Питерские митьки. Кто такие митьки и почему им по силам завоевать весь мир

12.06.2019

12 октября в «Митьки Арт-центре» петербургская арт-группа «Митьки» представит свое новое полотно «Митьки приносят Ивану Грозному нового сына». Картина стала ответом митьков на просьбу православных активистов к дирекции Третьяковки и главе Минкультуры Владимиру Мединскому убрать в запасники картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» как «клеветническую». Корреспондент «Известий» Алексей Певчев позвонил главе митьков Дмитрию Шагину.

- Выходит, православные активисты обеспечили вам прилив вдохновения?

Меня поразила трагическая судьба этой картины. Репин посвятил ее горюшку и болюшку нашей Родины. Кстати, Репин еще тогда решил, что на современную тему писать не станет, потому что цензура не пропустит, и взял тему историческую. Хотя сама картина и не историческая. Тем не менее цензоры уже снимали ее со стены Третьяковки в 1885 году. В подлинном виде картина до нас не дошла. В 1913 году лица на ней зверски порезал какой-то безумец, и Репину пришлось их переписывать заново. Прошло еще сто лет, и снова ее требуют снять. Не знаю, кто эти люди и откуда такие берутся. Я понял, что всё происходит, как на митьковской тельняшке, на которой одни полосы темные, другие - светлые. Сейчас для этой картины наступила темная. Чтобы исправить эту ситуацию, мы решили нарисовать свою картину. Причем сделали ее строго в размер на специальном «репинском» холсте.

- Как думаете, каким картинам достанется в следующий раз и за что?

Думаю, достанется картине «Петр Первый и царевич Алексей», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - ведь в этом письме наверняка есть ненормативная лексика. У Айвазовского на «Девятом вале» люди тонут. Мне кажется, что в Третьяковке в этой ситуации останутся только нейтральные пейзажи.

- А какими они еще могут быть?

Не скажите! На того же Шишкина и его «Утро в сосновом бору» уже идут нападки. Мол, неправильно всё нарисовал, потому что у медведицы не бывает столько медвежат. Останутся картины Левитана, они спокойные.

- Главное, чтобы блюстители нравственности тоже были поспокойнее.

Это верно. С Эрмитажем непонятно что делать. Там вообще очень много обнаженной натуры, которая оскорбляет чьи-то чувства. Данаю обливали кислотой. Наверное, придется одевать скульптуры в трусы и купальники, потому что до Эрмитажа они такими темпами скоро тоже доберутся.

Ваша картина «Митьки приносят Ивану Грозному нового сына» - это ответ в духе «митьки никого не хотят победить и именно поэтому завоюют мир»?

Ну, зачем мы будем отвечать. Мы просто хотим улучшить мир. Мол, вот тебе, Иван, сын, люби его, нянчи, корми. Бросай эти кровавые замашки. Смысл в любви, а не в бесперспективной ненависти. Хотя, признаться, я еще пару лет назад не мог и в страшном сне предствавить, что до такого дойдет.

У вас уже было опыт создания таких же гуманистических произведений: «Митьки отдают свои уши Ван Гогу», «Митьки отнимают у Маяковского пистолет», «Митьки отправляют Брежнева в Афганистан».

В те времена ценузра ослабла. Какая-то комиссия, я помню, была недовольна гравюрой с Брежневым, и ее не удалось широко показать. Это случилось в 1987 году, но спустя год ничего подобного уже не было. Бывали курьезные случаи. Пришла к нам комиссия и запретила картину художника Альберта Россина «Лев Толстой на коне». Мы долго не могли понять, почему.

Выяснилось, что первым секретарем Ленинградского обкома КПСС только что стал Лев Николаевич Зайков, и комиссия решила, что Россин издевается. При этом никто в те годы не доводил до крайностей, и, как ни странно, при советской власти такого абсурда не было. У коммунистов хватало ума на нары художников не бросать. Ну да, Бродского отправили в ссылочку, как царь - Пушкина. На бульдозерной выставке картины подавили, но в итоге никого не посадили. А у Pussy Riot перформанс длился всего 30 секунд, и вот они уже сидят второй год в нелегких условиях.

- Что сейчас происходит в арт-центре «Митьки» на улице Марата?

Сейчас у нас проходит выставка митьковского плаката. Художники нарисовали свои любимые плакаты военного и более позднего времени. До этого была выставка митьковского портрета. Арт-центр работает по субботам, вход свободный. Пока картина «Митьки приносят Ивану Грозному сына» не уехала в Третьяковку - добро пожаловать.

В 1990-е был популярен проект «Митьковские песни», в котором вместе с митьками старые песни исполняли Гребенщиков, Шевчук, Скляр, Чиж, Бутусов, Хвостенко. Возможно ли его возрождение?

Песни продолжаются, у нас с создателем группы «Санкт-Петербург» Владимиром Рекшаном есть ансамбль «Рекшагин». Возможно, скоро запишем что-то новое. Сейчас в концертной программе самая популярная песня «Старенький Фиделюшка» на основе песни «Куба - любовь моя!»

- А если активисты доберутся и до песен?

Мы уже подумали и исполняем песню The Beatles Yellow Submarine на русском языке. В нашей версии она называется «Ела суп Марина». В ней речь идет о митьке-подводнике и ждущей его на берегу жене, которая готовит ему суп.

Из андеграундного эпоса митьки известны в классическом составе: Шагин, Фил, Флоренский, Шинкарев. Говорят, вы не общаетесь много лет. Возможно ли воссоединение «могучей кучки» для какой-то акции или это уже преданья старины, как картина Репина?

Наши выставки проходят, время от времени мы участвуем в них все вместе. Сейчас в Пскове идет выставка «Митьки и русская история», в Питере в ЦВЖ «Манеж» проходила выставка «Митьки. 25-летие», и там были представлены работы всех классиков жанра. То, что мы не общаемся, это слухи. Скоро грядет выставка к 30-летию движения, ведь книга Владимира Шинкарева «Митьки», от которой идет история, была написана в 1984 году. Вот там все дорогие братки и сестренки соберутся вместе.

«И встретил Его Бог, и сказал: здравствуй, Митя. Не бойся, больше никто тебя не обидит. И оттянулись они по-божески вдвоем, в полный рост, на раз, беззаботно и несуетливо, разделив кайф и крутняк по-христиански» (М. Шильман, «Евангелие от митьков»)

Эта история, написанная одним хорошим человеком в далеком 1990 году, просто и незатейливо пересказывает житие Иисуса Христа. Сам автор прямого отношения к митькам не имеет, однако вовсю использовал звучный и всем понятный митьковский сленг для написания сего творения. Но не сленгом единым известны митьки. Прежде всего, митьки – это группа художников, которая образовалась в Санкт-Петербурге (тогда еще в Ленинграде) в 1984 году. Тогда, уже почти 30 лет назад, в Доме культуры г. Усть-Нарва прошла выставка работ 15 независимых художников. Годом позже выставка повторилась в формате квартирника уже в Ленинграде и была разогнана милиционерами. Но начало было положено – в северной столице образовалась группа художников, которые впоследствии стали главной движущей силой питерского неофициального и нонконформистского искусства. «Патриархом» митьковской движухи в Ленинграде был Дмитрий Шагин. Вместе с десятком сотоварищей (братишек) Шагин стал ядром творческого образования митьков.

