Молдавский певец методие бужор. Звезда шоу «Голос» Методие Бужор рассказал, как сделать женщину счастливой. Фото из личного архива Методие Бужора

22.06.2019

Несмотря на то, что молдавский певец Методие Бужор уже давно известен в Австрии, Германии, Италии, где он выступал на подмостках оперной сцены, российский зритель узнал его сравнительно недавно, но уже в качестве эстрадного исполнителя. Уйти из оперы Методие решил после встречи с Муслимом Магомаевым, с которым его познакомила Елена Образцова. В мир шоу-бизнеса он попал уже зрелым состоявшимся артистом, и поэтому с пониманием относится ко всем его отрицательным сторонам. К тому же, он всегда чувствует поддержку своей семьи - жена Митодие Бужора Наталья тоже музыкант, вокалистка, но сейчас она оставила певческую карьеру, потому что с мужем они решили, что два исполнителя на одну семью, это уж слишком.

На фото — Методие Бужор

Они познакомились на конкурсе Елены Образцовой, проходившем в Санкт-Петербурге. Наталья увидела Бужора из зрительного зала, а после выступления вместе с подругами пришла к нему за кулисы, чтобы поздравить. Певец влюбился в нее с первого взгляда. Будущая жена Методие Бужора была студенткой пианистки, аккомпанировавшей певцу. Несмотря на то, что Методие был сильно смущен, он успел раздобыть телефон приглянувшейся ему девушки, но на все звонки и просьбы о встрече Наталья отвечала отказом, потому что была сильно занята.

Звонок от нее раздался перед самым отъездом певца, когда конкурс уже окончился, а он стал его лауреатом. Позвонив, Наталья предложила Бужору показать ему город. Несмотря на то, что он был несколько обижен прошлыми отказами девушки, на ее предложение остаться так и не смог ответить отказом. Методие поменял билет и не пожалел об этом. Эта экскурсия по Санкт-Петербургу запомнилась ему надолго, но он почти не слушал рассказы Натальи, потому что все его мысли были заняты другим. Когда будущая жена Методие Бужора на первом же их свидании услышала от него предложение руки и сердца, то, не раздумывая, согласилась выйти за него замуж.

Всего через неделю они расписались. Наталья ни разу не пожалела, что приняла предложение Методие, потому что он по особенному относится ко всем женщинам, а к ней особенно. Певец считает, что их счастье полностью зависит от мужчин - они должны уважать женщин, восхищаться ими, и только тогда их спутницы станут по-настоящему женственными и счастливыми.

Музыкальная деятельность Методие Бужора начиналась с выступлений на сценах лучших оперных театров Европы. Несмотря на успех, он сменил свой жанр, пополнив ряды эстрадных певцов. За это время в творческой биографии артиста произошло немало событий, которые способствовали развитию его карьеры.

Уже несколько лет Методие живет в Санкт-Петербурге, где становится постоянным участником многочисленных концертов и фестивалей, проходящих в городе. У певца есть немало фанатов, которые не пропускают его сольные выступления, состоящие каждый раз из нового репертуара.

Большая семья и нелегкий путь к музыке

Методие родился в 1974 году в Кишиневе, Молдавская ССР. Семья была многодетной: кроме будущего певца, подрастали также трое его братьев. Его родители не имеют отношения к творческому миру: отец работает инженером-изобретателем, а мама – специалист в области медицины. Несмотря на это, они всегда с удовольствием пели. Свое имя мальчик получил не случайно, так как Методие означает «упорядоченный».


На фото Методие Бужор в эфире шоу “Голос”

Он с ранних детских лет проявлял музыкальные и вокальные способности, но после окончания школы пошел учиться в Аграрный университет, где изучал биологиею и генетику. Получить музыкальное образование ему помог случай. Бужора и его брат пришли на день рождения к их общему другу, который учился в консерватории, и решили спеть гостям. Тогда то именинник и посоветовал им получить музыкальное образование. Юноша испытал немало трудностей, так как не умел читать по нотам и писать диктанты, однако, он сумел достичь своей цели, став студентом Кишинёвской академии музыки имени Гавриила Музическу.

