Парацельс - биография, вклад в медицину. токсикологию и психотерапию. Легендарный врач, отец токсикологии

21.09.2019

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus)
(Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм; von Hohenheim)

Знаменитый средневековый врач и алхимик Парацельс родился в городке Айнзидельн (кантон Швиц, Швейцария) в семье врача. По примеру своего отца Парацельс начал изучать медицину – в Германии, Франции и Италии. В 1515 г. он получил во Флоренции степень доктора медицины, после чего странствовал по Европе, продолжая изучать медицину и алхимию.

В 1526 г. Парацельс стал профессором университета и городским врачом в Базеле; в университете он читал лекции на немецком языке, а не на традиционной латыни, что тогда было неслыханной дерзостью. Лекции его привлекали множество слушателей и стали широко известными; в то же время Парацельс приобрёл множество врагов среди врачей и аптекарей, поскольку в своих лекциях он резко выступал против схоластической медицины и слепого почитания авторитета Галена; публично сжёг учебник медицины, написанный на основе представлений античных учёных. В 1528 г. Парацельсу пришлось покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Последние годы жизни он вновь скитался по городам Эльзаса, Баварии, Швейцарии, посетил даже Пруссию, Польшу и Литву, и, наконец, поселился в Зальцбурге, где нашел могущественного покровителя в лице архиепископа и пфальцграфа рейнского. Здесь он и умер в 1541 г. (по некоторым данным, насильственной смертью).

Парацельс решительно отверг учение древних о четырёх соках человеческого тела и считал, что все процессы, происходящие в организме, – химические процессы. Он различает четыре главные группы причин болезней, которые он называет entia : 1) ens astrale – космические и атмосферические влияния, 2) ens naturale – причины, лежащие в анатомо-физиологических свойствах организма; они распадаются на две главные группы: ens veneni – ядовитые вещества в пище и питье и ens seminis – наследственные аномалии; 3) ens spirituale – психические влияния и 4) ens Deale – Божье попущение.

Свою терапию Парацельс основывал на алхимическом учении о трёх принципах ; он учил, что в составе живого тела участвуют три вещественных начала, которые входят в состав всех тел природы (tria prima ): ртуть, сера и соль. В здоровом теле эти начала находятся в равновесии; если же одно из них преобладает над другими или находится не в достаточном количестве, то возникают различные заболевания.

Парацельс изучал лечебное действие различных химических элементов и соединений, ввёл практику употребление препаратов меди, ртути, сурьмы и мышьяка; выделял лекарства из растений и применял их в виде тинктур, экстрактов и эликсиров; развил новое для того времени представление о дозировке лекарств, использовал минеральные источники для лечебных целей. Он указывал на необходимость поисков и применения специфических средств против отдельных болезней (например, ртути против сифилиса). Парацельс сблизил химию и врачебную науку, поэтому учение Парацельса и его последователей называется иатрохимией : «Химия – один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства».

Взгляды Парацельса и его практическая деятельность, однако, пронизаны средневековой мистикой. Его система представляет сочетание мистического сумбура с отдельными светлыми мыслями, облеченными в схоластико-кабалистическую форму. Парацельс не отрицал возможности изготовления философского камня; в его сочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункула. Важнейшей частью своей медицины он считал учение об «архее» – высшем духовном принципе, якобы регулирующем жизнедеятельность организма.

П Парацельс как алхимик, философ и врач является одной из самых загадочных личностей древнего мира. Парацельса можно считать одним из основателей современной науки и медицины. Это человек который впервые вводит в медицину химические соединения и успешно ими пользуется.

Кто такой Парацельс?

Псевдоним Парацельс он придумал самостоятельно. В переводе с латыни псевдоним означает «превзошедший Цельса». Для справки: «Цельс – это древнеримский энциклопедист и знаток медицины, который жил в I веке до н. э.». Настоящее имя Парацельса звучит Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм. Он родился 24 октября 1493 года в городе Эг в семье людей тесно связанных с медициной. Именно по этому он и посвятил всю свою жизнь изучению медицины. В 16 лет он навсегда ушел из дома и посвятил всего себя обучению. Он обучался в Германии, Швейцарии и Италии, где и черпал по крупице свои знания в разных областях. Его самым именитым учителем был Иоганн Тритемий, который считался величайшим специалистом в области астрологии, алхимии и магии. В итоге он получает звание доктора медицинских наук. После получения звания доктора, он отправляется в путешествие по миру, где получает врачебную практику. Он занимал посты как городского врача, так и военного на полях боевых действий.

Философское учение Парацельса

Взгляды Парацельса очень многообразны. Некоторые считали Парацельса великим врачем и учёным, а другие считали его просто шарлотаном. Получив огромный опыт в медицинской практике, в 1527 году городской совет Базеля назначил его профессором физики, медицины и хирургии. Он читал лекции по медицине в Базельском университете. Его отличие от остальных преподавателей было в том, что он читал лекции студентам из своих личных наблюдений и опыта, а не повторяя слова Авиценны, Гиппократа и Галена. Его коллеги с призрением относились к учению такого рода, потому что они не были документально подкреплены. Сам Парацельс критично относился к представлениям древней медицины, считая ее очень несовершенной.

Он критиковал врачей не имеющих знаний по химии, потому что без знаний химии невозможно лечить людей. Он утверждал, что человек состоит из набора химических элементов, которые в человеческом организме находится в постоянном равновесии. При отклонении от равновесия, то есть если не хватает каких-либо элементов или наоборот их становится больше – возникают болезни. Придерживаясь этого знания, он успешно лечил на тот момент неизлечимые болезни. Ещё одним его учением было, то, что даже обыденные вещи могут быть смертельными, а яды в определенных дозировках целебными. Такие учения Парацельса, на сегодняшний день не выглядят столь безумными, как считали его коллеги в то время. И сегодня его можно считать настоящим родителем современной фармацевтики.

