Умер иванченко леонид андреевич. Иванченко леонид андреевич. Образование и производственная карьера

14.04.2024

27 августа представителем президента по Ростовской области был назначен В. Зубков. 3 сентября очередная внеочередная сессия облсовета решала вопрос о председателе. В кандидаты записали человек десять, во второй тур голосования прошли Н. В. Шевченко и В. В. Дармолинский, но и они не набрали нужного числа голосов. Тогда сессия приняла гибкое решение: не избирать председателя областного Совета до назначения главы администрации области.


Если бы депутаты не откладывали этот вопрос, то в сентябре они, оправившись от испуга, вполне могли бы вернуть Иванченко. После назначения В. Чуба губернатором возвращение Иванченко уже было исключено. (Та же сессия, кстати, рекомендовала В. Чуба президенту Ельцину для назначения главой администрации области. 14 октября Владимир Чуб стал первым главой администрации Ростовской области.)

С сентября 1991 года Леонид Иванченко активно боролся за свою реабилитацию, несмотря на то что против него даже было возбуждено уголовное дело (которое было прекращено в декабре 1991 года из-за отсутствия состава преступления).

Иванченко писал в ВС РСФСР, добивался встречи с Хасбулатовым, требовал объяснить ему, какие законы и статьи Конституции он нарушил. Безуспешно. Но Иванченко говорил: “Однако почти двадцать лет работы в органах управления закалили и меня”. В конце концов ему удалось получить благоприятствующее ему заключение юридического отдела ВС РСФСР. Советы ведь не были административной системой, и Совет вышестоящего уровня (тем более его президиум) не мог снимать председателя Совета нижестоящего уровня. Но в нашей стране закон не всегда мотивируется юридическим правом, особенно в кризисных ситуациях. Ну, а с другой стороны, по всей России не так уж и много голов полетело: были сняты председатели Советов и председатели исполкомов Краснодарского края, Ростовской, Липецкой и Рязанской областей.

Осенью 1991 года Верховный Совет РСФСР направил в Ростовскую область комиссию, которая должна была сделать заключение о социально-экономическом положении в регионе. Однако похоже было, что комиссия призвана была контролировать ситуацию с опальным Иванченко и не допустить его реабилитации, к которой он был довольно близок. Сам Леонид Андреевич считал так:
“Я знаю, что комиссию послали с одной целью - не допустить, чтоб сессия Иванченко реабилитировала. А ехала под флагом изучения обстановки”.
3-5 декабря состоялось последнее заседание VIII сессии облсовета, длившейся три месяца. Три месяца депутаты не могли определиться, поддерживал ли Иванченко ГКЧП или нет. Голосованием ему было оказано доверие: 151 - “за”, 16 - “против”.

Все ожидали, что он займет место в президиуме. Л. Иванченко вспоминает:
“Когда раздались аплодисменты, я поднялся на трибуну, поблагодарил людей за доверие и огласил свое заявление с просьбой об освобождении от занимаемой должности по собственному желанию”.
В своем выступлении Леонид Иванченко объяснил причины, вынудившие его подать такое заявление. Во-первых, он не принимал политику Ельцина, предсказывая, что она приведет общество к кризису. Придерживаясь таких взглядов, Иванченко осознавал неизбежность конфронтации между руководством области и руководством республики, если бы он возглавил область. Во-вторых, Иванченко считал неконституционной структуру управления, в которой президент назначает глав администраций. Леонид Иванченко рассудил, что и здесь была бы конфронтация между ним и администрацией, обязанной проводить политику президента:
“В этом конфликтном положении я бы все время жил и работал на ножах. Я бы Чубу, другим высказывал те или иные замечания, обращался к Совету, разразилась бы всеобщая свалка. Кто опять был бы виноват? Конечно, Иванченко”. (“Город N”, № 4.)
Сессия голосовала дважды: с первого раза депутаты не приняли отставку своего председателя. Потом все-таки освободили его по собственному желанию, что и было записано в его трудовой книжке. Леониду Иванченко даже выплатили зарплату за месяцы вынужденного прогула - 3742 рубля, которые он перечисли на развитие экономического лицея.

Вскоре состоялась беседа В. Чуба и Л. Иванченко. Владимир Чуб попросил Л. Иванченко как опытного управленца обрисовать ему свое видение кадров, но тот отказался помогать своему бывшему младшему коллеге. В свою очередь, Леонид Иванченко рассчитывал, что ему предложат возглавить Ассоциацию социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа, у истоков создания которой он стоял, но ему такого предложения не сделали. Думаю, Владимир Чуб и Леонид Иванченко не были довольны друг другом и с тех пор ревниво следили за деятельностью друг друга. (Вообще, наблюдая местную политическую жизнь, я все больше склоняюсь к выводу, что ревность можно отнести в разряд политических понятий.) Но до открытой конфронтации В. Чуб и Л. Иванченко дело не доводили - по ростовской традиции и еще, наверное, потому, что исход возможного конфликта небыл очевиден: и та, и другая сторона пользуются в области солидной поддержкой.

Л. Иванченко стал простым депутатом ВС РСФСР и облсовета. Он по-прежнему пользовался большим авторитетом в области, но примерно в течение года никаких активных действий на областной политической арене не предпринимал. Казалось, с клеймом “гэкачеписта” пришло забвение, но это был период перегруппировки сил и накопления политического капитала. В феврале 1992 года Леонида Иванченко пригласили возглавить АО “Светлана”, строившее большой жилой дом на площади Гагарина. На время хозяйственная деятельность вытеснила политическую.

Л. Иванченко продолжал бороться за свою реабилитацию. Наконец 6 июля 1992 года Президиум Верховного Совета принял решение: считать постановление ПВС от 23 августа 1991 года утратившим силу. Получился интересный казус: юридически Иванченко ушел в отставку, хотя фактически он был отстранен Москвой.

Комиссия Верховного Совета, работавшая в Ростове осенью 1991 года “под флагом изучения обстановки”, подготовила постановление ПВС РСФСР “О политическом и социально-экономическом положении в Ростовской области”, подписанное Хасбулатовым 23 декабря 1991 года. Это было обычное постановление, принимаемое по результатам инспекций, с общими фразами типа: “обеспечить устойчивую работу предприятий сельскохозяйственного машиностроения Ростовской области”. Ростовскому облсовету было поручено доложить Президиуму ВС РСФСР о ходе выполнения постановления в IV квартале 1992 года.

В облсовете была создана рабочая группа, и с ее докладом о ходе выполнения постановления ПВС РСФСР депутат Иванченко выступил на малом Совете 21 октября 1992 года. Понятно, что в условиях кризиса подобный доклад не мог быть благоприятным для областной администрации. Но доклад был еще более откровенным, очевидно, благодаря Л. Иванченко. Были там такие фразы:
“По большинству показателей социально-экономического положения область выглядит хуже соседних Кубани и Ставрополья...”,

“...можно говорить о полном провале сельскохозяйственной политики администрации области”.
Кухня регионального управления хорошо знакома Леониду Иванченко, поэтому в его исполнении справка о нарастании кризисных явлений выглядела убедительно.

