не забывайте, что чем дешевле стоит команда музыкантов, тем больший риск попасть на группу сомнительного уровня. Но если гонорар группы и исполняемый её репертуар устраивают заказчика, то, конечно, такой вариант будет более удачным украшением праздника. А на рынке музыкальных услуг требования к исполнителям и у организаторов выступлений и у заказчиков все время растут. Да и почитателей качественной «живой музыки» всегда больше, чем тех, кто не может отличить живую музыку от фонограммы. Поэтому, у музыкантов всегда есть стимул делать ставку на качественный живой звук.

Статья написана LAFESTA music project. Использовать материал без активной ссылки www..

Каждый звукорежиссер испытывает определенные трудности при записи живого звука, особенно если она происходит не в стенах , а, например, на концерте, который будет демонстрироваться на телевидении.

Сегодня достаточно часто в углу экрана телевизора можно видеть титр «живой звук». В основном он означает, что речь идет о музыкантах, играющих без фонограммы. В некоторых случаях – записи театральных постановок, концертов, где выступают хор или симфонический оркестр – фонограмма в принципе не используется. Однако уже с 70-х годов прошлого века фонограмма прочно вошла в моду среди большинства исполнителей, и так продолжается до сих пор.

Частично исполнение под фонограмму объяснялось особенностями съемок. Для того, чтобы сделать хорошую запись, было куда проще уговорить артиста принести фонограмму и выступить, синхронно открывая-закрывая рот, чем вместе с ним долго корпеть над идеальным звуком. У фонограммы есть и достоинства: динамический и частотный диапазон корректируется заранее, что позволяет развить в концертном зале высокие уровни звукового давления.

Музыканты, выступающие «вживую», напротив, часто наталкиваются на непонимание и даже на сопротивление со стороны телевизионщиков и других исполнителей. Во-первых, не хватает элементарного оборудования, необходимого для записи такого уровня; во-вторых, «живой» звук полностью выдает недобросовестных коллег, поющих под «фанеру». Но плюс живого исполнения с лихвой восполняет все минусы, так как энергетика и воздействие на слушателя просто неоценимы.

К счастью, западные мастера звука нашли качественно новый подход к записи живой музыки, и нам есть у кого поучиться! В основном они проводят съемки, как в режиме прямого эфира; качество и изобразительная сила музыкального номера сохраняются практически полностью, лишь ненамного уступая реальному звучанию. Надеемся, что традиционный подход к музыке постепенно исчезнет; а пока остается наслаждаться великолепными концертными дисками лучших музыкантов мира, которые выпускают ведущие