Серп и молот что означает. Серп и молот – символ эпохи или… нечто большее? Список использованной литературы

18.06.2019

Ну, про молоток нечего говорить долго, вы знаете символ молотка. Молоток – это символ власти мастера ложи, хотя с бытовой точки зрения, это прибор, которым забивают чего-нибудь. Но мы же с вами, помните, говорили, о молотке аукционщика, которым прекращают торги, о молотке судьи в суде, когда вынесен приговор. Это все от кузнечного молота и молота бога Тора. Помните, мы беседовали о скандинавском боге Торе, который запускает молот в небеса, и этот молот преобразует действительность. Молот – знак власти над природой, над стихиями природы, над пространством. У кого молот, тот всю действительность может перековать как вселенский кузнец. Это древний-древний европейский символ. (Л. А. Мацих. Из лекции "Мировое масонство")
Молот побеждает пространство тем, что он его преобразует. Молот – главная преобразующая сила. Это главный инструмент для создания нового из прежде бывшего. Только кузнец может так сделать, потому что глина ведь была, гончар просто форму придал. Дерево росло. Ну да, лесоруб срубил, а плотник обтесал. Но в принципе, это то же дерево, оно же не стало иным. Ну, легко узнать стол вот в том ясене, который у порога там шумел. А вот железа не было. Не было меча. Кузнец создал его. В этом смысле его работа – это работа демиурга. Работа создателя на уровне божественности. Поэтому молот преобразует пространство вокруг. И благодаря молоту человек приобретает власть над пространством. (Л. А. Мацих. Из лекции "Европейское язычество")
А молот в соединении с серпом тогда? Когда серпом по молоту – это что?

Обиходное значение серпа и молота вам понятно, да? Это случка-смычка рабочих и крестьян. Рабочий и колхозница. Колхозница всегда баба, а рабочий как раз правильный парень. Почему не наоборот? Да, вот так пролетариат поступает с крестьянством. Серп и молот. Кстати, с точки зрения фаллической символики, что есть серп и молот? Тоже понятно. Когда объясняют с точки зрения пролетариата: два класса, рабочие и крестьяне, и все такое. А глубинный смысл? Молот – победа над пространством, а серп – победа над временем. Каким образом? Серпом кастрировал когда-то Кронос (Крон, Хронос) – бог времени отца своего Урана, а потом этим же серпом его кастрировал Зевс. На самом деле такого в мифах нет, это тоже выдумано, как и легенда о Хираме. Это позднейшая масонская легенда. Но большинство людей слабо в мифах сечет, и они так понимают, что именно так греки и сказали. Когда Зевс якобы, по масонской легенде, кастрировал отца своего под названием Хронос, а Хронос, как известно, пожирал своих детей, поскольку время пожирает своих детей, это мы все знаем, – убить время нельзя, но можно лишить его (кастрировать) порождающей силы, то есть тот, кто сумел это сделать, у кого серп в руках, тот сам стал бессмертным. Поэтому боги стали бессмертными. Хронос, он же не бог, он титан.
Серп и молот – это победа над пространством и временем. И в том числе победа над смертью. Это же мечта ложи «Астрея». И все это благодаря чему? Благодаря пятиконечной звезде мудрости. То есть человеческая мудрость – так они верили: и Богданов-Малиновский, и Красин, и Хаммер, который давал на это дело деньги, и другие выдающиеся личности, – они искренне верили, что человеческий разум найдет дорогу к овладению всеми тайнами земными и победит и самое время, и смерть победит: «мы все добудем, поймем и откроем» [Цитата из песни В. Лебедева-Кумача «Марш веселых ребят»:
Мы все добудем, поймем и откроем:
Холодный полюс и свод голубой.
Когда страна быть прикажет героем,
У нас героем становится любой].
Перечитайте у Маяковского, сколько у него там насчет бессмертия, насчет людей из будущего, насчет «воскресить»: «Я к вам прорвусь» – ему очень не хотелось помирать. Вот он поэтически выражал все то, что они выражали на языке каких-то формул или вычислений, они мечтали о том, чтобы не умирать физически. Но, как нам сейчас кажется, это, видимо, иллюзия, то есть люди должны умирать, как это ни горько. Но им не хотелось. Они полагали, они реально думали, что наступает абсолютно новая эпоха, и дело не только в социальных делах, а вообще все новое – новые времена. В этом смысле они мыслили вполне религиозными категориями, но это была религиозность необычная. Очень была любопытная идеология. (Из лекции Л. А. Мациха "Мировое масонство").

