Женятся на родственниках у курдов. Курды

15.06.2019

Менталитет и характер турецких мужчин.

Каждое лето сотни наших соотечественниц наводняют гостеприимные турецкие курорты. Секрет такой популярности очень прост – безвизовый режим, достойный сервис, доступные цены вкупе с насыщенной культурно-экскурсионной программой, а также живописные и разнообразные природные ландшафты.

Еще одним аспектом устойчивой популярности Турции среди наших соотечественников является знаменитая система All inclusive, от которой отказалось большинство европейских курортов. В Турции же она стала своего рода визитной карточкой страны. И ведь на самом деле включено практически все – круглосуточное питание, прохладительные напитки и алкоголь, веселые развлечения и даже любовь. Последняя часто привлекает даже больше туристов, чем все прочие курортные блага. Попробуем разобраться в первоначальной причине такого положения вещей.

Турция – многонациональная страна. Ее население составляет почти 80 миллионов человек, и среди местных жителей можно встретить, разумеется, турков, их около 80 процентов населения, но также и курдов, и греков, и арабов, и иранцев, и эмигрантов из стран Северного Кавказа, стран бывшего СССР.

Из всех государств, где ислам признан официальной религией, именно Турция является наиболее толерантной к представителям других религий, обычаев и нравов. Жители курортных городов и мегаполисов: Анкары, Стамбула, Измира, Анталии, более европеизированы в отличие от населения регионов, ментальность которых регламентируется более традиционными религиозно-социальными установками и нормами поведения.

Курортная зона в Турции - это не самое удачное место для оценки турецких мужчин в целом. Курортная жизнь страны сформировала свои правила игры, чем очень исказила восприятие турецкой культуры, и в первую очередь, самих турок. Настоящий турок, который с молоком матери впитал турецкое воспитание, существенно отличается от курортного мачо.

Мальчика в семье часто воспитывает мать. В Турции даже есть поговорка: «Мальчики ближе к матери, а девочки к отцу». Поэтому часто отцы очень радуются рождению дочерей. Именно тогда закладывается менталитет и зоны ответственности мальчиков и девочек. Религиозный аспект, несмотря на светскость страны, немало привнес в существующую систему воспитания. Чаще всего мальчики, так же как и девочки, до брака не имеют сексуального опыта. Это требования Корана, которые достаточно строго соблюдаются в Восточных районах и менее строго на Западе Турции. Именно по этой причине и мальчиков, и девочек, стараются рано женить или выдать замуж. Но в последние годы ситуация стала медленно меняться. Молодые мужчины стали приобретать сексуальный опыт до брака, потому что появилась такая возможность, а турецкое общество закрывает глаза на данный факт. И в связи с этим, брачный возраст мужчин в больших городах Турции существенно вырос. В крупных городах скопилось немало холостяков за тридцать. Но этому существует и другое объяснение – материально заинтересованные турчанки очень требовательны к женихам, и поэтому в большом городе, куда стекается народ из провинции, неудачники в бизнесе оказываются в рядах невостребованных женихов.

На сегодняшний день в Турции сосуществуют старая и новая традиции создания семьи. Причем, старая традиция очень медленно уступает новой, или, скорее, возникает некий ее обновленный, осовремененный вариант.

Старая традиция всем известна. Суть ее в том, что родители или родня создают пары молодых практически без ведома жениха и невесты. Но такая жесткая традиция на настоящий момент сохранилась только в отдаленных уголках Турции или родители молодого парня могут прибегнуть к данной уловке, если не хотят брака сына с иностранкой. Ему тут же подыскивается невеста из рекомендованой и уважаемой семьи. Другой вариант женитьбы выглядит столь же по-восточному. К нему нередко прибегают немолодые турки со средним достатком, засидевшиеся в женихах. Они практически покупают себе молоденькую жену в бедной провинции близкой к границе с Грузией, Ираном или Сирией.

Конечно, влияние европейской культуры дает о себе знать и в консервативной Турции. В современных городских семьях сейчас не так много детей, и это отражается на отношении родителей к ним. Детей балуют и дают свободу выбора – молодые люди сами выбирают себе пару, но традиционное воспитание всплывает и тут. Молодые турки, выбирая себе мужа или жену, делают это с опираясь на культурное наследие. Девушки выбирают молодых людей побогаче, а юноши – добродетельных и нравственных девушек. Многие турки до сих пор вполне серьезно хотят в жены девственницу. Это как раз подтверждает преемственность традиций – как турок видит и оценивает семью и мать своих детей. Еще хочу отметить – чем моложе турок, тем более он считается с общественным мнением. Но это вполне логично, молодые турки часто более зависимы в материальном плане. Так же, при выборе жены, любви и чувствам отводят далеко не первое место.

Здесь стоит обратить внимание на менталитет турка-мужчины в вопросе отношений к женщинам вообще. Для турка очень важен вопрос незапятнанности женской чести, потому что жена – это женщина, которой он будет обладать всю жизнь, разводов в Турции не так много. Именно аспект обладания и владения определяет его отношение к любой женщине и лежит в основе сексуальных отношений. Нравственность, приверженность традициям и полное доверие являются для него основополагающими моментами в выборе жены. Ему невыносима мысль о том, что его женой и матерью его детей кто-то обладал до него.