Но, конечно же, его выступление на малом Совете многими воспринималось как политическая акция. Иванченко вспоминал:
“Собрался весь хурал, зал был забит, все пришли на спектакль, как Иванченко будет снимать администрацию. Зачем это мне нужно, я верен принципу: их назначили, пусть они и работают”.
На том малом Совете обнаружилось, какую силу все еще представляет Иванченко, был легкий переполох. Говорили, что ситуация трудная, но о бездействии администрации нельзя говорить, что началось деление на две враждующие стороны, что цель Иванченко - снять В. Емельянова, первого заместителя губернатора. Леонид Иванченко тогда заявил прямо:
“Если бы я плел интриги, то при моем опыте и знаниях я мог сделать это более профессионально. Никто никаких интриг не плетет, сделан объективный анализ”.
Малый Совет, как всегда, в своем решении нашел золотую середину, и никаких опасных для администрации выводов не было сделано. Тем не менее справка о ходе реализации постановления ПВС дала Л. Иванченко хороший шанс усилить свои позиции. Он ведь и раньше был известен как борец за экономические права региона и, основываясь на своем опыте, считал, что если ВС принимает какое-то решение по региону, то надо ехать в Москву, ходить по кабинетам и выбивать ресурсы и полномочия для реализации этого решения, забрасывать Москву предложениями - что-нибудь да обернется выгодными для региона постановлениями. Такова была прежняя тактика региональных руководителей. Леонид Иванченко критиковал администрацию за то, что та не бросилась в “приоткрытую форточку”, не стала требовать сокращения вывоза продукции и т. д. Такая критика находила сторонников в Ростовской области.

Следующий всплеск политической активности Л. Иванченко на региональном уровне приходится на октябрь 1993 года. Конечно, Иванченко считал антиконституционным указ Ельцина № 1400 о низложении Советов и проведении новых выборов, о чем свидетельствуют прокламации, выпущенные областным Комитетом защиты Конституции, демократии и Советов, возглавляемым Иванченко:
“Комитет всецело поддерживает... Постановление Верховного Совета Россииоб отрешении от должности Президента РФ Ельцина Б. Н. и возложении обязанностей Президента на вице-президента А. В. Руцкого”.
Однако в трагические дни 3-4 октября Иванченко не разделил участь своего недруга Хасбулатова и его сторонников. Более того, когда на сессии облсовета депутаты горячились по поводу обстрела Белого Дома и все ждали выступления Иванченко, он выступил по обращениям избирателей против указа президента о призыве в армию студентов техникумов. И это всего лишь через несколько дней после расстрела остатков Верховного Совета! Леонид Андреевич не собирался спасать уже утонувший корабль, он выполнял наказ избирателей, а значит, уже готовился к предстоящим 12 декабря выборам. Этот эпизод характеризует Леонида Иванченко как умного, расчетливого политика, ставящего рациональные решения выше эмоций. Участвуя в декабрьских выборах 1993 года, Иванченко фактически признал указ президента № 1400 от 21 сентября 1993 года, проявив тактическую гибкость ради достижения стратегических целей.

На декабрьских выборах Леонид Иванченко был одним из четырех кандидатов в депутаты верхней палаты Федерального Собрания - Совет Федерации - по 61-му избирательному округу, в который входила вся Ростовская область. Двое из четверки должны были стать депутатами. Одно место все прочили губернатору В. Чубу: у него были бесспорные шансы, и он их использовал. А вот за второе место приходилось бороться
Л. Иванченко, В. Зубкову и председателю облсовета А. Попову.

Это были первые выборы, на которых кандидаты могли пользоваться финансовой поддержкой фирм и частных лиц в предвыборной кампании. На специальные счета государство перечислило по 500 тысяч каждому кандидату. Избирательные фонды В. Чуба и А. Попова потом пополнились значительной спонсорской помощью фирм и предприятий: сумма избирательного фонда В. Чуба достигла 29 млн. рублей, А.Попова - 6 млн. Дальновиднее поступили В. Зубков и Л. Иванченко. Они не стали собирать деньги на предвыборную кампанию в избирательные фонды, внеся туда лишь 500 и 200 рублей личных сбережений дополнительно к государственным 500 тысячам. Потом, когда “Город N” опубликовал финансовые отчеты кандидатов, отчет Л. Иванченко (как и В. Зубкова) выглядел скромнее многомиллионных отчетов В.Чуба и А.Попова.

Результаты выборов принесли победу В. Чубу и Л. Иванченко. Первый набрал 49% голосов, второй - 34,3%. Симптоматично, что в самом Ростове Зубков обошел Иванченко, но на общем итоге голосования отразилась популярность Иванченко в районах области. Леонид Иванченко стал сенатором.

Как дальновидный политик Л. Иванченко никогда не примыкал к непримиримой оппозиции. Он слишком хорошо разбирался в управлении экономикой, чтобы быть радикалом. Такие люди в оппозиции всегда имеют шанс занять руководящие посты, если обстоятельства вынуждают хоть сколько-нибудь менять официальный курс. Возможно, поэтому Л. Иванченко всегда подчеркивает конструктивный характер своей оппозиции. В Совете Федерации, например, депутат Иванченко выступает за то, чтобы анализировать действия правительства “не с позиции критики и расправы, а с позиции диалога и практических действий”. (Интервью Л. Иванченко в “Городе N” в августе 1994 года.)

Заявлениям о конструктивной оппозиции противоречат иногда другие заявления:
“В момент избрания Черномырдина на должность председателя правительства я был, откровенно говоря, рад тому, что к управлению правительством пришел практик. Наблюдая дальше, все больше испытывал разочарование. Черномырдин не смог создать в правительстве единую команду, каждый действует по своим взглядам, нет единой политики. Черномырдин обещал направить реформы в русло интересов подавляющего большинства россиян, это обещание не выполнено... Я все больше убеждаюсь в полной несостоятельности правительства”. (“Город N”, № 83.)
Комбинация двух достаточно противоречивых позиций, на мой взгляд, говорит о третьей, не предъявленной позиции, которая заключается в следующем: нынешнее правительство недееспособно, но есть люди, которые могут, во-первых, профессионально делать эту работу и, во-вторых, не политиканствовать, как другая часть оппозиции.

В июне 1994 года в Совете Федерации было создано депутатское объединение “Законструктивное сотрудничество”. Заместителем координатора объединения А. Титкина стал Л. Иванченко. Объединение манифестирует следующие принципы: соблюдение Конституции всеми членами общества - от президента до безработного, оздоровление экономики на основе ликвидации неплатежей, развитие производства, восстановление единого экономического пространства. Объединение стремится сделать Совет Федерации полновесной политической силой, намерено проводить “круглые столы” и “мозговые атаки” для проработки законопроектов и решения проблем страны. “За конструктивное сотрудничество” объединило руководителей регионов, директоров крупных предприятий. Легко предположить: это объединение создано для того, чтобы предложить кандидатуры для альтернативного кабинета министров.

