Стилизация и трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы. Стилизация в декоративно-прикладном искусстве Режим работы выставки

20.06.2020

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Томторская средняя общеобразовательная школа им.Н.М.Заболоцкого» Оймяконского района

Стилизация в декоративно-прикладном искусстве

с.Томтор, 2015 г.

ВВЕДЕНИЕ

Метод художественной стилизации в русской культуре впервые был широко использован членами Мамонтовского кружка в конце XIX века. Как учебная дисциплина предмет «Стилизация» был привнесен в Строгановское училище непревзойденным мастером этого метода - М.А. Врубелем, который в 1898 году был приглашен для преподавания новых предметов - «Стилизация растений» и «Упражнения в стилизации» . С тех пор этот курс входит в учебные программы художественных учебных заведений, являясь частью курса композиции.

Мотивы, элементы орнамента, которые используются для украшения, являются предметомстилизации . Термин «стилизация», по определению в БРЭ, трактуется как «декоративное обобщение форм с помощью ряда условных приемов, упрощения и обобщения рисунка и абриса, объемных и цветовых отношений». В декоративном искусстве стилизация - закономерный способ ритмической организации целого, наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором благодаря ей объект изображения становится мотивом узора. В станковое искусство стилизация вносит черты повышенной декоративности. Другое значение стилизации - намеренная имитация художественного стиля - характерно для искусства и культуры определенной социальной среды, удожественного течения, жанра, автора и т. д. Часто встречается стилизация, использующая формы прошлого, стилизация современных форм в дизайне и прикладном искусстве. Например, во второй половине XVII и первой половине XVIII в. в Европе были популярны восточные стилизации, особенно под Китай и Японию (росписи тарелок в японском стиле, точное воспроизведение форм, силуэтов и пропорций сосудов, характерных для Китая и Японии). Яркий образец восточных стилизаций в нашей стране - китайский дворец в Ораниенбауме, построенный архитектором А. Ринальди для Екатерины II в 1762-1768 гг. Другая сфера стилизации - парковое искусство - павильоны, мостики, беседки в «китайском стиле». В России в 1890-1900 гг. результатом пристального внимания к народной культуре стали стилизации в русском стиле в архитектуре (наиболее известные - теремок в Талашкине, здание Исторического музея в Москве), появление стилизованной мебели и целых интерьеров в «русском стиле».

Декоративное искусство использует мотивы или элементы, почерпнутые из фауны, флоры, подсказанные очертаниями геометрических фигур или окружающих предметов. Художник отбирает эти мотивы сообразно с определенной декоративной системой и распределяет декор в зависимости от украшаемой поверхности и желаемого эффекта.

История декоративно-прикладного искусства показывает, что мотивы природы - преобразованный животный и растительный мир, мы находим в различных видах декоративного искусства: вышивке, росписях, текстильном и резном орнаменте. При этом мотивы природы в зависимости от национальных традиций, особенностей развития производства, сложившихся эстетических и художественных взглядов могут сильно изменяться.

Орнаментальные мотивы могут быть приближены к реалистическому изображению или быть сильно стилизованными.

Первой, начальной стадией осмысления природных мотивов, первой творческой фиксацией являются натурные зарисовки, в основе своей уже подчеркивающие и заостряющие характерные признаки.

Выполняя зарисовки природных форм, надо не слепо копировать природу, а изучать, находить в натуре мотивы и формы, способные пробудить творческое воображение и игру фантазии, что послужит толчком к созданию художественного произведения.

Психологи, занимающиеся изучением творческой деятельности в области искусства, особое значение придают подготовительному процессу, за которым следует период вынашивания и обработки творческих идей .

Любой творческий процесс всегда связан с определенными художественными обобщениями, абстрагированием, выявлением общих признаков, свойств предметов. Художественное обобщение, в свою очередь, может идти по пути изобразительному и неизобразительному, опосредованному, через эмоциональные ассоциации. Изобразительный путь обобщения характерен для тех случаев, когда конкретно-предметный образ природного мотива сохраняется в натурной зарисовке несмотря на большую или меньшую условность изображения. Неизобразительный путь художественного обобщения требует от художника способности к абстрагированию и ассоциативному мышлению.

Очень часто природные формы подвергаются активной переработке, что приводит к утрате изобразительных черт и превращению в условный орнаментальный образ, то есть к абстрактным сочетаниям ритмически организованных линий, пятен, форм. Но и в этом случае орнаментальный образ должен иметь хотя бы отдаленное сходство с первоисточником в части пластических и структурных особенностей.

При работе над зарисовками природных форм необходимо выбрать нужные объекты, наиболее удачную точку зрения, а в некоторых случаях, например, вскрыть, разрезать плод надвое для выявления наиболее характерных пластических свойств, выявить главное, отбросить все случайное, второстепенное, вычленить отдельные формы и группировку частей целого. Таким образом происходит видоизменение природного мотива, выявляются условные декоративные качества, что усиливает его эмоциональное воздействие.

Трансформация природных мотивов в орнаментальные и декоративные преследует прежде всего эстетические цели,нонемаловажным является и то, что мотив необходимо сделать удобным для выполнения в той или иной технике и материале. Так, один материал требует декора с преобладанием линейного рисунка (например, декоративная кованая решетка, техника филиграни), другой- объемного (керамика) или рельефного (резьба) и т. д.

Таким образом, стилизация - это видоизменение, переработка природного мотива, что достигается художественным обобщением, отбрасыванием подробностей, «выпрямлением» линий контура, цель которой - сделать мотив более понятным для зрителя, а иногда облегчить его выполнение для художника.

Границы стилизации находятся в пределах между точным воспроизведением формы и крайней степенью ее упрощения. Например, товарные знаки, знаки дорожные, имеют, как правило, очень лаконичную форму, что позволяет их острее воспринимать и надолго запоминать, не очень привлекательный образ новым, в котором акцентируются главные, характерные и узнаваемые черты, основные пропорции и силуэт.

Кроме того, художнику приходится считаться с местом, обрамлением, ограничивающим поле его работы, вынуждающим подчас видоизменять какие-либо элементы декоративного мотива.

Творческий процесс работы над зарисовками природных мотивов - это сложный процесс переосмысления художником природы, процесс сугубо внутреннего, индивидуального восприятия.

Художник создает свой новый фантастический мир, которого нет в действительности, но все в нем имеет свой прообраз в окружающей нас природе .

Таким образом, в процессе стилизации важно:

- отобрать существенные характеристики;

- использовать прием гиперболизации (т.е. преувеличение, выделение какого-то одного, но индивидуального качества объекта) отдельных элементов;

Отказаться от второстепенных, маловыразительных деталей;

Создать органическое единство орнамента и пластической формы.

Разработка орнаментального мотива может основываться не только на характеристиках природной формы, но и в значительной степени на представлении художника, его интуиции, воображении и фантазии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Большинство практических заданий выполняются в графике, так как она больше способствует развитию аналитического мышления, освоению методики выполнения стилизованных изображений.