Карьера оперного певца и смена музыкального жанра

В 2000 году Методие окончил учебу и уехал в Москву, где стал выступать на сцене театра «Новая опера». Исполняя партии в таких операх, как «Риголетто», «Евгений Онегин», «Мария Стюарт» и многих других, молодой человек продемонстрировал свой талант. Одержав победу на конкурсе, Бужор был приглашён петь в Мариинский театр, а позднее и в Лейпцигский оперный театр, исполняя партии в различных спектаклях. Его оперная деятельность в то время была оценена по достоинству: певец становился неоднократно лауреатом многих международных конкурсов.

В 2007 году ему предоставилась возможность лично пообщаться с Муслимом Магомаевым, после чего молодой человек решил сменить жанр, выбрав эстрадное пение. С 2009 года он начал выступать на концертах и музыкальных фестивалях в Санкт-Петербурге, а затем стал участником в программе «ДОстояние РЕспублики», посвященной творчеству Муслима Магомаева. В 2012 году Ме­то­дие пригласили на шоу «Голос», который стал для него стартом в карьере. Благодаря своей песне «Ска­жи­те, де­вуш­ки», он попал к Алек­сандру Град­ско­му, но в дальнейшем выбыл из кон­кур­са.

После завершения конкурса певец принял участие в телепроекте «Две звезды», а также совершил концертный тур по многочисленным го­ро­дам Рос­сии и При­бал­ти­ки. С 2016 года песни для него стал писать мол­дав­ский ком­по­зи­то­р Ва­ле­ни­ти­н Узу­н.

Личная жизнь: семья и рождение дочери

«Я !»

Волочкова вызывает умиление

Женился через неделю после знакомства

38-летний певец Методие Бужор ворвался в российский шоу-бизнес внезапно. Оперный исполнитель, выросший в Молдавии, выступавший на подмостках лучших театров Австрии, Германии, Италии, случайно оказался в Петербурге, который изменил жизнь Бужора. Методие ушел в эстраду. Сначала им восхищались как «вторым Муслимом Магомаевым», теперь он и сам - в статусе знаменитости. О своей карьере Методие рассказал «МК».

Эфир Первого канала, где Бужор участвует в проектах «Голос», «Две звезды» с Анастасией Волочковой, мгновенно катапультировал петербуржца к славе - теперь у него сотни почитателей, а особенно - почитательниц, по всей стране. Методие Бужор рассказал «МК» в Питере» о своем восхождении, о первой любви и о том, как сделать женщину счастливой.

Вы ушли из оперы после встречи с Муслимом Магомаевым. Расскажите, как вы познакомились?

Когда я только вернулся из Германии, Елена Образцова (в то время руководитель труппы Михайловского театра), послушала меня и говорит: «Методие, ты так сильно стал похож на Муслима, давай я вас познакомлю!» Дала мне его телефон. Я звонил, но у него всегда включался автоответчик. Тогда я оставил ему сообщение, и через неделю у меня дома раздался звонок. От одного «Здравствуйте» у меня перехватило дыхание - я сразу понял: это Муслим Магомаев. Он пригласил на встречу. Тамара Ильинична (Синявская - вдова Магомаева. – Ред.) предупредила, что у нас будет всего 10 минут, так как в этот день телевизионный канал снимал про него фильм.

Муслим сел за рояль, мы музицировали, пели: «А вот эту песню знаешь?!», «А вот послушай новую!» В итоге мы пропели полтора часа! Тамара Ильинична потом говорила: «Что вы с ним сделали, вы снова вернули его к жизни!» Знакомство с Муслимом Магомаевым окончательно утвердило меня в моем решении уйти из оперы – я понял, что нельзя быть слугой двух господ. Сердце одно, его невозможно разорвать.

В 36 лет вы начали все с чистого листа.

Все говорят, что это не возраст для серьезных перемен. Но для меня настал важный момент в жизни: я хотел быть собой. Я не спрашивал себя: что скажут коллеги или музыкальные критики. Сегодня форма бытия разделилась на «модно» или «не модно». Ты в формате или не в формате! А кто это определяет? Чем руководствуются? Корейский парень, поющий «гагнам стайл», изначально был «неформатом», его проекту пророчили провал. Но он делал то, во что верил, и он победил! В конце концов «формат» подстроился под него. Для меня сейчас это важно: не столько пытаться кому-то нравиться, сколько быть собой.