Как уже говорилось выше, Парацельс был очень успешен в разных науках, но его призванием считается медицина. Он говорил что настоящая цель алхимии не добыча золота, а лекарств. Что касается химии, он является человеком, который дал название такому элементу как цинк, использовав написание zincum. Что касается медицины, он успешно практиковал свои полученные навыки в лечении болезней. Благодаря своим опытам, он написал несколько книг. Одной из которых является собрание заметок о происхождении и протекании болезней, которое он назвал «Парамирум». Одним из главных его достижений является объяснении природы и причин такой болезни, как Силикоз. По его трудам была индефицирована такая болезнь как рак лёгких. Самое интересное то, что Парацельс знал как лечить очень много болезней, даже те которые считаются неизлечимыми до сих пор.

Мистическая сторона личности Парацельса

Мистическая сторона личности Парацельса затрагивает разные аспекты деятельности. Как уже говорилось выше, он добился больших успехов в медицине, так как лечил огромное количество болезней. Мистики считали, что Парацельс владел так называемой «Панацеей». Для справки:

Панацея – это лекарство от всех болезней.

Мистики предполагают, что с помощью Панацеи, он мог даже воскрешать мертвых. Парацельс большую часть жизни путешествовал и черпал знания у разного типа людей. В их число входили маги, колдуны, ведьмы, некроманты, великие учёные и обычные люди. Помимо этого круга, он общался и с обычными людьми, в число которых входили: пастухи, торговцы и просто бродяги. За такие поиски информации, он становился предметом насмешек своих коллег. Ван Гельмонт утверждает, что в 1521 году, Парацельс получил «Философский камень» от адепта по имени Соломон Трисмозин. Предполагается, что и «Панацею» передал ему именно этот человек. Смерть Парацельса 24 сентября 1541 года так же очень загадочна. Он, якобы, умер в номере гостиницы «Белая лошадь» после непродолжительной болезни. То есть, он всю жизнь лечил болезни, даже неизлечимые, а потом сам умер за несколько дней в отеле. Очень загадочно… не так ли? Причем, ему приписывают начало создания тайных обществ!

Филипп Аврелий Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, известный как Парацельс родился в 1493 г. близ местечка Мария – Айнзидельн, в то время деревушки в двух часах ходьбы от Швейцарского города Цюриха.

Его отец врач, Вильгельм Бомбаст из Гогенгейма был одним из потомков старинного и славного рода, родственник гроссмейстера ордена рыцарей св. Иоанна. В 1492 г. он женился на сестре – хозяйке из лечебницы местного аббатства. В результате этого брака и появился на свет Теофраст, их единственный ребёнок.

В ранней юности Парацельса обучал наукам отец, преподавал ему основы алхимии, хирургии и терапии. Продолжил он учёбу у монахов монастыря св. Андрея, расположенного в долине Савоны. По достижении 16 лет его отправилина учёбу в университет Базеля. После этого его обучал знаменитый Иоганн Тритемий из Шпангейма, настоятель св. Иакова в Вюрцбурге, один из величайших адептов магии, алхимии и астрологии. Именно под руководством этого учителя особенное развитие ипрактическое применение получили склонности Парацельса к оккультным наукам. Тяга коккультизму привела его в лабораторию богача Сигизмунда Фунера в Шварце (Тироль), который так же был известным алхимиком. Позднее Парацельс много путешествовал. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Швеции и России. Считают, что он посетил Индию, когда был пленён татарами и доставлен к хану. Во время пребывания Парацельса в татарском плену восточные учителя оккультизма открыли ему своё тайное учение. На западе в то время не знали о свойствах астрального тела, о семеричном строении человека. Парацельс много писал о духах природы, но, описывая их, заменял восточные термины соответственными названиями из германской мифологии, чтобы облегчить понимание этих вопросов своими соотечественниками. Вероятно, Парацельс оставался у татар до 1512 г., так как в 1521 г. он прибыл в Константинополь и получил там философский камень.

Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в Императорской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причём не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, евреями, цыганами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых учёных и среди простонародья. «Его можно было встретить среди погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах», что послужило поводом для жестоких упрёков, которыми в своей ограниченности сыпали его враги. Он провёл в скитаниях 10 лет то, применяя на практике своё искусство врача, то, преподаваяили гуляя. В возрасте 32 лет он вернулся обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.

В 1525 г. Парацельс отправился в Базель. В 1527 г. городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалованье. Его лекции, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны. Учение Парацельса было действительно его собственным. Он преподавал, невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надёжно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами, независимо от того, было ли это совместимо с разумом и истиной. В это же время он занимал должность главного городского врача. Под его надзором были все городские аптеки. Он проверял, хорошо ли провизоры знают своё дело и имеются ли у них в достаточном количестве настоящие лекарства. Этим он навлёк на себя ненависть аптекарей и провизоров. Другие врачи и профессора, завидовавшие его успехам в преподавании и исцелении недугов, присоединились к преследованию под предлогом того, что его назначение профессором университета было произведено без их согласия и что «Парацельс был чужестранцем – никто не знает, откуда он взялся, и неизвестно является ли он настоящим врачом». В результате, Парацельс был вынужден тайно и спешно покинуть Базель в июле 1528 г. и снова вернуться к бродячей жизни, за ним следовали многочисленные ученики.