Митька можно без труда узнать по нестиранному тельнику, нечесаной бороде, тулупе и валенках. Утрированный образ русского мужика красноречиво иллюстрирует идеологию митьковского движения. Митьки целиком и полностью разделяют дореволюционную формулу «православие-монархия-народность», делая особый уклон в сторону православия и народности. Внешний вид их наглядно это демонстрирует. Что касается христианства, то тут митьки стараются вести себя, как подобает православному – безраздельная любовь к ближним и окружающему миру вообще, смирение, подставление левой щеки, если ударили по правой, и т.д.

Однако не стоит думать, что митьки – это только художники. Они проникли и в другие области искусства. Многие митьки пишут стихи и прозу, а также сочиняют песни. Почти всё их творчество простое и незамысловатое, как и сами митьки. Митьковская живопись карикатурная и стилизованная, в ней широко используются элементы шаржа и сатиры. Благодаря своей незатейливости и душевности митьковская живопись исколесила с выставками едва ли не всю Европу.

Стихи митьков не всегда могут быть адекватно восприняты простым читателем, потому как они необычны и выходят за рамки канонов стихосложения. Музыка от митьков проста, как стакан воды, что придает ей особого шарма. Чтобы понять, что такое митьковская музыка, стоит послушать, к примеру, сборник «Митьковские песни». Эдакое собрание сочинений уже упомянутого Мити Шагина, исполненное известными отечественными рок-музыкантами. В свое время с митьками любили оттянуться Юрий Шевчук, Чиграков (он же ЧиЖ), Вячеслав Бутусов, Хвостенко, Скляр и даже ныне почившая Людмила Гурченко. Ну и, конечно же, без БГ не обошлось. Некоторые шедевры митьковского музицирования можно найти и без участия всяких рок-звезд. К примеру, Шагин и Шинкарев (также один из родоначальников движухи) сочинили и записали несколько песен. В основном, это песни о простых русских людях, их работе, повседневной жизни. В целом, за долгие годы существования митькосвкой движухи было записано около десятка альбомов с песнями митьковского авторства. Кстати, в украинском городе Николаев с 1998 года и по сей день проводится фестиваль «Митьковские песни», где выступают митьковские братишки и сестренки из крупных городов России и Украины. Стоит заметить, что митьки из чисто питерского явления со временем переросли в явление широкого масштаба. В 1990-х в Москве появились свои собственные митьки, появились таковые и в Волгограде, и в других крупных городах России.

Митьковское искусство не претендует на громкие награды и звания, оно выросло из городского фольклора и насквозь пронизано уличной бранью, смехом и перегаром. Да, митьки устарели, оставшись в 1980-х, да, образ мужика в тельняшке и валенках вряд ли кого-то удивляет. Тем не менее, митьки не ушли в небытие. Они продолжают жить и творить, раскрывая душу нараспашку. Митьковская искренность и простота, к счастью, понятна людям и сегодня.

Оказывается, с бюджетом около 2 000 000 рублей примерно за два года можно собрать довольно представительную коллекцию «митьков»

Признаться, это тот случай, когда даже мой закаленный слух режет такая формулировка темы: от упоминания увальней митьков в одном контексте с коммерцией и аукционами веет каким-то лютым оксюмороном. Но это с непривычки. Не на облаке живем, к чему жеманство? Художественные артефакты некогда успешной некоммерческой субкультуры сегодня стоят денег и в целом включены в публичный рыночный оборот.

Изначально в неформальное «политбюро» группы «Митьки» входило три художника - Дмитрий Шагин , Владимир Шинкарёв и Александр Флоренский . Есть ближний круг, есть предтечи (Рихард Васми и др.), есть многочисленные последователи. Сегодня митьками числятся десятки художников и общественных деятелей, включая космонавта Владимира Джанибекова , которого приняли в митьки этим летом.

Первый состав «Митьков» образца середины 1980-х распался в 2008 году, когда о выходе заявил Владимир Шинкарёв - автор манифеста художественного объединения (1984) и изобретатель самого слова «митьки» (см.: «Владимир Шинкарев - Конец митьков»). Но группа «Митьки» на этом не закончилась. Объединение повел вперед Дмитрий Шагин (по уменьшительному имени которого Шинкарев и назвал движение). И что бы кто ни говорил, Шагин с функцией справляется успешно: устраивает выставки, дает интервью, создает информационные поводы, принимает в ряды новых братушек, да и в целом не дает забыть «Митьков». Чего стоит одна только нашумевшая акция «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына» .

Конечно, время берет свое. Поменялась экономика, общественная атмосфера, и идеи митьков устарели. У большинства художников объединения сложилась сольная карьера. Так, Владимир Шинкарёв стал художником влиятельной швейцарской галереи Бруно Бишофбергера , которая занимается также Уорхолом и Баскией. Флоренские , а также самый, пожалуй, известный из питерских митьков, Яшке , периодически выставляется, а также не без успеха продается на отечественных и мировых аукционах. Постепенно складывается и у московской фракции «Митьков» - Николая Полисского и Константина Батынкова . Они тоже растопили лед публичного рынка и вошли в аукционную обойму.

Но в целом аукционный рынок митькам пока победить не удалось. То ли не хотят, то ли всё устраивает, то ли срабатывает питерская специфика. Рынок митьков остается рынком частных сделок: продают через галереи или как-то по своим и тихо. Я бы сказал, что пока коллекционерам стоит в равной степени полагаться на статистические выкладки и на собственную интуицию. Звучит странно, особенно на нашем сайте, но на зыбкой почве открытых митьковских продаж уверенной статистики не построишь. Хотя знать аукционные цены все же не повредит, тем более что они довольно любопытны и не всегда коррелируют с медийной известностью авторов.

Интересно, в частности, что среди питерских митьков больше всего аукционных результатов насчитывается у Александра Флоренского. У Шагина и даже Шинкарёва аукционных продаж в разы меньше (к сожалению, о галерейных сделках мы достоверно судить не можем). Рейтинг самых дорогих аукционных работ митьков возглавляет Владимир Шинкарев. Цена самой дорогой картины митьков составляет £32 000 за его «Площадь Ленина». Если не учитывать заморский рынок периода высокой конъюнктуры и ограничиться только российскими аукционами, то, вероятно, рекорд цены среди питерских митьков будет принадлежать Владимиру Яшке: его работу пять лет назад на «Совкоме» купили за 300 000 рублей, что тогда составляло $10 000. Если же брать еще и «московскую фракцию», то ценовой рекорд будет принадлежать Николаю Полисскому.

Теперь пройдемся по аукционным ценам для остальных первых имен митьковского движения, не забывая делать поправку на здравый смысл.

Цены на картины Владимира Шинкарёва

Рыночной карьерой Владимира Шинкарёва занимается GALERIE BRUNO BISCHOFBERGER AG, поэтому нехватка аукционных сделок, по-видимому, компенсируется непубличными галерейными продажами. Рекордная цена $64 750 была заплачена за «Площадь Ленина I» в 2008 году на Phillips de Pury. Второй известный аукционный результат для Шинкарева - это $2 400 за «Первый снег», проданный в 2010 году на Шапиро. Его живопись еще несколько раз попадала в аукционные каталоги с оценкой $6 000–10 000, но не достигала резерва; самый свежий пример - июньский аукцион Vladey, где холст «Всеобщий дембель» 1989 года (кстати, с митьковской темой, с тельняшками и братушками) оценили от $6 700 и не продали. Как вы понимаете, в такой ситуации говорить о внятных ориентирах не приходится. Рискну лишь предположить, что сегодня в России нормальный ценовой диапазон для живописи Шинкарёва - $5 000–10 000.

