More meanings of this word and English-Russian, Russian-English translations for МОНГОЛ ШУУДАН in dictionaries.
В январе 1999 года Валерий Скородед выступил с сольным акустическим сетом в заключительном концерте фестиваля «С новым роком! Новые имена в „Горбушке“», совместно с группами «СерьГа », «Четверг Арутюнова», «Каземат », «Артель», «Белый шум», «Los Paranoies», «Оркестр 100», «Стена».
В 2002 году из-за назревшего конфликта внутри коллектива «Монгол Шуудан» распадается. При этом Дягель и Риконвальд создают собственную группу - «Дягель & Монголы », продолжая традицию анархических песен.
Валерий Скородед, набрав новый состав в 2003 году, записывает два альбома - «Жертва» и «Сплошь и рядом», вышедший годом позже.
Продолжая экспериментировать, в 2005 году «Монгол Шуудан» записывает второй акустический альбом «Вечная мерзлота», название для которого Валерий взял у известного теоретика анархизма князя Петра Кропоткина.
Тем не менее, оставаясь верным тематике анархизма, спустя год группа выпускает альбом «Собственность - это кража».
В апреле 2007 года Валерий Скородед начинает сотрудничать со старым другом и поклонником группы, продюсером Захаровым Василием Владимировичем.
По состоянию на конец лета 2009 года, у коллектива полностью готов материал для нового альбома, к записи которого они должны приступить осенью. По словам Валерия Скородеда, альбом будет более жёстким, чем привычное творчество группы «Монгол Шуудан».
В декабре 2011 года группа выпустила новый альбом «Естественный Отбор», в который вошли 16 абсолютно новых композиций.
Номерные альбомы
Концертные альбомы
Синглы
Сборники
Музыканты, игравшие в группе «Монгол Шуудан» с 1988 по 2003 год:
Гитара
Бас-гитара
Ударные
Саксофон
Клавишные
Другие инструменты
«Монго́л Шууда́н» - название советской и российской рок-группы анархистского направления. В переводе с монгольского языка означает «монгольская почта» .
Название группы в переводе с монгольского языка означает «монгольская почта» и происходит от соответствующей надписи на коллекционных марках, широко продававшихся в советское время в сети киосков «Союзпечать»:
Сами музыканты определяют направление как «анархо-рок». Жанровая принадлежность различных песен группы может быть определена как панк, ска-панк, панк-хардкор, хард-н-хэви, хард-н-ролл, ритм-н-блюз-рок, гранж, шансон и их гибриды. Основной тематикой песен является тема гражданской войны 1918-1922 годов. На раннее творчество группы повлияла «ДК », но «Монгол Шуудан» является достаточно самобытным коллективом, создавшим собственный фирменный стиль - песни в стилистике «махновщины», являющийся доминирующим в творчестве группы.
Группа была основана Валерием Скородедом в 1988 году, и всё это время он оставался и остаётся её бессменным лидером.
В октябре 1989 года группа вступила в Московскую рок-лабораторию без прослушивания.
В ноябре 1989 года выходит первый альбом под названием «Паровоз-анархия», благодаря которому группа приобретает популярность.
На следующий год, после выпуска второго альбома - «Гуляй-поле» (с первоначально предполагаемым названием «Все Дела»), группа получает приглашение выступить в Европе, и «Монгол Шуудан» отправляется в тур по Германии и Нидерландам, по возвращении из которого Скородед записывает один из первых в стране акустических альбомов под названием «Бандитский альбом».
В 1991 году в коллектив приходят гитарист Борис Шапиро, барабанщик Игорь Иванкович и бас-гитарист Алексей Поляков.
В 1992 году к Валерию Скородеду обращается Сергей Бодров-старший с предложением написать музыку к фильму Я хотела увидеть ангелов.
По инициативе бас-гитариста группы Алексея Полякова в 1992 году «Монгол Шуудан» открывает первое в Москве рок-кафе «Отрадное». Однако кафе (именуемое также «Отрыжка») просуществовало недолго. Однажды перед выступлением от ножевого ранения погибает Алексей Поляков, выполнявший также роль директора, после чего кафе прекращает свою работу, а группа на время распадается.
