Николай лесков личная жизнь. Николай Семенович Лесков: биография, творчество и личная жизнь

18.04.2019

Николай Семенович Лесков

Николай Семёнович Лесков (1831 - 1895) - прозаик, самый народный писатель России, драматург. Автор известных романов, повестей и рассказов, таких как: «Некуда», «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах», «Соборяне», «Левша» и многих других, создатель театральной пьесы «Расточитель».

Ранние годы

Родился 4 февраля (16 февраля) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина. У них было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Ореле. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.

Образование и карьера

В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось - за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. Когда Николаю было 16 лет, от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.
В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.
В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Творческая жизнь

1860 год считают началом творческого пути Лескова, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.
В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела». Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.
Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы «Погасшее дело» (1862), повести «Житие одной бабы», «Овцебык» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865).
В романах «Некуда» (1864), «Обойденные» (1865), «На ножах» (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции.
Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков, редактор журнала «Русский вестник». Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.
В 1870 - 1880 он написал романы «Соборяне» (1872), «Захудалый род» (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман «Захудалый род» не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: «Островитяне»(1866), «Запечатленный ангел»(1873). К счастью, «Запечатленного ангела» не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.
В 1881 году Лесков написал рассказ «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» - старинной легенде о мастерах оружейного дела.
Повесть «Заячий ремиз»(1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.

Личная жизнь писателя

Первый брак Лескова сложился неудачно. Женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей - первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.
В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866-1953). Со второй женой он разошелся в 1877 году.

Последние годы

Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковом кладбище

Очарованный странник ( 1873 )

Краткое содержание повести

Читается за 7 мин

4 ч

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, <…> я в лошадях знаток и при ремонтёрах состоял для их руководствования», - говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.

Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот - «обещанный» Богу сын, и даёт «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придёт настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдёт в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти верёвку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстаётся, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребёнка, но он неумолим и даже дерётся с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдаёт ребёнка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идёт в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

Хан Джанкар продаёт своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтёров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жён «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещёные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идёт слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдаёт князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продаёт прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьёт, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своём доме. Но князь - человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застаёт цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдаёт себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идёт на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достаётся изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остаётся при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живёт в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.

Родился 4 февраля (16 февраля) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина. У них было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Ореле. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.

Образование и карьера

В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось – за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова – от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.

В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.

В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Творческая жизнь

1860 год считают началом творческого Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.

В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты “Северная пчела”. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.

Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы “Погасшее дело” (1862), повести “Житие одной бабы”, “Овцебык” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865).

В романах “Некуда” (1864), “Обойденные” (1865), “На ножах” (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции. Максим Горький сказал «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».

Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков, редактор журнала “Русский вестник”. Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.

В 1870 - 1880 он написал романы “Соборяне” (1872), “Захудалый род” (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман “Захудалый род” не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: “Островитяне”(1866), «Очарованный странник» (1873), “Запечатленный ангел”(1873). К счастью, “Запечатленного ангела” не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.

В 1881 году Лесков написал рассказ “Левша” (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) – старинной легенде о мастерах оружейного дела.

Повесть “Заячий ремиз”(1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.

Лев Толстой говорил о Николае Семеновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов , наряду с Иваном Тургеневым , считал его одним из своих главных наставников.

Личная жизнь писателя

Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей – первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.

В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866-1953). Со второй женой он разошелся в 1877 году.

Последние годы

Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковском кладбище.

Хронологическая таблица

  • В биографии Лескова интересных фактов из жизнисобрано немало. К примеру, он был идейным вегетарианцем. Он верил в то, что убивать животных нельзя. И даже одним из первых предложил создать специальную книгу с рецептами для вегетарианцев.
  • посмотреть все

Никола́й Семёнович Леско́в (4 февраля (16 февраля) 1831, село Горохово Орловского уезда Орловской губернии, - 21 февраля(5 марта) 1895, Санкт-Петербург) - русский писатель.

«Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть», - писал Д. П. Святополк-Мирский (1926).

Образование получил в Орловской гимназии. С 16 лет служил чиновником в Орле, затем в Киеве.

В 1861 г. переселился в Петербург. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов.

В 60-х гг. Лесков создал ряд реалистических рассказов и повестей, в которых дана широкая панорама русской жизни («Погасшее дело», 1862 г.; «Язвительный», «Житие одной бабы», оба 1863 г.; «Леди Макбет Мценского уезда», 1865 г.; «Воительница», 1866 г.; пьеса «Расточитель», 1867 г.).

В то же время одна из ранних статей Лескова - о петербургских пожарах (1862 г.) - послужила началом его длительной полемики с революционными демократами. Рассказ «Овцебык» (1863 г.), романы «Некуда» (1864 г.; под псевдонимом М. Стебницкий) и «Обойдённые» (1865 г.) направлены против «новых людей», выведенных в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Писатель создаёт шаржированные типы нигилистов (повесть «Загадочный человек», 1870 г.; роман «На ножах», 1870-1871 гг.). Идеал Лескова - не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости.