Политэкономические воззрения Л. Иванченко по-прежнему заключаются в том, что власти должны более жестко регулировать экономические процессы в соответствии с потребностями региона. Положение о достаточно высокой степени вмешательства государства позволяет квалифицировать эту позицию как “социалистический рынок”, хотя с точки зрения многих экономистов это понятие может оказаться уязвимым. И, естественно, говоря об управлении экономикой, Иванченко не забывает сказать о коррумпированной связи новой номенклатуры и новых экономических структур, о необходимости регулирования свободной торговли, об издержках политики приватизации и т. д.

Л. Иванченко по-прежнему остается сопредседателем облисполкома Компартии РФ и членом Центрального исполнительного комитета КПРФ. ЦИК КПРФ поручил ему координировать взаимодействие с депутатами Федерального Собрания коммунистической ориентации.

С избранием Л. Иванченко и В. Чуба депутатами Совета Федерации их политическая оппозиция приобрела новые оттенки, жителям Ростовской области мало известные. Впрочем, основа политического спора Чуба с Иванченко, а именно взаимоотношения региона с Москвой, уходит корнями в 1991 год. Вот как рассказывал об этом Л. Иванченко в интервью “Городу N” в августе 1994 года:
“Действительно, два депутата представляют область, это Владимир Федорович Чуб и я. Могу прямо сказать, что наши с ним позиции во многом расходятся по ряду обстоятельств. Главное из них то, что он является назначенным президентом главой администрации. И мы, остальные депутаты, являемся свидетелями давления на таких депутатов со стороны правительства и административных структур. Их около 110 человек: главы администраций, главы республиканских органов власти, представители президентских и правительственных структур. В кулуарах они сетуют на свою судьбу, на тяжкое положение, которое испытывают регионы, на невозможность открытых действий. И в то же самое время, когда ставится вопрос относительно оценки действий правительства или, самое главное, требований к правительству по реализации важнейших программ, эта группа всегда голосует в пользу или в поддержку правительства.

Сейчас эти депутаты становятся заложниками. Под флагом переноса реформ на места они не в состоянии реализовать те декларируемые права, которые даны субъектам федерации...

N: - Пытаетесь ли вы вести переговоры с Чубом по согласованию своих позиций в Совете Федерации?

Никакого общения, к глубокому сожалению, у нас с Чубом нет. Более того, мы представляем две полярные группы депутатов. Чуб явно пытается выступать одним из лидеров группы, поддерживающей правительство, он один из тех, кто предопределяет тон действий этой группы. Как ни странно, возглавили это направление представители Юга России - Краснодарского, Ставропольского краев, Ростовской области.

У Совета Федерации уже сложилось свое мнение о двух депутатах из Ростовской области, я не буду комментировать. Я стараюсь меньше подходить к микрофонам, действую в составе групп депутатов, работающих над документами. По большинству результатов голосования мы находимся с Чубом на полярных позициях. Вот недавно Стародубцев ставил вопрос об отчете и ответственности правительства, было поименное голосование. Я голосовал “за”, Чуб голосовал “против”. У нас не практикуется, чтобы мы советовались, определяли действия...

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго (1995-1999), третьего (1999-2003) и четвертого (2003-2007) созывов; родился 9 июня 1942 г. в Ростове-на-Дону; окончил Ростовский радиотехникум в 1960 г., Ростовский институт сельскохозяйственного машиностроения в 1969 г., Академию общественных наук (АОН) при ЦК КПСС в 1984 г., доктор экономических наук, профессор; 1960-1961 - работал на военном заводе производственного объединения (ПО) "Горизонт" (г. Ростов-на-Дону); прошел срочную службу в Советской Армии (1961-1964); 1965-1973 - работал в ПО "Горизонт" в должностях от техника до ведущего конструктора; с 1973 г. работал в Октябрьском райкоме КПСС и исполкоме Октябрьского районного Совета г. Ростова-на-Дону; 1980-1982 - заведующий отделом Ростовского обкома КПСС; 1984-1986 - председатель исполкома Ростовского городского Совета народных депутатов; 1986-1989 - секретарь, второй секретарь Ростовского обкома КПСС; 1989-1990 - председатель исполкома Ростовского областного Совета; 1990-1991 - председатель Ростовского областного Совета народных депутатов; 1992-1993 - генеральный директор АО "Светлана" (г. Ростов-на-Дону); избирался депутатом Верховного Совета РСФСР (1980, 1985); 18 марта 1990 г. был избран народным депутатом РФ (1990-1993), работал в различных комитетах Верховного Совета РФ, входил в депутатскую фракцию "Коммунисты России"; 12 декабря 1993 г. был избран депутатом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, являлся членом Комитета по вопросам экономической реформы, собственности и имущественным отношениям; 17 декабря 1995 г. был избран депутатом Государственной Думы РФ второго созыва по федеральному списку избирательного объединения КПРФ, был членом фракции КПРФ, председателем Комитета по делам Федерации и региональной политике; 19 декабря 1999 г. был избран в Государственную Думу РФ третьего созыва вновь по федеральному списку избирательного объединения КПРФ, был членом фракции КПРФ, председателем Комитета по делам Федерации и региональной политике, в апреле 2002 г., после изменения пакетного соглашения между фракциями о разделе руководящих постов в комитетах, оставил пост председателя и стал членом этого комитета; 7 декабря 2003 г. был избран в Государственную Думу РФ четвертого созыва также по федеральному списку избирательного объединения КПРФ, первоначально входил в состав фракции КПРФ, в дальнейшем в зарегистрированные депутатские объединения не входил, был заместителем председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике; был председателем Ростовского областного общественного комитета в защиту Конституци (1993), членом исполкома областной организации КПРФ; с 1993 г. - первый секретарь Ростовского обкома КПРФ, член ЦК КПРФ, с 1995 г. - член Президиума ЦК КПРФ; избирался председателем Ростовского областного отделения общероссийского общественного движения "Народно-патриотический союз России", членом Координационного совета НПСР; ведет преподавательскую деятельность в вузах Ростова-на-Дону и в системе подготовки кадров для партийных и советских органов; заведующий кафедрой менеджмента Ростовского филиала Московского государственного университета коммерции; профессор Ростовского университета; автор учебных пособий по теории и практике менеджмента и программно-целевому планированию; награжден орденом "Знак Почета", медалью "За доблестный труд"; женат, имеет дочь; увлечения: произведения Шекспира, музыка, художественная фотография, волейбол. В августе 1991 г. по постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР, обвинившему Л.Иванченко в пособничестве ГКЧП, был освобожден от обязанностей председателя Ростовского областного Совета народных депутатов. В декабре 1991 г. Верховный Совет снял с него обвинения и отменил ранее принятое постановление. В начале 1992 г. из-за несогласия с проводимой Правительством РФ экономической политикой Л.Иванченко обратился на сессии к депутатам областного Совета с просьбой об освобождении его от должности председателя Совета, которая была удовлетворена.