Волочкова вызывает умиление

Уже несколько лет как вы «в шоу-бизнесе». Какие впечатления от этого мира?

Я всегда задавался вопросом, что такое шоу-бизнес. Сейчас, когда сам в него забрался, увидел, что здесь есть суровые правила. Но я стараюсь делать то, что близко моему сердцу, и очень счастлив, когда публика принимает и понимает мое творчество, мое настроение, когда зрители в унисон проживают со мной песню. Работать надо не в тягость – тогда будет успех. Я не хочу «одеваться в образ», хочу быть таким, какой есть. И мне комфортно, и людям будет проще меня понимать.

Но вы работаете бок о бок с «акулами» шоу-бизнеса. Вот и вашу партнершу по шоу «Две звезды» Анастасию Волочкову часто обвиняют в фальши.

Не согласен с такой оценкой. Настя - необычный человек, до сих пор я не смог ее раскрыть. К желанию Насти казаться профессиональной певицей я отношусь с умилением. Я призываю и Настю, и всех забыть, что ты на сцене, забыть о камере. Есть только ты и твоя молитва, твоя песня. Нельзя молиться с фальшью – тебя не услышат. От нас ждут шоу, но все-таки мне хочется, чтобы однажды те, кто ожидает скандалов, почувствовали нашу молитву и сказали «вот это да!»

Как вы думаете – что я отвечу! (Смеется.) Кстати, насчет одежды – по уверениям дизайнеров, у меня хороший вкус, переодевать меня не надо.

Я никогда не был покорным. Со школьной скамьи я был дерзким парнем и много спорил. Когда еще был солистом Михайловского театра, к нам прилетела ставить «Паяцы» Лилиана Кавани. Нам сказали с ней не спорить, делать так, как она хочет, потому что она «фурия». И вот она мне велела: сделай так. А я спросил «почему?» Она очень удивилась: «Ты единственный артист, который спросил у меня почему».

Не боитесь с таким отношением потерять телеэфир?

Поверьте, я уже прошел эти медные трубы, эти испытания славой - в оперном искусстве все то же самое. Я попал в мир шоу-бизнеса довольно зрелым человеком. Кроме того, очень дорожу ценностями, которым меня учила семья. Я из церковной семьи, мой брат - священник. И никогда не забываю своих корней, они всегда во мне. Помню свое происхождение, помню старый дуб, на который залезал в детстве, наш виноградник… В этом моя сила. У каждого человека есть свой мир, в который он может погрузиться. Когда ты на сцене - между залом и тобой нет никого. Есть только ты и публика, которая всегда чувствует и видит твою искренность, открытость, честность либо твою фальшь.

Сейчас на сцене вы пытаетесь возродить советскую эстраду. Но ведь песни Магомаева нельзя петь вечно, есть ли достойные новые композиции?

Не надо бояться возвращаться обратно, можно дать новое дыхание старым произведениям. Из нового – ищу стихи со смыслом, но настоящих поэтов все меньше и меньше. Иногда сам пишу стихи к песням. Например, недавно смотрел фильм: по сюжету пожилой мужчина оставляет в больнице свою жену, возвращается домой, а там все кажется пустым без нее. Я представил его чувства… Так сложилась песня «Если ты ушла».

Женился через неделю после знакомства

Вы когда-то прилетели в Петербург на пару дней, а остались здесь навсегда. Почему?

Я прилетел на конкурс Елены Образцовой, и Петербург встретил меня мрачным, слякотным, серым. Я думал, что останусь здесь всего на 2-3 дня. А теперь не могу представить своей жизни без Петербурга. Может, это символично, может, это было мне предначертано, потому что мой дед воевал, дошел до Ладоги, был сильно ранен. И я, как его преемник, должен был вернуться сюда…

Эти два дня в Петербурге решили многое. Ведь на том самом питерском конкурсе вы и познакомились со своей будущей женой?