Кстати, турчанки тоже почти всегда воспринимают своих мужей как собственность, но под другим углом: для них обладание мужем – это, скорее, факт законного обладания тем, что приносит ей статус замужней женщины. Это социальная защищенность, материальная обеспеченность и психологическое спокойствие.

Кратко о характере турецких мужчин:

Обходительны и честны;
- всегда готовы прийти на помощь;
- большое значение придают этикету;
- обладают чрезвычайной национальной гордостью;
- очень консервативны;
- большое значение придают доверию;
- очень вежливы в общении друг с другом, со старшими, с незнакомыми, иностранцами и другими людьми;
- очень гостеприимны;
- семейные и родственные узы имеют большое значение;
- авторитет мужчины в семье – абсолютный и непререкаемый;
- считается неприличным спрашивать о здоровье жены, передавать ей привет, традиционная вежливость требует справляться о здоровье семьи;
- не очень пунктуальны и медлительны, по их мнению спешка от черта, а точность бессмысленна;
- имеют противоречивый характер, в нем и Восток и Запад и Азия и Европа;
- очень самокритичны, но отвергают критику со стороны иностранцев.

Насчет чувств.

Да, турки очень темпераментны, и романтичны, и мягки, они добрые и, скорее, бесхитростные по натуре. Темперамент, высокая потенция и романтичность очень своеобразно вписываются в культурные традиционные отношения. Но турки нашли компромисс для удовлетворения своих романтических стремлений – адюльтер прочно вошел в жизнь турок-мужчин, хотя еще несколько десятилетий назад подобное было трудно представить в Турции. Турецкое общество, по большому счету, старается закрывать глаза на данное положение вещей, турчанки тоже предпочитают мириться с данным фактом, а не идти на развод. Бывает так, что муж просто уезжает из семьи, не доводя дело до развода, и живет жизнью холостяка много лет, не забывая, конечно же, полностью обеспечивать жену и детей.

Любовницу турок заводит не только для любовных утех. Жена и дети – это зона долга и обязанностей. Любовница – отдушина для страстных чувств и романтики. К тому же, сегодня этому способствует современные технические достижения – турки активно бродят по просторам интернета в поисках любовных приключений.

Ритуал ухаживания, который завораживает наших соотечественниц, на мой взгляд, имеет вполне объяснимые истоки. Открытое выражение чувств всегда было составной частью восточной и южной культуры. Романтическая натура облачает ухаживания в яркие и красивые формы. Относительная холодность местных девушек и их недоступность, заставляет молодых людей испокон веков оттачивать данный навык обольщения до совершенства. Когда турок ухаживает за девушкой, которая ему нравится, во все моменты близких отношений он вкладывает весь свой арсенал романтики и все свои чувства, и ему на самом деле кажется, что он влюблен, и поэтому столь искренен в своих проявлениях.

Турецкие мужчины и иностранки.

Прежде чем начать рассказ об отношении турков к иностранкам, нужно непременно упомянуть о курдах в Турции. Это очень важное отступление. Особенно немаловажно оно в свете турецко-иностранных отношений.

В Турции живет немало народов, но самая многочисленная и, вдобавок, заметно отличающаяся по культуре и традициям нация – это курды, которые в основной массе живут в восточных областях. Внешне чаще всего они темнее турок и имеют черты лица, более схожие с арабским типом. Существует также сильная языковая разница. Наверно, вы наслышаны о курдской проблеме в Турции, но в данном случае речь пойдет не об этом.

Курдская культура и традиции в очень значительной степени оказались под влиянием религии и собственной самобытности. Курдская нация в большой степени помешана на своей идентичности, и часто строже придерживается религиозных канонов. Поэтому более болезненно воспринимает все новшества современного времени, что делает ее намного консервативнее турок. Это очень важная национальная и культурная особенность, о которой всегда стоить помнить и которую необходимо иметь в виду.

С началом развития активного иностранного туризма в Турции в конце прошлого века началась также эпоха турецко-иностранных отношений. В последнее десятилетие к данному виду отношений подключились и онлайн-знакомства.

В страну с ярким солнцем, голубым небом и теплым морем хлынул поток отдыхающих. В последние годы на турецкой Ривьере стало также модно и удобно покупать жилье, поэтому к туристам еще добавились и владельцы недвижимости. После тяжелого трудового года, серого неба, и холодного климата турецкий берег кажется европейцам невероятной сказкой. Турки прекрасные строители, и поэтому, когда иностранцы приезжают на курорты, они чувствуют себя в стильной, современной и комфортабельной стране. В туристической зоне от турецкой самобытности остаются лишь смуглый цвет кожи работников туризма, турецкая речь, ну и штампы турецкой культуры, которые с неизменных успехом пропагандируют сами же турки – чай, сладости, хлопок, специи, древние памятники с кучей полуправдоподобных и совсем неправдопобных мифов и легенд.

