В 1971 г. Крис Кельми играл в любительской группе "Садко», потом с 1972 г. с Александром Ситковецким в образованном ими «Високосном лете».
Високосное лето.
«Високосное лето» - один из наиболее ярких и популярных составов на московской рок-сцене 70-х. был образован на обломках двух менее известных групп - «Аэропорт» и «Садко» - в составе: Александр Ситковецкий (гитара, вокал), Крис Кельми (бас, клавишные, вокал), Юрий Титов (ударные). На первых порах группа играла главным образом хард-роковые стандарты и выступала преимущественно на студенческих вечерах отдыха.
Новый этап начался в биографии группы в середине десятилетия, когда музыканты «В. Л.» отказались от англоязычного репертуара и обратились к сочинению собственных песен и инструментальных пьес, в которых, следуя канонам арт - рока, стремились осуществить синтез традиционных рок - направлений и камерной музыки.
Тогда же в составе «В. Л.» появляются новые участники: Александр Кутиков (экс-«Машина времени») - бас, вокал и ударник Анатолий Абрамов (вместо Титова). Впоследствии ушедшего в «Аракc» Абрамова заменяет Валерий Ефремов.
Первым значительным успехом «В. Л." было выступление на рок-фестивале в Таллинне (1977 г.), где группа показала разноплановую программу, продемонстрировав не только высокий профессиональный уровень, но и обилие новых для отечественного рока решений, интересные тексты (автор - Маргарита Пушкина). Одними из первых в нашей стране музыканты «В. Л." пытались создать визуальный эквивалент своим песням, разыгрывая на сцене эффектные спектакли с гримом, костюмами, париками, умело использовали световое оформление и сценическую пиротехнику. «Лавка чудес", «Похититель снов", «Мона Лиза» - признанные хиты тех лет. В 1972-1979 гг. группа много выступала в Москве, успешно гастролировала в Ленинграде, Риге и Архангельске, записала 7 магнитофонных альбомов и даже поставила рок-оперу «Прометей прикованный". В 1978 г. участвует в рок-фестивале в Черноголовке, где наряду с «Машиной времени» имеет наибольший успех и получает премии за профессионализм и театрализацию. В то же время внутри «В. Л.» назревали расхождения, и в результате в мае 1979 г. группа раскололась надвое: Кутиков и Ефремов ушли в реорганизованную "Машину времени", а Ситковецкий продолжил эксперименты в области арт-рока в образованном им «Автографе», к которому вскоре ненадолго присоединился и Крис Кельми, вместе с которым группа заняла 2-е место на 1-ом Всесоюзном фестивале в Тбилиси в 1980 году.
Рок ателье
Театр Ленинского комсомола в 1980 г. предложил Кельми набрать новую группу, вместо ушедшего на профессиональную сцену «Аракса», и Кельми принимает приглашение. В составе «Рок-ателье» в разное время работают прекрасные музыканты - братья Смеяны, басист Валентин Лезов, барабанщик Юрий Китаев, Александр Барыкин и другие; группа участвует в постановке новых спектаклей, в том числе, рок-оперы "Юнона и Авось», делает новую редакцию спектакля «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты».
В 1987 г. Крис Кельми переходит в театр песни А. Пугачевой, где участвует в постановке первых «Рождественских встреч» и вместе с «Рок Ателье» выступает с концертами по стране а так же на крупных Рок фестивалях в Испании и Швейцарии («Lesien Rock Festival»)
В 1988 г. Крис Кельми собрал около 30 музыкантов для записи совместной песни «Замыкая круг». Среди них – Андрей Макаревич, Александр Градский, Константин Никольский, Александр Барыкин, Валерий Сюткин, Александр Кутиков и мн. др.
С 1989 г. «Рок ателье» работает самостоятельно, участвует в зарубежных турне, в Голландии, Германии и конечно же в России. В составе группы: Крис Кельми - вокал, клавишные; Александр Ярош - гитара; «Валерий Липец - бас, гитара; Сергей Кокорин - клавишные; Вячеслав Захаров - ударные; Илларион Давыдов - саксофон; Валерий Каримов - вокал.
Как композитор Крис Кельми известен своими песнями «Ночное рандеву», «Усталое такси», «Замыкая круг», «Ей парень не торопись», мюзиклом «Пес в сапогах », спектаклем «Ленкома» «Люди и птицы».
1993 году MTV сняло клип на песню «Старый волк», который имел успешный показ на Восточном побережье США.
С 1991 по настоящее время Крис Кельми является вице-президентом Футбольного Клуба Звезд Эстрады «Старко», а так же постоянным участником теннисных турниров «Большая Шляпа».