В середине 70-х гг. Лесков создал образы православных праведников, могучих духом (роман «Соборяне», 1872 г.; повести и рассказы «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», обе 1873 г.; «Несмертельный Голован», 1880 г.; «Печерские антики», 1883 г.; «Однодум», 1889 г.).

В творчестве писателя сильны мотивы национальной самобытности русского народа (повесть «Железная воля», 1876 г.; «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881 г.).

Тема гибели народных талантов на Руси раскрыта в повести «Тупейный художник» (1883 г.).

В середине 80-х - 90-е гг. писателя занимает новый для России тип - буржуа («Чертогон», 1879 г., другое название «Рождественский вечер у ипохондрика»; «Отборное зерно», 1884 г.; «Грабёж», 1887 г.; «Полуношники», 1891 г.).

Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, когда образ раскрывается в основном через речевую характеристику. Так, в «Левше» герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создаёт новые словосочетания.

1895г. (64 года)

Лесков Николай Семенович (1831–1895) – русский писатель.

Отец – Семен Дмитриевич (1789–1848) – происходил из духовного сословия, но пошел по гражданской части и дослужился до потомственного дворянства. Мать – Марья Петровна, в девичестве Алферьева (1813–1886) – была дворянкой. Родился Лесков 4 (16) февраля в с.Горохово Орловской губернии. Детские годы прошли в Орле и в маленьких имениях матери и отца в Орловской губернии. Воспитывался в основном в сельце Горохово в доме Страховых, богатых родственников по матери, куда был отдан родителями из-за недостатка собственных средств для домашнего образования. В 1841–1846 учился в гимназии в Орле.

Задача лидера – настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь поверить в собственные силы.

Лесков Николай Семенович

Бросил гимназию, не доучившись, устроился мелким служащим в Орловскую палату уголовного суда. Служба (1847–1849) стала первым опытом знакомства не только с бюрократической системой, но и с неприглядными, а порой странными и комичными сторонами действительности (из своих юношеских впечатлений Лесков позднее черпал материал для своих сочинений, в том числе для своего первого рассказа Погасшее дело, 1862). В эти же годы, главным образом под влиянием высланного из Киева этнографа А.В.Марковича (1822–1867; известна его жена, писавшая под псевдонимом Марко Вовчок), пристрастился к словесности, хотя и не помышляя еще о писательстве.

Осенью 1849 по приглашению дяди по матери, профессора-медика Киевского университета С.П.Алферьева (1816–1884), выехал в Киев. К концу года устроился помощником столоначальника рекрутского стола ревизского отделения Киевской казенной палаты. В киевские годы (1850–1857) посещает вольнослушателем лекции в университете, изучает польский язык, увлекается иконописью, участвует в религиозно-философском студенческой кружке, общается с паломниками, старообрядцами, сектантами. Испытал влияние личности и идей экономиста Д.П.Журавского (1810–1856), ревностного поборника отмены крепостного права.

В 1857 оставил казенную службу и поступил агентом в частную коммерческую фирму «Шкотт и Вилькинс», глава которой – англичанин А.Я.Шкотт (ок.1800–1860/1861) – был мужем тетки Лескова. Три года (1857–1860) провел в разъездах по делам фирмы, «с возка и с барки» повидал «всю Русь». С 1860 начал печатать небольшие заметки в петербургских и киевских периодических изданиях. Первая крупная публикация – Очерки винокуренной промышленности (в 1861). В 1860 недолго состоял следователем в киевской полиции, однако статьи Лескова в еженедельнике «Современная медицина», обличающие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами. В результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

Любовь не может быть без уважения.

Лесков Николай Семенович

В январе 1861 переезжает в С.-Петербург. В поисках заработка сотрудничает во многих столичных газетах и журналах, более всего – в «Отечественных записках», где ему протежирует орловский знакомый – публицист С.С.Громеко, в «Русской речи» и «Северной пчеле». Его статьи и заметки посвящены в основном злободневным вопросам. Сближается с кругами социалистов и революционеров, на его квартире живет посланец А.И.Герцена швейцарец А.И.Бенни (позднее ему был посвящен обширный лесковский очерк Загадочный человек, 1870; он же стал прототипом Райнера в романе Некуда). Однако статья Лескова о петербургских пожарах 1862, где он потребовал от полиции пресечь или подтвердить слухи о том, что пожары – дело рук некоей революционной организации, рассорила его с демократическим лагерем. Он уезжает за границу. Результатом поездки стал ряд публицистических очерков и писем (Из одного дорожного дневника, 1862–1863; Русское общество в Париже, 1863).