Да, я пел на сцене, а она сидела в зале. Потом вместе с подругами зашла за кулисы поздравить меня с хорошим выступлением. А я увидел ее – и у меня сразу екнуло сердце. Ведь никогда не стеснялся девушек, обычно они стеснялись моего взгляда, а тут я первый раз с юности – засмущался. Но когда опомнился, ее уже не было, она так быстро исчезла! Я стал выяснять, кто это, - оказалось, студентка пианистки, которая мне аккомпанировала. Но, даже раздобыв ее телефон, я дня три не мог с ней увидеться. Она все время была занята. Потом я стал лауреатом конкурса и собирался уезжать. Но в последний день буквально перед отъездом она позвонила: «Вы не хотите посмотреть город?» А я уже немного обиженный сказал, что «вообще-то уезжаю». «Так останьтесь, я вам город покажу», - предложила она. Я поменял билет, и мы встретились. Помню, как гуляли, как она что-то рассказывала, стоя на мосту. Светило сумасшедшее солнце, которое иногда так неожиданно появляется в городе. Я ее почти не слушал и только спросил: «Ты станешь моей женой?» Она так просто сказала «да» - и продолжила что-то говорить об истории города. Через неделю мы уже расписались!

До учебы в консерватории вы занимались генетикой, учились в аграрном университете, писали научные труды, ставили эксперименты. А на девушек хватало времени?

Я был поздним мальчиком. Любая девушка сталкивалась с тем, что есть ранние и поздние мальчики. В «ранних» все влюбляются уже в 5-м классе. А поздние сидят на задней парте, такие неуклюжие, на них никто не обращает внимания. Я созрел как мужчина в самом последнем, 10-м классе. Моя фамилия переводится как «пион-цветок» - вот такой я был поздний пион, в последний момент раскрылся. Кроме того, в аграрном университете всего-то несколько девушек на весь поток… Только в консерватории я понял, что такое женское внимание. Вокруг меня были одни девушки. Да и с детства я не был избалован женским вниманием – вырос в мужской команде. У нас в семье пятеро мужчин: четыре брата и отец, в общем, полнейший патриархат. И все мы любим маму! Женщина для меня, в первую очередь, – это что-то ценное, незыблемое, ее нельзя обижать, ею можно только восторгаться.

Сейчас многие сокрушаются, что женщины перестали быть женственными, даже по сравнению с советским прошлым. Вы замечаете это?

Женщины должны находиться в состоянии весны – цвести и благоухать! Но их счастье всегда зависит от мужчин. Поэтому, когда мужчины станут уважать женщин, восхищаться ими, тогда они и получат ту самую женственность в ответ. Только мужчина может сделать женщину счастливой.

Эвелина Барсегян«Я женился через неделю после знакомства!»

38-летний певец Методие Бужор ворвался в российский шоу-бизнес внезапно. Оперный исполнитель, выросший в Молдавии, выступавший на подмостках лучших театров Австрии, Германии, Италии, случайно оказался в Петербурге, который изменил жизнь Бужора. Методие ушел в эстраду. Сначала им восхищались как «вторым Муслимом Магомаевым», теперь он и сам - в статусе знаменитости. О своей карьере Методие рассказал «МК».

Эфир Первого канала, где Бужор участвует в проектах «Голос», «Две звезды» с Анастасией Волочковой, мгновенно катапультировал петербуржца к славе - теперь у него сотни почитателей, а особенно - почитательниц, по всей стране. Методие Бужор рассказал «МК» в Питере» о своем восхождении, о первой любви и о том, как сделать женщину счастливой.

Вы ушли из оперы после встречи с Муслимом Магомаевым. Расскажите, как вы познакомились?

Когда я только вернулся из Германии, Елена Образцова (в то время руководитель труппы Михайловского театра), послушала меня и говорит: «Методие, ты так сильно стал похож на Муслима, давай я вас познакомлю!» Дала мне его телефон. Я звонил, но у него всегда включался автоответчик. Тогда я оставил ему сообщение, и через неделю у меня дома раздался звонок. От одного «Здравствуйте» у меня перехватило дыхание - я сразу понял: это Муслим Магомаев. Он пригласил на встречу. Тамара Ильинична (Синявская - вдова Магомаева. – Ред.) предупредила, что у нас будет всего 10 минут, так как в этот день телевизионный канал снимал про него фильм.

Муслим сел за рояль, мы музицировали, пели: «А вот эту песню знаешь?!», «А вот послушай новую!» В итоге мы пропели полтора часа! Тамара Ильинична потом говорила: «Что вы с ним сделали, вы снова вернули его к жизни!» Знакомство с Муслимом Магомаевым окончательно утвердило меня в моем решении уйти из оперы – я понял, что нельзя быть слугой двух господ. Сердце одно, его невозможно разорвать.