В 1529 и 1530 гг. он посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие врачи» из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Но этот успех не изменил жизни Парацельса, которому, казалось, была предначертана судьба скитальца. Он посетил множество городов. В 1536 г. осел в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, большим любителем тайных наук. Там Парацельс, наконец, смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Однако ему не суждено было долго наслаждаться столь заслуженным покоем. 24 сентября 1541 г. После непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет), в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь». Похоронили его на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор неясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся нападению бандитов, нанятых кем–то из лекарей, его врагов. В результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней привело к смерти.

Труды Парацельса были изданы не сразу. Первая его работа вышла только в 1562 году. В ней приведены основные принципы учения Парацельса о болезнях и их причинах; вторая работа – об общих принципах медицины – была издана три года спустя. Обе книги написаны на немецком языке.

Крупнейшая заслуга Парацельса состоит в том, что он официально отрекся от древней медицины и вместо сложных и выдуманных средневековых рецептов на снадобья, стал давать больным простые но действенные лечебные средства. Он применял целебные травы, стараясь добыть из них действующее начало, которое назвал квинтэссенцией. Парацельс первый стал широко применять в лечении химические средства, в частности препараты железа, сурьмы, свинца и меди. Кроме того, он усиленно рекомендовал естественные средства лечения: свежий воздух, покой, диету и целебные минеральные воды.

Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм, 11 ноября или 17 декабря 1493 - 24 сентября 1541 гг.) был швейцарским врачом, алхимиком, ботаником, астрологом и оккультистом в эпоху немецкого Ренессанса. Он основал дисциплину токсикологии. Он также известен своими революционными взглядами на использование наблюдений природы, вместо поисков в древних текстах, открытым и радикальным отрицанием медицинской практики своего времени. Ему также приписывают то, что он дал название цинку. Современная психология также часто приписывает ему то, что он первым заметил, что некоторые заболевания коренятся в психологической болезни .

... огнем более суровой революции — протестантской Реформацией. Реформация дала миру целый ряд великих медиков и среди них — швейцарца Парацельса , не только выдающегося врача, но и удивительного, необычайного человека. Парацельс преподавал в Базельском университете. Вместо...

Он был упрямой и независимой личностью. Все чаще его посещало чувство разочарования и горечи, когда он подвергался критике, как реформатор.

«Парацельс», что означает «рядом с (в его статусе как врача) Цельсом» или «за Цельсием», относится к римскому энциклопедисту Авлу Корнелию Цельсу, который жил в I веке и славился своим трактатом по медицине.

Наиболее важным наследием ученого, скорей всего, является его критика схоластических методов в науке, медицине и теологии. Хотя эти области отдельно друг от друга не существовали во время его жизни, его отношение к некритическому копированию трудов старых отцов медицины, таких как Авиценна и Аверроэс, без категорического отрицания их явных достоинств, было его первым и главным достижением для независимых и эмпирических подходов к исследованию и обучению. По большей части его теоретические работы не выдерживают современной научной мысли , но его идеи стали основой для более динамичного подхода в медицинских науках.

Биография Парацельса

Парацельс родился и вырос в деревне Айнзидельн в Швейцарии. Его отец Вильгельм Бомбаст фон Хоэнхайм,был швабским (немецким) химиком и врачом. Его мать была из Швейцарии и она, вероятно, умерла, когда он был ребенком. В 1502 г. семья переехала в Филлу, Каринтия, где отец Парацельса работал врачом, занимаясь медицинскими потребностями паломников и жителей монастыря. Он получил глубокое гуманитарное и богословское образование у своего отца, местных священнослужителей и в монастырской школе аббатства Святого Павла в Лаванттале. В возрасте 16 лет он приступил к изучению медицины в университете Базеля, позже переехав в Вену. Он получил докторскую степень в Университете Феррары в 1515 или 1516 г.

Его скитания, как странствующего врача и временами подмастерья шахтера, приводили его в Германию, Испанию, Францию, Венгрию, Данию, Нидерланды, Швецию, Польшу и Россию.

Как медик начала XVI в., Парацельс провел естественное сродство герметической, неоплатонической и пифагорейской философии, которые занимали центральное место в эпоху Возрождения, в мировоззрении, которые иллюстрировали Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Парацельс отверг магические теории Генриха Корнелия Агриппы и Николя Фламеля в труде «Archidoxes of Magic». Астрология была очень важным элементом медицины Парацельса, и он был практикующим астрологом, как и многие из врачей с высшим образованием, работающих в то время в Европе. Он даже посвятил несколько разделов в своих трудах изготовлению астрологических талисманов для лечения болезней, а также талисманы для каждого знака зодиака. Им также был изобретен алфавит, называемый алфавитом волхвов, для гравировки ангельских имен на талисманах.

Парацельс первым использовал химические вещества и минералы в медицине. Он использовал название «цинк » для элемента цинка примерно в 1526 г., на основе заостренного вида его кристаллов после плавки и старого немецкого слова «zinke» («острый»). Он использовал экспериментирование в изучении человеческого организма . Бытует мнение, что Парацельс также ответственен за создание опиума, и вплоть до XIX в. опиумная настойка была очень распространена. Как врач и медицинский химик, в то время он также резко критиковал практики аптекарей, в которых зачастую не соблюдалась доза. Изучая его тексты, можно понять, что он был сторонником и критиком общего пользования гваякового дерева и морозника.

Парацельс получил репутацию высокомерного человека, и вскоре другие врачи в Европе уже гневались на него. Некоторые даже утверждают, что он был пьяницей. Он занимал кафедру медицины в Базельском университете и работал городским врачом менее года. Он возмущал своих коллег, выступая с лекциями на немецком вместо латыни, чтобы медицинские знания были более доступными для простых людей. Он выступал с нападками на обычные академические учения и публично сжигал медицинские учебники, осуждая некоторых своих предшественников, как шарлатанов и лжецов. Оскорбив своих противников порочными эпитетами из-за спора по поводу платы врача, ему пришлось тайно покинуть Базель, опасаясь наказания суда. Он снова стал бродягой, странствуя по Центральной Европе. В 1530 г. по инициативе медицинского факультета Университета Лейпцига, Городской совет Нюрнберга запретил печатание работ Парацельса.