Задание 1. ПРИРОДНЫЕ ТЕКСТУРЫ

Мотивы природы могут представлять самостоятельную художественную ценность, необходимо только научиться видеть орнаментальность в самых простых объектах. Студентам предлагается выбрать наиболее доступные для изучения и зарисовок формы органического и неорганического мира: раковины, камни, кристаллы, листья растений, древесная кора, перья птиц, кожа и т.д. (по необходимости можно пользоваться лупой или микроскопом).

Важным является внимательное изучение и акцентирование внимания на декоративных свойствах выбранных изображаемых объектов. Затем необходимо выбрать для каждой текстуры наиболее подходящие графические приемы: пуантель, штриховка, линия, пятно или сочетания этих приемов. На основе природных текстур организовать орнаментальные структуры. Расположить на формате АЗ в квадратах 7х7 см четыре изображения текстур и четыре изображения орнаментальных структур. Материал: черная тушь, перо (рис. 1-3).

Рис. 1. Зарисовки природных текстур

Рис. 2.

Задание 2. СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ФОРМ

Растительные формы

С помощью графических выразительных средств выполнить стилизованные изображения объектов растительного мира трав, цветов, ягод, листьев, поперечных срезов овощей, фруктов, деревьев и т.д. Сначала необходимо сделать зарисовки с натуры, выбрав наиболее удачную точку зрения. Зарисовки можно делать и с горшечных растений и сухих трав. При зарисовке обращать внимание на изучение структуры цветка, расположение и форму лепестков, листьев, их орнаментацию, на возможную гиперболизацию отдельных элементов, представляющих особый интерес в данном растении, на группировки, форму и орнаментацию листьев и декоративность растения в целом, а также выявление больших, средних и малых форм. Необходимо найти интересный ритмический строй выбранного растительного мотива. При этом можно изменять число изображаемых элементов, их размеры, расстояния между ними, наклоны, повороты (например, число листьев, цветов или плодов на ветке, их размеры).

Для придания выразительности пластическим свойствам природного мотива можно изменять пропорции отдельных элементов (удлинять или укорачивать их), деформировать саму форму. В процессе работы обратить внимание на выбор графических выразительных средств для трактовки природного мотива. Так, при линеарной трактовке использование тонких линий одинаковой толщины возможно в рисунках, тонких по орнаментике, небольшого масштаба. Толстые линии придают рисунку напряженность, активность. Рисунок с использованием линий разной толщины обладает большими изобразительными и выразительными возможностями. В том случае, когда необходимо добиться выразительности силуэта, используется пятновая трактовка мотивов. В линеарно-пятновой трактовке необходимо организовать пятна по силуэту и ритму, а линии связать с ритмом пятен в целостный графический образ. Таким образом, растительные формы могут трактоваться достаточно реалистично, условно или со свободной орнаментальной разработкой. Формат АЗ. .Материал: черная тушь, гуашь.

Рис. 3. Организованные природные формы.

Задание 3. СТИЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ НАСЕКОМЫХ

Стилизация изображений насекомых бабочек, жуков, стрекоз и т.д. Бабочки, стрекозы и жучки очень выразительны по силуэту, не говоря о богатстве цвета и разнообразии орнамента крыльев и туловища. Задание выполняется в графике и технике аппликации. Для выполнения аппликации можно использовать бумагу, окрашенную в простые и сложные цвета разной степени насыщенности и светлоты. Ставится задача предельного обобщения и лаконизма изображения насекомого, что приводит к плоскостному решению. Усиления декоративности можно добиться за счет условной разработки форм простыми геометрическими элементами.

В этом задании необходимо уделить особое внимание работе с цветом. Цветовое решение должно быть условным и декоративным. Стилизованные изображения бабочек можно представить в виде эскиза ювелирного украшения, например, брошь или кулон в технике филиграни (графическое решение) или перегородчатой эмали (работа с цветом), или представить в виде орнаментальной структуры. Формат АЗ. Материал: тушь, гуашь, цветная бумага (рис. 10-13).

Рис. 4. Натуральные зарисовки растений.

Рис. 6.

Рис. 7.

Рис. 8. Использование линий разной толщины.

Задание 4. СТИЛИЗАЦИЯ ФОРМ ЖИВОТНОГО МИРА

Стилизация изображений животных, птиц, рыб имеет некоторые особенности. Пластически преобразовывать можно очертания формы. Возможно утрирование деталей, нарушение пропорций для создания выразительного силуэта, упрощение формы о простой геометрической (прием условной геометризации формы), отличие от растительных форм возможности трансформации животных форм имеют определенные пределы, например, несмотря а различные преобразования, птица должна оставаться птицей, но го может быть не какая-то конкретная птица (ворона или цапля), а птица вообще, с набором типичных признаков - клювом, крыльями, хвостом.

Другая возможность стилизации - этостилизация внутренней орнаментации, т.е природной окраски и рисунка, ведь очертания перьев птиц, чешуя рыб, кожный покров других животных, представляет богатые возможности для орнаментации, необходимо только суметь выявить орнаментальную структуру поверхности.

При трансформации мотивов животного мира в орнаментальные (или декоративные) целесообразно объемную пространственную форму в большинстве случаев преобразовывать в плоскостную, для этого следуют избегать сложных ракурсов, перспективных сокращений, а животное или птицу изображать в самом информативном повороте.

При стилизации форм животного мира ставится задача предельного упрощения изобразительной формы в целом, приближения ее к простой геометрической форме (геометризация формы). Безусловно, что одни звери имеют более декоративный силуэт и характер поверхности, чем другие (например, жираф или зебра). Важно найти приемы, которые помогли бы вписать их формы композиционный строй условно плоского изображения. Более декоративной и интересной формы можно добиться гиперболизацией мотива или отдельных его элементов. У животных, например, в декоративном изображении можно увеличивать отдельные части тела: голову, глаза, уши, лапы, хвосты. С помощью гиперболизации выявляются самые интересные орнаментальные особенности животного, птицы или рыбы. Необходимо подчеркнуть пластическую характеристику формы.

Один мотив выполняется пятном, не расчлененным на части акцент делается на выразительном силуэте (рис. 14).

Для другого мотива можно выбрать линеарное решение контурная линия может быть одной толщины, а может быть и более свободной, живописной, или может представлять собой ряд мелких точек, штрихов, мазков (рис. 15).

В третьем мотиве акцент сделать на орнаментальной разработке формы (рис. 16-17). При переработке силуэта и орнамента животного или птицы необходимо стараться, чтобы доминировал дин из них. При выразительном силуэте орнамент может быть более сложным, или сам орнамент может читаться более четко, чем силуэт животного или птицы.

В декоративном искусстве правдивость в изображении может сочетаться с элементами мифическими. В результате мотивы приобретают черты сказочности, фантастичности. Выполнить изображения на формате АЗ. Материал: тушь, гуашь.

Рис. 9. Линеарная и пятновая трактовка мотивов.

Рис. 10. Геометризация форм.

Рис.13. Орнамент из стилизованных мотивов.

Рис. 14. Силуэт.

