Над златом чахнет Кащей или Кощей? Кащей бессмертный

30.04.2019

Откуда происходит имя Кощея? Каковы связи сказочного персонажа со славянской мифологией?

Великий чародей и царь, который обладал недюжинной силой, мог превращать людей в камни или деревья, а иногда в неприятных земноводных - змей или лягушек. Его богатства были неисчислимы, его царство было царством тьмы и смерти, и мало кто из его врагов оставался в живых. А те герои, которым все-таки удавалось победить Кощея, практически никогда не действовали в одиночку. Всегда находились другие маги, волшебные звери или люди, которые помогали одолеть Кощея, но не в честной битве, а с помощью волшбы. В честном поединке победить Кощея было невозможно - ведь недаром его называли Бессмертным.

Сказки описывают Кощея как высокого высохшего старика, а порой и вовсе как скелет. И уже сам вид его явственно свидетельствует о том, что Кощей был существом темным, связанным со смертью. Об этом же говорят сказочные присловья, которыми описывается его появление: "Кощей на что ни взглянет - все вянет, Кощей на скот - скот дохнет, Кощей на траву - трава сохнет". Конь Кощея тоже выглядел как скелет и олицетворял собой мор домашнего скота. Сам Кощей был увенчан короной и вооружен мечом, что говорит о нем как о царе и воине. Кроме того, в сказках он рисуется как обладатель несметных богатств. О богатстве Кощея говорит и его имя. В древнерусском слово "кошь" обозначало "стан", "обоз", а главу обоза и хранителя казны называли "кошевым".

Впрочем, относительно этимологии имени Кощея существует немало версий. Кто-то говорит, что не надо мудрствовать и следует обратиться к самому простому варианту, согласно которому имя Кощей тесно связано со словом "кость" и отражает внешний облик этого демонического персонажа. Кто-то считает, что этимология Кощеева имени тесно связана со словом, которое все реже встречается в современном русском языке - словом "костить", то есть ругать, бранить.

Кто-то считает, что нужно обратиться к историческим корням имени Кощей. И тогда оказывается, что в XII веке слово "кощей" означало раба, пленника. Подтверждение тому можно найти в памятнике древнерусской литературы - в "Слове о полку Игореве". Там князь Игорь, попав в плен к половецкому хану Кончаку, садится "в седло кощеево". Кроме того, сожалея о проигрыше в битве с половцами, автор "Слова" говорит, что если славянские князья бы объединились, то тогда кощей, то есть угнанный в рабство пленник, стоил бы по резане (а резанью называли мелкую монету).

Действительно, в сказках нередко рассказывается о том, как главный герой (обычно Иван-Царевич) находит Кощея, запертого в подвале. Тот начинает жаловаться, что десять лет не ел ни крошки и не пил ни капли, и уговаривает Ивана принести ему воды. Выпив 10 ведер, Кощей разрывает цепи, ломает стальные решетки и сбегает из плена, чтобы начать чинить разнообразные козни. Между тем, поглощение воды в таких немыслимых объемах в русских сказках приписывается персонажам двух типов. Первый тип - это богатыри, былинные персонажи, наделенные огромной силой. В драке они легко справляются с противниками - махнут рукой налево, и вместо стены противников улица, махнут направо - переулочек. Голоса у богатырей были оглушительными. Спали они долго и крепко, пили, как и было сказано, ведрами.

Сила и эпизод с десятью ведрами воды дает повод задуматься: а может, Кощей тоже был богатырем - просто злым? Эту версию порой выбирают авторы современного славянского фэнтези. Так, в одной из сегодняшних обработок легенды о Кощее говорится о том, что когда-то он был великим богатырем, но затем попал в плен. Его на десятилетия заточили в темницу, где подвергали жестоким пыткам, из-за чего он утратил разум, но не утратил силы. В результате Кощей рисуется сумасшедшим маньяком, которого, впрочем, впоследствии останавливает другой богатырь. Интересная интерпретация, однако Кощей все-таки не был безумцем. Напротив, скорее злым гением, знатоком темных искусств, способным превращать врагов в зверей, камни или деревья, а также самому превращаться - в ворона, например.

