Прежде чем взяться за перо, знаменитый русский автор примерил на себя не одну профессию. Учитель, актёр, цирковой борец, боксёр, рекламный агент, землемер, рыбак, воздухоплаватель, шарманщик — и это далеко не полный список. Как признавался сам Куприн, всё это было не ради денег, а из интереса, ему хотелось попробовать себя во всём.
Писательская карьера Куприна началась тоже совершенно случайно. Находясь в военном училище, он написал и опубликовал рассказ «Последний дебют» об актрисе, которая покончила с собой прямо на сцене. Для человека, состоящего в «славных рядах будущих героев отечества», подобная проба пера считалась неприемлемой — в тот же день за свой литературный опыт Куприн отправился в карцер на двое суток. Неприятный инцидент мог навсегда отбить желание и интерес молодого человека к сочинительству, но этого не произошло — Куприн случайно познакомился с Иваном Буниным , который помог ему найти себя в литературе.
В день рождения писателя АиФ.ru вспоминает лучшие произведения Куприна.
В основе одного из самых известных рассказов Куприна лежит реальная история — любовь скромного телеграфного чиновника к светской даме, матери писателя Льва Любимова . В течение трёх лет Жолтиков присылал девушке анонимные письма, наполненные то признаниями в любви, то жалобами на жизнь. Однажды он отправил даме сердца подарок — гранатовый браслет, но после визита мужа и брата Любимовой безнадёжно влюблённый раз и навсегда прекратил свои преследования. Куприн же добавил в этот анекдот больше драматизма, дополнив рассказ печальным вариантом концовки — самоубийством героя. В результате у автора получилась впечатляющая история любви, которая, как известно, случается «один раз в несколько сот лет».
Кадр из фильма «Гранатовый браслет», 1964 год
Выступление Куприна с чтением отдельных глав из повести «Поединок» в 1905 году стало настоящим событием в культурной жизни столицы. Однако большинство современников автора восприняли это произведение как клевету — книга была полна суровой критики русского военного быта. В «Поединке» на фоне пьянства, разврата и недалёкой армейской жизни вырисовывается всего один светлый, романтичный образ офицера Ромашова. Однако автор отнюдь не преувеличивал, повесть во многом автобиографичная. В её основе личные впечатления Куприна, выпускника Александровского училища, который четыре года офицером проходил службу в захолустном городке Подольской губернии.
Репродукция иллюстрации Ильи Глазунова к повести Александра Куприна «Яма» Фото: репродукция
После публикации рассказа «Гамбринус» в одесском кабачке с одноимённым названием не было отбоя от посетителей, но вот о том, что его главный герой на самом деле существовал, знали немногие. В 1921 году, спустя 14 лет после выхода рассказа Куприна, в местных газетах появилось объявление о смерти Арона Гольдштейна «Сашки-Музыканта из "Гамбринуса"». Константин Паустовский был одним из тех, кто прочёл объявление и искренне удивился, что покалеченный музыкант — не плод воображения автора. Паустовский даже побывал на похоронах «литературного героя» среди матросов, рыбаков, кочегаров, портовых воров, лодочников, грузчиков, водолазов, контрабандистов — посетителей кабака «Гамбринус» и по совместительству персонажей рассказа Куприна.
В 1915 году издательство, опубликовавшее «Яму» Куприна, было привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий». Большая часть читателей и критиков также подвергли осуждению новое произведение автора, которое знакомило с жизнью проституток в российских публичных домах. Современникам автора казалось неприемлемым то, что в «Яме» Куприн не только не осуждал, но даже сочувствовал этим женщинам, приписывая большую часть вины за их падение обществу.
Куприн всегда считал «Олесю» одним из лучших своих произведений, хотя и соглашался с Антоном Чеховым , который называл её «юношески-сентиментальной и романтической вещью». Эта повесть входит в цикл «Полесских рассказов», написанный автором под впечатлением от красоты Полесья, где он проходил службу. Наблюдая за бытом и нравами местных крестьян, Куприн решил написать историю трагической любви прекрасной девушки-колдуньи и молодого городского барина.