Галантные, улыбающиеся смуглые красавцы, а зачастую и вовсе не красавцы, вкупе с бирюзовым морем и романтическим побережьем, кажутся нашим туристкам некими экзотическими и, практически, равными сынам османских султанов, горячими молодыми людьми. И тут проявляется их самая главная ошибка. Туристка приезжает в страну абсолютно неподготовленной к отношениям с людьми другой культуры. Для них турецкие мужчины асоциируются с Казановой, которого многие непременно стремятся обуздать. Тут дамы и девушки быстро теряют головы, часто – мозги, и нередко – рамки приличий. Особенно грустны и опасны рассуждения в духе: - я на отдыхе, поэтому надо отдохнуть по полной, что чаще подразумевает под собой секс-авантюры и непременное завоевание как можно большого количества местного мужского населения. Подобное релакс женский контингент дома явно постесняется себе позволить. Если выразить все одной фразой – иностранцы едут в Турцию со своим уставом, даже не задумываясь, что люди в другой стране, скорее всего, имеют самобытную культуру, менталитет и традиции. Но стоит, к огорчению, заметить, что и турки страдают той же бедой – оценивают иностранок строго в рамках своих культурных традиций и навязанных своей же культурой штампов. Если свести все к реалиям – а именно то, что для турка культурная составляющая остается чаще всего неизменной, то результат того, что происходит, на самом деле, неутешителен.

Курортная зона страны в летний период – это чаще всего некий казан, в котором перемешиваются местные турки, приезжие турки и, конечно же, сами туристы. Основная масса приезжих турок - это обсуживающий персонал отелей, заработок которых очень мал для среднестатистического турка. Поэтому на данных видах работ чаще всего подвизаются студенты на каникулах, деревенские жители и курды, которые приезжают в сезон в поисках заработка. Сельский житель, курд, вырвавшийся из-под традиционных ограничений, или молодой студент – это чаще всего, сексуально оголодавший туземец с зашкалившим тестостероном, да еще умеющим вкладывать романтичную жилку в отношения с противоположным полом. Вот это и есть основная армия кавалеров-турок курортной зоны. Но не стоит обольщаться. Девяносто девять процентов турков, добившись своего – секса, влюбленностей девушки, материальных поощрений европейских дам, вряд ли, променяют традиционный семейный уклад на брак с иностранкой. Основные причины – это враждебность социума, существенные культурные различия и, нередко, религиозная подоплека. Еще один важный нюанс для негативных итогов курортных отношений – это то, что иностранке часто очень сложно отличить курда от турка. Более консервативные курды намного более категоричны в степени оценки иностранок, и курдскому обществу еще тяжелее принять иностранку в свои ряды.

Так же турецкие СМИ очень активно муссируют образ иностранки, чаще славянк, как женщины легкого поведения. К сожалению, объективная реальность только подтверждает это – в Турции среди проституток большое число составляют славянки, и на курортах среди фривольных отдыхающих девиц, меняющих ухажеров как перчатки и изменяющих мужьям – очень большое количество русских и украинок. Турки, конечно же, видят все это и делают соответствующие выводы. И это уже не только курортная зона, а общее положение вещей в стране.

Поэтому можно сказать вполне определенно: к сожалению, именно доступность в сексе часто привлекает турков в иностранках. Плюс еще некий флёр экзотики – светлая девушка со славянскими чертами. Турки распространяют между собой почти как легенды то, что проделывает в постели искушенная в сексе иностранка, и мечтают в жизни хоть разок затащить славянскую женщину в постель. В данном случае удивляться нечему. Если для турка турчанка недоступна для свободных отношений, и его единственная в жизни женщина в постели – его же жена, то изощренность иноземок в сексе, конечно же, производит на турка неизгладимое впечатление. Поэтому турки кидают весь свой арсенал на то, чтобы добиться своего, не брезгуя нехитрой лестью и кучей стандартных романтических фраз. И поэтому классические фразы турка о том, что наши женщины или очень красивые, сексуальные, ухоженные, добрые, самые-самые лучшие в том-то и том-то, а турчанки некрасивые, глупые, неухоженные, истерички, самые-самые плохие в этом и этом, это самый расхожий словарный запас для охмурения дам и девушек. Это довольно простой, но достаточно действенный способ ухаживаний испокон веков – говорить только то, что хотят от тебя услышать. Поэтому турки отменно умеют им пользоваться – и в курортной среде и на просторах интернета.

Насчет того, какая разница между иностранками для турка. Разница есть, но она чаще всего изобилует стандартными штампами. Например – европейки, чаще всего немки, богаты и их можно использовать, как плацдарм для того, чтобы переехать в Европу, а славянки – непритязательные бессребреницы, согласны на все – их проще раскрутить на секс и поездку за ее же деньги, потому что мужья или их парни, плохи в сексе и алкоголики. И всех иностранок, и европеек, и славянок, считают голодными на секс.