Цены на картины Дмитрия Шагина

Единственный пока аукционный результат для живописи Дмитрия Шагина - это $1200 на Shapiro в 2010 году. Летом на VLADEY выставлялась картина «Смоленка» за $3–4 тыс., но не достигла резерва. Еще можно вспомнить, что в 2008 году одну из картин выставляли на Bonhams за $13 000, но это был явный перебор. Так же как $3000 за шелкографию «Пушкин-Митек», не проданную в 2010 году на американском Bloomsbury. Дополнительный фактор неопределенности заключается в том, что на аукционах ни разу не предлагались характерные живописные работы Шагина с ценными жизнерадостными темами - говоря по-митьковски, «с оттягом»: с тельняшками, с афоризмами, с пушкиными-маяковскими. Вот такие наверняка продавались бы. За сколько? Предположу, что за $3000–5000, например. А на аукционы пока ориентироваться бессмысленно.


Цены на картины Александра Флоренского

Ироничная наив-стилизованная живопись Флоренского в последние годы продавалась на аукционах в диапазоне $1000–4500. Причем $1000 - это результат, выбивающийся из общего ряда: покупателю «Княжны Таракановой» просто повезло, потому что и вещь хорошая была, и цена очень доброжелательная. Правильнее ориентироваться на $2000–3000. Еще Флоренский поражает стопроцентный уходом; первый раз на моей памяти такое: из 8 работ, выставляемых на аукционах, были проданы все 8. За разные деньги, но все.

Цены на картины и рисунки Владимира Яшке

Аукционные результаты Яшке пока можно пересчитать по пальцам одной руки, как и у Шинкарёва. И тоже привязаться не к чему. Диапазон от 15 000 рублей за графику, но сегодня, до 300 000 рублей за живопись, но вчера. Точнее, пять лет назад. По моему мнению, по сегодняшнему рынку потенциальному покупателю живописи стоит держать в голове цифру около $3000, плюс-минус.

Цены на произведения Николая Полисского

До 2013 года Николай Полисский был показательным примером художника, известного всей России, но не имеющего при этом ни одной публично зафиксированной продажи. Такое, наверное, только у нас могло быть. Но два года назад скульптура, повторяющая его знаменитый объект «П», была продана почти за $11 000, что делает ее, вероятно, самой дорогой работой митьков на российском аукционном рынке. На этом, собственно, и всё, больше привязаться не к чему. В 2014 году Максим Боксер предлагал на своем аукционе в Лондоне рисунки Полисского на тему адронного коллайдера за $900–1200. Тогда покупателей не нашлось - но это ни о чем не говорит. На внутреннем рынке где-нибудь до 50 000 рублей за графику запросто можно ждать положительного результата. Просто не было пока подходящего случая.

Цены на картины и рисунки Константина Батынкова

Работы московского митька Константина Батынкова, не в пример остальным участникам движения, обладают неплохой ликвидностью на аукционном рынке. Их много, цены доступны, люди покупают. Про рынок Батынкова AI писал несколько месяцев назад (см. на AI: «Константин Батынков. Всадник “веселого апокалипсиса”»), и сегодня цифры, приведенные в статье, остаются актуальными. Это один из самых популярных для массового коллекционирования художников. Его рисунки можно приобрести начиная с 12 000 рублей и в галереях и на аукционах. В базе AI по Батынкову записано больше 50 аукционных событий. Едва ли не больше, чем у всех остальных перечисленных выше митьков. Один только наш AI Аукцион продал только в этом кризисном году 4 работы Батынкова. Реальные цены за большие акрилы на бумаге - около 100 000–120 000 рублей. Это если продавать быстро, за неделю. Маленькие вещи могут стоить около 20 000 рублей. Кстати, прямо сейчас на AI Аукционе продается полихромный батынковский акрил «Танк» - мощная такая штука в фирменном батынковском стиле милитари, но это так, к слову. За большую живопись в галереях могут просить €4 000–6 500. Формальный же аукционный рекорд для творчества Батынкова составляет $25 400 и был установлен на Sotheby’s, как вы догадываетесь, в далеком 2008 году.


Какие выводы можно сделать из аукционной статистики по митькам?

1. На сегодняшний день все художники включены в аукционный оборот - это уже хорошо.

2. Лишь два художника из перечисленных в этой статье имеют репрезентативную статистику аукционных продаж: Александр Флоренский и Константин Батынков (на правах московского митька). Результаты остальных пока не позволяют делать однозначные выводы о ценах.

3. На аукционном рынке довольно редко предлагались шедевры и даже просто характерные вещи митьков с ценными темами. Это еще сильнее снижает текущую релевантность аукционного рынка.

4. Рынок митьков по большей части является галерейным, с непубличными продажами, и дает галеристам возможность назначать цены без особой оглядки на публичные аукционные результаты. Это не осуждение, а просто констатация - вот такой сейчас момент. Цены на работы митьков на галерейном рынке лежат в диапазоне от 60 000 до 250 000 рублей.

5. Полагаясь исключительно на интуицию, могу отметить, что за редким исключением творчество митьков недооценено. С учетом даже не художественного, а одного лишь мемориального значения (как яркого символа ушедшей эпохи) их картины со временем должны стоить дороже. Но узнаем мы это лишь тогда, когда на аукционном рынке появятся шедевры.

6. С бюджетом около 2 000 000 рублей, если действовать не торопясь и потратить на это примерно 2 года, можно собрать очень неплохую коллекцию митьков.

Владимир Богданов, AI

  • 19.04.2019 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис - автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 19.04.2019 В четверг, 25 апреля 2019 года, состоится очередной аукцион. Каталог составили 656 лотов: живопись, графика, религиозные предметы, серебро,ювелирные изделия, стекло, фарфор и пр.
  • 17.04.2019 18 апреля аукционный дом «Литфонд» проведет 151-й аукцион, в каталог которого вошли свыше 400 лотов редких книг, рукописей, автографов, фотографий, плакатов, исторических бумаг и открыток на общую сумму свыше 20 000 000 рублей
  • 17.04.2019 18 апреля 2019 года «Русская эмаль» проводит Аукцион антикварных открыток и филателии № 6. В каталоге - 225 лотов
  • 16.04.2019

Жанр митьковской гравюры с особым жаром вспыхнул, когда митьки взялись за книгоиздание, - данный рисунок Александра Флоренского взят из краеугольной книги «Митьки» Фотография: из личного архива Александра Флоренского Группа близких по духу художников образовалась еще до того, как появилось объединяющее их заветное слово - «митьки». И краеугольные понятия их философии проявились уже тогда - соборность, неформальность, нестяжательство, отрицание всего, что выходит за рамки добродушной вселенной, где каждый друг другу братушка и сестренка.

Владимир Шинкарев, художник, автор книги «Митьки»: «Собрались приятели-художники и стали делать выставки, но нередко это выглядело так, будто живопись - только декорация для всеобщего веселья. Поэты читали стихи, музыканты пели песни, и люди, которым живопись ранее была вовсе неинтересна, приходили посмотреть, как митьки тусуются. Ясно, что для популярности художника имидж - куда важнее качества живописи, - недоброжелатели вскоре стали вовсе отрицать значимость живописи митьков - мол, на имидже выехали. Да нет, извините, прекрасная у нас была живопись».