Второй тип существ, которым русские сказки приписывали способность поглощать воду ведрами, были змеи. Те самые, с которыми постоянно сражались богатыри. В славянской традиции у змей было много голов, они могли дышать огнем и часто нападали на людей - сжирали их, а девушек воровали и брали в жены. Облик Кощея начисто лишен змеиных черт, он вполне антропоморфный, но воровство чужих невест за ним неоднократно подмечалось (собственно, это главная причина, по которой герой обычно идет с Кощеем сражаться).

Есть и еще одна вещь, которая связывает Кощея с мифологическими змеями. Змей как символ представлен в легендах множества народов. Часто он представляет собой доброе начало и связывается с плодородием и землей. Но у него есть и темная, хтоническая сторона, связанная с мраком и хаосом. В этом случае змей восстает против света и олицетворяет собой всю тьму, которая только может пробудиться в человеке. Хтонический змей имеет доступ к подземному миру, царству мертвых и их магии.

В этом смысле Кощей змеям более чем близок. Может, он как раз и представляет собой существо, в котором тьма пробудилась в полной мере? Или же он похож на древнегреческого Аида, бога подземного царства и умерших? Ведь практически ни в одной сказке нет упоминания о подданных Кощея, а какой же без них царь? Царство Кощеево упоминается неоднократно, а вот жители его - нет. Не исключено, что жителей там как раз и не было - были мертвые, и Кощей сидел на троне царства мертвецов, откуда периодически совершал набеги на царство живых.

Есть еще несколько моментов, которые наводят на мысль о сходстве Кощея с мифологическими змеями. И все они связаны с тем, как Кощея можно победить. Первая версия менее известна: в одной из сказок (она называется "Марья Моревна") Кощей погибает из-за коня - от удара копытом. Конь этот, правда, был непростой. Иван-Царевич достал его у Бабы Яги, чьи говорящие кони славились выносливостью и мудростью.

Противостояние змеи и коня - древний и распространенный сюжет. Змея - олицетворение тьмы, конь - олицетворение света и вообще известный солярный, то есть солнечный, символ. Противостояние змеи и коня в разные времена трактовалось по-разному. В религиозной традиции это могло быть противостояние христианства и язычества: оно нашло свое отражение, кстати, на гербе Москвы, где изображен всадник, чей конь топчет змея. Так и Кощей в сказке о Марье Моревне погибает от конских копыт, а его тело сжигают на костре - еще один огненный, солнечный знак.

Есть и другая, более известная, версия о том, как можно было погубить Кощея - достать яйцо, в котором спрятана игла, где заключена смерть чародея. Яйцо спрятано в зайце, заяц - в утке, а утка живет где-то далеко в океане. Яйцо - это универсальный мифопоэтический символ, который встречается у народов Европы, Индии, Китая, Индонезии, Австралии и Африки. У многих племен существовала легенда, что мир появился из яйца. Змеи также появляются из яиц, кроме того, в арийской мифологии неоднократно встречается упоминание о гигантском змее, на свернутых кольцах которого покоиться мировой океан и весь мир вообще. То есть, пускаясь в погоню за яйцом и отправляясь на поиски к океану, главный герой, сражающийся с Кощеем, идет в какое-то особенное измерение, к истокам мироздания, чтобы победить то, что олицетворяет собой Кощей - смерть. И делается это все ради спасения невесты, то есть ради любви.

Самому Кощею в любви катастрофически не везло. Нет ни одной русской сказки, в которой похищенная девушка ответила бы ему взаимностью. Бывало, что они притворялись, но только для того, чтобы выведать секреты и помочь главному герою извести Кощея. Тому снискать любовь красавиц не получалось никак - не помогали ни власть, ни богатство. То ли страшная внешность, то ли сам факт похищения и насилия отвращали пленниц от Кощея, и тот нередко превращал их в змей (как в сказке "Царевна-змея"), лягушек (безумно популярная сказка "Царевна-лягушка") и других несимпатичных животных.