Задание 5. СТИЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ФОРМ

Декоративный натюрморт

В качестве мотивов могут использоваться не только формы флоры и фауны, но и предметные формы. При выполнении этого задания большую роль играет преобразование пространственной среды в плоскостную, сознательный отказ от передачи пространственных характеристик и перспективных сокращений, передачи объема. Предметы, составляющие натюрморт, могут более активно переосмысливаться и трансформироваться художником, поскольку предметы в натюрморте психологически легче видоизменять по сравнению с объектами растительного и животного мира. Предметы в декоративном натюрморте могут менять размеры, крупные можно сделать мелкими и, наоборот, можно, произвольно изменять количественный состав предметов, вводить новые, можно изменять место расположения, форму, цвет, то есть необходимо творчески интерпретировать и трансформировать предметы. Декоративности будет способствовать условно-плоский характер изображения, поэтому один из вариантов работы над натюрмортом предусматривает аппликативную трактовку. Другой вариант - разработка натюрморта в графике.

Каждая композиция выполняется в размере не более 15 см по большой стороне. Материал: черная тушь, гуашь (рис. 18-20).

Рис. 15. Линеарная трактовка мотивов.

Рис. 17. Линеарная и пятновая трактовка мотивов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных

изделий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.

2. Московская школа дизайна: Опыт подготовки дизайнеров в МВХПУ.

М.:ВНИИТЭ,1991.

3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его

преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 2002.

4. Трансформация природных форм в орнаментальные мотивы. / Сост.

В.Н.Козлов, Т.А.Журавлева, С.А.Малахова, М.Сильвицки: Учебное

пособие. - М.: Московский текстильный институт, 1980.

5. Художественное оформление текстильных изделий. / С.А.Малахова,

Т.А.Журавлева, В.Н.Козлов и др. - М.: Легпромбытиздат, 1988.

6. Чернышев О.В. Формальная композиция. - Минск: Харвест, 1999.

В качестве иллюстраций использованы работы студентов Намского педагогического колледжа технологии и дизайна Республики Саха (Якутия).

Место проведения

Кабинет председателя (Главное здание), Красная пл., д. 1

Режим работы выставки

  • 14 декабря 2016 – 3 апреля 2017
  • В соответствии с графиком работы музея
  • Билеты:

    По билету в музей

    Участники:

    Государственный исторический музей
    Государственный архив Российской Федерации
    Российская государственная библиотека
    Частная коллекция Ю.Д. Журавицкого (США)
    Частная коллекция Е.А. Малинко (РФ)
    Ювелирный дом Anna Nova

    Генеральный информационный партнер:

    Инновационный информационный партнер:

    Информационная поддержка проекта:

    Партнеры проекта:


    Театр "Клякса"

    Государственный исторический музей впервые представляет уникальную коллекцию бисерных произведений, а также других предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства первой половины XIX в. с цветочными и растительными мотивами и их символикой. На выставке демонстрируется около 100 экспонатов, интересных своей историей.

    Несмотря на относительную хронологическую близость и обилие документальных и иных свидетельств, культура первой половины XIX века остается малоизученной. Одним из наиболее интересных и сложных моментов этой культуры является символика цветов, базировавшаяся на отблесках барочной эмблематики, ампирных образах, а также на проникшей в конце XVIII века моде на восточный селам (язык цветов). Отголоски цветочного символизма существуют и поныне. Так, красная роза считается знаком любви, лилия - чистоты и непорочности. Однако богатство этого культурного феномена во многом остается скрытым. Экспозиция призвана продемонстрировать его многообразие современному зрителю.
    В первом зале выставки можно увидеть индивидуальный опыт обращения к флоральным мотивам, который будет представлен личными вещами императрицы Александры Федоровны. Это рукописный Blumensprache (язык цветов), которым она пользовалась, дневники с цветочными зарисовками, гербарий, письма императрицы к отцу и листы из альбома «Описание праздника «Волшебство Белой Розы», который был посвящен торжеству по случаю дня рождения Александры Федоровны в Потсдаме в 1829 году. В этой части экспозиции также представлены журналы и пособия, которые показывают популярность такого явления, как язык цветов.

    В зале демонстрируется видео, материалом для которого послужили стихотворения и поэмы Жака Делиля, Жуковского, Пушкина, Карамзина в которых, безусловно, нашел отражение язык цветов и цветочная символика.

    Второй зал организован по принципу усложнения композиций предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства и состоит из нескольких разделов.

    Первый раздел раскрывает значение отдельных растений, цветов и использование этих смыслов в декоративно-прикладном искусстве. Здесь расположены предметы с сольными мотивами и сопровождающими их пояснениями: розы, символа любви; колоса, связанного с модой на образ античной богини Цереры; незабудок, фиалок, смыслы которых были глубоко вплетены в культуру дворянского альбома; дуба, обладавшего маскулинным подтекстом и пр.
    Второй раздел демонстрирует предметы с цветочными композициями в оформлении и раскрывает образ и смысл гирлянды, букета, венка как символов благопожелания. Здесь же представлены акрограммы – зашифрованные цветочные послания в венках и букетах.
    Третий раздел включает предметы декоративно-прикладного искусства, в оформлении которых использовано сочетание цветов и различных атрибутов – лир, стрел, рогов изобилия, которые дополняют цветочные смыслы, вносят в них различные вариации.
    Последний раздел демонстрирует сочетание цветов, растений и мифологических персонажей, зооморфных, антропоморфных сюжетов.
    На выставке также представлены работы современного ювелирного дома Anna Nova, опирающегося на традиции искусства XIX века, а также предметы из частных коллекций Ю.Д. Журавицкого (вещи демонстрируются впервые) и Е.А. Малинко.

    Урок № 8. Рисунок с натуры

    Цели и задачи : Рисунок с натурыцветка со стеблем из гербария или копирование ботанического рисунка. Формат А4, карандаш, гелиевая ручка. Рисунок занимает ½ листа.

    Подача графическая.

    Домашнее задание: выполнение зарисовок растительных форм.







    Урок № 9. Силуэт

    Цели и задачи : Плоскостное изображение выбранного объекта. Передача характерных особенностей цветка. Отсекание лишнего и незначительного.

    Подача графическая (использование пятна).

    Формат А4, карандаш, тушь, фломастер, белая бумага. Рисунок занимает ½ листа.

    Домашнее задание: выполнение вариантов силуэтного решения растительных форм.

    Урок № 10. Трансформация формы предмета

    Цели и задачи: Изменение силуэтной формы предмета за счет изменения пропорций объекта:

    · относительно вертикальной оси (расширение, сжимание);

    · изменение пропорций предмета относительно горизонтальной оси (вытягивание, сплющивание);

    · изменение пропорций между основными конструктивными элементами внутри изображаемого объекта.

    Подача графическая (использование пятна и линии).

    Формат А4, кисть, фломастер, белая бумага.

    Домашнее задание: выполнение дополнительных вариантов трансформации растительных форм. Многообразие живой и неживой природы является неиссякаемым источником вдохновения для творческого человека. Только в контакте с природой человек познает ее красоту, гармонию и совершенство.

    Орнаментальные композиции, как правило, создаются на основе трансформации природных форм.

    Трансформация - изменение, преобразование, в данном случае декоративная переработка природных форм, обобщение и выделение существенных признаков объекта с помощью определенных приемов.

