Проект на тему мир глазами астронома. светящийся раскалённый шар. Задания для домашней работы

01.10.2019

Изу-ча-ю-щая небес-ные тела и си-сте-мы, ко-то-рые они об-ра-зу-ют. Само слово «аст-ро-но-мия» про-ис-хо-дит от двух гре-че-ских слов: «аст-рон» - звез-да и «номос» - закон. Таким об-ра-зом, это слово озна-ча-ет «закон звезд».

Аст-ро-но-мия - одна из самых древ-них наук. Пер-вых аст-ро-но-мов на-зы-ва-ли звез-до-че-та-ми (рис. 1).

Наблюдения древних за небесными телами

Из-вест-но, что даже пе-щер-ные люди на-блю-да-ли звезд-ное небо, по-то-му что на сте-нах пещер най-де-ны ри-сун-ки Солн-ца, Луны, звезд-но-го неба (рис. 2).

Рис. 2. На-скаль-ный ри-су-нок «Два Солн-ца» (Ис-точ-ник)

Изобретение телескопа и его совершенствование

Ко-неч-но, на-блю-де-ний нево-ору-жен-ным гла-зом было недо-ста-точ-но, чтобы от-ве-тить на мно-же-ство во-про-сов, ко-то-рые воз-ни-ка-ли у людей. По-это-му был со-здан спе-ци-аль-ный при-бор для на-блю-де-ний за кос-ми-че-ски-ми те-ла-ми - те-ле-скоп (рис. 3).

Ита-льян-ский аст-ро-ном Га-ли-лео Га-ли-лей (рис. 4) из-го-то-вил пер-вый те-ле-скоп.

Это был очень несо-вер-шен-ный ин-стру-мент, тем не менее с его по-мо-щью Га-ли-лео Га-ли-лей сде-лал мно-же-ство от-кры-тий: уви-дел кра-те-ры на Луне (рис. 6), пятна на Солн-це (рис. 7), на-блю-дал фазы Ве-не-ры (рис. 8) и об-на-ру-жил, что во-круг Юпи-те-ра вра-ща-ют-ся че-ты-ре спут-ни-ка (рис. 9).

Есте-ствен-но, с того вре-ме-ни наука шаг-ну-ла да-ле-ко впе-ред, из-ме-ни-лись и внеш-ний вид, и точ-ность те-ле-ско-пов (рис. 10).

Рис. 10. Ком-пью-те-ри-зи-ро-ван-ный те-ле-скоп (Ис-точ-ник)

Самые мощ-ные те-ле-ско-пы уста-нов-ле-ны в об-сер-ва-то-ри-ях (от лат. observo - на-блю-даю) - на-уч-ных учре-жде-ни-ях, где про-из-во-дят на-блю-де-ния и ис-сле-до-ва-ния по-го-ды, ат-мо-сфе-ры, аст-ро-но-ми-че-ских тел (рис. 11).

Рис. 11. Об-сер-ва-то-рия Апа-че-Пойнт (Ис-точ-ник)

Стоунхендж

Пер-вая об-сер-ва-то-рия, по пред-по-ло-же-нию уче-ных, еще в ка-мен-ном веке на-хо-ди-лась в Бри-та-нии. Это место на-зы-ва-ет-ся Сто-ун-хендж , по-ло-же-ние кам-ней в ко-то-ром свя-за-но с аст-ро-но-ми-че-ски-ми яв-ле-ни-я-ми (рис. 12).

Образование Вселенной

Для аст-ро-но-ма мир - это Все-лен-ная или кос-мос. По мне-нию уче-ных, 15 мил-ли-ар-дов лет назад про-изо-шел мощ-ный взрыв, после ко-то-ро-го об-ра-зо-ва-лась Все-лен-ная.

В кос-мо-се огром-ное ко-ли-че-ство небес-ных тел: комет, ме-тео-ри-тов, звезд, пла-нет, спут-ни-ков. Во Все-лен-ной мно-же-ство га-лак-тик (рис. 13).