Собственно писательская биография Лескова начинается с 1863, когда он опубликовал первые свои повести (Житие одной бабы, Овцебык) и начал публикацию «антинигилистического» романа Некуда (1863–1864). Роман открывается сценами неторопливой провинциальной жизни, возмущаемой пришествием «новых людей» и модных идей, затем действие переносится в столицу. Сатирически изображенному быту коммуны, организованной «нигилистами», противопоставлены скромный труд во благо людей и христианские семейные ценности, которые должны спасти Россию от гибельного пути общественных потрясений, куда увлекают ее юные демагоги. Памфлет в романе сочетается с нравоописанием, однако современниками были восприняты прежде всего его памфлетные страницы, тем более что у большинства изображенных Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы (напр., под именем главы коммуны Белоярцева выведен литератор В.А.Слепцов). Лесков был заклеймен как «реакционер». Путь в крупные либеральные издания отныне ему был заказан, что предопределило его сближение с М.Н.Катковым, издателем «Русского вестника».

В этом издании и появился второй «антинигилистический» роман Лескова На ножах (1870–1871), повествующий о новой фазе революционного движения, когда прежние «нигилисты» перерождаются в обычных мошенников. Старые лозунги и теории, попытки устроить бунт среди крестьян служат лишь прикрытием и орудием осуществления их преступных замыслов. Прекраснодушные и слепые «нигилисты» «старой веры», подобные Ванскок, теперь уже вызывают сочувствие. Роман с запутанным авантюрным сюжетом вызвал упреки в натянутости и неправдоподобии изображенных ситуаций (все, по выражению Ф.М.Достоевского, «точно на луне происходит»), не говоря уже о об очередных политических обвинениях в адрес автора. Более к жанру романа в чистом виде Лесков уже не возвращался.

Ах, красота, красота, сколько из-за нее делается безобразия!

Лесков Николай Семенович

В 1860-х он усиленно ищет свой особый путь. По канве лубочных картинок о любви приказчика и хозяйской жены написана повесть Леди Макбет Мценского уезда (1865) о гибельных страстях, скрытых под покровом привинциальной тишины. В повести Старые годы в селе Плодомасове (1869), живописующей крепостнические нравы 18 в., он подходит к жанру хроники. В повести Воительница (1866) впервые появляются сказовые формы повествования. Элементы столь прославившего его впоследствии сказа есть и в повести Котин Доилец и Платонида (1867). Пробует он свои силы и в драматургии: в 1867 на сцене Александринского театра ставят его драму из купеческой жизни Расточитель. Поскольку новые суды и «одетые по-современному» предприниматели, явившиеся в результате либеральных реформ, в пьесе оказываются бессильны перед хищником старой формации, Лесков лишний раз был обвинен критикой в пессимизме и антиобщественных тенденциях. Из других крупных произведений Лескова 1860-х – повесть Обойденные (1865), написанная в полемике с романом Н.Г.Чернышевского Что делать? (его «новым людям» Лесков противопоставил «маленьких людей» «с просторным сердцем»), и нравоописательная повесть о немцах, проживающих на Васильевском острове в С.-Петербурге (Островитяне, 1866).

Поиск положительных героев, праведников, на которых держится русская земля (они есть и в «антинигилистических» романах), давний интерес к маргинальным религиозным движениям – раскольникам и сектантам, к фольклору, древнерусской книжности и иконописи, ко всему «пестроцветью» народной жизни аккумулировались в повестях Запечатленный ангел и Очарованный странник (обе 1873), в которых сказовая манера повествования Лескова сполна выявила свои возможности. В Запечатленном ангеле, где рассказывается о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием, есть отзвуки древнерусских «хожений» и сказаний о чудотворных иконах. Образ героя Очарованного странника Ивана Флягина, прошедшего через немыслимые испытания, напоминает былинного Илью Муромца и символизирует физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий.

Опыт своих «антинигилистических» романов и «провинциальных» повестей Лесков использовал в хронике Соборяне (1872). Повествование о протопопе Савелии Туберозове, дьяконе Ахилле Десницыне и священнике Захарии Бенефактове приобретает черты сказки и героического эпоса. Этих чудаковатых насельников «старой сказки» со всех сторон обступают деятели нового времени – нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа. Маленькие победы наивного Ахиллы, мужество Савелия, борьба этого «лучшего из героев» «с вредителями русского развития» не могут остановить наступления нового лукавого века, обещающего России страшные потрясения в будущем.

Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и - что всего обиднее - эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности.

Лесков Николай Семенович

Лесковские «хроники» повествуют прежде всего о времени, о ходе истории, оттесняющем в прошлое лучшие типы русской жизни. Если в Соборянах речь шла о духовенстве, то в хронике Захудалый род. Семейная хроника князей Протазановых (из записок княжны В.Д.П.) (1874), действие которой отнесено к началу 1820-х, – о дворянстве.