    Приемы декоративной переработки могут заключаться в следующем: постепенное обобщение формы, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение ее конструкции, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива и т.д.



    В декоративном искусстве в процессе трансформации формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, стремится выделить главное, наиболее типичное, отказываясь от второстепенных деталей.

    Трансформации природных форм должны предшествовать зарисовки с натуры. Исходя из реальных образов художник создает декоративные на основе творческого воображения.

    Задача художника никогда не сводится к простому украшательству. Каждая декоративная композиция должна подчеркивать, выявлять форму и назначение украшаемого предмета. Ее стилевое, линейное и цветовое решение основано на творческом переосмыслении натуры.

    Трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы

    Богатство растительного мира своими формами и цветовыми сочетаниями привело к тому, что растительные мотивы издавна заняли в орнаментике доминирующее положение.

    Растительный мир во многом ритмичен и орнаментален. Это можно проследить, рассматривая расположение листьев на ветке, прожилок на листе, лепестки цветка, кору дерева и т.д. При этом важно увидеть самое характерное в пластической форме наблюдаемого мотива и осознать закономерную связь элементов природного узора. На рис. 5.45 представлены зарисовки растений, которые хотя и передают их образ, но не являются абсолютной копией. Выполняя эти рисунки, художник прослеживает ритмические чередования элементов (веток, цветов, листьев), стремясь при этом выявить самое главное и характерное.

    Для трансформации природной формы в орнаментальный мотив необходимо сначала найти убедительный по своей художественной выразительности объект. Однако, обобщая форму, не всегда нужно отказываться от мелких деталей, так как они могут придать форме большую декоративность и выразительность.

    Выявлению пластических особенностей природных форм способствуют зарисовки с натуры. С одного объекта желательно сделать серию зарисовок с разных точек зрения и в разных ракурсах, подчеркивая выразительные стороны объекта. Эти зарисовки являются основой для декоративной переработки природной формы.

    Видеть и распознавать орнамент в любом природном мотиве, уметь раскрыть и отобразить ритмическую организацию элементов мотива, выразительно трактовать их форму - все это составляет необходимые для художника требования при создании орнаментального образа.

    Рис. 5.45. Натурные зарисовки растений

    Рис. 5.49. Трансформация растительного мотива. Учебная работа

    На рис. 5.49 представлены примеры работы над трансформацией растительной формы с использованием линейного, пятнового и линейно-пятново-го решения.

    Рассматривая особенности трансформации растительных форм в орнаментальные мотивы, следует отметить, что цвет и колорит природных мотивов также подлежит художественному преобразованию, а порой и кардинальному переосмыслению. Не всегда естественный цвет растения может быть использован в орнаментальной композиции. Растительный мотив может быть решен в условном цвете, заранее избранном колорите, в сочетании родственных или родственно-контрастных цветов. Возможен и полный отказ от реального цвета. Именно в этом случае он приобретает декоративную условность.

    Трансформация форм животного мира в орнаментальные мотивы

    Рисование с натуры животных и процесс трансформации их форм имеет свои особенности. Наряду с набросками с натуры существенным обстоятельством является приобретение навыков работы по памяти и по представлению. Нужно не копировать форму, а изучать ее, запоминать характерные черты, чтобы потом обобщенно изобразить их по памяти. Примером могут служить зарисовки птиц, представленные на рис. 5.50, которые выполнены линией.

    Рис. 5.50. Зарисовки птиц по памяти и по представлению

    Рис. 5.52. Примеры трансформации формы тела кошки в декоративный мотив.

    Учебная работа

    Предметом пластических переосмыслений животных мотивов может быть не только фигура животного, но и разнообразная фактура покрова. Нужно учиться выявлять орнаментальную структуру поверхности исследуемого объекта, чувствовать ее даже там, где она выступает не слишком ясно.

    В отличие от изобразительного искусства в декоративно-прикладном выявление типичного происходит по-ино-му. Черты конкретного индивидуального образа в орнаментике порой теряют свой смысл, они становятся лишними. Таким образом, птица или зверь конкретного вида могут превратиться как бы в птицу или зверя вообще.

    В процессе декоративной работы природная форма приобретает условный декоративный смысл; это часто связано с нарушением пропорций (важно четко представлять, для чего это нарушение допускается). Существенную роль в преобразовании природных форм играет образное начало. В результате мотив животного мира иногда приобретает черты сказочности, фантастичности (рис. 5.51).

    Пути трансформации животных форм такие же, как и растительных, - это отбор самых существенных характеристик, гиперболизация отдельных элементов и отказ от второстепенных, достижение единства орнаментального строя с пластической формой объекта и гармонизация внешней и внутренней орнаментальных структур объекта. В процессе трансформации животных форм также применяются такие выразительные средства, как линия и пятно (рис. 5.52).

    Итак, процесс трансформации природных форм можно разделить на два этапа. На первом этапе выполняют натурные зарисовки, выражающие точным, лаконичным графическим языком наиболее характерные особенности природной формы и ее фактурной орнаментации. Второй этап - это непосредственно творческий процесс. Художник, используя в качестве первоисточника реальный объект, фантазируя, перевоплощает его в образ, построенный по законам гармонии орнаментального искусства.

    Рассмотренные в данном параграфе пути и принципы трансформации природных форм позволяют сделать вывод о том, что важным, а может быть, и главным моментом в процессе трансформации является создание выразительного образа, преобразование реальности с целью выявления ее новых эстетических качеств.




    Урок № 11. Геометризация формы

    Цели и задачи : Приведениеизмененного по форме растительного объекта (цветка) к простейшим геометрическим формам:

    · кругу (овалу);

    · квадрату (прямоугольнику);

    · треугольнику.

    Подача графическая.

    Формат А4, фломастер, белая бумага.

    Домашнее задание: выполнение дополнительных вариантов геометризации растительных форм.

    Раздел 3. Цветоведение

    Характеристики цвета

    Урок № 12. Цветовой круг (8 цветов)

    Цели и задачи: Знакомство учащихся с цветовым кругом и с цветом как художественным материалом. Выполнение цветового круга на восемь цветов. Формат А4, гуашь, бумага, кисти.

    Домашнее задание: выполнение графической разметки формата для быстрой работы в классе на следующем уроке.

    5. Цвет в декоративной композиции

    Одним из важнейших композиционных и художественно-выразительных средств в декоративной композиции является цвет. Цвет - это один из главных компонентов декоративного образа.

    В декоративной работе художник стремится к гармоническому соотношению цветов. Основой при составлении разных цветовых сочетаний является использование различия цветов по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Эти три характеристики цвета дают возможность построить множество цветовых гармоний.

    Цветовые гармонические ряды можно разделить на контрастные, в которых цвета противопоставляются друг другу, и нюансные, в которых сочетаются либо цвета одного тона, но разного оттенка; либо цвета разного тона, но близко расположенные в цветовом круге (голубой и синий); либо цвета, близкие по тону (зеленый, желтый, салатный). Таким образом, нюансными называются гармонические цветовые связи, имеющие незначительные различия по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

    Гармонические сочетания могут давать и ахроматические цвета, которые обладают только светлотными различиями и сочетаются, как правило, в двух и трех цветах. Двухцветовые сочетания ахроматических цветов выражаются либо как нюанс близкорасположенных в ряду тонов, либо как контраст далеко отстоящих по светлоте тонов.