Лекция целиком -
слушать -

Весной 1918 года Москву - новую столицу новой страны - рядили в кумачовое. Флаги, транспаранты из огромных отрезов материи... На одном из них Евгений Камзолкин и начертил углем серп и молот. А потом поверх нанесли краску.

Об этом в журнале "Декоративное искусство" вспоминал Сергей Герасимов, работавший вместе с Камзолкиным и Николаем Чернышевым. Художникам достался для оформления Замоскворецкий район столицы.

И мгновенно стал символом советского государства.

Сам Евгений Иванович, правда, родился в купеческой семье. Часто приезжал в Пушкино, где у деда был дом. А в 1910 году спроектировал там уже собственный дом в популярном стиле модерн - он простоит до середины ХХ века. А "Серп и молот" продержатся до 1991-го.

К первому советскому Первомаю было пожелание Моссовета - изобразить символику новой власти. К тому времени существовали разные комбинации - коса и молот, плуг и молот. Но именно Камзолкин попал в точку, - говорит директор краеведческого музея города Пушкино Олег Бойко.

Дом, построенный по эскизам Камзолкина, сгорел вскоре после смерти хозяина в 1957 году. Но в музее сохранились многие вещи автора серпа и молота. Деревянная мебель, точеные игрушки - делать все своими руками было жизненным правилом Камзолкина.

Он даже сам собрал фотокамеру и делал снимки округи. Паровоз, прибывающий на здешний вокзал или вот местные леса:

Хранителем наследия Евгения Камзолкина стала его сестра Вера Ивановна, у которой не было детей. Да и сам он так и не женился...

Уже летом 1918 года Ленин утвердил герб РСФСР, в основу которого лег рисунок Камзолкина. А сам художник продолжал работать в Замоскворецком театре, где написал руководство по оборудованию сцены.

Единственная картина Евгения Камзолкина на революционную тематику - "На разборку помещика" - выполнена гуашью. Хранится в запасниках Третьяковки. На фоне деревенского пейзажа - горящая усадьба, крестьяне на возах едут забирать хозяйское добро...

Думаю, Евгений Иванович был человеком верующим. По воспоминаниям старожилов, он дарил своим знакомым на Пасху весенние этюды с березками, - говорит Олег Бойко. - Естественно, он был крещен - в церкви Адриана и Натальи в Мещанской слободе. Теперь на ее месте в районе проспекта Мира стоит дом...

А на месте сгоревшего дома Камзолкина в Пушкине построили детский сад - он называется... "Огонек". На стене - именная табличка автора эмблемы советского государства и сам символ. Серп с молотом и на ограде могилы Евгения Камзолкина на Кавезинском кладбище. А вокруг водят хоровод березы...

геральдика

Серпом по памяти

В краеведческом музее Пушкино утверждают, что просили сохранить изображение серпа и молота на новом городском гербе (прежний просуществовал до начала 2000-х) "как память о человеке, который много сделал в нашем городе".

К краеведам не прислушались. Сейчас на гербе Пушкино изображен верхний ярус колокольни с колоколом.

из истории вопроса

Почему Ленин вычеркнул меч

Вскоре после появления серпа и молота они были помещены и на герб РСФСР, автором которого считается Александр Лео. На гербе изначально был изображен еще и меч, напоминает Олег Бойко:

По воспоминаниям Владимира Бонч-Бруевича, управляющего делами Совнаркома, Ленин красным карандашом вычеркнул меч со словами "не наша эмблема, хотя мы вынуждены обороняться" и написал: "Утверждаю". Таким образом, герб РСФСР был принят уже в июле 1918 года.

С 1 декабря 1993 года Указом президента введено изображение герба Российской Федерации с двуглавым орлом.

Название нескольких населённых пунктов: Серп И Молот посёлок в Прокопьевском районе Кемеровской области. Серп И Молот деревня в Венгеровском районе Новосибирской области … Википедия

Косить и забивать, болт и мохнатка Словарь русских синонимов. серп и молот сущ., кол во синонимов: 1 косить и забивать (1) Словарь сино … Словарь синонимов

I Серп и молот в СССР, эмблема Советского государства, символизирующая мирный труд советских людей, братский нерушимый союз рабочих и крестьян, подчёркивающая, что вся власть в стране Советов принадлежит трудящимся. В связи с… … Большая советская энциклопедия

"Серп и молот" - СЕРП И МÓЛОТ московский металлургич. з д, осн. в 1883. В предвоен. годы освоен выпуск нержавеющих и жаропрочных марок сталей (особенно высококачественных), листового проката для брони, автомоб. обода и другие. В 1940 произведено стали 290 тыс. т … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Филат. назв. рис. водяного знака бумаги, использ. при печати почт, марки СССР 1950 № 1525. Единственный случай использ. такой бумаги для сов. почт, марок … Большой филателистический словарь