Парацельс первым использовал химические вещества и минералы в медицине. Его алхимические взгляды заключались в том, что здоровье и болезнь в организме полагались на гармонию человека (микрокосм) и природы (макрокосм). Он принял подход, отличный от того, что использовали до него, используя эту аналогию не в виде очистки души, но таким образом, что люди должны иметь определенные остатки ископаемых в своих телах, и что в некоторых болезнях тела имелись химические средства, которые способны вылечить их.

В результате этого герметичной идеи гармонии, макромир вселенной представлен в каждом человеке как микрокосм. По идеи в то время, в небе было семь планет, на Земле семь металлов и в человеке семь центров (или основных органов) - семь было особым числом. Все было небесным и тесно взаимосвязанным. Парацельс мобилизовал теорию микрокосма-макрокосма, чтобы продемонстрировать аналогию между стремлениями к спасению и здоровьем. Так как люди должны отразить влияние злых духов посредством морали, они также должны уберечься от болезней посредством хорошего здоровья.

Болезни вызваны ядами, попавшими сюда из звезд. Но «яды» не обязательно являются чем-то негативным, отчасти потому, что родственные препараты взаимодействуют, и отчасти потому, что только доза определяет, ядовито ли вещество или нет. Зло может изгнать зло. Таким образом, яды могут оказывать благотворное медицинское действие. Так как во вселенной все было взаимосвязано, полезные медицинские вещества могут быть найдены в травах, минералах и различных химических комбинациях. Парацельс рассматривал Вселенную как один единый организм , насыщенный объединяющим живоначальным духом, а это, в своем целом, включая человека, было «Богом». Его взгляды послужили основой для его противоречий с церковью, для которой обязательно должна была быть разница между Творцом и творениями.

Его работа «Die große Wundarzney» является предвестником антисептики . Это специфическое эмпирическое знание происходит из его личного опыта армейского врача в венецианских войнах.

Исторически не доказано, что он первым применил Laudanum, обезболивающий препарат опиума. Он впервые столкнулся с этим препаратом в ходе предполагаемого визита в Константинополь. Если это предположение является правдой, он был первым врачом, который применил эффективный фармакологический агент против боли , особенно в случае ран, вызванных военной конфронтацией в то время.

Одним из его самых недооцененных достижений было систематическое изучение минералов и целебных сил альпийских минеральных источников. В своих бесчисленные странствиях он попадал в многие области Альп, где такие методы лечения практикуются в менее распространенных масштабах, чем сегодня.

Обобщая свои взгляды, он сказал:

По мнению многих, алхимия предназначена для изготовления золота и серебра. Но для меня, например, это не цель; она нужна мне, чтобы только рассмотреть, что добродетель и сила могут заключаться в лекарствах.

По мнению Гиппократа, болезни вызывал дисбаланс четырех гуморов: крови, мокроты, черной желчи и желтой желчи. Эти идеи получили дальнейшее развитие у Галена в наборе чрезвычайно влиятельных и стойких медицинских убеждений, которые были в обиходе до середины 1850-х гг. Доминирующие виды лечения во времена Парацельса были конкретными диетами, которые помогут в «очищении от разложившихся соков» в сочетании с очищением желудка и кровопусканием, чтобы восстановить равновесие четырех гуморов. Парацельс дополнил и оспорил это мнение посредством своих убеждений, что болезнь была результатом того, что тело подвергается нападению внешних агентов.

Он возражал против чрезмерного кровопускания, говоря, что процесс нарушает гармонию в системе, и что кровь нельзя очистить путем уменьшения ее количества. Во время своего работы в качестве военного хирурга Парацельс получил грубые медицинские знания во времена, когда врачи полагали, что инфекция была естественной частью процесса заживления. Он выступал за чистоту и защиту ран, а также регулирование рациона. Популярные идеи того времени выступали против этих теорий и предлагали наложение швов или гипсовых повязок на раны . Историки сифилитической болезни присваивают Парацельсу признание наследственного характера сифилиса. В его первой медицинской публикации, небольшой брошюре о лечении сифилиса, он написал клиническое описание сифилиса, в котором он утверждал, что его можно лечить при помощи тщательно отмеренных доз ртути.

Главная работа Парацельса «О болезни горняков и других заболеваниях горняков» описывает профессиональные риски металлообработки, включая стратегии лечения и профилактики. Он также написал книгу об организме человека, противоречащую идеям Галена.

Вклад в токсикологию

Парацельс, которого иногда называют отцом токсикологии, писал: «Dosis facit venenum» («Доза делает яд »). Таким образом, вещества, считающиеся токсичными, безвредны в малых дозах, и, наоборот, безвредное обычно вещество может быть смертельным при чрезмерном потреблении.

Вклад в психотерапию

Парацельсу приписывают также предоставление первого клинического/ научного упоминания о бессознательном. В своей работе «Von ден Krankeiten» он пишет: «Таким образом, причиной болезни похотливая хорея является лишь мнение и идея, предположительно, посредством воображения, влияя на тех, кто верит в такие вещи. Это мнение и идея являются источником заболевания у детей и взрослых. У детей причиной также является воображение, основанное не на мышлении, а на восприятии, потому что они что-то видели или слышали. Причина заключается в следующем: зрение и слух настолько сильны, что бессознательно они имеют фантазии о том, что они видели или слышали».