В группе очередной раз меняется состав, и в 1993 году она записывает один из самых узнаваемых альбомов - «Собачья чушь», с которым «Монгол Шуудан» успешно гастролирует по Европе, причём на одной площадке с такими командами, как «The Exploited » и « ».
После выхода очередного альбома в 1994 году в группе снова обновляется состав: в качестве гитариста приглашен Александр Риконвальд, а на барабаны - Владимир Дягель. В таком составе группа просуществовала 8 лет. Вместе они записывают 3 альбома и несколько сборников, последним из которых стал альбом «Скатертью дорога».
Всё было очень просто. Стояли на остановке, рядом - киоск «Союзпечать», в нём марки, красивые такие, «Монгол Шуудан», «Монгольская почта» значит. Просто дело случая и никаких монгольских корней.
Валерий Скородед
Сами музыканты определяют направление как «анархо-рок». Жанровая принадлежность различных песен группы может быть определена как панк , ска-панк , панк-хардкор , хард-н-хэви, хард-н-ролл, ритм-н-блюз-рок, гранж , шансон и их гибриды. Основной тематикой песен является тема гражданской войны 1918-1922 годов . На раннее творчество группы повлияла «ДК », но «Монгол Шуудан» является достаточно самобытным коллективом, создавшим собственный фирменный стиль - песни в стилистике «махновщины », являющийся доминирующим в творчестве группы.
Первый концерт группы состоялся 1 апреля 1989 года .
По инициативе бас-гитариста группы Алексея Полякова в 1992 году «Монгол Шуудан» открывает первое в Москве рок-кафе «Отрадное» . Однако кафе (именуемое также «Отрыжка») просуществовало недолго. Однажды перед выступлением от ножевого ранения погибает Алексей Поляков, выполнявший также роль директора, после чего кафе прекращает свою работу, а группа на время распадается.
В группе очередной раз меняется состав, и в 1993 году она записывает один из самых узнаваемых альбомов - «Собачья чушь », с которым «Монгол Шуудан» успешно гастролирует по Европе, причём на одной площадке с такими командами, как «The Exploited » и « ».
Тем не менее, оставаясь верным тематике анархизма, спустя год группа выпускает альбом «Собственность - это кража ».
В декабре 2011 года группа выпустила новый альбом «Естественный Отбор», в который вошли 16 абсолютно новых композиций.
Номерные альбомы
Концертные альбомы
Синглы
Сборники
Музыканты, игравшие в группе «Монгол Шуудан» с 1988 по 2014 год:
Гитара
Бас-гитара
Ударные
Саксофон
Клавишные
Другие инструменты
|
Около деревни Праца Ростову велено было искать Кутузова и государя. Но здесь не только не было их, но не было ни одного начальника, а были разнородные толпы расстроенных войск.
Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы, но чем дальше он подвигался, тем толпы становились расстроеннее. По большой дороге, на которую он выехал, толпились коляски, экипажи всех сортов, русские и австрийские солдаты, всех родов войск, раненые и нераненые. Всё это гудело и смешанно копошилось под мрачный звук летавших ядер с французских батарей, поставленных на Праценских высотах.
– Где государь? где Кутузов? – спрашивал Ростов у всех, кого мог остановить, и ни от кого не мог получить ответа.
Наконец, ухватив за воротник солдата, он заставил его ответить себе.
– Э! брат! Уж давно все там, вперед удрали! – сказал Ростову солдат, смеясь чему то и вырываясь.
Оставив этого солдата, который, очевидно, был пьян, Ростов остановил лошадь денщика или берейтора важного лица и стал расспрашивать его. Денщик объявил Ростову, что государя с час тому назад провезли во весь дух в карете по этой самой дороге, и что государь опасно ранен.
– Не может быть, – сказал Ростов, – верно, другой кто.
– Сам я видел, – сказал денщик с самоуверенной усмешкой. – Уж мне то пора знать государя: кажется, сколько раз в Петербурге вот так то видал. Бледный, пребледный в карете сидит. Четверню вороных как припустит, батюшки мои, мимо нас прогремел: пора, кажется, и царских лошадей и Илью Иваныча знать; кажется, с другим как с царем Илья кучер не ездит.