Дмитрий Шагин, художник: «Первая выставка была квартирная, в доме, который пошел на капремонт. В одной комнате выставились 60 человек. Отключили воду, отопление, а потом власти и электричество отрубили, чтобы люди не смотрели. Тогда люди ходили со свечами. С 1982 года власти начали предоставлять помещения раз в полгода. Когда был сухой закон и нам в 1987 году дали неотапливаемое помещение, и мороз был минус тридцать, то люди приносили c собой одеколон, чтобы согреться».

1984–1993. Пьянство

Энциклопедия Lurkmore определяет митьков как «художников по холсту водкой» - на первом этапе существования группы это вполне соответствовало действительности.

Шагин: «В конце 80-х была шутка такая народная: «На красный горбачевский террор митьки ответили белой горячкой». Пьянство митьков было актом героизма и ответом на то, что власти запрещали народу выпивать. Митьки отстояли право выпивать, но с потерями. Потому что вот наш поэт Олег Григорьев умер. Я допился в начале 1993 года уже до такого состояния, что понял, что я умираю. Пили спирт «Рояль», который продавали в ларьках. Некоторые говорят, что митьки были только тогда, когда была пьянка. И отчасти это так. Ведь книга Шинкарева про пьянство, а не про трезвость».

Андрей Филиппов, художник, московский концептуалист: «Раньше было четкое разделение: Питер - это наркотики и рок-н-ролл, а Москва - это концептуализм и водка. Почему у нас была симпатия - потому что митьки из всех питерских были алкоголиками, а остальные были наркоманами. Помню, была выставка «Советское искусство в 90-х» в Дюссельдорфе, и мы с утра встречаемся в лифте - я, Костя Звездочетов, Никита Алексеев, Африка-Бугаев и еще кто-то из питерских. Они бледные, а мы красные. Спускаемся вниз. Мы бежим в первый магазин, а они бегут на вокзал - понятно за чем. Тогда это нас заметно отличало. Ну а когда они завязали, тут же начались разные внутренние проблемы, но это их дела».

Фрагмент одного из самых душещипательных моментов м/ф «Митькимайер» - митьки вспоминают напитки эпохи застоя

1984–1990. Ежегодные выставки ТЭИИ

ТЭИИ - Товарищество экспериментального изобразительного искусства - объединило девять групп художников (совершенно разных: от «Новых художников» Тимура Новикова до некро­реалистов с лидером Евгением Юфитом), пытавшихся представить широкий диапазон неофициального искусства на более цивилизованных, чем квартиры и мастерские, площадках: во Дворце молодежи и ДК им. Кирова. Митьки были едва ли не самыми консервативными, но вместе с тем и самыми популярными.

Александр Флоренский, художник: «Когда появились эти выставки, митьки уже вполне оформились как группа художников, поэтому выставлялись на этих выставках вместе, отдельным блоком, защищали друг друга перед выставкомом, сформированным из участников выставки, - не всем картинки митьков нравились, ибо были далеки от провозглашавшегося «экспериментального искусства», а скорее находились в русле традиционной живописи. Но имя у группы уже появилось - в узких кругах любителей искусства естественным путем, а в широких - благодаря довольно нелепым и малограмотным публикациям в тогдашних многомиллионных СМИ типа газеты «Смена» или журнала «Юность», поэтому у стенда митьков всегда был народ».

1985. Книга «Митьки»

В сентябре 1984 года Владимиру Шинкареву приходит в голову мысль отразить в литературной форме быт, праздники и речи своих друзей-художников, самым ярким из которых был Дмитрий Шагин, ставший прообразом того самого митька - беспечного и безобидного гедониста, то ли хиппи, то ли лодыря, то ли святого.

Шинкарев:  «Используя как персонажей нашу компанию художников, я описал гипотетическое массовое молодежное движение со своим сленгом, повадками и философией. Симпатичное раздолбайство, присущее любому из нас (как и любому представителю «поколения дворников и сторожей»), было истолковано как сознательная героическая стратегия. Это массовое молодежное движение мы вскоре и начали с бескорыстным энтузиазмом разыгрывать на выставках, да и в быту».

Шагин:  «Книжка Шинкарева разошлась в самиздате очень широко, и митьковский юмор распространялся очень быстро. Получилось так, что почти все художники ТЭИИ замитьковали, и Рок-клуб замитьковал, и все замитьковали. Это было настоящее массовое движение, все стали добрые, выпивали. А нас стали приглашать и в другие города».

Умка, музыкант:  «Машинописные странички под названием «Митьки» попали нам в руки в 1985 году в Питере. Откуда пришла машинопись - не помню, но прекрасно помню, как мы шарились с друзьями по стылым улицам в поисках различных кайфов и вписок, не выпуская из зубов этот великолепный текст, просто шли и, не глядя под ноги, читали вслух - друг другу и первому встречному: «Ура, мы поняли, мы митьки!» Скоро это уже кричала вся страна, что выглядело, прямо скажем, глуповато».

Андрей Филиппов, петербуржский художник: «Популярность к нам пришла во многом благодаря книжке. Она часто перепечатывалась самиздатом, ее передавали из рук в руки. Наша первая выездная выставка была в городе Нижнем Новгороде - там митьков уже знали и ждали. Была очень важная статья в журнале «Юность» - там всем запомнились гравюры Васи Голубева типа «Митьки отправляют Брежнева в Афганистан», «Митьки отдают свои уши Ван Гогу» и тому подобное. В ленинградской прессе в основном ругательные были статьи: мол, комсомол должен взять под неусыпное око новое массовое молодежное движение. Но особенно за нас никто не брался, не те времена уже были. Хотя нас начали даже узнавать на улице - пропускали за вином без очереди».

Группа «Аукцыон» исполняет программу альбома «Птица» в аскетичной обстановке первой Митьковской ставки

1989. Митьки в Европе

Апогей движения и первые признаки выхода в тираж - «спонсорский» автобус, сомнительные антрепренеры, выставочное турне митьков по Европе. Позднее видеоматериалы с двух месяцев гастролей стали документальным фильмом Алексея Учителя «Елы-палы, или Митьки в Европе».

Шинкарев:  «Одновременно три выставки (Антверпен, Кельн, Париж), Алексей Учитель кино снимает. Может быть, вершина движения митьков. С одной стороны - только что ушли из котельных, еще не оторвались от корней, с другой - уже экспортный продукт, везут в Европу и снимают про то кино, чтобы не Европу показать, а показать, как хороши наши митьки на фоне Европы».