С 2000 года Крис Кельми выступает и выпускает новые альбомы сольно.
Крис Кельми (настоящее имя Анатолий Арьевич Калинкин) родился 21 апреля 1955 года в г. Москве - советский и российский рок- и поп-музыкант, композитор. Участник групп «Високосное лето», «Автограф», «Рок-Ателье».
В 1972 году Анатолий взял псевдоним Крис, в честь героя «Соляриса» Криса Кельвина. В 1985 году взял фамилию «Кельми», в честь своего отца, Ария Михайловича Кельми.
Образование
Начал играть на фортепьяно в 1959 году (4 года). В 1969 году окончилмузыка льную школу им. Исаака Дунаевского по классу фортепиано.
В 1977 году оканчивает Московский институт инженеров транспорта. Учился там же в аспирантуре с 1977 по 1980 гг.
В 1983 году поступил в Музыкальное училище им. Гнесиных (эстрадный факультет, педагог - Игорь Бриль), где учился вместе с Владимиром Кузьминым.
Начало
В 1970 году основал любительскую группу «Садко». В 1972 году с Александром Ситковецким создаёт группу «Високосное лето».
В составе Александр Кутиков (вокал, бас), В. Ефремов (ударные), А. Ситковецкий (гитара, вокал), Крис Кельми (вокал, орган), группа «Високосное лето» выступила в Риге (Рок-фестиваль на Певческом Поле) в 1977 году. После исполнения «Сатанинских плясок» горком ВЛКСМ запретил выступления.
Группы
В 1979 году вместе с Александром Ситковецким создал группу «Автограф». В 1979?1980 году в составе «Автографа» принимает участие в фестивале Весенние ритмы «Тбилиси».
В том же 1980 году по инициативе Марка Захарова (Театр Ленинского комсомола) набирает музыкантов и создаёт группу «Рок-ателье». В составе «Рок-ателье» в разное время работают музыканты - Павел Смеян и Александр Смеян, басист Валентин Лезов, барабанщик Юрий Китаев, Александр Барыкин...
В составе этой группы с 1980 по 1987 год работал в театре «Ленком», участвуя в постановке новых спектаклей, в том числе рок-оперы «Юнона и Авось», делает новую редакцию спектакля «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты».
В 1985-1986 гг. в группе «Рок-Ателье» играл Александр Барыкин. В 1987 году работает в филармонии города Йошкар-Ола.
С 1987 года в театре песни Аллы Пугачёвой, где участвует в постановке первых «Рождественских встреч» и вместе с «Рок-Ателье» выступает с концертами по стране и за рубежом, на фестивале Lesien Rock Festival.
В 1987 году в состав «Рок-Ателье» вливается певица Ольга Кормухина. На фирме «Мелодия» выходит пластинка-миньон «Ольга Кормухина и «Рок-Ателье» Криса Кельми» с песнями «Усталое такси», «Я не твоя», «Время пришло».
В 1987 году Крис Кельми собрал 27 музыкантов (и одного журналиста, ведущего «Звуковой дорожки» газеты «Московский комсомолец» Евгения Фёдорова) для записи совместной песни «Замыкая круг». Среди музыкантов: Андрей Макаревич, Александр Градский, Анатолий Алешин, Константин Никольский, Марина Капуро, Валерий Сюткин, Жанна Агузарова, Александр Кутиков, Виталий Дубинин Александр Иванов, Артур Беркут, Ованес Мелик-Пашаев и другие.
Подобный опыт повторяется в 1990 с песней «Верю я» и в 1994 с песней «Россия Воскресе!» на стихи А. Вознесенского участниками которой стали Ольга Кормухина, Алексей Глызин, Лариса Долина, Игорь Демарин и Ирина Шведова.
В 1988 году певица Ольга Кормухина покидает «Рок-Ателье» Криса Кельми. С 1989 года «Рок-Ателье» работает самостоятельно. В этом году написана и исполнена песня «Ночное рандеву», позднее вдохновившая поэта Александра Вулыха на издание одноименной газеты.
Летом 1990 года по инициативе его друга, известного в ту пору журналиста Евгения Додолева MTV приглашает музыканта в Атланту Соединённые Штаты Америки США для записи сета. Исполнитель заказа - знаменитая компания Creative Video Джимма Рокко (англ. Jim Rocco). Кельми - первый советский музыкант на американском музканале.
1993 году MTV сняло клип на песню «Старый волк», который имел успех на Восточном побережье Соединённые Штаты Америки США.