Но не все настолько мрачно. То, о чем мы написали, это конечно же довольно обобщенная ситуация. Есть не так уж мало браков турок с иностранками, но, оценивая их и делая выводы, скорее можно обратить внимание на то, что они строились не на межнациональных отношениях, а на межличностных. Чаще всего, довольно успешные браки между турками и иностранкой возникают на базе долгих личных взаимоотношений. Это те, кто познакомился на работе, на учебе или в другой среде, которая позволила выстроить нормальное личное общение. Личные повседневные контакты, дают возможность хорошо узнать и понять друг друга, а также научиться подстраиваться друг под друга и в рамках двух культур. Виртуальные же отношения нередко приходят к краху даже со своими соотечественниками.

«Я не хотела такой жизни своим детям»

Познакомились мы с мужем Джемалом в Сочи, как часто бывает, в кафе, где я праздновала свой день рождения. Через год, когда рабочая виза у него закончилась, он поехал обратно в Турцию и заодно познакомил своих родственников со мной. Там мы оставаться не собирались, но на дворе был 2008 год, наступил кризис. К тому же что-то случилось с фирмой, ради которой муж сделал российскую визу, - она перестала работать. Так как насчет работы на тот момент стало не понятно, и я была беременна, мы решили пожениться в Турции и остаться там.

Родственники мужа приняли меня по-разному: кто помладше - хорошо, кто постарше - с видимым равнодушием, а некоторые говорили: «Зачем привез сюда иностранку? Что, своих не хватает?». Все это произносилось при мне - они думали, что я их не понимаю. Так как семья моего мужа достаточно консервативная, у его отца было три жены и 24 ребенка. Они ждали, что я приму ислам, но этого не случилось, и с каждым днем отношения между мной и матерью все больше портились.

Жили мы в поселке недалеко от города Батман, который населяют, в основном, курды. Два года назад из этого города и окрестностей пошла очень большая волна добровольцев - много молодежи, в том числе и женщин, уехали в Сирию сражаться с игиловцами (организация запрещена в России - «Газета. Ru»). Курды играют большую роль в том, чтобы террористы ИГ не просочились на территорию Турции, в чем правительство Турции им всячески препятствует.

В Батмане я родила сына. Надо мной был тотальный контроль - не только со стороны его родственников, но даже соседей!

Я не могла выйти из дома без того, чтобы не сообщили об этом добрые соседи.

И вот с каждым днем мне все меньше и меньше хотелось там жить, мы попробовали перебраться в Стамбул, но поскольку нам никто помогать не хотел - хотя у них это принято - и поскольку я была не принявшей ислам иностранкой, мы не смогли снять там квартиру. К тому же нам нужно было покупать всю мебель (у них, как правило, сдаются пустые квартиры). В итоге мы пробыли в Стамбуле три месяца и уехали обратно в Батман. Это все, что я могу рассказать о жизни в Турции. И еще: я не сразу узнала, что мой будущий муж - курд. Они не сильно любят это афишировать.

Когда летом 2008 года мы приехали в Турцию, муж сразу сказал мне: «Никогда на улице не говори о своем несогласии с правящей властью». К тому же их семья достаточно сильно вовлечена в политику, и я все время слышала о репрессиях по отношению к курдам. Вот пример: семья моего мужа в прошлом была очень состоятельная, так как занималась выращиванием табака. Но правительству не понравилась, что этим занимаются курды и тем самым богатеют, и власти запретили им этим заниматься. Многие из тех, кто выращивал табак, в итоге разорились, в том числе и отец моего мужа. Потом,

В 2010 году, в тюрьму посадили сестру мужа - ей было 18 лет, за решетку она попала за свои высказывания против власти.

Это стало последней точкой, и я твердо решила уговорить мужа уехать в Россию. К счастью, сестру через два года выпустили благодаря хорошим адвокатам, на которых они потратили много денег. Если у них денег не было бы, так бы она и сидела в тюрьме. Помню, к нам приходил один родственник: он просидел тюрьме 15 лет и до сих пор не знает, за что.

Я понимала, что в стране все сильнее заметна исламизация, и за свои неосторожные дела можно легко оказаться в тюрьме. Я не хотела такой жизни своим детям, да и сильно скучала по России. Я поняла, что Турция лично для меня и моих детей не подходит, и мы уехали. В России мы с 2011 года, сейчас собираемся заняться получением гражданства мужу. Он частный предприниматель, здесь у нас появилось еще трое сыновей. Живем нормально, я спокойна и за детей, и сама за себя не боюсь.

После сбитого самолета мы не сомневались, что это приказал сделать Эрдоган, так думал и мой муж. Мы, конечно, переживали немного за то, чтобы его не выслали обратно, но так как с документами у нас все в порядке, мы поняли что ничего страшного не будет. И из-за последовавшего охлаждения отношений мы ничего не потеряли. Но мы рады, что сейчас отношения начали немного улучшаться.

Попытку военного переворота я воспринимаю как способ Эрдогана усилить свою власть.

