Умерла народная артистка ссср татьяна шмыга. биография. Труппа Работы в театре

03.11.2019

Актриса согласилась на операцию только ради любимого мужа

3 февраля исполнился год, как не стало народной артистки СССР, певицы и актрисы Татьяны ШМЫГИ. Ее супруг композитор Анатолий КРЕМЕР накануне памятной даты рассказал о жизни со звездой. К нему Шмыга ушла от гражданского мужа - художественного руководителя Театра оперетты Владимира КАНДЕЛАКИ.

Считаю, что врачи ее убили, - говорит Анатолий Кремер . - За день до смерти это была не Таня, а обрубок: ногу из-за гангрены до бедра ампутировали. Когда пришла в сознание, сказала: «Толя, я жить хочу!» Это были ее последние ее слова.
Анатолий Львович до сих пор не может простить врачей, которые, по его мнению, сделали не все для спасения Татьяны Ивановны.
- Таня не соглашалась на операцию. Когда собрали консилиум, врачи вынесли вердикт: ампутировать ногу. Как она кричала, когда медики сообщили ей об операции! Я стоял за дверью и слышал: «Нет, не надо!!!» Потом заведующий вышел ко мне: «Анатолий Львович, придется вам ее уговорить. Жизнь без ноги, это - тоже жизнь». - «Вы ведь обещали. Что ампутауии не будет!» Он только руками развел. Сорок минут я разговаривал с ней: «Танечка, будешь ездить в коляске, ничего, поживем, листочки зеленые будут». Танечка, понимая, что это может быть наша последняя встреча, схватила меня за шею из последних сил. Обратно ее привезли уже без ноги. Когда Таня очнулась, прошептала: «Я жить хочу!» Поняла, что все кончено: ноги нет, а воспалительный процесс идет. Боль адова, фантомная: это когда вместо ноги пустота, а она болит. Корю себя, что не увез ее на лечение в Германию…

Супербабник Канделаки

Первый брак Шмыги с журналистом Рудольфом Борецким был недолгим: от него она ушла к Владимиру Канделаки . Татьяна в это время окончила ГИТИС и пришла работать в Московский театр оперетты, который в 1953 году возглавил Канделаки. Хотя в биографии Татьяны Ивановны он значится мужем, официально они не были расписаны.
- Канделаки был супербабник, - считает Анатолий Львович. - Когда влюблялся, ухаживал красиво. Когда Таня ехала на троллейбусе домой, видела, как автомобиль «Победа» мчался следом. И так было каждый день. Сначала Канделаки ей не нравился. Во-первых, ей 28, а ему 48, во-вторых, он был толстый. Кроме того, у нее была обида на него как на главного режиссера: Таня играла по 18 - 19 спектаклей в месяц. Это зверство. Канделаки отдавал ей роли, которые никто играть не хотел. А она отказаться не могла. Сразу скажут: жена режиссера.
Рудик пытался удержать Шмыгу: запер у себя в рабочем кабинете на телевидении. Но Таня не передумала. Так же поступил и Канделаки, который был женат на балерине Галине Кузнецовой и растил дочь Нателлу. Первое время влюбленные снимали комнату, потом Татьяне Ивановне выделили однокомнатную квартиру. Как вспоминает подруга Татьяны Ивановны, регистрации не было, но была свадьба:
- Для Тани был важен не штамп. А в театре все считали ее женой режиссера. Дочь Канделаки сначала не любила Татьяну Ивановну, но спустя годы поняла отца.
Через 20 лет жизни с Канделаки Шмыга соберет вещи и уйдет на съемную квартиру.

Влюбился в спину Тани

С Анатолием Кремером Шмыга познакомилась в 1957 году на Фестивале молодежи и студентов.
- Второй раз мы встретились, когда я пришел в Театр оперетты ассистентом дирижера, - вспоминает Кремер. - Ничего между нами быть не могло: она замужем за руководителем театра.
Только после поездки в Париж в 1976 году артистка нашла в себе силы уйти от Канделаки, который к тому времени уже не руководил театром.
Как признался Анатолий Львович, сначала он влюбился в… спину Шмыги.
- Помню, в день отъезда в Париж мы собирались на площади Революции. Сели в автобус, чтобы ехать в аэропорт. Я устроился за Таней. Можно сказать, сначала влюбился в ее спину, голову, прическу. Таня призналась, что я ей был симпатичен еще в 69-м году, когда мы вместе работали над фильмом «Эксперимент». Таня сказала: «Ты меня сильно тогда задел».