Исполненная чувства собственного достоинства «народная княгиня» Варвара Никаноровна Протазанова, защитник обиженных Дон-Кихот Рогожин – тоже уходящие типы, вернее – ушедшие (о событиях полувековой давности рассказывает внучка княгини, причем со слов тоже уже почившей наперсницы последней). Вторая часть хроники, в которой язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощенность в русской жизни христианства, вызвала недовольство Каткова. На правах редактора он подверг текст Лескова искажениям, что привело к разрыву их отношений, впрочем, уже давно назревшему (годом раньше Катков отказался печатать Очарованного странника, ссылаясь на его художественную «невыделанность»). «Жалеть нечего – он совсем не наш», – так высказался Катков.

После разрыва с «Русским вестником» Лесков оказался в трудном материальном положении. Служба в особом отделе Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа (1874–1883), дает ему лишь мизерное жалование. «Отлученный» от крупных либеральных журналов и не нашедший места среди «консерваторов» катковского типа, Лесков почти до конца жизни печатался в малотиражных или специализированных изданиях – в юмористических листках, иллюстрированных еженедельниках, в приложениях к «Морскому журналу», в церковной печати, в провинциальной периодике и т.п., часто используя разные, порой экзотические псевдонимы (В.Пересветов, Николай Горохов, Николай Понукалов, Фрейшиц, свящ. П.Касторский, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов, Протозанов и др.). (В 1860-х – начале 1870-х его сочинения издавались под псевдонимом М.Стебницкий.) С этой «разбросанностью» лесковского наследия связаны существенные трудности его изучения, а также извилистые пути репутации отдельных его произведений.

А ты знаешь ли, любезный друг: ты никогда никем не пренебрегай, потому что никто не может знать, за что кто какой страстью мучим и страдает.

Лесков Николай Семенович

Так, например, знаменитый рассказ о русском и немецком национальных характерах Железная воля (1876), не включенный Лесковым в прижизненное собрание сочинений, был извлечен из забвения и переиздан только во время Великой отечественной войны.

Во второй половине 1870–1880-х Лесков создает цикл рассказов о «русских антиках» – праведниках, без которых «несть граду стояния». Так он, по замечанию А.Н.Лескова, исполнил гоголевское завещание из Выбранных мест из переписки с друзьями: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика…». В предисловии к первому из этих рассказов Однодум (1879) писатель так объяснил их появление: «ужасно и несносно» видеть одну «дрянь» в русской душе, ставшую главным предметом новой литературы, и «пошел я искать праведных, но куда я ни обращался, все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать». Такими «хорошими людьми» оказываются и директор кадетского корпуса (Кадетский монастырь, 1880), и полуграмотный мещанин, «который не боится смерти» (Несмертельный Голован, 1880), и инженер (Инженеры-бессребреники, 1887), и простой солдат (Человек на часах, 1887), и даже «нигилист», мечтающий накормить всех голодных (Шерамур, 1879), и др. В этот цикл вошел также знаменитый Левша (1883) и написанный ранее Очарованный странник. В сущности, такими же лесковскими праведниками являлись и персонажи повестей На краю света (1875–1876) и Некрещеный поп (1877).

В поздние свои годы, создавая рассказы, построенные на анекдоте, «курьезном случае», сохраненном и приукрашенном устной традицией, Лесков объединяет их в циклы. Так возникают «рассказы кстати», рисующие забавные, но от этого не менее значительные в своей национальной характерности ситуации (Голос природы, 1883; Александрит, 1885; Старинные психопаты, 1885; Интересные мужчины, 1885; Умершее сословие, 1888; Загон, 1893; Дама и фефёла, 1894; и др.), и «святочные рассказы» – хитроумные сказки о мнимых и подлинных чудесах, случающихся на Рождество (Христос в гостях у мужика, 1881; Привидение в Инженерном замке, 1882; Путешествие с нигилистом, 1882; Зверь, 1883; Старый гений, 1884; Пугало, 1885; и др.). «Анекдотичны» по своей сути и стилизованные под исторические и мемуарные сочинения цикл очерков Печерские антики и рассказ Тупейный художник (оба 1883), повествующий о печальной судьбе таланта (парикмахера) из крепостных в 18 в.

Большое личное бедствие - плохой учитель милосердия. Оно притупляет чувствительность сердца, которое само тяжко страдает и полно ощущения собственных мучений.

