С смирнов брестская крепость. История Брестской крепости. Герои Брестской крепости. Открытое письмо героям Брестской крепости

28.06.2019

Несмотря на возросшую роль интернета, книги не теряют популярности. Knigov.ru совместил достижения IT-индустрии и привычный процесс чтения книг. Теперь знакомиться с произведениями любимых авторов намного удобней. У нас читают онлайн и без регистрации. Книгу легко найти по названию, автору или ключевому слову. Читать можно с любого электронного устройства - достаточно самого слабого подключения к интернету.

Почему читать книги онлайн - это удобно?

  • Вы экономите деньги на покупке печатных книг. Наши онлайн-книги бесплатны.
  • Наши интернет-книги удобно читать: в компьютере, планшете или электронной книге настраивается размер шрифта и яркость дисплея, можно делать закладки.
  • Чтобы читать онлайн-книгу не нужно её скачивать. Достаточно открыть произведение и начать чтение.
  • В нашей онлайн-библиотеке тысячи книг - все их можно читать с одного устройства. Больше не нужно носить в сумке тяжёлые тома или искать место для очередной книжной полки в доме.
  • Отдавая предпочтение онлайн-книгам, вы способствуете сохранению экологии, ведь на изготовление традиционных книг уходит много бумаги и ресурсов.

Бывают писатели «одной книги», а Сергей Сергеевич Смирнов был писателем одной темы: в литературе, в кино, на телевидении и по радио он рассказывал о людях, героически погибших в Великой отечественной войне, а после этого – забытых. Мало кто знает, что 9 мая стал праздничным днём только в 1965 году спустя 20 лет после Победы. Добился этого писатель Сергей Смирнов. Его выступления по радио и телевидению заставили страну-победительницу вспомнить тех, кому она была обязана и миром, и жизнью.

Сергей Сергеевич Смирнов (1915 – 1976) – прозаик, драматург, журналист, общественный деятель. Родился в Петрограде, в семье инженера. Детство провёл в Харькове. Трудовой путь начал на Харьковском электромеханическом заводе. В 1932-1937 гг. учился в Московском энергетическом институте. С 1937 г. – сотрудник газеты «Гудок» и одновременно студент Литературного института им. A.M. Горького.

С началом Великой Отечественной войны С. Смирнов вступил в ряды истребительного батальона, окончил школу снайперов. В сентябре 1941 г. группу студентов-дипломников Литературного института демобилизовали для того, чтобы они сдали государственный экзамен. Летом 1942 г. Сергей Смирнов был призван в армию и направлен в артиллерийское училище. После окончания училища получил звание лейтенанта, стал командиром пулемётного взвода.

Начал писать в армейскую газету «Мужество», через какое-то время его откомандировали на службу в её редакцию. Окончание войны капитан Смирнов встретил в Австрии. Он награждён двумя орденами «Красной Звезды» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

После войны работал некоторое время в той же газете, а потом вернулся в Москву и стал редактором Военного издательства Министерства обороны. До 1954 года работал в журнале «Новый мир».

С. Смирнов рассказывал: «Я уже начал подумывать о том, чтобы написать книгу, посвящённую обороне городов-героев Одессы и Севастополя, как вдруг один случайный разговор заставил меня изменить свои планы.

Однажды ко мне пришёл мой товарищ, писатель Герман Нагаев. Он расспросил меня, над чем я собираюсь работать в дальнейшем, и вдруг сказал:

– Вот написали бы вы книжку про оборону Брестской крепости. Это был необычайно интересный эпизод войны.

И тогда я вспомнил, что год или два назад мне попал на глаза очерк писателя М.Л. Златогорова о героической обороне Брестской крепости. Он был напечатан в «Огоньке», а потом помещён в одном сборнике, выпущенном в Военном издательстве Министерства обороны СССР. После разговора с Нагаевым я разыскал у себя этот сборник и снова перечитал очерк Златогорова.

Должен сказать, что тема Брестской крепости как-то сразу захватила меня. В ней ощущалось присутствие большой и ещё не раскрытой тайны, открывалось огромное поле для изысканий, для нелёгкой, но увлекательной исследовательской работы. Чувствовалось, что эта тема насквозь проникнута высоким человеческим героизмом, что в ней как-то особенно ярко проявился героический дух нашего народа, нашей армии. И я начал работу».

Первый приезд в Брестскую крепость, 1954 г

С. Смирнов вёл кропотливую исследовательскую работу по установлению судеб участников обороны и событий 1941 года в цитадели над Бугом около 10 лет. Писатель приезжал в Брест, встречался с защитниками. Он был одним из инициаторов создания музея обороны крепости; собранные им материалы (более 50 папок с письмами, 60 тетрадей и блокнотов с записями бесед с защитниками крепости, сотни фотографий и др.) передал музею. В музее крепости ему посвящён стенд.

С. Смирнов вспоминал: «Наши враги с изумлением отзывались об исключительном мужестве, стойкости и упорстве защитников этой твердыни. А мы предали всё это забвению... В Москве, в Музее Вооруженных Сил об обороне Брестской крепости ни стенда, ни фотографии, ничего. Музейные работники пожимали плечами: «У нас музей истории подвигов... Какой мог быть героизм на западной границе. Немец беспрепятственно перешёл границу и под зелёным светофором дошел до Москвы. Вы разве это не знаете?"».

