Организационная структура музея схема. Статус и организационная структура музея. Преобразование линейно-функциональной структуры управления

27.09.2019

Организационная структура музея с 70-х годов значительно видоизменилась, что позволило улучшить работу музеев и вывести ее на новый уровень развития. На протяжении многих лет изменялся вид работы учреждений, и неоднократно проводилась реструктуризация в целях улучшения качества работы музея и каждого сотрудника

В данной сфере деятельности очень важным фактором является поиск и привлечение источников финансирования, для того чтобы была возможность развития и усовершенствования работы музея.

Организационная структура музея: основы

В начале 90-х годов практически все музеи России работали по линейно-функциональной системе управления. Этот вид функционирования заключался в единоначалии, где главным является директор, который контролирует всех своих заместителей. Например, в Третьяковской Галерее заместителей было шесть, а в Государственном Эрмитаже – пять.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Такие музеи находились на полном государственном финансировании, что на тот момент было актуально для правильного функционирования. В 90-е годы все мероприятия и работа были направлены на выполнение , которые в свою очередь вносили дополнительный вклад в государственное финансирование.

Начиная с 1992 года значительно сократилось финансирование, что привело к различным организационным проблемам. Перед сотрудниками стал вопрос о привлечении новых источников и развития дополнительных сфер деятельности, так как музеи не могли покрыть свои расходы.

Так же пришлось почти вдвое сократить количество выставок и различных выездных мероприятий. Поиск новых привело к множественным организационным изменениям.

Преобразование линейно-функциональной структуры управления

Начала свое частичное преобразование линейно-функциональной системы, начиная с 1994 года. Новую структуру можно разделить на два типа:

Пример системы двойного подчинения, оганизованной в Третьяковской Галерее

Создание проектного штаба музея

Так как в преобразовании появилось множество проектных групп, возникла необходимость в организации специального штаба, который должен контролировать их. Главы штаба – руководители проектов, и их количество зависит от масштаба действующих на данный момент проектов.

В состав проектной группы входят различные руководители отделов по строительству, инженерии, механике и так далее.

Данная система позволила российским музеям выйти на новый уровень развития и создать правильную организацию в рабочего процесса. Однако со временем, возникло множество новых проблем, в связи с неточной определенностью должностных обязанностей всего проектного штаба.

Проектный штаб имел очень большую власть, а руководители отделений, директора, группы проектов, не могли договориться между собой. Перепробовав множество вариантов , российские музеи решили ввести новую структуру управления.

Новая структура управления музея

Новая организационная структура была позаимствована у фирмы «МакКинзи», которая специализируется на консультации и разработке нововведений. С помощью данной структуры, выделяют следующую иерархию должностей:

  1. Совет попечителей;
  2. Директор и президент;
  3. Заместители директоров и вице-президенты;
  4. Отделы;
  5. Общество друзей.

С помощью этого списка можно заметить, что в новой структуре появилась дополнительная руководящая должность – президент. По уровню власти они стоят на одном месте, но вот в подчинении у них разное количество служащих.

Например, у директора музея Метрополитен на данный момент три заместителя, а у президента – пять вице-президентов.

Позволила с точностью определить обязанности каждого, поставить рамки занятости и правильно организовать рабочий процесс. Директор и президент несут одинаковую ответственность и принимают решения по всем организационным вопросам вместе.

С использованием новой структуры Метрополитен поднялся на совершенно новый финансовый уровень. Нельзя сказать, что этот российский музей стал единственным использовавшим эту систему, она так же актуальна во многих других странах.

Благодаря этой структуре Британский музей смог расширить свою сферу деятельности в области маркетинга, проектного менеджмента и других. До этого времени Британский музей использовал линейно-функциональную структуру, так же как и в России, столкнулся с организационными проблемами.

Линейно-функциональная структура для малых музеев

Для небольших музеев стала эффективна разработка сотрудника Казначейства А. Эдварда, где он попытался улучшить линейно-функциональную структуру:

Данная система отлично подходит для небольших учреждений.