В общем, в любви Кощею не везло. Возможно, потому, что ему было просто не положено. Происхождение не позволяло. Некоторые считают, что сказочный образ Кощея восходит к древнеславянскому божеству Чернобогу. Имя Чернобога упоминается в ряде летописей, но уже после принятия Русью христианства. Его, если верить дошедшей до наших дней информации, называли еще и Кощеем, или Черным змеем, а повелевал он умершими и царством тьмы, также был богом холода, уничтожения, смерти и зла.

Откровенно говоря, рассуждать о древнеславянской мифологии и верованиях очень сложно. Письменных источников не осталось. Борьба с язычеством, которая началась на Руси после принятия христианства, привела к тому, что знания о славянских божествах практически не сохранились. Правда, славянские божества умудрились "прорасти" в христианских святых, что само по себе забавно. Так, бог Велес, покровитель скотоводства, сросся со святым Власием (тут помогло и созвучие имен, и то, что Власию приписывали умение управлять животными). Образ Перуна-громовержца частично соединился с образом пророка Илии (об этом говорит поверье о том, что когда гром гремит, то это Илья-пророк на своей колеснице по небу разъезжает).

Святому Касьяну, с которым сросся Кощей, очень не повезло. Сращение произошло по созвучию, а также по совпадению праздников. По некоторым данным, день Чернобога славяне отмечали в конце февраля, и на конец февраля же выпадает день святого Касьяна Римлянина (если по старому стилю). Касьян был современником Иоанна Златоуста и многое сделал для распространения христианства. Однако на Руси про него чего только ни придумывали. Так, говорили, что по пути в рай святой Касьян отказался помочь мужику вытащить телегу из грязи, и в наказание за это Господь повелел ангелу три года подряд бить святого Касьяна молотом, а на четвертый год, високосный, отпускать.

Касьяна считали злым, и даже звание святого не спасало. Ему приписывали отвратительную внешность. Так, говорили, что у него косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом. Его называли Касьяном Немилостливым, Касьяном Завистником, Касьяном Грозным, Касьяном Скупым. А день памяти святого Касьяна отмечали один раз в четыре года, 29 февраля, приговаривая: "Пришел Касьян, пошел хромать да на свой лад все ломать". А все Кощей Бессмертный виноват - это явно его зловещая тень лежала на невинном римском святом.

Впоследствии образ Кощея трансформировался, стал не таким пугающим. Во многом это заслуга кинематографа, снимавшего детские сказки. После того как Кощея несколько раз сыграл замечательный комический артист Георгий Милляр, этого персонажа часто начали изображать пусть и зловредным, но смешным. Эту же традицию продолжили другие прекрасные артисты, такие как Александр Филиппенко и Олег Табаков.

В иностранных фильмах и комиксах Кощей по-прежнему страшный: как один из персонажей он мелькает в американском комиксе "Хеллбой" (Hellboy) и в британском сериале "Доктор Кто" (Doctor Who). Ну и, само собой, страшным Кощей остается в самих сказках, которые читают детям на ночь. Там он по-прежнему могущественное олицетворение зла, которое, впрочем, неизменно терпит поражение со стороны сил добра.

Кощей Бессмертный - популярный персонаж славянских сказок, былин и народных сказаний. Правильно его называть - Кащей.

По традиции, изображается чаще всего как злой чародей, негативный персонаж, который просит людям проблемы. Он представал стариком, причем очень тощим, иногда даже живым скелетом.

Образ Кощея

В народных сказках Кощей Бессмертный появляется либо как царь и злой колдун - иногда верхом на волшебном коне, который мог говорить на человеческом языке, а иногда - пешим.