Доронина потребовала песни Шмыги

В «Эксперименте» снимались Татьяна Шмыга, Наталья Фатеева , Людмила Гурченко … Я на картине был композитором, - говорит Кремер. - Татьяна Доронина , которая должна была тоже сниматься, заявила: или она все лучшие партии поет, или не будет участвовать. Я сказал, что какие-то номера ей давать нельзя - не вытянет, и поставил в известность режиссера, что с Дорониной записывать не буду. В итоге Таня спела вместо Дорониной.
У Шмыги не так много художественных фильмов, в основном это фильмы-спектакли. Особняком стоит картина Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», снятая 50 лет назад.
- Таня не смотрела «Гусарскую балладу», так как не любила этот фильм. Рязанов позвал Таню, так как не хватало женского начала. Лариса Голубкина , игравшая главную роль, была еще девочкой. Рязанов так и говорил: «Если Танечка появится, есть гарантия, что четверть мужчин пойдет смотреть фильм». Таня мне так говорила о сыгранной роли: «Ну что это за роль? Ни начала, ни конца».

Таня первой ушла от Канделаки

Когда Шмыга поняла, что влюбилась в Кремера, она сразу съехала от Канделаки на съемную квартиру.
- Это был решительный шаг с ее стороны, - считает Кремер. - Как Канделаки уход воспринял, не знаю. Но, поскольку он был неофициальным мужем, Тане было проще, чем мне.
Жена Кремера - уролог Роза Романова тяжело восприняла уход мужа, с которым прожила 20 лет.
- Для Розы это была трагедия. Она потеряла 18 кг. Я приходил в нашу когда-то общую квартиру, оставался, вызывал «скорую». Замуж она больше не вышла, - говорит Анатолий Львович.
Через десять лет совместной жизни Шмыга и Кремер расписались:
- Нам надо было ехать за границу, и нам сказали, что вместе нас не поселят. Мы расписались, приехали, а номера нам дали… отдельные.
С Кремером Татьяна Ивановна прожила 35 лет. Этот союз она называла самым счастливым. Муж написал для супруги несколько оперетт: «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал…», «Катрин», «Джулия Ламберт».
- Изготовление памятника на могиле Танечки взяло на себя Министерство культуры. Эскиз я сам придумал: расходящийся занавес и ее силуэт в образе Карамболины. Сверху занавес сойдется в купол.

Юрий Ершов: Пошила шубы, чтобы деньги не сгорели

Королеве оперетты ампутировали ногу

Королеве оперетты ампутировали ногу

«Я пью всё мне мало, уж пьяною стала» - когда-то этот хит звучал отовсюду, и многие с удовольствием раз за разом пересматривали «Гусарскую балладу», где роль французской актрисы Жермон сыграла звезда оперетты Татьяна ШМЫГА. А поклонники актрисы с восторгом рукоплескали красавице с неповторимым тембром голоса, которая блистала в спектаклях «Сильва», «Цирк зажигает огни», «Летучая мышь», «Веселая вдова»... Вот уже несколько месяцев Татьяна Ивановна прикована к больничной койке. За 81-летней примадонной неустанно ухаживает ее супруг - композитор Анатолий КРЕМЕР.

Хотя пожилую даму давно беспокоили разные недуги, она мужественно держалась, старалась сохранять форму и даже иногда выходила на сцену, как, например, на праздновании своего 80-летия. Однако годы берут свое, и в последнее время состояние Татьяны Шмыги резко ухудшилось. У нее появились серьезные проблемы с сосудами ног, и ее госпитализировали в одну из столичных клиник. К сожалению, медикаментозная терапия оказалась бессильна. Дело дошло до ампутации.

Груз забот

Поклонники, возможно, так и не узнали бы об этой беде их любимицы, но недавно историк моды и телеведущий Александр Васильев во время одной из своих лекций в Санкт-Петербурге обмолвился, что Шмыге отняли ногу. Вскоре у актрисы сильно прихватило сердце. Врачи поставили нешуточный диагноз - тахикардия на фоне ишемической болезни.

Татьяна Ивановна и сейчас находится в больнице. Она, бедная, уже четыре операции перенесла! - тяжело вздыхая, поделилась с «Экспресс газетой» консьержка подъезда, в котором живет Шмыга.

Бог не дал ей детей, поэтому весь груз забот по уходу за больной лег на плечи супруга Анатолия Кремера . Преданной помощницей в эти нелегкие дни композитору остается домработница Нелли Николаевна. Несмотря на то что она ровесница Татьяны Ивановны, держится бодро и тянет на себе весь дом. Нелли Николаевна постоянно бегает то в больницу, чтобы помочь Анатолию Львовичу, то возвращается в квартиру в Леонтьевском переулке хлопотать по хозяйству. А сам убитый горем супруг буквально днюет и ночует у койки жены, боясь оставить ее даже на пару часов.