Материал проверен экспертами Актион Культура

– это внутренняя организация музея. Она включает администрацию, фонды, экспозицию, хозяйственные службы, вспомогательные подразделения. Основными структурными подразделениями музея являются: филиал, научный отдел (сектор), лаборатория, мастерская. По основным направлениям деятельности музей имеет научные отделы или сектора: экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-просветительный. Для решения отдельных научных задач в музее могут на определенный срок создаваться отделы, сектора или комплексные целевые группы. Основную деятельность музея обеспечивают научно-вспомогательные и производственные подразделения (библиотека, архив, реставрационные мастерские, лаборатория звукозаписи, фотолаборатория, типография, а также отдел кадров, канцелярия и др.). Структурные подразделения музея действуют в соответствии с положениями о них, утвержденными директором музея. В крупных музеях организуются также совещательные органы при директоре: Научно-методический, Редакционно-издательский, Ученый и Художественный советы, а в головных музеях – Совет по координации.

Научно – исследовательская работа в музее – направление музейной деятельности, определяемое задачами музея как научно-исследовательского учреждения. Заключается в получении новых знаний на основе изучения музейного собрания. Включает исследования по профильным дисциплинам и музееведческие исследования. Научно-исследовательская работа в музее является основой всех направлений музейной деятельности – научного комплектования музейных фондов, фондовой, экспозиционной и научно-просветительной работы. Специфическими музейными формами научно-исследовательской работы являются в первую очередь научная обработка музейных фондов и научное проектирование экспозиции. Основными документами, определяющими направления и формы научно-исследовательской работы в музее, являются: научная концепция комплектования музейного собрания, научная концепция фондовой работы, научная концепция экспозиции, объединяющиеся в рамках научной концепции музея .

Экспозиционная работа – одно из главных направлений музейной деятельности, предметом которого является музейная экспозиция. Основное содержание экспозиционной работы в музее составляет проектирование музейных экспозиций. Сюда входит научное проектирование, осуществляемое научными сотрудниками – экспозиционерами, художественное проектирование, осуществляемое художниками экспозиции, рабочее и техническое проектирование, осуществляемое художниками экспозиции и инженерами.

Разработаны методики экспозиционной работы. Это совокупность способов и приемов построения музейной экспозиции. Она возникает в результате обобщения опыта экспозиционной работы. Можно выделить: методику проектирования музейной экспозиции, отражающую основные способы организации экспозиционной работы в целом и конкретные рекомендации и требования, относящиеся к структуре экспозиции, задающие приемы компоновки и группировки материалов. Специфика экспозиционной методики определяется также профилем музея.

Кроме проектирования в экспозиционную работу входит разработка тематики и проблематики системы экспозиций музея, изучение литературы по профильным для музея дисциплинам, реэкспозиция, наблюдение за состоянием экспонатов в экспозиции, монтаж и демонтаж экспозиции. Экспозиционная работа проводится сотрудниками экспозиционных отделов музея. Важным разделом экспозиционной работы в музее является выставочная работа.

Музейная выставка – это временная музейная экспозиция, посвященная актуальной теме и построенная на музейных экспонатах. Она может быть передвижная и стационарная. К музейным выставкам относятся: выставки фондов, выставки новых поступлений, художественные, мемориальные и т.д. Выставочная деятельность музея – это область экспозиционной и научно-просветительной работы, связанная с планированием, созданием и эксплуатацией системы выставок. Выставочная деятельность дополняет работу основной экспозиции и позволяет более полно раскрывать профиль и направление работы музея, шире использовать возможности музейного собрания, привлекать материалы из других музеев и частных коллекций. Осуществлять оперативную разработку актуальной тематики музейными средствами и охватывать большее число посетителей. Выставочная деятельность способствует также пополнению коллекций музея, отработке и совершенствованию методов экспозиционной и научно-просветительной работы. Составной частью выставочной деятельности является обмен выставками с другими музеями. В целом выставочная деятельность характеризуется общим числом, тематикой, типами выставок, посещаемостью и соотношением включенных в них подлинников и воспроизведений. Развертывание системы выставок по актуальной тематике является важным моментом развития всякого музея, способствует более полной реализации его социальных функций.