Выступления С. Смирнова в печати, на радио и телевидении, в телеальманахе «Подвиг», внесли огромный вклад в поиск пропавших в годы войны и её неизвестных героев. Теме войны посвящены его книги: «На полях Венгрии» (1954), «Сталинград на Днепре» (1958), «В поисках героев Брестской крепости» (1959), «Были Великой войны» (1966), «Семья» (1968) и др.

С. Смирнов не претендовал на создание художественного произведения. Он работал как документалист с чисто документальным материалом. По верному утверждению Ньоты Тун, в его «Брестской крепости» наиболее ярко отразилась «характерная для конца 60-х годов тенденция… к документальной точности».

Рассказывая впоследствии о методе своей работы, С. Смирнов писал: «Я, может быть, ригористически отношусь к документальной основе художественного произведения. Я стремлюсь к тому, чтобы ни один факт, приведёённый в документальной книге, написанной мною, не мог быть оспорен очевидцем и участником. Художественная работа, на мой взгляд, здесь заключается в осмыслении, в освещении этих фактов. И здесь писатель-документалист должен подняться над мелочной фактографией, дабы действительные факты, приведённые им, были осмыслены и освещены так, чтобы даже участники и очевидцы этих событий вдруг увидели себя самих в правильном свете и в том осмыслении, какого, быть может, они сами не предполагали… В моей книге «Брестская крепость» я, как известно, сохранил действительные имена героев. Я строго придерживался фактов даже в деталях, и ни один из фактов, изложенных в книге, вероятно, не может быть оспорен защитниками крепости, но ни один из них в своих рассказах не показал мне оборону крепости такой, какой она выглядит в моей книге. И это совершенно естественно. Каждый видел только кусочек этой картины, да ещё видел его субъективно, сквозь призму своих переживаний, сквозь наслоения своей последующей судьбы со всеми сложностями и неожиданностями. Моё дело как исследователя, как писателя было собрать все разрозненные кусочки мозаики, расставить их правильно, так, чтобы они дали широкую картину борьбы, снять субъективные наслоения, верным светом осветить эту мозаику, чтобы она проявилась как широкое панно удивительного народного подвига».


Книге предпослано «Открытое письмо героям Брестской крепости», в котором автор пишет: «Десять лет назад Брестская крепость лежала в забытых и заброшенных развалинах, а вы – её герои-защитники – не только были безвестными, но, как люди, в большинстве своём прошедшие через гитлеровский плен, встречали обидное недоверие к себе, а порой испытывали и прямые несправедливости. Наша партия и её XX съезд, покончив с беззакониями и ошибками периода культа личности Сталина, открыли для вас, как и для всей страны, новую полосу жизни».

За документальную повесть – книгу «Брестская крепость», выходившую дважды (1957, 1964), – С. Смирнов получил Ленинскую премию в области литературы. На основе подготовленных им наградных материалов около 70 защитников Брестской крепости были удостоены государственных наград.

С. СМИРНОВ

ИЗ КНИГИ «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ»

ГАВРОШ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ
ГЕРОИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА
КРУГ СЛАВЫ

И ныне над Бугом возвышаются развалины Брестской крепости, руины, овеянные воинской славой, ежегодно тысячи людей со всех концов нашей страны приезжают сюда, чтобы возложить цветы на могилы павших бойцов, отдать дань своего глубокого уважения беззаветной мужественности и стойкости ее защитников.
Оборона Брестской крепости, как и оборона Севастополя и Ленинграда, стала символом стойкости и бесстрашия советских воинов, навечно вошла в летопись Великой Отечественной войны.
Кто может остаться равнодушным, услышав сегодня о героях Брестской обороны, кого не тронет величие их подвига?!
О героической обороне Брестской крепости Сергей Смирнов впервые услышал в 1953 году. Тогда считалось, что все участники этой обороны погибли.
Кто они, эти неведомые, безымянные люди, показавшие беспримерную стойкость? Быть может, кто-либо из них жив? Вот те во¬просы, которые волновали писателя. Началась кропотливая работа по сбору материалов, требующая много сил и энергии. Приходилось распутывать сложнейшие переплетения судеб и обстоятельств, чтобы восстановить картину героиче¬ских дней. Писатель шаг за шагом преодолевает трудности, распутывая нити этого клубка, отыскивая очевидцев, участников обороны.
Так, задуманная вначале как серия очерков, «Брестская крепость» превратилась в грандиозную по охвату событий историко-литературную эпопею. В романе совместились две временных плоскости... Минувшие дни и современность встали рядом, раскрывая всю красоту и величие советского человека. Перед читателем проходят герои обороны: удивительный в своем упорстве и стойкости майор Гаврилов, сражавшийся до последнего патрона; полный светлого оптимизма и яростной неу¬страшимости рядовой Матевосян; маленький трубач Петя Клыпа - бесстрашный и самоотверженный паренек. А рядом с этими героями, чудом оставшимися в живых, перед читателями проходят образы погибших - безымянные бойцы и командиры, женщины и подростки, принимавшие участие в схват¬ках с врагами. О них известно очень немного, но и эти скупые факты заставляют поражаться стойкости брестцев, их беззаветной преданности Родине.
Сила произведения Сергея Смирнова - в строгости и простоте, с которой писатель излагает драматические события. Его суро¬вая сдержанная манера повествования еще больше подчеркивает всю значительность подвига, со¬вершенного защитниками Брестской крепости. В каждой строке этого произведения чувствуется глубокое уважение писателя к этим простым и в то же время необыкновенным людям, восхищение их мужеством и отвагой.
«Я был участником войны и не¬мало видел в те памятные годы - пишет он в очерке, предпосланном роману, - но именно подвиг защитников Брестской крепости, как бы новым светом озарил все виденное, раскрыл мне силу и широту души нашего человека, заста¬вил с особой остротой пережить счастье и гордость сознания принадлежности к великому, благородному и самоотверженному народу...»
Память о подвиге героев Бреста никогда не умрет. Книга С.С. Смирнова, удостоенная в 1965 году Ленинской премии, вернула стране имена многих погибших героев, помогла вос¬становить справедливость, вознаградить мужество людей, отдавших жизнь во имя Родины.
Каждая историческая эпоха создает произведения, отражающие дух своего времени. Героичес¬кие события гражданской войны нашли свое воплощение в фурмановском «Чапаеве», в кристально чистом романе Островского «Как закалялась сталь». О Великой Отечественной войне написано немало замечательных книг. И среди них достойное место принадлежит сильной и смелой книге С. С. Смирнова. Герои «Брестской крепости» встанут рядом с бессмертными образами, созданными Д. Фурмановым и Н. Островским, как символ беспримерной преданности Родине.