С 1994 Крис Кельми начинает сольную карьеру. Самые известные его песни - "Старый волк", "Леди блюз", "Козырная дама", "Усталое такси", "Две свечи на ветру".
В 2007 году Крис Кельми собрал некоторых из исполнителей клипа 1987 года и записал новую редакцию, к 20-летию события, в эфире программы НТВ «Главный герой». Участвовал в реалити-шоу Последний Герой.
Крис Кельми увлекается спортом. Вице-президент футбольного клуба звезд эстрады «Старко». Участвует в теннисном турнире «Большая шляпа».
Семья
Жена - Людмила Васильевна (род. 1963) - домохозяйка. Сын - Кристиан (род. 1988) учился в Институте информационных социальных технологий (факультет земельно-имущественных отношений).
) - советский и российский рок- и поп-музыкант, композитор. Участник групп «Високосное лето », «Автограф », «Рок-Ателье ». Наиболее известные песни: «Усталое такси» , «Ночное рандеву» и многие другие. В большинстве сетевых источников указано, что Кельми - псевдоним, а настоящая фамилия музыканта - Калинкин . Сам артист опровергает эту версию .
Анатолий Кельми взял псевдоним Крис в 1972 году, в честь героя «Соляриса » Криса Кельвина . В большинстве сетевых источников указано, что Кельми - псевдоним, а настоящая фамилия музыканта - Калинкин. В книге «Хрестоматия псевдонимов » (Москва, Издательский дом «Новый Взгляд» , ) подробно изложена история: в школе (№ 152, метро «Аэропорт») мальчик числился как Анатолий Ариевич Калинкин , однако в 1985 году взял фамилию своего отца, Ария Михайловича Кельми . Паспорт в 1971 году получил на фамилию Кельми, которая фигурирует и в свидетельстве о рождении.
В 1979−1980 году в составе «Автографа» принимает участие в фестивале «Весенние ритмы / Тбилиси - 1980» .
В 1987 году в состав «Рок-Ателье» вливается певица Ольга Кормухина .
На фирме «Мелодия» выходит пластинка-миньон "Ольга Кормухина и «„Рок-Ателье“ Криса Кельми» с песнями «Усталое такси», «Я не твоя», «Время пришло».
|
|
От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.
Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его. Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе. Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. Но добр и кроток он был только с своими полковыми, с Тимохиным и т. п., с людьми совершенно новыми и в чужой среде, с людьми, которые не могли знать и понимать его прошедшего; но как только он сталкивался с кем нибудь из своих прежних, из штабных, он тотчас опять ощетинивался; делался злобен, насмешлив и презрителен. Все, что связывало его воспоминание с прошедшим, отталкивало его, и потому он старался в отношениях этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг.
Правда, все в темном, мрачном свете представлялось князю Андрею – особенно после того, как оставили Смоленск (который, по его понятиям, можно и должно было защищать) 6 го августа, и после того, как отец, больной, должен был бежать в Москву и бросить на расхищение столь любимые, обстроенные и им населенные Лысые Горы; но, несмотря на то, благодаря полку князь Андрей мог думать о другом, совершенно независимом от общих вопросов предмете – о своем полку. 10 го августа колонна, в которой был его полк, поравнялась с Лысыми Горами. Князь Андрей два дня тому назад получил известие, что его отец, сын и сестра уехали в Москву. Хотя князю Андрею и нечего было делать в Лысых Горах, он, с свойственным ему желанием растравить свое горе, решил, что он должен заехать в Лысые Горы.
Крис Кельми, настоящее имя Анатолий Арьевич Калинкин . Родился 21 апреля 1955 , в Москве.
Советский и российский рок и поп-музыкант, композитор.
Анатолий Кельми взял псевдоним Крис в 1972 году, в честь героя Криса Кельфина из фильма Тарковского "Солярис".
В книге "Хрестоматия псевдонимов" (Москва, Издательский дом "Новый Взгляд", 1993 ) подробно изложена история: в школе и вузе мальчик числился как "Анатолий Калинкин", однако в 1985 году взял фамилию своего отца, Ария Михайловича Кельми.
Фамилия "Кельми" фигурирует и в свидетельстве о рождении, и в паспорте музыканта.
Подобный опыт повторяется в 1990 с песней «Верю я» и в 1994 с песней «Россия Воскресе!» на стихи А. Вознесенского участниками которой стали Ольга Кормухина, Алексей Глызин, Лариса Долина, Игорь Демарин и Ирина Шведова.
