Певица Мара: биография, личная жизнь, фото. Биография

26.04.2019

Марина Нестерова родилась 25 ноября 1978 года в городе Москва. Девочка очень рано проявила творческие и вокальные способности. Петь начала уже в два года. По собственной инициативе в десять лет пошла в Ивантеевскую детскую музыкальную школу по классу гитары. Первую песню написала в одиннадцать лет.

Музыкальные занятия стали для Марины приятным увлечением. Некоторое время выступала в составе молодежного джазового ансамбля, пробовала участвовать сольно в конкурсах талантов. В то время девушка даже не думала о том, что это безобидное увлечение станет основным видом деятельности в ее жизни.

Марина училась в Московском университете потребительской кооперации по специальности «Финансы и кредит. Банковское дело» и всерьез уже планировала работать по специальности после получения диплома. Однако совершенно случайно запись выступления певицы прослушана Дмитрием Гройсманом, продюсером группы «Чайф» и сопродюсером фестиваля «Нашествие».

Гройсмана певица очаровала с первых нот. Продюсер организовал запись в Санкт-Петербурге с участием известной группы «Tequilajazzz», однако первая песня совсем не похожа на хит. Работать быстро и активно не получалось, так как Марина все еще являлась студенткой. И только после окончания университета началась запись первого альбома.

Страна узнала о новой певице в 2003 году благодаря композиции «Самолеты», прозвучавшей в эфире «Нашего радио» и на продолжительное время зависшей в хит-параде «Чартова дюжина».

Вскоре, история повторилась с песней «Дельфины». Певица выступает на фестивале «Нашествие», а затем и выпускает свой первый альбом «Откровенность». Дискография и творчество Сотрудничество Мары и Гройсмана продлилось около пяти лет. Второй альбом певицы вышел уже в 2005 году и получил название «220V». Все это время песни попадали в ротацию на радио, снимались клипы и проводились концерты.

В 2008 году выходит альбом «Unplugged». После разрыва контракта с продюсером творческая активность певицы утихает. В 2012 году выходит новый альбом певицы «Два мира». В нем все несколько иначе, чем в более ранних работах: немного иной стиль музыки, новая стилистика текстов. Впрочем, среди поклонников даже такая новинка встречена с восторгом. Уникальная манера исполнения, пронзительные глубокие мелодии, тексты на актуальные темы, все это не может оставить равнодушным никого.

В свободное от работы время Мара, как и любой нормальный человек, любит отдыхать, путешествовать или старается выделить время для занятий активными видами спорта. Певица очень любит велосипедные прогулки, кататься на роликах и летать на параплане. Помимо этого, старается как можно больше времени проводить с семьей и близкими друзьями.

Творчество Мары

Студийные альбомы

2003 - Откровенность
2005 - 220V
2012 - Два мира
2015 - Война и мир
2018 - Русская звезда

Концертные альбомы

2008 - Unplugged
2013 - Почувствуй разницу

Синглы

Самолеты 2003
Дельфины 2003
Холодным мужчинам 2003
Че на чем 2004
Angel Schlesser 2005
Невзаимная любовь 2006
Беда 2007
Калевала 2008
Целуя сердце 2009
Лотосы 2010
Япония 2011
Головокружения 2012
Арктика 2013
Почувствуй разницу 2014
Будет так 2014
За мной 2015
Русская звезда 2017

Песни на «Нашем радио»

Самолеты 2003
Дельфины 2003
Холодным мужчинам 2003
Че на чем 2004-2005
Angel Schlesser 2005
Невзаимная любовь 2006
Беда 2007
Калевала 2008
Целуя сердце 2009
Япония 2011 4 10
Головокружения 2012
Арктика 2013
Почувствуй разницу 2014
За мной 2015

Видеоклипы

Холодным мужчинам (2003)
Для тебя (2003)
Че на чем (2005)
Лотосы (2011)
Япония (2011)
Арктика (2012)
Почувствуй разницу (2014)

Мара Владимировна Кана (при рождении Марина Владимировна Нестерова ; 25 ноября 1978 года , Москва) - российская рок-певица, автор песен. Является автором нескольких песен из альбома «АтакА » певицы Линды , в том числе хита «Цепи и кольца».