Это тощий старик, почти скелет. Кощей предстает как повелитель всего Подземного мира, очень скупой - он очень обожает все свое золото и не желает делиться ним с кем-бы то ни было.

Способности Кощея

Большинство сказок доказывают, что Кощей - очень могущественный колдун, который обладает большим арсеналом сверхспособностей. К примеру, Кощей может принимать облик диких животных, и чаще всего превращается в черную ворону. Однако несмотря на способности перевоплощения, Кощей не любит обращаться в животных - более всего он любит оставаться в своем собственном облике: худого старца, но очень могущественного.

Убить Кощея просто так невозможно, ибо жизнь колдуна спрятана на конце игры, а та находиться в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, ну а заяц сидит в запертом сундуке. И только разломав иглу можно уничтожить Кощей - в остальном же он полностью неуязвим.

Изначально - в первых сказках о Кощее его вообще не мог никто победить, так как просто не знал о существовании волшебного яйца и иглы. В последних же сказках о игле прознали, и Кощей даже несколько раз погибал.

Демонстраций силы Кощей в сказках достаточно много и все они прекрасно демонстрируют его возможности. К примеру, ему без проблем удалось превратить Ивана Царевича в обычный орех, а целое царство - в камень. Умеет Кощей, как и большинство персонажей русских сказок, сражаться на мечах. Его любимое оружие - полуторный меч и никто не владеет им лучше злого колдуна

Где живет Кащей

Кащей живет в замке или дворце, царство его находится за тридевять земель - на краю света. Чтобы туда добраться, износишь не одну пару железных сапог. Кощей бессмертный - царь золота и серебра, жемчуга.

Кащей бессмертный в сказках

В русских народных сказках данный персонаж всегда выступает как главный противник доброго персонажа. Кощей похищает прекрасных принцесс, непокорных превращает в животных. Например, царевна лягушка.

Одним из главных врагов Кощея Бессмертного является другая достаточно сильная колдунья - Бага-Яга. Конечно, ее сила не достигает уровня Кощей, но она довольно часто берет участие в свержении Бессмертного. К примеру, именно Бага-Яга рассказала Ивану Царевичу секрет погибели Кощея. В редких случаях Кощей и Бага-Яга находятся на одной стороне баррикад. Заклятыми врагами Кощея всегда были богатыри, однако в большинстве сказок они всегда становятся жертвами темного колдуна, так как не знают способа убить Кощея, в отличии от Ивана Царевича.

Не все русские народные сказки наделены только положительными персонажами. Некоторые герои наводят страх и ужас на маленьких детей. Стоит вспомнить уродливую старуху , заманивавшую в свой домик на курьих ножках девочек и мальчиков, которые прямиком отправлялись в печь. В зловещем лесу можно встретить , а в озере обитают русалки. Красавицы с рыбьим хвостом – вовсе не добрые существа, каких мы привыкли видеть на картинках, ибо они кидаются на людей, ловят их и щекочут до смерти.

Кроме того, в дремучих лесах стоит остерегаться мистического персонажа Кощея Бессмертного, который предстает в образе злого чародея. Не повезет тому, кто окажется в его царстве! Этот старик, вечно чахнущий над златом, привлек внимание известных художников, режиссеров, мультипликаторов и литературной диаспоры. Стоит только вспомнить картину мастера фольклорной живописи «Кощей Бессмертный», чтобы понять, насколько ужасен этот старик.

Образ и внешность

Откуда пришел Кощей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. Первые считают, что владельца меча и обладателя сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Вторые говорят, что Бессмертный «списывался» с германского мифического правителя Одина. Третьи же уверены, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями.


Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. В основном любители кино и литературы привыкли представлять Кощея в образе худого старика в темном костюме, из которого торчат кости. Его кожа настолько бледна и натянута, что видны очертания черепа и глазные впадины. Лицо чародея украшают хмурые брови и крючковатый нос. Порой и вовсе Бессмертного рисовали как скелета. В любом случае, его внешний вид связан с темнотой и смертью, недаром говорится:

«Кощей на что ни взглянет – все вянет. Кощей на скот – скот дохнет, Кощей на траву – трава сохнет».