- … Википедия

Серп и молот - шутл. главный символ студенчества, студенческой жизни (т. к. главный «принцип» студентов «косить и забивать»). См. косить, забивать … Словарь русского арго

Серп и Молот - 403935, Волгоградской, Новониколаевского …

Серп и Молот (2) - 440525, Пензенской, Пензенского … Населённые пункты и индексы России

серп и молот - Государственная эмблема СССР, символизирующая власть трудящихся, союз рабочего класса и крестьянства, мирный труд … Словарь многих выражений

Книги

  • Серп и молот против самурайского меча , К. Е. Черевко. Книга известного япониста К. Е. Черевко - первое комплексное исследование военно-политической истории взаимоотношений СССР и Японии с середины 1920-х до середины 1940-хгг. Многие выводы и…

Личность его мало того, что малоизвестна, она еще и загадочна. Но в этой таинственности стоит попытаться найти ответ на глубинные истоки и смыслы самого символа, созданного художником в 33-летнем возрасте.

Родился в зажиточной и очень религиозной семье, сдававшей в наем дачные дома в подмосковном Пушкино. Детская страсть к рисованию привела Евгения Ивановича в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он учился в 1904 - 1912 годах. Камзолкин — член Общества Леонардо да Винчи (1906) и Московского Салона (1910). В училище ему пророчили большое будущее В. Серов, А. Архипов, К. Коровин, П. Корин. Но Евгений Иванович всю жизнь жил уединенно и загадочно. Во время учебы он не просто увлекается искусством Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии, но считался широко эрудированным и подлинным знатоком вопроса, что признавал его друг, такой авторитет, как Николай Альбертович Кун (1877 - 1940), автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» (1922). Художник много и плодотворно работал над так называемым египетским циклом своих живописных полотен. Известны картины того периода — «В битву», «Пир у царя Ассирийского», «Во имя Рамзеса», «Египтянка». Египет и Месопотамия в 1910 - 1920 годах оставались главной темой его творчества. Эти работы имели успех у публики и высоко ценились художественными критиками.

С 1918 по 1922 годы Е.И.Камзолкин - главный художник театра Замоскворецкого Совета рабочих и красноармейских депутатов. Здесь, в пустом зале, накануне 1 мая 1918 года он рисует символ мирного труда - перекрещивающиеся Серп и Молот. Большой русский художник Сергей Васильевич Герасимов засвидетельствовал миг рождения этого великого русского символа, :
«Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:
— А что если попробовать такую символику? — При этом он стал ходить по холсту. — Вот так изобразить серп — это будет крестьянство, а внутри молот — это будет рабочий класс.

Символ смычки рабочих и крестьян был в тот же день послан из Замоскворечья в Моссовет — и все другие эскизы были сразу же отвергнуты: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом...

Вот такими и перенесли серп и молот на государственный герб РСФСР художники А. Н. Лео и Н. А. Андреев, а затем и на государственный герб СССР — художник И. И. Дубасов.

К сожалению, имя автора символа вскоре забылось. Лишь к 30-летию Великого Октября в 1947 году любознательные журналисты разыскали его в подмосковном городе Пушкино в скромном бревенчатом домике с березами под окном. "Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением первомайского праздника, — объяснял Евгений Иванович. — У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти..."»

Евгений Камзолкин активно участвовал в художественной жизни страны. Исполнил панно "Мартеновский цех (масло, 1923) для 1-й Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. В последующие годы писал тематические картины и пейзажи. В 1935-36 принимал участие в работе над проектом оформления ж.-д. вокзала Новосибирск- Главный. В 1921 году состоял на службе в отделе народного образования Моссовета в должности инструктора по рисованию детской колонии «Лесной городок». В 40--х годах Евгений Иванович отдал свою мастерскую под детскую музыкальную школу №1 и шефствовал над ней до конца жизни. Автор брошюры "Рабочий и крестьянский театр" (1919). Персональные выставки его произведений состоялись в 1938 и 1950 (Москва), 1965 (Пушкино). В 1983 в Пушкино была открыта мемориальная комната Е.И.Камзолкина.

К.Ю. Гончаров.

В России, одновременно с возрождением таких исторических символов, как двуглавый орел и трехцветный флаг, вновь поднимается вопрос о восстановлении и символов советской эпохи. Очевидно, связано это с существованием своего рода ностальгии в памяти старшего поколения. Один из официальных символов Советского государства, нашедший самое широкое применение в то время – серп и молот. Можно очень долго спорить, нужен ли сейчас этот символ, или нет. Но здесь и сейчас, не вдаваясь в политический аспект, мы расскажем историю происхождения этого символа, который интересен сам по себе.