Биография

Родилась 25 ноября 1978 года в Москве. До 2000 года жила в подмосковной Ивантеевке , потом переехала в Москву. По словам родственников, петь начала уже в 2 года. По собственной инициативе в 10 лет пошла в Ивантеевскую детскую музыкальную школу по классу гитары. Первую песню написала в 1989 году . Вот как сама певица вспоминает об этом:

Мара сочиняла песни во время учёбы в музыкальной школе, затем во время работы в джазовом ансамбле, участвуя во всевозможных юношеских конкурсах. Однако о профессиональной музыкальной карьере Мара задумалась лишь тогда, когда её творчество впервые оценил профессиональный продюсер. Впрочем, карьера развивалась не очень быстро. Мара получала высшее образование не в области музыки и в 2001 году окончила Московский университет потребительской кооперации по специальности «Финансы и кредит. Банковское дело». Лишь в 2003 году в эфире «Нашего Радио » впервые прозвучала песня Мары «Самолёты». Песня несколько недель была в хит-параде «Чартова дюжина ». Второй сингл Мары, «Дельфины», также попал в хит-парад. Ещё более известной стала композиция «Холодным мужчинам», на которую был снят клип. В 2003 году вышел дебютный альбом певицы «Откровенность». Самой любимой публикой и наиболее известной песней Мары является " Где-то моя любовь".

Студийные альбомы

Концертные альбомы

Синглы


Песни на Нашем радио

Некоторые песни Мары звучали в эфире Нашего радио и попадали в хит-парад Чартова дюжина .

Видеоклипы

  1. (2003)
  2. (2003)
  3. (2005)
  4. (2011)
  5. (2011)
  6. (2012)
  7. (2014)

Напишите отзыв о статье "Мара (певица)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мара (певица)

– Какая же подруга, голубчик? А? Уж переговорил! А?
– Батюшка, я не хотел быть судьей, – сказал князь Андрей желчным и жестким тоном, – но вы вызвали меня, и я сказал и всегда скажу, что княжна Марья ни виновата, а виноваты… виновата эта француженка…
– А присудил!.. присудил!.. – сказал старик тихим голосом и, как показалось князю Андрею, с смущением, но потом вдруг он вскочил и закричал: – Вон, вон! Чтоб духу твоего тут не было!..

Князь Андрей хотел тотчас же уехать, но княжна Марья упросила остаться еще день. В этот день князь Андрей не виделся с отцом, который не выходил и никого не пускал к себе, кроме m lle Bourienne и Тихона, и спрашивал несколько раз о том, уехал ли его сын. На другой день, перед отъездом, князь Андрей пошел на половину сына. Здоровый, по матери кудрявый мальчик сел ему на колени. Князь Андрей начал сказывать ему сказку о Синей Бороде, но, не досказав, задумался. Он думал не об этом хорошеньком мальчике сыне в то время, как он его держал на коленях, а думал о себе. Он с ужасом искал и не находил в себе ни раскаяния в том, что он раздражил отца, ни сожаления о том, что он (в ссоре в первый раз в жизни) уезжает от него. Главнее всего ему было то, что он искал и не находил той прежней нежности к сыну, которую он надеялся возбудить в себе, приласкав мальчика и посадив его к себе на колени.
– Ну, рассказывай же, – говорил сын. Князь Андрей, не отвечая ему, снял его с колон и пошел из комнаты.
Как только князь Андрей оставил свои ежедневные занятия, в особенности как только он вступил в прежние условия жизни, в которых он был еще тогда, когда он был счастлив, тоска жизни охватила его с прежней силой, и он спешил поскорее уйти от этих воспоминаний и найти поскорее какое нибудь дело.
– Ты решительно едешь, Andre? – сказала ему сестра.
– Слава богу, что могу ехать, – сказал князь Андрей, – очень жалею, что ты не можешь.
– Зачем ты это говоришь! – сказала княжна Марья. – Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… – Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате.
– Ах, боже мой! Боже мой! – сказал он. – И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! – сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью.
Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие.
– Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, – сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. – Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его. – Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. – Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать.
– Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, – сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», – подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним; но князь Андрей отвечал, что он, вероятно, скоро приедет опять из армии, что непременно напишет отцу и что теперь чем дольше оставаться, тем больше растравится этот раздор.
– Adieu, Andre! Rappelez vous que les malheurs viennent de Dieu, et que les hommes ne sont jamais coupables, [Прощай, Андрей! Помни, что несчастия происходят от бога и что люди никогда не бывают виноваты.] – были последние слова, которые он слышал от сестры, когда прощался с нею.