Некоторые из источников утверждают, что история Брестской крепости началась за столетие до ее героического подвига в 1941 году. Это несколько не соответствует действительности. Крепость существовала издавна. Полная реконструкция средневековой цитадели в городке Берестье (историческое название Бреста) началась в 1836 году и длилась 6 лет.

Сразу же после пожара 1835 года царское правительство приняло решение модернизировать крепость, чтобы в будущем придать ей статус западного форпоста государственного значения.

Средневековый Брест

Крепость возникла еще в 11 веке, упоминания о ней можно найти в широко известной «Повести временных лет», где летопись запечатлела эпизоды борьбы за престол между двумя великими князьями - Святополком и Ярославом.

Имея очень выгодное месторасположение, - на мысе между двух рек, и Мухавца, Берестье вскоре обрело статус крупного торгового центра.

В древние времена основными путями купеческого передвижения были реки. А тут целых два водных пути давали возможность продвижения товара с востока на запад и наоборот. По Бугу можно было добираться в Польшу, Литву и Европу, а по Мухавцу, через Припять и Днепр, - в Причерноморские степи и на Ближний Восток.

Можно только догадываться, насколько живописной была средневековая Брестская крепость.Фото иллюстраций и чертежей крепости раннего периода - большая редкость, встретить их возможно только в качестве музейных экспонатов.

Ввиду постоянного перехода Брестской крепости под юрисдикцию того или иного государства и обустройства городка на свой лад, план и форпоста, и населенного пункта претерпевал незначительные изменения. Некоторые из них были навеяны требованиями времени, однако более полутысячи лет Брестской крепости удавалось сохранить свой первозданный средневековый колорит и соответствующую атмосферу.

1812 год. Французы в цитадели

Приграничная география Бреста всегда была причиной борьбы за городок: за 800 летистория Брестской крепостизапечатлела владычество Туровского и Литовского княжеств, Речи Посполитой (Польши), и лишь в 1795 году Брест стал неотъемлемой частью российских земель.

Но до нашествия Наполеона российское правительство не придавало большого значения древней крепости. Лишь во времена русско-французской войны 1812 года Брестская крепость подтвердила свой статус надежного форпоста, который, как в народе говорили, своим помогает, а врагов истребляет.

Французы тоже было решили оставить Брест за собой, однако русские войска отбили крепость, одержав безоговорочную победу над французскими кавалерийскими частями.

Историческое решение

Эта победа и послужила отправной точкой для решения царского правительства возвести на месте достаточно хлипкой средневековой крепости новое и мощное укрепление, соответствующее духу времени в архитектурном стиле и военном значении.

А что же герои Брестской крепости времен года? Ведь любые военные действия предполагают появление отчаянных смельчаков и патриотов. Их имена остались неизвестными широким кругам тогдашней общественности, но не исключено, что свои награды за мужество они получили из рук самого императора Александра.

Пожар в Бресте

Пожар, охвативший древнее городище в 1835 году, ускорил процесс генеральной реконструкции Брестской крепости. В планах тогдашних инженеров и зодчих было разрушить средневековые строения, чтобы на их месте возвести совершенно новые по архитектурному характеру и стратегической значимости сооружения.

Пожар уничтожил около 300 зданий в городище, и это, как ни парадоксально, оказалось на руку и царскому правительству, и строителям, и населению городка.

Реконструкция

Выдав погорельцам компенсацию в виде наличных денег и стройматериалов, государство убедило их поселиться не в самой крепости, а отдельно - в двух километрах от форпоста, таким образом, обеспечив крепости единственную функцию - защитную.

История Брестской крепости прежде не знала столь грандиозной перестройки: средневековое городище было снесено до основания, и на его месте выросла мощнейшая цитадель с толстыми стенами, целой системой подъемных мостов, связывающих между собой три искусственно созданных острова, с бастионными фортами, оснащенными равелинами, с неприступным десятиметровым земляным валом, с узкими амбразурами, позволяющими защитникам оставаться максимально защищенными во время обстрела.