Лесков Николай Семенович

После своей второй поездки за границу в 1875 Лесков, по собственному признанию, «более всего разладил с церковностью». В противовес своим рассказам о «русских праведниках», не имеющих официального статуса, он пишет серию очерков об архиереях, перерабатывая анекдоты и народную молву, возвеличивающую церковных иерархов, в ироничные, порой даже отчасти сатирические тексты: Мелочи архиерейской жизни (1878), Архиерейские объезды (1879), Епархиальный суд (1880), Святительские тени (1881), Синодальные персоны (1882) и др. Меру оппозиционности Лескова по отношению к Церкви в 1870-х – начале 1880-х не стоит преувеличивать (как это делалось, по понятным причинам, в советские годы): это скорее «критика изнутри». В некоторых очерках, как, например, Владычный суд (1877), в котором рассказывается о злоупотреблениях при рекрутском наборе, знакомых Лескову не понаслышке, архиерей (митрополит Киевский Филарет) предстает едва ли не идеальным «пастырем». То же можно сказать и о многих сюжетах в очерках, названных выше. В эти годы Лесков еще активно сотрудничает церковных журналах «Православное обозрение», «Странник» и «Церковно-общественный вестник», выпускает с религиозно-просветительскми целями (его глубокое убеждение заключалось в том, что «Русь крещена, но не просвещена») ряд брошюр: Зеркало жизни истинного ученика Христова (1877), Пророчества о Мессии (1878), Указка к книге Нового завета (1879), Изборник отеческих мнений о важности Священного Писания (1881) и др. Однако симпатии Лескова к нецерковной религиозности, к протестантской этике и сектантским движениям, вполне давшие знать о себе еще во второй части хроники Захудалый род, особенно усилились во второй половине 1880-х и уже не оставляли его до самой смерти. Произошло это во многом под влиянием идей Л.Н.Толстого, знакомство с которым состоялось в начале 1887 (Лесков еще в 1883 в статьях Граф Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как ересиархи и Золотой век защищал его от нападок К.Н.Леонтьева). О влиянии, оказанном на него Толстым, Лесков писал сам: «Я именно „совпал" с Толстым… Почуяв его огромную силу, я бросил свою плошку и пошел за его фонарем».

Николай Семёнович Лесков - уникальный, самобытный русский писатель, очарованный странник русской литературы.

Семья и детство

Николай Семёнович Лесков родился 16 февраля (4 февраля - по старому стилю) 1831 г. в Орловской губернии - в селе Орловского же уезда.

Отец - Семён Дмитриевич Лесков (1789-1848 гг.), происходил из семьи священнослужителей. И отец Семена Дмитриевича, и дед, и прадед правили святую службу в селе , оттуда и родовая фамилия - Лесковы. Окончив Севскую семинарию, Семён Дмитриевич вернулся домой. Однако, невзирая на волю родителя, бесповоротно отказался от духовной карьеры. За что и был изгнан из дому отцом, который отличался весьма крутым нравом. Хорошо образованный, умный, деятельный человек. Изначально, Лесков подвизался на ниве репетиторства. Он весьма успешно учительствовал в домах местных дворян, чем завоевал себе приличную славу, а также удостоился множества лестных отзывов. В итоге один из покровителей рекомендовал его к «коронной службе». Начав карьеру с самых низов, Семён Дмитриевич дослужился до высокой должности дворянского заседателя в палате уголовного суда Орловской губернии. Занимаемая им должность давала права на потомственное дворянское звание. Лесков-отец слыл человеком проницательным. Он был талантливым следователем, способным распутать самое хитрое дело. Однако, прослужив почти 30 лет, он был вынужден выйти в отставку без пенсиона. Причиной тому стала стычка с губернатором и нежелание самого Семёна Дмитриевича идти на возможный компромисс. По выходу в отставку Семён Дмитриевич купил небольшое имение - хутор Панин в Кромском уезде и занялся сельским хозяйством. Довольно побыв «крестьянином», всячески разочаровался в тихой сельской жизни, о чём впоследствии неоднократно заявлял своему сыну - Николаю Лескову. В 1848 г. он скоропостижно скончался во время эпидемии холеры.

Мать Николая Семёновича - Мария Петровна Лескова (урожденная Алферьева, 1813-1886 гг.), была бесприданницей, представительницей обедневшего дворянского рода.

Первые годы жизни маленький Николай жил в Горохове, в поместье семьи Страховых, богатых родственников по материнской линии. Он был далеко не единственным ребёнком в семье. Лесков жил в окружении шести двоюродных братьев и сестёр. Для обучения детей в семью были приглашены русский и немецкий учителя, а также французская гувернантка. Будучи от природы очень одарённым, мальчик резко выделялся на фоне других детей. За это его невзлюбили двоюродные братья. При этих обстоятельствах бабушка по материнской линии, проживающая там же, написала письмо к отцу Николая и попросила забрать мальчика к себе в , что и было исполнено.

В Орле Лесковы проживали на Третьей дворянской улице. В 1839 г. Лесков-старший выходит в отставку и покупает имение - «Панин Хутор». Пребывание на «Панином Хуторе» произвело неизгладимое впечатление на будущего писателя Лескова. Прямое общение с простым, крестьянским народом самым непосредственным образом отразилось на формировании его мировоззрения. Впоследствии Лесков скажет: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками... я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей...»