Первую песню помню, она была написана учительнице начальных классов. Пели мы ее вдвоем с мальчиком-одноклассником, было очень трогательно. А слова вспомнить могу, но с трудом. Это был 89-й год, это было очень давно.


Когда певица Мара начала петь, сама певица не помнит. По воспоминаниям её родственников, было будущей певице что-то около двух лет, а продолжалась эта самодеятельность ещё лет восемь. Зато достоверно известно, что Мара – редкий пример ребёнка, сознательно и самостоятельно возжелавшего пойти в музыкальную школу. Девушке тогда исполнилось десять лет, в подмосковной Ивантеевке такая школа была всего одна, а из всего многообразия инструментов Мара выбрала гитару.

«Первую песню помню, она была написана учительнице начальных классов. Пели мы ее вдвоем с мальчиком-одноклассником, было очень трогательно. А слова вспомнить могу, но с трудом. Это был 89-й год, это было очень давно».

По собственному признанию Мары, песни она писала всегда – учась в музыкальной школе, работая в джазовом вокальном ансамбле, участвую во всевозможных юношеских конкурсах. Но ни о какой профессиональной карьере не задумывалась – пока, по воле обстоятельств, её кассета не попала в руки продюсера, который оценил её таланты и перспективы профессионально. За первым продюсером последовал ещё один, пока та же (или другая, история это умалчивает) кассета не попала в руки продюсера группы «ЧайФ» и сопродюсера фестиваля «Нашествие» Дмитрия Гройсмана.


«Менялось всё очень медленно, очень постепенно, поэтому каких-то резких, кардинальных изменений не было. Очень долгий процесс у нас был с момента знакомства до момента запуска пилотной песни, очень много времени прошло, но в любом случае это всегда было для меня ново и радостно. Сотрудничество на начальном этапе с Tequilajazzz, сотрудничество ещё с какими-то командами – для меня это было открытием».

Одна из песен Мары действительно записывалась в Питере при активном участии великой русской группы Tequilajazzz. Впрочем, продюсерское ухо не услышало в готовом треке хитового потенциала, поэтому старт проекта был в очередной раз отложен. До определённого момента карьере мешало получение Марой высшего образования, но в 2001 году долгожданный диплом (Московский Университет Потребительской Кооперации, специальность - «Финансы и кредит. Банковское дело») был получен. В общем, с той поры работа над будущим альбомом пошла уже полным ходом.


В феврале 2003 года в эфире «Нашего Радио» состоялась премьера песни «Самолёты» - одной из немногих у Мары, посвященной не её собственным эмоциям и переживаниям, а вполне конкретным событиям. Песня была издана на сборниках «Нашествие. Шаг 13» и «Чартова дюжина», несколько недель продержавшись в одноимённом хит-параде. Аналогичная судьба постигла и второй её сингл, «Дельфины», темы мирового терроризма не касавшийся, зато вызвавший вполне очевидные параллели с ещё одной, более известной певицей.

«Песня не автобиографична. Просто песня. Просто какие-то там фантазии. Единственная правда в этой песне – припев: «я буду самкой дельфина, а ты большим и белым китом». Она написана совместно с человеком, с которым я на тот момент была. Написана в постели. Просто, как случайная фраза возникла - и всё».


Впрочем, что касается аналогий, то после весны-99 с таким положением вещей придется мириться всякой рок-певице. Ну, а что касается дальнейших выводов, то нужно дождаться дебютного альбома, который обещают осенью. До этого, в августе, Мара выступила на фестивале «Нашествие. Версия 2003» в эфире «Нашего Радио».

Наша сегодняшняя героиня - певица Мара. Биография ее будет приведена далее. Речь идет об одной из наиболее ярких представительниц на российской рок-сцене. Глубокие, пронзительные мелодии, тексты о любви и на другие актуальные темы, своеобразная манера исполнения - все это оставить равнодушным не может никого. Сколько альбомов выпустила певица и почему ей не нравится говорить о личной жизни, мы расскажем в данном материале.

Первые шаги в музыке

Мара - рок-певица, которая сегодня подписывается фамилией Кана, но родилась она под именем Нестерова Марина Владимировна. Будущая знаменитость родилась в 1978 г., 25 ноября, в Ивантеевке. По словам родственников, девочка начала напевать практически сразу после того, как заговорила. В десять лет Марина попросила взрослых записать ее в музыкальную школу. Там она выбрала класс гитары. В 1989 году наша героиня написала первую песню, ее она исполнила совместно с одноклассником для своей учительницы. Этот момент можно считать началом творческого пути.