Защитные возможности крепости в 19-м веке

Кроме защитных сооружений, которые, безусловно, играют ведущую роль при отражении вражеских атак, немаловажны также численность и вышколенность солдат, несущих службу в приграничной крепости.

Защитная стратегия цитадели была продумана архитекторами до тонкостей. Иначе, зачем придавать обычной солдатской казарме значение главного укрепления? Проживая в помещениях со стенами толщиной в два метра, каждый из военнослужащих подсознательно был готов отражать возможные атаки врага, буквально, вскочив с кровати - в любое время суток.

500 казематов крепости легко умещали 12 000 солдат с полным комплектом вооружения и провизией на несколько дней. Казармы были так удачно замаскированы от постороннего глаза, что об их наличии вряд ли мог догадаться непосвященный - они находились в толще того самого десятиметрового земляного вала.

Особенностью архитектурно решения крепости стала неразрывная связь ее сооружений: выдающиеся вперед башни прикрывали от огня главную цитадель, а из фортов, расположенных на островах, можно было вести целенаправленный огонь, защищая передовую.

Когда крепость была укреплена кольцом из 9 фортов, она стала практически неуязвимой: каждый из них мог уместить в себе целый солдатский гарнизон (а это 250 служивых), плюс 20 орудий.

Брестская крепость в мирное время

В период спокойствия на государственных рубежах Брест жил размеренной неспешной жизнью. И в городе, и в крепости царила завидная размеренность, в храмах совершались службы. На территории крепости церквей было несколько - все же уместить огромное число военных один храм никак не смог бы.

Один из местных монастырей был перестроен в здание для собраний офицерских чинов и получил название Белого дворца.

Но и в спокойные периоды времени в крепость не так легко было попасть. Вход в «сердце» цитадели состоял из четырех ворот. Трое из них, как символ своей неприступности, сохранила современная Брестская крепость. Музейначинается со старых ворот: Холмские, Тереспольские, Северные… Каждым из них было предписано стать вратами в рай для множества своих защитников в будущих войнах.

Оснащение крепости накануне Первой мировой

В период смуты в Европе крепость Брест-Литовск оставалась одним из самых надежных укреплений на русско-польской границе. Основное задание цитадели - «облегчать свободу действий армии и флоту», которые не имели современного оружия и оснащения.

Из 871 единицы вооружения только 34% отвечало требованиям ведения боя в современных условиях, остальные орудия были устаревшими. Среди пушек преобладали старые образцы, способные осуществлять выстрелы на расстояние не более 3 верст. В это время потенциальный противник располагал минометами и артиллерийскими системами

В 1910 году воздухоплавательный батальон крепости получил в распоряжение свой первый дирижабль, а в 1911 году Брест-Литовская крепость специальным царским указом была оснащена собственной радиостанцией.

Первая война 20-го века

Застала Брестскую крепость за довольно мирным занятием - строительством. Привлеченные селяне из близлежащих и дальних деревень активно сооружали дополнительные форты.

Крепость была бы отлично защищена, если бы накануне не грянула военная реформа, в результате которой пехота была расформирована, и форпост лишился боеспособного гарнизона. Вначале первой мировой в Брест-Литовской крепости остались одни ополченцы, которые во время отступления вынужденно сожгли самые крепкие и современные из форпостов.

Но главное событие первой войны ХХ века для крепости было связано не с военными действиями - в ее стенах был подписан Брестский мирный договор.

Памятники Брестской крепостиимеют различный вид и характер, и одним из таковых остается этот значимый для тех времен договор.

Как народ узнал о подвиге Бреста

Большинство современников знают Брестскую цитадель по событиям первого дня вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз. Информация об этом появилась не сразу, ее обнародовали сами же немцы совершенно неожиданным образом: выказав сдержанное восхищение героизмом защитников Бреста в личных дневниках, которые впоследствии были найдены и опубликованы военными журналистами.

Это случилось в 1943-1944 годах. До того времени о подвиге цитадели широкой аудитории было неизвестно, а выжившие в «мясорубке» герои Брестской крепости,по версии высших военных чинов, считались обычными военнопленными, сдавшимися врагу от малодушия.

Информация о том, что локальные бои точились в цитадели и в июле, и даже в августе 1941 года, тоже не сразу стала достоянием общественности. Но, теперь историки могут точно утверждать: Брестская крепость, которую враг рассчитывал взять за 8 часов, держалась очень долго.

Дата начала ада: 22 июня 1941 года

Перед войной, которую не ждали, Брестская крепость выглядела совсем негрозно: старый земляной вал осел, порос травой, на территории - цветы и спортивные площадки. В первых числах июня основные полки, дислоцирующиеся в крепости, покинули ее и уехали в летние учебные лагеря.

История Брестской крепости за все столетия не знала еще такого вероломства: предрассветные часы короткой летней ночи стали для ее обитателей Неожиданно, из ниоткуда, по крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший всех находящихся в ней врасплох, а на территорию форпоста ворвалось 17 000 безжалостных «молодцев» из вермахта.

Но ни кровь, ни ужас, ни смерти товарищей не смогли сломить и остановить героических защитников Бреста. Они сражались восемь дней по официальным данным. И еще два месяца - по неофициальным.

Не так просто и не так быстро сдавала свои позиции 1941 годастала предзнаменованием всего дальнейшего хода войны и показала врагу неэффективность его холодных расчетов и супероружия, которые побеждает непредсказуемый героизм плохо вооруженных, но горячо любящих отечество славян.