В 36 лет вы начали все с чистого листа.

Все говорят, что это не возраст для серьезных перемен. Но для меня настал важный момент в жизни: я хотел быть собой. Я не спрашивал себя: что скажут коллеги или музыкальные критики. Сегодня форма бытия разделилась на «модно» или «не модно». Ты в формате или не в формате! А кто это определяет? Чем руководствуются? Корейский парень, поющий «гагнам стайл», изначально был «неформатом», его проекту пророчили провал. Но он делал то, во что верил, и он победил! В конце концов «формат» подстроился под него. Для меня сейчас это важно: не столько пытаться кому-то нравиться, сколько быть собой.

Волочкова вызывает умиление

Уже несколько лет как вы «в шоу-бизнесе». Какие впечатления от этого мира?

Я всегда задавался вопросом, что такое шоу-бизнес. Сейчас, когда сам в него забрался, увидел, что здесь есть суровые правила. Но я стараюсь делать то, что близко моему сердцу, и очень счастлив, когда публика принимает и понимает мое творчество, мое настроение, когда зрители в унисон проживают со мной песню. Работать надо не в тягость – тогда будет успех. Я не хочу «одеваться в образ», хочу быть таким, какой есть. И мне комфортно, и людям будет проще меня понимать.

Но вы работаете бок о бок с «акулами» шоу-бизнеса. Вот и вашу партнершу по шоу «Две звезды» Анастасию Волочкову часто обвиняют в фальши.

Не согласен с такой оценкой. Настя - необычный человек, до сих пор я не смог ее раскрыть. К желанию Насти казаться профессиональной певицей я отношусь с умилением. Я призываю и Настю, и всех забыть, что ты на сцене, забыть о камере. Есть только ты и твоя молитва, твоя песня. Нельзя молиться с фальшью – тебя не услышат. От нас ждут шоу, но все-таки мне хочется, чтобы однажды те, кто ожидает скандалов, почувствовали нашу молитву и сказали «вот это да!»

Как вы думаете – что я отвечу! (Смеется.) Кстати, насчет одежды – по уверениям дизайнеров, у меня хороший вкус, переодевать меня не надо.

Я никогда не был покорным. Со школьной скамьи я был дерзким парнем и много спорил. Когда еще был солистом Михайловского театра, к нам прилетела ставить «Паяцы» Лилиана Кавани. Нам сказали с ней не спорить, делать так, как она хочет, потому что она «фурия». И вот она мне велела: сделай так. А я спросил «почему?» Она очень удивилась: «Ты единственный артист, который спросил у меня почему».

Не боитесь с таким отношением потерять телеэфир?

Поверьте, я уже прошел эти медные трубы, эти испытания славой - в оперном искусстве все то же самое. Я попал в мир шоу-бизнеса довольно зрелым человеком. Кроме того, очень дорожу ценностями, которым меня учила семья. Я из церковной семьи, мой брат - священник. И никогда не забываю своих корней, они всегда во мне. Помню свое происхождение, помню старый дуб, на который залезал в детстве, наш виноградник… В этом моя сила. У каждого человека есть свой мир, в который он может погрузиться. Когда ты на сцене - между залом и тобой нет никого. Есть только ты и публика, которая всегда чувствует и видит твою искренность, открытость, честность либо твою фальшь.

Сейчас на сцене вы пытаетесь возродить советскую эстраду. Но ведь песни Магомаева нельзя петь вечно, есть ли достойные новые композиции?

Не надо бояться возвращаться обратно, можно дать новое дыхание старым произведениям. Из нового – ищу стихи со смыслом, но настоящих поэтов все меньше и меньше. Иногда сам пишу стихи к песням. Например, недавно смотрел фильм: по сюжету пожилой мужчина оставляет в больнице свою жену, возвращается домой, а там все кажется пустым без нее. Я представил его чувства… Так сложилась песня «Если ты ушла».

Женился через неделю после знакомства

Вы когда-то прилетели в Петербург на пару дней, а остались здесь навсегда. Почему?