Во многих рассказах упоминается, что Кощей является пленником, который 300 лет пробыл в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями.

Принято выделять три ипостаси Бессмертного. В первой группе рассказов старик предстает в облике царя, обладающего магическими способностями и владеющего несметными богатствами. Чаще всего у Кощея есть спутник – верный конь-скелет, олицетворяющий мир домашнего скота. Но иногда он появляется и без него.


Главная цель героя заключается в том, чтобы похитить красавиц и расквитаться с врагами: , Дубыней, Горыней и прочими богатырями. Девушкам, которые оказывались в плену худого волшебника, крупно не везло. Однако был случай, когда галантный кавалер Кощей обольстил барышню. По крайней мере, это демонстрируется в былине «Об Иване Годиновиче»: чародей посватался к черниговской княжне Марье Дмитриевичне, которая ответила взаимностью.

В других сказках Бессмертный упоминается как отец Чуд-юд, женатый на змеихе-ведьме. Кощей проводит свои дни праздно: лежит на кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают два десятка могучих богатырей. Таким образом, худощавый колдун чем-то напоминает из одноименной повести .


Также Кощея можно увидеть в виде старика, которому авторы дали такую характеристику: «сам с ноготь, борода с локоть». Герой живет в избушке на курьих ножках. Этот образ демонстрируют сказки «Зорька, Вечорка и Полуночка», «Медведко», «Горыня» и некоторые другие произведения народного творчества.

Сила

Кощей – весьма профессиональный колдун, которому позавидуют и из «Гарри Поттера». Причем темный волшебник подходит к своим магическим преступлениям весьма оригинально.

За примерами далеко ходить не надо. В сказке «Елена Прекрасная» он обратил своего заклятого врага Ивана-царевича в орех, превратил красавицу в царевну-лягушку, а другую барышню – в змею. А в истории об «Иване Сосновиче» колдун расквитался с целым царством, превратив его жителей в каменные глыбы.


Кстати, если увидите в лесу огромного черного ворона, то, возможно, это Кощей Бессмертный перевоплотился в гордую птицу из стихотворения .

Кощея можно назвать счастливчиком, ведь свою силу он черпает из обыкновенной воды. Когда старик выпил три ведра воды, поднесенные Иваном-царевичем, он без труда разорвал двенадцать цепей и освободился из подземелья. Однако у властителя трона есть и слабые стороны. Убить его не просто, но можно:

«Смерть Кощея на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет».

Однако в сказке о Марье Моревне старик, обладающий бессмертием, пал от волшебного коня Ивана, который ударил чародея копытом и размозжил ему голову. Далее Иван сжег несчастного на костре, а пепел пустил по ветру. В другой вариации сказки царевич добивает своего заклятого врага палицей.

Фильмография и актеры

Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представим несколько известных картин с участием именитых актеров.

«Кащей Бессмертный» (1944)

«После дождичка в четверг» (1985)

В 1985 году режиссер Михаил Юзовский презентовал сказку по мотивам либретто . Сюжет рассказывает о том, как после дождичка в четверг царь Авдей стал отцом: супруга родила ему мальчика. В тот же день ключница Варвара тоже родила первенца, а в капусте был обнаружен новорожденный подкидыш.


Всех мальчиков назвали Иванами, а владелец короны велел воспитывать их вместе. Однако ключница решила действовать хитростью: в царскую люльку положила своего сына, а остальных отдала разбойникам. Прошло 20 лет, и два Ивана решили освободиться от оков и сразить Кощея Бессмертного. Роль колдуна досталась , который поработал с Геннадием Фроловым, и .