Рис. 13. Га-лак-ти-ка Млеч-ный Путь (Ис-точ-ник)

Галактика Млечный путь

Одна из них - га-лак-ти-ка Млеч-ный Путь , со-сто-я-щая из 200 мил-ли-ар-дов звезд, из ко-то-рых Солн-це - не самая боль-шая (рис. 14).

Солнечная система

Солн-це и 8 пла-нет, дви-жу-щих-ся во-круг него, об-ра-зу-ют Сол-неч-ную си-сте-му (рис. 15).

Рис. 15. Сол-неч-ная си-сте-ма (Ис-точ-ник)

Пер-вая пла-не-та от Солн-ца - Мер-ку-ри й, вто-рая - Ве-не-ра , тре-тья - Земля , чет-вер-тая - Марс , пятая - Юпи-тер , ше-стая - Са-турн ,седь-мая - Уран , вось-мая - Неп-тун . Дол-гое время счи-та-лось, что Плу-тон - де-вя-тая пла-не-та Сол-неч-ной си-сте-мы. Од-на-ко со-вре-мен-ные ис-сле-до-ва-ния дали ос-но-ва-ния при-сво-ить Плу-то-ну ста-тус кар-ли-ко-вой пла-не-ты.

Представления древних о Солнце

Еще в глу-бо-кой древ-но-сти люди по-ни-ма-ли, что наша жизнь воз-мож-на толь-ко бла-го-да-ря Солн-цу, и по-чи-та-ли его как бо-же-ство. У бо-же-ства Солн-ца было много имен: в Древ-ней Гре-ции Солн-це на-зы-ва-ли Ге-лиос, в Егип-те - Ра, древ-ние скан-ди-на-вы - Соль, а наши пред-ки сла-вяне - Ярило.

Характеристики Солнца

Солн-це - бли-жай-шая к Земле звез-да. Это огром-ное рас-ка-лен-ное кос-ми-че-ское тело (рис. 16). Солн-це имеет форму шара. Диа-метр Солн-ца в 109 раз боль-ше диа-мет-ра Земли. Масса Солн-ца в 330 тысяч раз боль-ше массы нашей пла-не-ты. Рас-сто-я-ние от Земли до Солн-ца - 150 мил-ли-о-нов ки-ло-мет-ров. Тем-пе-ра-ту-ра на по-верх-но-сти Солн-ца - 6 тысяч гра-ду-сов, а в его цен-тре - 15-20 мил-ли-о-нов гра-ду-сов.

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/tema/mir-glazami-astronoma?seconds=0&chapter_id=1826

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=hc7Y3tgPUS4

источник презентации - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/09/07/mir-glazami-astronoma

§ 1 Что такое астрономия? Кто такой астроном?

Окружающий нас мир удивителен, многообразен и полон тайн.

Чтобы раскрыть некоторые из них попробуем представить себя в роли астрономов.

Но для этого необходимо выяснить, кто такие астрономы и что изучает наука астрономия.

Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» - звезда и «номос» - закон.

В толковом словаре С.И. Ожегова даётся следующее толкование: «Астрономия - это наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом».

Астрономы - это ученые, занимающиеся астрономией.

Наука астрономия появилась в глубокой древности.

Первых астрономов называли звездочетами.

§ 2 Вселенная, галактика, космос – что это?

Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо. Свидетельство тому - рисунки на стенах древних пещер, изображающие светила. Первая обсерватория, т.е. специализированное сооружение, используемое для наблюдения астрономических явлений, появилась еще в каменном веке на территории современной Великобритании.

Гораздо позднее, в 17 веке, в 1609 году, итальянский ученый Галилео Галилей сконструировал самый известный астрономический прибор, позволяющий разглядеть звёздное небо - телескоп.

С точки зрения астронома, мир - это Вселенная, или Космос.

Планета Земля, кажущаяся нам такой огромной и необъятной, представляет собой лишь крохотную песчинку Вселенной. Расстояния в космосе невозможно измерять обычными земными мерами, для этого используется особая величина - это расстояние, которое луч света преодолевает в течение года - световой год. Он равен приблизительно 9 500 миллиардов километров.

Вселенная состоит из миллиардов звёзд, планет и их спутников, а также загадочных зон пустоты.