Я прилетел на конкурс Елены Образцовой, и Петербург встретил меня мрачным, слякотным, серым. Я думал, что останусь здесь всего на 2-3 дня. А теперь не могу представить своей жизни без Петербурга. Может, это символично, может, это было мне предначертано, потому что мой дед воевал, дошел до Ладоги, был сильно ранен. И я, как его преемник, должен был вернуться сюда…

Эти два дня в Петербурге решили многое. Ведь на том самом питерском конкурсе вы и познакомились со своей будущей женой?

Да, я пел на сцене, а она сидела в зале. Потом вместе с подругами зашла за кулисы поздравить меня с хорошим выступлением. А я увидел ее – и у меня сразу екнуло сердце. Ведь никогда не стеснялся девушек, обычно они стеснялись моего взгляда, а тут я первый раз с юности – засмущался. Но когда опомнился, ее уже не было, она так быстро исчезла! Я стал выяснять, кто это, - оказалось, студентка пианистки, которая мне аккомпанировала. Но, даже раздобыв ее телефон, я дня три не мог с ней увидеться. Она все время была занята. Потом я стал лауреатом конкурса и собирался уезжать. Но в последний день буквально перед отъездом она позвонила: «Вы не хотите посмотреть город?» А я уже немного обиженный сказал, что «вообще-то уезжаю». «Так останьтесь, я вам город покажу», - предложила она. Я поменял билет, и мы встретились. Помню, как гуляли, как она что-то рассказывала, стоя на мосту. Светило сумасшедшее солнце, которое иногда так неожиданно появляется в городе. Я ее почти не слушал и только спросил: «Ты станешь моей женой?» Она так просто сказала «да» - и продолжила что-то говорить об истории города. Через неделю мы уже расписались!

До учебы в консерватории вы занимались генетикой, учились в аграрном университете, писали научные труды, ставили эксперименты. А на девушек хватало времени?

Я был поздним мальчиком. Любая девушка сталкивалась с тем, что есть ранние и поздние мальчики. В «ранних» все влюбляются уже в 5-м классе. А поздние сидят на задней парте, такие неуклюжие, на них никто не обращает внимания. Я созрел как мужчина в самом последнем, 10-м классе. Моя фамилия переводится как «пион-цветок» - вот такой я был поздний пион, в последний момент раскрылся. Кроме того, в аграрном университете всего-то несколько девушек на весь поток… Только в консерватории я понял, что такое женское внимание. Вокруг меня были одни девушки. Да и с детства я не был избалован женским вниманием – вырос в мужской команде. У нас в семье пятеро мужчин: четыре брата и отец, в общем, полнейший патриархат. И все мы любим маму! Женщина для меня, в первую очередь, – это что-то ценное, незыблемое, ее нельзя обижать, ею можно только восторгаться.

Сейчас многие сокрушаются, что женщины перестали быть женственными, даже по сравнению с советским прошлым. Вы замечаете это?

Женщины должны находиться в состоянии весны – цвести и благоухать! Но их счастье всегда зависит от мужчин. Поэтому, когда мужчины станут уважать женщин, восхищаться ими, тогда они и получат ту самую женственность в ответ. Только мужчина может сделать женщину счастливой.

Методие Бужор - имя непривычное для русского слуха. Как оказалось, имя певца - это вариант имени Мефодий, что означает «упорядоченный». По словам самого артиста, имя как нельзя кстати подходит к его характеру: он любит, чтобы все было правильно и профессионально. А фамилия с балканского означает «пион». В Молдавии она считается очень благородной, так как пион - это символ страны - знак жизни и весны.


Методие родился в Кишиневе 9 июня 1974 года в семье медика и инженера-изобретателя. У его было еще три брата. В детстве мальчик был непоседой. Любил петь, но делал это настолько плохо, что окружающие просили его замолчать.

После окончания школы поступил в сельскохозяйственную академию. И здесь на четвертом курсе у него открылся певческий дар. Выяснилось это на дне рождения товарища, где Методие вместе с братом решили спеть. Друг, студент консерватории, предложил ему серьезно заняться музыкой. И Методие вместе со своим братом, имевшим тоже замечательный голос, поступили в музыкальную академию им. Гавриила Музыческу.