    Наиболее выразительным контрастом является контраст черного и белого тонов. Между ними находятся различные оттенки серого тона, которые в свою очередь могут образовывать (ближе к черному или белому) контрастные сочетания. Однако эти контрасты будут меньшей силы выразительности, чем контраст черного и белого.

    Для составления гармоничных сочетаний хроматических цветов можно использовать цветовой круг.

    В цветовом круге, разделенном на четыре четверти (рис. 5.19) на концах взаимно перпендикулярных диаметров, располагаются соответственно цвета: желтый и синий, красный и зеленый. По гармоничному сочетанию в нем выделяют родственные, контрастные и родственно-контрастные цвета.

    Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и содержат в своем составе хотя бы один общий (главный) цвет, например: желтый, желто-красный, желтовато-крас-ный. Существует четыре группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.

    Родственно-контрастные цвета

    располагаются в двух соседних четвертях цветового круга, имеют один общий (главный) цвет и содержат в себе контрастные цвета. Существует четыре группы родственно-контрастных цветов:

    желто-красные и красно-синие;

    красно-синие и сине-желтые;

    сине-зеленые и зелено-желтые;

    зелено-желтые и желто-красные.

    Рис. 5.19. Схема расположения родственных, контрастных и родственно-контрастных цветов

    Цветовая композиция будет иметь понятную форму тогда, когда она строится на ограниченном числе цветовых сочетаний. Цветовые сочетания должны составлять гармоничное единство, производящее впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства.

    Выделяют четыре группы цветовых гармоний: .

    однотоновые гармонии (см. рис. 26 на цв. вкл.);

    гармонии родственных цветов (см. рис. 27 на цв. вкл.);

    гармонии родственно-контрастных цветов (см. рис. 28 на цв. вкл.);

    гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов (см. рис. 29 на цв. вкл.).

    Однотоновые гармонии цветов в своей основе имеют какой-либо один цветовой тон, который в том или ином количестве присутствует в каждом из сочетаемых цветов. Цвета различаются между собой лишь по насыщенности и светлоте. В таких сочетаниях используют и ахроматические цвета. Однотоновые гармонии создают колорит, имеющий спокойный уравновешенный характер. Его можно определить как нюансный, хотя не исключен и контраст в противопоставлении темного и светлого цветов.

    Гармоничные сочетания родственных цветов основываются на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов. Сочетания родственных цветов представляют собой сдержанную, спокойную колористическую гамму. Для того чтобы колорит не был однообразным, используют введение ахроматических примесей, т. е. затемнение или высветление некоторых цветов, что привносит в композицию светлостный контраст и тем самым способствует ее выразительности.

    Тщательно подобранные родственные цвета дают большие возможности для создания интересной композиции.

    Наиболее богатый в отношении колористических возможностей вид цветовой гармонии - это гармоничное сочетание родственно-контрастных цветов. Однако не все сочетания родствен-но-контрастных цветов способны составлять удачную цветовую композицию.

    Родственно-контрастные цвета будут гармонировать друг с другом, если Количество объединяющего их главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в них одинаковы. На этом принципе строятся гармоничные сочетания двух, трех и четырех родственно-контрастных цветов.

    На рис. 5.20 представлены схемы построения двухцветных и многоцветных гармоничных сочетаний родственно-контрастных цветов. Из схем видно, что удачно будут сочетаться два родственно-контрастных цвета, если их положение в цветовом круге определяется концами строго вертикальных или горизонтальных хорд (рис. 5.20, а).

    При сочетании трех цветовых тонов возможны следующие варианты:

    Рис. 5.20. Схемы построения гармоничных сочетаний цветов

    если в круг вписать прямоугольный треугольник, гипотенуза которого при этом совпадет с диаметром круга, а катеты примут в круге горизонтальное и вертикальное положения, то вершины этого треугольника укажут на три гармонично сочетающихся цвета (рис. 5.20, б);

    если в круг вписать равносторонний треугольник так, чтобы одна из его сторон являлась горизонтальной или вертикальной хордой, то вершина угла, противоположного хорде, укажет на главный цвет, объединяющий два других, расположенных на концах хорды (рис. 5.20, в). Таким образом, вершины вписанных в круг равносторонних треугольников укажут на цвета, образующие гармоничные триады;

    гармоничным будет также сочетание цветов, находящихся в вершинах тупоугольных треугольников: вершина тупого угла указывает на главный цвет, а противоположная сторона будет являться горизонтальной или вертикальной хордой круга, концы которой указывают на цвета, составляющие с главным гармоничную триаду (рис. 5.20, г).

    Углы вписанных в круг прямоугольников отметят гармоничные сочетания четырех родственно-контрастных цветов. Вершины квадрата укажут на самый устойчивый вариант цветовых сочетаний, хотя и отличающийся повышенной цветовой активностью и контрастом (рис. 5.20, д).

    Цвета, расположенные на концах диаметров цветового круга, обладают полярными свойствами. Их сочетания придают цветовой комбинации напряженность и динамичность. Гармоничные сочетания контрастных цветов представлены на рис. 5.20, е.

    Все физические и психологические качества цвета, принципы построения цветовой гармонии обязательно учитываются в решении декоративной композиции.

    Контрольные вопросы и задания

    1. На какие две группы можно разделить цветовые гармонические ряды?

    2. Расскажите о вариантах гармонических сочетаний ахроматических цветов.

    3. Что такое родственные и родственно-контрастные цвета?

    4. Назовите группы цветовых гармоний.

    5. Пользуясь цветовым кругом, назовите варианты многоцветовых гармоний.

    6. Составьте выкраски однотоновых, родственных, родственно-контрастных и контрастных цветовых сочетаний (по три варианта).

    Урок № 13. Основные группы цветов

    Цели и задачи: Выделить основные группы цветов по зрительному впечатлению:

    · красный,

    · желтый,

    · зеленый.

    Составить оттенки основных групп цветов.

    Учитывая возраст учащихся, цветовая шкала может выполняться в необычной форме, например, в форме листа дерева, разделенного полосками.

    Задания выполняются на формате А4 гуашевыми красками.

    Домашнее задание:

    Урок № 14. Насыщенные, ненасыщенные цвета

    Цели и задачи: Изменение насыщенности цвета на три ступени за счет добавления белой и черной красок (для основной группы цветов).

    Формат А4, гуашь, кисти, белая бумага.

    Домашнее задание: выполнение графической разметки формата для быстрой работы в классе, выполнение заданных колористических композиций (по аналогии с работой в классе).

    Урок № 15. Темные и светлые

    Цели и задачи: Разделение цветов на темные и светлые: вырезать все имеющиеся оттенки цветов и разложить на средне - сером фоне, при этом:

    · все цвета, которые на глаз будут казаться светлее фона, являются светлыми;

    · все цвета, которые на глаз будут казаться темнее фона, можно назвать темными.