Александр Иванович Куприн
Повести и рассказы
Предисловие
Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в уездном городке Наровчате Пензенской губернии. Отец его, коллежский регистратор, умер в тридцать семь лет от холеры. Мать, оставшись одна с тремя детьми и практически без средств к существованию, отправилась в Москву. Там ей удалось устроить дочерей в пансион «на казенный кошт», а сын поселился вместе с матерью во Вдовьем доме на Пресне. (Сюда принимались вдовы военных и гражданских лиц, прослуживших на благо Отечества не менее десяти лет.) В шесть лет Саша Куприн был принят в сиротское училище, четыре года спустя – в Московскую военную гимназию, затем в Александровское военное училище, а после был направлен в 46-й Днепровский полк. Таким образом, юные годы писателя прошли в казенной обстановке, строжайшей дисциплине и муштре.
Его мечта о вольной жизни сбылась только в 1894 году, когда после отставки он приехал в Киев. Здесь, не имея никакой гражданской профессии, но чувствуя в себе литературный талант (еще кадетом он опубликовал рассказ «Последний дебют»), Куприн устроился репортером в несколько местных газет.
Работа давалась ему легко, писал он, по собственному признанию, «на бегу, на лету». Жизнь, словно в компенсацию за скуку и однообразие юности, теперь не скупилась на впечатления. В следующие несколько лет Куприн многократно сменяет место жительства и род деятельности. Волынь, Одесса, Сумы, Таганрог, Зарайск, Коломна… Чем только он не занимается: становится суфлером и актером в театральной труппе, псаломщиком, лесным объездчиком, корректором и управляющим имением; даже учится на зубного техника и летает на аэроплане.
В 1901 году Куприн переезжает в Петербург, и здесь начинается его новая, литературная жизнь. Очень скоро он становится постоянным автором известных петербургских журналов – «Русское богатство», «Мир Божий», «Журнал для всех». Один за другим выходят рассказы и повести: «Болото», «Конокрады», «Белый пудель», «Поединок», «Гамбринус», «Суламифь» и необыкновенно тонкое, лирическое произведение о любви – «Гранатовый браслет».
Повесть «Гранатовый браслет» была написана Куприным в период расцвета Серебряного века в русской литературе, который отличался эгоцентричным мироощущением. Писатели и поэты много писали тогда о любви, но она была для них больше страстью, чем высшей чистой любовью. Куприн, несмотря на эти новые тенденции, продолжает традицию русской литературы XIX века и пишет повесть о совершенно бескорыстной, высокой и чистой, настоящей любви, которая идет не «напрямую» от человека к человеку, а через любовь к Богу. Вся эта повесть – замечательная иллюстрация гимна любви апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Что нужно герою повести Желткову от своей любви? Он ничего не ищет в ней, он счастлив только оттого, что она есть. Сам Куприн заметил в одном письме, говоря об этой повести: «Ничего более целомудренного я еще не писал».
Любовь у Куприна вообще целомудренна и жертвенна: герой более позднего рассказа «Инна», будучи отвергнутым и отлученным от дома по непонятной ему причине, не пытается отомстить, забыть поскорее возлюбленную и найти утешение в объятиях другой женщины. Он продолжает любить ее все так же самозабвенно и смиренно, и все, что ему нужно, – просто увидеть девушку, хотя бы издали. Даже получив, наконец, объяснение, а вместе с тем узнав, что Инна принадлежит другому, он не впадает в отчаяние и негодование, а, напротив, обретает покой и умиротворение.
В рассказе «Святая любовь» – все то же возвышенное чувство, объектом которого становится недостойная женщина, циничная и расчетливая Елен а. Но герой не видит ее греховности, все помыслы его настолько чисты и невинны, что он просто не в состоянии заподозрить дурного.
Не проходит и десяти лет, как Куприн становится одним из самых читаемых авторов России, а в 1909 году получает академическую Пушкинскую премию. В 1912-м выходит его собрание сочинений в девяти томах как приложение к журналу «Нива». Пришла настоящая слава, а с ней стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Однако благополучие это длилось недолго: началась Первая мировая война. Куприн устраивает в своем доме лазарет на 10 коек, его жена Елизавета Морицовна, бывшая сестра милосердия, ухаживает за ранеными.
