Скульптура 2 пожилых людей окружают многочисленные дети. Памятник «Дети - жертвы пороков взрослых» на Болотной площади. Наркомания и Проституция

23.06.2020

Памятник Михаила Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых». Установлена на Болотной площади 02 сентября 2001 года. Проект установки скульптурной композиции выполнен архитекторами Вячеславом Бухаевым и Андреем Ефимовым.
Скульптурная композиция включает в себя: фигуры детей – мальчика и девочки, которые застыли в движении с завязанными глазами, у их ног лежат книги: «Народные русские сказки» и А.С. Пушкин «Сказки», полукругом расположены фигуры, олицетворяющие пороки или зло современного мира - наркомания, проституция, воровство, алкоголизм, невежество, лженаучность, равнодушие, пропаганда насилия, садизм, орудие пытки с подписью «для беспамятных…», эксплуатация детского труда, нищета и война.

Вот что говорил сам Михаил Шемякин об истории создания памятника:
"Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: «Изобразите порок «детская проституция» или «садизм» (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей.
Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования - осел, танцующий с погремушкой. И так далее. Единственный порок, который мне пришлось заново облечь в символическую форму, - это наркомания. Потому что до нашего «благословенного времени» никогда дети от этого порока не страдали. Этот порок в виде страшного ангела смерти, протягивающего ампулу с героином, встал у меня в этом страшном сборище пороков".

Это одна из любимых моих скульптур в Москве. Можно сколько угодно спорить о том как Шемякин реализовал задуманное, многие даже говорят, что это памятник не детям – жертвам пороков, а самим порокам, было много споров о том, что нельзя устанавливать такой «ужас» в самом центре Москвы, недалеко от Кремля и т.д.
Но, я считаю, что эта скульптурная композиция несомненно - талантливое произведение, сила подачи идеи автором, откровенность и честность, с которыми не все хотят сталкиваться, отчасти и поэтому вызывающие отторжение. Кроме того, аллегорические фигуры, олицетворяющие пороки, с точностью передают те эмоции, которые данные пороки вызывают. Единственно в чем я не согласна с автором – дети не рождаются ангелами, они растут, обретают психику, социальные нормы и устои с возрастом и поэтому очень важно, чтобы рядом с детьми был по-настоящему взрослый значимый человек, а если этого нет, то дети растут, стареют, но не взрослеют, и появляется то самое зло, которое нас окружает, поэтому я бы уточнила название скульптуры: «Дети – жертвы пороков неповзрослевших взрослых».

Год установки: 2001
Скульптор: М. М. Шемякин
Архитекторы: В. Б. Бухаев, А. В. Ефимов
Материалы: бронза, металл, гранит

Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки… Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей.
Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования - осел, танцующий с погремушкой. И так далее. Единственный порок, который мне пришлось заново облечь в символическую форму, - это наркомания. Потому что до нашего «благословенного времени» никогда дети от этого порока не страдали. Этот порок в виде страшного ангела смерти, протягивающего ампулу с героином, встал у меня в этом страшном сборище пороков…
Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России.

Памятник «Дети - жертвы пороков взрослых» состоит из 15 фигур: двое играющих в жмурки детей с завязанными глазами окружены сонмом трехметровых монстров с головами птиц и животных. Это аллегория наркомании, проституции, воровства, алкоголизма, невежества, лжеучёности, равнодушия, пропаганды насилия, садизма, беспамятства, эксплуатации детского труда, нищеты, войны. Скульптор пояснил, что именно так принято изображать пороки.

Работу Шемякина много критиковали и даже называли памятником порокам. Говорили, что скульптура вредна для детской психики, хотя дети с интересом рассматривают памятник на Болотной площади. А после покушения вандалов скульптуру Шемякина обнесли забором и открывают доступ к ней с 9 утра до 9 вечера.

«Дети — жертвы пороков взрослых» — скульптурная композиция художника и скульптора Михаила Шемякина, поставленная в сквере рядом с Болотной площадью, поставленный в 2001 году. Список пороков (слева направо): Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лженаучность (Безответственная наука), Равнодушие (в центре), Пропаганда насилия, Садизм, Позорный Столб для тех, кто без памяти, Эксплуатация детского труда, Нищета и Война.
Почему-то про этот памятник мне не хочется говорить своими словами, я лучше приведу несколько цитат самого художника и не только, про его жизнь и про то, как появилась эта композиция.

"Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: «Изобразите порок «детская проституция» или «садизм» (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению..."

На мой взгляд, это не памятник порокам, и не памятник «детям – жертвам пороков», а памятник нам взрослым, какими мы становимся, совершая порочные действия сознательно или случайно – с ослиными головами, тучными животами, закрытыми глазами и денежными мешками. Это очень мощный памятник, серьёзный, отнюдь не развлекательный и конечно не детский, а полностью взрослый. Наталья Леонова, краевед.

Памятник поставлен не детям, а порокам...Эта устрашающая символика вполне в духе масонских лож, тайных орденов типа розенкрейцеров, оккультных сект... Отождествляя себя с ними (детьми из скульпутрной композиции), наши живые дети будут усваивать психологию жертвы и не смогут противостоять насилию, злу...
Смысл (установки памятника) в легализации того сатанинского содержания, которое всегда было запрятано, не вытаскивалось на поверхность. К нему, к этому сатанинскому элементу, вероятно, хотят приучить, приручить людей, хотят показать, что это не так страшно, а очень даже хорошо...
Главное - не примиряться со злом. Мало ли что памятник поставлен? Сколько памятников стояло, а потом их сносили, и это происходило даже на протяжении нашей жизни. Надо требовать, чтобы "памятник порокам" был убран с Русской земли.
Вера Авраменкова, доктор психологических наук, один из авторов экспертизы по делу "Пусси Райот". Фрагменты из интервью 2001 года.