Я считаю, что это было задумано самим Эрдоганом, и мне очень жаль молодых солдат, которых терзали и убивали так, как убивают только звери. Но я думаю, он это хорошо все предвидел. Он знает психологию толпы, тем более если ее кто-нибудь раззадорит. А теперь он хочет вернуть в стране смертную казнь, чтобы люди понимали последствия своих неугодных власти действий и мыслей. Я считаю, что к политическим заключенным смертную казнь применять нельзя, это путь совсем в другую сторону от демократии.

Что будет с Турцией? Да ничего хорошего, и очень многие это понимают и отдают себе отчет в том, что весь этот переворот - полный фарс. Эрдоган умный, очень жестокий и хороший манипулятор. Будущее страны я вижу так: Эрдоган и его команда остаются у руля, происходит полная тотализация его власти со всеми вытекающими последствиями.

И если он всех не заткнет - а он не заткнет - думаю, возможна гражданская война. Правда, когда все это может произойти, я не знаю.

А что касается курдов, то политика по отношению к ним только ужесточится. В Турции итак много курдских партизан - станет еще больше.

В Турцию я вообще не думаю возвращаться - зачем? И муж тоже не горит желанием, только если в гости.

Немногие сегодня знают, кто такие курды и где они живут? А ведь к курдам относится большое количество людей. Курдистан — юго-западная территория азиатского материка, которую в абсолютном или относительном большинстве населяют курды. Курдистан — не государственно-политическое, а этнографическое название, поскольку он расположен на территории четырех государств:


    Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до cвыше 30 млн человек. В Турции проживают 14—15 млн курдов, в Иране — около 4.8—6.6 млн, Ираке — около 4—6 млн и Сирии — около 1—2 млн. Почти 2 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200—400 тыс. курдов, в основном в Азербайджане и Армении .

    Курды являются ираноязычным народом, проживающим на территориях Турции, Ирана, Сирии, Ирака, а также частично в Закавказье. Курдский народ говорит на двух диалектах — курманджи и сорани.
    Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано. Известный востоковед доктор исторических наук М. С. Лазарев писал, что «очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…» . С точки зрения Н. Я. Марра, «курды сохраняют элементы древней культуры Переднего Востока потому, что они являются потомками автохтонного населения… » — писал 0. Вильчевский (1-70). Ученые — академики Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, В. Ф. Минорский, Г. А. Меликишвили, И. Шопен, П. Лерх, профессор Эгон фон Эльктедт, Амин Заки, Гурдал Аксой и другие в числе предков курдов называют древние племена кутиев, луллубеев, хурритов, касситов, мадов (мидийцев) , кардухов, урартцев, халдов, маров, киртиев и других обитателей седого Ближнего Востока. Курды как потомки этих племен своими корнями уходят в далекое историческое прошлое

    Курды — самый большой народ, не имеющий собственного государства. Курдская автономия существует только в Ираке (Курдское Региональное Правительство Ирака).

    Этот народ борется за создание Курдистана уже более двадцати лет. Стоит отметить, что курдскую карту разыгрывают все мировые державы. Так, например, Израиль и США, которые являются союзниками Турции, поощряют её борьбу с курдским движением. Россия же, Греция и Сирия поддерживают Рабочую партию Курдистана.


    Такой интерес других государств к Курдистану можно объяснить и их заинтересованностью богатыми природными ресурсами территории, населённой курдами. Одним из важнейших ресурсов является нефть.

    Из-за довольно выгодного географического и стратегического положения Курдистана с давних времён иноземные завоеватели обращали особенное внимание на эти земли. Поэтому со времен образования Халифа и до настоящего момента курды вынуждены были вести борьбу против поработителей. Стоит отметить, что курдские династии во времена раннего феодализма имели значительное политическое влияние на Ближний Восток и правили не только в отдельных княжествах, но и в таких крупных странах как Сирия и Египет.

    В 16 веке в Курдистане началась череда непрекращающихся войн, причиной которых стали Иран и Османская империя, спорившие за обладание его землями.

    Согласно Зохабскому договору (1639 г.), ставшему итогом этих войн, Курдистан разделился на две части — Турецкую и Иранскую. Впоследствии это событие сыграло роковую роль в судьбе народов Курдистана.

    Османское и иранское правительство постепенно ослабляли, а затем ликвидировали курдские княжества с целью закабалить Курдистан в экономическом и политическом плане. Это привело к усилению феодальной раздробленности страны.

    Правительство Османской империи втянуло курдов против их воли в первую мировую войну, что впоследствии привело к разорению края и разделу его на четыре части: турецкую, иранскую, иракскую и сирийскую.

    Происхождение курдов

    Происхождение курдов в настоящее время является предметов дискуссий и споров. Согласно нескольким гипотезам, этот народ имеет:


    • Скифо-мидийское происхождение.

    • Яфетическое.

    • Северная Месопотамия.

    • Иранское плато.

    • Персия.

    Очевидно, что в формировании курдского народа принимали участие многие из представителей указанных местностей.