«Говорящие» камни

О чем и сейчас молча кричит Брестская крепость? Музей сохранил многочисленные экспонаты и камни, на которых можно прочесть записи ее защитников. Короткие фразы в одну-две строчки берут за живое, трогают до слез представителей всех поколений, хоть звучат они скупо, по-мужски сухо и деловито.

Москвичи: Иванов, Степанчиков и Жунтяев вели летопись этого страшного периода - гвоздем по камню, слезами по сердцу. Двое из них погибли, оставшийся Иванов тоже знал, что ему осталось недолго, обещал: «Осталась последняя граната. Живым не сдамся», и тут же просил: «Отомстите за нас, товарищи».

Среди доказательств того, что крепость держалась дольше восьми дней, остались даты на камне: 20 июля 1941 г. - самая отчетливая из них.

Чтобы осмыслить значимость героизма и стойкости защитников крепости для всей страны, всего лишь необходимо вспомнить место и дату: Брестская крепость, 1941 год.

Создание мемориала

Впервые после оккупации на территорию крепости представители Советского Союза (официальные и из народа) смогли попасть в 1943 году. Как раз в тот период и появились публикации отрывков из дневников немецких солдат и офицеров.

До того Брест был легендой, передающейся из уст в уста по всем фронтам и в тылу. Чтобы придать событиям официальности, прекратить всякого рода выдумки (даже положительного характера) и запечатлеть подвиг Брестской крепости в веках, западный форпост было решено переквалифицировать в мемориал.

Реализация идеи состоялась через несколько десятилетий после окончания войны - в 1971 году. Руины, обожженные и обстрелянные стены - все это стало неотъемлемым элементом экспозиции. Израненные здания уникальны, они и составляют основную часть свидетельства о мужестве своих защитников.

Кроме того, мемориал Брестская крепостьза мирные годы обрел несколько тематических памятников и обелисков более позднего происхождения, которые гармонично вписались в своеобразный ансамбль крепости-музея и своей строгостью и лаконичностью подчеркнули произошедшую в этих стенах трагедию.

Брестская крепость в литературе

Самым известным и даже несколько скандальным произведением о Брестской крепости стала книга С. С. Смирнова. Встретившись с очевидцами и уцелевшими участниками защиты цитадели, автор решил восстановить справедливость и обелить имена настоящих героев, которым тогдашнее правительство ставило в вину пребывание в немецком плену.

И ему это удалось, хоть времена были не самые демократичные - середина 50-х годов прошлого столетия.

Многим помогла вернуться к нормальной, не презираемой согражданами жизни книга «Брестская крепость». Фото некоторых из этих счастливчиков широко публиковались в прессе, имена звучали по радио. Был учрежден даже цикл радиопередач, посвященный поиску защитников Брестской твердыни.

Произведение Смирнова стало той спасительной нитью, по которой, подобно мифологической героине, из тьмы забытья вышли другие герои - защитники Бреста, рядовые и командиры. Среди них: комиссар Фомин, лейтенант Семененко, капитан Зубачев.

Брестская крепость - монументдоблести и славы народной, вполне осязаемый и материальный. Множество загадочных легенд о его бесстрашных защитниках живет в народе и поныне. Мы знаем их в форме литературных и музыкальных произведений, иногда встречаем в устном народном творчестве.

И жить этим легендам в веках, ведь подвиг Брестской крепости достоин того, чтобы о нем помнили и в 21-м, и в 22-м, и в последующих столетиях.

Бывают писатели «одной книги», а Сергей Смирнов был писателем одной темы: в литературе, в кино, на телевидении и по радио он рассказывал о людях, героически погибших в Великой отечественной войне, а после этого - забытых.


«В 1954 году, - пишет Сергей Смирнов, - я заинтересовался тогда ещё смутной легендой о героической обороне Брестской крепости и начал разыскивать участников и очевидцев этих событий. Два года спустя я рассказал об этой обороне и о защитниках Бреста в серии радиопередач «В поисках героев Брестской крепости», получивших широкий отклик в народе. Поток писем, обрушившихся на меня после этих передач, исчислялся сначала десятками, а потом сотнями тысяч...»

В результате имя Брестской крепости стало в нашей стране нарицательным. Книгу под названием «Брестская крепость» знает каждый читающий. А телевизионные журналы «Подвиг» и, позднее, «Поиск», которые вел писатель Смирнов, стали началом не государственного, а народного похода за восстановление справедливости. До сих пор по всем землям, где прошла война, совсем молодые люди ищут и находят безвестно погибших солдат.