«На златом крыльце сидели» (1986)

Волшебная сказка Бориса Рыцарева рассказывает про двух королей-соседей – Федота и Амфибрахия. Но последний монарх словно провалился сквозь землю, а королева не смогла справиться с государственными делами в одиночку. Поэтому повелительница начала размышлять о том, как бы отдать свою дочь Алену замуж на выгодных условиях. Сердце девушки покорил Иван-царевич, которому пришлось сразиться с Кощеем Бессмертным.


Любителя злата сыграл Виктор Сергачев, а его коллегами были , и .

«Книга мастеров» (2009)

В 2009 году вышел первый российский фильм в сотрудничестве с кинокомпанией «Walt Disney Pictures». Режиссером выступил Вадим Соколовский. История рассказывает о том, что Каменная Княжна, заточенная в башне, скоро выберется на свободу, и миру настанет конец. По случайному стечению обстоятельств, роль вершителя судьбы людей достается Ивану, которому придется столкнуться с Кощеем Бессмертным.


В актерский состав картины вошли

0 Если вы живёте в России, то прекрасно осведомлены о таком сказочном персонаже, как Кощей Бессмертный , самом ужасном существе из восточнославянских легенд. Имя "Кощей " происходит от славянского слова «кость», и это указывает на то, что это создание тощее или очень костлявое. Мифы о Кощее в основном встречаются на восточнославянских землях, и исследователи видят в нём ассоциацию со славянским богом Смерти или колдуном-морозом, способным принести смерть и холод любому, кто ему противостоит. На нашем ресурсе вы сможете найти ещё много полезной информации, например расшифровки уличного сленга или жаргона модников. Добавьте данный сайт сайт к себе в закладки, чтобы всегда иметь доступ к нужной и полезной инфе.
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне бы хотелось указать вам на парочку интересных публикаций по тематике религии и культов. Например, кто такая Баба Яга , узнайте о Славянских богинях кратко; кто такой бог Перун , что означает слово Отшельник и т. п.
Итак, продолжим, Кощей Бессмертный, значение?

Кощей Бессмертный - это злой чародей, а смерть его сокрыта, в нескольких вложенных друг друга вещах и магических животных. В некоторых легендах он принимает образ царя или даже всадника на чёрном говорящем скакуне. Зачастую похищает женщин, а именно невесту главного персонажа сказки. Внешне выглядит, как скелет или высокий либо худой старик. Обычно представляется злопамятным, вредным и жадным.

Кто на самом деле Кощей Бессмертный?

В современном подходе к этому вопросу некоторые учёные не воспринимают его как злодея, а видят воплощённую в нём силу природы. Другими словами, не обязательно, чтобы он был всегда злым. Тем не менее в разных русских мифах Кощей считается мощным колдуном мороза, с коварным умом и не очень хорошими намерениями. В нескольких разных сказках он превращает людей в грецкий орех или даже обращает целые королевства в камни. Поэтому народные легенды все ещё видят в нем злого персонажа. Как старый хитроумный волшебник в сказках, он, как правило, обязан развивать свою деятельность вокруг молодых хорошеньких девушек, где он пытается соблазнить их и завоевать любовь с помощью магии или даже грубой силы. В своей неудаче и ярости он даже проклинает этих молодых девушек превращая их в животных, например в лягушек, змей и другую неприятную живность.

Почему он назван «Бессмертным»?

Кощей известен, как бессмертное существо, и одна из сказок раскрывает его, описывая: "Смерть Кощея далеко: за морем, за океаном есть остров; на острове том дубы, под дубами закопан сундук; в сундуке закрыт заяц; в зайце - утка; в утке - яйцо, а яйцо - это смерть его". Многие исследователи видели в этой «матрёшке» интерпретацию модели вселенной: вода (море, океан), земля (остров), растения (дуб), животные (кролик), птица (утка) и дуб - «мировое дерево». Другими словами, вы можете убить Кощея, только уничтожив сам мир.
В христианской интерпретации Кощей рассматривается, как «грех», похищенная девушка, как «человеческая душа», а герой, который противостоит Кощею, как «праведный дух». Смерть Кощея рассматривается, в качестве очищения человека от греха, причём эти легенды со временем эволюционировали.