    Задания выполняются на формате А4, аппликативно.

    Домашнее задание:

    Урок № 16. Теплые и холодные

    Цели и задачи : Определение теплых и холодных оттенков цвета:

    · все имеющиеся цвета разложить на средне - сером фоне;

    · разделить на две группы - теплую и холодную;

    среди цветов можно выделить тепловые полюса (голубой - холодный, а оранжевый – теплый).

    Задания выполняются на формате А4 аппликативно.

    Получение тепло-холодных оттенков цвета: любой цвет (кроме «полюсных») растянуть в теплую и холодную стороны.

    Формат А4. Подача цветовая. Гуашь, бумага, кисти.

    Домашнее задание: выполнение заданных колористических композиций (по аналогии с работой в классе).

    Впервые в Государственном историческом музее представили уникальную коллекцию произведений вышивки бисером первой половины XIX века — времени наибольшего расцвета этого искусства. Также там можно увидеть предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства с растительными мотивами.

    Для посетителей открыты два зала. В первом отражено обращение к флоральным мотивам — растительному орнаменту, формам, стилизованным под растения или цветы. Здесь представлены личные вещи императрицы Александры Фёдоровны: дневники с цветочными зарисовками, гербарий, письма.

    В этой части экспозиции также размещены журналы и пособия, демонстрирующие популярность такого явления, как язык цветов. В зале транслируют видео, материалом для которого послужили стихотворения и поэмы Делиля, Жуковского, Пушкина, Карамзина. В этих произведениях нашли отражение язык цветов и цветочная символика.


    Второй зал, построенный по принципу усложнения композиций, состоит из нескольких разделов. Первый раскрывает значения отдельных растений, цветов и использование этих смыслов в декоративно-прикладном искусстве.

    Увидеть предметы с зашифрованными цветочными посланиями в букетах и венках можно во втором разделе. В третьем представлены предметы декоративно-прикладного искусства, в оформлении которых использовано сочетание цветов и различных атрибутов, дополняющих цветочные смыслы. А в четвёртом — растения и мифологическин персонажи.

    В экспозицию вошли также работы современных ювелиров, которые опираются на традиции искусства XIX века. Кроме того, впервые демонстрируются вещи из частных коллекций.

    Байкова Екатерина Владимировна

    В статье представлены структурно-семиотическое исследование растительных мотивов в Средней Азии и Татарстане, детерминация их появления в орнаментальных изображениях культур этих регионов. Выделены лежащие в основе функции защиты и культ плодородия. Интерпретируются народные представления о бессмертных садах мусульманского рая, фантастические и реальные растительные формы, окружающие обитателей оазисов. Сравниваются растительные культы и орнаменты горных и равнинных районов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/10-272.html

    Источник

    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

    Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 2. C. 15-18. ISSN 1997-292X.

    Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

    © Издательство "Грамота"

    Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

    Список источников

    1. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. 2-е изд-е, испр., перераб. и доп. / пер. с нем. А. В. Ко-ченгина, О. А. Шипиловой. Харьков: Гуманитарный центр, 2016. 268 с.

    2. Вспоминая Маршалла Маклюэна [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcluhan.ru/articles/vspominaya-marshalla-makluena/ (дата обращения: 21.07.2017).

    3. Интернет против телевидения: битва продолжается [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-выпуск № 3367 от 03.05.2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116190 (дата обращения: 21.07.2017).

    4. Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorelli N. Living with Television: The Dynamics of Cultivation Process // Perspectives on Media Effects / ed. by J. Bryant, D. Zillman. Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 1986. Р. 17-40.

    5. Willifms R. Television. Technology and Cultural Form. Hannover - L., 1992. 234 p.

    THE ROLE OF TELEVISION IN MAN"S LIFE

    Akimova Irina Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Bauman Moscow State Technical University akira29@mail. ru

    This article is devoted to the analysis of television as the main means of mass media having its own specificity. Modern television, conceived as a means of democratization of the society and the possibility of increasing its educational and cultural level, turned out to be able to generate new sociocultural "media" reality. Television is able to influence insensibly a person"s perception of the surrounding reality and to formulate attitudes and opinions about the social world.

    Key words and phrases: mass communication; television as communication; television and socialization; domestic culture; media reality; cultivation of beliefs.

    УДК 7.048; 72 Искусствоведение

    В статье представлены структурно-семиотическое исследование растительных мотивов в Средней Азии и Татарстане, детерминация их появления в орнаментальных изображениях культур этих регионов. Выделены лежащие в основе функции защиты и культ плодородия. Интерпретируются народные представления о бессмертных садах мусульманского рая, фантастические и реальные растительные формы, окружающие обитателей оазисов. Сравниваются растительные культы и орнаменты горных и равнинных районов.

    Ключевые слова и фразы: растительные мотивы; Татарстан; Средняя Азия; сузани; сюзане.

    Байкова Екатерина Владимировна, д. культурологии, доцент

    Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. baykovaekaterina@yandex. гы

    РАСТИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ И ТАТАРСТАНА

    В визуальном искусстве признаки, выявляющие сущность предмета или изображения, во всех случаях имеют универсальный характер и могут быть применены как калька в любом художественном тексте зрительно воспринимаемых объектов. Именно такими информативно значимыми признаками обладает растительный орнамент, использовавшийся во всех видах искусства мусульманской культуры, занимая лидирующее место.

    Орнамент в мусульманских странах имел особое место и особое значение почти единственно дозволенного изображения, преломлённого через геометрию рисунка, он сохранял живой образ окружающего мира.

    В архитектуре этой цивилизации в ряде случаев использованы геоморфные образы, задействованные и как предмет поклонения, и как элемент декора или конструктивной системы.

    Несмотря на сходство мотивов и общности идеи, существенно различается образная система этих культур, каждая из которых предполагает отражение скотоводческих и земледельческих культов. Разное географическое местоположение, климат и иное окружение цивилизаций наложили свой отпечаток. Строжайшая регламентация изображений всё же не исключает региональные особенности этих очень разных в сущности культур, объединённых в единую мусульманскую цивилизацию.

    Крупнейший английский арабист Х. А. Р. Гибб дал определение термину «мусульманское искусство» -явление, раскрывающее универсальные стилеобразующие черты художественной культуры мусульман, в этом контексте он также отмечает специфику «исламского искусства», под которым он подразумевает художественную культуру в основном мусульманского средневековья на огромном пространстве от Индии до Испании. «Общность искусства мусульманского мира раскрывается как в пространстве, так и во времени, что обусловлено религиозно-философским мировоззрением, приверженностью эстетическому канону и идеалам

    прекрасного. Наделенное определенными унифицированными чертами мусульманское искусство включает в себя своеобразие исторически сложившихся географических провинций и национальных художественных школ, оно развивается в рамках региональных и локальных культур» .

    Культура татар Среднего Поволжья

    Принятие ислама волжскими булгарами включило их культуру в обширный мир мусульманской цивилизации, эта историческая метаморфоза предопределила дальнейший путь народа и его художественной культуры. В национальном искусстве наряду с этническими традициями получили развитие традиции, привнесённые из других мусульманских стран.