Сергей Сергеевич Смирнов

. Память о нем, считает Андрей Сергеевич Смирнов (его сын), постепенно стерлась из средств массовой информации, выросло поколение, которое понятия не имеет о том, что был такой человек, была такая книга. Речь идет о "Брестской крепости". В 50-е годы Сергей Смирнов нашел живых героев Брестской твердыни, рассказал об их судьбах, а в 55-м по совету Ираклия Андроникова сделал радиопередачу, которую слушала буквально вся страна . После смерти Сталина Сергей Смирнов первым сказал, что далеко не все военнопленные были изменниками. Писатель утверждал, что многие пострадали безвинно. За эти усилия вернуть доброе имя тысячам фронтовиков Сергей Смирнов уже заслужил низкий поклон. В результате многолетних поисков и расследований вышла книга, за которую автору была присуждена Ленинская премия. Но скоро по указанию Суслова набор был рассыпан, и почти два десятка лет "Брестская крепость" не издавалась... Через 18 лет она была переиздана, не могу не упомянуть людей, которые сделали это: последнее издание - Валентин Осипов, издатель, который добился того, что эта книга была переиздана к годовщине Победы. Издание это было благотворительное, оно практически не продавалось, было разослано в основном по библиотекам, а также в качестве подарочного вручено ветеранам войны, которые приезжали в Москву на празднование Дня Победы. И вот наша мать меня с братом упрекает, говорит: "Что же вы ничего не делаете, чтобы помнили об отце?" Я на это отвечаю, что он сделал такое важное дело, что, я надеюсь, может быть, со временем в памяти русского народа оно не должно стереться. А если сотрется, то все усилия бесполезны.

Дело в том, что люди, которые сегодня не ходят на работу 9 мая и 8 марта, даже не подозревают о том, что этим они тоже обязаны моему отцу.


В 1955 году впервые прозвучали по радио, в августе месяце, его радиопередачи, которые назывались "В поисках героев Брестской крепости". По первым следам этих поисков первых живых участников обороны Бреста ему удалось разыскать, расспросить. Я пошел в школу через две недели, и оказалось, что вся страна сидела у радио, буквально вся, отец мгновенно стал знаменитым. Но что самое главное было в этих передачах? Разумеется, рассказы о героизме русского солдата, о людях, которые сражались, продолжали сражаться в условиях абсолютно бесперспективных, безнадежных. Ведь в крепости еще были очаги сопротивления, когда немцы были уже за Смоленском, уже Минск был взят. Тем не менее, эти люди, простые русские парни - и не только русские, конечно, российские парни, потому что там были и татары, и армяне, и немцы поволжские, и кого там только не было, и казахи, короче говоря, со всех концов империи, - продолжали воевать, не сдаваться, убивать немцев, голодали... И, естественно, они все потом - кто не застрелился или не был убит - попадали в плен, неоднократно бежали, потом уходили в партизаны, когда удавалось, вплоть до того, что пытались вредить там, внутри Германии. Да, собственно, если бы не было таких солдат, исход войны, вероятно, был бы другим. И всем этим людям было отказано в праве гражданства. Отец первым заговорил о том, что обстоятельства вынудили этих людей оказаться в плену, что это солдаты, которые имеют право на такое же, а может быть, даже и большее уважение, чем кто-то другой. И вот постепенно это внедрилось не только в сознание народа, но и в сознание власти. Никогда не забуду, как мы пытались, - когда Брежнев умер, но сменялись один за другим "живые покойники", начальники, пока дело дошло до Горбачева, - в очередной раз мы были с матерью на Старой площади, в ЦК партии, говорили о том, что не худо было бы издать эту книгу. И каждый раз обещали, говорили, что это наше национальное достояние, а потом в "Молодой гвардии" редактор - никогда не забуду! - вполне государственным голосом сказал, объяснил мне... Я и фамилию хорошо помню - пусть этот негодяй, может быть, услышит или его дети - фамилия его была Машавец, главный редактор тогда издательства "Молодая гвардия", какой-то там партийный или комсомольский деятель. За точность цитаты ручаюсь, потому что я записал ее тут же, за дверями его кабинета. Он объяснил, что книга не может быть в данный момент переиздана, потому что в ней дана "неверная и поверхностная оценка первого этапа войны, а во-вторых, в случае издания из книги необходимо выбросить все упоминания о тех, кто был в плену". А те, кто не был в плену, в книге не упоминались. Это уже было время Афганистана, армия наша там завязла, проблема наших пленных встала во весь рост, и поэтому зазвучали знакомые руководящие нотки. А в 1965 году последовал указ о том, чтобы 9 мая к 20-летию победы стало выходным днем. Я напомню, что с 1945 по 1965 год это был рабочий день. Но расщедрившееся правительство подарило народу еще и 8 марта, которое тоже было рабочим днем, а в указе было сказано: в знак уважения (что-то в этом роде) к вкладу советских женщин в войну и в труд в тылу. Так что пусть знают, когда выпивают 9 мая и 8 марта, с кем надо чокаться.


П.Кривоногов «Защитники Брестской крепости», 1951 год

Смирнов Сергей Сергеевич (1915-1976).


Смирнов Сергей Сергеевич(1915-1976).

Прозаик, драматург, журналист, общественный деятель. Родился в Петрограде. Трудовой путь начал на Харьковском электромеханическом заводе. В 1932-1937 гг. учился в Московском энергетическом институте. С 1937 г. - сотрудник газеты «Гудок» и одновременно студент Литературного института им. A.M. Горького. «В Великой Отечественной войне принимает участие вначале строевым командиром, а с 1943 г. - спецкором армейской газеты».1 После войны работал в Военном издательстве, затем в редакции журнала «Новый мир». В 1950-1960 гг. - главный редактор «Литературной газеты». Член Советского комитета ветеранов войны, секретарь Московского отделения Союза писателей РСФСР, член Правления СП СССР, член редколлегии журнала «Смена». Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

С. Смирнов - автор пьес и киносценариев, документальных книг и очерков о неизвестных героях Великой Отечественной войны, в том числе «Брестская крепость» (1957 г.; расширенное издание - в 1964 г.), «Рассказы о неизвестных героях» (1963) и др. Много лет вел на телевидении популярную передачу - телеальманах «Подвиг».