Флоренский:  «Алексей Учитель решил снять фильм о митьках вот-вот должных оказаться на пике популярности. Нашелся и продюсер с бельгийской стороны - Ян Хинтьенс. Он получил большой грант от лакокрасочной компании на проект - известные русские художники впервые в жизни едут на Запад, делают там три выставки, попутно знакомясь с жизнью просвещенной Европы во всех формах - от Лувра до гамбургера и фаллоимитатора. Мы знакомились с интересными людьми (Синявский, Хвостенко, Толстый), пьянствовали, изображая - отчасти искренне - сиволапых мужиков, не видевших в глаза ни картошки фри, ни тампона «Тампакс». Характерной особенностью этого тура было то, что мы почти все время были пьяны, ну поскольку какие-то картинки все же продавались, многие из нас - включая вашего покорного слугу - смогли купить по подержанному иностранному автомобилю. Машину я водить не умел и подарил ее маме, а она попросила поменять на какую-нибудь советскую, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. Все умные мысли, которые хотел внедрить в этот фильм Леша Учитель и митьки, были практически вытравлены «сорежиссером» Яном Хинтьенсом, старательно адаптирующим фильм к непритязательной европейской публике по схеме «вот как невежественные советские люди встречаются с подлинной цивилизацией». В общем, смотреть не советую».

1990. Митьки в Москве

Вслед за Ленинградом митьковать начинает и Москва - здесь митьки находят единомышленников и базу для нерегулярных, но стабильно востребованных выставок. 

Николай Полисский, художник: «Шла вербовка, нужно было расширять круг митьков, и они сами решали, кто из них митек, а кто нет. Я с изумлением обнаружил, что я тоже митек - потому что нужна была московская фракция, и они ее создали: Минин и Пожарский и Полисский. Я не претендовал на самом деле на это высокое звание и начинал участвовать в этом вполне иронично. Дело в том, что это сочеталось с безумным тогдашним пьянством. Я ни разу себя не помню трезвым в тот момент, когда это все обговаривалось. А потом был очень важный момент - статья в «Юности» в районе 1990 года, где были канонические списки митьков. Тут же митьки начали что-то там делить, было очень смешно, потому что у них было ощущение, что делается история, и нужно вписываться в какие-то группировки. В тот момент в России действительно вершилась история, и все хватали - но кто хватал правильно, а кто занимался вот такой вот глупостью. Я смотрел на это немного со стороны, потому что понимал, что мне ничего не светит, уже все хапнули, и лезть в эту историю было абсолютно бессмысленно. Все это была какая-то такая симпатичная перестроечная пьяная юность, когда организм еще выдерживал».

1992. Мультфильм «Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер»

Режиссер Игорь Масленников (руководитель объединения «Троицкий мост», «Ленфильм») и режиссер Виталий Аксенов, автор фильма «Как стать звездой», на волне популярности митьков придумали сделать полнометражный мультфильм - получилось немного суматошное, но симпатичное переложение классических митьковских баек на язык мультипликации.

Флоренский:  «К тому моменту все, что я знал об анимации, сводилось к тому, что в одной киносекунде помещается 24 кадра. В помощь мне был дан режиссер-мультипликатор Анатолий Васильев, хороший специалист по анимации, но человек совсем других эстетических взглядов. Мы уже чуть было не расстались с ним, но тут выяснилось, что одно качество нас с ним все же объединяет - а именно любовь к алкоголю. На этой почве мы и нашли общий язык. Посыл фильма был прост - миллионер мистер Майер едет в Россию, сталкивается с митьковской культурой и сам становится митьком. Впоследствии с этим фильмом я объездил много фестивалей, вошел в среду аниматоров (даже однажды был членом жюри фестиваля анимационных фильмов), подружился с Татарским, Алдашиным и Норштейном».

1992–1993 «Митьки-газета»

В начале девяностых митьки окончательно превращаются в чисто петербуржский бренд, как разводящиеся мосты, Эрмитаж и депрессия. Немалую роль в институционализации движения сыграла «Митьки-газета» - сборник очерков, мастерски написанных Шинкаревым о том, что любят митьки: о выпивке, девушках и музыке. 

Юрий Молодковец, фотограф, издатель «Митьки-газеты»:  «У меня была идея издавать арт-газету, и митьки мне очень нравились. Я тогда работал в типографии, и мне казалось, что, издавая такую газету, мы завоюем весь мир. Первый номер получил широкую огласку СМИ и среди представителей искусства. Вышло всего 10 выпусков, тираж был около 3–5 тысяч, потом меньше, мы продавали и раздавали газеты на концертах и всяких акциях. Мы-то думали, что мы делаем не газету, а произведение искусства, а после одного концерта выяснилось, что люди на ней просто сидели, чтобы не пачкать штаны. Почти сразу внутри редакции начались интриги - кого печатать, кого не печатать. Звонит Митя Шагин и говорит: «Давай не будем его печатать» и начинает продавливать, что этого не надо печатать, что, мол, он еще не такой уж нам и братушка, хотя мы все уже точно решили. Атмосфера была, что внешне все замечательно, а на самом деле все было не очень замечательно. И поднадоело это очень быстро. Наш главный редактор Вася Голубев нарисовал гравюру «Самоубийство главного редактора», таким образом дав понять, что он отказывается возглавлять этот орган. Ну и я вскоре просто перестал в этом участвовать».

1993. Трезвость

Алкогольный драйв во многом скреплял содружество митьков - но массовый отказ художников от спиртного не только не положил конец движению, но и позволил ему выжить.

Шагин: «Многие митьки тогда бросили пить, я вот тоже с 1993 года не пью, и это уже пошла другая история. Наш друг профессор, психиатр Евгений Зубков пригласил меня и Шинкарева в Америку, в центр реабилитации алкоголиков по программе «12 шагов». Я, конечно, думал, что я совсем не алкоголик, но в анкете из 29 пунктов на вопросы типа «Болит ли у вас голова после того, как выпивали накануне?», у меня был только один отрицательный на вопрос «Задерживала ли вас полиция за вождение в пьяном виде?». Потому что я не вожу машину. Тогда я понял, что проблема есть, и я спросил, а что же, мне больше никогда не выпить, на что мне дали очень хороший ответ: «Ты не пей только один день - сегодня». Я спросил: «А завтра?» «А завтра посмотришь». И моей программе одного дня уже 21 год в этом году будет. И чтобы остаться трезвым, надо, конечно, помочь другим, поэтому митьки создали группу помощи по программе «12 шагов», и содействуют проекты «Дом надежды на горе», это единственный в России центр оказания бесплатной помощи людям, страдающим алкоголизмом».

Шинкарев: «Митьки, описанные как выражение типичных черт еще советского общества, честно и добросовестно пьянствовали, отражая эту типичную черту. К тому же в нашей группе художников подобралось немало алкоголиков (ведь пьянство и алкоголизм - далеко не одно и то же). В начале 90-х годов многим из нас было недалеко до последней стадии алкоголизма, а эта стадия имеет 2 разновидности: полная трезвость или смерть, промежуточных состояний нет. Митьки, как и следовало бы поступить всей нашей стране, попытались с пьянством завязывать, однако оказалось, что настоящий алкоголик с помощью своей силы воли бросить пить не в состоянии, потому что очень сильная воля алкоголика занята только одним: доказательством необходимости пить дальше. Единственно действенный способ бросить пить - система анонимных алкоголиков, основанная на терапии «12 шагов». Ну или подобные ей. Система эта изобретена в США, но у нас она, пожалуй, более действенна, так как вместо политкорректной «высшей силы», с помощью которой выздоравливают американские алкоголики, обращается к православию. Да, есть у русских анонимных алкоголиков такой бонус, для многих неприемлемый: вместе с трезвостью - православие. Упомяну и постоянную взаимопомощь алкоголиков, необходимый компонент терапии «12 шагов», - аналог нашей исконной общинности, соборности. Коллективизма. Митьковского братства. К середине 90-х многие из митьков пить бросили, что, конечно, нашу группу встряхнуло и на некоторое время реанимировало».