27 августа 1991 года на заседании внеочередной сессии Ростовского облсовета депутаты А. Куликов и Б. Вачаев объявили о полученном из Москвы по факсу постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР об освобождении Леонида Андреевича Иванченко от должности председателя Ростовского областного Совета народных депутатов. С этого дня Иванченко стал для многих личностью одиозной.

Леонид Иванченко, один из наиболее ярких представителей последнего поколения местной партийной номенклатуры, оказывал большое влияние на формирование региональной политики управления в течение многих лет, в т. ч. и после своей отставки.

Первая моя встреча с Леонидом Иванченко состоялась в ноябре 1992 года. Он тогда был в глубокой и глухой оппозиции. Прошел год после его отставки, он был депутатом областного Совета, депутатом Верховного Совета РСФСР и генеральным директором АО “Светлана”, на местной политической арене активно не выступал — до поры до времени. Появление его имени в прессе было бы значительным политическим событием и для его преемников-оппонентов, и для него самого, поэтому когда я попросил его об интервью, Леонид Андреевич сразу решение не принял. Он навел справки о газете, обо мне, и только потом встреча состоялась. Сейчас очевидно, что тогда как раз начинался новый этап в политической биографии Иванченко, поэтому он был заинтересован в публикациях и много рассказывал о своей жизни и своей работе.

Во время тех бесед Леонид Иванченко показался мне человеком волевым, целеустремленным, не стеснялся многие вещи называть своими именами, но и лишнего не говорил. По всему чувствовались манеры твердого управленца и опытного аппаратчика. Запомнилась одна деталь. Когда Леонид Андреевич вычитывал подготовленное к публикации интервью (а он поставил такое условие), он повычеркивал в тексте много местоимений “я”. Получились эллиптические предложения: “Потом был избран вторым секретарем обкома...”, “Великолепно вижу все те пороки...” и т. п. Когда человек рассказывает о своей судьбе, ему свойственно говорить “я”. Леонид Андреевич от “ячества” в тексте старался избавиться, сказалась партийная и советская закалка.

Начало 90-х годов отмечено тем, что менялись социальные установки мышления: оспаривались принципы социоцентризма и коллективизма, нарождались в массовом сознании идеологемы индивидуализма. Существовали (да и сейчас существуют, но в других пропорциях) 4 типа руководителей — те, которые говорят о себе “я”, “мы”, в третьем лице или вообще в безличной форме. По этим лингвистическим сигналам можно многое сказать о чиновнике. Леонид Иванченко говорить “я” не боялся, но потом все-таки заметил это и постарался привести свой текст в большее соответствие с нормами советского сознания. Я думаю, эта деталь характеризует два полюса его натуры: сильный, самостоятельный управленец, предприниматель в культурологическом толковании этого понятия и вместе с тем адепт социалистического типа сознания.

Детство Иванченко было трудным. Отец погиб на фронте, растила мать. В 1960 году закончил техникум, в 1969 — РИСХМ, с отличием. В 1972 стал заместителем секретаря парткома на оборонном заводе, где работал до этого в конструкторском бюро. Так началась его профессиональная партийная деятельность. С 1974 по 1980 год работал в аппарате управления Октябрьского района: зав. отделом промышленности в райкоме, вторым секретарем, предрайисполкома, первым секретарем райкома. В истории Ростова его можно считать одним из строителей Северного жилого массива: по собственному признанию Иванченко, он был прорабом на каждой стройке района.

В 1980 году Иванченко назначили зав. отделом сельхозмашиностроения обкома и велели применять принципы оборонки при реконструкции “Ростсельмаша” и реализации проекта “Дон-1500”. В 1983 году был так называемый андроповский призыв: выдвигали молодых и незапятнанных. Иванченко направили в Академию общественных наук в Москву. В 40 лет он защитил кандидатскую диссертацию на тему “Совершенствование управления межотраслевыми связями при создании новой техники”. Официальным оппонентом Иванченко на защите диссертации был к. э. н. Е. Т. Гайдар. Будущему премьеру было 28 лет, он работал в МГУ. Леонид Иванченко так описывал свою работу с Гайдаром:
Гайдар “достаточно хорошо был теоретически подготовлен, но, как он любит выражаться, на “макроуровне”, т. е. теоретик общего плана. Об экономической и хозяйственной практике имел и тогда откровенно слабое представление. С учетом реальной направленности диссертации пришлось на пальцах с официальным оппонентом разбирать суть, получить его “благословение”, а на защите — выступление с высокой оценкой работы”.
Нельзя не заметить, однако, что в характеристике, данной Леонидом Иванченко молодому Гайдару, отразились и более поздние выводы.

В 1984 году шли громкие процессы о коррупции в управлении торговлей. Многих “ушли”. “Андроповский призыв” оказался и андроповским резервом: Иванченко как незапятнанного и непричастного назначили зав. отделом торговли. Этот имидж “андроповского призыва” прочно закрепился за ним: много плохого говорили о нем, но намеков на его участие в делах, связанных с коррупцией, не было. Такой имидж — большая редкость для местного руководителя.

23 июля 1984 года на пленуме обкома сняли Бондаренко, пришел новый начальник Иванченко — Власов. А 1 октября Леонида Иванченко назначили председателем Ростовского горисполкома. Как признавался Иванченко, все его продвижения происходили по принципу “надо, Федя”.

Председатель облисполкома Володин пытался взять Иванченко к себе, но тот отказывался. В 1986 году Володин стал первым секретарем обкома. Тут уж не откажешься, и Иванченко стал секретарем обкома по идеологии, потом вторым секретарем. Летом 1989 председатель облисполкома уехал работать в Верховный Совет, его место занял Иванченко. А 30 марта 1990 года на первых выборах на альтернативной основе (альтернативным кандидатом был депутат облсовета Гринберг) Леонид Иванченко был избран председателем Ростовского облсовета.

Он утверждает, что никогда не стремился к повышению, работа сама находила его.

Леонид Иванченко в условиях авторитарно-бюрократической системы был весьма независим в своих убеждениях и поступках. В последние годы своей хозяйственной и советской работы доходил даже до того, что конфликтовал с обкомом. Ему настойчиво предлагали как коммунисту возглавить группу депутатов-коммунистов в областном Совете (в 90-м году КПСС создавала свои фракции в местных Советах), но он отказался, считая, что председатель Совета не может возглавлять фракцию.Это был смелый по тем временам шаг. Кроме того, Иванченко вообще был против вмешательства партии в хозяйственные вопросы. (Помнится, это было излюбленной темой внутренней критики в КПСС.)