Предположительно, она возникла в результате невообразимо мощного взрыва, который произошёл примерно 15 миллиардов лет назад. Из межзвёздной пыли и газов сформировались галактики.

Галактики представляют собой громадное скопление миллиардов звёзд и планет. Они могут иметь самую разнообразную форму.

Например, одна из галактик, Млечный Путь, имеет форму дискообразной спирали, состоящей приблизительно из 200 миллиардов звёзд, среди которых - Солнце.

§ 3 Звезда по имени Солнце

Солнце - это самая близкая к Земле звезда, имеющая форму шара, и по сравнению с другими звёздами у неё довольно скромные размеры.

Ученые относят Солнце к разряду - жёлтых карликов.

Но по сравнению с планетами Солнце огромно. Диаметр его в 109 раз больше диаметра Земли, а масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы Земли.

Почему же оно кажется нам таким небольшим?

Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля рядом с ним будет выглядеть как маковое зернышко. Всё дело в огромном расстоянии между ним и нашей планетой.

Расстояние от Земли до Солнца около 150 миллионов километров. Свет доходит от Солнца до Земли за 8 мин 20 сек.

Как и все звёзды, Солнце - это огромное раскалённое космическое тело, которое постоянно излучает свет и тепло.

Температура и давление в ядре Солнца настолько велики, что выделяется огромное количество энергии. Ученые подсчитали, что за время своего существования Солнце не израсходовало и половины запасов источников энергии, так что светить оно будет еще очень долго.

Температура в центре Солнца достигает 15-20 миллионов градусов, а поверхности - 6000 градусов.

Значение Солнца для жизни на Земле человек осознавал ещё в давние времена. Солнце обожествлялось почти всеми народами древности. Люди относились к нему с любовью и особым уважением, слагали немало песен, гимнов, пословиц и поговорок.

Множество интересных процессов на Солнце наблюдают учёные, например, огненные фонтаны, темные пятна. Все изменения, которые там происходят, отражаются и на Земле: нарушается радиосвязь, меняется погода, ухудшается самочувствие людей.

В настоящее время существует специальная служба Солнца, где с помощью современных телескопов и различных астрономических приборов ведётся наблюдение за солнечной активностью.

Человечество изучает космос, Вселенную много веков. Даже после тысячи лет изысканий, наблюдений, заблуждений и великих открытий Вселенная хранит множество тайн, которые предстоит раскрыть.

Использованные изображения:

Цели урока:

  • познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией;
  • формировать представление о Солнце и планетах Солнечной системы;
  • развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня я предлагаю Вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала мы должны с Вами выяснить, кто такие астрономы и что такое астрономия. Я готова выслушать Ваши предположения …

Итак, слово астрономия происходит от двух греческих слов:

АСТРОНОМИЯ: «астрон» - звезда и «номос» - закон.

А вот толкование этого слова в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова:

АСТРОНОМИЯ – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

Кто такие астрономы?

АСТРОНОМЫ – люди, изучающие звезды.

2. Знакомство учащихся с историей.

Мы с Вами выяснили, что такое астрономия и кого называют астрономами.

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории своего существования. Записи астрономических наблюдений указывают на то, что это примерно 5000 лет назад. Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях. Около 2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.

Позднее на помощь астрономам приходят приборы. Вот так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

3. Вселенная или Космос

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный мир.

Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я – это все Вселенная.

Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 15 млрд. лет назад. При этом образовался плотный горячий шар, который начал стремительно расширяться, превращаясь во Вселенную. Многие астрономы считают, что расширение продолжается и в наши дни.

Следующая страница нашего урока, поможет нам познакомиться со звездой, к которой мы давно привыкли.

Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается,
Людям улыбается.
/Солнце и небо/

Что Вы можете сказать о Солнце?..

Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте- Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны.

А как же произошло рождение Солнечной системы?

Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5 млрд. лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными. Частицы газа и пыли в этих областях стали сближаться под действием сил взаимного притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся, уменьшался в объеме и разогревался. Постепенно он начал светиться, превращаясь в зародыш Солнца, на что потребовалось около 100 тыс. лет. «Зародыш» все быстрее вращался, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогреваться. Наконец «зародыш» разогрелся для возникновения ядерных реакции; началось выделение огромного количества энергии, и засияла новая звезда. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки. Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие стали астероидами.

Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья учебника на стр.6. Работать предстоит в парах.

Для того чтобы закрепить знания о Солнце, мы впишем в текст недостающие данные.

Тексты раздаются на парты:

Солнце – ближайшая к Земле …… Это огромное …… космическое тело. Солнце имеет форму …… Диаметр Солнца в …… раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в …… раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - …… километров. Температура на поверхности Солнца - …… градусов, а в его центре - …… градусов.

Проверка текстов. Предложения зачитываются по очереди.

5. Планеты Солнечной системы.

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 9 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу - Меркурий, Венера, Земля, Марс - называются внутренними. Они имеют твердую поверхность. Остальные 5 планет называются внешними. Это 4 газовых гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также маленькая твердая планета из камня и льда – Плутон.

Рассмотрим планеты Солнечной системы.

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Свое название планета получила в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Поскольку Меркурий близок к Солнцу, то он сильно нагревается, до +480°С. Атмосфера настолько разрежена, что её практически нет. Самая маленькая планета. Диаметр всего 4878 км.

Венера - вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, яркая звезда, её ещё называют «вечерней» \ «утренней»\ звездой. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Здесь невыносимая жара: до +480°С.

Земля - из космоса наша планета кажется голубой. Такой цвет придают окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полутора миллиона видов растений и животных. В результате движения пород под земной корой дно океанов раздвигается, а континенты перемещаются по планете. Земля образовалась примерно 4,6 млрд. лет назад и имеет естественный спутник.

Кто уже догадался, как он называется?

Луна - ближайшая соседка в космическом пространстве. Ее можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело \ по диаметру в 4 раза меньше Земли \ не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.

Марс - четвертая от Солнца планета, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос в честь сыновей бога войны, в переводе означает Страх и Ужас. Температура опускается до -110°С.

Юпитер - следующая от Солнца планета. Самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Вмещает более 1300 тел размером с Землю. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют ложные ураганы. Температура на планете - 150°С.

Сатурн - вторая по величине планета. Названа в честь римского бога земледелия. Окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Температура - 170°С. У планеты 18 спутников.

Уран - в 4 раза больше Земли по диаметру. Состоит из маленького каменного ядра и замерших газов: водорода, гелия и метана.

Нептун - носит имя римского бога морей. Планета мерцает голубоватым светом \ это цвет метана \, напоминающим блеск воды. Иногда в атмосфере Нептуна появляются темные пятна – это сильнейшие вихри, бушующие в ней. Температура на поверхности -200°С.

Плутон - так далек от Солнца, что на его поверхности царит невероятный холод до минус 230°С. Это самая маленькая планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога повелителя царства мертвых.

Вот мы и познакомились с планетами Солнечной системы.

IV. Закрепление изученного материала.

Тест «Планеты Солнечной системы»

1. Планеты Солнечной системы изучают:

а) географы;
б) химики;
в) астрономы;
г) физики.

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их:

а) 7;
б) 9;
в) 11.

3. Плутон – это:

а) самая большая планета;
б) самая маленькая планета;
в) планета, равная по величине планете Земля.

4. Есть ли у Земли естественные спутники?

а) да, один;
б) нет;
в) да, два.

5. Какая планета носит имя богини красоты?

а) Земля;
б) Венера;
в) Сатурн.

6. Звезда, вокруг которой вращается Земля:

а) Луна;
б) Солнце;
в) Венера.

7. В какой последовательности относительно Солнца расположены планеты?

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

V. Итог урока.

  • Над чем вас заставил задуматься урок?
  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?
  • Пригодятся ли знания этого урока в жизни?

VI. Д/з: изготовить по желанию модели Солнечной системы; соверши заочное путешествие на одну из планет, для этого обратись к дополнительной литературе.

Слайд 1

Слайд 2

Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» – звезда и «номос» – закон.

Слайд 3

АСТРОНОМЫ – люди, изучающие звезды.

Слайд 4

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены его рисунки.