Карл Густав Юнг интенсивно изучал Парацельса. Его работа «Mysterium Conjunctionis» далее вывела алхимическую символику как инструмент психотерапии. Следуя пути Парацельса, Юнг первым предположил, что символический язык алхимии был выражением врожденных, но бессознательных психических процессов.

Обнаружение водорода

Парацельс в начале XVI в. бессознательно наблюдал водород, потому что он отметил, что в реакции, когда кислоты воздействуют на металлы , побочным продуктом был газ. Позже Теодор де Майерн повторил опыт Парацельса в 1650 г. и обнаружил, что газ был воспламенямым. Однако ни Парацельс, ни де Майерн не предложили, что новым элементом может быть водород.

Разное

Многие книги, в которых упоминается Парацельс, также присваивают ему происхождение слова «напыщенный», чтобы описать его часто высокомерный стиль речи, что иллюстрирует следующий отрывок:

Я Теофраст, и я выше тех, с кем вы меня сравниваете, больше, чем тех, кому вы уподобить меня. Я Теофраст, и, кроме того, я monarcha medicorum и я могу доказать вам то, что вы не можете доказать... Мне не нужно надевать кольчугу или щит против вас, потому что у вас нет достаточных знаний и опыта, чтобы опровергнуть даже мое слово... Что касается вас, вы можете защитить свое королевство ползанием на животе и лестью. Сколько, по-вашему, это будет продолжаться... Позвольте мне сказать вам: каждый волосок на моей шее знает больше, чем вы и все ваши книжники, пряжки моей обуви более ученые, чем ваш Гален и Авиценна, а в моей бороде опыта больше, чем в ваших высоких колледжах.

Парацельс в искусстве

  • Парацельсом зовут главного героя книги Марка Олдена «По должен умереть» (1978 г.). В книге ужасный злодей Джонатан переодевается и называет себя доктором Парацельсом.
  • Характер доктора Фауста в «Фаусте» Гете (1808 г.), может быть прослежен до происхождения Парацельса, в частности, его стремление к «сущности жизни» и озабоченность оккультизмом.
  • Парацельс упоминается в поэме Уильяма Блейка «Бракосочетание Неба и Ада».
  • Роберт Браунинг написал поэму, основанную на жизни ученого и озаглавленную «Парацельс» (1835 г.)
  • Артур Шницлер написал о нем стихотворную пьесу «Парацельс» (1899 г.).
  • Эрвин Гвидо Кольбенгейер написал о нем роман-трилогию «Парацельс-Трилогия» (1917-26 гг.).
  • Ученый является главным героем рассказа Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса».
  • Немецкий фильм «Парацельс» был снят в 1943 г. режиссером Георгом Вильгельмом Пабстом. Позже Пабст был подвернут резкой критике за то, что снял этот фильм в нацистской Германии, когда все немецкие фильмы того времени были под надзором Геббельса и объектами нацистской пропаганды.
  • Он упоминается во второй главе романа «Франкенштейн» Мэри Шелли вместе с Корнелием Агриппой и Альбертом Великим. Эти три имени также упоминаются в рассказе Натаниэля Готорна «Родимое пятно».
  • В видеоигре Resident Evil 3 компании Capcom электромагнитный рельсотрон назван мечом Парацельса.
  • Во вселенной Гарри Поттера, Парацельс, как и Агриппа, появляется на вкладышах с изображениями сотни известных ведьм и колдунов, продающихся с шоколадными лягушками. В книгах его статуя есть в Хогвартсе.
  • Он главный герой в романе Джесси Буллингтона «Предприятие Смерти».
  • Он упоминается в 92-й главе романа Германа Мелвилла «Моби Дик».
  • Радиопьеса Марка Барратта (1991 г.) «Хвост павлина» посвящена событиям (некоторые фиктивные) в Базеле около 1527 г. Пьеса впервые вышла в эфир на BBC Radio 4-29 апреля 1991 г. с Аланом Говардом в роли Парацельса.
  • В аниме «Стальной алхимик» отчество братьев Элрик Ван-Хоэнхайм. В римейке «Стальной алхимик: Братство» Ван Хоэнхайм получает свое имя после того, как отказался от имени Теофраст Бомбаст, предложенного Гномом из Колбы.
  • Парацельс указан в качестве одного из «многих ирландских героев и героинь древности» в эпизоде «Циклоп» романа Джойса «Улисс».
  • Парацельс занимает видное место в первой части «Корнишской трилогии» Робертсона Дэвиса «Мятежные ангелы».
  • В игре Haunting Ground главного злодея зовут Ауреол.
  • Парацельс оказал существенное влияние на неортодоксальный подход к исцелению, который практиковал доктор Джон Хулла в романе Робертсона Дэвиса «Хитрый человек ».
  • В сериале «Красавица и Чудовище» развратный ученый, который называет себя Парацельсом, является одним из главных злодеев.
  • В романе «Алая буква» Натаниэля Готорна Роджер Чиллингуорс дает Эстер Принн средство, которое, по меньшей мере, «старо, как Парацельс».
  • В книге «Страна корицы» колумбийского писателя Уильяма Оспины Парацельса цитирует один из его учеников, взявшего имя своего господина Теофраст.
  • В романе «Миддлмарч» Джорджа Элиота (2-я книга, 12-я глава) он упоминается как кто-то, кого уже не стоит опровергать.
  • В «Носферату» герой профессор Бульвер описан в титрах как Парацельс.
  • В сериале «Склад 13» Парацельс (его играет Энтони Хэд) был известен как знаменитый алхимик, который был покрыт бронзой агентами Склада 9 за то, что он убил 600 человек, чтобы создать философский камень , который он собирался использовать для получения бессмертия. Бронзу с него сняли, и он стал главным антагонистом в сериале до конца сезона 4 и начала сезона 5.
  • Парацельс - друг эльфа Фей в книге Габриэля Брансдона «Azlander: Second Nature».
Известен как:
Статьи о герметизме

Источники мудрости мира
Алхимия · Астрология · Теургия

Герметические движения

Последователи учения
Джон Ди Уильям Йейтс Парацельс Алессандро Калиостро Джордано Бруно Мартинес де Паскуалис Сэмуэль Лиддел Мазерс Франц Бардон Роберт Фладд Фулканелли Макс Гендель

Современники сравнивали деятельность Парацельса с деятельностью Лютера , так как, подобно Лютеру в религии, Парацельс был великим реформатором медицинской науки и практики .