Музыка

Будущая певица Мара воспринимала занятия как приятное увлечение. Некоторое время она выступала в молодежном джазовом ансамбле. Сольно участвовала в конкурсах талантов. В тот период наша героиня еще не думала, что безобидное увлечение превратится в основной вид деятельности.

Марина проходила обучение в Московском университете потребительской кооперации. Ее специальность - финансы и кредит, банковское дело. Она всерьез планировала посвятить себя работе в этом направлении после того, как получила диплом. Однако по случайности запись выступления нашей героини была прослушана одним из организаторов фестиваля «Нашествие» Дмитрием Гройсманом. Также он является продюсером коллектива «Чайф».

Прогнозируемый успех

Певица Мара сразу же очаровала Дмитрия Гройсмана. Продюсер для нее организовал запись в городе Санкт-Петербурге. В этой работе принимала участие группа Tequilajazzz. При этом первая песня совсем не походила на хит. Работать быстро не получалось, поскольку наша героиня была студенткой.

Запись альбома началась после окончания учебы в университете. Страна о певице узнала в 2003 г. благодаря песне «Самолеты». Композиция прозвучала на «Нашем радио». Продолжительное время она состояла в «Чартовой дюжине». Скоро эта история повторилась и с песней под названием «Дельфины». Вскоре певица выступила на «Нашествии». Затем она выпустила первый альбом под названием «Откровенность».

Творчество

Певица Мара сотрудничала с Гройсманом около пяти лет. Второй альбом нашей героини вышел в 2005 г. и назван он был 220V. Весь этот период песни ее попадали на радио, проводились концерты, снимались клипы. В 2008 г. вышел альбом Unplugged. После прекращения действия контракта с продюсером, утихает творческая активность нашей героини. Впрочем, согласно ряду источников, прекращением сотрудничества Гройсман также недоволен.

В 2012 г. вышел новый альбом нашей героини - «Два мира». В нем все иначе, чем в ранних работах - иной музыкальный стиль, новое направление текстов. Поклонники такую новинку встретили с восторгом. В настоящее время Мара - певица, фото которой часто встречаются на страницах печатных СМИ. Реализует себя наша героиня и в творчестве. Новые композиции записываются, но медленно. Как соавтор песен девушка сотрудничает с рядом популярных исполнителей.

Личная жизнь

Мы уже рассказали, насколько успешна Мара (певица). Личная жизнь ее будет описана далее. Представители сексуальных меньшинств нередко симпатизируют Маре и даже заочно записывают исполнительницу в свои ряды. При этом сама певица открыто говорит лишь о том, что любые проявления гомофобии считает неприемлемыми. Разговоров о личной жизни она старательно избегает. При этом в бульварной прессе можно встретить заметки, которые сулят ей скорую свадьбу с представителем прекрасного пола либо описывают романтические отношения с девушкой.

Однако достоверная информация о личной жизни нашей героини покрыта тайной. Причины для домыслов следует искать в творчестве исполнительницы. Многие критики ищут ответы на свои вопросы в "бесполых" текстах о любви. В песнях наша героиня к партнеру обычно обращается во втором лице, поэтому идентифицировать пол невозможно. Помимо этого, в ряде интервью в качестве объекта, который вдохновил ее на написание очередной композиции, девушка называет некоего «человека», с которым она находится в близких отношениях. Пол снова не указывается. При этом исполнительница не стесняется принимать участие в откровенных фотосессиях для различных мужских журналов. Подобное поведение обычно не свойственно представителям сексуальных меньшинств.

В свободное время Марина любит отдыхать. Однако график у нее достаточно напряженный. При первой возможности она старается уделить время активным видам спорта или отправляется в путешествие. Девушка любит велосипедные прогулки. Также она часто летает на параплане и катается на роликах. Она также старается уделять время близким и друзьям. Иногда наша героиня намекала на то, что ее сердце свободно, что дает ей пространство для творчества.