Фотография: архив «Афиши»

1995. «Митьковская тишина» и другие альбомы

Митьки проявили себя в изобразительном искусстве, литературе, хеппенингах, фильмах и анимации - логичным шагом далее было попробовать себя в музыке. Список участвующих в записи пластинок был более чем представительный: Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, Умка, Вячеслав Бутусов и другие, однако большого успеха перепевки застольных и походных песен митьков не снискали, оставшись странным артефактом эпохи.

Шагин:  «Еще до выхода этой пластинки были эксперименты с музыкой. Поначалу была договоренность о записи на виниле, но поскольку активно выпивали, то ответственно к записи не смогли подойти. Например, сохранилась запись конца 80-х годов песни с Дюшей Романовым на мой текст «Бескозырка», его потом много перепевали другие группы. Такие там были слова: «Если матрос за борт упадет, только круги останутся, и бескозырка под воду уйдет, рыбам она достанется, и о митьке не вспомнит никто, забудут родного брательника, только останется от него лишь полосатость тельника». И когда уже пить перестали, в 1993 году была первая запись. Там была песня «Матросская тишина» Шинкарева, записали с Дюшей, и даже пели ее сами. Читал я там стихи Олега Григорьева, свои, Шинкарев пел, Ольга Флоренская пела песню на свои стихи, Гребенщиков - свою песню на слова Олега Григорьева, ну и самая известная была «Митьковский марш» («Мы проснулись с тобой после праздничка») на мотив «Прощание славянки». Были там алкогольные частушки, записанные с Вячеславом Бутусовым. Ну и звездой альбома был Чиж, который исполнил песню «На поле танки грохотали», которую мы всегда пели за столом хором. Потом в 1996 и 1997 годах вышли второй и третий альбомы. Они были в основном с песнями старинными и военными. Там участвовали Шевчук, Гребенщиков, Бутусов, Чиж, Александр Скляр. И даже был снят одноименный фильм про это - «Митьковские песни».

Умка: «Проект «Митьковские песни» считаю достаточно дурацким, как, впрочем, и другие боковые поползновения этой компании. Одно дело, когда ребята по пьяни берут гитару и орут: «Мы проснулись с тобой после праздничка…», а другое - разводить вокруг подобного искусства компакт-диски, концерты и тому подобное. Я зачем-то поучаствовала в одном таком диске - левой ногой спела знаменитую «авторскую блатную» про «западный Марсель», за что и была примерно наказана. Автор песни - известный питерский интеллектуал, филолог А.Г.Левинтон. Я просила указать авторство, но никто этого не сделал. Пользуясь случаем, исправляю досадную ошибку».

1995–2000. Сериал «Митьки. Полет Икара»

Сериал, названный в честь полотна Питера Брейгеля - любимой картины любого митька. Примечателен участием в съемках групп «Аукцыон», «Ночные снайперы» и Александра Баширова. Закадровый текст читает еще один яркий символ современного Петербурга - Михаил Боярский.

Виктор Тихомиров, художник, режиссер сериала:  «Первая серия - в основном про концерты Хвостенко и других близких нам по духу рок-н-ролльных музыкантов в митьковской ставке. Все играли бесплатно, конечно. Набивалась куча народа, и выглядело это типа квартирников в окружении наших картин. В «Митьки. Революшен» мы решили сделать символический залп «Авроры» в честь юбилея революции. Был задействован ресторан плавучий буржуйский, назвали богатеев всяких, которые сбрасывали кучу денег с потолка и проверяли так нас на вшивость, но мы до их денег не дотронулись. Третья серия называлась «У митьков» - это просто философские разговоры, в моей мастерской сидят Шагин, Шинкарев и я, рассуждаем о судьбах искусства и пути художника. Четвертая, масштабная серия называлась «Ура флоту!». У нас была выставка в музее флота, и командование флота выделило нам корабль целый с 300 людьми экипажа. И мы сделали такую художественную акцию, которая называлась «Подбрасывание бескозырок». Вся команда выстроилась на набережной Крузенштерна и по неуставной моей команде подбрасывала вверх 300 бескозырок, впервые в истории человечества экипаж военного корабля исполнял команду художников. И мы снимали, как эти бескозырки плывут по воздуху. И из этих фотографий был сделан длиннющий баннер, метров 300, который висел в Москве на Гоголевском бульваре семь лет. Пятая серия, «Полусахариный сад», была посвящена литературной деятельности митьков. Собрались все митьки и по очереди читали свои стихи и произведения».

Фотография: РИА «Новости»

1997. Выставка «Водка»

Одна из последних больших выставок митьков, проходившая в Галерее в Трехпрудном, исследовавшая пьянство как феномен искусства и философии, - куратором выступал Авдей Тер-Оганьян, а на самой выставке присутствовали работающие в полную мощность самогонные аппараты.

Полисский:  «Фильм Учителя стал важным этапом. А потом появился директор Сережа Лобанов. И если мое отношение к этому всему ироническим было и осталось, то он до сих пор относится с полной серьезностью. Он понимал, что все главное происходит в Москве, и стремился сюда. Тут мы с Костей Батынковым и с ним втроем начали что-то химичить. Надо было как-то застолбиться в современном искусстве, и Марат Гельман предложил сделать выставку про водку. А я предложил сделать митьковский вытрезвитель - там все полосатенькое, простыни, коврики вышитые, смирительная тельняшка. Мне почему-то тогда нравился этот митьковский дизайн. И все это было так миленько, но жуткое совершенно было открытие, все ужасно перепились, там были краны с водкой и вином. В общем, это был жуткий кошмар».

Марат Гельман, галерист: «Когда мы делали «Водку», ребята все бросили пить, вылечились, кроме Яшке. Мы сделали в галерее большой вытрезвитель, было весело. Это было так: митьки продолжают говорить об алкоголизме, но с точки зрения непьющих людей. Яшке, единственный митек, который не бросил пить, напился и сломал себе ногу перед открытием. Поэтому он поселился в этом митьковском вытрезвителе и пролежал там в качестве экспоната. К выставке тогда еще сделали материалы - квитанции из вытрезвителя, это была такая кабаковщина. Митьки воспринимали Кабакова не как художника-концептуалиста, а как такого же веселого человека, который зачем-то собирает и выставляет свои документы. Это был финал митьков как группы, после этого они ничего не делали, разве что какие-то коммерческие проекты».

2006. Вторая митьковская ставка 

Сперва митьки базировались в мастерской Александра Флоренского, но в 1996 году выставку митьков посетил губернатор Анатолий Собчак и движение обзавелось собственным помещением из десяти комнат в центре города. Впрочем, дележка пресловутых комнат едва не обернулась распадом группы, однако в итоге как-то улеглось - правда, большая часть помещений осталась за Шагиным. В 2004 году ставка подверглась рейдерскому захвату и митьки просили ходатайства у нового губернатора Валентины Матвиенко. Она, приняв в расчет значение феномена, подарила митькам новую ставку, размером побольше, на улице Марата - но без раздора, в этот раз еще более драматического, не обошлось.