Важнейший подвиг С. Смирнова - реабилитация героев Брестской крепости. Он был одним из инициаторов создания музея обороны крепости; собранные им материалы (более 50 папок с письмами, 60 тетрадей и блокнотов с записями бесед с защитниками крепости, сотни фотографий и др.) передал музею. В музее крепости ему посвящен стенд. Смирнов вспоминал: «Наши враги с изумлением отзывались об исключительном мужестве, стойкости и упорстве защитников этой твердыни. А мы предали все это забвению... В Москве, в Музее Вооруженных Сил об обороне Брестской крепости ни стенда, ни фотографии, ничего. Музейные работники пожимали плечами: „У нас музей истории подвигов... Какой мог быть героизм на западной границе. Немец беспрепятственно перешел границу и под зеленым светофором дошел до Москвы. Вы разве это не знаете?"». В 1965 г. С. Смирнов стал лауреатом Ленинской премии за книгу «Брестская крепость». По этому поводу Г. Свирский писал:

«До 1957 г. пресса и словом не обмолвилась о героизме защитников Брестской крепости,2 ставшей позднее, в истории войны, символом Сопротивления. Фотография прижавшихся лбами друг к другу, плачущих руководителей обороны Брестской крепости, которые встретились в Москве по дороге из сибирских лагерей, - эта ошеломляющая фотография, воспроизведенная „Литературной газетой" в хрущевские времена, стала неопровержимым документом подлой жестокости сталинского времени. „У нас нет военнопленных, - сказал, как известно, Сталин, - есть предатели". Кому нужны предатели?.. Совинформбюро сообщило о трагедии времени заголовком-фальшивкой: «Как немецкие генералы фабрикуют советских военнопленных».

В середине шестидесятых годов историю обороны Брестской крепости и ее героев, попавших в немецкий плен (а позднее в советские лагеря), рассказал Сергей Смирнов - в документальной книге „Брестская крепость" (удостоенной Ленинской премии в 1965 году). Книге предпослано „Открытое письмо героям Брестской крепости", в котором автор пишет: „Десять лет назад Брестская крепость лежала в забытых и заброшенных развалинах, а вы - ее герои-защитники - не только были безвестными, но, как люди, в большинстве своем прошедшие через гитлеровский плен, встречали обидное недоверие к себе, а порой испытывали и прямые несправедливости. Наша партия и ее XX съезд, покончив с беззакониями и ошибками периода культа личности Сталина, открыли для вас, как и для всей страны, новую полосу жизни".

„Прямые несправедливости", „беззакония и ошибки", „обидное недоверие" - все эти эвфемизмы означают, что герои, которые отважно сражались в крепости, оказавшейся в глубоком тылу немецких войск, были арестованы советскими органами безопасности только оттого, что оказались военнопленными, и что эти герои войны провели послевоенные годы в лагерях. Но и в ту пору хрущевской „оттепели" их летописец, писатель С.С. Смирнов, не мог рассказать о них всю правду, не прибегая к постыдным, лживым заменам: „концлагерь" заменяется оборотом „прямая несправедливость", слова „преступления" и „террор" - словами „беззакония" и „ошибки", слова „сталинский деспотизм" - стереотипом „период культа личности Сталина"» (Свирский Г. С. На лобном месте. Литература нравственного сопротивления. М., 1998. С. 471-472).

Работа писателя С.С. Смирнова завершилась реабилитацией А. Филя, освобождением П. Клыпа, снятием всех подозрений с майоров П. Гаврилова и С. Матевосяна и других оставшихся в живых защитников Брестской крепости. Исключенные из партии были восстановлены, надлежащим образом трудоустроены (Викторов Б.А. Без грифа «секретно». Записки военного прокурора. Вып. 3. М., 1990. С. 286).

Сын С.С. Смирнова - Константин Смирнов (р. 1952 г.) во многом продолжает дело отца. Он - ведущий воскресной телепередачи «Большие родители», которая устойчиво имеет высокий рейтинг. В одном из интервью на вопрос «Какую главную мысль вы вынесли из общения с детьми великих родителей?» он ответил: «Я понял, что советская власть была настолько античеловечна, что даже своих любимых детей, тех, кто служил ей не за страх, а за совесть, она поедала, как свинья поедает своих поросят. В собственной жизни или в жизни близких у них обязательно была какая-то трагедия, о которой часто вообще никто не знает» (НТВ: охота за детьми// Аргументы и факты. 2000. № 9. С. 8). Старший сын С.С. Смирнова - Андрей Смирнов (р. 1941 г.) - кинорежиссер, автор фильмов «Белорусский вокзал» (1971), «Осень» (1975) и др.

Примечания

1) Эти данные взяты из справочника «Сценаристы советского художественного кино» (М., 1972. С. 336). В другом


Источнике о военном периоде в жизни С.С. Смирнова сказано иначе: «С 1941 г. работал на оборонном заводе. Осенью 1942 г. добровольно ушел на фронт и до конца войны сражался гвардии рядовым 8-й гвардейской стрелковой дивизии им. И.В. Панфилова на многих фронтах» (Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. М 1995 С. 228).