Певица Мара записала песню под названием «Мегиддо». Она посвящена событиям на Ближнем Востоке. Данная композиция родилась у нашей героини после того, как она лично посетила эту местность. По ее словам, речь идет о долине и горе на ней. Исполнительница специально отправилась в Израиль. Ей хотелось попасть на гору Мегиддо. Исполнительница напоминает, что именно это место было описано в пророчествах Иоанна Богослова.

Певица хотела попасть на место Армагеддона. Нашу героиню заинтересовали Кумранские свитки, которые находятся в музее Израиля. Речь идет о священных древних писаниях, среди которых есть военный трактат о решающей битве сынов Света и Тьмы. По мнению девушки, именно так выглядит Армагеддон. Мара упоминает, что Наполеон считал Мегиддо идеальным полем боя, именно там ему удалось разбить османов и турок. Согласно преданиям, именно в этом месте должна произойти последняя на Земле битва. Сейчас поблизости Мегиддо наблюдается конфликт, который увеличивается в размерах.


24 мая в московском клубе «Б1 MAXIMUM» состоялась презентация live-альбома Мары «Unplugged» (CD+DVD), с которого началась новая история самой сексуальной и эмоциональной российской fashion-rock певицы. Материалом для пластинки послужил концерт в КЗ «Мир» 10 ноября 2007 года, где впервые была представлена … Читать всё

Мара родилась 25 ноября 1978 года в Подмосковье - российская рок-певица, пишет песни и музыку.
24 мая в московском клубе «Б1 MAXIMUM» состоялась презентация live-альбома Мары «Unplugged» (CD+DVD), с которого началась новая история самой сексуальной и эмоциональной российской fashion-rock певицы. Материалом для пластинки послужил концерт в КЗ «Мир» 10 ноября 2007 года, где впервые была представлена light-программа Мары и ее музыкантов. «Unplugged» - это многоликая музыкальная история, не подчиняющаяся канонам жанра и выходящая за рамки традиционной акустики. Основой для новой программы стали трепетные партии рояля, кларнета и виолончели, сопровождающиеся насыщенной перкуссией.
Надрывный в творческом и эмоциональном плане концерт, запечатлел режиссер Роман Бутовский, сумевший не только создать профессиональную атмосферу студии BBC, но и вести авторский монтаж непосредственно во время записи. Таким образом, получившееся видео – не идеальная приторная картинка со сглаженными углами, а наоборот, документальное кино, всепоглощающая эмоция, состояние на грани срыва. Дополнением к аудио и видео стал фотобуклет, снятый британским фотохудожником Олегом Михеевым (работавшим с Дитой фон Тиз, Майклом Найманом, The Dresden Dolls). Основой для визуальной истории послужила серия снимков Мары на средневековых улицах Кембриджа в одежде из коллекции «Dezertira net» питерских дизайнеров Pirosmani.
Сама Мара называет «Unplugged» своей главной работой на данный момент, наполненной глобальным творческим переосмыслением себя в контексте мирового искусства. «Совместно с музыкантами мы создавали музыку и атмосферу, максимально открытую нестандартным решениям и экспериментам» - рассказывает Мара.
Альбом «Unplugged», ставший уникальным продуктом для российского шоу-бизнеса и неожиданным поворотом для поклонников, характеризует новый этап в творческой биографии Мары. Ему предшествовали альбом «Откровенность» (2003 г.), альбом «220V» (2005 г.) и знакомство с ведущим музыкальным критиком Капитолиной Деловой на фестивале «Мегахаус» летом 2004-го, превратившееся в успешное и плодотворное сотрудничество. Капитолина Деловая берет на себя функции global-менеджера артиста и активно поддерживает творческие эксперименты, среди которых смена музыкального состава (2006 г.) и участие в fashion-событиях международного масштаба.
Таким образом, например, Мара вошла в мир моды в качестве модели трэш-гламурного брэнда Pirosmani на Russian Fashion Week: в образе дерзкой пиратки, искательницы приключений, облаченной в треуголку и бархатный корсет, появившийся в результате сотрудничества с Pirosmani, певица отыграла сэты на крупнейших российских рок-фестивалях и снялась в нескольких фотосессиях в Великобритании и Швеции… А в марте 2008 мировой телебрэнд WORLD FASHION CHANNEL предложил Маре стать лицом канала, и эпитет fashion-рок стал неотделим от ее музыки.
Но главным совместным экспериментом Мары и Капитолины Деловой стала работа над самой яркой и нестандартной программой «Unplugged», черты которой теперь можно обнаружить и в «электричестве».