Шагин:  «Тогда был настоящий рейдерский захват, пришли искусствоведы в штатском и стали говорить, что митьки - это не Пикассо и не Ван Гог и что наше место на помойке, и стали наши картины выкидывать. Как в 1985 году прямо, когда нас милиция громила. Мы вызвали милицию нас защищать, но она нас не защитила. Произошел большой скандал, СМИ вступились за нас и с ними Матвиенко, которая назвала нас забавным выражением «бренд-символ Петербурга». И нам дали новое помещение на Марата. Тут были выбиты окна, не было пола, как после бомбежки блокадной. Администрация района все-таки испугалась и сделала нам ремонт. Тут у нас и временные выставки, и постоянные, и чтения, на «Ночи в музее» всегда большой концерт с перформансами, и по субботам у нас свободный вход для всех. В прошлом году нам, правда, не продлили договор. Посмотрим, что будет».

2008. Распад митьков

К концу двухтысячных отношения в полураспавшемся коллективе охладились окончательно. Один из последних разов фамилии Шинкарева и Шагина встречались вместе в газетных статьях, гласивших, что Шинкарев решил покинуть митьков после вступления Шагина в предвыборный штаб Дмитрия Медведева и его призыва к молодежи участвовать в выборах. Сам Шинкарев утверждает, что покинул митьков еще до этого.

Шинкарев:  «Из «Митьков» я вышел в конце 2007 года. Группа художников редко может существовать больше лет пяти - художники расходятся от пункта первоначального единства в разные стороны, благоприятное время для объединяющей художественной задачи кончается. Конечно, бренд «Митьки» можно было использовать дольше, он был задуман как вневременной, очень широкий - хоть в предвыборный штаб президента вступай, - но всякая вещь испортится от чрезмерной эксплуатации. Сейчас группы художников «Митьки» в том смысле, в котором она существовала в 80-е и 90-е годы, нет, побив все рекорды продолжительности жизни - она растаяла, или, скажем, высохла».

Флоренский:  «Думаю, что «героический период» митьков - с 1984-го по примерно 1991-й - было, возможно, самое подлинное и живое явление в русской живописи, да и в искусстве вообще - литература, кино, поэзия, книгоиздание; многие жанры искусства были затронуты митьками, и зачастую талантливо. Но вместе с успехом, увы, часто приходят зависть, мелочность, честолюбие, суетливость - и это многих из нас затронуло. Раньше нечего было делить - а тут появились и деньги какие-то, и поездки, и продажи или, например, центральное место перед объективом телекамеры. Короче говоря, тривиальная история. Уже в середине 1990-х годов я и Ольга Флоренская стали делать собственные проекты, зачастую тяготясь периодической необходимостью выступать вместе со всем коллективом, так как художественный уровень митьковских выставок неуклонно понижался. Но поскольку я чувствовал и понимал свою, скажем так, очень большую роль в создании группы художников «Митьки», мне по-человечески жаль было бросать все эти «наработки». Но к началу 2000-х годов митьки стали превращаться в руководимый Дмитрием Шагиным провинциальный балаган, и мы с Ольгой тихо ушли из группы, оставив свои помещения в общей митьковской мастерской другим художникам. Ну а вообще, если бы Шагин повел себя умнее, митьки стали бы кем-то, кого со временем изучали бы - как футуристов или обэриутов. А теперь вряд ли, столько навоза придется перерыть, чтобы найти те самые жемчужные зерна.

Что же касается сегодняшней ситуации, то я очень высоко ценю живопись Шинкарева, да в общем-то и большинства остальных «митьков первого состава», ну а Мите Шагину я не судья. Как говорил Марк Твен, «опустим завесу жалости за этой сценой».

Фотография: архив «Афиши»

2009. «Конец митьков»  

По всей видимости, последнее литературное произведение Шинкарева на тему митьков - книга о постепенном распаде объединения, документ потрясающей силы и боли.

Шинкарев: «Основное мое занятие - живопись, книги иногда пишу для собственного удовольствия, что и побудило написать «Конец митьков». Побудила интересная задача написать книгу необычную по структуре, многослойную, самый поверхностный слой которой - подлинная, немифологическая история группы художников «Митьки», а в сущности, история всего нашего поколения. Можно этот поверхностный слой воспринять как филиппику, направленную против Дмитрия Шагина лично, но это если пролистать, а вот самая лучшая критическая статья о «Конце митьков» подметила иное мое к Мите отношение. Статья называется «История любви». Отношений у нас с Митей сейчас, увы, маловато, разве иногда встретимся на выставке, троекратно поцелуемся и разойдемся».

Лев Лурье, историк: «Книга вся посвящена взаимоотношениям Шинкарева с Шагиным, и она производит слегка безумное впечатление. Потому что там все интервью Мити Шагина в районных газетах образуют какое-то обвинительное заключение. Шинкарев попросил меня презентовать эту книгу, и это было довольно тяжело, потому что с моей точки зрения эти люди совершенно несоразмерны и непонятно, зачем великому Володе Шинкареву тратить столько времени и душевных сил, чтобы все это выяснить. Но мысль его заключалась в том, что Митя такой был изначально, хотя произошла и какая-то эволюция. Вначале он был такой милый захребетник, а потом это стало его профессией. И в профессии как художник он деградировал полностью, а единственным способом его существования осталось шоуменство».

Шагин: « Я эту книжку не читал. Я счел, что я не хочу омрачать то, что было у меня с Володей. Говорят, что она не очень лицеприятная, и я поэтому не стал изучать, чтобы не особо расстраиваться. В прессе столько было написано неприятных вещей, но я считаю, что то, что в прессе написано, было сделано с целью меня дискредитировать и оклеветать. С Шинкаревым мы видимся и разговариваем. Он передо мной извинился. Я думаю, что если он целую книгу написал большую, то, видимо, ему было на что обижаться. Мне на него не за что обижаться, поэтому я книжку и не написал».

Фотография: ИТАР-ТАСС

2013. Акция «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына»

Ироничная акция Шагина и его товарищей - они предложили главе Министерства культуры Мединскому заменить картины в Третьяковской галерее на «более правильные»: избавиться от оскорбляющих чувства верующих передвижников, неполиткорректного полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и подарить Ивану Грозному нового сына. В Министерстве культуры заявляли, что обращение до Мединского не дошло.

Шагин:  «С 1987 года у нас вроде цензуру отменили и художники писали, что хотели. А за последние пару лет все вернулось. Первое наше столкновение с цензурой из недавних было в 2011 году в Музее космонавтики. Была комиссия, пришли люди в штатском и приказали несколько картин снять, ракета там им напомнила фаллический символ, и так потом пошли угрозы Музею Набокова, выставке «Айконс» Гельмана, стали появляться подметные письма. И вот когда в октябре 2013 года появились письмо с просьбой убрать картину Репина из Третьяковки, потому что она порочит нашу историю, уже с такими геббельсовскими формулировочками, мы решили отреагировать. Я подумал, что когда заберут эту картину якобы на реставрацию, митьки предложат взамен картину в один один по размеру, но чтобы она несла, так сказать, «позитивный» посыл для нашей страны».

2014. 30-летие митьков

В этом году митькам исполнится тридцать лет, но каких-то громких празднеств по этому поводу ожидать не приходится. Но весной выйдет в свет документальный фильм, приуроченный к юбилею группы художников, однако повествующий не об истории митьков, а об их современном состоянии.