СЕРП И МОЛОТ – главная советская государственная эмблема, или так называемый Малый герб СССР, применявшийся до середины 30-х годов, в период действия конституций 1918 и 1924 года. Использовался на государственной печати и в государственном гербе для внутрисоюзного пользования, а также в качестве грифа на деловых бумагах государственного значения или принадлежности.

Серп и молот изображаются с 1923 года непременно скрещенными (в 1918 – 1923 гг. встречалось и раздельное, симметричное изображение серпа и молота). Цвет эмблемы допускался только золотой. Серп изображался всегда наложенным на молот (за исключением тех случаев, когда традиционно используется стилизованная эмблема, представляющая собой контур серпа и молота). Это означает, что молот предшествует как геральдический знак серпу, и старше его по значению в гербе. Но читается вся эмблема в том порядке, как ее видит зритель: вначале называется серп, а затем молот.

Эмблема «серп и молот» была установлена правительственным решением в конце марта – начале апреля 1918 года и утверждена V съездом Советов 10 июля 1918 г. Впервые изображена на государственной печати Совнаркома РСФСР 26 июля 1918 г.

Что же на самом деле означали такие символы, как молот и серп? Дело в том, что эти символы еще с древних времен встречались у разных народов и использовались, естественно, не только в качестве политической символики.

МОЛОТ

Молот (молотки) – одна из старейших эмблем ремесла. Впервые изображение молота встречается в качестве эмблемы на территории Римской империи в надгробии кузнеца (441 г.). Является также созидательно-разрушительным символом мужской силы, связанным с властью солнца, грозы, властью правителей, богов войны.

Молот, начиная со средних веков, постепенно становится общей, наиболее применимой для разных видов ремесла эмблемой. Его употребляют как свой ремесленный знак архитекторы, каменотесы, ваятели, кузнецы, сапожники, рудокопы, шахтеры. Позднее – машиностроители, техники, инженеры, причем в каждом случае с добавлением к этой основной, базовой эмблеме какой-нибудь другой, служащей дополнительным, уточняющим атрибутом.

Таким образом, молот весьма рано становится обобщенным символом любого ремесла и промышленности, причем фактически до появления самой промышленности. Кроме того, значение молота как ремесленного, прежде всего кузнечного, орудия смыкается с древнейшими, мифическими представлениями о молоте как орудии божеств грома, молнии и огня, с помощью которого высекается огонь или производится гром (молот Гефеста – Вулкана, молот Тора – скандинавского бога войны, молот-палица Перкунаса – Перуна, и т. д.).

Соединение средневековых ремесленных взглядов на важность молота как на некое универсальное орудие любого ремесла с идущими от язычества представлениями о молоте как священном орудии верховного божества придало молоту как символу особый авторитет, и обеспечило его изображению широкое, можно сказать, всемирное распространение.

Различия в происхождении, значении и употреблении молота у разных народов и связанная с этим различная трактовка этой эмблемы на практике вызывали необходимость как-то отличать и распознавать разные значения молота в конкретных случаях, в том числе и в русской геральдике. Чтобы отделить высокое символическое значение молота как священного орудия, как боевого оружия, от бытового и ремесленно-прикладного, было принято терминологическое различие между молотом в высоком смысле и молотком в ремесленном. Ремесленные орудия стали именоваться молотками, то есть употребляться и изображаться в виде эмблемы только во множественном числе. Поэтому все технические эмблемы содержат либо два перекрещенных молотка, либо изображалось вместе с молотком любое второе ремесленное орудие (инструмент) – гаечный ключ, топор, кирка, и т. д.

Учитывая это обстоятельство, пролетарские организации Западной Европы начиная со второй половины XIX века, особенно с 70-х годов, избирают молот в высоком значении своим классовым символом, отбирая его, по существу, у дворянства и подчеркивая, что молот является символом авангарда пролетариата – рабочих крупной машинной промышленности.

Накануне первой русской революции и особенно в период 1905 – 1907 гг. молот как символ рабочего класса становится общепринятым понятием в рядах русского революционного движения.

Вот почему после свершения Октябрьской революции первой эмблемой Советского государства стал молот. Им наделялись и фигура Прометея, символизировавшего освобождение пролетариата от ига капитализма, и аллегорические фигуры молотобойца на серебряных монетах 1923 – 1925 годов достоинством в 50 копеек и 1 рубль, а также фигура рабочего на первом проекте герба РСФСР.