    Вероисповедание курдов

    В Курдистане существует несколько религий. Основная часть населения курдов (75%) исповедует ислам суннитского толка, также есть мусульмане-алавиты и шииты. Небольшая доля населения исповедует христианство. Кроме того, 2 млн привержены доисламской религии «Езидизма» называющих себя Езидами.. Однако, несмотря на вероисповедание, каждый курд считает своей исконной религией зороастризм.

    Говоря о езидах всегда нужно помнить:


    • ЕЗИДЫ один из древних народов Месопотамии, говорят на диалекте курманджи курдского языка - культура идентично с курдским, религия езидизм.


    • ЕЗИД рождается от отца курда-езида, а матерю может быть любая порядочная женщина.

    • ЕЗИДИЗМ исповедуют не только курды-езиды, но и иные представители курдского народа.

    • ЕЗИДЫ - это этнические курды, исповедуют древнекурдскую религию езидизм.

    Суннизм является доминирующей ветвью ислама. Кто такие сунниты курды? Вероисповедание их основано на «сунне», представляющей собой свод правил и устоев, которые были основаны на примере жизни пророка Мухаммеда.

    Курдский народ — самый крупный по численности, имеющий статус «национального меньшинства». Численность курдов в мире не имеет точных данных. В зависимости от источников, эти цифры очень разнятся: от 13 до 40 млн. человек.

    Проживают представители этой народности в Турции, Ираке, Сирии, Иране, России, Туркменистане, Германии, Франции, Швеции, Нидерландах, Германии, Британии, Австрии и многих других странах мира.

    Курды в Турции сегодня

    В настоящее время в Турции живёт около 1,5 миллионов курдов, которые говорят на курдском языке.

    В 1984 году Рабочая партия Курдистана вступила в войну, (которая длится и до настоящего момента) с официальными властями Турции. Курды в Турции сегодня требуют провозглашения единого и независимого государства — Курдистан, который объединит все территории, населённые курдами.

    Сегодня курдский вопрос — один из ключевых в обсуждениях дальнейшего пути евроинтеграции Турции. Требования Европы предоставить курдскому народу автономность и права, соответствующие европейским стандартам, пока остаются нереализованными. Эти обстоятельства во многом объясняют причину, почему турки не любят курдов.

    Традиции и обычаи курдов

    В связи с тем, что курды не имеют собственного официального государства, определённого политического статуса в мире, не многие знают, кто такие курды. История и культура этого народа, между тем, отличается своим богатством и многогранностью.


    • С согласия девушки жених может её похитить. Если это происходит против воли родителей, ему приходится везти её в дом шейха, причем, в случае, если родные настигнут беглецов, то могут их убить. Если же молодые успеют укрыться в доме шейха, то последний вручает родителям невесты выкуп, и стороны примиряются.

    • Курдская женщина имеет право выбирать себе в мужья любимого мужчину. Как правило, выбор дочери и родителей совпадает, однако, в противном случае, отец или брат могут насильно выдать девушку замуж за того человека, которого посчитают достойным кандидатом в мужья. При этом отказ девушки этому кандидату считается страшным позором. Развестись с женой также считается позором, и такие случаи встречаются крайне редко.

    • Свадьба курдов может длиться до семи дней, и её продолжительность зависит от материального положения хозяев. Это очень напоминает свадебные традиции Турции .

    • Если родственники жениха живут далеко от родственников невесты, то играют две свадьбы, а в случаях, когда молодые проживают на небольшом расстоянии друг от друга — празднуют одну большую свадьбу.

    • Свадебные торжества у курдов пышные и дорогостоящие, поэтому родители сына копят деньги для свадьбы на протяжении долгого времени. Впрочем, расходы окупаются подарками гостей, в качестве которых, как правило, выступают овцы или деньги.

    • Угощения на свадьбы или другие праздники состоят из риса и мяса. Мужчины и женщины отмечают праздники порознь в разных палатках.

    • Кровная месть актуальна у курдов и до настоящего времени. Причинами ссор могут быть нехватка воды, пастбищ и т. д. Однако современные курды всё чаще решают конфликты с помощью платы. Известны и такие случаи, когда в качестве платы выступала женщина или девушка, которую выдавали замуж врагу, и стороны примирялись.


    • Многие курдские женщины и девушки ходят в брюках, что объясняется удобством при верховой езде на лошадях. Украшениями для женщин служат золотые и серебряные монеты.

    • В супружеских отношениях курды моногамны, за исключением беков, которые могут жениться повторно для того, чтобы укрепить родственные связи.

    • Отличается этот народ и своим уважительным отношением к представителям других религий, независимо от того, какая вера у курдов, они могут участвовать в религиозных церемониях иных конфессий.

    • Также курды отличаются своим дружелюбием по отношению к другим национальностям, однако не терпят ситуаций, связанных с притеснением их языков, обычаев и порядков.

    Борьба курдов за независимость

    Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром области Бохтан (со столицей Джезире). В году он начал чеканить монету от собственного лица и совершенно перестал признавать власть султана. Однако летом г. Бохтан был занят турецкими войсками, эмират ликвидирован, с сам Бадрхан-бек взят в плен и сослан (ум. В 1868 г. в Дамаске).