Дмитрий Дроздецкий, продюсер: «Я предложил режиссеру фильма, Даниле Бондарю, эту идею, поскольку я сам состою в группе художников «Митьки». У митьков что-то происходит постоянно: сейчас, например, вот идет выставка «Митьковский плакат» в «Новом Манеже» в Петербурге. Есть псковские митьки - они проводят выставку в Печорах. В разных местах огромное количество различных мероприятий. Может быть, митьки стали немного другого формата, но мы никогда не провозглашали такие провокационные вещи, как, например, пресловутые целующиеся милиционеры. Это крайне чуждо митькам, у митьков традиционные ценности».

Данила Бондарь, режиссер: «Этот фильм о философии митьков, философии их вида творчества, - о реакции на все происходящее через добро, через позитив, юмор. У фильма как такового нет главного героя помимо инициативной группы митьков - но Шагин ведь сам по себе сейчас лидер этого движения, правильно? Зритель увидит, как митьки готовятся к выставке, как совместно пишут одну картину - это из необычного… Где будет показан фильм, я пока не знаю. Это уж как Шагин решит».

Невероятно психоделическое зрелище: митьки совместно с Юрием Шевчуком исполняют песню про крейсер «Варяг» на палубе крейсера «Аврора»

Если вы решите прогуляться по улице Марата, то на карнизе дома № 36 увидите небольшую фигурку кошки – эту хвостатую красавицу в тельняшке зовут Тишина Митьковна Матроскина или ласково Тиша. Хозяева Тиши – известные представители петербургского андеграунда. Их картины видел хоть раз каждый житель Северной столицы, а идеология их искусства давно вышла за пределы их творческого объединения, превратившись во второй половине 80-х в самое настоящее массовое движение. Разумеется, речь идет о знаменитых митьках, «братушках и сестренках», покоривших своей непосредственностью не только Петербург, город мечтателей и бунтарей, но и Москву, имеющую немало своих самобытных андеграундных объединений. Между тем, в прошлом году митькам «стукнуло» тридцать лет – срок для группы художников по-настоящему внушительный. За это время некоторые аспекты их творчества претерпели значительные изменения, но главные принципы остались прежними – доброта, любовь к ближнему и простодушный взгляд на жизнь не имеют срока годности.

Художники по холсту водкой


Именно такое хлесткое определение дала митькам популярная энциклопедия Lurkmore – и доля правды в нем, разумеется, есть. Действительно, если не вдаваться в тонкости еще только зарождающегося в 80-е годы движения «братушек и сестренок», то можно сказать, что стиль жизни художников довольно долгое время представлял собой своеобразную карикатуру на образ русского человека в глазах иностранцев – этакие добродушные пьяницы с душой нараспашку, всегда готовые то ли затянуть хором песню, то ли хлопнуть еще рюмку. Но, ради справедливости, стоит заметить, что в 90-е годы практически все митьки взялись за ум: вечное застолье – это, конечно, практически мечта, но здоровье и творчество все-таки важнее.

Лубочное очарование и верность традициям


Поначалу выставки митьков напоминали скорее «квартирники» – музыканты пели песни, поэты читали стихи, выставленные же картины казались просто благовидным предлогом, чтобы лишний раз собраться теплой компанией друзей и единомышленников. Тем не менее, именно в то веселое время митьки начали оформляться как самобытная группа художников, имеющих схожие взгляды как на искусство, так и на жизнь. К появлению ТЭИИ (Товарищества экспериментального изобразительного искусства), поставившего перед собой цель перенести неофициальное искусство из квартир и мастерских на более цивилизованные площадки вроде Дворца молодежи и ДК им. Кирова, «братушки и сестренки» уже стали достаточно популярны в среде петербургского андеграунда – они нашли свою публику, которой пришелся по душе их консерватизм и несколько лубочная манера живописи.

«Дык-ёлы-палы» петербургского андеграунда


Но настоящая слава к митькам пришла после публикации в 1984 году книги Владимира Шинкарева – художнику пришла в голову идея отразить главные принципы жизни и творчества «братушек и сестренок» в литературной форме. С большой долей иронии он изобразил быт и особенности речи своих коллег по цеху – особое внимание было уделено его товарищу по кисти Дмитрию Шагину. К слову, именно он стал прообразом веселого и простодушного митька – беспечного гедониста и «рубахи-парня».

Книга Владимира Шинкарева стала своеобразной библией новой субкультуры – многие музыканты и художники после её прочтения внезапно поняли: «Ёлы-палы, да мы же тоже митьки!». Когда «замитьковал» практически весь Петербург, художников стали приглашать с выставками в другие города, а смешные словечки и фразы из книги прочно вошли в городской фольклор: «Дык!», «Ну, ёлы-палы», «Дурилка картонная», «сестренка» или «оленька» по отношению к любой представительнице женского пола, «напряг», «оттяг».

Но, конечно, настоящим триумфом митьков стал тур по Европе – видеоматериалы с этих гастролей легли в основу документального фильма Алексея Учителя «Елы-палы, или Митьки в Европе». Правда, сами художники не советуют его смотреть – к сожалению, режиссеру не удалось полностью воплотить в жизнь свою авторскую задумку, в этом ему помешал продюссер фильма Ян Хинтьенс из Бельгии, решивший представить андеграундных художников из Петербурга как неотесанных советских людей, узнающих блага настоящей цивилизации.

Митьки никого не хотят победить…


И поэтому они завоюют весь мир! Этот неформальный лозунг появился в 1992 году после выхода полнометражного мультфильма «Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер», по сути, представляющего собой переложение книги Владимира Шинкарёва на язык мультипликации. Одно из главных достоинств этого анимационного фильма – это звучащие в нем песни Бориса Гребенщикова, который, к слову, неоднократно признавался в симпатии к митькам.

Как уже говорилось выше, митьки никогда не ограничивались одной лишь живописью – примером выхода за границы изобразительного искусства можно считать их музыкальные альбомы, в записи которых принимали участие такие именитые рок-музыканты, как Борис Гребенщиков, Умка, Юрий Шевчук, Вячеслав Бутусов, Дюша Романов и Сергей Чиграков из группы «Чиж & Co». Правда, музыкальные эксперименты митьков не пользовались особо большой популярностью – нельзя преуспеть во всем.

В 90-е годы митьки стали настоящим брендом Петербурга – о них регулярно писали СМИ, они стали героями документального сериала «Митьки. Полет Икара», закадровый текст в котором читал небезызвестный Михаил Боярский, какое-то время даже выходила «Митьки-газета», в издании которой большое участие принимал Владимир Шинкарёв, главный «летописец» движения «братушек и сестренок». В 2000-е годы художники, наконец, обрели постоянный дом на улице Марата – не без помощи журналистов, яро выступавших в их защиту. К концу 2000-х отношения в творческом объединении постепенно охладели – его главные идеологи, Дмитрий Шагин и Владимир Шинкарёв, решили двигаться в разных направлениях, поэтому объявили о распаде группы. Первый продолжил нести в массы идеалы движения «братушек и сестренок», второй – не без некоторого трагизма объявил о «конце митьков», написав в подтверждение этому даже целую книгу, в которой объяснялись причины разлада между ним и Шагиным.

Действительно ли, митьки «закончились» или нет – ответить совсем непросто, и возможно здесь даже нет правильного ответа. Одно сказать можно с полной уверенностью: эта самобытная группа художников безусловно оставила по-настоящему яркий след как в истории петербургского андеграунда, так и в истории самого города.