Михаил Шемякин работал почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. В 60-е годы был подвергнут принудительному лечению в психиатрической больнице, после чего жил в Псково-Печерском монастыре послушником. В 1971-м был лишен советского гражданства и выслан из страны.

Никаким "диссидентством" я не занимался, меня просто записывали в диссиденты. А я всего-навсего писал картины и пытался увидеть мир собственными глазами.

Шемякин живет в Париже, потом переезжает в Нью-Йорк. В 1989 году началось возвращение творчества Шемякина в посткоммунистическую Россию.

«Я служу России, но здесь на сегодняшний день я все равно чувствую себя иноземцем, пришельцем, потому что я не вписываюсь в это общество. ...Я живу в России, которая находится не тут, а где-то выше. Но, как говорится, родню не выбирают, а я принадлежу этой стране душей и сердцем. Я ей служу и буду служить - это моя обязанность, это мой долг, это моя любовь к ней, к народу, который мне очень и очень жалко».

Смотреть Шемякина лучше не в Москве, а в Петербурге, где его творчество представлено довольно разносторонне: и памятники (включая Петропавловскую крепость), и оформление витрин Елисеевского магазина, и балетов в Мариинском театре. Но и в Москве есть возможность ознакомиться с еще одной гранью его творчества - в фирменных магазинах

4 июля 2014, 14:23

Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» на Болотной площади была торжественно открыта в День города - 2 сентября 2001 г. Она состоит из 15-ти фигур: двое играющих в жмурки детей с завязанными глазами изображены в окружении целого сонма трехметровых аллегорических монстров - жутковатых человеческих фигур с головами зверей и рыб. Как пояснил скульптор, именно так по исторически сложившейся традиции принято рисовать пороки.

Все 13 скульптур пороков подписаны на русском и английском языках и установлены в следующем порядке: "наркомания" (drug addiction), "проституция" (prostitution), "воровство" (theft), "алкоголизм" (alcoholism), "невежество" (ignorance), "лжеучёность" (irresponsible science), "равнодушие" (indifference), "пропаганда насилия" (propaganda of violence), "садизм" (sadism), "для беспамятных..." (for those without memory...), "эксплуатация детского труда" (child labor), "нищета" (poverty), "война" (war).

Композиция задумана автором, Михаилом Михайловичем Шемякиным, как аллегория борьбы с мировым злом. Обращаясь к будущим зрителям, М.М. Шемякин написал: "Скульптурная композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений. Долгие годы утверждалось и патетически восклицалось: "Дети - наше будущее!". Однако, для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России".

В центре композиции изображены мальчик и девочка дошкольного возраста, двигающиеся на ощупь с завязанными глазами. Под ногами у них - упавшая книжка со сказками, а вокруг полукругом обступают фигуры, символы пороков взрослых, - Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лженаучность (Безответственная наука), Равнодушие (возвышается над остальными фигурами и располагается в центре, занимая центральное место среди остальных пороков в композиции), Пропаганда насилия, Садизм, Позорный Столб для тех, кто без памяти, Эксплуатация детского труда, Нищета и Война.

Памятник был создан по инициативе и заказу тогдашнего мэра Москвы Ю.М.Лужкова. В прессе были упоминания о том, что Лужков проявлял большой интерес к ходу работы Шемякина над памятником и даже лично, внезапно вскочив из-за стола во время встречи с ним, продемонстрировал скульптору своё видение позы одной из фигур ("Садизм"), встав в соответствующую позу, которая в результате осталась в металле.

Увидев эскиз, Лужков заявил, что ей не хватает экспрессии, и, выбежав из-за письменного стола, изобразил, как выразился Шемякин, "экспрессию носорога". Я посмотрел на макет и понял, что это была аллегорическая фигура "Садизм".

Необычный Памятник — Дети — Жертвы Пороков Взрослых (Москва) – скульптурная композиция. Это — своеобразная аллегория борьбы со злом и общественными пороками. Памятник установили в сквере на Болотной площади. Ближайшие станции метро – «Боровицкая», «Полянка», «Третьяковская».

Автор

Скульптурная композиция — работа известного художника и скульптора Михаила Шемякина.

О Шемякине М.М.

Михаил Михайлович Шемякин, 1943 года рождения, уроженец г. Москвы, - советский, американский и российский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации. Народный художник Кабардино-Балкарии. Народный художник Адыгеи. Почётный доктор ряда высших учебных заведений.

Время установки

Скульптурную композицию установили в 2001 году.

Описание памятника

Памятник состоит из 15 скульптур. В центре композиции изображены двое детей с завязанными глазами. У их ног лежат книги: «Народные русские сказки» и «Сказки» Александра Пушкина. Фигуры детей окружают скульптуры в виде антропоморфных монстров, олицетворяющих пороки взрослых.

Вот перечень этих пороков:

  • Наркомания
  • Проституция
  • Воровство
  • Алкоголизм
  • Невежество
  • Лжеучёность
  • Равнодушие
  • Пропаганда насилия
  • Садизм
  • Позорный столб для тех, кто без памяти
  • Эксплуатация детского труда
  • Нищета
  • Война

Идея памятника

«…Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься…» (М.Шемякин).

В результате реализации этой идеи появилась упомянутая неординарная скульптурная композиция.