Ростов пустил его лошадь и хотел ехать дальше. Шедший мимо раненый офицер обратился к нему.
– Да вам кого нужно? – спросил офицер. – Главнокомандующего? Так убит ядром, в грудь убит при нашем полку.
– Не убит, ранен, – поправил другой офицер.
– Да кто? Кутузов? – спросил Ростов.
– Не Кутузов, а как бишь его, – ну, да всё одно, живых не много осталось. Вон туда ступайте, вон к той деревне, там всё начальство собралось, – сказал этот офицер, указывая на деревню Гостиерадек, и прошел мимо.
Ростов ехал шагом, не зная, зачем и к кому он теперь поедет. Государь ранен, сражение проиграно. Нельзя было не верить этому теперь. Ростов ехал по тому направлению, которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь. Куда ему было торопиться? Что ему было теперь говорить государю или Кутузову, ежели бы даже они и были живы и не ранены?
– Этой дорогой, ваше благородие, поезжайте, а тут прямо убьют, – закричал ему солдат. – Тут убьют!
– О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе.
Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют.
«Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных.
Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями».
В деревне Гостиерадеке были хотя и спутанные, но в большем порядке русские войска, шедшие прочь с поля сражения. Сюда уже не доставали французские ядра, и звуки стрельбы казались далекими. Здесь все уже ясно видели и говорили, что сражение проиграно. К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать ему, ни где был государь, ни где был Кутузов. Одни говорили, что слух о ране государя справедлив, другие говорили, что нет, и объясняли этот ложный распространившийся слух тем, что, действительно, в карете государя проскакал назад с поля сражения бледный и испуганный обер гофмаршал граф Толстой, выехавший с другими в свите императора на поле сражения. Один офицер сказал Ростову, что за деревней, налево, он видел кого то из высшего начальства, и Ростов поехал туда, уже не надеясь найти кого нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть. Проехав версты три и миновав последние русские войска, около огорода, окопанного канавой, Ростов увидал двух стоявших против канавы всадников. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему то знакомым Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода. Только земля осыпалась с насыпи от задних копыт лошади. Круто повернув лошадь, он опять назад перепрыгнул канаву и почтительно обратился к всаднику с белым султаном, очевидно, предлагая ему сделать то же. Всадник, которого фигура показалась знакома Ростову и почему то невольно приковала к себе его внимание, сделал отрицательный жест головой и рукой, и по этому жесту Ростов мгновенно узнал своего оплакиваемого, обожаемого государя.
«Но это не мог быть он, один посреди этого пустого поля», подумал Ростов. В это время Александр повернул голову, и Ростов увидал так живо врезавшиеся в его памяти любимые черты. Государь был бледен, щеки его впали и глаза ввалились; но тем больше прелести, кротости было в его чертах. Ростов был счастлив, убедившись в том, что слух о ране государя был несправедлив. Он был счастлив, что видел его. Он знал, что мог, даже должен был прямо обратиться к нему и передать то, что приказано было ему передать от Долгорукова.
Но как влюбленный юноша дрожит и млеет, не смея сказать того, о чем он мечтает ночи, и испуганно оглядывается, ища помощи или возможности отсрочки и бегства, когда наступила желанная минута, и он стоит наедине с ней, так и Ростов теперь, достигнув того, чего он желал больше всего на свете, не знал, как подступить к государю, и ему представлялись тысячи соображений, почему это было неудобно, неприлично и невозможно.
«Как! Я как будто рад случаю воспользоваться тем, что он один и в унынии. Ему неприятно и тяжело может показаться неизвестное лицо в эту минуту печали; потом, что я могу сказать ему теперь, когда при одном взгляде на него у меня замирает сердце и пересыхает во рту?» Ни одна из тех бесчисленных речей, которые он, обращая к государю, слагал в своем воображении, не приходила ему теперь в голову. Те речи большею частию держались совсем при других условиях, те говорились большею частию в минуту побед и торжеств и преимущественно на смертном одре от полученных ран, в то время как государь благодарил его за геройские поступки, и он, умирая, высказывал ему подтвержденную на деле любовь свою.