Уже в марте – апреле 1918 года молот был определен Советским правительством как непременная советская эмблема, которая должна присутствовать в гербе Советской Республики, задолго до написания и утверждения конституции. Тем, кто выполнял рисунок герба, оставалось только нарисовать, осуществить это правительственное указание. Вопрос этот решался не художниками, а советским политическим руководством и был решен даже не в 1918 году, а фактически в 1905 году. Именно этим обстоятельством и объясняется тот общеизвестный факт, что фамилии художников, граверов эмблем никогда не фиксировались, ибо эти люди были всего лишь техническими исполнителями, а вовсе не создателями советских эмблем.

Молот как главная советская государственная эмблема вместе с серпом составлял в период с июля 1918 года по декабрь 1991 года так называемый малый герб нашей страны.

После второй мировой войны целый ряд государств, в первую очередь социалистических (и некоторые из буржуазных), вносили молот, а иногда и серп в свои государственные гербы. У всех социалистических государств молот являлся главной государственной эмблемой. Например, в гербе ГДР молот соседствовал с циркулем, составляя эмблему, означающую квалифицированный, технически и научно вооруженный рабочий класс.

Молот также служит символом богатства в Японии (связан с добычей золота), в Индии, напротив, его разрушительная сила ассоциировалась с торжеством зла.

В символике масонства молот как атрибут магистра ложи символизирует творческий ум.

СЕРП

Серп – одна из двух главных гербовых эмблем Советской (рабоче-крестьянской) власти, эмблема крестьянства как класса. То, что именно серп должен быть эмблемой крестьянства, впервые было указано в правительственном сообщении о конкурсе на советский герб, подписанном в апреле 1918 года А. В. Луначарским, и, следовательно, этот вопрос предварительно обсуждался в правительственных кругах в период с января по апрель 1918 года.

Мотивами, по которым именно серп был избран эмблемой трудящегося крестьянства, были следующие: серп – наиболее массовое и притом личное орудие крестьянского труда, имеющееся в каждой крестьянской семье; серп – ручное орудие, употребляемое мужчинами и в особенности женщинами, то есть общекрестьянское, в то время как коса – преимущественно мужское орудие труда, а плуг – орудие сравнительно редкое для того времени, имевшееся лишь у богатых, зажиточных крестьян-кулаков. Серп, кроме того, символизирует жатву, урожай.

Имело, возможно, значение и то обстоятельство, что подавляющая часть членов Советского правительства и партийного аппарата, членов ЦК жили до революции в Швейцарии и не могли не знать, что в швейцарской и австрийской геральдике серп в руках крестьянина считался эмблемой его хозяйственной независимости и свободы.

На выбор серпа как эмблемы повлияли также его форма, внешний вид, хорошо сочетающийся с молотом , вошедшим в революционную, пролетарскую символику еще до Октябрьской революции, а также то, что в России уже существовала традиция считать серп основным и характерным крестьянским орудием труда.

В русской городской геральдике серп до 1917 года встречался в гербах следующих городов: Красноярска (Сибирь), Вознесенска, Умани (Украина), Лиды (Белоруссия), Щигры, Серпейска (Центральная Россия), Закатал (Азербайджан), Камышлова (Урал), то есть практически во всех регионах страны.

Само изображение серпа в советских гербах имело ту особенность, что оно учитывало национальный характер отделки серпа. Так, в России серп употреблялся с зазубринами, а в Германии – с гладким лезвием. В соответствии с этим серп на гербах Латвии и Литвы, где прежде употребляли немецкие серпы, получил гладкое лезвие. В гербе Узбекистана был использован национальный узбекский (бухарский) серп, называемый урак .

После первой мировой войны и буржуазной революции 1918 года серп в качестве атрибута австрийского орла, держащего в правой лапе серп, а в левой – молот, вошел в геральдику и этого буржуазного государства, и сохранялся вплоть до 1938 года, когда Австрию захватила гитлеровская Германия. Однако в 1945 году, когда австрийское государство было восстановлено, эта гербовая эмблема вновь заняла место в гербе Австрийской Республики. Считалось, что серп – одна из старинных европейских эмблем, применявшихся со средних веков в австрийской, швейцарской и южно-германской геральдике.

Действительный член РАЕН,
действительный член Всероссийского Геральдического общества,
художник К.Ю. Гончаров.
31.10.2003 г.

Список использованной литературы:

  • Андреева В., Куклев В., Ровнер А. Энциклопедия знаков, символов, эмблем. М.: Локид; Миф, 1999.
  • Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с немецкого Г. Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.
  • Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: «Международные отношения», 1994.
  • Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.