Ни один музей не мог существовать без наличия коллекции предметов. Формированием музейного собрания, обеспечением его сохранности, изучением музейных предметов и коллекций, созданием условий для их использования занимается одно из основных направлений музейной деятельности – фондовая работа. Формирование музейных коллекций является основой реализации музеем функции документирования. Предметы группируются в коллекции на основе одного или нескольких признаков: по типам источников, происхождению, содержанию и др. Коллекции бывают: личные, частные, мемориальные, персональные, систематические, тематические, учебные. Музейная коллекция – основная форма организации хранения музейных предметов.

Музейные фонды структурированы. Их структура – это система организации музейного собрания, которая остается неизменной при любых возможных изменениях состава фондов. Обычно включает три основных элемента: основной фонд, научно-вспомогательный и фонд временного хранения. Основной и научно-вспомогательный фонды могут подразделяться на профильный фонд, непрофильный фонд и дублетный фонд. Последних два фонда могут объединяться в рамках обменного фонда. Фонд временного хранения подразделяется на фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов. В естественнонаучных музеях выделяется также фонд сырьевых научных материалов.

Совокупность конкретных предметов и материалов, образующих данное музейное собрание называется составом музейных фондов. Если структура музейных фондов для музея одного профиля является стабильной, то состав фондов в каждом музее – разный; ему свойственна динамичность, определяемая процессами комплектования и изучения музейных коллекций, а также – особенностями их хранения. Состав музейных фондов можно охарактеризовать по числу предметов в основном фонде и в научно-вспомогательном фонде или по числу предметов, относящихся к каждому из основных типов – вещевых, письменных, изобразительных, кино-, фото- и фоно-источников.

Вся деятельность музея основывается на определенной методике. Научно-методическая работа в музее – это направление музейной деятельности, связанное с разработкой, выявлением, описанием и внедрением передовых методов и профессиональных приемов музейной работы. Она охватывает вопросы комплектования музейных фондов , фондовой, экспозиционной и научно-просветительной работы, а также реставрации музейных предметов, рекламы и пропаганды музейных коллекций и т.д. Научно-методическая работа по профилю музея координируется центральными и головными музеями путем распространения методической литературы, проведения консультаций, рецензирования и т.д. Важным звеном научно-методической работы является система повышения квалификации музейных работников.
Музей в системе воспитательной работы. Понятие музейной педагогики.

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя.

Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога.

Как особая область знаний и исследований музейной педагогики начинает формироваться в 1960-е годы, чему способствовали процессы возрастания социальной роли музейной педагогики в обществе и его демократизации. Большой вклад в развитие музейной педагогики на втором этапе внесли немецкоязычные страны, где появляется ряд музейно-педагогических центров (например "Школа и музей»).

Для формирования представления о предмете музейной педагогики и ее понятийного аппарата серьезное значение имела состоявшаяся в 1970-1980 годах дискуссия, в которой приняли участие ведущие западногерманские музееведы Р. Ромедер, А. Кунц, В. Клаузевиц и другие. Ее основным итогом стали расширительная трактовка МП и осознание ее связи с исследовательской, экспозиционной, собирательской работой музеев.

В СССР понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 годов и постепенно получало все большее распространение. Аврам Моисеевич Разгон в 1982 году на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей».

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности . С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской аудитории.

Основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться:


  • Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культ. наследию и привитие вкуса к общению с муз. ценностями.

  • Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

  • Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

  • Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.

  • Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров .
Термин культурно - образовательная деятельность используется в музееведении с начала 1990-х годов.

Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации посетителями, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуются образовательно-воспитательная и др. функции.

Содержание культурно - образовательной деятельности выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с системой образования. Еще в 1970-е годы отмечалось, что в арсенале музея можно выделить до ста различных форм, среди которых отмечают 10 базовых форм. Это: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки, студии, клубы; литературные вечера, киносеансы, концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Существует множество характеристик форм: традиционные - новые; динамичные - статичные; групповые - индивидуальные; активные - пассивные; простые - комплексные; разовые - цикловые; коммерческие - некоммерческие и т.д. Например, к традиционным формам, послужившим основой для появления новых, относятся лекции и экскурсии, конференции, научные чтения, консультации, клубы, кружки, студии.