До чего ж он постарел за последнее время! - с грустью замечают соседи звездной четы. - И очень устал, это заметно. Львович никогда ни на что не жалуется и ничего ни у кого не просит. С Татьяной Ивановной они больше 30 лет вместе, и переживает болезнь жены он страшно.

Стало лучше

Свидетельницей этой драмы стала народная артистка Элина Быстрицкая , которая живет в том же доме.

Анатолий Львович, ну давайте же я вам хоть чем-нибудь помогу! - не выдержала однажды Элина Авраамовна и осторожно обратилась к соседу. - Ведь я все-таки медик, еще с войны научилась разбираться в таких вещах. Знаю подход к лежачим больным и смогу быть полезной Татьяне Ивановне.

Но гордый Кремер от помощи отказался. Он не привык утруждать кого бы то ни было и сам продолжает бороться за жизнь любимой супруги.

- Сейчас Татьяне Ивановне стало чуть лучше. Теперь она уже может сидеть в постели, - сообщили нам в Театре оперетты, где весь персонал и труппа верят, что Шмыга еще порадует зрителей своей блистательной игрой.

Ее любимые мужчины

* С первым мужем Рудольфом Борецким Татьяна познакомилась в студенческую пору. Их брак продержался чуть больше года, до прихода начинающей актрисы в Театр оперетты, где внимание красавицы привлек певец Канделаки.

* Несмотря на то что Владимир Канделаки был старше Татьяны почти на 20 лет, он сумел вскружить ей голову. Еще бы! Известный артист, солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Ради него Шмыга ушла от мужа, а Владимир расстался со своей супругой. Через год Канделаки стал главным режиссером Театра оперетты, и злые языки заговорили, что Татьяна живет с ним по расчету, хотя сама актриса всегда утверждала, что вышла по любви. Тем не менее супруг-главреж обладал суровым нравом и заставлял жену играть роль, даже если она ей была не по душе. Шмыга и Канделаки прожили вместе 20 лет.

* С нынешним супругом Анатолием Кремером , который моложе ее на четыре года, Татьяна Ивановна сблизилась во время турпоездки во Францию. Романтические отношения певицы и композитора продолжились в Москве.

Татьяна и Анатолий были не свободны и какое-то время вынуждены были обмениваться нежными любовными письмами. Вскоре они поняли, что должны быть вместе. И вот уже больше 30 лет не разлучаются.

СПРАВКА

* Татьяна ШМЫГА родилась в 1928 году в Москве.

* В 1953 году ее приняли в труппу Московского театра оперетты. Известность принесла уже первая роль - Виолетты в «Фиалке Монмартра». Вскоре Шмыга стала ведущей солисткой театра.

* В 1962 году певица снялась в музыкальном фильме «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова.

* В 1978 году стала народной артисткой СССР.

БЕЗ ТОЧКИ ОПОРЫ

03.02.2011 22:44

Звезда оперетты, театра и кино Народная артистка СССР Татьяна Шмыга умерла в Москве в четверг на 83-м году жизни, сообщает Союз театральных деятелей. Напомним, последнее время актриса тяжело болела.

В полдень 4 февраля в театре будет проведено экстренное совещание, на котором руководство вместе с вдовцом Шмыги, композитором Анатолием Кремером решат, где и когда состоятся прощание и похороны певицы.

В конце января Шмыга попала в реанимацию Боткинской больницы в отделение сосудистой хирургии. Народная артистка СССР несколько месяцев страдала из-за проблем с сосудами. В связи с этим ранее она лишилась одной ноги.

Татьяна Шмыга была единственной в России актрисой оперетты, получившей звание Народной артистки СССР. На вопрос о том, как певице удалось не заболеть "звёздной болезнью", Татьяна Шмыга всегда отвечала, что она "просто всю жизнь вкалывала". Но никогда не жалела потраченных сил. Ведь оперетта, по ее выражению, это - "шампанское, которое греет кровь, будоражит сердца, исцеляет душу, делая молодых дерзкими, а людей в возрасте молодыми".

В 1962 году певица впервые снялась в кино - в фильме Эльдара Рязанова "Гусарская баллада". На сцене и экране Татьяна Ивановна сыграла более 60 ролей. Среди них - Чанита в оперетте "Поцелуй Чаниты" и Глория Розетти в спектакле "Цирк зажигает огни", Любаша в "Севастопольском вальсе" и Виолетта в "Фиалке Монмартра.