Будучи студентом Методие обнаружил у себя тягу к пению

Подготовка к экзаменам была очень сложной, ведь Бужор не умел читать по нотам и писать музыкальные диктанты. Благодаря своему усердию и целеустремленности к началу поступления он самостоятельно осилил данную науку и с блеском выдержал вступительные испытания.

Родители его выбор не приняли. Мама мечтала видеть его в кресле председателя колхоза. Она даже обращалась к ректору с просьбой отчислить сыновей. Но их выбор неожиданно поддержал отец, который тоже имел певческий талант.

Начало карьерного пути

После окончания академии Бужор уезжает в Москву и поступает на работу в театр «Новая опера». Там он исполняет партии в операх «Евгений Онегин», «Мария Стюарт», «Алеко», «Моцарт и Сальери». Дебютом в театре стала роль Спарафучиле в «Риголетто» Верди.

В 2001 году Бужор принял участие в конкурсе Е. Образцовой и получил первую премию. Это был громкий успех. Певца заметили не только в России, но и за рубежом. Сначала его пригласили в Мариинский театр, а затем В Германию, в Лейпцигскую оперу. Здесь он пел почти три года.

Начало певческой карьеры у певца было успешным

По возвращении в Россию, певец устроился в Михайловский театр оперы и балета в Петербурге. Он исполнял партии «Любовном напитке» Доницетти, «Паяцах» Леонкавалло, «Сельской чести» Масканьи.

Поворотный момент в карьере

Но в театре слишком много ограничений и реализоваться в полной мере у артиста не получается. Тогда, по совету Муслима Магомаева, Бужор переходит на эстраду. С народным артистом Методие познакомился благодаря Е. Образцовой в 2007 году.Они общались несколько часов и Методие другими глазами взглянул на эстраду. Он решил оставить оперу и ушел из театра. Песни Магомаева он включил в свой репертуар.

Начиная с 2009 года, певец стал выступать на фестивалях и концертах в Петербурге. Участвовал в программе, посвященной творчеству Муслима Магомаева. На этом концерте Методие сразил зрителей своим талантом. Его заметили, заинтересовались средства массовой информации. Стали появляться поклонники.

Важную роль в становлении певца сыграл Муслим Магомаев

Потрясающий певческий талант и природное обаяние помогли Бужору выиграть во многих международных конкурсах: в 2011 году в Барселоне, в 2002 г. в Румынии, в 2004 г. в Италии. Его деятельность была оценена по достоинству: Методие неоднократно становился лауреатом многих состязаний. А вот в российских конкурсах в финал ему выйти не удавалось.

Участие в телешоу

В 2012 году, после триумфального выступления в «Достоянии республики», Бужора пригласили в музыкальное телешоу «Голос».Он исполнял песню «Скажите девушки». До сих пор остается секретом, что подтолкнуло Методие на этот шаг, ведь он был уже сложившимся певцом и артистом и имел большую популярность в России и за ее пределами. Наставники обернулись все, пораженные силой его голоса. Методие выбрал команду Градского. Судьба решилась на втором этапе конкурса. И решил ее нелепый жребий. Градский не мог выбрать из двух талантливых артистов Бужора и Кунгурова и вынес вердикт, подбросив монету. Поступка Градского зритель не понял. Все были уверены в победе талантливого певца. Пресса негодовала от возмущения.

Но Методие не отчаялся. Более того, принял участие в популярном шоу «Две звезды». В дуэте с Анастасией Волочковой певец выбыл из конкурса. Вокальные способности балерины боле чем скромные: голос тихий и слабый. Методие не смог вытянуть Анастасию, и они получили низкую оценку. Их отношения на шоу получились натянутыми. Настя считала, что Методие не хотел ее поддерживать, а Бужор сокрушался по поводу того, что балерина совершенно не умет петь.

Бужор принимал участие во многих телешоу

В Твиттере, певец жаловался, что с партнершей ему очень не повезло: вокальных данных нет на репетиции не является. Да еще и скандальные слухи о ревности Бужора к Коле Баскову раздражали конкурсанта. Конфликт звезд начался уже на этапе выбора песни, когда Волочкова предложила петь Методие «Белые розы».

Но неудачи нисколько не повредили карьере певца. Напротив, его рейтинги и популярность только выросли. Как утверждает сам певец, участия в знаменитых телешоу были стартом, чтобы заявить о себе. Обид он ни на кого не держит, так как понимает, что нельзя, чтобы все дошли до финала.