В сознании сторонников Иванченко он остается человеком, который держал область “крепко”. Было в этом что-то андроповское, не в смысле “чисток”, а в смысле “крепости”. Ростовская область была стабильным регионом и отзывалась без энтузиазма на реформаторский пыл Москвы. С Горбачевым Иванченко был знаком по работе в сельхозмашиностроении с 1980 года и относился к нему без симпатий, считая, что тот ведет страну к развалу. С идеологами российских реформ Иванченко расходился во взглядах на методы реформирования.

Москва к нашему региону тоже теплых чувств не питала. Ростовская область считалась консервативной. И было за что. В крупнейшем аграрном регионе создание крестьянских и фермерских хозяйств шло медленно. Москва говорила о том, что область сдерживает земельную реформу. Верховный Совет РСФСР назначил депутата Е. Тарасова координатором земельной реформы в Ростовской области, наделил его правом контроля. В июне 1991 года Тарасов обвинял Иванченко и предисполкома Бородаева в сдерживании реформ на селе. Зато председатели колхозов и прочие руководители села были на стороне Иванченко. Агропромышленное лобби Юга России — одно из мощнейших в республике. Иванченко всегда чувствовал поддержку руководителей села, а значит и всех селян, и отвечал взаимностью. Это ему очень помогло на выборах в Федеральное Собрание в декабре 1993 года.

Управление регионом всегда строилось в основном за счет тех ресурсов и полномочий, которые удавалось отвоевать у Москвы. Основная борьба за полномочия между Центром и регионами развернулась позже (да и полномочия регионов выглядели больше даром Москвы, чем плодом борьбы). А вот за ресурсы надо было биться серьезно, и Иванченко, по его собственным заявлениям и по воспоминаниям многих, делал это. В его стиле было активно “отстаивать интересы территории”. Вспоминается рассказанный имэпизод. Когда по всему Союзу пошла первая мощная волна шахтерских забастовок, Совет Министров пошел на уступки шахтерам, Рыжков подписал постановление о финансировании отрасли. Ростовские шахты не бастовали, их уговорило не бастовать областное руководство. А раз не бастовали, то и в постановлении Рыжкова, в списке дотируемых шахт, ростовских не было. Приведу фрагмент стенограммы моей беседы с Л. Иванченко:
“Я на второй день был в Совете Министров у Власова и сказал, что если вы хотите, чтобы завтра все ростовские шахты остановились, я вам обещаю: завтра они остановятся. “Леонид, не надо ничего, мы все поняли. Это техническая ошибка”. Моментально он вызвал помощника, Ростовскую область включили в этот список. Я не ушел из его апартаментов, пока мне не позвонили и не сказали, что телеграмма с красным околышком (т. е. правительственная. — А. М.)
уже в Ростове”.
Один из козырей Иванченко — борьба с Москвой за сокращение вывоза сельхозпродуктов из Ростовской области. Республику надо кормить, поэтому еду забирали у тех, кто ее производил. Ростовская область для Москвы была, да и остается, одним из крупнейших регионов, производящих еду, но там (в Ростовской области) сидел упрямый Иванченко и не хотел эту еду отдавать. Упрямство и непокорность, подкрашенные оппозиционными взглядами, сослужили Леониду Иванченко двоякую службу — породили нелюбовь Москвы и любовь консервативного и зажиточного донского села.

Правление Иванченко не сводилось к борьбе с Центром. В Ростове он был инициатором крупной реконструкции инженерных инфраструктур, по его инициативе разрабатывалась проектно-сметная документация на строительство в Ростове метро, выбивались деньги в Министерстве транспорта. Строительство первой очереди метро должно было начаться в 1992 году и закончиться в 2005. В июне 1991 года в Ростове была создана Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа, ныне возглавляемая Н. Пивоваровым. Активным организатором, а потом старостой Ассоциации был Иванченко.

Еще с апреля 1991 года Леонид Иванченко вместе со своим консультантом по экономическим вопросам Александром Кочергиным разрабатывали механизм перевода экономики области на рыночные рельсы. Сессия облсовета в июле 1991 года решила в порядке эксперимента приватизировать 10-15% предприятий торговли и общепита — еще до принятия соответствующих республиканских программ. Эти два обстоятельства Леонид Иванченко любит вспоминать, когда его обвиняют в том, что он противостоит экономическим реформам.

Конечно, он был реформатором, но в своем роде; выступал за управляемые, жестко контролируемые, социально-ориентированные реформы. Иванченко называл себя сторонником планово-директивного механизма перехода к рынку. Эта позиция широко распространена и популярна в определенных слоях общества. Ее придерживаются представители наиболее серьезной коммунистической оппозиции. Сам Иванченко давно знаком с Зюгановым, отзывался о нем как о трезвомыслящем человеке.

Исторически, однако, возобладала и была реализована другая точка зрения на реформы. Возможно, это закалило Иванченко как политика, сделало его опытным оппозиционером.

Кульминацией в политической биографии Леонида Иванченко стал путч 1991 года. 19 августа президиум областного Совета под председательством Иванченко принял решение № 100. Отмечалось, что ЧП в Ростовской области не введено. Было решено направить все усилия на стабилизацию экономики, поддержание порядка и дисциплины, пресечение распространения провокационных слухов и действий, влекущих за собой нарушение общественного порядка. Президиум облсовета, учитывая нестабильную обстановку в стране и особую значимость народнохозяйственного комплекса области, не поддержал идею проведения бессрочной забастовки. А идея эта принадлежала Ельцину.

Заседание президиума закончилось быстро — как писал 21 августа “Молот”, “из-за отсутствия к тому времени официальных документов, разъясняющих происходящее”. Председатель облсовета Л. Иванченко направил в ВС РСФСР и ВС СССР телеграммы “с настойчивой просьбой о срочном выражении позиции ВС СССР и РСФСР”.

Тем же решением № 100 была создана оперативная группа под председательством Иванченко, куда вошли также предисполкома Бородаев и областные руководители силовых структур. Сам Иванченко потом оправдывался тем, что группа была созданадля координации действий при возможном введении в Ростовской области ЧП. По другой версии, группа была создана “для коррекции действий по реализации решений на случай введения в области чрезвычайного положения”. По третьей версии, группа вообще сначала называлась комиссией по чрезвычайной ситуации. Так или иначе, эту группу окрестили “местным ГКЧП”.

Вторым злодеянием, которое вменялось в вину Иванченко и Бородаеву, считали укрытие ими информации об обращениях и указах президента Ельцина и ВС РСФСР. Действительно, некоторые данные позволяют предполагать, что информация о борьбе Ельцина с ГКЧП и его указах была в облсовете уже вечером 19 августа. Предисполкома Бородаев 20 августа сообщал в Москву, что документы президента получены накануне и приняты меры по их доведению до населения. 22 августа Иванченко телеграфировал государственному инспектору Махарадзе, что чрезвычайный комитет в области не создавался, зампреду Совмина РСФСР Лобову — что указы президента РСФСР и другие документы российских властей доведены до населения, опубликованы в ряде газет. В подшивках местных газет, выходивших в дни путча, российских официальных документов я не нашел.