В современных условиях культурно - образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.

Для приобретения методических навыков в музейно - педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия. Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейно - педагогической программы.

Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и

направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации.

Основные направления исследований в сфере музейной педагогики можно структурировать следующим образом:


  • Проблема изучения образовательной специфики музея.

  • Эффективность музейной коммуникации.

  • Изучение музейной аудитории.

  • Создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей.

  • Установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно-образовательной деятельности.

  • Изучение истории музейно-педагогической мысли и культурно-образовательной деятельности музеев.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие/ Л. М. Шляхтина. – 2- е изд. стер. – М.: Высш. шк., 2009. – 183 с.: ил. – (Образование через искусство).

  2. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – 2- е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с. – («Gaudeamus»).

Департамент по делам культуры и архивного дела Ульяновской области

Государственное учреждение культуры

«Ульяновский областной краеведческий музей им. »

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Ульяновск

2009 г .

I . ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Музеи Российской Федерации подразделяются на государственные (федеральные, областные) и негосударственные (муниципальные, ведомственные , частные). Негосударственные музеи действуют на основании «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (от 01.01.2001 г. № 000-1), Федеральных законов «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» (от 01.01.2001 г. № 54-ФЗ), «Об общих принципах организации местного самоуправления » (от 01.01.2001 г.), нормативных актов Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области. Музейные предметы и коллекции негосударственных музеев Ульяновской области составляют негосударственную часть музейного фонда Российской Федерации.

Негосударственный музей организуется в целях собирания, хранения, изучения и публичного представления, осуществления просветительной, образовательной и воспитательной деятельности в целях содействия всестороннему развитию личности и пропаганды краеведческих знаний.

Учредителем негосударственного музея является юридическое лицо (администрация муниципального образования , отдел по делам культуры и организации досуга населения муниципального образования, предприятие, учреждение и т. п.). В нормативном документе, на основе которого работает юридическое лицо (Устав, Положение, иные) должен быть пункт о создании музея и музейной деятельности. Учредительным документом музея выступает приказ руководителя юридического лица о его организации с указанием цели организации создания музея, его функций и видов деятельности , назначением ответственного лица как руководителя музея.


Нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность негосударственных музеев, являются: для муниципальных и частных – Устав музея; для ведомственных – документ, на основании которого действует юридическое лицо, при котором создаётся музей (Устав, Положение, иные). Локальный нормативно-правовой акт негосударственных музеев всех видов – Положение о музее, утверждённое учредителем и согласованное директором Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области.

Объективные условия для создания и функционирования негосударственного музея :

· музейный штат (возможно – работающий на общественных началах);

· собранные и зарегистрированные в книге поступлений (инвентарной книге) музейные предметы;

· помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

· музейная экспозиция;

· Устав и Положение о музее.

Учёт, регистрацию и паспортизацию негосударственных музеев (кроме школьных музеев и краеведческих комнат) Ульяновской области осуществляет государственное учреждение культуры «Ульяновский областной краеведческий музей им. » - методический центр для всех негосударственных музеев Ульяновской области (г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, д. 3/4, телефон: (8422), ; электронная почта uokm@ mail. ru ).

Вопрос о реорганизации или ликвидации музея решается его учредителем по обязательному согласованию с Департаментом культуры и архивного дела Ульяновской области и государственным учреждением культуры «Ульяновский областной краеведческий музей им. ».


В случае ликвидации негосударственного музея его коллекция передаётся в государственные музеи Ульяновской области. Вопрос о передаче коллекции решается учредителем по обязательному согласованию с Департаментом культуры и архивного дела Ульяновской области и государственным учреждением культуры «Ульяновский областной краеведческий музей им. ».

II . КРАЕВЕДЧЕСКИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. КРАТКИЙ ОБЗОР. ФУНКЦИИ

Музей краеведческого профиля – наиболее традиционный вид негосударственных музеев. Именно такие музеи составляют большую часть (51 %) всех негосударственных музеев Ульяновской области. К ним относятся, в частности: почти все районные музеи, в том числе муниципальные – Димитровградский, Новоспасский, Павловский, Радищевский, Сурский, а также ведомственные – Кузоватовский, Николаевский, Новомалыклинский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Тереньгульский. Муниципальный музей Карсунского района является художественно-краеведческим, однако и в нём центральное место отведено историко-краеведческой экспозиции. Краеведческий профиль имеют также ведомственные музеи отдельных населённых пунктов – г. Барыш, р. п. Мулловка, пгт. Новая Майна, п. Новосёлки Мелекесского района, сёл Елховое Озеро, Новые, Средние и Нижние Тимерсяны Цильнинского района. Сельские музеи Цильнинского района создавались в е гг. как музеи боевой и трудовой славы колхозов «Волга», «Гигант», «Дружба», «Память Куйбышева». Социально-экономические преобразования, свершившиеся в стране, и изменившиеся запросы аудитории привели к определённой трансформации профиля данных музеев. Наиболее оптимальным явилось их становление в качестве историко-краеведческих сельских музеев, поскольку история тех или иных коллективных хозяйств и судьбы тружеников в старых экспозициях логично связывались с историей конкретного населённого пункта.

Основными функциями музеев краеведческого профиля являются:

· собирание, сохранение, изучение предметов истории, культуры и природы края;

· осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, образованию и просвещению населения Ульяновской области и иногородних посетителей;

· организация научно-просветительной, научно-собирательской, научно-экспозиционной, методической, информационный и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством;

· всестороннее развитие личности, воспитание чувства патриотизма и любви к своей малой родине.

Краеведческий музей оказывается наиболее востребованным и эффективным в плане формирования общинной целостности и самоидентификации населения. Этому способствует широкий охват тем, предоставляемый музеем краеведческого профиля. Данный музей способен отразить весь комплекс возможных взаимоотношений человека с природой, историей, культурой, сегодняшним днём родного края.

В соответствии с целями и функциями музея краеведческого профиля общая структура экспозиции предполагает наличие разделов, посвящённых природе населённого пункта, его заселению, быту коренных жителей и их этническому своеобразию, ключевым этапам истории края (через призму общероссийских исторических процессов), развитию промышленности, культуры, науки, современному периоду в истории поселения. Построение экспозиции на конкретном краеведческом материале подразумевает включение в экспозицию фрагментов, повествующих о замечательных уроженцах данного населённого пункта, градообразующих предприятиях, образовательных, медицинских, культурных учреждениях и т. д.


III . НАУЧНАЯ РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Создание экспозиции – один из важнейших и наиболее ответственных этапов деятельности музея, в котором одновременно осуществляются все функции музея и участвуют все его создатели – экспозиционер, собиратель, хранитель, художник. Данный этап предполагает проведение большого объёма работ, связанных с приспособлением помещения под музей. От чёткого взаимодействия перечисленных лиц зависит конечный результат.

На этапе создания экспозиции многие виды работ (научное комплектование фондов, разработка структуры экспозиции, проектные и ремонтные работы) ведутся параллельно.

Создание экспозиции предусматривает следующие этапы работы :

· Разработка концепции (замысла) экспозиции

Концепция должна учитывать все предполагаемые виды деятельности музея, приемы и способы экспонирования, использование аудиовизуальной техники, интерактивные и инновационные методы работы с посетителями и т. п.

Большую роль при разработке концепции экспозиции музея играют запросы учредителя, задачи, которые он ставит перед экспозиционером.

· Составление тематической структуры

Исходя из экспозиционного замысла и коллекции, разрабатывается тематическая структура, т. е. набрасывается примерный перечень тем, которые будут раскрываться в экспозиции.

В соответствии с тематической структурой начинается отбор экспозиционных материалов, составляется план пополнения недостающих предметов, предполагается источник их нахождения.

· Составление тематико-экспозиционного плана

По мере завершения предыдущего этапа пишется тематико-экспозиционный план (ТЭП).