Принять Октябрьский переворот 1917-го Куприн не смог. Поражение Белой армии он воспринял как личную трагедию. «Я… склоняю почтительно голову перед героями всех добровольческих армий и отрядов, полагавших бескорыстно и самоотверженно душу свою за други своя», – скажет он позднее в своем произведении «Купол Святого Исаакия Далматского». Но самое страшное для него – изменения, произошедшие с людьми в одночасье. Люди «зверели» на глазах, теряли человеческий облик. Во многих своих произведениях («Купол Святого Исаакия Далматского», «Обыск», «Допрос», «Пегие лошади. Апокриф» и др.) Куприн описывает эти страшные изменения в человеческих душах, происходившие в послереволюционные годы.
В 1918 году Куприн встретился с Лениным. «В первый и, вероятно, последний раз за всю жизнь я пошел к человеку с единственной целью – поглядеть на него», – признается он в рассказе «Ленин. Моментальная фотография». Тот, кого он увидел, был далек от образа, который навязывала советская пропаганда. «Ночью, уже в постели, без огня, я опять обратился памятью к Ленину, с необычайной ясностью вызвал его образ и… испугался. Мне показалось, что на мгновение я как будто бы вошел в него, почувствовал себя им. „В сущности, – подумал я, – этот человек, такой простой, вежливый и здоровый, гораздо страшнее Нерона, Тиберия, Иоанна Грозного. Те, при всем своем душевном уродстве, были все-таки людьми, доступными капризам дня и колебаниям характера. Этот же – нечто вроде камня, вроде утеса, который оторвался от горного кряжа и стремительно катится вниз, уничтожая все на своем пути. И при том – подумайте! – камень, в силу какого-то волшебства, – мыслящий! Нет у него ни чувства, ни желаний, ни инстинктов. Одна острая, сухая, непобедимая мысль: падая – уничтожаю“».
Спасаясь от разрухи и голода, охвативших послереволюционную Россию, Куприны уезжают в Финляндию. Здесь писатель активно работает в эмигрантской прессе. Но в 1920 году ему и его семье снова приходится переезжать. «Не моя воля, что сама судьба наполняет ветром паруса нашего корабля и гонит его в Европу. Газета скоро кончится. Финский паспорт у меня до 1 июня, а после этого срока будут позволять жить лишь гомеопатическими дозами. Есть три дороги: Берлин, Париж и Прага… Но я, русский малограмотный витязь, плохо разбираю, кручу головой и чешу в затылке», – писал он Репину. Вопрос с выбором страны помогло решить письмо Бунина из Парижа, и в июле 1920 года Куприн с семьей переезжает в Париж.
Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в уездном городке Наровчате Пензенской губернии. Отец его, коллежский регистратор, умер в тридцать семь лет от холеры. Мать, оставшись одна с тремя детьми и практически без средств к существованию, отправилась в Москву. Там ей удалось устроить дочерей в пансион «на казенный кошт», а сын поселился вместе с матерью во Вдовьем доме на Пресне. (Сюда принимались вдовы военных и гражданских лиц, прослуживших на благо Отечества не менее десяти лет.) В шесть лет Саша Куприн был принят в сиротское училище, четыре года спустя – в Московскую военную гимназию, затем в Александровское военное училище, а после был направлен в 46-й Днепровский полк. Таким образом, юные годы писателя прошли в казенной обстановке, строжайшей дисциплине и муштре.
Его мечта о вольной жизни сбылась только в 1894 году, когда после отставки он приехал в Киев. Здесь, не имея никакой гражданской профессии, но чувствуя в себе литературный талант (еще кадетом он опубликовал рассказ «Последний дебют»), Куприн устроился репортером в несколько местных газет.
Работа давалась ему легко, писал он, по собственному признанию, «на бегу, на лету». Жизнь, словно в компенсацию за скуку и однообразие юности, теперь не скупилась на впечатления. В следующие несколько лет Куприн многократно сменяет место жительства и род деятельности. Волынь, Одесса, Сумы, Таганрог, Зарайск, Коломна… Чем только он не занимается: становится суфлером и актером в театральной труппе, псаломщиком, лесным объездчиком, корректором и управляющим имением; даже учится на зубного техника и летает на аэроплане.
В 1901 году Куприн переезжает в Петербург, и здесь начинается его новая, литературная жизнь. Очень скоро он становится постоянным автором известных петербургских журналов – «Русское богатство», «Мир Божий», «Журнал для всех». Один за другим выходят рассказы и повести: «Болото», «Конокрады», «Белый пудель», «Поединок», «Гамбринус», «Суламифь» и необыкновенно тонкое, лирическое произведение о любви – «Гранатовый браслет».