2) С первых минут войны гарнизон Брестской крепости попал в исключительно тяжелую ситуацию. Генерал-полковник Л. Сандалов вспоминает: «В 4 часа утра 22 июня был открыт ураганный огонь по казармам в центральной части крепости, а также по мостам и входным воротам и домам начсостава. Этот налет вызвал замешательство среди красноармейцев, в то время как комсостав был частично уничтожен. Уцелевшая же часть командиров не могла проникнуть в казармы из-за сильного заградительного огня... В результате красноармейцы и младший комсостав, лишенные руководства и управления, одетые и раздетые, группами и по одиночке самостоятельно выходили из крепости, преодолевая под артиллерийским, минометным и пулеметным огнем обводный канал, реку Мухавец и вал крепости. Потери учесть было невозможно, так как личный состав 6-й дивизии смешался с личным составом 42-й дивизии... К этому следует добавить, что начала активно действовать "пятая колонна". В городе и крепости внезапно погас свет. Телефонная связь с городом прекратилась... Некоторым командирам все же удалось пробраться к своим частям и подразделениям в крепость, однако вывести подразделения они не смогли. В результате оставшийся в живых личный состав частей 6-й и 42-й дивизий остался в крепости в качестве ее гарнизона не потому, что ему были поставлены задачи по обороне крепости, а потому, что из нее невозможно было выйти. Материальная часть артиллерии гарнизона крепости находилась в открытых артиллерийских парках и поэтому большая часть орудий была уничтожена. Почти все лошади артиллерийских и минометных подразделений находились во дворе крепости у коновязей и почти целиком были уничтожены. Машины автобатальонов обеих дивизий сгорели при налете немецкой авиации» (Сандалов Л. М., Пережитое. М., 1966. С. 99-100).

Смирнов С - Брестская крепость (отр. из книги чит. автор)



И ныне над Бугом возвышаются развалины Брестской крепости, руины, овеянные воинской славой, ежегодно тысячи людей со всех концов нашей страны приезжают сюда, чтобы возложить цветы на могилы павших бойцов, отдать дань своего глубокого уважения беззаветной мужественности и стойкости ее защитников.
Оборона Брестской крепости, как и оборона Севастополя и Ленинграда, стала символом стойкости и бесстрашия советских воинов, навечно вошла в летопись Великой Отечественной войны.
Кто может остаться равнодушным, услышав сегодня о героях Брестской обороны, кого не тронет величие их подвига?!
О героической обороне Брестской крепости Сергей Смирнов впервые услышал в 1953 году. Тогда считалось, что все участники этой обороны погибли.
Кто они, эти неведомые, безымянные люди, показавшие беспримерную стойкость? Быть может, кто-либо из них жив? Вот те вопросы, которые волновали писателя. Началась кропотливая работа по сбору материалов, требующая много сил и энергии. Приходилось распутывать сложнейшие переплетения судеб и обстоятельств, чтобы восстановить картину героических дней. Писатель шаг за шагом преодолевает трудности, распутывая нити этого клубка, отыскивая очевидцев, участников обороны.
Так, задуманная вначале как серия очерков, «Брестская крепость» превратилась в грандиозную по охвату событий историко-литературную эпопею. В романе совместились две временных плоскости... Минувшие дни и современность встали рядом, раскрывая всю красоту и величие советского человека. Перед читателем проходят герои обороны: удивительный в своем упорстве и стойкости майор Гаврилов, сражавшийся до последнего патрона; полный светлого оптимизма и яростной неустрашимости рядовой Матевосян; маленький трубач Петя Клыпа - бесстрашный и самоотверженный паренек. А рядом с этими героями, чудом оставшимися в живых, перед читателями проходят образы погибших - безымянные бойцы и командиры, женщины и подростки, принимавшие участие в схватках с врагами. О них известно очень немного, но и эти скупые факты заставляют поражаться стойкости брестцев, их беззаветной преданности Родине.
Сила произведения Сергея Смирнова - в строгости и простоте, с которой писатель излагает драматические события. Его суровая сдержанная манера повествования еще больше подчеркивает всю значительность подвига, совершенного защитниками Брестской крепости. В каждой строке этого произведения чувствуется глубокое уважение писателя к этим простым и в то же время необыкновенным людям, восхищение их мужеством и отвагой.

«Я был участником войны и немало видел в те памятные годы - пишет он в очерке, предпосланном роману, - но именно подвиг защитников Брестской крепости, как бы новым светом озарил все виденное, раскрыл мне силу и широту души нашего человека, заставил с особой остротой пережить счастье и гордость сознания принадлежности к великому, благородному и самоотверженному народу...»
Память о подвиге героев Бреста никогда не умрет. Книга С.С. Смирнова, удостоенная в 1965 году Ленинской премии, вернула стране имена многих погибших героев, помогла восстановить справедливость, вознаградить мужество людей, отдавших жизнь во имя Родины.
Каждая историческая эпоха создает произведения, отражающие дух своего времени. Героические события гражданской войны нашли свое воплощение в фурмановском «Чапаеве», в кристально чистом романе Островского «Как закалялась сталь». О Великой Отечественной войне написано немало замечательных книг. И среди них достойное место принадлежит сильной и смелой книге С. С. Смирнова. Герои «Брестской крепости» встанут рядом с бессмертными образами, созданными Д. Фурмановым и Н. Островским, как символ беспримерной преданности Родине.