Структура ТЭП

п/п

Раздел,

тема, подтема, комплекс

Подлинник / копия

Наименование экспоната

Размер

Место хранения

Примечания

В процессе его написания отрабатываются ведущие тексты, аннотации, этикетки.

· Разработка проекта архитектурно-художественного решения и рабочих чертежей оборудования

На основе ТЭП, визуального знакомства с помещением и коллекцией, с учетом основного замысла и концепции музея в целом художник приступает к работе над проектом архитектурно-художественного решения, экспозиционным дизайном экспозиции.

После утверждения проекта разрабатываются рабочие чертежи оборудования и размещается заказ на его изготовление.

· Составление сметы

Смета создания экспозиции должна включать все расходы по ремонту или переоборудованию музейного помещения, созданию оборудования, подготовке и монтажу экспозиционных материалов, оплату работы художника-оформителя. В смету закладываются налоговые вычеты и расходы, связанные с возможной инфляцией. В случае софинансирования суммы, вложенные каждым из финансовых партнёров, указываются в отдельных графах.

· Составление чертежа-графика размещения материалов

По рабочим чертежам экспозиционер производит окончательный отбор материала и строит масштабный график его размещения.

В соответствии с проектом производится ремонт помещения и подготовка его к размещению экспозиции (охрана, затемнение окон, монтаж электрооборудования и т. д.).

· Изготовление оборудования

· Монтаж оборудования

· Подготовка экспонатуры включает изготовление макетов, диорам, видео роликов, фото и ксерокопий и т. д., прорабатываются способы экспонирования, обеспечивающие полную физическую сохранность музейным предметам.

· Монтаж экспозиции

Внешний вид музея, сила его воздействия на посетителей зависит не только от ценности коллекции, но и от умения художника найти и воплотить соответствующий концепции образ. Сегодняшний посетитель отдает предпочтение динамичным экспозициям, не навязывающим определенную точку зрения, оставляющим простор для воображения и собственных выводов. Время музеев – кунсткамер и экспозиций, скользящих по поверхности, но не позволяющих заглянуть вглубь явления или процесса уже прошло. Именно поэтому сегодня все больше допускаются в экспозицию копии, всякого рода реконструкции, словом, все то, что позволит максимально исследовать предмет во всех его взаимосвязях, во времени и пространстве.

IV . СТРУКТУРА ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Концепция экспозиции представляет собой самый общий, принципиальный, взгляд на экспозицию будущего музея и формы работы музея с населением. Формулируя концепцию, создатели музея решают, какими экспозиционными способами будут достигнуты поставленные задачи, исходя из специфики музейного языка – изложение темы посредством вещевого материала.

Опираясь на наличествующую коллекцию и руководствуясь поставленными задачами, экспозиционер разрабатывает структуру экспозиции.


Составляющие структуры экспозиции находятся в следующей строгой логической подчинённости:

отделы

(природы, истории, современности края)

разделы

(геология, палеонтология, животный и растительный мир и т. д.)

темы

|

подтемы

(раскрывают конкретные вопросы экспозиции)

Общая структура экспозиции краеведческого музея:

I. Отдел природы края (района, населённого пункта)

Разделы :

Учёные-исследователи края

Физико-географическая характеристика, рельеф территории

Геология и природные ископаемые

Палеонтологическое прошлое

Разнообразие ландшафтов, животный и растительный мир

Особоохраняемые природные территории (заказники, памятники природы регионального и местного значения)

Животные и растения, занесённые в Красную книгу

Экологические проблемы и пути их решения (состояние и охрана водных и земельных ресурсов , атмосферного воздуха, животного и растительного мира)

II. Отдел истории края (населённого пункта)

Разделы:

1. Археология

Темы :

§ Эпоха камня (100 тыс. лет назад – 8-6 тыс. лет назад)

§ Эпоха бронзы (II тыс. до н. э)

§ Ранний железный век (нач. I тыс. до н. э. – IV в. н. э)

§ Средневековье (V – XVII в. н. э.)

2. История поселения в дореволюционный период

Темы:

§ Основание поселения

§ Этническая история поселения

§ Социально-экономическая и политическая история

Подтемы:

Основные занятия населения

Духовная культура (религия)

Народное образование

Здравоохранение

Культура

Классовая борьба

3. История населённого пункта в советский период

(гг.)