Биография

Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать работала медсестрой в аббатстве . Был очень тщедушного вида, большая голова и худенькие кривые ноги. В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам он знал основы хирургии , терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии . В 16 лет Парацельс навсегда покинул дом и уехал учиться в Базельский университет . После этого обучался в Вюрцбурге у аббата Иоганна Тритемия , одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии . Университетское (англ.) русск. образование Парацельс получил в Ферраре , здесь же был удостоен степени доктора медицины.

Скитания

С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).

Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, евреями, цыганами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых, у ученых и среди простонародья; его можно было встретить в компании погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах, что послужило поводом для жестоких упреков и поношений, которыми в своей ограниченности осыпали его враги. Проведя в скитаниях десять лет, то применяя на практике своё искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию, в возрасте тридцати двух лет он возвратился обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.

В художественной литературе и кино

  • Парацельс упоминается в серии романа о Гарри Поттере, написанной английской писательницей Дж. К. Роулинг.
  • В произведении Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса» к магистру, мечтающему об ученике, приходит молодой человек и просит взять его в ученики. Единственным условием незнакомец ставит демонстрацию чуда - сожжение розы и её воскрешение. После диалога, насыщенного философскими реминисценциями, молодой человек сам сжигает розу и требует от Парацельса подтвердить свою славу и оживить её. Парацельс говорит, что правы те, кто утверждают, что он шарлатан, выпроваживает юношу - и оживляет розу одним словом.
  • В романе «Франкенштейн » главный герой находился под сильным влиянием трудов и идей Парацельса, что и определило его стремления.
  • Парацельс - один из главных героев романа братьев Вайнеров «Лекарство для Несмеяны ».
  • Австрийский кинорежиссёр Георг Пабст в 1943 году снял фильм «Парацельс ».
  • Парацельс - одно из главных действующих лиц фильма «Вход в лабиринт ».
  • Парацельс - прототип отца главного героя Ван Хоэнхайма в манге и аниме «Стальной алхимик ».
  • Персонаж по имени Парацельс является антигероем последних сезонов сериала Склад 13 .
  • Часто упоминается в рассказах Г. Ф. Лавкрафта как автор оккультных трудов и алхимик, чьи произведения наряду с произведениями других средневековых ученых-оккультистов используются героями в мистических целях, например, при воскрешении мертвецов.
  • Парацельс - один из персонажей японской визуальной новеллы «Animamundi: Dark Alchemist ». Он является протагонисту в виде мальчика, старика и молодого мужчины, венчает его короной за достижения в алхимии, а позже, по просьбе Архангела Михаила, проводит через Чистилище, помогая искупить свои грехи и вернуться в мир смертных, избавленным от влияния Люцифера.

Напишите отзыв о статье "Парацельс"

Примечания

  1. В современной транскрипции также - Хоэнхайм.
  2. . med-info.ru. Проверено 25 ноября 2015.
  3. . www.hrono.ru. Проверено 25 ноября 2015.
  4. . Профессионалы.ru. Проверено 25 ноября 2015.
  5. . miryasnosveta.ru. Проверено 25 ноября 2015.
  6. // Академик.
  7. . www.fpss.ru. Проверено 25 ноября 2015.
  8. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  9. // Google Books
  10. // Google Books
  11. Hoover, Herbert Clark (2003), Georgius Agricola de Re Metallica , Kessinger Publishing, с. 409, ISBN 0766131971
  12. Gerhartz, Wolfgang (1996), Ullmann"s Encyclopedia of Industrial Chemistry (5th ed.), VHC, с. 509, ISBN 3527201009

Литература

  • Володарский В. М. // История социалистических учений: сб.статей. - М., 1985
  • Володарский В. М. Образ природы в творчестве Парацельса // Природа в культуре Возрождения. - М., 1992.
  • Володарский В. М. Леонардо да Винчи и Парацельс о магии и алхимии // Леонардо да Винчи и культура Возрождения. - М.: Наука, 2004.- С.176-183. - ISBN 5-02-032668-2
  • Гундольф Ф. Парацельс / Пер. Л. Маркевич, общ. ред. и послесл. В. Н. Морозова. - СПб.: Владимир Даль, 2015. - 191 с. - ISBN 978-5-93615-154-5
  • Зорина Е. В. // Дельфис № 24(4/2000)
  • Койре А. Парацельс // Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века / пер.и посл. А.М. Руткевич. - Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. - 170 с. - ISBN 5-87859-067-0 .
  • Майер П. Парацельс - врач и провидец. / Пер. Е. Б. Мурзина. - М., 2003.
  • Jole Shackelford. A Philosophical Path for Paracelsian Medicine: The Ideas, Intellectual Context, and Influence of Petrus Severinus (1540-1602). - Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2004. - Pp. 519.
  • Walter Pagel . . - Karger Publishers Switzerland. - ISBN 3-8055-3518-X

Ссылки

  • // Хронос (интернет-сайт)