Повесть «Гранатовый браслет» была написана Куприным в период расцвета Серебряного века в русской литературе, который отличался эгоцентричным мироощущением. Писатели и поэты много писали тогда о любви, но она была для них больше страстью, чем высшей чистой любовью. Куприн, несмотря на эти новые тенденции, продолжает традицию русской литературы XIX века и пишет повесть о совершенно бескорыстной, высокой и чистой, настоящей любви, которая идет не «напрямую» от человека к человеку, а через любовь к Богу. Вся эта повесть – замечательная иллюстрация гимна любви апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Что нужно герою повести Желткову от своей любви? Он ничего не ищет в ней, он счастлив только оттого, что она есть. Сам Куприн заметил в одном письме, говоря об этой повести: «Ничего более целомудренного я еще не писал».
Любовь у Куприна вообще целомудренна и жертвенна: герой более позднего рассказа «Инна», будучи отвергнутым и отлученным от дома по непонятной ему причине, не пытается отомстить, забыть поскорее возлюбленную и найти утешение в объятиях другой женщины. Он продолжает любить ее все так же самозабвенно и смиренно, и все, что ему нужно, – просто увидеть девушку, хотя бы издали. Даже получив, наконец, объяснение, а вместе с тем узнав, что Инна принадлежит другому, он не впадает в отчаяние и негодование, а, напротив, обретает покой и умиротворение.
В рассказе «Святая любовь» – все то же возвышенное чувство, объектом которого становится недостойная женщина, циничная и расчетливая Елен а. Но герой не видит ее греховности, все помыслы его настолько чисты и невинны, что он просто не в состоянии заподозрить дурного.
Не проходит и десяти лет, как Куприн становится одним из самых читаемых авторов России, а в 1909 году получает академическую Пушкинскую премию. В 1912-м выходит его собрание сочинений в девяти томах как приложение к журналу «Нива». Пришла настоящая слава, а с ней стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Однако благополучие это длилось недолго: началась Первая мировая война. Куприн устраивает в своем доме лазарет на 10 коек, его жена Елизавета Морицовна, бывшая сестра милосердия, ухаживает за ранеными.
Принять Октябрьский переворот 1917-го Куприн не смог. Поражение Белой армии он воспринял как личную трагедию. «Я… склоняю почтительно голову перед героями всех добровольческих армий и отрядов, полагавших бескорыстно и самоотверженно душу свою за други своя», – скажет он позднее в своем произведении «Купол Святого Исаакия Далматского». Но самое страшное для него – изменения, произошедшие с людьми в одночасье. Люди «зверели» на глазах, теряли человеческий облик. Во многих своих произведениях («Купол Святого Исаакия Далматского», «Обыск», «Допрос», «Пегие лошади. Апокриф» и др.) Куприн описывает эти страшные изменения в человеческих душах, происходившие в послереволюционные годы.
В 1918 году Куприн встретился с Лениным. «В первый и, вероятно, последний раз за всю жизнь я пошел к человеку с единственной целью – поглядеть на него», – признается он в рассказе «Ленин. Моментальная фотография». Тот, кого он увидел, был далек от образа, который навязывала советская пропаганда. «Ночью, уже в постели, без огня, я опять обратился памятью к Ленину, с необычайной ясностью вызвал его образ и… испугался. Мне показалось, что на мгновение я как будто бы вошел в него, почувствовал себя им. „В сущности, – подумал я, – этот человек, такой простой, вежливый и здоровый, гораздо страшнее Нерона, Тиберия, Иоанна Грозного. Те, при всем своем душевном уродстве, были все-таки людьми, доступными капризам дня и колебаниям характера. Этот же – нечто вроде камня, вроде утеса, который оторвался от горного кряжа и стремительно катится вниз, уничтожая все на своем пути. И при том – подумайте! – камень, в силу какого-то волшебства, – мыслящий! Нет у него ни чувства, ни желаний, ни инстинктов. Одна острая, сухая, непобедимая мысль: падая – уничтожаю“».