Темы:

§ Установление Советской власти

§ Гражданская война

§ Мероприятия Советской власти

§ Годы первых пятилеток – осуществление коллективизации, индустриализации и культурной революции

§ Земляки на фронтах и в тылу Великой отечественной войны

§ Восстановление народного хозяйства в послевоенный период

§ Поселение в е гг.

§ Земляки – участники локальных боевых конфликтов

§ Поселение в период перестройки и распада Советского Союза

III. Отдел современности

Тема:

§ Поселение в е гг.

Подтемы:

Новые организационно-правовые формы существования поселения (смена форм собственности, реформа местного самоуправления)

Участие поселения в национальных проектах Российской Федерации

Восстановление утраченных духовных и культурных традиций

Введение той или иной темы в структуру экспозиции и полнота её раскрытия напрямую зависят от имеющейся в распоряжении экспозиционера музейной коллекции. Недостающие материалы пополняются в ходе собирательской работы. В случае отсутствия возможности сбора подлинных материалов экспозиционер должен прибегнуть к приёмам реконструкции того или иного предмета (создание макетов, муляжей, изготовление «новоделов» (предметов быта, одежды, орудий труда и проч.) на строгой документальной основе).

В качестве примера рассмотрим тему «Земляки на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны».

Одним из удачных способов раскрытия темы является отражение этапов Великой Отечественной войны через судьбы её участников-уроженцев поселения путём демонстрации комплексов материалов (фотографии, награды, наградные документы, письма, обмундирование, трофеи и т. д.) конкретных людей.


Достаточно трудным представляется отражение подтемы жизни и работы населения в тылу в силу малочисленности вещественного материала этого периода. Поэтому в каждом конкретном случае экспозиционер должен решить, каким образом он отразит тему. Так или иначе, экспозиционер должен найти возможность показать вклад тружеников тыла в Победу.

Отдельными подтемами могут стать – «Дети войны», «Увековечивание подвига советского народа в Великой Отечественной войне».

V . НАУЧНОЕ КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ

Сущность комплектования состоит в отборе и включении в музейный фонд предметов, подтверждающих, документирующих важнейшие события, факты, явления в истории развития природы, общества, экономики, науки, культуры данного населённого пункта. Для того, чтобы комплектование фондов было научно обоснованным, лишенным какой-либо стихийности, разрабатывается концепция комплектования, в которой излагается предмет комплектования, основные направления и темы, принцип отбора, конкретная методика.

В комплектовании фондов основополагающим является принцип историзма , требующий смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории или объект возникли, какие главные этапы в своем развитии прошли.

Развитие многих предметов быта, одежды, промыслов и т. д. можно раскрыть, создавая систематические коллекции .

Помимо систематических коллекций музей занимается ещё и тематическим комплектованием , которое предполагает комплектование всех типов источников (вещевых, письменных, кино-, фото-, фоно - материалов), документирующих какой-либо процесс, явление, факт в истории развития.

Изложение и обоснование основных направлений и тем комплектования – важнейшая часть обще музейной концепции. В случае, если таковая отсутствует, темы комплектование должны быть обязательно определены и подчинены структуре основной экспозиции.

Независимо от принципов, которые будут положены в основу комплектования коллекции, общими критериями для всех типов источников будут:

· информативность (свойство предмета отражать какой-то факт, событие в историческом процессе, т. е. давать информацию, быть источником знаний);

· репрезентативность (предполагает хорошую сохранность предмета),

· экспрессивность (способность предмета вызывать эмоции).

Для успешного осуществления комплектования фондов музея необходимо иметь перспективный и годовой план работы, который разрабатывается по определенной форме и для каждой темы в отдельности.

План комплектования фондов (структура)

Подтема

Круг вопросов (имена, события, факты)

Консультации по обоснованию вопросов

Места и источники комплектования

Пути комплектования

Предполагаемый круг предметов музейного назначения

Сроки

Исполнитель

Примечания

VI . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краеведческий музей – не только хранилище материальной культуры того или иного сообщества, но, прежде всего, один из основных институтов, обеспечивающих трансляцию общественных целей и духовно-нравственных ценностей.