Отрывок, характеризующий Парацельс

Император Франц принял его, стоя посредине комнаты. Перед тем как начинать разговор, князя Андрея поразило то, что император как будто смешался, не зная, что сказать, и покраснел.
– Скажите, когда началось сражение? – спросил он поспешно.
Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его.
– В котором часу началось сражение? – спросил император.
– Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел.
Но император улыбнулся и перебил его:
– Сколько миль?
– Откуда и докуда, ваше величество?
– От Дюренштейна до Кремса?
– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.
Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке.
– Что такое? – спросил Болконский.
– Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.]
– Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей.
Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение.
– Non, non, avouez que c"est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l"ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.]
Князь Андрей ничего не понимал.
– Да откуда же вы, что вы не знаете того, что уже знают все кучера в городе?
– Я от эрцгерцогини. Там я ничего не слыхал.
– И не видали, что везде укладываются?
– Не видал… Да в чем дело? – нетерпеливо спросил князь Андрей.
– В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
– Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован?
– А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает.
Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.
Известие это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею.
Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Слушая Билибина, он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана.
– Полноте шутить, – сказал он.
– Не шучу, – продолжал Билибин, – ничего нет справедливее и печальнее. Господа эти приезжают на мост одни и поднимают белые платки; уверяют, что перемирие, и что они, маршалы, едут для переговоров с князем Ауэрспергом. Дежурный офицер пускает их в tete de pont. [мостовое укрепление.] Они рассказывают ему тысячу гасконских глупостей: говорят, что война кончена, что император Франц назначил свидание Бонапарту, что они желают видеть князя Ауэрсперга, и тысячу гасконад и проч. Офицер посылает за Ауэрспергом; господа эти обнимают офицеров, шутят, садятся на пушки, а между тем французский баталион незамеченный входит на мост, сбрасывает мешки с горючими веществами в воду и подходит к tete de pont. Наконец, является сам генерал лейтенант, наш милый князь Ауэрсперг фон Маутерн. «Милый неприятель! Цвет австрийского воинства, герой турецких войн! Вражда кончена, мы можем подать друг другу руку… император Наполеон сгорает желанием узнать князя Ауэрсперга». Одним словом, эти господа, не даром гасконцы, так забрасывают Ауэрсперга прекрасными словами, он так прельщен своею столь быстро установившеюся интимностью с французскими маршалами, так ослеплен видом мантии и страусовых перьев Мюрата, qu"il n"y voit que du feu, et oubl celui qu"il devait faire faire sur l"ennemi. [Что он видит только их огонь и забывает о своем, о том, который он обязан был открыть против неприятеля.] (Несмотря на живость своей речи, Билибин не забыл приостановиться после этого mot, чтобы дать время оценить его.) Французский баталион вбегает в tete de pont, заколачивают пушки, и мост взят. Нет, но что лучше всего, – продолжал он, успокоиваясь в своем волнении прелестью собственного рассказа, – это то, что сержант, приставленный к той пушке, по сигналу которой должно было зажигать мины и взрывать мост, сержант этот, увидав, что французские войска бегут на мост, хотел уже стрелять, но Ланн отвел его руку. Сержант, который, видно, был умнее своего генерала, подходит к Ауэрспергу и говорит: «Князь, вас обманывают, вот французы!» Мюрат видит, что дело проиграно, ежели дать говорить сержанту. Он с удивлением (настоящий гасконец) обращается к Ауэрспергу: «Я не узнаю столь хваленую в мире австрийскую дисциплину, – говорит он, – и вы позволяете так говорить с вами низшему чину!» C"est genial. Le prince d"Auersperg se pique d"honneur et fait mettre le sergent aux arrets. Non, mais avouez que c"est charmant toute cette histoire du pont de Thabor. Ce n"est ni betise, ni lachete… [Это гениально. Князь Ауэрсперг оскорбляется и приказывает арестовать сержанта. Нет, признайтесь, что это прелесть, вся эта история с мостом. Это не то что глупость, не то что подлость…]
– С"est trahison peut etre, [Быть может, измена,] – сказал князь Андрей, живо воображая себе серые шинели, раны, пороховой дым, звуки пальбы и славу, которая ожидает его.
– Non plus. Cela met la cour dans de trop mauvais draps, – продолжал Билибин. – Ce n"est ni trahison, ni lachete, ni betise; c"est comme a Ulm… – Он как будто задумался, отыскивая выражение: – c"est… c"est du Mack. Nous sommes mackes , [Также нет. Это ставит двор в самое нелепое положение; это ни измена, ни подлость, ни глупость; это как при Ульме, это… это Маковщина. Мы обмаковались. ] – заключил он, чувствуя, что он сказал un mot, и свежее mot, такое mot, которое будет повторяться.
Собранные до тех пор складки на лбу быстро распустились в знак удовольствия, и он, слегка улыбаясь, стал рассматривать свои ногти.
– Куда вы? – сказал он вдруг, обращаясь к князю Андрею, который встал и направился в свою комнату.
– Я еду.
– Куда?
– В армию.
– Да вы хотели остаться еще два дня?
– А теперь я еду сейчас.
И князь Андрей, сделав распоряжение об отъезде, ушел в свою комнату.
– Знаете что, мой милый, – сказал Билибин, входя к нему в комнату. – Я подумал об вас. Зачем вы поедете?
И в доказательство неопровержимости этого довода складки все сбежали с лица.
Князь Андрей вопросительно посмотрел на своего собеседника и ничего не ответил.
– Зачем вы поедете? Я знаю, вы думаете, что ваш долг – скакать в армию теперь, когда армия в опасности. Я это понимаю, mon cher, c"est de l"heroisme. [мой дорогой, это героизм.]
– Нисколько, – сказал князь Андрей.
– Но вы un philoSophiee, [философ,] будьте же им вполне, посмотрите на вещи с другой стороны, и вы увидите, что ваш долг, напротив, беречь себя. Предоставьте это другим, которые ни на что более не годны… Вам не велено приезжать назад, и отсюда вас не отпустили; стало быть, вы можете остаться и ехать с нами, куда нас повлечет наша несчастная судьба. Говорят, едут в Ольмюц. А Ольмюц очень милый город. И мы с вами вместе спокойно поедем в моей коляске.
– Перестаньте шутить, Билибин, – сказал Болконский.
– Я говорю вам искренно и дружески. Рассудите. Куда и для чего вы поедете теперь, когда вы можете оставаться здесь? Вас ожидает одно из двух (он собрал кожу над левым виском): или не доедете до армии и мир будет заключен, или поражение и срам со всею кутузовскою армией.
И Билибин распустил кожу, чувствуя, что дилемма его неопровержима.
– Этого я не могу рассудить, – холодно сказал князь Андрей, а подумал: «еду для того, чтобы спасти армию».
– Mon cher, vous etes un heros, [Мой дорогой, вы – герой,] – сказал Билибин.