Спасаясь от разрухи и голода, охвативших послереволюционную Россию, Куприны уезжают в Финляндию. Здесь писатель активно работает в эмигрантской прессе. Но в 1920 году ему и его семье снова приходится переезжать. «Не моя воля, что сама судьба наполняет ветром паруса нашего корабля и гонит его в Европу. Газета скоро кончится. Финский паспорт у меня до 1 июня, а после этого срока будут позволять жить лишь гомеопатическими дозами. Есть три дороги: Берлин, Париж и Прага… Но я, русский малограмотный витязь, плохо разбираю, кручу головой и чешу в затылке», – писал он Репину. Вопрос с выбором страны помогло решить письмо Бунина из Парижа, и в июле 1920 года Куприн с семьей переезжает в Париж.
Однако ни долгожданного покоя, ни благополучия не наступает. Здесь они всем чужие, без жилья, без работы, одним словом – беженцы. Куприн занимается литературной поденщиной. Работы много, но оплачивается она невысоко, денег катастрофически не хватает. Своему старому другу Заикину он сообщает: «…остался голый и нищий, как бездомная собака». Но еще сильнее, чем нужда, его изматывает тоска по родине. В 1921 году он пишет писателю Гущику в Таллин: «…нет дня, чтоб я не вспоминал Гатчину, зачем я уехал. Лучше голодать и холодать дома, чем жить из милости у соседа под лавкой. Хочу домой…» Куприн мечтает вернуться в Россию, но боится, что там его встретят как предателя Родины.
Постепенно жизнь наладилась, однако ностальгия осталась, только «потеряла остроту и стала хронической», – писал Куприн в очерке «Родина». «Живешь в прекрасной стране, среди умных и добрых людей, среди памятников величайшей культуры… Но все точно понарошку, точно развертывается фильма кинематографа. И вся молчаливая, тупая скорбь о том, что уже не плачешь во сне и не видишь в мечте ни Знаменской площади, ни Арбата, ни Поварской, ни Москвы, ни России, а только черную дыру». Тоска по утраченной счастливой жизни слышится в рассказе «У Троице-Сергия»: «Но что же я могу с собою поделать, если прошлое живет во мне со всеми чувствами, звуками, песнями, криками, образами, запахами и вкусами, а теперешняя жизнь тянется передо мною как ежедневная, никогда не переменяемая, надоевшая, истрепленная фильма. И не в прошедшем ли мы живем острее, но глубже, печальнее, но слаще, чем в настоящем?»
Александр Иванович Куприн; Российская империя, Пензенская губерния; 26.08.1870 – 25.08.1938
Одной из наиболее значимых фигур в русской литературе начала 20 века, безусловно, является Александр Куприн. Творчество этого писателя было по достоинству оценено не только российскими, но и мировыми критиками. Поэтому множество его произведений входят в классику мировой литературы. Во многом благодаря этому Куприна читают и сейчас, а лучшим тому доказательством является высокое место этого автора в нашем рейтинге .
Смерть в 1904 году наносит Куприну огромную боль. Ведь с этим писателем Куприн был знаком лично. Но он не останавливает своей литературной деятельности. Первый большой успех к Александру Куприну приходит после выхода повести «Поединок». Благодаря этому Куприна читать становится все более популярным, а автор пытается противостоять упадочным настроениям общества своими новыми рассказами.
После революции Куприн не принял новой власти. И хотя сначала он пробовал сотрудничать и даже издавал газету для деревни – «Земля», но все равно был арестован. После трех дней тюрьмы переехал в Гатчин, где и вступил в ряды Северо-Западной армии, боровшейся против большевиков. Так как для несения воинской службы Александр Куприн был уже достаточно стар, то занимается выпуском газеты «Приневский край». После поражения армии вместе с семьей эмигрировал во Францию.
В 1936 году Александру Куприну поступило предложение вернуться на Родину. Воспользовавшись советом , с которым Бунин вел переписку, Куприн согласился. В 1937 году он возвращается в СССР, а еще через год умирает от тяжелой болезни, всего один день, не дожив до своего 68-летия.