Крис Кельми - это советский талантливый музыкант, ставший легендой своего времени. Песня "Ночное рандеву" в его исполнении когда-то звучала повсюду. Он сделался настоящим героем отечественной эстрады, однако со временем куда-то исчез. О судьбе и карьере знаменитого певца пойдет речь в этой статье.
Анатолий Кельми родился в 1955 году, 21 апреля. Его родным городом стала столица нашей родины - Москва. Но по отцу певец имеет эстонские корни. Настоящая фамилия у артиста - Калинкин. Под ней он числится в школьных метриках. Но первый паспорт юноша получил на более звучную фамилию - Кельми, доставшуюся ему от папы - Ария Михайловича. Что касается имени, то здесь певец ссылается на знаменитый роман Лема под названием "Солярис". Главного героя в нем звали Крис.
Мальчик с раннего детства начал увлекаться музыкой. Он с четырех лет играл на фортепиано, а немного повзрослев, начал ходить в музыкальную школу. Позже он самостоятельно освоил игру на гитаре. В 1969 году юноша основал свой первый ансамбль - "Садко". Этот факт стал его первым шагом на пути к известности. Через два года коллектив распался. Однако музыкант вместе с лучшим другом Александром Ситковецким основал другую группу. Ее назвали "Високосное лето". С ней Крис Кельми впервые начал выступать перед публикой в 1972 году. Этот коллектив прославился среди поклонников рока. В 1978 году из-за внутренних противоречий он распался. Параллельно с музыкальной деятельностью Крис учился в Московском институте инженеров транспорта. В 1980 году парень успешно его закончил и Несмотря на полученное образование, он однажды решил посвятить свою жизнь музыке.
Вместе с товарищем, Александром Ситковецким, Крис Кельми приступил к созданию новой группы. Она получила название "Автограф". В составе этого коллектива музыкант принял участие в фестивале "Весенние ритмы Тбилиси". Здесь "Автографу" присудили второе место. После этого музыканты группы сумели заполучить несколько прибыльных контрактов. Им также удалось создать несколько альбомов в сольном исполнении. Одновременно с этим Крис Кельми, биография которого рассматривается в этой статье, начал выступать в музыкальном коллективе "Рок-ателье". Эта группа была создана по инициативе Захарова Марка. В ней происходила постоянная "текучка кадров". Благодаря этому, творческий стиль ансамбля сделался весьма многогранным. Крис Кельмы выступал в составе "Рок-ателье" с 1980 года по 1987 год. Он участвовал в постановках музыкальных спектаклей в театре "Ленком". При этом музыкант успевал сотрудничать с группой "Автограф".
В 1983 году поступил в Крис Кельми. Биография певца украсилась новыми судьбоносными событиями. Музыкант познакомился с Кузьминым Владимиром, который, в свою очередь, свел его с Аллой Пугачевой. Вместе с певицей, в 1987 году, Крис участвовал в создании знаменитых "Рождественских встреч". Одной из самых любимых и известных композиций того периода стала песня "Замыкая круг". Она была создана Кельми в тандеме с Маргаритой Пушкиной. В это же время музыкант часто гастролировал по стране с "Рок-ателье". В самом конце 1980 годов он создал несколько очень удачных песен. Одной из них стала композиция "Ночное рандеву". Крис Кельми именно благодаря ей стал невероятно востребованным музыкантом. На волне успеха он уехал в 1990 году в Атланту. Некоторое время он был достаточно знаменит в Америке, однако затем в его карьере наступил ощутимый спад. Затем певец надолго скрылся от публики и не подавал о себе никаких вестей. В 2000-х годах уже никто не вспоминал об этом певце. Незаслуженно забытым среди соотечественников оказался Крис Кельми. "Ночное рандеву", пожалуй, единственная песня, которая запомнилась россиянам в его исполнении.
Известно, что в 2000 годах музыкант вернулся в Россию, но возвратить себе прежнюю популярность не смог. Сейчас он занимается тем, что пишет музыку на заказ. Певец прожил всю жизнь с одной-единственной женщиной - супругой Людмилой. У семейной четы в 1988 году родился ребенок - сын Кристиан. Очень долго отношения в этой паре были безоблачными. Однако в 2013 году Кельми попал в скандальную хронику. В прессе обсуждалось его пристрастие к выпивке. Якобы, будучи в нетрезвом состоянии, он поднял руку на жену. Это печальное событие стало последним известным фактом, освещающим жизнь некогда знаменитого музыканта.
Крис Кельми - пример человека, сделавшего ослепительную карьеру на родине и потерявшего свой головокружительный успех за океаном. Хочется пожелать ему долголетия и неиссякаемого творческого вдохновения в будущем.