    Новую попытку создать независимый Курдистан предпринял племянник Бадрхана Езданшир. Он поднял восстание в конце г., воспользовавшись Крымской войной; вскоре он сумел взять Битлис , а за ним и Мосул. После этого Езданшир начал готовить наступление на Эрзерум и Ван. Однако попытка соединиться с русскими не удалась: все его гонцы к генералу Муравьеву были перехвачены, а сам Езданшир был заманен на встречу с турецкими представителями, схвачен и отправлен в Стамбул (март г.) После этого восстание сошло на нет.

    Следующую попытку создания курдского государства предпринял шейх Обейдулла в г. Обейдулла, верховный руководитель суфийского ордена Накшбанди, пользовавшийся большим уважением в Курдистане как по своему положению, так и за личные качества, созвал в июле 1880 г. в своей резиденции Нехри съезд курдских вождей, на котором выдвинул план: создать независимое государство, а для того сначала напасть на Персию (как более слабого противника), овладеть Иранским Курдистаном и Азербайджаном и, опираясь на ресурсы этих провинций, повести борьбу против Турции. План был принят, и в августе того же года началось вторжение курдов в Иранский Азербайджан. Оно сопровождалось восстанием местных курдских племен; отряды восставших подошли к самому Тебризу. Однако Обейдулла со своими основными силами замедлил при осаде Урмии, в конце концов был разбит и вынужден возвратиться в Турцию. Там он был арестован и сослан в Мекку, где и умер.

    В это время в Курдистан все более проникает из Европы идеология национализма ; ее пропаганду вела первая курдская газета —«Курдистан», которую выпускали с г. в Каире потомки Бадрхана.

    Новый подъем национального движения в Курдистане наступил после Младотурецкой революции года. Возникает и тотчас приобретает популярность националистическое общество «Возрождение и прогресс Курдистана», главой которого был вернувшийся из ссылки шейх Абдель-Кадер — сын Обейдуллы; вслед затем возникает «Лига Курдистана», ставившая своей целью создать «Курдистан бейлик» (курдское княжество) то ли в составе Турции, то ли под протекторатом России или Англии — в этом отношении были разногласия. С ней был связан шейх племени барзан Абдель-Салям, поднявший ряд восстаний в 1909—1914 г.. и особенно Молла Селим, ставший лидером восстания в Битлисе в марте 1914 г.

    Что же касается Турецкого Курдистана, то курды, боявшиеся попасть под власть армян и западных держав, поддались на агитацию Мустафы Кемаля , обещавшего им полную автономию в совместном курдско-турецком мусульманском государстве, и поддержали его в ходе греко-турецкой войны. В результате в 1923 г. был заключен Лозаннский мирный договор, в котором о курдах вообще не упоминалось. Этот договор определил современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, разрезавшие бывший Османский Курдистан.

    После этого кемалистское правительство начало проводить политику «тюркизации» курдов. Ответом явились восстание, поднятое в начале 1925 г. шейхом Саидом Пираном. Восставшие овладели г. Генчем, который шейх Саид провозгласил временной столицей Курдистана; далее он намеревался захватить Диярбекир и провозгласить в нем независимое курдское государство. Однако штурм Диярбекира был отбит; вслед за тем восставшие были разбиты под Генчем, руководители восстания (включая шейха Абдул-Кадыра, сына Обейдуллы) взяты в плен и повешены.

    Новое восстание турецких курдов началось в г. в Араратских горах. Оно было организовано обществом «Хойбун» (Независимость); восставшие попытались сформировать регулярную армию под командованием бывшего полковника турецкой армии Ихсана Нури Паши; была создана и гражданская администрация под руководством Ибрагима-паши. Восстание было подавлено в г. Последним массовым движением турецких курдов было движение курдов-заза (племя, говорящее на особом диалекте, исповедующее алавизм и ненавидевшее мусульман) в Дерсиме. До г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвал восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Посланный против восставших армейский корпус не добился успеха. Однако командир корпуса генерал Альпдоган заманил Сеида Резу в Эрзерум на переговоры, где курдский вождь был арестован и вскоре повешен. Восстание было подавлено только в г. В результате установившегося в Турецком Курдистане режима военно-полицейского террора, запрета курдского языка, курдской национальной одежды и самого названия «курды» (кемалистские ученые объявили курдов «горными турками», якобы одичавшими и забывшими исконный турецкий язык), а также массовых депортаций курдов в Западную и Центральную Анатолию курдское движение в Турции на долгие годы было уничтожено, а курдское общество — деструктурировано.

    Центром курдского движения в это время стали Иракский и Иранский Курдистан. В г. в Сулеймание вновь поднимает восстание Махмуд Барзанджи. Восстание было подавлено, но тотчас вслед за тем вспыхнуло восстание шейха Ахмеда в Барзане (1931—1932). В 1943—1945 годах в Барзане происходит новое восстание под руководством 1975 г. В ходе восстания Барзани удалось добиться формального признания за курдами Ирака права на автономию; однако, в конце концов он потерпел поражение. Поражение восстания спровоцировало раскол в движении иракских курдов: от Демократической партии Курдистана откололся целый ряд левых партий, летом 1975 г. оформившихся в Патриотический союз Курдистана под руководством Джаляля Талабани .