Юность писателя

В возрасте 10-ти лет Николая отдали на обучение в Орловскую гимназию. Благодаря врождённым способностям юноша учился легко, однако по истечении 5 лет обучения Лесков так и не получил аттестата. Точные причины этого события нам, увы, неизвестны. В итоге юноша получил лишь справку о том, что он проходил обучение в гимназии. Используя старые связи, отец устроил юношу писцом в канцелярию Орловской уголовной палаты. А в 1848 г., в возрасте семнадцати лет, Николай стал помощником столоначальника в этом же учреждении. Работа в уголовной палате даёт Лескову первоначальный жизненный опыт, который в будущем весьма помог в литературной деятельности. В этом же году в результате сильнейших пожаров Лесковы потеряли и без того скромное состояние. От холеры умер отец Лескова.

После смерти отца самое живое участие в дальнейшей судьбе юноши принял его родной дядя (по матери), доктор медицины, известный профессор Киевского университета Алферьев С.П. Лесков переехал в Киев. Там, благодаря усилиям дяди, поступил работать в киевскую Казённую палату на должность помощника столоначальника рекрутского ревизионного отделения. Переезд в Киев позволил Лескову восполнить пробелы в образовании. У него появилась возможность частным образом слушать университетские лекции, чем юноша не преминул воспользоваться. Он как губка впитывал в себя всё новые знания: медицина, сельское хозяйство, статистика, живопись, архитектура и многое другое. Киев поразил юношу своей изумительной старинной архитектурой и живописью, пробудил живейший интерес к древнерусскому искусству. В будущем Лесков стал видным знатоком сих предметов. Круг его интересов был несказанно широк. Он очень много читал. В те года любимые его авторы - и Шевченко. С Тарасом Шевченко Лесков, был знаком лично. За время жизни в Киеве Николай освоил украинский и польский языки.

Прогрессивная студенческая среда того времени была увлечена передовыми, революционными идеями. Особой популярностью пользовались сочинения . Не миновало это увлечение и нашего героя. По воспоминаниям современников молодой Лесков отличался вспыльчивостью и деспотизмом, был не удобен в спорах. Он часто выступал в роли сурового моралиста, хотя сам пуританином не являлся. Николай был членом студенческого религиозно-философского кружка, изучал традиции русского паломничества, общался со старообрядцами, постигал тайны иконописи. В последующем Лесков признавался, что в те годы он не имел чёткого представления о том, кем он в итоге хочет стать.

В 1853 г., невзирая на протесты родственников, Лесков женился на Ольге Смирновой, дочери богатого киевского домовладельца. В этот период Лесков значительно продвинулся по службе, был произведён в коллежские регистраторы, а чуть позже назначен столоначальником Казённой киевской палаты. В 1854 г. у Николая Семеновича рождается первенец - сын Дмитрий, а 1856 г. - дочь Вера.

В 1855 г. умирает император . Его смерть послужила основательным толчком к дальнейшему распространению вольнодумных идей в различных слоях русского общества. Были сняты многие запреты. Новый царь , по сути своей консерватор, дабы остудить горячие головы, был вынужден проводить в жизнь либеральные реформы. В 1861 г. - отмена крепостного права, далее последовали судебная, городская, военная, земская реформы.

Согласившись на предложение о работе, поступившее от родственника, мужа тётки по материнской линии - англичанина А. Я. Шкота, Лесков в 1857 г. выходит в отставку. Он оставил любимый им Киев и вместе с семьёй переехал на постоянное проживание в Пензенскую губернию - в село Городищенского уезда. Новое поле деятельности Лескова - работа в компании «Шкотт и Вилькенс». Предприятие занималось торговлей сельхозпродукцией, винокуренным производством, а также производством паркетной доски. На нем были заняты переселенцы - крестьяне из Орловской губернии. По делам фирмы Лесков много ездил по , во время поездок он видел самые различные стороны настоящей русской жизни. Результат - огромное количество наблюдений, сделанных в ходе деловых путешествий, а также большой практический опыт, обретённый в этот активнейший для Лескова период. Воспоминания об этих странствиях в будущем послужат ярким маяком для создания неповторимых лесковских произведений. Позже Николай Лесков вспоминал эти годы, как самые лучшие годы в его жизни, когда он видел много и «жил легко». Весьма вероятно, что именно в то время у Лескова сформировалось чёткое, определённое желание донести свои мысли до русского общества.

Первые пробы пера

В 1860 г. компания «Шкотт и Вилькенс» разорилась. Лесков вернулся в Киев. Его цель - занятия журналистикой и литературой. Спустя короткий промежуток времени Лесков переехал в , где поселился на квартире своего киевского товарища, известного политэконома и издателя Ивана Васильевича Вернадского. Вместе с ним на квартире проживал чиновник А. И. Ничипоренко - русский революционер, один из активнейших эмиссаров Герцена в России. В Петербурге Лесков развернул активную журналистскую деятельность. Последовали первые пробы пера в журнале Вернадского «Экономический указатель». Лесков написал несколько острых статей, посвященных различным темам: сельскому хозяйству, промышленности, проблеме пьянства и многим другим. Он печатался во множестве известных изданий: в «Санкт-Петербургских ведомостях», в журналах «Отечественные записки», «Современная медицина». В литературных кругах Лесков был отмечен, как яркий и талантливый автор. Его пригласили на должность постоянного сотрудника в газету «Северная пчела».