Популярность читать книги Куприна сейчас настолько высока, что это позволило многим книгам автора быть представленными в наших рейтингах. Так в рейтинге представлено сразу пять произведений автора. Наиболее же популярно читать «Ю-ю» и «Гранатовый браслет». Именно с этими двумя произведениями автор представлен в нашем рейтинге . Все это позволяет сказать, что Куприна читать все также актуально, как и пол века назад. Хотя не малую роль в этом сыграли школьники, для которых читать повести Куприна обязательно согласно школьной программы.
Вся жизнь и творчество А.И. Куприна были посвящены цели увидеть весь мир и написать об этом, для чего он много путешествовал по России и сменил множество профессий. И, соответственно, литературное творчество писателя отличается разнообразием тем и поднимаемых вопросов. После поездки по Донецкому бассейну он написал свою известную повесть "Молох"; она стала показательной в русской литературе того времени, поскольку Куприн затронул в ней тему развивающегося русского капитализма. Одним из первых он представил на суд читателя бесчеловечность и жестокость промышленного переворота, показав массовые протесты рабочих против эксплуатации человека.
С 1898 г. Куприн начал публиковать целую серию повестей о любви. Они преисполнены лирики, патетики, нежности, размышлений авторских и конкретных героев. По большей части Куприн писал о любви "бескорыстной, самоотверженной, не ждущей награды".
Романтичен и печален рассказ "Гранатовый браслет". Писатель показал себя мастером в изображении реальных обстоятельств, он поселил необыкновенную любовь в душе простого, заурядного человека, и она смогла противостоять миру обыденности и пошлости. И этот дар поднял его выше всех остальных героев рассказа, даже выше самой Веры, которую полюбил Желтков. Она холодна, независима и спокойна, но это не просто состояние разочарованности в себе и окружающем мире. Любовь Желткова, такая сильная и при этом изящная, пробуждает в ней чувство тревоги – это внушает ей подаренный гранатовый браслет с "кровавыми" камнями. Она подсознательно сразу же начинает понимать, что такой любви не выжить в современном мире. И проясняется это ощущение только после гибели Желткова, который послушно "исчез" по требованию Тугановского.
Это необыкновенное чувство не получило ответа, и даже свидание их было "неправильным" – Вера прощалась с прахом влюбленного в нее молодого человека. Но именно тогда поняла она все невысказанное: на его лице она увидела "умиротворенное выражение", с горечью осознав, "что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее".
Вера честно исполняет последнюю волю, завещание умершего – послушать сонату Бетховена. В описании этой сцены чувствуются религиозные мотивы; внутреннее просветление Веры напоминает церковное покаяние. Она раскаивается во всей своей жизни, обрекая себя на дальнейшие мучения; фраза "Да святится имя твое!" пройдет как наказание с ней до конца жизни.
Не менее прекрасна повесть "Олеся". Здесь мы видим качественно другое изображение любви, но чувство это столь же сильно, как и во всем творчестве Куприна. В этом произведении писатель художественно обрисовал свою мечту о жизни в согласии и даже слиянии с природой, о нравственных истоках чистоты. Его героиня проста и вместе с тем таинственна, неизвестно, откуда она пришла и куда исчезла. Потеря Олеси для Ивана Тимофеевича означала поистине трагедию: вместе с ней он потерял и то, что спасало его от пороков цивилизации, которые ее, жившую в лесу, не затронули. Подчеркивая рождение и существование этой чудесной любви в лесу, Куприн говорит о тесной связи ее с природой, для него это естественное и природное чувство. В понимании Куприным счастья и любви, возможно, присутствует несколько детская наивность, но разве это умаляет прелесть созданных им сюжетов?..
Кардинально отличается от вышеуказанных произведений повесть "Поединок". На первый взгляд, здесь затронуты проблемы армии, кризиса в царской России. Мы видим и озлобленных солдат, и жестоких офицеров. Главным героем, подобно Чехову, Куприн делает слабого человека, страдающего от происходящего вокруг безобразия. Ромашов находится в "периоде созревания души", и каждый удар оказывается для него трагедией. Присутствует здесь и традиционная для писателя любовная линия – именно возлюбленная Ромашова, Шурочка Николаева, наносит главному герою решающий удар, будучи неотъемлемой частью презираемой ею окружающей морали.
Любовь в изображении Куприна разнообразна, это и смутное ее ожидание, и любовная тоска, счастье и неудачи, трагический исход – но всегда она естественна и реальна, как бы подсмотрена писателем из жизни.