    Однако на территории Среднего Поволжья, где сформировалась национальная культура татар, тенденции мусульманского искусства в большей степени относятся к городской культуре, нежели к древней этнической традиции, сохранявшейся в небольших селениях. Впрочем, и в народном искусстве со временем всё больше стало ощущаться влияние ислама.

    Материальная и духовная культура татар «восходит в своем генезисе к древнетюркской цивилизации, является своеобразным синтезом древних кочевых традиций "степной" культуры с культурой оседло-земледельческой» . На раннем этапе исламизации этой территории арабские надписи встречались синхронно с тюркской руникой. С XVIII века европейские тенденции всё больше проникают в эту культуру. Со второй половины XIX в. стираются ранее выраженные границы стилевых признаков, появляются реалистические тенденции в изображении природы в изделиях прикладного искусства. В конце XIX - начале XX в. наблюдается сближение русской и татарской культур в целом, и всё же стиль и каноны мусульманского искусства, с одной стороны, и этническая традиция - с другой, определяли и определяют национальную самобытность татарской художественной культуры.

    В пространстве архитектурных решений Волжская Булгария также выступает своеобразной провинцией мусульманской цивилизации. Она тяготела к традициям Ближнего Востока и Средней Азии.

    Исследованию Волжской Булгарии, её архитектурно-художественных особенностей были посвящены труды А. С. Башкирова, Б. Н. Засыпкина, Ф. X. Валеева, Г. Валеевой-Сулеймановой, А. П. Смирнова, Р. Г. Фахрутдинова, С. М. Червонной и др.

    По мнению А. П. Смирнова, «сохранившиеся материалы, в том числе археологические, свидетельствуют о различных видах архитектурных декораций - фресковых росписях, майоликовой и мозаичной облицовке внутренних стен и гробниц в мавзолеях, резьбе по камню и гипсовом литье. Геометрические и растительные композиции орнамента в сочетании с арабскими надписями в стиле "куфи" и "насх" применялись для акцентирования наиболее важных частей здания - оконных и дверных проемов, ниш, архивольтов, карнизов и др.» [Там же].

    Красочная многоцветность декоративного убранства татарских мечетей, жилых и общественных зданий, ханских усыпальниц сближает их облик с ближневосточной и малоазийской мусульманской архитектурой.

    Растительные культы в Средней Азии и Татарстане

    В Средней Азии и Татарстане огромное влияние на развитие декоративно-прикладного искусства оказали культуры политеизма и зороастризма (в Средней Азии), сложившиеся ещё до принятия ислама. «Среди идей, порождённых культурой примитивного земледелия, важное место занимает мысль о возможности и необходимости помогать природе в плодоношении магическими средствами. Эта идея породила многие древние культы, в своей основе являвшиеся выражением культа природы» .

    Зооморфные мотивы и «звериный стиль» в искусстве поволжских булгар не были реалистическими, они были условны, стилизованы и схематичны. Антропоморфные образы почти полностью отсутствуют. Изображали лишь языческих богов: Тенгри и Куар.

    С появлением мусульман зооморфные мотивы язычества постепенно исчезают и к концу домонгольского периода постепенно заменяются цветочно-растительными и геометрическими узорами.

    В этой связи огромный интерес представляет весенний праздник «красного цветка» - тюльпана или мака -как древний культ, который, вероятно, существовал ещё до прихода ислама. Именно этот цветок символизировал весеннюю воскресающую растительность. Он отражал не только культ природы, присутствовавший у этих народов, но и развившийся в земледельческой цивилизации культ умирающих и воскресающих божеств растительности. Исследователь Е. М. Пещерева открыла для науки и описала праздник тюльпана в Исфаре. Она сделала предположение, что собирание тюльпанов символизировало поиски останков божества, обряд, зафиксированный ещё в древнекитайских источниках. Связывание тюльпанов в букеты или соединение их в букет-деревце символизировало «соединение разрозненных частей его тела» и, вероятно, было условием его воскресения. В мусульманской культуре в целом есть заимствования у арабов, например, тюльпаны - это кровь убитого Хусейна, выходящая весной на поверхность земли. Это поверье, по мнению Е. М. Пещеревой, имеет по сюжету перекличку с культом Адониса, кровь которого символизировала весенний цветок красного цвета - анемон. В этой связи исследователь Е. М. Пещерева считает, что Хусейн стал мусульманской ипостасью вытесненного исламом древнего умирающего божества.

    По свидетельству узбекского этнографа Хаёта Исмаиловича Исмаилова, в Паркенте (теперь Ташкентская обл.), население которого относилось к группе узбеков-сартов, ещё в начале века отмечали «праздник маков». Девушки выходили на праздник очень нарядными, многие были одеты в красный цвет, так, что, по словам этнографа, «сами были похожи на маки» . Сведения о «празднике красного цветка» также записал этнограф Н. П. Лобачёва . В зависимости от местности и природных условий тюльпаны росли в горах, а маки - на равнинах, праздник посвящался тому или иному цветку. Его изображение запечатлено не только в орнаментах одежды, но и металлического декора.

    В европейскую культуру тюльпан попадает через Турцию (отсюда его ошибочное название, как производная от слова «тюрбан»). Сорта всемирно известных голландских тюльпанов были сконструированы из цветов, привезённых не только из Турции, но и казахских степей.

    В настоящее время «праздник красного цветка» возрождается и проводится на государственном уровне в Таджикистане, Туркмении и Узбекистане. Отмечают его и в Иране.

    Культ красного цветка также очень популярен и отражён в орнаменте многих народов. Только в Средней Азии примеры его использования присутствуют в вышивке многих центров: Бухары, Самарканда, Хорезма, Шахрисабза, Карши. Культ красного цветка приурочен к наврузу в день весеннего равноденствия, который в восточном календаре являлся началом Нового года. Появление весенних цветов было знаком для начала возделывания земли, а цветочный декор в свадебных вышивках должен был готовить к благополучной свадебной ночи, обеспечивая плодовитость невесты. В целом в символике вышивки, как уже было отмечено, заложена идея покровительства природных сил.

    Стилизованное изображение птичек и коней в тех же вышивках, вероятнее всего, пришло из зороастризма и связано с культом огня.

    Сузани - свадебное покрывало в Узбекистане, сюзане - в переводе с таджикского - шитый иглой ковёр в Таджикистане, Узбекистане, Иране. Очень часто центром композиции или, по крайней мере, способом акцентирования становится красный цветок на белом, жёлтом или синем фоне. Он является, как самостоятельным элементом, так и объединённым в цветочных кругах составным элементом свадебного покрывала. Часто соседствуют красный и жёлтый (золотой). В этом нам видится перекличка со старорусскими свадебными нарядами -жёлтыми в первый день свадьбы (жёлтый летник) и красными - во второй (красный сарафан). Отсюда сразу понятен смысл русского романса: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан...» . Стилизованные изображения символических фигурок зороастризма - коней и птиц - также присутствуют в русских вышивках.

    Красный цветок - в центре композиции многих татарских вышивок. В значительной степени используются золотосеребряные нити. В одежде узоры становились оберегами и поэтому располагались рядом с наиболее уязвимыми точками на теле, что являлось универсальным для культуры многих народов.