Каждую свою песню Методие Бужор старается пережить

Сейчас Методие не поет в опере совсем. По его утверждению, нельзя работать в двух профессиях одновременно. Нужно выбирать одно поприще и на нем стремиться к успеху. Певца часто упрекают в том, что он сознательно копирует Муслима Магомаева. Но большинство зрителей все же воспринимают его как самобытного певца. Сравнением с Магомаевым только гордится. Ведь больше никого не сравнивают с великим баритоном. Бужор старается отдаваться музыке, как и Магомаев, всем сердцем.

После неудачного участия в «Двух звездах» певец отправился в гастрольный тур по городам России и Прибалтики. Он дал концерты более, чем в 70 городах. Через год Методие снова отправился в концертные поездки. А в 2016 году уже начал сотрудничество с известными музыкантами и композиторами. Сейчас песни для него пишет популярный молдавский композитор В. Узун. Очень красивые композиции записаны были в прошлом году с певицей Жасмин. А потом и с Сосо Павлиашвили.

Личная жизнь

Личная жизнь очень интересует поклонниц Методие. Он импозантный, привлекательный мужчина. Сам певец не любит посвящать общественность в свою личную жизнь. Но, тем не менее, о нем многое удалось узнать.

Методие очень романтичный человек. В будущую супругу влюбился с первого взгляда. Она пришла за кулисы, чтобы поздравить певца. Наталья, именно так зовут избранницу вокалиста, была студенткой пианистки, которая аккомпанировала Бужору на выступлении.

Он раздобыл ее телефон и неоднократно просил о встрече. Но на тот момент девушка была сильно занята и отказала Методие в свидании. Расстроенный, он собрался улетать, но тут раздался звонок от Натальи. Она предложила певцу показать город. Методие хоть и был несколько обижен, но поменял билет и ни разу не пожалел об этом.

Певец с женой Натальей

На первом же свидании, он сделал предложение возлюбленной. А девушка, не раздумывая, приняла его предложение. С тех пор они не расстаются. Регистрация брака произошла всего неделю спустя. В браке они счастливы, муж с большим почитанием и любовью относится к Наталье. В январе 2016 года она родила ему дочь. Счастливые родители называют долгожданную дочку «Божьей милостью», ведь она родилась накануне Рождества Христова. Супруги назвали девочку Катериной. Новоявленный отец мечтает о многодетной семье и очень рассчитывает, что жена подарит ему еще не одного ребенка.

Сейчас супруга Методие работает директором детского сада в Петербурге. И хотя сама выучилась на певицу, решила всю себя посвятить семье. Петь должен кто-то один. Вместе они прошли через много трудностей. Супруга понимает мужа с полуслова. Именно она поддержала певца. Когда в октябре 2016 года умерла его мама. Для Методие это было большой трагедией. Пришлось отменить концерт в Самаре. Поклонники отнеслись с пониманием и соболезновали певцу и его семье.

Методие Бужор (род. 9 июня 1974, Молдавия) – российский оперный и эстрадный певец.

Родился в Молдавии. В 2000 году закончил Кишиневскую академию музыки им. Гавриила Музическу. Дебютировал в труппе Московского театра Новая Опера в партии Спарафучили в опере «Риголетто» Джузеппе Верди. Выступал на именитых оперных площадках мира – в Мариинском театре (2002-2003), Лейпцигской опере (2003-2005), Михайловском театре (2008). Методие Бужор – лауреат многих Международных конкурсов.

В 2005 году в жизни Методие Бужора состоялось судьбоносное знакомство с Муслимом Магомаевым. И в 2009 году он принимает решение, которое полностью меняет его карьеру, – оставляет оперу, выбирая эстрадную песню.

Осенью 2012 Методие Бужор принял участие в программе «Голос» на Первом канале. А весной 2013 года в программе «Две звезды» на Первом канале, где партнершей Методие стала прима-балерина Анастасия Волочкова, с которой было записано 12 дуэтов.

В августе 2013 года Методие Бужор начал свой первый гастрольный тур «Воспоминания…» по 67 городам России. Одновременно с этим готовится к выпуску первый студийный альбом, выход которого планируется на зиму 2014 года.