В октябре 1991 года в “Комсомольце” Л. Иванченко признал следующие ошибки, выявленные комиссией облсовета:
“Президиум областного Совета не добился получения оперативных указаний республиканских органов власти, принял в этих условиях решение, где есть ссылки на Указ о чрезвычайном положении, а при получении республиканских документов не отменил принятое решение и не принял новое решение президиума”. (“Комсомолец”, 25 октября 1991 года.)
Говоря о созданной им в дни путча оперативной группе, Иванченко подчеркивал, что группа никаких полномочий не получила, никаких решений не принимала, т. к. ЧП в области введено не было.

Вопрос о том, поддержал ли Леонид Иванченко ГКЧП, с юридической точки зрения остался без ответа, а потому решается по мере пристрастий. Лично я думаю, что вряд ли Леониду Иванченко импонировал Янаев с дрожащими руками, и в этом смысле Иванченко ГКЧП не поддерживал. Однако некоторые положения документов ГКЧП, насколько я могу судить, вполне соответствуют взглядам Иванченко. Но самое главное: он не скрывал своего неприятия Горбачева и Ельцина. Во время путча он был не за Янаева, но, конечно, и не за Горбачева с Ельциным.

Но мало судить о личной позиции чиновника, он ведь был еще облечен властью и принимал руководящие решения, которые можно сравнить с другими руководящими решениями. Президиум ростовского горсовета, к примеру, 19 августа тоже призывал горожан к спокойствию, но признал действие Конституций СССР и РСФСР. Надо отметить, что 19 августа руководство горсовета было в своих действиях более осторожным, чем об этом говорилось потом, но все же пункт о признании юрисдикции российских властей обеспечил руководству горсовета хорошие характеристики.

Решение президиума облсовета и решение президиума горсовета нельзя назвать документами политических или гражданских противников, это было бы даже смешно. Отличия этих документов незначительны и не делают их политически полярными. Но они решили судьбы: председатель горсовета В. Чуб стал губернатором области, а председатель облсовета Л. Иванченко был освобожден от должности. Хотя объяснять отставку Иванченко одним лишь злополучным решением № 100 было бы слишком просто.

Во время и после путча концентрация политических событий в Ростове была невиданно высокой. 21 августа В. Зубков, бывший доверенным лицом Б. Ельцина на президентских выборах, отправил в Москву телеграмму:
“Глубокоуважаемый Борис Николаевич

настоящим сообщаю течение трех дней смуты России ростовская областная администрация определилась в пользу ГКЧП СССР тчк

первый день зпт 19 августа сего года председатель областного совета народных депутатов РСФСР Иванченко создал в области структуру ГКЧП своим руководством в составе начальника прокурора... (в тексте технический брак; следует, видимо, вместо “прокурора” читать “УГБ”. — А. М.) области Кузнецова зпт председателя исполкома Бородаева зпт прокурора области Паничева зпт начальника УВД области Фетисова тчк

ходе путча накладывался запрет размножение указов президента зпт руководства России на ксероксах тчк

настоящее время указанные лица мимикрируют пытаясь представить себя вашими сторонниками тчк

сообщаю изложенное дополнение ранее представленной информации тчк

своевременно... (видимо, пропущено слово “уведомлены”. — А. М.) указанных фактах помощник вице-президента РСФСР Царегородцев зпт сотрудники комитетов верховного совета России зпт народный депутат СССР Зубков 2108”.
22 августа состоялось совместное заседание облсовета и облисполкома, на котором с информацией выступил председатель постоянной комиссии облсовета по соцзаконности И. Пятигорец. Было отменено решение № 100 “О первоочередных мерах в связи с введением ЧП в отдельных регионах страны”.

23 августа группа российских депутатов направила в Москву письмо, написанное от руки на бланке народного депутата РСФСР:
“В Президиум Верховного Совета РСФСР.

Во исполнение вашего распоряжения, Указа Президента РСФСР о смещении руководителей, дискредитировавших занимаемые ими посты своим сотрудничеством с хунтой, и для того, чтобы Указ Президента был исполнен справедливо, предлагаем сместить товарища Иванченко Леонида Андреевича, председателя Ростовского областного Совета народных депутатов, возглавлявшего Комитет. (Председатель Ростовского облисполкома тов. Бородаев В.В. уже отстранен Указом Президента РСФСР № 70 от 21 августа 1991 года.)
Мостовой, Мягких, Погорелов, Тарасов, Сидоренко”.
На письме стоит резолюция, по-видимому Хасбулатова: “т. Жукову, т. Куликову. Д/подготовки решения ПВС 23.08.91”.

24 августа открылась внеочередная сессия облсовета. Председательствовал Иванченко. Положение его уже было неустойчивым, но он боролся. В тот день, кстати, на сессии выступил первый секретарь ростовского обкома КПСС Суслин и объявил о передаче здания обкома для нужд ростовчан. Заявление было сделано почти одновременно с подписанием Ельциным указа о национализации имущества компартии. Все удивлялись.

27 августа сессия продолжила работу под председательством Иванченко, но потом депутаты-демократы А. Куликов и Б. Вачаев передали в президиум полученное по факсу постановление Президиума ВС РСФСР от 23 августа, первый пункт которого гласил:
“За поддержку антиконституционной деятельности так называемого ГКЧП, нарушение Конституции и законов РСФСР, невыполнение указов Президента РСФСР, направленных на пресечение государственного переворота, освободить от должности председателя Ростовского областного Совета народных депутатов товарища Иванченко Л. А.”.
Первоначально в проекте постановления ПВС сессии облсовета предлагалось рассмотреть вопрос об освобождении, но потом формулировка стала более определенной: “освободить”. По закону Президиум ВС РСФСР не мог этого делать, но сделал по праву победителя. Существует стенограмма заседания ПВС с записью дискуссии Хасбулатова и Шахрая, которые обсуждали, как сделать формулировку о снятии юридически более приемлемой.

Депутаты областного Совета весть о снятии своего председателя сначала восприняли, мягко говоря, неоднозначно. Но им намекнули, что и весь облсовет могут под горячую руку посчитать реакционным и разогнать. Тогда депутаты “приняли к сведению информацию” об отставке своего председателя при 4 голосах “против” и 6 “воздержавшихся”. И лишь где-то через месяц депутаты стали сокрушаться: как же так, а считается, что с Дона выдачи нет.

Иванченко Леонид Андреевич , заместитель председателя политбюро Всероссийской коммунистической партии будущего (ВКПБ), бывший депутат Государственной думы РФ (1995-1999, 1999-2003, 2003-2007), бывший депутат Совета Федерации (1993-1995), бывший заместитель председателя ЦК КПРФ, бывший председатель Ростовского областного Совета народных депутатов.

Родился 9 июня 1942 в Ростове-на-Дону, русский. Отец Андрей Никитович, рабочий Ростсельмаша, погиб в Великую Отечественную войну. Мать Иванченко Мария Афанасьевна.