    Элементы древних культов сохранили своё значение и в иных областях современной культуры. Тюркские имена, столь распространённые в границах Российского государства и за его пределами, являются отражением древних культов. Вероятно, наиболее интересны для нас татарские имена, которые как будто подтверждают данное высказывание.

    Татарские имена наделены определённой поэтической мечтательностью. Но если мужские имена порой связаны с царственными хищными зверями, то женские - часто воспроизводят названия цветов, заимствованные из арабского, тюркского, латинского; вариации на тему Гуль-цветка, сравнения со звёздами, инжиром и финиками. Существуют также и сравнения с животными: Ленора - Дочь льва; Лея - Антилопа. Для сравнения, у арабов: Азхар - Цветущая; Захрах - Цветок, красота, звезда; Наувар - Цветок; Уарда -Роза. Присутствуют и сравнения с грациозными животными: Маха - Газель.

    Растительный орнамент в искусстве мусульман, как и соседних народов, схематизировался и абстрагировался. Но в основе были произрастающие именно на этой территории виды растений (например, вьюнок). Они объединялись в композиции, «некоторые были связаны с фольклором (например, стилизованные под орнамент изображения птицы, гуся, филина, змеи), поэтическим иносказанием, живым наблюдением природы» . Орнамент становится всё более обобщённым, подчиняясь заданному ритму, выстраивая целую композицию. Некоторые элементы орнамента являются заимствованными: розетка, трилистник, полупальметта являлись наиболее общим и абстрагированным выражением растительной природы.

    Растительные мотивы сохраняются в декоративно-прикладном искусстве этих народов как при оформлении костюма, так и в металлических изделиях, в оформлении предметов быта и посуды, а также фасадов и интерьеров. Ограничение парадигм изобразительного искусства, в том числе и в декоре, определяется эффективностью их применения для моделирования конкретных способов передачи информации. В наши дни эти ремёсла сохраняют свою актуальность, и очевидна необходимость возвращения к истокам и традициям в повседневной жизни и культуре.

    Список источников

    1. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Мусульманское искусство татар Среднего Поволжья: истоки и развитие [Электронный ресурс]. URL: http://www.tataroved.ra/institut/islamoved/publ/1 (дата обращения: 20.09.2017).

    2. Гибб Х. А. Р. Арабская литература. Классический период / пер. А. Б. Халидова, П. А. Грязневича; Институт востоковедения АН СССР. М.: Наука, 1960. 184 с.

    3. Лобачёва Н. П. Формирование новой обрядности узбеков. М.: Наука, 1975. 140 с.

    4. Пещерева Е. М. Праздник тюльпана (Лола) села Исфара Кокандского уезда // В. В. Бартольду - туркестанские друзья, ученики и почитатели: сборник / ред. А. Э. Шмидт, Е. К. Бетгер; О-во для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами. Ташкент: КазГИЗ, 1927. С. 374-385.

    5. Смирнов А. П. Волжские булгары: монография. М.: Издание Государственного исторического музея, 1951. 302 с.

    6. Сухарева О. А. Празднества цветов у равнинных таджиков (конец XIX - начало XX в.) // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии: историко-этнографические очерки / отв. ред. В. Н. Басилов. М.: Наука, 1986. С. 31-32.

    7. Шаниязов К. Ш., Исмаилов Х. И. Этнографические очерки материальной культуры узбеков конец XIX - начало XX в. Ташкент: Фан, 1981. 124 с.

    8. http://pesni.retroportal.ru/sr2/01.shtml (дата обращения: 20.09.2017).

    FLORAL MOTIFS IN THE APPLIED ARTS OF CENTRAL ASIA AND TATARSTAN

    Baikova Ekaterina Vladimirovna, Doctor in Culturology, Associate Professor Yuri Gagarin State Technical University of Saratov baykovaekaterina@yandex. ru

    In the article the structural-semiotic study of floral motifs in Central Asia and Tatarstan and the determination of their occurrence in the ornamental images of these cultures are presented. The author singles out the functions of protection and the fertility cult, interprets the folk ideas about the immortal gardens of the Muslim paradise, the fantastic and the real floral forms surrounding the inhabitants of the oases, and compares the floral cults and ornaments of mountain and plain areas.

    Key words and phrases: floral motifs; Tatarstan; Central Asia; suzani; susanee.

    Исторические науки и археология

    В статье изучена проблема социального контроля над жизнью российского села в конце XIX- начале XX века. Изучена степень эффективности деятельности земских начальников губерний Центрального Черноземья. Установлено отношение сельского населения к функционированию этой формы государственного попечения. Сделан вывод о том, что осуществление властной опеки проистекало из объективных реалий села, соответствовало крестьянскому менталитету и способствовало развитию правовой культуры деревенских жителей.

    Ключевые слова и фразы: сельские общества; земские начальники; власть; крестьяне; сход; волостной суд; закон; преступность.

    Безгин Владимир Борисович, д.и.н., профессор

    Тамбовский государственный технический университет vladyka62@mail. ru

    Ерин Павел Викторович, к.и.н.

    Мичуринский государственный аграрный университет erin198 7@m ail. ru

    ПОПЕЧЕНИЕ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ВЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ГУБЕРНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ)

    Статья подготовлена при финансовой поддержке проекта РФФИ № 15-01-00117а.

    Проблема социального контроля и его действенности всегда была актуальной для исторических исследований. Поиск рычагов воздействия власти на общество с целью достижения лояльности населения и управляемости его общественной активностью значим и для современности. В эпоху перемен, влекущих рост девиаций в общественном поведении, наличие или создание такого механизма, как показывает исторический опыт, является одним из способов самосохранения власти.

    Тема роли и значения института земских участковых начальников находится в поле исследовательского интереса ученых, о чем свидетельствуют научные публикации последних лет. Внимание специалистов привлекают вопросы целесообразности введения данного института и действенности контроля над ним , а также содержания административных и судебных функций земских начальников , их взаимоотношения с органами сельского управления и губернской администрацией .

    Цель статьи состоит в том, чтобы выяснить значение земских начальников в функции контроля власти над общественными отношениями в российской деревне конца XIX - начала XX в., их роль в борьбе с правонарушениями сельского населения, реакцию крестьян на создание и функционирование этого института.

    Развитие российского села в пореформенный период обнаружило ряд явлений, имевших негативные последствия на состоянии социальных отношений в деревне. Тревогу власти вызывали ухудшение криминальной ситуации, противоречия и рост напряженности на сходах, низкая управленческая культура выборных должностных лиц, состояние волостного судопроизводства. Исправить ситуацию был призван институт земских участковых начальников, введенный законом от 12 июля 1889 г. Его созданием преследовалась цель соединить попечительство над сельскими обывателями с обязанностями по охране благочиния и общественного порядка. Следует признать, что сама форма контроля вполне соответствовала традиции крестьянского патернализма. Подтверждением тому служит записка неизвестного автора на имя В. К. Плеве, в которой он утверждает, что крестьяне одобряли допущенное законом 12 июля 1889 г. расширение надзора за сельским самоуправлением и некоторое ограничение его самостоятельности .