Легенда о князе Иване и Кощее Бессмертном

Одна из легендарных историй, в которых упоминается данное злое существо - это "Кощей и Ивана Царевич ". Молодой Иван после смерти своих родителей вскоре оказался в полном одиночестве. И загрустил ещё больше, после того, как три его родные сестры ушли к мужчинам, которые решили позаботиться о них. Иван решил отыскать своих сестёр и по пути встретил свою будущую жену, Марью Моревну, женщину-воина. Прошли годы, эти двое поженились и жили добра наживали в доме Марьи, но однажды началась великая война. Марья, как дева-воин, направилась на войну и оставила Ивана одного, чтобы он позаботился о доме. Она попросила его, только не открывать один конкретный шкаф, потому что там было нечто личное. Прошло некоторое время, и поскольку Иван был достаточно любопытен, он открыл тот самый запретный шкаф. Ему очень хотелось увидеть то, что Марья от него скрывала. В этом шкафу он нашёл старика, привязанного к стене двенадцатью цепями. Старик был слабым и в ужасном состоянии, и он попросил Ивана дать ему воды и еды, иначе он умрёт от голода и жажды. Иван, будучи добрым человеком, дал ему несколько бочек с водой. Всего через несколько минут после того, как старый мужчина напился, его мышцы и тело стало восстанавливаться. И через некоторое время до Ивана дошло, что перед ним находится сам Кощей Бессмертный. Теперь полностью восстановленный и бодрый, Кощей оказался достаточно силён, чтобы вырваться из вбитых в стену цепей, и гневаясь сказал, что похитит Марью.
Опасаясь, что он испортил отношения с Марией, и полностью осознавая угрозу Кощея её похитить, Иван решает отправиться в спасательную экспедицию, чтобы найти её и спасти. В последующих событиях Иван несколько раз догонял Кощея, но тот его постоянно убивал. К счастью для Ивана, у него все ещё были три сестры, вышедшие замуж за волшебников, которые возрождали Ивана каждый раз, когда тот погибал.
В конце концов Иван узнал от одной из своих сестёр, что самый быстрый конь может быть получен от старой Бабы Яги, страшной колдуньи с крючковатым носом. После успешного выполнения нескольких заданий от

Кощей (Кащей) Бессмертный - один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. Уже только эпитет «Бессмертный» заставляет опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.

1. Тайна имени

Мы до сих пор не знаем точное происхождения имени «Кощей». Самая распространенная версия - имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека - сегодня не в моде в среде лингвистов. Современные исследователи русского фольклора больше склоняются видеть корни злодея либо нижнелужицком kostlar (заклинатель), либо в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее). Другие ученые считают, что слово «кощей» на других славянских языках переводится как кожа, шея, кости. Так, на сербский «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенский и на польский — «шея» (словен. kitami, польск. chudzielec).

2. Кто такой Кощей?

Как ни странно до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие - русскую версию германского бога Одина, третьи - просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.

3. Преступления Кощея

В русских сказках Кощей предстает весьма способным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Сам, злодей предпочитает оборачиваться вороном.

4. Неуспешный дамский угодник

Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

5. Кощей Галантный

Правда, был случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.

6. Как убить Кощея

В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце - смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб - «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.

7. Где живет Кощей и есть ли у него родственники.

Дочерью Кощея выступает Василиса (от греч. basilissa — царица) Премудрая (она же Царевна-Лягушка), в другой версии отец Василисы Премудрой Морской Царь. Образ «морских царей» восходит к образу sea-king — германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков (от готов до викингов), которые происходили из Скандинавии. Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие.

8. Христианская трактовка Кощея

Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка — человеческую душу, а Иван Царевич - дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.