Образование:
В 1960 году окончил Ростовский радиотехнический техникум.
В 1969 ггоду окончил Ростовский институт сельхозмашиностроения по специальностям
"техник-технолог" и "инженер-механик".
В 1984 году окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС.
Доктор экономических наук. Профессор Ростовского университета.
Владеет английским языком. Может читать и переводить литературу с немецкого языка.

Профессиональная деятельность:
В 1964 вступил в КПСС.
С 1960 по 1961 год - техник, старший техник-конструктор военного завода п/я 114 ПО (производственное объединение) "Горизонт" в Ростове-на-Дону.
С 1961 по 1964 год служил в армии.
С 1965 по 1972 год - старший техник, инженер-конструктор 1-й категории ПО "Горизонт".
С 1972 по 1973 год - заместитель секретаря парткома ПО "Горизонт".
С 1973 по 1976 год - заведующий промышленно-транспортным отделом Октябрьского районного комитета КПСС (Октябрьский район Ростова-на-Дону).
С 1976 по 1978 год - второй секретарь Октябрьского РК КПСС.
С 1979 по 1980 год - председатель Октябрьского райисполкома.
С 1980 по 1982 год - заведующий отделом сельскохозяйственного машиностроения Ростовского обкома КПСС. Был членом бюро Ростовского обкома КПСС.
В 1984 году - заведующий отделом торговли и бытового обслуживания Ростовского обкома КПСС.
С 1984 по 1986 год - председатель исполкома Ростовского-на-Дону городского совета народных депутатов.
С 1980 по 1985 год избирался депутатом Верховного Совета РСФСР.
С 1986 по 1988 год - секретарь Ростовского обкома КПСС.
С 1988 по 1989 год - второй секретарь Ростовского обкома КПСС.
С 1989 по 1990 год - председатель Ростовского облисполкома.
в 1990 году - избран народным депутатом РСФСР по Ростовскому округу № 66.
в 1990 году - избран депутатом Ростовского областного Совета народных депутатов, а вскоре - председателем Ростовского областного Совета.
В 1992 году оставаясь депутатом двух уровней, стал генеральным директором Ростовского АО "Светлана".
В 1992 году входил во Фронт Национального спасения (ФНС), был председателем областного общественного Комитета в защиту Конституции, членом оргкомитета (затем исполкома) областной организации Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ).
В 1993 году - избран членом Центрального исполнительного комитета (ЦИК) КПРФ.
В 1993 году - внесен одновременно в списки кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ от избирательных объединений "Отечество", не собравшего подписей (под № 146) и КПРФ (№ 15), но затем предпочел баллотироваться в верхнюю палату парламента.
С 1993 по 1995 год - депутат Совета Федерации по двухмандатному Ростовскому избирательному округу № 61.
С 1994 по 1995 год был членом Комитета СФ по вопросам экономической реформы, собственности и имущественных отношений. В Совете Федерации входил в оппозиционную депутатскую группу "Конструктивное сотрудничество", был руководителем депутатской группы коммунистов.
В 1995 году на III съезде КПРФ избран членом ЦК КПРФ и введен в состав Президиума ЦК.
С 1995 по 1999 год - депутат Государственной Думы РФ второго созыва по списку КПРФ (Кубанско-Донская региональная группа).
в 1996 году в результате "пакетного" голосования стал председателем Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике. Входил во фракцию КПРФ.
в 1996 году баллотировался на пост главы администрации Ростовской области от Народно-патриотического союза России (НПСР), выборы проиграл действующему главе администрации Владимиру Чубу, получив 31,73% голосов избирателей (Чуб - 62,05%). Пытался в судебном порядке опротестовать постановление избиркома Ростовской области о результатах выборов, но Ростовский областной суд отказал в иске. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оставила решение областного суда без изменения.
В 1997 году на пленуме ЦК КПРФ избран членом Президиума ЦК КПРФ.
В 1999 году - включен в общефедеральный список избирательного объединения КПРФ (№ 1 в Кубано-Донской региональной группе) для участия в выборах в Государственную Думу РФ третьего созыва.
С 1999 по 2003 год - депутат Государственной Думы РФ третьего созыва по списку КПРФ. Вошел во фракцию КПРФ.
В 2000 году в результате "пакетного соглашения" возглавил Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике.
В 2000 году на пленуме ЦК КПРФ был избран членом Президиума ЦК КПРФ, заместителем председателя ЦК.
В 2001 году подписал обращение "сорока трех" "Остановить "реформы смерти" (обращение было опубликовано в газете "Советская Россия" 14 августа 2001).
В 2001 году - зарегистрирован кандидатом на пост главы администрации Ростовской области на выборах 23 сентября 2001. Был поддержан КПРФ.
В 2002 году ушел с поста первого секретаря Ростовского обкома КПРФ из-за резко возросшего объема работ в ЦК КПРФ.
В 2002 году в результате перераспределения постов руководителей комитетов Государственной думы между фракциями лишился поста председателя комитета по делам Федерации и региональной политике.
В 2003 году - включен в общефедеральный список избирательного объединения КПРФ под № 1 в "Кубанско - Донскую" группу списка для участия в выборах в Государственную Думу четвертого созыва.
С 2003 по 2007 год - депутат Государственной Думы РФ. Вошёл во фракцию КПРФ. Заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике.
В 2004 году прошел альтернативный пленум ЦК КПРФ, на котором 92 человека проголосовали за отставку Зюганова и его заместителей из-за "неоднократных попыток расколоть движение и парализовать его деятельность". Иванченко принял участие в пленуме и проголосовал за отставку Зюганова.
В 2004 году прошел 10 отчетно-выборный съезд КПРФ. На вечернем пленуме ЦК, проведенном сторонниками Зюганова после завершения съезда партии, он был вновь избран председателем центрального комитета КПРФ.

Член общественного совета печатного органа КПРФ газеты "Правда России".
Награжден орденом "Знак Почета", медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина".
Автор учебных пособий по теории и практике менеджмента и программно-целевому планированию. Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд».
Увлекался художественной фотографией, занимал призовые места на фотовыставках.
Любит Шекспира. Увлекается волейболом.

Женат, имеет дочь.
Жена Иванченко (урожденная Левашева) Наталья Алексеевна 1941 г. р. Дочь Иванченко Юлия Леонидовна 1973 г. р., экономист.

Штрихи к портрету:
1991| Во время попытки государственного переворота ГКЧП занял в первый день выжидательную позицию, а 20 августа 1991 вместе с президиумом областного Совета поддержал ГКЧП и учредил приказом № 100 от 20 августа 1991 Ростовский комитет по чрезвычайному положению из членов президиума и руководителей силовых структур. После событий на сессии облсовета был отстранен от должности с обвиненями в пособничестве ГКЧП. Уголовное дело, возбужденное против Иванченко, было в 1992 закрыто.