В ту же ночь, откланявшись военному министру, Болконский ехал в армию, сам не зная, где он найдет ее, и опасаясь по дороге к Кремсу быть перехваченным французами.
В Брюнне всё придворное население укладывалось, и уже отправлялись тяжести в Ольмюц. Около Эцельсдорфа князь Андрей выехал на дорогу, по которой с величайшею поспешностью и в величайшем беспорядке двигалась русская армия. Дорога была так запружена повозками, что невозможно было ехать в экипаже. Взяв у казачьего начальника лошадь и казака, князь Андрей, голодный и усталый, обгоняя обозы, ехал отыскивать главнокомандующего и свою повозку. Самые зловещие слухи о положении армии доходили до него дорогой, и вид беспорядочно бегущей армии подтверждал эти слухи.
«Cette armee russe que l"or de l"Angleterre a transportee, des extremites de l"univers, nous allons lui faire eprouver le meme sort (le sort de l"armee d"Ulm)», [«Эта русская армия, которую английское золото перенесло сюда с конца света, испытает ту же участь (участь ульмской армии)».] вспоминал он слова приказа Бонапарта своей армии перед началом кампании, и слова эти одинаково возбуждали в нем удивление к гениальному герою, чувство оскорбленной гордости и надежду славы. «А ежели ничего не остается, кроме как умереть? думал он. Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».
Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшиеся команды, повозки, парки, артиллерию и опять повозки, повозки и повозки всех возможных видов, обгонявшие одна другую и в три, в четыре ряда запружавшие грязную дорогу. Со всех сторон, назади и впереди, покуда хватал слух, слышались звуки колес, громыхание кузовов, телег и лафетов, лошадиный топот, удары кнутом, крики понуканий, ругательства солдат, денщиков и офицеров. По краям дороги видны были беспрестанно то павшие ободранные и неободранные лошади, то сломанные повозки, у которых, дожидаясь чего то, сидели одинокие солдаты, то отделившиеся от команд солдаты, которые толпами направлялись в соседние деревни или тащили из деревень кур, баранов, сено или мешки, чем то наполненные.
На спусках и подъемах толпы делались гуще, и стоял непрерывный стон криков. Солдаты, утопая по колена в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры; бились кнуты, скользили копыта, лопались постромки и надрывались криками груди. Офицеры, заведывавшие движением, то вперед, то назад проезжали между обозами. Голоса их были слабо слышны посреди общего гула, и по лицам их видно было, что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок. «Voila le cher [„Вот дорогое] православное воинство“, подумал Болконский, вспоминая слова Билибина.
Желая спросить у кого нибудь из этих людей, где главнокомандующий, он подъехал к обозу. Прямо против него ехал странный, в одну лошадь, экипаж, видимо, устроенный домашними солдатскими средствами, представлявший середину между телегой, кабриолетом и коляской. В экипаже правил солдат и сидела под кожаным верхом за фартуком женщина, вся обвязанная платками. Князь Андрей подъехал и уже обратился с вопросом к солдату, когда его внимание обратили отчаянные крики женщины, сидевшей в кибиточке. Офицер, заведывавший обозом, бил солдата, сидевшего кучером в этой колясочке, за то, что он хотел объехать других, и плеть попадала по фартуку экипажа. Женщина пронзительно кричала. Увидав князя Андрея, она высунулась из под фартука и, махая худыми руками, выскочившими из под коврового платка, кричала:
– Адъютант! Господин адъютант!… Ради Бога… защитите… Что ж это будет?… Я лекарская жена 7 го егерского… не пускают; мы отстали, своих потеряли…
– В лепешку расшибу, заворачивай! – кричал озлобленный офицер на солдата, – заворачивай назад со шлюхой своею.
– Господин адъютант, защитите. Что ж это? – кричала лекарша.
– Извольте пропустить эту повозку. Разве вы не видите, что это женщина? – сказал князь Андрей, подъезжая к офицеру.
Офицер взглянул на него и, не отвечая, поворотился опять к солдату: – Я те объеду… Назад!…
– Пропустите, я вам говорю, – опять повторил, поджимая губы, князь Андрей.
– А ты кто такой? – вдруг с пьяным бешенством обратился к нему офицер. – Ты кто такой? Ты (он особенно упирал на ты) начальник, что ль? Здесь я начальник, а не ты. Ты, назад, – повторил он, – в лепешку расшибу.
Это выражение, видимо, понравилось офицеру.
– Важно отбрил адъютантика, – послышался голос сзади.
Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
– Из воль те про пус тить!
Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
– Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
– Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
– Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
– Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
– Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.