Татьяна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в Москве. В детстве она начала брать частные уроки пения, впервые вышла на сцену солисткой хора при Министерстве кинематографии. В 1947 году Шмыга поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе, где она училась у Белявской, Туманова и Штейна. По окончании института в 1953 году она была принята в труппу Московского театра оперетты. Её дебютная роль - Виоллетты в "Фиалке Монмартра" - сразу принесла молодой актрисе признание как критиков так и публики. Очень скоро она стала ведущей солисткой театра. В 1969 году выступила в новой постановке "Фиалка Монмартра", но уже в роле примадонны Нинон. Успех был грандиозным, а знаменитая "Карамболина, Карамболетта!" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В театре она встретила своего будущего второго мужа Владимира Канделаки, который работал артистом, а затем возглавил труппу. Вместе они прожили 20 лет.

Долгие годы она оставалась примой театра. На ее счету звездные партии в опереттах - Адель в "Летучей мыши", Валентина в "Веселой вдове", Анжель в "Графе Люксембурге". Знаменитая "Карамболина" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

Для Татьяны Шмыги специально ставили спектакли. Так, она исполнила заглавную роль в оперетте "Джейн", написанной для примадонны ее мужем композитором Анатолием Кремером. Он также является автором музыки к спектаклям "Эспаньола", "Джулия Ламберт" и "Катрин", созданных для великолепной супруги.

Во второй половине 60-х гг. при участии нового главного режиссера театра она начинает выступать в новом жанре - мюзикле. В феврале 1965 года в театре прошла первая премьера мюзикла "Моя прекрасная леди" Лоу, где она сыграла роль Элизы Дулитл.

До последнего времени Шмыга не покидала сцену. Ее можно было увидеть в двух специально поставленных для нее спектаклях - оперетте "Катрин" Антона Кремера и его же мюзикле "Джейн", созданном по мотивам произведений Сомерсета Моэма.

Татьяна Шмыга была удостоена Государственной премии России им. Михаила Глинки. Она награждена орденами "Знак Почета", Трудового Красного Знамени и "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Друзья и коллеги Шмыги: Ушла настоящая примадонна

Перед талантом и трудоспособностью Шмыги преклонялось не одной поколение оперных певцов. Не зря она была единственной в России артисткой оперетты, получившей звание Народной артистки СССР и удостоенной Государственной премии России им. М. Глинки.

По словам руководительницы оперной труппы Большого театра, народной артистки СССР Маквалы Касрашвили, Шмыга всегда служила артистам примером для подражания.

"Я никогда не была с ней лично знакома, но всегда преклонялась перед ней. До самых последних дней она блестяще выглядела, была в прекрасной форме. Шмыга всегда была для нас нестареющей, вечно молодой и красивой - и такой она останется в нашей памяти", - сказала Касрашвили.

Оперная певица Любовь Казарновская отметила, что в мыслях она преклоняет колени и снимает шляпу перед талантом Шмыги.

"Шмыга - это образец жизни в профессии. Она была совершенно уникальная артистка, лицо российской и советской оперетты в течение многих лет и даже поколений", - сказала Казарновская.

Она напомнила слова Любови Орловой, которая говорила когда-то, что "для оперетты должна быть синтетическая артистка, которая первоклассно играет, первоклассно выглядит и первоклассно поет - все это было у Татьяны Ивановны".

По словам певца Иосифа Кобзона, именно Шмыга была настоящей примадонной сцены. "Мы присваиваем эти звания нашим популярным звездам - это не соответствует тому, кем была Татьяна Ивановна на протяжении многих лет", - сказал Кобзон.

Как заметил композитор Максим Дунаевский, артистов, для которых, как для Татьяны Шмыги, хочется писать музыку, остается все меньше. "Шмыга имела долгий и счастливый век в профессии, была признана и любима, несмотря на то, что опереточный жанр - не самый популярный в России", - сказал он.

"У нас вообще мало артистов синтетического жанра, которые бы и пели, и танцевали и играли", - поделился своими наблюдениями Дунаевский, сравнив кончину Шмыги с уходом эпохи.