2001| В 2001 году в адрес облизбиркома поступило заявление бывшего соратника Иванченко по местному отделению "Народно-патриотического союза России" (НПСР) Владимира Титаренко. Незадолго до этого они оба были сопредседателями донского НПСР, но потом разругались, и Титаренко был отстранен от руководства союзом. В заявлении, в частности, говорилось: "В штабе Иванченко Л.А. были трудности по сбору подписей в поддержку на должность кандидата в губернаторы Ростовской области. Штабом было принято решение пойти на фальсификацию сбора подписей, использовав паспортные данные избирателей, полученные при сборе подписей на прошлых выборах. Специальная группа людей фальсифицирует росписи избирателей..."
Облизбирком тщательно проверил подписные листы Иванченко. В ходе опросов выяснилось, например, что некоторые не только отдавали Иванченко свои подписи, но заодно расписывались и за родственников. В ряде случаев граждане вообще отказались признавать собственные автографы. Проверка, как сообщили в облизбиркоме, выявила многочисленные факты фальсификации подписных листов. Поскольку количество
недостоверных подписей превысило установленную областным законом максимальную планку в 10%, Иванченко было отказано в регистрации, а документы, свидетельствующие о фальсификации подписных листов, были переданы в прокуратуру. (Время новостей, 29 августа 2001).

2001| Ростовская областная прокуратура возбудила уголовное дело против некоторых членов инициативной группы Иванченко по подозрению в фальсификации подписей избирателей.
(РИА "Новости", 3 сентября 2001)

2001| В сентябре 2001 года Центральная избирательная комиссия России поручила Ростовскому облизбиркому совместно с правоохранительными органами "безотлагательно провести проверку" по жалобе Иванченко, которому было отказано в регистрации кандидатом на пост губернатора. В ходе обсуждения жалобы Иванченко ЦИК пришел к выводу, что паспортно-визовая служба органов внутренних дел области, к которой Ростовский избирком обращался за помощью при проверке подписей, в ряде случаев представила двойные данные: в местный избирком поступили сведения, что ряд подписей не являются подлинными, а представителям Иванченко их подлинность подтвердили.
(Газета.ру, 6 сентября 2001)

2004| В 2004 году Иванченко заявил, что в преддверии отчетно-выборного съезда партии была начата кампания по исключению из ее рядов целого ряда первых секретарей региональных организаций, выступающих с критикой в адрес лидера партии Геннадия Зюганова. По его словам, он и сам стал жертвой подобной "обструкции" - бюро ростовского обкома КПРФ рекомендовало первичной организации рассмотреть вопрос о его исключении из партии.(Интерфакс, 30 июня 2004)

2004| В начале работы съезда сторонники Семигина покинули его, чтобы принять участие в альтернативном съезде КПРФ, на котором лидером партии был избран губерантор Ивановской области Владимир Тихонов. Иванченко стал его заместителем.
(РИА "Новости", 3 июля 2004)

2004| В 2004 году зампред ЦК КПРФ Иван Мельников заявил, что фракция коммунистов должна изгнать семерых своих членов за участие в "семигинских акциях": Иванченко, Александра Куваева, Альберта Макашова, Николая Бенедиктова, Владимира Казаковцева, Елену Драпеко, Нину Останину.
(Ведомости, 22 июля 2004)

Контакты:
Тел. в Госдуме: 692-97-75
Факс в Госдуме: 692-93-71
Кабинет: 823 (новое здание)

Иванченко, Леонид Андреевич

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго (1995-1999) и третьего (с декабря 1999 г.) созывов, член фракции КПРФ, член Комитета по делам федерации и региональной политике Государственной Думы третьего созыва; родился 9 июня 1942 г. в г. Ростове-на-Дону; окончил Ростовский радиотехникум в 1960 г., Ростовский институт сельскохозяйственного машиностроения в 1969 г., АОН при ЦК КПСС в 1984 г., кандидат экономических наук, профессор; работал на оборонном предприятии, прошел путь от техника до ведущего конструктора; с 1972 г. - в партийных и советских органах Октябрьского района г. Ростова-на-Дону; 1980-1982 - заведующий отделом Ростовского обкома КПСС; 1984-1986 - председатель Ростовского горисполкома; 1986-1989 - секретарь, второй секретарь Ростовского обкома КПСС; с 1989 г. - председатель Ростовского облисполкома; 1990-1991 - председатель Ростовского областного Совета народных депутатов; 1991-1993 - генеральный директор АО "Светлана" (г. Ростов-на-Дону); в течение 15 лет по совместительству преподавал в вузах Ростова-на-Дону и в системе подготовки кадров для партийных и советских органов; является заведующим кафедрой менеджмента ростовского филиала Московского государственного университета коммерции; в 1985 г. был избран депутатом Верховного Совета РСФСР; 1990-1993 - народный депутат РФ, работал в различных комитетах Верховного Совета РФ, входил в депутатскую фракцию "Коммунисты России"; в 1993 г. был избран депутатом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, являлся членом Комитета по вопросам экономической реформы, собственности и имущественным отношениям; в Государственной Думе второго созыва являлся председателем Комитета по делам федерации и региональной политике; депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва был избран по федеральному списку избирательного объединения КПРФ; с начала 2000 г. возглавлял Комитет по делам федерации и региональной политике, освободил этот пост в апреле 2002 г. после изменения пакетного соглашения между фракциями о разделе руководящих постов в комитетах; был председателем Ростовского областного общественного комитета в защиту Конституции, членом исполкома областной организации КПРФ; член общественного совета печатного органа КПРФ - газеты "Правда России"; член ЦК КПРФ с 1993 г., член Президиума ЦК КПРФ с 1995 г.; первый секретарем Ростовского обкома КПРФ, председатель Ростовского областного отделения общероссийского общественного движения "Народно-патриотический союз России", член Координационного совета НПСР; автор учебных пособий по теории и практике менеджмента и программно-целевому планированию; награжден орденом "Знак Почета", медалью "За доблестный труд"; женат, имеет дочь; увлечения: музыка, художественная фотография.

В августе 1991 г. по постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР, обвинившему Л. Иванченко в пособничестве ГКЧП, был освобожден от обязанностей председателя Ростовского областного Совета народных депутатов. В декабре 1991 г. Верховный Совет снял с него обвинения и отменил ранее принятое постановление. В начале 1992 г. из-за несогласия с проводимой Правительством РФ экономической политикой Л. Иванченко обратился на сессии к депутатам областного Совета с просьбой об освобождении его от должности председателя Совета, которая была удовлетворена.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Иванченко, Леонид Андреевич" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иванченко. Леонид Иванченко Дата рождения: 9 июня 1942(1942 06 09) (70 лет) Место рождения … Википедия

    Леонид Иванченко Дата рождения: 9 июня 1942 года Место рождения: Ростов на Дону … Википедия

    - … Википедия

    Содержание 1 Известные носители 1.1 А 1.2 Г 1.3 Е … Википедия

    В этой статье представлен список председателей комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. После имени указывается принадлежность к депутатскому объединению. После даты избрания или освобождения от должности… … Википедия