Негосударственный музей исконно является не только местом накопления духовного наследия народа, но и местом реализации его разностороннего творческого потенциала. Другими словами, именно негосударственные музеи берут на себя роль «клубов» в изначальном смысле этого слова. Музеи сосредотачивают вокруг себя народную «творческую элиту» , поэтов, мастеров народных промыслов, объединяют фольклорные коллективы, общества филателистов , цветоводов и т. д., охватывая при этом все возрастные и социальные группы населения. Так, в Ульяновской области многие годы существовали объединение художников «Надежда» при Сенгилеевском историко-краеведческом музее, чувашский фольклорный ансамбль при Народном музее боевой и трудовой славы колхоза «Память Куйбышева»; в настоящее время при Новоспасском районном краеведческом музее действуют кружки «Краевед» (для взрослого населения), «Поиск» (для детской и подростковой аудитории), при Сурском районном историко-краеведческом музее – поэтический клуб «Возрождение», при Николаевском районном историко-краеведческом музее – поисковый клуб «Истоки»; среди новых объединений – «Клуб молодой семьи» и Женский клуб «Вера. Надежда. Любовь» при Карсунском художественно-краеведческом музее.

Организация массово-просветительной деятельности выступает обязательным направлением работы любого (в том числе государственного) музея, однако в негосударственном музее она приобретает основополагающее значение. Актуальный призыв к государственным музеям «выйти навстречу широкой публике» давно и успешно реализуется в негосударственных историко-краеведческих музеях, поскольку является негласным принципом их существования. Решая проблему культурного досуга населения, музей способствует формированию нравственно и физически здорового молодого поколения, приобщает его к активному освоению культурного наследия страны.

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник расположен в Можайском районе Московской области, в 120 км западнее Москвы.

Официальное название музея ФГБУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник». Сокращенное официальное название – Музей-заповедник «Бородинское поле».

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник имеет статус федерального государственного учреждения культуры, входит в перечень федеральных государственных музеев (утв. распоряжением Правительства РФ от 5 января 2005 г. N 4-р) и подчиняется непосредственно Министерству культуры РФ.

Музей-заповедник Бородинское поле основан по указу императора 26 августа 1839 г. на месте Бородинского сражения и является старейшим из музеев мира, созданных на полях сражений.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 мая 1961 г. № 683 Бородинское поле было объявлено Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником с включением в него памятных мест и исторических памятников Бородинского поля и Государственного Бородинского военно-исторического музея.

В 1995 г. указами Президента РФ Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 24 января 1995 г. № 64), а также в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (Указ Президента РФ от 20 февраля 1995 года № 176).

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник имеет филиалы в г. Можайске Можайский историко-краеведческий музей (создан приказом Министерства культуры РСФСР от 07.01.86 г. №4) и Дом-музей художника С.В. Герасимова.

В настоящее время усилия музея направлены на формирование и развитие музейного собрания, обеспечение сохранности музейных фондов, создание оптимальные условия для их хранения. Одной из важных задач музея-заповедника является работа по комплектованию, хранению, учету, каталогизации музейных коллекций (фондов). Приоритетным направлением деятельности музея стала экспозиционно-выставочная работа. Важным направлением деятельности музея остается реставрация движимых и недвижимых памятников. Не менее значима работа по подготовке и дальнейшей реализации проектов и планов по воссозданию утраченных недвижимых памятников истории и культуры, реконструкции, восстановлению, сохранению и дальнейшей музеефикации историко-культурного ландшафта и отдельных памятников и объектов Бородинского поля.

Одним из основных направлений деятельности музея остается научно-исследовательская, научно-просветительская и издательская работа. Ежегодно проводятся научные конференции. Издательская и научно-просветительская деятельность музея направлена на публикацию результатов научных исследований, материалов ежегодных научных конференций, популяризацию памятников истории и культуры, расположенных на территории музея-заповедника, его коллекций, привлечению в музей более широких кругов населения.

В настоящее время в Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике работают более 200 человек.