    В начале г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана.

    В трагическом положении оказались иранские и иракские курды во время Ирано-Иракской войны 1980—1988 гг., когда первые пользовались поддержкой Багдада, а вторые — Тегерана; на этой почве происходили вооруженные столкновения между отрядами иракских и иранских повстанцев.

    В марте года в результате поражения иракских войск, в Иракском Курдистане вспыхнуло новое восстание. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО , действуя по мандату ООН вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является

    В это время в Турции возникает Курдская рабочая партия которую возглавил Абдулла Оджалан по кличке «Апо» («Дядя»), отчего ее приверженцев называют «апочистами». После военного переворота г. ее члены бежали в Сирию, где, получив помощь от сирийского правительства, начали вооружённую борьбу против турецкого государства под лозунгом «Единого, демократического, независимого Курдистана», Первая вооруженная акция была совершена в году, к середине 90-х гг. РПК уже обдала армией не несколько тысяч (по ее собственным утвержденим до 20 тысяч) «герилла» (партизан) и разветвленными политическими структурами в курдской диаспоре по всему миру. Всего в результате боевых действий погибло более 35 тысяч человек. В г. Сирия под нажимом Турции отказалась от поддержки РПК и выслала Оджалана, чем нанесла по партий сильнейший, и как оказалось непоправимый удар; Оджалан был захвачен турками в Кении, судим и приговорен к смертной казни; в настоящее время он находится в тюрьме на о. Имралы.

    В настоящее время фактическим центром курдского национального движения является Иракский Курдистан. Среди курдов распространена надежда, что он станет основой будущего независимого и объединенного «Большого Курдистана».

BENİM EVİM TÜRKİYE

Курды (курд. Kurd) - индо-европейский ираноязычный народ, проживающий главным образом на территории Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Говорят на курдском языке.
Большинство курдов исповедует ислам суннитского толка, часть - ислам шиитского толка, езидизм, христианство и иудаизм.
Курды - один из древних народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано.

Курды в Турции. Самый большой массив курдской этнической территории занимает юго-восток и восток Турции в районе озера Ван и города Диярбакыра . Отдельные курдские поселения разбросаны также по всей Анатолии, крупные курдские диаспоры сосредоточены в больших городах на западе страны. Точная численность курдов в Турции, ввиду фактического отказа правительства этой страны признавать такую национальность, может быть оценена только приблизительно. Экспертные оценки говорят о 20 - 23 % населения страны, что может составлять до 16-20 млн чел. В это число включаются северные курды-курманджи - основное курдское население Турции и народ заза (говорящий на языке зазаки) - ок. 1,5 млн чел., а также значительная доля тюркоязычных курдских племён, перешедших на турецкий язык - ок. 5,9 млн чел.).
Курдистан. Основная проблема курдов заключается в том, что эта народность не имеет собственного государства. Кроме того, курдов, проживающих на территории Сирии и Турции, унижают в их правах: в Сирии они не являются гражданами, в Турции они не имеют права разговаривать на своем языке, изучать и пропагандировать свою культуру, язык.

Проблему осложняет то, что территория Курдистана довольно богата природными ресурсами, в частности нефтью. Соответственно, крупные и сильные мировые государства всеми силами пытаются оказывать свое влияние на этот серьезный источник энергии.

Имеет место и политическая разобщенность курдов. Несколько политических партий, существующих в этой области, не могут друг с другом договориться.

Курдам приходится жить в сложных условиях. Регионы, где они проживают, экономически малоразвиты. Многие считают этот народ диким и необразованным. Хотя на самом деле, культура курдов достаточно многогранна и насчитывает несколько столетий.

Как отличить турка от курда? По внешности: курды более тёмные, цвет волос, глаз, тела ближе к арабам (персам). Курды низкого роста, коренастые. По разговору: большинство курдов говорят на турецком языке с курдским акцентом, если ваш "турецкий" парень знает курдский - 100% он курд, т.к. турки не знают и не понимают курдского языка. Религиозность: даже если молодой курд развлекается, пускается во все тяжкие, имеет много девушек, он ходит в мечеть, совершает намазы, неумеренная религиозность, уважительно относится к родителям и всем родственникам, живут все вместе (кланом), в жены выберает скромную девушку, девственницу, способную родить не менее 3х детей, заботливую, подчиняющуяся ему во всём. По поведению: большинство работников в курортных зонах (бармены, официанты, хамамщики, др.обслуживающий персонал) - курды,молодые, малообразованные, разговаривают (и пишут) на уличном языке, ведут себя вызывающе, неуважительно относятся к девушкам, могут крикнуть вам в след "эй, наташа!". Курды ненавидят турков и Турецкую республику, высказываются против нынешнего правительства, мечтают о воосоединении исторического народа и Курдистане.