Слайд 5

Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях.

Слайд 6

Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории своего существования. Записи астрономических наблюдений указывают на то, что это примерно 5000 лет назад.
Китайский астроном, 1675 год

Слайд 7

Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

Слайд 8

Современные телескопы - это очень огромные и сложные устройства, которые позволяют заглянуть в глубины Вселенной на миллионы световых лет. Однако существуют устройства, которые позволяют смотреть, а точнее слышать, еще дальше - это радиотелескопы, где гигантские антенны просто «прослушивают» Вселенную.

Слайд 9

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я – это все Вселенная.

Слайд 10

Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 15 млрд. лет назад. При этом образовался плотный горячий шар, который начал стремительно расширяться, превращаясь во Вселенную. Многие астрономы считают, что расширение продолжается и в наши дни.

Слайд 11

Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте- Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны.
Ярило
Гелиос

Слайд 12

В честь Солнца слагались гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера: Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила, Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы. Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно. Солнце – дней и ночей божество, венец и начало. Только его одного из богов, царящих в мире, Нам дано лицезреть…

Слайд 13

Для наблюдения необъятных просторов космоса нужны специальные современные приборы и обсерватории, поэтому ученые используют целые комплексы мощных телескопов, которые располагаются в местах, где воздух особенно прозрачный.
Обсерватория

Слайд 14

Самые древние обсерватории были построены более семи тысяч лет назад. Сначала это были круги из огромных камней - мегалитов, которые образовывали астрономические приборы. Около 2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.

Слайд 15

У древних цивилизаций Египта, Вавилона, Греции, а позднее Китая, Индии и до открытия Х.Колумбом Америки, астрономия была в великом почете. Там велись точные наблюдения звездного неба, а для этого возводились грандиозные сооружения, которые сохранились и до наших времен.
Храм Солнца в Мексике

Слайд 16

В Средние века жизнь астрономов оказалась весьма тяжкой, поскольку их знания о Вселенной во многом противоречили религии, а за мысль, что Земля вертится, и вовсе можно было угодить на костер, что и случилось с философом Джордано Бруно.
Древнеиндийская обсерватория

Слайд 17

А как же произошло рождение Солнечной системы?
Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5 млрд. лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными. Частицы газа и пыли в этих областях стали сближаться под действием сил взаимного притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся, уменьшался в объеме и разогревался.

Слайд 18

Постепенно он начал светиться, превращаясь в зародыш Солнца, на что потребовалось около 100 тыс. лет. «Зародыш» все быстрее вращался, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогреваться. Наконец «зародыш» разогрелся для возникновения ядерных реакции; началось выделение огромного количества энергии, и засияла новая звезда. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки.

Слайд 19

Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие стали астероидами.

Слайд 20

Солнце – ближайшая к Земле …… Это огромное …… космическое тело. Солнце имеет форму …… Диаметр Солнца в …… раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в …… раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - …… километров. Температура на поверхности Солнца - …… градусов, а в его центре - …… градусов.
Впишем в текст недостающие данные, используя учебник.

Слайд 21

Солнце – ближайшая к Земле…(звезда). Это огромное … (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму… (шара). Диаметр Солнца в… (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в… (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … (150 миллионов) километров. Температура на поверхности Солнца - … (6.000) градусов, а в его центре - …(15 – 20 миллионов) градусов.

Слайд 22

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 9 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу - Меркурий, Венера, Земля, Марс - называются внутренними. Они имеют твердую поверхность. Остальные 5 планет называются внешними. Это 4 газовых гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также маленькая твердая планета из камня и льда – Плутон.

Слайд 23

Обозначьте кодовым знаком каждое высказывание, согласившись со мной или не согласившись: 1. Земля – это одна из планет Солнечной системы. 2. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар. 3. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. 4. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. 5. Земля движется вокруг Солнца. 6. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль или подзорную. трубу.
- да
- нет
- не знаю

Слайд 24

Интернет урок по данной теме можно посмотреть: http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/tema/mir-glazami-astronoma
Сайт Елены Берюховой «Школа АБВ» Оформление: Елены Берюховой http://shkola-abv.ru