Николай Семенович активно писал злободневные очерки, фельетоны, хлёсткие статьи. Одна из написанных им статей достаточно серьёзным образом отразилась на судьбе писателя. Материал был посвящен пожарам в Щукином и Апраксином дворах. Той порой в городе ходили слухи о студентах-революционерах, якобы причастных к поджогам. В своей статье писатель обратился к властям с просьбой опровергнуть подобные оскорбительные высказывания, но демократический лагерь воспринял подобное обращение как донос. В той же статье Лесков пишет о бездеятельности пожарной команды во время бедствия, что было воспринято, как критика существующей власти. Статья оказалось неугодна, как революционерам, так и реакционерам. Дело дошло до самого царя. Прочитав статью, Александр II вынес вердикт: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь».

В 1862 г., после разразившегося скандала, редакция «Северной пчелы» отправила Лескова в длительную, заграничную командировку. Писатель впервые выехал за границу, он посещает Прибалтику, Польшу, а затем Францию. Там, заграницей, Лесков начинает работу над своим первым романом «Некуда». Посещение Европы ещё более укрепило Лескова в мысли о неготовности русского общества к радикальным, революционным переменам. Ход крестьянской реформы 1861 г. заставил Лескова, как и многих других передовых людей той поры, переосмыслить русскую действительность. Лесков, доселе считавшийся либералом, последователем самых передовых идей, оказался на другой стороне баррикад.

Николай Семенович Лесков был человеком, глубоко знавшим, понимавшим, чувствовавшим свой родной русский народ. В какой-то момент он увидел масштабы возможной катастрофы, способной до основания разрушить сами устои русской традиционной жизни. Истинное понимание русской действительности наставило Лескова на собственный путь. Идеи социальных утопий, требующих коренного переустройства общества, более не привлекали его. Лесков проповедует идеи духовного самосовершенствования, развития культуры русского общества. В своих изумительных произведениях он расскажет о великой силе «малых дел».

Однако, невзирая на то, что Лесков стал поборником совершенно иных идей, власти по-прежнему продолжали считать его нигилистом, хотя в реальности он никогда им не являлся. В полицейском отчёте «О литераторах и журналистах» 1866 г. отмечалось, что «Лесков - крайний социалист и, сочувствуя всему антиправительственному, проявляет нигилизм во всех формах».

К 1863 г. относится начало писательской карьеры, в свет выходят первые повести писателя «Овцебык» и «Житие одной бабы». Лесков творит под псевдонимом М. Стебницкий. Интересная особенность, у Лескова было огромное количество литературных псевдонимов: «Стебницкий», «Лесков-Стебницкий», «Николай Понукалов», «Фрейшиц», «Николай Горохов», «В. Пересветов», «Дм.м-ев», «Н.», «Кто-то», «Член общества», «Любитель старины», «Псаломщик» и многие другие. В 1864 г. журнал «Библиотека для чтения» напечатал первый роман Лескова «Некуда» - произведение антинигилистской направленности. Прогрессивная, демократическая общественность «встала на дыбы». На произведение обрушилась волна оглушительной критики. Небезызвестный Д. И. Писарев писал: «Найдется ли теперь в России, кроме «Русского Вестника», хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?»

В 1865 г. Николай Семенович вступил с вдовой Екатериной Бубновой в гражданский брак. Спустя год у них появился сын Андрей, который впоследствии написал книгу о своем знаменитом отце. Необходимо отметить, что первая жена Лескова страдала психическим расстройством. В 1878 г. женщину поместили в петербургскую больницу на реке Пряжке, курировал лечение знаменитый С. П. Боткин.

В этом же, 1865 г., вышел второй роман Лескова - «Обойдённые».

На пути к «Очарованному страннику»

В 1866 г. издаётся роман «Островитяне». Интересная деталь: гениальный одним из первых обратил внимание на Лескова. Достоевский считал Лескова большим писателем, и по своему собственному признанию он многое заимствовал у него, особенно в плане художественности образов. Согласитесь, что слова человека-писателя такого уровня стоили очень и очень многого.

В 1870 году в журнале «Русский вестник» (издатель М. Н. Катков) был напечатан роман «На ножах». Выход этого произведения окончательно закрепил за Лесковым славу консерватора. Сам же автор посчитал роман крайне неудачным.