] (31.12.1928 года [Москва]- 03.02.2011 года [Москва])

"Нет уменя никакой биографии, - сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна. - Родилась, училась, теперь работаю". И, подумав, добавила: "В ролях вся моя биография...".
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Татьяна Ивановна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в г. Москве.
Ещё детстве она начала брать частные уроки пения, а впервые вышла на сцену солисткой хора при Министерстве кинематографии.
В 1947 году Татьяна Шмыга поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В.Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.Туманова и С.Штейна. В 1953 году Т.Шмыга закончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра". Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра"

Очень скоро Татьяна Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После роли Виолетты последовали роли в спектаклях "Летучая мышь" (Адель), "Веселая вдова" (Валентина), "Граф Люксембург" (Анжель).
В 1969 г. Шмыга выступила в новой постановке "Фиалки...", но уже в роли "звезды Монмартра", примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая "Карамболина" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

Оперетта была ее территорией, там она властвовала безраздельно: в этом жанре всегда было много актрис красивых, талантливых и блестящих, но только Шмыга имела такой абсолютный на него слух, только ей одной он был так послушен.
Ее судьба вместила все парадоксы и трансформации жанра, который по недоразумению назвали "легким". Она в самой себе соединила традиции таких опереточных легенд, как Ярон или Володин, и сумела без потерь донести их до самых роковых для жанра времен, когда на сцены опереточных театров вторгся мюзикл. Не растерялась и тут, с таким же увлечением погрузилась в этот новый музыкальный мир, став первой в СССР исполнительницей роли Элизы Дулиттл в "Моей прекрасной леди"

В 1962 г. Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. В "Гусарской балладе" Эльдара Рязанова она сыграла эпизодическую, но запоминающуюся роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию.
Шмыга стала непревзойденной исполнительницей ролей героинь в советских музыкальных комедиях - таких как "Белая акация" (1955), "Поцелуй Чаниты" (1956), "Цирк зажигает огни" (1960), "Севастопольский вальс" (1961), "Конкурс красоты"(1967).
Творческий путь Татьяны Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране. Среди них - Дези ("Бал в Савойе" Пауля Абрахама, 1957), Лидочка ("Москва - Черемушки" Дмитрия Шостаковича, 1958), Оля ("Простая девушка" Карэна Хачатуряна, 1959), Делия ("Куба - любовь моя" Рауфа Гаджиева, 1963), Мария ("Вестсайдская история" Леонарда Бернстайна, 1965), Галя ("Настоящий мужчина" Михаила Зива, 1966), Мери Ив ("Девушка с голубыми глазами" Вано Мурадели, 1967), Дарья Ланская ("Белая ночь" Тихона Хренникова, 1968), Вера ("Нет меня счастливей" Андрея Эшпая, 1970), Марфа ("Девичий переполох" Юрия Милютина, 1971), Зоя-Зюка ("Пусть гитара играет" Оскара Фельцмана, 1976), Сашенька ("Господа артисты" Михаила Зива, 1981), а также главные роли в опереттах: "Великая герцогиня Герольштейнская" Жака Оффенбаха (1988), "Джулия Ламберт" Анатолия Кремера (1993) и др.

Татьяна Шмыга была влюблена в сцену, и до последнего не покидала ее. Несмотря на пожилой возраст, меломаны и ценители прекрасного могли увидеть ее, в специально поставленных, оперетте «Катрин» Антона Кремера и его же мюзикле «Джейн», созданном по мотивам произведений Моэма..
Уникальность этой актрисы получила высшую оценку народа и государства. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание "Народная артистка СССР" и удостоенная Государственной премии России им. М.И.Глинки. Она награждена орденами "Знак Почета", "Трудового Красного Знамени" и "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Певица и актриса Татьяна Ивановна, как человек обладала потрясающей скромностью, невзирая на все свои регалии и звания. Актриса не считала себя примадонной и смущалась на улице, когда ее узнавали. На вопрос как такая красивая, удачная актриса и певица не заболела «звездной болезнью» Татьяна Ивановна объясняла, что она «просто всю жизнь вкалывала». Но никогда не жалела потраченных сил. Ведь оперетта, по ее выражению, это - » шампанское, которое греет кровь, будоражит сердца, исцеляет душу, делая молодых дерзкими, а людей в возрасте молодыми «.
У нее был очень красивый голос, и сама она была красавица, сохранив красоту до последнего дня

Татьяну Ивановну давно беспокоили разные недуги, она мужественно держалась, старалась сохранять форму и даже иногда выходила на сцену, как, например, на праздновании своего 80-летия. Однако годы брали свое, и в конце прошлого года состояние Татьяны Шмыги резко ухудшилось. У нее появились серьезные проблемы с сосудами ног, и ее госпитализировали в одну из столичных клиник. К сожалению, медикаментозная терапия оказалась бессильна. Дело дошло до ампутации.
В конце января актриса попала в реанимацию Боткинской больницы в отделение сосудистой хирургии.
О смерти известной артистки сообщили 3 февраля в Союзе театральных деятелей.

источники -сайт - .kino-teatr.ru