1872 год ознаменовался появлением романа-хроники «Соборяне». Знаковое произведение, затронувшее глубочайшие вопросы духовности русского общества. На его страницах Лесков говорил об опасностях, подстерегавших Россию вследствие неизбежного духовного разложения. Нигилисты - люди без идеалов и принципов, по мнению писателя, были страшнее любого, самого фанатичного революционера. Теперь мы - люди другого времени, имеем возможность оценить пророческий смысл этого произведения. Роман-хроника «Соборяне» по праву считается одним из лучших творений Николая Семеновича Лескова.

Летом 1872 г. Лесков отправился в и далее на Валаам. Посещение Валаама послужило толчком к написанию потрясающего, уникального произведения - «Очарованный странник». Изначально оно называлось «Чернозёмный Телемак», под этим названием оно и было предложено к напечатанию в «Русский вестник». Однако М. Н. Катков отказался печатать повесть, считая её «сыроватой». Как следствие, Лесков разорвал договор с журналом «Русский вестник». Еще до этого Лесков неоднократно заявлял о трудностях работы с Катковым, причиною тому была жесточайшая цензура, введённая в обиход этим издателем. Но в 1873 г. повесть напечатали в газете «Русский мир». Полное название «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения».

С 1874 по 1883 гг. Лесков служил в особом отделе «По рассмотрению книг, издаваемых для народа» при Министерстве народного просвещения. В 1877 г. императрица Мария Александровна, впечатлённая романом Лескова «Соборяне», сделала ему протекцию для получения должности - член учебного отдела в министерстве государственных имуществ. Эти должности давали писателю скромный доход. В том же году Лесков официально развёлся со своей первой женой.

В 1881 г. Лесков пишет и издаёт «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», произведение, ставшее культовым.

Тогдашнее мировоззрение Лескова ярко выразил цикл очерков «Мелочи Архиерейской жизни». Произведение печаталось с 1878 по 1883 г., в нем был описан быт высших церковных иерархов. Стоит ли говорить, какие крайне негативные отзывы вызвали Очерки со стороны церковного руководства. Обер-прокурор Синода - пролоббировал отставку Лескова от занимаемой в министерстве должности. Теперь, оказавшись без должности, Лесков полностью, без остатка посвятил себя писательской деятельности.

В конце 1880-х гг. Лесков сблизился . Он признал учение Толстого, как «истинное христианство». Толстой же называл Лескова «самым русским из наших писателей». Также, как и Лев Николаевич, Лесков был вегетарианцем. Вегетарианство Лескова отражалось даже на его творчестве. Впервые в русской литературе им были созданы персонажи-вегетарианцы. Николай Семенович был одним из первых авторов, обратившим внимание общества на вопрос о защите животных.

Особое место в творчестве писателя занимает составленный самим автором сборник рассказов и легенд под названием «Праведники». Лесков поведал нам предысторию создания сборника: писатель испытал «лютое беспокойство». Причина была вызвана зловещим высказыванием «большого русского писателя» (это был А. Ф. Писемский), который обвинил Лескова в том, что он во всех соотечественниках видит лишь «одни гадости» и «мерзости». По мнению Лескова, это было глубоко несправедливо, крайний и подавляющий пессимизм. «Как, - думал я, - неужто, в самом деле, ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, - одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно». Поиски истинной русской души, вера в настоящих добрых людей подтолкнули писателя к созданию этого уникального сборника. Сборник составлялся постепенно, основой его послужил цикл произведений «Три праведника и один Шерамур». Позднее были добавлены такие повести, как: «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», «Левша», «Инженеры-бессеребренники» и другие.

…Я сам себя порицал

В 1889 г. начало издаваться десятитомное собрание сочинений Лескова (11-й и 12-й тома были добавлены позднее). Издание пользовалось значительным успехом у публики. Благодаря гонорару от издания Лескову даже удалось несколько поправить своё сильно пошатнувшееся материальное положение. Однако это событие кроме радости принесло с собой и горе - сердечный, видимо, приступ, сразивший Лескова прямо на лестнице типографии. Приступ случился после того, как Лесков узнал о том, что шестой том собрания (посвящённый религиозным вопросам) был задержан цензурой.

Творчество Лескова стало уникальной страницей русской литературы. Как и все гениальные авторы, он неповторим в своей высочайшей духовной работе. Неподражаемый мастер художественного слова. Яркий, оригинальный, саркастичный, ищущий. Он занимает своё, особое место на золотом небосклоне великой русской литературы.

Николай Семенович Лесков умер 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 г. в Петербурге. Сведения о причине смерти писателя противоречивы: по одной версии, это стал приступ астмы, которой он страдал в последние годы жизни, по другой, как мы уже отмечали, приступ стенокардии. Однако доподлинно известно, что за пару лет до своей кончины писатель завещал: «На похоронах моих прошу никаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне очень много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал».

Николай Лесков был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища при завещанном им молчании.

Дмитрий Сытов